19.06.2020

Ориентация на АТР. Как развивается малый и средний бизнес Дальнего Востока. Сколько земли можно получить? Бизнес в новых условиях


Из года в год население Сибири и Дальнего Востока редеет, только за 2012–2015 Дальневосточный федеральный округ (ДФО) потерял 90 тыс. человек. Если тенденция сохранится, осваивать богатейший регион страны станет некому, поэтому проект о безвозмездной раздаче земель Дальнего Востока стал законом в рекордные сроки. На каких условиях и кто может претендовать на участки в ДФО?

 

«Если не заселить Сибирь, мы ее неизбежно потеряем» (Эдуард Лимонов)

Минвостокразвития с сентября 2015 года разрабатывало проект, определяющий кто и как может получить землю на Дальнем Востоке бесплатно. Закон №119-ФЗ от 01.05.16 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, ...входящих в состав ДФО...» вступил в силу 01.06.16. Главная цель инициативы - остановить вымирание региона: привлечь население из других округов и удержать свое собственное. Закон предоставляет любому жителю страны в собственность безвозмездно 1 га земли на Дальнем Востоке с условием - освоение участка по назначению в течение 5 лет.

Зачем заселять Дальний Восток

Отток населения Западной Сибири и ДФО - итог внутренней миграции: трудоспособные граждане переселяются в более «хлебные», перспективные в плане деятельности и заработка европейские регионы страны. Сильнейшим центром притяжения россиян является Москва.

Статистика по Дальнему Востоку печальнее, чем у соседней Западной Сибири просто потому, что последний регион успешно восполняет народонаселение за счет мигрантов из ближних азиатских стран СНГ. Дальний Восток для узбеков, таджиков и киргизов неудобен и реально далек.

В Новосибирской области за 2015 год общий прирост населения на 80% был обеспечен миграционным приростом и лишь на 20% - естественным. При этом более трети мигрантов - въезжающие из СНГ, цифра растет ежегодно.

При этом ДФО - это богатейший регион России - леса, поля и реки, занимающие более трети площади страны.

На каждый квадратный километр Дальнего Востока приходится один житель. Ясно, что статистику портят малолюдные Чукотка и Якутия с неприветливым для проживания и почти любой деятельности климатом. Но даже после анализа территории и исключения «медвежьих углов» 23 % земель ДФО (140 млн га) признаны пригодными для освоения. Таким образом, 1,4 из 6,17 млн кв. км общей площади региона ждут хозяев.

Суть проекта: как получить гектар земли бесплатно

Кто может претендовать на дальневосточный гектар? Любой гражданин РФ однократно. По коллективной заявке (разрешены для групп до 10 граждан включительно) выдают участок из расчета 1 га на человека. Например, семья из 3-х человек сможет получить 3 гектара. С желающими получить землю заключается пятилетний договор безвозмездного пользования участком.

Как можно использовать полученный гектар? На любые законные цели. При этом сообщить о выбранном виде пользования (для создания личного подсобного или дачного хозяйства , индивидуального жилищного строительства (ИЖС), садоводства и т. д.) нужно в течение года с момента заключения договора безвозмездного пользования.

Стоит учесть, что из-за климатических, географических и прочих особенностей субъекты региона имеют разный экономический потенциал. Для организации производства и ведения сельского хозяйства наиболее благоприятны Хабаровский край, Амурская область, Еврейская автономная область, для туристического бизнеса и создания рекреационных зон - Сахалин, Камчатский край и Приморский.

Когда и какую землю можно оформить в собственность? Если участок за 5 лет безвозмездного пользования освоен по заявленному назначению, и в течение указанного срока пользователь не нарушал земельное/лесное законодательство (или вовремя устранял нарушения):

  • земли лесного фонда предоставляются в долгосрочную аренду (до 49 лет);
  • прочие предоставляются в собственность бесплатно в пределах 1 га на гражданина.

Статья 7 закона содержит 25 причин, по которым заявителю могут отказать в предоставлении участка. Так, невозможно получить землю, зарезервированную для государственных/муниципальных нужд или инвестпроектов, расположенную на территории традиционного природопользования коренных народов. Не подлежат раздаче участки в особых экономических зонах, зонах опережающего/территориального развития и т. д. В области сельского хозяйства ДФО нацелен на тесное сотрудничество с Северо-Восточным Китаем, поэтому часть земельных ресурсов региона «забронирована» под текущие и будущие совместные проекты.

Пока участки российским гражданам предоставляют лишь в девяти пилотных районах. Уже в октябре 2016 года остальные территории ДФО будут подключены к проекту, а с февраля будущего года дальневосточный гектар сможет получить каждый житель РФ.

Закон №119-ФЗ установил некоторые ограничения в отношении полученных участков. Во-первых, переданные в безвозмездное пользование, в собственность или аренду земли нельзя передавать иностранцам (гражданам и организациям) ни на каком основании (продажа, аренда и др.). Во-вторых, местные власти вправе исключить из раздачи территории населенных пунктов и вблизи них: в радиусе 10 км от пунктов с числом жителей свыше 50 тыс. человек и 20 км - с населением свыше 300 тыс. Скорее всего, бизнес придется организовывать вне инфраструктуры городов и поселков.

Дальневосточный гектар - за 5 шагов и 30 дней

Законом предусмотрено создание специальной информационной системы (ИС) под проект для проведения процедуры электронным способом. Новый ресурс - https://надальнийвосток.рф/ - позволяет получить участок удаленно, без выезда в ДФО.

Таблица 2. Процедура получения земли через ИС*

Действие

Зарегистрироваться на сайте https://beta.gosuslugi.ru/

Зайти с использованием полученных на шаге 1 логина и пароля на портал (ИС) https://надальнийвосток.рф/

В ИС выбрать на кадастровой карте участок - самостоятельно задать его границы, используя инструменты карты.

В ИС сформировать и отправить электронное заявление в уполномоченный орган (см. перечень на https://надальнийвосток.рф/), который в течение 20 рабочих дней должен решить: удовлетворить прошение или отказать. В первом случае в личный кабинет пользователя поступает договор о безвозмездном пользовании.

Подписать договор о безвозмездном пользовании земельным участком.

Узнайте, какие варианты господдержки для малого бизнеса предусмотрены в РФ.

Примеры из прошлого, или Фермерам не беспокоиться

По закону №119-ФЗ цели использования земель могут любыми, от ИЖС до организации любого бизнеса. Однако исходя из характера бизнес-планов, предложенных на сайте ИС , складывается впечатление, что на Дальнем Востоке ждут в первую очередь «освоителей» сельскохозяйственных земель и лесного фонда. Аграрная колонизация азиатской России не новое явление. Как это было организовано в прошлом?

Начиная со второй половины 19-го века, переселение в Западную и Восточную Сибирь происходило с переменным успехом и разной степенью участия государства:

  • немногочисленные и мало контролируемые властями случаи миграции крестьян за Урал в 1870-1890 гг. были связаны с отменой крепостного права и представляли собой самовольный захват земель;
  • оживление переселению придали начинания С. Ю. Витте в 1890-1906, государство предлагало выезжающим незначительную помощь;
  • самый результативный, хорошо организованный приток населения в Сибирь и Дальний Восток был инициирован П. А. Столыпиным и длился с 1906 по 1914 гг.

За период 1861-1905 в Сибирь (Западную и Восточную) мигрировали примерно 1,82 млн человек, за 1906-1914 - 3,04 млн (около 2% от количества жителей России), всего - 4,86 млн человек. Аграрная колонизация второй половины XIX и начала XX веков дала Центральной полосе Сибири более 3 млн жителей, Дальнему Востоку (Приморью и Приамурью) - около 500 тыс. жителей.

За 8 лет переселения по-столыпински в азиатской России обосновалось людей в 1,7 раза больше, чем за предшествующие 40 лет. Успех объясняется прекрасной организацией процесса и достаточным финансированием: размещением и устройством новоселов занималось Переселенческое управление, бюджет которого в 1914 году составил 30 млн рублей (в 1894 - меньше 1 млн).

Скоро на Дальнем Востоке каждый россиянин сможет получить свой гектар земли. В отличие от столыпинского, современный проект заселения ДФО не предусматривает ссуд на обустройство, льготного переезда, столыпинских вагонов для перевоза скота и скарба. Государство не будет формировать сеть переселенческих организаций на местах; не озадачивается предварительным межеванием, строительством дорог, новых больниц и школ, подведением коммуникаций; не организует склады с сельхозтехникой. Сегодня земля на Дальнем Востоке предлагается в состоянии «как есть», все прочее, необходимое для жизни и бизнеса в неосвоенном по сути регионе должно «нарасти» само.

Но главное отличие сегодняшней социальной инициативы правительства от проекта позапрошлого века - в площади выделяемых земель. Во времена интенсивного заселения Сибири (1906-1914) норма земли составляла 15-20 десятин на мужскую душу, т. е. 16-22 га (1 десятина = 1,09 га). Служилым людям, бывшим казакам и офицерам, предлагали 30-50 и 200 десятин соответственно. Другой век - другие агротехнологии? Посмотрим, сколько земли нужно для реализации современных проектов, бизнес-планы которых опубликованы в ИС.

Таблица 3. Необходимая площадь для организации фермерских, охотничьих и рыболовных хозяйств

Вид землепользования

Оптимальный субъект ДФО для реализации

Необходимая площадь земельного участка*

Создание рыболовного хозяйства

Хабаровский край

Создание охотничьего хозяйства

5 га плюс 50 арендованных га

Кролиководство

360 кв. м, без покосов

Питомник по выращиванию растений

Еврейская автономная область

Выращивание крупного рогатого скота (молочное производство)

Приморский край

3 га плюс 100 га, арендованных под покос

Выращивание клубники в открытом грунте

не указан

2-3 га (для смены поля в 1 га раз в три года)

Выращивание овец (мясное производство)

Амурская область

Выращивание коз (молочное производство)

не указан

1 га на начальном этапе, без покосов

* - В бизнес-планах указан минимум площади.

Таким образом, на 1-2 га реальны лишь проекты по созданию кроликофермы , питомника по выращиванию плодово-ягодных культур да ЛПХ. Развертывание остальных хозяйств требует более обширных территорий. Если принять во внимание хороший сельскохозяйственный потенциал части субъектов региона, то удивительна «прижимистость» закона в отношении к потенциальным фермерам. А ведь увеличение площадей наделов земли хотя бы до столыпинского минимума (15-20 га) могло не только сообщить проекту более «фермерскую» окраску, но и дать ощутимые результаты.

«Крестьянское хозяйство можно создать только на 30-50 гектарах. А на одном гектаре нельзя создать ничего, только китайские теплицы поставить сплошняком - тогда будет окупаться» (Герман Стерлигов)

Таким образом, разработчики проекта ставку на сельхозпроекты (по крайней мере, с участием российского МСБ) не делают, как не считают раздачу дальневосточных гектаров и мерой по активизации экономической активности региона. Экономическую отдачу от инициативы ожидают, но лишь в качестве отложенного эффекта. Озвученная цель принятого закона - повышение интереса россиян к Дальнему Востоку, т. е. привлечение «столичных жителей» поближе к Тихому океану.

По своим целям и перспективам для россиян запущенный проект довольно невнятен. Но камень брошен, посмотрим, какие будут круги на воде.

Государство в государстве или Дальневосточная республика - именно так неофициально называют восточносибирский регион и весь Дальний Восток. Правда, громкое название мало отражает действительность. Эти богатейшие природными ресурсами территории являются одними из наименее экономически развитых. При этом попытки «поднять» Дальний Восток не прекращаются.

В эпоху рыночной экономики главное условие экономического роста региона - хорошее функционирование его бизнес-сферы. Последняя попытка вдохнуть жизнь в эту область, создать новые рабочие места и сделать регион привлекательным для проживания была предпринята Правительством РФ в 2012 году. Указом президента было создано Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. Однако не прошло и года, а многие эксперты уже открыто заявляют - проект не приносит запланированных результатов. Вливание огромных денег не слишком меняет удручающую ситуацию.

Задача, не терпящая отлагательства

Дальний Восток - крупный экономический район, занимающий стратегически важное геополитическое положение для России. Вместе с тем по всем экономическим и социальным показателям Дальневосточный регион можно отнести не просто к проблемным территориям. Он находится в ситуации острейшего социально-экономического кризиса. Его глубина и масштабы всё отчетливее трансформируются в проблему национальной безопасности. В связи с этим проблема выбора стратегии экономического развития Дальнего Востока на ближайшую и особенно отдаленную перспективу является задачей, не терпящей отлагательства.

Бизнес-сектор Дальнего востока отличается высокой монополизацией и чрезвычайно узким уровнем развития сферы услуг. Как итог в этой сфере сегодня трудятся отечественные работники «узкоотраслевого» профиля и неквалифицированная рабочая сила - преимущественно мигранты. И это при достаточно высоком образовательном уровне местного населения.

Дальний Восток всегда обладал огромными имеющими экспортную ценность природными ресурсами, добыча которых требует значительных капиталовложений. Их отсутствие приводило ранее (это же продолжается и сейчас) к неспособности занять население высокосодержательным трудом. Усугубляют ситуацию экстремальные природно-климатические условия и высокий миграционный оборот, особенно в северных районах. Наконец, производственным фондам большинства государственных и частных предприятий региона перевалило за 40-50 лет. О модернизации нет и речи. Многие производства уже на грани банкротства. И если южная зона Дальнего Востока имеет относительно широкие возможности по исправлению ситуации за счет своей производственно-социальной базы, то северная территория без радикальных мер обречена на опустошение земель.

Спасение в частном бизнесе, а не в мега-проектах

Дальний Восток - регион, который находится в непосредственной близости к таким странам, как Китай и Япония. Эти государства являются самыми известными в мире производителями бытовой и промышленной техники. Такое географическое расположение, несомненно, является удобным и позволяет импортировать в регион продукцию абсолютно всех брендов. Однако, не смотря на относительную развитость этого рынка, по-прежнему остро стоит проблема квалифицированных кадров для обслуживания такой продукции. Нередко это ведет к попаданию на рынок дешевой техники. Из-за низких доходов у населения она хорошо продается, но нуждается в частом сервисном обслуживании и даже ремонте. Бывает, что такое оборудование, попавшее в ассортимент какого-либо магазина, портит последнему репутацию.

Бизнес региона, по данным опроса ВЦИОМ, оценивает роль иностранных и отечественных мега-проектов для улучшения перспектив территории весьма низко. Предприниматели и эксперты полагают, что обеспечить стабильность может только развитие частного бизнеса. А для этого нужны не мега-проекты, а создание самой бизнес-среды. Бурный рост среднего класса, по мнению специалистов, обеспечивает, прежде всего, инвестиционная привлекательность региона. Но инвесторов привлекает не масштаб, а условия, кроме того, большие проекты сопряжены с высоким уровнем коррупционного риска.

Вот как оценивают ситуацию сами бизнесмены:

«Мы удалены и находимся в сложных климатических условиях. Основная наша проблема - транспорт, доставка товаров и грузов, - говорит индивидуальный предприниматель Ирина Гамянина в интервью журналу "Деловой Квартал" . - У нас есть собственное производство, но большая часть товаров - импорт. Многие якутские предприниматели работают с Китаем, но доставка грузов к нам - это сложно и дорого. У нас 80% бизнеса сосредоточено в городе Якутске, в отдаленных населенных пунктах бизнес невозможен. Кроме того, есть и другие проблемы, известные всем регионам страны: административные барьеры, неразбериха с земельными вопросами. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса есть, и действуют соответствующие программы, но на обратной стороне - в плане нормативного обоснования административных барьеров - все, конечно, сложно».

Политическая зависимость

И еще один фактор, который многое определяет и в инвестиционной привлекательности , и в условиях для развития бизнеса - риск политический. Связан он с нестабильностью политической системы в регионе. У инвесторов нет ощущения, что есть какая-то долгосрочная политика (региональная или общефедеральная) экономического развития Дальнего Востока. Нет уверенности, что при смене власти экономическая политика останется прежней.

При этом, с точки зрения бизнеса, Дальний Восток очень неоднороден. Центральные города в регионах притягивают большое количество предприятий малого и среднего бизнеса . Однако за пределами этих городов ситуация выглядит иначе. В каждом конкретном муниципалитете многое зависит от политики действующего мэра. В этой ситуации смена власти может повлечь за собой любые непредвиденные последствия для бизнеса, как, например, это случилось на Камчатке с директором компании ООО «МИР» и АНО «Городской фонтан» Ольгой Жилонкиной. Бизнесвумен уже не первый год судится с новой администрацией города Петропавловска-Камчатского. От проекта, разработанного по контракту с прежней администрацией, за который предприниматель заплатила 10 миллионов рублей, приступивший к управлению городом в 2011 году новый глава Петропавловска просто отказался, оставив предпринимателя с долгами.

«Причем в диалогах с новым главой города с его стороны была только критика и никаких предложений, замечаний или просьб что-то поправить. А недавно глава Петропавловска А. Алексеев показал мне изображение нового проекта, которое, с небольшими изменениями, по сути, идентично моему», - говорит Ольга.

Дальневосточный характер

При существенном потенциале территории условия для бизнеса на Дальнем Востоке всегда были менее удобными, чем в других округах. Но здесь сложился особый характер предпринимателей, которые в массе своей являются потомками людей, в свое время не побоявшихся неизведанной земли и преодолевших трудности освоения сложной, отдаленной от всех территории.

«Конечно, процесс зарабатывания денег в Дальневосточном регионе во многом отличается от работы в западной части страны, где плотность населения, а значит и концентрация денег, выше, - говорит генеральный директор ООО «ТФМ» во Владивостоке Виталий Фомичев. - Но с другой стороны, у нас вести бизнес именно поэтому интереснее: больше значения придается авторитетности, честности, открытости бизнесменов и компаний. Недобросовестной компании там затеряться проще - рынок сбыта больше. Но зато здесь приятнее работать, само дело становится значительнее, когда думаешь не только о получении прибыли, но и о способе. Здесь мы по-прежнему ведем бизнес «людьми», а не статистиками, ценами, дискаунтовыми манипуляциями. Часто говорят, что «чем дальше от столицы, тем люди душевнее» - это можно отнести и к дальневосточному бизнесу ».

Тем не менее, казалось бы положительную картину портит само государство. Предприниматели Камчатки и всего Дальнего Востока заведомо по географическим параметрам поставлены в неравные условия по сравнению с большей частью предпринимателей страны. А Трудовой кодекс ещё и усиливает эти неравенства. В соответствии с ним, работодатели, занимающиеся бизнесом в дальневосточном регионе, должны выплачивать компенсации, северные надбавки, обеспечивать своим работникам проезд в отпуск и оплачивать дополнительные дни отпуска. Делать это предпринимателям приходится за свой счет.

Ранее выплата льгот производилась за счет бюджетных средств, т.е. государство обещало льготу, оно же ее и оплачивало. Это действительно была льгота в классическом понимании этого слова, и на нее не начислялись налоги. Сегодня обратная ситуация - льгота превратилась в непосильную ношу для работодателей и, более того, бизнесмены платят на нее налоги.

Выход из ситуации

За последние годы была проведена большая работа, и, в отличие от прежних лет, большинство чиновников встали на сторону предпринимателей Дальнего Востока. Российские законодатели работают над возвращением северным льготам старого статуса . Бесспорно, это будет толчком для развития бизнеса во всем регионе.

Многие эксперты сходятся во мнении, что участие государства в развитии региона должно носить стимулирующий характер , а не быть формой прямого вливания денег. Необходимо решить три основные задачи: энерготарифы, энергетика, инфраструктура. Что касается мер государственной поддержки для привлечения инвесторов в Восточную Сибирь и на Дальний Восток, то наиболее эффективными специалисты считают систему льгот на налогообложение и кредитование.

До начала третьего Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке , остается совсем немного времени. Уже известно, что Приморский край подготовил для подписания с инвесторами 37 проектов. В их числе соглашения о сотрудничестве в создании производства бриллиантов, перерабатывающих предприятий, строительстве жилых домов экономкласса, транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» и многие другие, в том числе реализуемые в рамках территорий опережающего развития и cвободного порта Владивосток.

Более половины из этих проектов находится на сопровождении в Инвестиционном агентстве Приморского края. Почему российские и иностранные инвесторы должны прийти в Приморье? Комфортно ли вести бизнес в нашем регионе? Об этом «Комсомолка» побеседовала с директором Инвестиционного агентства Антоном Родионовым .

Бизнес в новых условиях

Антон Олегович, насколько активно реализуются в Приморье глобальные проекты по созданию территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток?

На текущий момент в Приморье зарегистрировано порядка 240 резидентов свободного порта Владивосток (СПВ) и более 30 резидентов территорий опережающего развития (ТОР). По количеству резидентов мы значительно опережаем другие регионы Дальнего Востока . Это уже позволило накопить опыт реализации проектов различного масштаба.

Сегодня очевидно, что обещания, которые давало государство по созданию инфраструктуры территорий опережающего развития, выполняются. Например, в первой в Приморье ТОР «Надеждинская» эта работа практически завершена. Резиденты получат готовую инженерно-транспортную инфраструктуру, которая создается для всей ТОР «Надеждинская» администрацией Приморского края совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока.

У потенциальных инвесторов большой интерес к работе в ТОР и СПВ, и, когда они обращаются в Агентство, мы помогаем им готовить документы, для того чтобы получить статус резидента.

- Можно ли сказать, что инвесторы перешли от интереса к новым экономическим условиям к конкретной работе?

Безусловно. В Приморье есть ряд успешных проектов, которые в настоящее время находятся на стадии практической реализации. Например, известная компания «Мерси-Трейд» строит в ТОР «Михайловский» шесть свинокомплексов на 540 тысяч голов одновременного содержания. Или пример из совсем другой сферы: на ВЭФ-2016 Инвестиционное агентство Приморского края представило амбициозный проект «Новый город» - строительство миллиона квадратных метров жилья в районе «Зеленого угла». Уже этой осенью запланированы сдача и заселение первого дома для 185 семей.

- А как обстоят дела с созданием оптово-распределительного центра в поселке Новый?

Это уникальный для Дальнего Востока логистический проект, который создаст условия для качественного хранения, технологичной переработки и быстрой доставки продукции потребителям – жителям Приморья. Основным инвестором здесь выступает компания, которая является резидентом ТОР «Надеждинская». В настоящее время проект проходит государственную экспертизу. Земельный участок уже передан в Корпорацию развития Дальнего Востока. Комплекс будет состоять из трех мультитемпературных складов. В ближайшее время инвестор приступит к первой очереди строительства.


Концессия нам в помощь

- Одним из наиболее перспективных механизмов привлечения частных инвестиций сегодня являются концессии. Чем привлекательна такая форма сотрудничества?

ГЧП представляет интерес для обеих сторон. Для государства или субъекта Федерации это возможность переложить первоначальные расходы на частный сектор экономики, поскольку бюджетные возможности ограничены. А интерес инвестора заключается в том, что он начинает бизнес со стабильным партнером.

Созданные объекты передаются в собственность края, а инвестор продолжает их эксплуатацию в течение оговоренного срока и за счет доходов компенсирует ранее понесенные затраты. Если объект в принципе не окупаем, но несет важную социальную функцию, в бюджете могут быть предусмотрены расходы на постепенное погашение затрат инвестора. Это позволяет добиваться решения актуальных для региона проблем, не создавая повышенной нагрузки на бюджет.

- Планируются ли крупные проекты на условиях ГЧП?

Пожалуй, первый крупный проект государственно-частного партнерства в Приморье - строительство Центра ядерной медицины на острове Русском.

На предстоящем Восточном экономическом форуме готовится подписание соглашения о строительстве Центра. Партнерами по концессии выступят крупная российская государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Приморский край. Участие региона заключается в предоставлении земельного участка под строительство объекта, подведении инженерных коммуникаций к участку, а также в обеспечении потока пациентов. Предусмотрено бесплатное оказание медицинских услуг населению края в рамках ОМС. Центр также сможет на коммерческой основе принимать жителей Азиатско-Тихоокеанского региона.

Концессионер, Росатом, инвестирует в строительство центра 1,5 млрд. рублей, построит Центр при помощи дочернего предприятия, подготовит кадры, а также финансовую модель проекта.

Это типичная концессия, и мы одни из первых в стране, кто двигается по этому пути.

Все флаги – на острове Русском

Какие инвестиционные проекты, значимые для Приморья, Инвестиционное агентство представит на третьем Восточном экономическом форуме?

На сопровождении у Инвестиционного агентства находятся различные проекты: как малого и среднего бизнеса, так и крупные с объемом инвестиционных вложений порядка 20 млрд. рублей.

Наиболее крупные проекты, которые планируются представить на Восточном экономическом форуме и по которым планируется подписание соглашения, - комплексная переработка золошлаковых отходов от сжигания углей на Приморской ГРЭС и создание всесезонного туристко-рекреационного комплекса «Тальми». В числе заявленных к подписанию проектов также строительство модульных домов, создание медицинского центра, композитное кораблестроение, производство текстиля, биоорганических удобрений, жестяной тары, переработка женьшеня и другие.

- Могли бы вы назвать самый необычный для нашего региона инвестиционный проект?

Пожалуй, таким можно назвать проект организации во Владивостоке производства по огранке алмазов. Его представил инвестор из Индии , где эта отрасль промышленности является традиционной, целые города занимаются ювелирным делом. А для Приморья это станет совершенно новым сектором экономики. Кстати, к открытию Восточного экономического форума компания планирует уже начать производство. Корпорация KGK работает в Приморье в статусе резидента свободного порта Владивосток. Специалисты компании считают, что географическое положение нашего региона открывает серьезные возможности для экспорта бриллиантов в страны АТР.

Ежемесячно на производстве замкнутого технологического цикла будет обрабатываться до девяти тысяч каратов алмазного сырья, закупаемого у компании «АЛРОСА ». Индийский инвестор будет пользоваться услугами Евразийского алмазного центра (ЕАЦ), открытого ранее в свободном порту Владивосток. ЕАЦ окажет содействие компании с логистикой, страхованием ценных грузов и сопровождением ограночного производства.

С большим интересом слежу за развитием данного проекта, так как Инвестиционное агентство Приморского края сопровождает его на всех этапах развития, начиная с поиска и оформления земельного участка, получения разрешения на размещение производства на выбранной инвестиционной площадке. Реализация такого сложного проекта потребовала также решить вопрос с подготовкой здесь, в Приморье, квалифицированных кадров. Мы обратились в департамент образования и науки Приморского края с просьбой организовать на базе учебных заведений среднего профессионального образования Владивостока подготовку по специализации «Огранщик алмазов в бриллианты» на бюджетной основе и получили положительный ответ.

Ермолай Солженицын, старший партнер компании "Маккинзи":

— Здесь я бы стал рассуждать в рамках трех временных горизонтов. На сегодняшний день и в краткосрочной перспективе могут быть конкурентоспособными экспорт продуктов сельского хозяйства, а также некоторые категории сырьевого экспорта (хотя не все — по причине дорогой логистики и падения цен на энергоносители, металлы, уголь, железную руду). В среднесрочной перспективе логично наращивать экспорт сырья — это не должно нас смущать, если оно конкурентно на мировом рынке. В то же время может быть уместно установить некие требования к организации переработки сырья на Дальнем Востоке как условие для льгот и иностранных инвестиций в сырьевую палитру региона. Кроме того, целесообразно развивать новые логистические решения. Так как Дальний Восток географически близок к передовым рынкам Азиатского региона, то кроме встраивания в сырьевые цепочки хотелось бы увидеть его участие в экономике региона. А полноценная интеграция в азиатское экономическое пространство, в свою очередь, потребует новых масштабных решений в сфере образования и в иммиграционной политике, с тем чтобы добиться максимальной открытости и взаимопроникновения культур.

Давид Якобашвили, вице-президент РСПП:

— Прежде всего сельхозпроизводство. В регионе можно производить в достатке зерновые культуры, причем так, чтобы продавать их в Китай, Корею, другие страны Тихоокеанского бассейна. Для этого есть все условия, прежде всего хороший климат. Поскольку страны региона не включились в санкции, от них можно получить хорошее оборудование, создать базу кредитных ресурсов и поднять дальневосточные целинные земли. А еще сады, парники — регион и себя, и страну с той стороны накормит. Для какого-то прорыва в производственном кластере нет человеческих ресурсов, качественных специалистов, школы.

Антон Данилов-Данильян, сопредседатель "Деловой России":

— Если что-то развивать, то лишь то, что позволяет управлять через электронные системы или удаленные доступы, например консалтинг, какие-то элементы оптовой торговли, при соответствующей логистической организации, венчурные проекты. Дальний Восток реально далеко, чтобы управлять бизнесом с точки зрения физического присутствия. Я не настолько мобильный человек, как другие предприниматели. Но для такого бизнеса необходимы люди--носители знаний, постоянно проживающие в этом регионе. Только так развитие бизнеса может быть успешным.

Евгений Коган, управляющий директор компании "Московские партнеры":

— В первую очередь это бизнес, завязанный на торговле с Японией и Китаем. Вообще, Дальний Восток — это инструмент взаимодействия между российской, японской, китайской и корейской экономиками, и именно отсюда надо отталкиваться. Также интересны там инфраструктурные проекты. Инфраструктура всегда важна: именно с нее все начинается.

Андрей Мовчан, директор программы "Экономическая политика" Московского центра Карнеги:

— Если отвлечься от текущей экономической политики страны, то вариантов море. Дальний Восток — это великолепный выход на Тихий океан, где крупнейшие экономики мира — Китай и США. Там можно открывать все: от рыбопереработки до транспортного бизнеса. Кроме того, там неплохой климат — можно строить большие города, можно развивать индустрию, рассчитанную на США и Китай, например химическую промышленность, IT, самолетостроение. Но для этого нужна правовая защита рынка и инвесторов.

Владислав Тетюхин, член совета директоров компании "ВСМПО-Ависма":

— На Дальнем Востоке любой бизнес можно развивать, расширять или открывать. Но для начала нужно понять, что разочаровывает людей, которые живут на Дальнем Востоке и которые уезжают оттуда. Любая самодостаточная провинция более привлекательна как для простых людей, так и для бизнеса, чем сумасшедшая Москва. Но там должны быть культура, медицина, образование. Не должно быть обшарпанных домов, должен быть спорт, чтобы дети занимались, а не стремились в подворотни. Должна быть жизнь как в столице. Надо сделать все, чтобы люди не уезжали. Не будут уезжать — будет развиваться экономика, а какой бизнес развивать — уже сама жизнь подскажет.

Александр Идрисов, президент Strategy Partners Group:

— Дальний Восток обладает естественными преимуществами, такими как энергетические ресурсы, другие природные ископаемые, лес, биоресурсы океана и т. п. Интерес для инвесторов также представляют инвестиции в инфраструктуру (транспорт, энергетика, промышленное и жилищное строительство). Обсуждается ряд проектов в области туризма и агробизнеса. Но также не стоит недооценивать возможности выхода на довольно значительный рынок Евразийского союза (около 180 млн жителей). Даже с учетом сложной текущей экономической ситуации это интересная возможность с хорошим потенциалом роста в будущем. С учетом планов развития транспортной инфраструктуры возможность инвестирования в производство в России становится более реальной. При этом существенным фактором является то, что на Дальнем Востоке впервые созданы беспрецедентные для России условия для инвестиций. Это и ТОР, и Свободный порт, обеспечивающие широкий набор преференций для инвесторов и делающие эту территорию конкурентоспособной с точки зрения инвестиционной привлекательности.

Сергей Креков, президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость:

— Стратегия эффективного развития этого региона должна в первую очередь ориентироваться на внешний мир (точнее — Юго-Восточную Азию), а не на привязку к внутреннему спросу европейской части нашей стране. Локомотив Дальнего Востока — это дешевая ресурсная основа для производства. Иными словами, регион — своего рода Клондайк земного шара, на котором просто необходимо разрабатывать месторождения и строить высокотехнологичные производства по их переработке. Индустриализация Дальнего Востока должна идти через развитие нефтехимических производств, машиностроение, судостроение и судоремонт. Этот регион — перспективная и привлекательная площадка для международных инвесторов, которых в первую очередь интересуют уникальные местные характеристики для развития производств: большое количество ГЭС (самое дешевое электричество, поэтому гидроэнергетика здесь обладает максимальным потенциалом) и ни с чем не сравнимые природные ресурсы. Центром этой зоны и важной площадкой, связующим промышленным звеном между Европой и Юго-Восточной Азией я бы предложил сделать Иркутск. Город обладает универсальным месторасположением (устье двух рек — Лены и Енисея) для формирования единого транспортного канала в Северный морской путь. Из этого вытекает необходимость создания крупных портов в Енисейском и Оленекском заливах для дальнейшей интеграции речных перевозок в проект СМП с целью обеспечения ему дополнительного грузопотока. Реки должны стать вторым Шелковым путем, кровеносной логистической системой, которая поможет копаниям минимизировать издержки по доставке готовой продукции и активно развиваться. Сегодня самый большой грузооборот осуществляется по воде, и сезонность перевозок — общепринятая мировая реальность, под которую подстроились все компании, и она уже не является существенным фактором. Поэтому необходимо активно строить и развивать логистические центры, складские комплексы, наладить выпуск большого количества речного транспорта, желательно ледового класса. Это позволит максимально эффективно использовать судоходный период. Также необходимо дальнейшее развитие железнодорожных веток в Китай и Иран (через Казахстан, Узбекистан и Туркмению) с целью выхода к портам последнего. Как итог инвестору нужна готовая площадка, которой обладает именно Дальний Восток, и единственное, чего ему не хватает,— дешевой логистической инфраструктуры. Ну а дальше уже можно будет говорить о развитии других сопутствующих направлений бизнеса.

Дмитрий Пенязь, вице-спикер думы Владивостока, глава фракции "Единой России":

— На Дальнем Востоке необходимо развивать производство — металлообработку, деревообработку и т. д. Но нынешняя налоговая политика государства этому не способствует. Сейчас выгоден только бизнес "купи-продай", и в Приморье строятся не заводы, а склады для импортных товаров.

Надежда Багрова, директор Общественно-культурного центра Благовещенска, депутат гордумы Благовещенска:

— На Дальнем Востоке вроде все есть, но не хватает производства. В основном все занимаются куплей-продажей, а это в нынешних условиях не работает. Я считаю, что в Амурской области надо развивать свое производство, причем во всех видах деятельности. Сельское хозяйство у нас начало подниматься — надо продолжать в том же духе. Но мы ничего не шьем, потому что Китай под боком, который нас обеспечивает одеждой. У нас нет производства запчастей, автомобилей. Нужен стекольный завод. Вот все эти сферы нужно развивать, открывать фабрики и заводы.

Дмитрий Степченко, генеральный директор ООО "Стрела" (г.Анадырь):

— На Чукотке слабо развита сфера услуг. В большинстве сел ее попросту нет: негде постричься, починить обувь, отремонтировать технику, нет столовых, не говоря уже о гостиницах и прочем. Даже в столице региона Анадыре с этим проблемы. Между тем северяне не так уж плохо зарабатывают — они готовы тратить деньги на качественный сервис. Считаю, это просто непаханое поле для малого бизнеса. Тем более правительство Чукотского АО стало уделять большое внимание поддержке предпринимателей — и моральной, и правовой, и финансовой — в виде грантов. Тормозят развитие малого бизнеса сложности с получением кредитов и... лень, инертность жителей Чукотки. К сожалению, инициативных людей у нас не так много.

Яков Радченко, председатель региональной общественной палаты:

— На Дальнем Востоке в целом высокие номинальные доходы, большие расстояния, высокий уровень автомобилизации. Однако парк частных автомобилей один из самых старых среди федеральных округов. Дальневосточники только сейчас распробовали вкус новых дилерских машин. Открытие дилерских автоцентров, а тем более организация при них фирменного техобслуживания — отличный бизнес... Если брать промышленность, ресурсы, то выбрал бы золото. Отличный и романтичный бизнес, да и выбор есть: в пяти дальневосточных регионах немало запасов этого драгоценного металла"

Фото: 279photo Studio / Shutterstock.com

О дальневосточных проектах, рассчитанных на крупные компании, знает сегодня, пожалуй, вся страна. Территории опережающего развития (ТОР), Свободный порт Владивосток (СПВ) должны дать стимул экономическому развитию не только конкретных предприятий и отраслей, но и целых регионов, всей страны.

Но бизнес – это не только передовые производства, миллиардные обороты и наращивание экспорта. Это люди, без работы которых нам не обойтись в нашей обычной, повседневной жизни, – владельцы маленьких магазинов, парикмахерских, ремонтных мастерских, автосервисов, частных садиков, небольших предприятий по производству продуктов. Как им живется в регионах, ради развития которых образованы разные ведомства и целое министерство?

Особые условия, созданные для крупных игроков, автоматически улучшат и положение малого бизнеса, считает Надежда Петрова, начальник управления Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия «Дальний Восток и Забайкалье».

– У дальневосточных регионов есть большие преимущества по сравнению с другими регионами России в плане развития предпринимательства, – говорит Надежда Петрова. – Например, тех налоговых преференций, которые есть в ТОР Дальнего Востока, больше нет нигде. Экономика и бизнес наших регионов всегда интересовали партнеров из стран АТЭС, а внешняя прогрессивная среда заставляет шевелиться и местные власти. Конечно, нужно время, чтобы все программы по развитию предпринимательства на Дальнем Востоке заработали в полную силу. Но эти программы уже сейчас охватывают все составляющие бизнес-деятельности (производство, инфраструктуру), очень эффективно работают наши организации – Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций, Фонд развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала, Российский экспортный центр. Все это в комплексе должно дать хороший результат.

Что же касается малого бизнеса, продолжает Петрова, то все сказанное относится и к нему. Правда, косвенно, опосредованно: «Возле каждого крупного проекта обязательно образуется конгломерат малых предприятий, и потому как бы автоматически формируется среда, благоприятная и для развития МСБ».

– Правда, недавно в дальневосточных регионах «Опора России» провела опрос, и оказалось, что малому бизнесу сильно мешает излишний контроль надзорных органов и местных властей, – добавляет Надежда Сергеевна. – Но Минэкономразвития сейчас работает над тем, чтобы снизить административную нагрузку на малый бизнес в ДФО.

НЕ МЕНЯТЬ ПРАВИЛА
Однако «административные барьеры» – далеко не единственная и не самая серьезная проблема дальневосточного бизнеса. Как рассказывает Елена Ромашко, руководитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей по Приморскому краю, местные бизнесмены называли чрезмерный контроль одним из главных «тормозов» для работы в опросах 2015 года – наряду со снижением покупательского спроса и недоступностью кредитных средств (здесь все понятно – кризис). Эти проблемы не исчезли, зато на первое место вышли другие.

– Чаще всего предприниматели обращаются к приморскому бизнес-омбудсмену по проблемам, связанным с арендными и земельными правоотношениями, разрешениями на строительство. А самый последний опрос показал, что главной проблемой, тормозящей работу бизнеса, наши предприниматели считают повышение цен и тарифов для субъектов МСБ, разного рода законодательные новшества, изменения в работе ЕГАИС, – рассказывает Елена Ромашко.

Рост тарифов для бизнеса, продолжает Елена Борисовна, автоматически влияет и на все остальное: стоимость конечной продукции, конкурентоспособность; в итоге затормаживает приход инвесторов в регионы. А разного рода законодательные нововведения часто оказываются неожиданными для предпринимателей.

– И в результате получается, что бизнесмен планировал одни затраты, а реально они становятся выше в разы. Да еще и играть приходится по новым правилам, – говорит Ромашко. – У потенциальных резидентов ТОРа, СПВ есть выбор – они могут заранее оценить свои силы, принять решение – становиться ли их участниками. У владельцев действующих малых предприятий выбора нет. Они должны или выполнять, как могут, новые законы, или закрываться. А с учетом того, что у нас в крае 60% малых предприятий работают в сфере торговли, описанная ситуация влияет на всех: и на самих предпринимателей, и на их клиентов. Нельзя менять правила игры, когда игра уже идет!

Впрочем, внезапные законодательные перемены «бьют» не только по малым компаниям, но и по крупным предприятиям, в том числе и по резидентам ТОР. Об этом на недавно состоявшемся Восточном экономическом форуме говорила бизнес-омбудсмен по Приморскому краю Марина Шемилина.

«Условия осуществления бизнеса постоянно претерпевают изменения, к которым предприниматели не всегда успевают адаптироваться. В результате в картотеке арбитражных судов нередко фигурируют резиденты и территорий опережающего развития, и Свободного порта Владивосток», – сказала Шемилина. Нестабильность законодательства, заметила омбудсмен, ведет и к уголовному преследованию предпринимателей, и к уничтожению их бизнесов.

Но если финансовые проблемы возникли у крупных производственных компаний у них явно больше шансов получить поддержку от государства или от региона, чем у хозяина маленького магазинчика.

– У нас в Приморском крае работают все программы поддержки бизнеса, которые софинансирует федеральный бюджет, в том числе и программы поддержки МСБ, – говорит Елена Ромашко. – Предприниматели в их рамках могут получить финансовую помощь. Правда, не все. У производственников есть шансы, а вот торговым предприятиям рассчитывать не на что. Зато очень эффективно работает региональный гарантийный фонд – он дает поручительства при получении кредитов компаниями как крупного, так и малого бизнеса, причем из любой сферы. То есть через него заем в банке могут получить практически все субъекты предпринимательской деятельности. А их у нас в регионе более 110 тысяч.

Федеральные, региональные и разработанные специально для ДФО программы помощи бизнесу действительно работают. Вот только воспользоваться ими предприниматели зачастую могут лишь «на бумаге».

ЛЬГОТЫ ДЛЯ КАЖДОГО, НО НЕ ДЛЯ ВСЕХ
Фонд развития Дальнего Востока предлагает малым и средним предприятиям, зарегистрированным и работающим в ДФО, получить «Доступный кредит для МСП». Сфера деятельности компании – любая, кроме нефтегазодобычи, производства алкоголя и табака и организации азартных игр.

Банки-партнеры предоставляют бизнесменам кредиты на срок до 10 лет, а Фонд за счет своих средств субсидирует процентную ставку, и для заемщиков она оказывается не выше 10-12% годовых. Требования к получателям кредитов – не иметь долгов по налогам и другим обязательным платежам, не находиться в стадии банкротства, относиться к категории малого и среднего бизнеса. Все, казалось бы, доступно и понятно.

По этой программе планируется профинансировать около 1000 проектов в общей сложности на 10 млрд рублей. Однако очередь в банки за деньгами из участников этой программы пока не выстроилась.

– Я собрала необходимый пакет документов, но в банках, которые сотрудничают с фондом по этой программе, меня буквально замучили проверками, которые длились почти месяц, а в итоге везде отказали, – рассказывает предпринимательница Ирина Когаленок (у нее свой торговый павильон). – Сумма мне была нужна сравнительно небольшая, и оказалось, что проще ее получить в банке по стандартным условиям, чем по льготной программе. В чем причина отказа – мне так и не объяснили. Вроде все документы были в порядке. И я не одна такая, у меня много знакомых среди предпринимателей, которые тоже хотели «попытать счастья», но без толку.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олег Герасимов рассказывает: действительно, с началом работы этой льготной программы было много обращений от бизнесменов, которые хотели, но не смогли получить льготный кредит. Какие-то моменты пришлось объяснять самим предпринимателям, какие-то – выяснять в банках, в организациях по поддержке бизнеса, в кредитных комитетах. Герасимов при этом признает: у разного рода фондов и агентств, призванных помогать малому бизнесу, требования к заемщикам часто существенно строже, чем у банков.

– Что касается финансовой поддержки бизнеса, работа таких фондов и агентств ограничена требованиями Центробанка и условиями договоров, которые у них заключены с правительством; наивно думать, что они действуют полностью самостоятельно, – говорит Олег Герасимов. – Поэтому, когда они дают кредиты под пониженный процент или невозвратные субсидии, четко следуют всем этим моментам, а к заемщикам предъявляют более жесткие требования, чем коммерческие банки. Ведь банк, в конечном счете, рискует только собственными средствами. Фонды – еще и государственными деньгами, и уровень ответственности в данном случае иной. А у нашего бизнеса известно как дела обстоят: то часть доходов не высвечивается, то недвижимость, которую планировалось передать в залог, недооформлена, то платеж какой-нибудь копеечный не сделал вовремя. Отсюда и отказы. Но только в том, что связано с деньгами. Обучение и консультации предпринимателей в Хабаровске проводятся бесплатно и доступны абсолютно всем.

Что касается прозрачности и законности работы самих предпринимателей, то, как рассказал Михаил Пивень, глава Мазановского района Амурской области, он не раз сталкивался с тем, что ради получения субсидий владельцы предприятий готовы идти на нарушения закона. Бывает, подделывают документы на покупку оборудования, которого реально нет, оформляют фиктивную регистрацию фирмы в «нужном» населенном пункте, а получив деньги, переезжают; «испаряются», когда приходит время отдавать заем. Так что основательные проверки при получении государственных денег, считает Михаил Пивень, вполне оправданны.

Но это все-таки крайние случаи, из ряда вон выходящие. Изменится ли когда-нибудь ситуация для предпринимателей, работающих честно, прозрачно? Получат ли они наконец ту поддержку, которая пока существует в основном на бумаге?

– Программ поддержки малого бизнеса много, и все они, в общем, работают. Вопрос в удовлетворенности бизнеса этими программами, – замечает Олег Герасимов. – Во всех госфондах поддержки МСБ есть отчеты с цифрами – какими суммами воспользовались предприниматели. Но главное-то тут другое: а достаточно ли этого? Вот мы говорим, что 2 тысячи предприятий получили помощь в Хабаровском крае. Отлично! Но всего их в нашем регионе 53 тысячи. Можно ли охватить финансовой поддержкой всех? Наверное, нельзя. И не факт, что в этом есть необходимость. Возможно, к вопросам помощи малому бизнесу надо подходить как-то по-другому.

И еще одну цифру привел Олег Владимирович. Она тоже доказывает, что все относительно. И при этом красноречиво характеризует условия для развития бизнеса, существующие в ДФО.

– Если говорить об инвестиционном климате в Хабаровском крае, то в России он по этому показателю находится на 40-м месте из 85. При этом на Дальнем Востоке в таком же инвестрейтинге наш регион на первом месте. Хабаровск и Владивосток, можно сказать, конкурируют в этом плане друг с другом. Но надо в то же время понимать, что условия ведения бизнеса ужесточаются, и не только у нас – в целом в стране. И предпринимателям соответствовать современным требованиям нелегко. Так что ситуация у нас, конечно, непростая.

В октябре в регионах ДФО пройдет сразу несколько мероприятий, на которых будут обсуждаться проблемы местного предпринимательства. Это и конференция в Приморском крае по вопросам развития благоприятного климата для бизнеса, и Дальневосточный форум предпринимателей в Хабаровске. Возможно, речь на них зайдет не только о крупных бизнес-проектах, нацеленных на отдаленное будущее, но и о повседневных проблемах малых предприятий. И многие актуальные проблемы предпринимателей будут услышаны.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник