Сущность механизма управления.
Комплексный механизм управления организацией.
Экономический механизм управления.
Мотивационный механизм управления.
Рис. 9.2. Алгоритм формирования структуры механизма управления
РУ], [ФкУ, РУ]. Результатом этих воздействий будет приведение объекта управления в соответствие с поставленными целями. Если не может быть мобилизован нужный объем ресурсов, потребуется или пересмотреть методы управления, или вновь вернуться к паре [ОУ, ЦУ] (рис. 9.2.).
Формирование системы целей организации. Цель любой функционирующей организации – это результат деятельности этой организации, который желательно достичь в заданное время. Совокупность целей различных уровней представляют собой взаимосвязанных целей. Часто система представляется в виде дерева целей.
Исходными для формирования системы целей промышленной организации и формирования пары [О У, ЦУ] являются представление объекта управления как развивающейся производственной и социально-экономической системы и осуществление целевого подхода к управлению. Далее для целенаправленности управления и его ориентации на конкретные конечные результаты для каждой цели определяются критерии (или показатели), по которым планируется и оценивается деятельность предприятий, устанавливаются численные значения этих критериев, создаются условия, обеспечивающие требуемые результаты (формируется механизм управления) и организуется работа трудового коллектива (персонала) для достижения поставленных целей. Все это в совокупности реализуется целевым управлением.
При формировании системы целей деятельности должно быть обеспечено соблюдение ряда требований, в том числе требования соподчиненности целей, их полноты, сопоставимости, взаимоувязанности, непротиворечивости, определенности, реальности.
Согласование критериев управления и факторов управления (пара КУ, ФкУ). Управление осуществляется путем воздействия на определенные факторы управления, то есть на свойства и элементы объекта управления в целом, свойства этих элементов, их связи с другими элементами, связи объекта управления с внешней средой. Сами способы воздействия на те или иные факторы управления относятся к другой категории управления - методам управления или к аналогу методов - ресурсам. Вместе с тем, способность (свойство) предприятия воспроизводить, аккумулировать и эффективно использовать эти ресурсы является категорией, которую необходимо отнести к факторам управления. Так как объект управления обладает свойствами целостности, изменение состояния того или иного фактора под влиянием управляющего воздействия приводит к изменению состояния объекта управления в целом или отдельных его частей.
Любая производственная система является сложным объектом управления, и для выявления всей совокупности факторов необходимо расчленять его на ряд более простых объектов. Такое расчленение может быть осуществлено несколькими способами, в том числе:
- дифференциацией структуры предприятия по уровням подразделений (производство, цех, рабочий участок, рабочее место);
- дифференциацией технологического процесса производства на технологические цепи, технологические линии, технологические переходы;
- разделением жизненного цикла продукции на стадии, этапы, фазы и другие процессы; разделением ассортимента производимой продукции по группам технологически- и конструктивно-однородной продукции, по уровням качества, группам потребителей или по программам, сформированным применительно к конкретным объектам и целям управления.
Основными факторами производства являются важнейшие ресурсы любого предприятия. Когда ОУ представлен в виде дерева или в виде совокупности взаимосвязанных элементов производственного процесса, облегчается постановка конкретной цели, определение задания по достижению этой цели (КУ) и конкретизация факторов, обеспечивающих выполнение этого задания (ФкУ). Для организации воздействия на ФкУ различной природы необходимо выявить их совокупность и степень соответствия факторов критериям управления с тем, чтобы при формировании пары [ФкУ, РУ] оценить потребность и возможность мобилизации ресурсов для приведения ФкУ в соответствие с поставленной целью (критерием).
Степень согласованности составляющих пары [КУ, ФкУ] можно оценить сопоставлением плановых и достигнутых значений вектора показателей состояния факторов и показателей результатов (затрат, эффектов, эффективности), достижение которых обеспечивается мобилизацией указанных факторов.
Согласование факторов управления и методов управления (ФкУ, МУ). Характер воздействия зависит от природы фактора и его восприимчивости к тем или иным методам воздействия. Управленческое решение состоит в формировании рациональной пары множеств «ряд факторов управления», «ряд методов воздействия на эти факторы», то есть пары [ФкУ, МУ]. В управлении предприятиями широко используются экономические, социальные (мотивообразующие), организационно-административные и правовые методы, а также их различные сочетания. Если необходимо воздействовать на состояние фактора «капитал», следует привести в действие экономические методы (например, капитализацию амортизации), социальные методы (например, мотивацию качественной эксплуатации оборудования персоналом), организационные методы (например, организацию взаимодействия с поставщиками сырья и комплектующих изделий), правовые методы (например, правовая дисциплина поставок). Если же необходимо воздействовать на состояние фактора «труд», следует применять мотивообразующие методы с тем, чтобы усилить мотивы труда и (или) осуществить сдвиг мотивов на поставленные цели. Комплексность методов воздействия на факторы различной природы определяет объективную необходимость формирования комплексного механизма у правления промышленными предприятиями.
Согласование методов управления и ресурсов управления (пары МУ, РУ, ФкУ, РУ). Под ресурсами управления следует понимать источники воздействия на факторы управления. В производственных системах этими источниками могут быть:
- материальные ресурсы производственной системы, в том числе денежный и вещевой капитал, а также инвестиционный, производственный и научно-технический потенциалы;
- социальный (личностный и коллективный) потенциал организации;
- организационный потенциал производственной системы.
Эти три источника не являются изолированными, так как формируются в результате взаимного влияния. Так, социальный потенциал создается под влиянием системы и норм оплаты труда, уровня научно-технического развития производства и профессиональной подготовки персонала, культуры производства, организации управления и других факторов. В свою очередь, материальные ресурсы производственной системы есть плод живого и овеществленного труда, то есть результат мобилизации социального потенциала.
Под организационным потенциалом предприятия понимают диапазон организационных возможностей его функциональных служб (маркетинга, производства, НИОКР), а также общекорпоративного управления. Очевидно, что организационный потенциал формируется под воздействием материальных ресурсов, научно-технического и социального потенциалов производственной системы.
Ограничения по ресурсам могут приводить к необходимости пересмотра ранее сформированной пары [ФкУ, МУ] по составу выбранных факторов и методам воздействия на них. Изменение пары [ФкУ, МУ], в свою очередь, потребует в паре [ЦУ, ФкУ] привести цели управления в соответствие с реальными возможностями воздействия на факторы. Только при наличии такого соответствия можно считать, что ряд факторов, воздействие на которые может дать реальные результаты, выявлен.
В условиях ограничения ресурсов встает задача определения приоритетности факторов, значимость которых определяется целями управления. Для достижения каждой цели существует свой ряд приоритетности факторов. Выявление этих рядов является одной из основных задач формирования конкретных механизмов управления. Необходимость ранжирования факторов управления по их приоритетности подтверждается как отечественным, так и зарубежным опытом.
Свойства производственной системы развиваются под влиянием управляющих воздействий и сами являются факторами управления. Важнейшим из таких факторов выступает способность предприятия воспроизводить, аккумулировать и эффективно использовать материально-вещественные и трудовые ресурсы, необходимые для развития. Этот фактор включает:
- инвестиционный потенциал предприятия, определяемый ростом курса акций и реинвестированием прибыли;
- стартовые условия развития;
- наличие собственной научно-опытно-производственной и учебной базы, способной осуществлять развитие (собственной системы развития);
- способность использовать научно-производственный потенциал внешней среды предприятия (внешней системы развития);
- восприимчивость производственной системы к нововведениям и ее способность к самообучению;
- управляемость производственной системы, способность руководства предвидеть объективный ход развития, формировать и последовательно реализовывать техническую политику на достаточно долгосрочную перспективу.
2. Комплексный механизм управления представляет собой совокупность экономических, мотивационных, организационных и правовых (а в ряде случаев - также политических) способов целенаправленного взаимодействия субъектов хозяйствования (субъектов предпринимательства и научно-технического развития) и воздействия на их деятельность, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления. Поскольку факторы управления могут иметь экономическую, социальную, организационную, правовую и политическую природу, комплексный ме ханизм управления должен представлять собой систему экономических, мотивационных, организационных и политических механизмов, формируемых под воздействием права.
Ранее действующие механизмы формировались как мономеханизмы - механизмы одной природы. B дореформенный период действовал преимущественно организационно-административный механизм. Его назначением было трансформировать цели и решения центральных органов власти в интересы людей. Однако такая трансформация может привести к усилению мотивации деятельности людей только в случае, если эти решения соответствуют их интересам. Такое соответствие достигается в комплексном механизме управления.
Переход к рыночной экономике ознаменовался отвержением организационно-административного мономеханизма не только в силу его неэффективности, но и в силу того, что он в существовавшей ранее форме противоречит принципам акционерной демократии. На первый план была выдвинута задача создания мономеханизма другой природы. Однако по-прежнему необоснованно игнорируется роль мотивационных механизмов. Отказ от организационных механизмов управления вместо их адаптации к новым условиям хозяйствования и игнорирование мотивационных механизмов приводят к неэффективности вновь создаваемого экономического механизма, что со всей очевидностью подтверждается ходом экономической реформы, сопровождаемой деградацией производства и экономической нестабильностью. Успешно решить задачу преодоления экономического спада и обеспечить экономическое, научно-техническое и социальное развитие возможно в том случае, если в ходе экономической и социально-политической реформы будет создан эффективный механизм управления, в котором оптимальным образом сочетаются механизмы различной природы.
Выделение механизмов по принципу однородности природы возможно по наличию в них, ведущих признаков. Однако в целом затруднительно выделить какие-либо «чистые» механизмы, которые были бы лишь экономическими или лишь организационными, или лишь мотивационными. Так, например, стандартизацию продукции можно рассматривать как механизм координации деятельности субъектов хозяйствования в процессах жизненного цикла продукции, то есть как организационный механизм. В свою очередь, требования стандартов устанавливаются на основе экономически оптимальных решений. И, следовательно, стандартизация представляет собой также экономический механизм (механизм согласования экономических интересов). Если же при стандартизации осуществлена гармонизация национальных стандартов со стандартами других стран, то стандартизация приобретает черты политического механизма.
Комплекс механизмов управления промышленной организации представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных механизмов различной природы: экономических, мотивационных, организационных, правовых и политических. Как уже было сказано выше, обычно затруднительно выделить какие-либо «чистые» однородные механизмы, которые не носили бы черты механизмов другой природы (например, были бы лишь чисто мотивационными, не нося черты экономической, организационной или правовой природы). Поэтому выделение механизмов по принципу однородности осуществляется по наличию в них, ведущих признаков. Неоднозначно может быть осуществлено расчленение того или иного механизма на более конкретные механизмы. Ниже приводится один из вариантов структуризации комплексного механизма управления крупного промышленного предприятия, имеющего организационно-правовую форму – акционерное общество (рис. 9.3).
Рис. 9.3. Комплексный механизм управления организацией
В состав комплексного механизма управления акционерной компанией (два уровня структуры) входят:
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ :
1.1. Механизм конкуренции и рыночного ценообразования.
1.2. Механизм самоокупаемости (воспроизводства факторов производства).
1.3.Акционерный механизм самофинансирования инвестиций в производственное, научно-техническое и социальное развитие.
1.4. Механизм заемных средств, инвестируемых в развитие предприятия.
1.5. Механизм государственного регулирования и государственной поддержки.
2. МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ :
2.1. Механизм мотивации высококачественного труда.
2.2. Механизм мотивации научно-технического развития производства.
2.3. Механизм мотивации предпринимательства.
2.4. Механизм мотивации хозяйствования.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ:
3.1. Структурные механизмы.
3.2. Организация управления и механизм акционерной демократии.
3.3. Организационно-экономический механизм корпоративного планирования.
3.4. Организационно-технические и организационно-административные механизмы.
3.5. Информационные механизмы.
4. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ:
4.1. Нормы и институты хозяйственного права.
4.2. Механизм арбитражного рассмотрения хозяйственных споров.
4.3. Нормы и институты корпоративного права.
5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:
5.1. Социально-экономическая политика.
5.2. Внешнеэкономическая политика.
5.3. Научно-техническая политика.
3. Стержнем экономического механизма управления организацией являются рыночный механизм конкуренции и ценообразования, традиционный механизм воспроизводства факторов производства (механизм самоокупаемости) и акционерный механизм развития производства (механизм самофинансирования).
Основу рыночного механизма конкуренции и ценообразования составляют конкурентная среда и конкурентные стратегии участников рынка (продавцов и покупателей). Конкурентная среда определяется формой рынка (полиполия, олигополия, монополия и их модификации). Конкуренция продавцов за сбыт своих товаров при превышении предложения над спросом и конкуренция покупателей за покупку нужного товара при превышении спроса над предложением образуют механизм цен, устанавливающий цену равновесия. Конкурентные стратегии определяются факторами спроса и предложения. Динамика спроса и предложения под влиянием различных факторов порождает процесс непрерывной адаптации предприятий и потребителей их продукции к конъюнктуре рынка. Государство регулирует рынок, поддерживая добросовестную конкуренцию, запрещая недобросовестную конкуренцию и ограничивая монополистическую деятельность.
Механизм воспроизводства факторов производства призван обеспечить непрерывную самоокупаемость предприятия. Он включает механизмы оплаты труда, воспроизводства производственных запасов и воспроизводства основных производственных фондов (капитала). Переход к рыночной экономике сопровождается в Украине деградацией механизма воспроизводства капитал (механизмов оборотных средств и амортизации), что потребовало создания специфического механизма несостоятельности (банкротства) предприятия. Последний призван восстановить дееспособность механизма самоокупаемости, либо осуществить ликвидацию убыточного предприятия, превратившегося в несостоятельного должника.
Акционерный механизм реализуется путем накопления акционерного капитала и его инвестирования в развитие, а также путем реинвестирования прибыли. Накопление капитала достигается эмиссией акций и ростом их курса на вторичном рынке в результате эффективной деятельности акционерного общества. Доля прибыли, реинвестируемой в развитие, определяется инвестиционной политикой акционерного общества, которая зависит от сложившейся структуры акционерной собственности (распределения акций среди акционеров). Если решающую роль в управлении акционерным обществом играет группировка акционеров, заинтересованная в получении доходов в перспективе, то приоритет при распределении прибыли будет отдаваться ее реинвестированию в развитие; если решающая роль принадлежит группировке, заинтересованной в получении текущих доходов, приоритет будет отдаваться оплате дивидендов в ущерб развитию.
Акционерный механизм успешно действующего акционерного общества усиливается механизмом заемных средств, который реализуется через традиционный механизм инвестиционного кредитования, принципиально новые для наших предприятий механизмы лизинга и венчурного (рискового) финансирования, а также путем выпуска акционерным обществом собственных облигаций. Областью венчурного финансирования являютсярисковые предприятия, выдвигающие и готовые реализовать перспективные идеи и проекты. Лизинг представляет собой своеобразную форму инвестиций, при которой лизингодатель финансирует инвестиции лизингополучателя, выдавая ему кредит не денежными средствами, а имуществом (основным капиталом). Выпуск облигаций компании рассчитан на массового инвестора и может стать эффективным механизмом развития только успешно действующих акционерных предприятий, обладающих возможностями обеспечения займа и высоким имиджем.
Механизмы государственного регулирования деятельности организации имеют экономическую, организационно-административную, правовую и политическую природу. В экономическом механизме , на этапе реформирования экономики, важнейшее значение имеют:
· политика приватизации, под влиянием которой складывается и развивается акционерное предпринимательство и формируется акционерный механизм управления;
· участие государства в капитале акционерных компаний с целью обеспечения государственных приоритетов в важнейших производствах;
· антимонопольная политика, направленная на создание конкурентного рынка и, следовательно, на формирование рыночного механизма конкуренции и ценообразования.
Несмотря на то, что трансформация форм собственности позволяет акционерным предприятиям самостоятельно осуществлять финансирование научно-технического развития производства, обязательной составляющей экономического механизма управления развитием остается механизм государственной поддержки. Это объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, продолжительностью периода, в течение которого окупаются затраты. Именно в этот период предприятия нуждаются в финансовой поддержке, компенсируя в последующем затраты государства повышением налоговых отчислений за счет роста эффективности производства.
Во-вторых, вызванные требованиями рынка радикальные и, особенно, преобразующие нововведения (переход к новому жизненному циклу технологии/спроса и смена технологической специализации) являются капиталоемкими и требуют концентрации крупных ресурсов. Государство заинтересовано в таких нововведениях, так как их реализация ведет к подъему промышленного производства на качественно новый уровень.
В-третьих, наступающая постиндустриальная эпоха характеризуется созданием новых технологий и продуктов, рассчитанных на привитие новых потребностей. Продолжительность инновационного цикла таких производств увеличивается, так как в него включается этап признания новой продукции потребителем. В то же время перевод производства на уровень постиндустриальной эпохи создает широкие возможности для включения экономики государства в мировое народное хозяйство.
Механизмы государственной поддержки научно-технического развития производства разнообразны. Основу этих механизмов составляют бюджетное финансирование науки и образования и рациональная система налогов. Наука призвана создавать принципиально новые технологии и продукты, система образования - подготавливать высококвалифицированные кадры рабочих, специалистов и менеджеров; система налогов должна позволить предприятиям иметь достаточный уровень реинвестирования прибыли и амортизационных отчислений, обеспечивая тем самым самостоятельность предприятий в развитии производства.
Другими механизмами государственной поддержки являются: различные формы поощрения инвестиционной активности и прогрессивных технологий. Одной из таких форм, например, может быть венчурное финансирование со стороны государства рисковых проектов, реализация которых позволяет создать лидирующие технологии; рационализация структуры государственного спроса и размещения заказов в целях достижения рентабельности государственных заказов на уровне не ниже рентабельности рыночного спроса; государственное регулирование цен, тарифов и пошлин, имеющее часто не только экономическую, но и политическую направленность.
Структура экономического механизма управления акционерной компанией приведена на рисунке 9.4.
4. Мотивация - процесс мотивообразующих воздействий, то есть воздействий на побуждающие факторы человека, под влиянием которых у него возникает потребность работать так, чтобы содействовать достижению целей организации. Таким образом, мотивация является функцией управления.
Мотивационный механизм - совокупность мотивов, формирующихся под влиянием мотивообразующих воздействий.
Мотивообразующие факторы - факторы различной природы, под влиянием которых имеют место мотивообразующие воздействия.
Мотивационнозначимая цель - цель, на достижение которой направлена та или иная совокупность мотивов.
Рис. 9.4. Структура экономического механизма управления крупного промышленного предприятия (возможный вариант)
Мотивационный механизм является одним из компонентов механизма заинтересованности в достижении максимальных экономических и социальных результатов предпринимательской деятельности. Понятие мотивации означает всю совокупность мотивообразующих факторов и процессов, обеспечивающих возникновение у людей побуждений к достижению жизненно необходимых целей. Такое стремление предполагает активность в изменчивой среде и требует ситуативной реакции. В процессе ситуативного развития мотивации оценивается возможность и определяется способ достижения необходимого результата.
Эффективный механизм мотивации может быть создан в условиях свободы выбора каждым человеком нужных ему видов и форм деятельности, в условиях свободного развития всех форм собственности.
Мотивационный механизм производственного процесса (научно-производственной, производственной и маркетинговой деятельности компании) можно представить четырьмя подмножествами мотивов (мотивационных механизмов), каждое из которых направлено на достижение определенного подмножества целей компании (рис. 9.5.):
- мотивационным механизмом высококачественного производительного труда (ММ 1);
- мотивационным механизмом научно-технического развития производства (ММ 2);
- мотивационным механизмом предпринимательства (ММ 3);
- мотивационным механизмом хозяйствования (ММ 4).
Приведем краткую характеристику мотивационных комплексов, составляющих мотивационный механизм управления компанией.
Мотивационный механизм высококачественного производительного труда имеет целевую направленность на рациональное использование производственных ресурсов, повышение производительности труда, бездефектное изготовление продукции, сокращение сроков освоения производства новой конкурентоспособной продукции. В его основе лежат внутренние мотивы, определяемые предрасположением личности к труду (ВМ), внешние положительные мотивы, вызывающие у работников положительную реакцию и побуждающие к труду (ВПМ), и внешние отрицательные мотивы, вызывающие отрицательную реакцию и как бы принуждающие к труду (ВОМ).
Мотивационный механизм развития производства направлен, в первую очередь, на повышение научно-технического уровня производства, создание и освоение новых видов продукции. В основе этого механизма лежат мотивы нововведений в производстве, генерируемые внутренними элементами производственного процесса и внешней средой, мотивы восприятия нововведений производственной системой, мотивы инженерно-технического творчества, как непосредственных участников процесса технического развития, так и участников производственного процесса.
Мотивационный механизм предпринимательства направлен на достижение успеха и выживание в конкуренции в ближайшей и отдаленной перспективе на основе гибких диверсифицированных реакций на изменения внешней среды и осуществления непрерывной цепи нововведений в продукцию и технологию. Действенность этого механизма обеспечивают мотивы конкуренции и кооперации при создании новой продукции и технологии, предпринимательские стратегии, мотивы предпринимательского риска, мотивы предпринимательских реакций на изменения внешней среды, мотивы внутрифирменного предпринимательства, обеспечивающего гибкость управления и восприятие нововведений.
Мотивационный механизм хозяйствования направлен на максимизацию дохода, его оптимальное распределение и наиболее выгодное использование на основе трансформации форм собственности и демократизации управления предприятием. Основу этого механизма составляют мотивы ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятельности и за развитие предприятия, мотивы активного участия в управлении производством и делами акционерного общества, мотивы профессионального роста, мотивы рационализации оргструктуры предприятия и системы управления.
Структура мотивационного механизма в составе комплексного механизма управления развитием производства акционерного общества представлена на рис. 9.5.
Для многих трудовых коллективов и руководителей предприятий, а также органов управления высших уровней фундамент предпринимательства - научно-техническое развитие производства и рационализация оргструктуры и системы управления не имеет в настоящее время мотивационной значимости. Цели предпринимательства и развития производства в этом случае остаются лишь ориентирами на будущее. Без сдвига мотивов на эти цели нельзя рассчитывать на их достижение. В первую очередь, необходим сдвиг на цели предпринимательства и научно-технического развития мотивов хозяйствования с тем, чтобы обеспечить накопление прибыли и ее реинвестирование в развитие.
Рис. 9.5. Мотивационный механизм управления акционерным предприятием
Предпринимательского типа
Участвуя в труде, работник, как правило, имеет ряд потребностей, интересов, ближайших и отдаленных намерений и ценностных ориентации, под влиянием которых и складываются мотивы труда. Так, потребность в творчестве порождает интерес к творческому труду, который уже воспринимается как ценность. Если для кого-то важнейшей ценностной ориентацией является творческий характер труда, то заработок или условия труда могут отойти на второй план; если - материальное благополучие, то работник может пренебречь содержанием труда.
Производственные коллективы, как и другие субъекты хозяйствования, заинтересованы в направленности мотивов труда на рациональное использование производственных ресурсов, повышение производительности труда, бездефектное изготовление продукции, сокращение сроков освоения новшеств, поддержку прогрессивных нововведений в производство. Для сдвига мотивов на эти цели необходима согласованность интересов отдельных работников (личности) и субъектов хозяйствования. Различная степень согласованности этих интересов порождает различные мотивы труда. При полной согласованности интересов важнейшей ценностной ориентацией становится удовлетворение общественных потребностей, достигаемое выпуском высококачественной продукции в сочетании с высокой производительностью труда. Рассогласованность интересов порождает личный или коллективный эгоизм в ущерб удовлетворению общественных потребностей.
Рис. 9.6. Взаимодействие мотивационного механизма высококачественного производительного труда, хозяйствования и предпринимательства
Тема 9 «Механизм управления организацией»
Эффективная экономическая норма требует обеспечения ее исполнения. Для этого необходима система мер – механизм обеспечения исполнения (защиты) нормы . Этот механизм вторичен по отношению к защищаемой им норме и подчинен задаче обеспечить реализацию ее функции. Отсюда обусловленность структуры таких механизмов характером норм. Так, например, неформальная норма не может реализовываться посредством правовых структур, предполагает неформальные механизмы обеспечения.
Однако между характером норм и организацией их исполнения однозначной связи нет. Одна и та же норма может реализовываться при помощи разных структур. Например, взаимодействия двух соседей по поводу ситуаций с потравой земельных угодий одного животными другого может реализовываться и на основе судебного порядка защиты нарушенных прав, и посредством частного порядка урегулирования споров, и с применением внезаконного насилия. В то же время разные по характеру нормы двухсторонних отношений могут базироваться на одной и той же форме обеспечения их исполнения. Примером тому является судебная система, «обслуживающая» множество разнообразных формальных норм.
Функция механизма защиты – приведение в действие предусмотренного нормой стимула в случае возникновения либо угрозы возникновения отклоняющегося поведения. Эта функция закреплена за гарантом нормы. Поэтому действенность стимула на деле и, соответственно, реальная принудительная сила нормы зависит от двух факторов:
Силы стимула, заложенной в норме,
Эффективности гаранта нормы по приведению этого стимула в действие.
В зависимости от силы стимула и эффективности гаранта нормы действующие нормы могут быть оценены по критерию жесткости и подразделены на жесткие и мягкие . Чем значительнее заложенные в норме санкции и чем неотвратимее их наложение на нарушителей, тем более жесткой является норма. Жесткость нормы не имеет прямой связи с типом стимула. В реальности норма, поддерживаемая угрозой административного наказания, может оказаться более мягкой, нежели норма, подкрепленная моральным стимулом.
Механизм обеспечения нормы, опосредующий приведение в действие заложенного в ней стимула, включает две подсистемы:
- Систему контроля исполнения нормы и идентификации фактов ее нарушений. Она характеризуется контролируемыми параметрами, формой и процедурами контроля.
- Систему санкций (наложение наказаний или поощрений, предусмотренных нормой). Характеристиками этой системы являются набор признаков ситуации, предполагающей приведение системы в действие, варианты ситуации и уровень применения санкций в каждом варианте, процедура применения санкций.
Между механизмами контроля и санкций существует обратная зависимость в плане создания предрасположенности к соблюдению нормы. Чем слабее контроль, тем менее вероятно наложение санкций, тем больше склонность к отклоняющемуся поведению и потери от такого поведения. Поэтому создание достаточных побудительных мотивов следования норме требует компенсировать недостаточную эффективность контроля возрастающей силой санкций.
Следует иметь в виду, что эффективность контроля имеет свои границы. Контроль обычно не бывает полным. Причина этого – издержки контроля, которые имеют тенденцию расти по мере роста его уровня. Поэтому наращивание эффективности контроля имеет экономический смысл до момента, покуда они не сравняются с выгодами от санкционированного поведения.
Субъектом контроля и субъектом санкций является гарант нормы . Он наблюдает за поведением адресатов нормы и сопоставляет его с моделью поведения, предписываемой этой нормой. В случае отклонения гарант применяет санкцию к адресатам, упорядочивая их действия. Однако свои полномочия гарант может делегировать иным субъектам.
Институциональная система
Категории «норма» и «институт» не тождественны. Во-первых, помимо нормы институт обязательно включает механизм внешнего стимулирования. Во-вторых, в основе экономического института лежит не любая норма, влияющая на экономическое поведение, а нормы, являющиеся основополагающими для общественной организации производства, обмена и распределения. В-третьих, институт, как правило, представляет совокупность нескольких норм. Это связано с тем, что любая конкретная деятельность – сложное сочетание качественно разных процессов, каждый из которых регулируется особыми нормами. Например, институт контракта отражает не только соответствующие нормы договорного права, но также нормы, относящиеся к сфере прав собственности, деловой этики и т. д.
Совокупность действующих в экономике институтов образует институциональную систему экономики . Эта система неоднородна, поскольку включает самые разные институты, отличающиеся:
По степени зрелости (развивающиеся, развитые и разрушающиеся);
По отраслевой принадлежности (институты, функционирующие в строительстве, добывающей, текстильной, пищевой промышленности и пр.);
По уровню хозяйствования, на которые распространяются (нано-, мини-, микро-, мезо-, макро-, мегаинституты);
По географическим масштабам распространения (глобальные, национальные, региональные, локальные) и пр.
Неоднородность системы норм проявляется и в том, что некоторые из них обладают большей значимостью по сравнению с другими, т.е. выполняют в рамках институциональной системы конституирующую функцию. Такие нормы называются конституционными.
Институциональная система упорядочивает взаимодействия людей, повышает их предсказуемость и снижает издержки, связанные с их осуществлением. Однако разные ее составляющие играют в этом процессе неодинаковую роль. В этом плане в составе институциональной системы можно выделить два уровня:
Институциональную среду;
Институциональные соглашения.
Институциональная среда включает совокупность основополагающих норм и форм упорядочения взаимодействий : типы организационных структур, формальные нормы, обычаи, традиции, ценности, устойчивые образцы поведения. Характер и состав институтов, образующих институциональную среду, отражает состояние макросреды экономической деятельности (экономической, демографической, политической, правовой, социокультурной, географической, технологической и др.). Воздействие институциональной среды на экономику носит общий характер в том смысле, что образующие ее институты имеют значение для всех форм экономической деятельности вне зависимости от их отраслевой специфики и локализации.
Институциональные соглашения представляют договоренности между участниками взаимодействий, отражающие и конкретизирующие существующий экономический порядок, диктуемый институциональной средой. В отличие от институциональной среды институциональные соглашения не обладают универсальностью в плане регулирования экономического поведения. Разные области экономических взаимодействий предполагают свои, особые типы соглашений.
Глоссарий
Адресат нормы – лицо, чье поведение должно соответствовать предписанию, содержащемуся в норме.
Гарант нормы – лицо, следящее за выполнением предписания, содержащегося в норме.
Жесткая норма – норма, нарушение которой непременно влечет за собой реакцию в виде санкции.
Институциональная система - совокупность правил и норм и механизмы обеспечения их исполнения.
Интернализация норм – психологический процесс, в ходе которого нормы усваиваются человеком и становятся неотъемлемой частью его сознания.
Мягкая норма – норма, нарушение которой не влечет за собой неотвратимой реакции в виде санкции.
Неформальные нормы – правила поведения, не имеющие документальной формы и существующие в неявном виде как элемент сознания.
Отношенческая рутина – рутина, возникающая у индивида в процессе взаимодействия с другими людьми.
Поощрение – реакция на соблюдение норм в форме похвалы, премирования, жалования высокой должности, размещения фотографии в газете, на доске почета и пр.
Рутина – предсказуемый образец поведения, следование норме как устойчивая реакция на то или иное событие.
Санкционированное поведение – выбор в пользу соблюдения правил и норм.
Санкция – реакция на нарушение норм в форме общественного осуждения, выговора, письменного замечания, денежного штрафа, силового прекращения начатого деяния, силового принуждения к повторению совершенного деяния, ограничения нарушителя в его правах, лишения свободы и пр.
Технологическая рутина – рутина, складывающаяся в процессе взаимодействия индивида с природой.
Фокальная точка – вариант поведения, который спонтанно выбирается всеми индивидами, оказавшимися в заданной ситуации.
Формальные нормы – правила поведения, документально зафиксированные в официальных документах (государства, фирм и пр.) и выстроенные в виде иерархии.
Экономическая норма – санкционированный способ поведения в конкретной ситуации распределения и использования ограниченных ресурсов.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое санкционированное поведение?
2. Верно ли следующее утверждение: «Предписание, заключенное в норме, может содержать требование к реализации определенных альтернатив поведения»?
Задание на самоподготовку
Задание для самостоятельной работы
1. Скребов В.Н., Трубилко А.И. Курс общей физики. Т. 2. Электричество и магнетизм. - СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2011, с.176-243
2. Трофимова Т.И. Курс физики. - М.: Высшая школа, 2003. с 204-235
1. Подготовиться к лабораторно-практическим занятиям 8.2,8.3.
Разработал
Доцент А.А. Чумаченко
1. Понятие и содержание механизма управления в системе организационных отношений.
Современный менеджмент требует создания четкого организационного механизма, позволяющего однозначно реализовать выбранные цели функционирования. Собственно, становление самого менеджмента прежде всего связано с формированием организационных отношений в системе управления. На различных этапах развития менеджмента организационному механизму уделялось различное внимание от его фетишизации до полного отрицания. Несмотря на достаточно глубокую разработку организационного механизма на этапе" индустриального "менеджмента (У. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд и др.), в период построения социализма различного уровня, 80-тые годы показали, что возможности совершенствования этого механизма далеко не исчерпаны. И эти годы истории развития менеджмента получили название" новых организационных преобразований" инициатором которых выступила известная американская корпорация "Дженерал моторс". Действительно, сутью управления является поддержание на достаточно высоком уровне всего комплекса организационных отношений, которые устанавливаются, формируются в системе. Собственно, само понятие "организации" как организованной группы людей, может быть введено лишь в том случае, если между этими людьми начинает действовать комплекс организационных отношений, позволяющих действовать им в одном направлении, четко и целеустремленно. Т. е. мы должны установить между людьми отношения субординации, подчиненности, полномочий, власти, ответственности, координации, функциональные отношения, отношение коммуникаций и ряд других. Установление этих отношений вызвано необходимостью разделения труда как по горизонтали, так и по вертикали. В основе установления организационных отношений в системе лежат организационные принципы, которые люди сформировали в результате своей практической деятельности. Становление этих принципов может быть отнесено к древнейшим временам истории человечества. К этим принципам могут быть отнесены: единоначалие, ограничение нормы управляемости, иерархичность уровней управляемости, иерархичность уровней управления, сочетание централизации и децентрализации в управлении.
Согласно Клоду Джорджу-младшему о чем упоминается в "Основах менеджмента" (М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури) концепция формальной цепи команд была применена евреями еще в 1491г. до н.э. Руководители даже тогда понимали, что для обеспечения эффективности команд, отношения между подчиненными и начальником должны быть простыми и ясными. Древние видели, что наилучший способ обеспечить четкость заключается в том, что подчиненный отвечал только перед одним начальником и получал приказы только от одного начальника. Это убеждение и называется в настоящее время принципом единоначалия. Это, возможно, старейший принцип организации, так как еще Библия утверждала, что человек должен иметь только одного хозяина. Что касается нормы управляемости, как одно из организационных принципов, то под ней мы будим понимать количество работников (звеньев), которые непосредственно подчиняются данному руководителю. Слишком большая норма управляемости может вызвать возникновение сложных проблем, вплоть до снижения качества управления. Теоретики управления значительное внимание уделяли определению того, какой должна быть идеальная норма управляемости. Предлагалось наилучшая, с позиций ряда авторов, норма - от 7 до 10 подчиненных. Однако, современные исследования показывают, что величина нормы широко варьируется. Уровень управления, характер выполняемых задач, характеристики подчиненных и относительные способности руководителя, его техническое обеспечение - все это играет роль в определении количества людей(звеньев),непосредственно и эффективно контролируемых руководителем. Более подробно об этом будет сказано ниже при рассмотрении темы "Построение организаций" (раздел 4 МУ). Ясно только, что если не удерживать нормы управляемости на достаточно низком уровне, руководство будет не в состоянии не только выполнить обязанности по координированию,но и контролировать деятельность подчиненных. Необходимость соблюдения оптимальной нормы управляемости привела к необходимости построения иерархических уровней управления что подробно рассмотрено в разделе "Теория управления". Рассмотрим как на основе этих принципов формируются организационные отношения в системе.
Наиболее осязаемый аспект организаций – взаимоотношение полномочий, которые связывают высшие уровни управления с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Средством при помощи которого устанавливаются отношения между уровнями полномочий, является делегирование.
Под делегированием мы будем понимать передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Из этого определения видно как установление отношений одной группы (функциональные отношения) инициируют возникновение другой группы отношений (отношения ответственности). Отсюда можно сделать вывод о тесной взаимосвязанности всего комплекса организационных отношений и необходимости учета этой взаимосвязанности при построении организационного механизма.
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач.
Полномочия делегируются как должности так и индивиду. Так, например, принятие на должность вице-президента фирмы высококвалифицированного работника может означать расширение полномочий.
Существует множество внешних и внутренних ограничений полномочий, т.е. полномочия это ограниченное право распоряжаться ресурсами, людьми. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором функционирует организация.
Особо необходимо выделить властные полномочия. Полномочия определяются как делегирование, ограниченное, присущие данной должности право использовать ресурсы организации, принимать решения по определенному кругу вопросов. В отличие от этого, власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Другими словами, полномочия определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, иметь право делать , власть определяет, что оно действительно может делать .
Укрепилось и стало весьма распространенным мнение, что власть и руководящая должность являются наиболее действенными инструментами эффективного управления. Однако, этого далеко не достаточно, чтобы сложная организация эффективно выполнила все задачи. Для этого необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Отношения власти, руководства, лидерства являются предметом рассмотрения отдельной темы в силу их, пожалуй, чрезвычайной важности для обеспечения эффективного управления. В этом же разделе в основном рассматриваются функциональные организационные отношения, которые довольно часто называют формальными отношениями, т.е. такими которые закреплены в каких-либо предписаниях и в принципе являются обязательными в смысле их реализации. Помимо формальных отношений, в системе действует и комплекс неформальных отношений, т. е. таких, которые не определяются служебными установками, инструкциями, положениями и т. д. Этот вид отношений будет рассмотрен несколько ниже. Формальные отношения, т. е. организационные отношения лежат в основе любой организации под которой понимается именно формальная организация . Весь комплекс организационных отношений проявляется в рамках конкретного организационного механизма системы менеджмента. Для того, чтобы более глубже понять сущность организационного механизма необходимо выделить две его составляющие: статику и динамику. Статика организационного механизма реализует относительно постоянные, устойчивые организационные отношения, связи в системе. Т.е. статика организационного механизма есть не что иное, как организационная структура системы менеджмента. Динамика же отражает достаточно оперативные виды организационного воздействия т. е. способствует установлению относительно временных организационных отношений. С позиции современных представлений, деление организационного механизма на статичную и динамичную части довольно условно. Появление адаптивных организационных структур вносит значительный динамизм в систему организационных отношений, и, в тоже время, некоторые организационные правила повышают степень устойчивости этой системы. В разделе "Теория управления" (раздел 1 МУ) при рассмотрении внутренних переменных системы было рассмотрено понятие структуры системы и подчеркнуто роль и значение этого элемента в повышении эффективности деятельности системы. Теперь же нашей задачей является более детальное рассмотрение как организационной структуры, так и различных видов организационного воздействия. Учитывая важность функциональных отношений в системе менеджмента как задающего элемента во всем организационном механизме,рассмотрим первоначально этот вид отношений и его влияние на построение организационного механизма.
Механизм - это система организации функционирования и развития.
Согласно этому определению, механизм представляет собой способ, технологию функционирования какого-либо объекта, модель взаимодействия составляющих организации.
Процессы функционирования естественных систем складывались в результате их эволюции. Осмысление принципа действия отдельных механизмов позволило человеку использовать их в своих интересах. Так, например, модель механизма кругооборота воды в природе использована в организации функционирования паровой машины. Естественным прообразом, по которому строится модель любого механизма, является организм.
Организм - это естественно сложившаяся и развивающаяся форма жизни.
Организм в отличие от механизма отличается высоким уровнем комплексности, гармоничности, саморегулирования, меньшей формализованностью, а по этим причинам более совершенной структурой, процессами функционирования и развития. Подробное сопоставление организма и механизма представлено в табл. 3.1.
Наиболее распространенным примером механизма является технический механизм машины, который отрабатывался на протяжении столетий, поэтому может служить методической основой для построения других механизмов. Это требует рассмотрения его основных компонентов.
Известно, что любая техническая система, самостоятельно выполняющая какую-либо функцию, имеет четыре основных элемента: двигатель, трансмиссию, рабочий орган и средство управления.
Двигатель - элемент технической системы, который является источником или накопителем энергии для выполнения требуемой функции.
Сравнительная характеристика понятий «организм» и «механизм»
Критерий | Организм | Механизм |
Природа происхождения Естественная Искусственная или смешанная
Первичные качества Наследуемые Целенаправленно формируемые
Основа существования Самосохранение Целевое функционирование
Сикурсы развития Собственные Привлекаемые и интегрируемые
Пориод существования Жизненный цикл Устанавливаемый срок
Трансмиссия - элемент технической системы, передающий энергию от двигателя к рабочему органу с преобразованием ее качественных характеристик (параметров).
Рабочий орган - элемент технической системы, передающий энергию элементам окружающей среды и завершающий выполнение требуемой функции.
Средство управления - элемент технической системы,0, регулирующий поток энергии по ее частям и согласующий их работу во времени и пространстве.
Анализируя любую автономно работающую техническую систему, можно выделить указанные элементы. Если при этом не обнаруживается какой-то из них, функцию этого элемента выполняет сам человек или окружающая среда. Для того, чтобы правильно выявить части системы, необходимо сначала определить ее функцию и применительно к ней - рабочий орган, а затем остальные части. Например, в автомобиле: главная функция - переместить груз, рабочий орган - колесо; трансмиссия - карданная передача, коробка перемены передач, рама; двигатель - двигатель внутреннего сгорания; средство управления - рулевое колесо, тормоза, сцепление и различные приборы.
Учитывая, что средство управления непосредственно не участвует в выполнении основной функции системы, его можно рассматривать как самостоятельную систему со своей функцией и со своим набором указанных частей.
Разрабатывая механизм функционирования организации или, в частности, хозяйственный механизм управления, необходимо включить в него экономические аналоги перечисленных составляющих. Например, в системе управления фирмой роль двигателя играет субъект управления (директор, правление, наблюдательный совет, собрание учредителей, общее собрание акционеров). Трансмиссия реализуется в виде инструментария организации и системы вертикальных и горизонтальных связей между элементами структуры. Рабочий орган выполняет основную ролевую функцию организации, т.е. собственно производит продукцию, оказывает услуги потребителям, и реализуется в лице рядовых работников, объединенных в бригады, команды. Средством управления также являются единоличный и коллегиальные органы в лице директора, правления, наблюдательного совета, общего собрания акционеров, а также применяемые аппаратом управления методы управления персоналом (организационно-административные, экономические и социально-психологические).
Известно, что успех функционирования системы зависит от согласованности, гармоничности всех компонентов системы. Поэтому усложнение и повышение динамичности внешней среды организации требует совершенствования средств управления и опережающего развития рабочего органа. Это определило в последние годы возрастание
значимости человеческих ресурсов и организационных технологий их использования.
Важнейшую роль в построении механизма организации играет инструментарий.
Инструментарий - это упорядоченная совокупность средств целенаправленного воздействия и методов их применения.
Инструментарий организации разрабатывается в рамках методологии управления как единый комплекс обеспечения определенной деятельности.
Инструмент - это орудие, средство, применяемое для выполнения каких-либо работ, достижения целей.
Инструменты организации делят на две группы;
Инструменты исследования;
Инструменты воздействия.
Универсальными инструментами исследования являются классификация, анализ и моделирование.
Классификация - это распределение объектов (предметов, явлений, процессов) на классы, группы, разряды в соответствии с определенными признаками.
Анализ - это изучение объекта путем разложения его на части.
Анализ позволяет исследовать внутренний состав и содержание системы.
Моделирование - это изучение объектов с помощью моделей.0
Модель - это описание, изображение или схема какого-либо явления или процесса, отображающая его структуру и функционирование. Моделирование позволяет избежать катастрофических ошибок и определить перспективные направления развития, с меньшими затратами добиться новшеств в построении и функционировании системы.
Инструменты воздействия подразделяют на инструменты организации и координации.
Инструменты организации - это средства воздействия субъекта управления на объект управления. Они проявляются в виде организационных и распорядительных документов, организационных нормативов, стандартов, регламентированных процедур, устных распоряжений и т.д.
Инструменты координации - это средства обеспечения взаимодействия компонентов организации, принадлежащих одному иерархическому уровню. Они обеспечивают прямое, оперативное, равноправное взаимодействие между компонентами организации и реализуются в виде совещаний, прямых контактов между руководителями подразделений, целевых групп, комитетов и тд.
Управленческая практика показала отсутствие четких различий между инструментами организации и координации. Например, первоначально рейтинг работников применялся как один из организационных нормативов. Однако в дальнейшем он проявился как инструмент координации, самоорганизации группы работников.
Формирование и развитие организационных отношений требует применения согласованных между собой сочетаний различных инструментов организации. Например, использование в качестве организационно-распорядительных методов воздействия приказов и распоряжений предусматривает четкую разработку содержания действий исполнителя и жесткий последующий контроль исполнения. Напротив, указание как метод организационного воздействия обращает внимание исполнителя на конкретную проблему и обусловливает его самоорганизацию.
Выбор инструментария определяется стратегией, условиями функционирования организации, а также особенностями как субъекта, так и объекта организации. Выбор инструмента воздействия определяет идеологию осуществления организационной деятельности в целом, а также эффективность функционирования организации. Например, замена некоторых административных методов управления экономическими стимулирует развитие ответственности, самостоятельности и заинтересованности работников в результатах труда, повышает лояльность рядовых исполнителей к руководству организации, способствует усвоению ими корпоративных ценностей. Такая идеология и политика организационной деятельности в конечном итоге повышает управляемость компании, но изначально предъявляет требования к профессионализму руководящего и исполнительного персонала.
Инструментарий организации применяется в виде сложных конструкций, которые объединяют инструменты исследования и воздействия, тщательно подогнанные и интегрированные в отлаженный и целенаправленно действующий механизм организации.
Механизм организации не остается неизменным. Он должен адаптироваться и модернизироваться в соответствии с изменением целей и условий функционирования организации.
Контрольные вопросы
1. Раскройте связь между конструктивными элементами на примере известного вам процесса.
2. Приведите свои примеры различных типов процессов6 закономерных и случайных, управляемых и неуправляемых, регулярных и эпизодических, наблюдаемых и латентных.
3. Приведите примеры процессов самоорганизации социальных систем.
4. Какое значение имеют процессы самоорганизации для фирмы?
В научной литературе отмечается, что организационный механизм включает в себя совокупность элементов производственного процесса (трудовые ресурсы, средства труда, предметы труда, информацию); способы организации связей между элементами, организационные формы, методы, правовые нормы и нормативы, обеспечивающие рациональное функционирование всей производственной системы.
С другой стороны, организационный механизм можно рассматривать как совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы.
Более узким пониманием сущности организационного механизма управления является понимание его как совокупности процедур принятия управленческих решений. Таким образом, данный механизм определяет, как ведут себя члены организации, и как они принимают решения. Для того чтобы управляющий орган (например, руководитель) выбрал ту или иную процедуру принятия решений (тот или иной механизм управления, то есть зависимость своих действий от целей организации и действий управляемых субъектов - исполнителей в случае управления проектами), он должен уметь предсказывать поведение исполнителей - их реакцию на те или иные управляющие воздействия. Экспериментировать в жизни, применяя различные управляющие воздействия и изучая реакцию подчиненных, не эффективно и практически никогда не представляется возможным. С этой точки зрения организационный механизм управления можно рассматривать как синоним метода управления, так как и тот и другой определяют, как осуществляется управление.
Кроме этого, организационный механизм представляет систему методов, способов и приемов формирования и регулирования отношений объектов с внутренней и внешней средой.
Понятие организационного механизма связывается с объективностью действия тектологических и экономических законов, закономерностей и принципов, составляющих их основу и сущность и являющихся средством обеспечения необходимых результатов. Особенности организационного механизма определяются характером действий по организации управления. Последние представляют собой:
- ? действия по образованию, созданию, формированию целого, как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих частей, объединение которых обусловлено целями строения целого - управляющей системы (УС);
- ? действия по формированию, созданию элементов (частей) целого, как подсистем УС;
- ? действия по обеспечению внутренней упорядоченности, согласованности, взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей управляющей системы;
- ? действия по приведению в соответствие УС и ее элементов со стратегической миссией, целями и характером объекта управления;
- ? действия по адаптации СУ к внешней среде.
Таким образом, действия по организации управления можно представить как формирующие, упорядочивающие и регулирующие. Именно характер действий определяет те методические подходы, методы и приемы, которые являются инструментами организационных механизмов. Это, прежде всего, методы разделения (расчленения) целого на элементы и методы соединения (сочетания, комбинирования), объединения. Первые широко представлены в организационных механизмах графическими методами, методами структуризации, эвристическими методами, способами оптимизации, матрицами взаимосвязей и зависимостей и др., вторые - сетевым методом планирования и управления, функционально-стоимостным анализом, методами оптимизации решений, графическими и эвристическими методами и т. п.
Такое положение не позволяет достаточно конкретизировать механизмы в такой системе взаимодействий как управление, которая вполне однозначно в организационной деятельности начинается на основах обоюдной добровольности включения в процессы взаимодействий, но включает и элементы принуждения самых различных природ и форм.
Структурно схема организационного механизма выглядит в форме функций в системе организатор - исполнитель. Такая схема не выходит за рамки функциональности деятельности и этим ничем не отличается от технологических процессов производства, в которых структура, регламентация и средства одинаково важны и само кадровое обеспечение деятельности ничем не отличается от любого инструментарного, будь то молоток и перфоратор или суперсовременная технологическая линия.
В функциональной системе основной выступает функция, постоянное воспроизведение которой в определенной последовательности и совокупности с другими функциями обеспечивает результат, определяющийся качеством функций управления и технологической эффективностью процессов.
Универсальными слагаемыми организационных механизмов являются методы и способы соединения и разъединения элементов системы и сочетания их с другими системами. При этом результативность этих действий может быть различной. Она зависит от свойств элементов: активностей и сопротивлений, которые отражают их отношения (их реакцию на соединение и разъединение).
С другой стороны, такими слагаемыми выступают:
- ? структурные механизмы. Организационной основой системы управления является ее структура. Структура определяет состав подразделений, входящих в систему управления, их соподчиненности и взаимосвязи, форму разделения управленческих решений по уровням, а, следовательно, и само число уровней управления. Иными словами, структура управления является той организационной формой, в рамках которой осуществляется процесс управления. Таким образом, важно определить достаточно эффективную структуру управления, что значит выявить такое соотношение ее элементов, при котором наиболее оперативно и своевременно выполняются требования объекта управления.
- ? организационно-административные механизмы. Это взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально-технологических связей, возникающих в процессах управления.
- ? информационные механизмы, которые характеризуется относительным расположением источников и получателей сообщений в организации, составом и взаимосвязями носителей информации, направленностью и конфигурацией коммуникационных сетей и т. п.
Отметим, что управление носит многоуровневый характер. Основным звеном управления является предприятие. Механизм управления на микроуровне формируется под влиянием закономерностей производственного процесса и его связей с рыночной средой. На механизмы, действующие на микроуровне, должны ориентироваться государственные и региональные органы управления при формировании стратегии экономического развития и разработке норм хозяйственного права.
При этом важно определить методы построения организационных механизмов. Необходимость обеспечения совместимости, соответствия и соотносительности требует на каждом этапе его формирования расчленения на элементы, а элементов на части таким образом, чтобы обнаружить сочетаемость или несочетаемость с внутрисистемными и внешними факторами. Это определяет широкое использование методов структуризации, декомпозиции, десегрегирования. Основными здесь являются методы структуризации.
Усложнение объектов управления, их связей и взаимодействий с объектами внешней среды потребовали использования таких методических подходов решения организационных вопросов, которые, основываясь на методах расчленения проблем на элементы, включают в свой состав целый арсенал способов и приемов.