23.08.2019

Организационный механизм менеджмента. Смотреть страницы где упоминается термин механизм организационный


Сущность механизма управления.

Комплексный механизм управления организацией.

Экономический механизм управления.

Мотивационный механизм управления.

Рис. 9.2. Алгоритм формирования структуры механизма управления

РУ], [ФкУ, РУ]. Результатом этих воздействий будет приведение объекта управления в соответствие с постав­ленными целями. Если не может быть мобилизован нужный объем ресурсов, потребуется или пересмотреть методы управления, или вновь вернуться к паре [ОУ, ЦУ] (рис. 9.2.).

Формирование системы целей организации. Цель любой функционирующей организации – это результат деятельности этой организации, который желательно достичь в заданное время. Совокупность целей различных уровней представляют собой взаимосвязанных целей. Часто система представляется в виде дерева целей.

Исходными для формирования системы целей промы­шленной организации и формирования пары [О У, ЦУ] яв­ляются представление объекта управления как развиваю­щейся производственной и социально-экономической сис­темы и осуществление целевого подхода к управлению. Далее для целенаправленности управления и его ориен­тации на конкретные конечные результаты для каждой цели определяются критерии (или показатели), по ко­торым планируется и оценивается деятельность пред­приятий, устанавливаются численные значения этих критериев, создаются условия, обеспечивающие требуе­мые результаты (формируется механизм управления) и организуется работа трудового коллектива (персонала) для достижения поставленных целей. Все это в совокупности реализуется целевым управлением.

При формировании системы целей деятельности должно быть обеспечено соблюдение ряда требований, в том числе требования соподчиненности целей, их пол­ноты, сопоставимости, взаимоувязанности, непроти­воречивости, определенности, реальности.

Согласование критериев управления и факторов управления (пара КУ, ФкУ). Уп­равление осуществляется путем воздействия на опреде­ленные факторы управления, то есть на свойства и эле­менты объекта управления в целом, свойства этих эле­ментов, их связи с другими элементами, связи объекта управления с внешней средой. Сами способы воздействия на те или иные факторы управления относятся к другой категории управления - методам управления или к аналогу методов - ресурсам. Вместе с тем, спо­собность (свойство) предприятия воспроизводить, акку­мулировать и эффективно использовать эти ресурсы яв­ляется категорией, которую необходимо отнести к фак­торам управления. Так как объект управления обладает свойствами целостности, изменение состояния того или иного фактора под влиянием управляющего воздейст­вия приводит к изменению состояния объекта управле­ния в целом или отдельных его частей.

Любая производственная система является сложным объек­том управления, и для выявления всей совокупности факторов необходимо расчленять его на ряд более про­стых объектов. Такое расчленение может быть осуще­ствлено несколькими способами, в том числе:

  • дифференциацией структуры предприятия по уровням подразделений (производство, цех, рабо­чий участок, рабочее место);
  • дифференциацией технологического процесса про­изводства на технологические цепи, технологичес­кие линии, технологические переходы;
  • разделением жизненного цикла продукции на ста­дии, этапы, фазы и другие процессы; разделением ассортимента производимой продук­ции по группам технологически- и конструктив­но-однородной продукции, по уровням качества, группам потребителей или по программам, сфор­мированным применительно к конкретным объек­там и целям управления.

Основными факторами про­изводства являются важнейшие ресурсы любого предприятия. Когда ОУ представлен в виде дерева или в виде совокупности взаимосвязанных элементов производственного процесса, облегчается постановка конкретной цели, определение задания по достижению этой цели (КУ) и конкретизация факторов, обеспечива­ющих выполнение этого задания (ФкУ). Для организа­ции воздействия на ФкУ различной природы необходи­мо выявить их совокупность и степень соответствия факторов критериям управления с тем, чтобы при фор­мировании пары [ФкУ, РУ] оценить потребность и воз­можность мобилизации ресурсов для приведения ФкУ в соответствие с поставленной целью (критерием).

Степень согласованности составляющих пары [КУ, ФкУ] можно оценить сопоставлением плановых и достигнутых значений вектора показателей состояния факторов и показателей результатов (затрат, эффектов, эффективности), достижение которых обеспечивается мобилизацией указанных факторов.

Согласование факторов управления и методов управления (ФкУ, МУ). Харак­тер воздействия зависит от природы фактора и его вос­приимчивости к тем или иным методам воздействия. Управленческое решение состоит в формировании раци­ональной пары множеств «ряд факторов управления», «ряд методов воздействия на эти факторы», то есть пары [ФкУ, МУ]. В управлении предприятиями широко используются экономические, социальные (мотивообразующие), организационно-административные и право­вые методы, а также их различные сочетания. Если не­обходимо воздействовать на состояние фактора «капи­тал», следует привести в действие экономические ме­тоды (например, капитализацию амортизации), соци­альные методы (например, мотивацию качественной эксплуатации оборудования персоналом), организацион­ные методы (например, организацию взаимодействия с поставщиками сырья и комплектующих изделий), пра­вовые методы (например, правовая дисциплина поста­вок). Если же необходимо воздействовать на состояние фактора «труд», следует применять мотивообразующие методы с тем, чтобы усилить мотивы труда и (или) осу­ществить сдвиг мотивов на поставленные цели. Комплексность методов воздействия на факторы различной природы определяет объективную необходимость фор­мирования комплексного механизма у правления промышленными предприятиями.

Согласование методов управления и ресурсов управления (пары МУ, РУ, ФкУ, РУ). Под ресурсами управления следует понимать ис­точники воздействия на факторы управления. В произ­водственных системах этими источниками могут быть:

  • материальные ресурсы производственной системы, в том числе денежный и вещевой капитал, а так­же инвестиционный, производственный и научно-технический потенциалы;
  • социальный (личностный и коллективный) потен­циал организации;
  • организационный потенциал производственной си­стемы.

Эти три источника не являются изолированными, так как формируются в результате взаимного влияния. Так, социальный потенциал создается под влиянием систе­мы и норм оплаты труда, уровня научно-технического развития производства и профессиональной подготовки персонала, культуры производства, организации управ­ления и других факторов. В свою очередь, материаль­ные ресурсы производственной системы есть плод живого и овеществленного труда, то есть результат моби­лизации социального потенциала.

Под организационным потенциалом предприятия по­нимают диапазон организационных возможностей его функциональных служб (маркетинга, производства, НИОКР), а также общекорпоративного управления. Оче­видно, что организационный потенциал формируется под воздействием материальных ресурсов, научно-тех­нического и социального потенциалов производствен­ной системы.

Ограничения по ресурсам могут приводить к необходи­мости пересмотра ранее сформированной пары [ФкУ, МУ] по составу выбранных факторов и методам воздействия на них. Изменение пары [ФкУ, МУ], в свою очередь, потребует в паре [ЦУ, ФкУ] привести цели управления в соответствие с реальными возможностями воздейст­вия на факторы. Только при наличии такого соответст­вия можно считать, что ряд факторов, воздействие на которые может дать реальные результаты, выявлен.

В условиях ограничения ресурсов встает задача опре­деления приоритетности факторов, значимость которых определяется целями управления. Для достижения каждой цели существует свой ряд приоритетности факторов. Выявление этих рядов является одной из ос­новных задач формирования конкретных механизмов управления. Необходимость ранжирования факторов уп­равления по их приоритетности подтверждается как оте­чественным, так и зарубежным опытом.

Свойства производственной системы развиваются под влиянием управляющих воздействий и сами являются факторами управления. Важнейшим из таких факторов выступает способность предприятия воспроизводить, ак­кумулировать и эффективно использовать материально-вещественные и трудовые ресурсы, необходимые для развития. Этот фактор включает:

  • инвестиционный потенциал предприятия, опреде­ляемый ростом курса акций и реинвестированием прибыли;
  • стартовые условия развития;
  • наличие собственной научно-опытно-производст­венной и учебной базы, способной осуществлять развитие (собственной системы развития);
  • способность использовать научно-производствен­ный потенциал внешней среды предприятия (внешней системы развития);
  • восприимчивость производственной системы к но­вовведениям и ее способность к самообучению;
  • управляемость производственной системы, способ­ность руководства предвидеть объективный ход развития, формировать и последовательно реали­зовывать техническую политику на достаточно долгосрочную перспективу.

2. Комплексный механизм управле­ния представляет собой совокупность экономичес­ких, мотивационных, организационных и правовых (а в ряде случаев - также политических) способов це­ленаправленного взаимодействия субъектов хозяй­ствования (субъектов предпринимательства и науч­но-технического развития) и воздействия на их дея­тельность, обеспечивающих согласование интересов взаимодействующих сторон, объектов и субъектов управления. Поскольку факторы управления могут иметь экономическую, социальную, организационную, правовую и политическую природу, комплексный ме­ ханизм управления должен представлять собой систе­му экономических, мотивационных, организационных и политических механизмов, формируемых под воз­действием права.

Ранее действующие механизмы формировались как мономеханизмы - механизмы одной природы. B дореформенный период действовал преимущественно организационно-административный механизм. Его назначением было трансформировать цели и решения центральных органов власти в интересы людей. Однако такая трансформация может привести к усилению мотивации деятельности людей только в случае, если эти решения соответствуют их интересам. Такое соответствие дости­гается в комплексном механизме управления.

Переход к рыночной экономике ознаменовался отвер­жением организационно-административного мономеханизма не только в силу его неэффективности, но и в силу того, что он в существовавшей ранее форме противоречит принципам акционерной демократии. На первый план была выдвинута задача создания мономеханизма другой природы. Однако по-прежнему необоснованно игнорируется роль мотивационных механизмов. Отказ от организационных механизмов управления вместо их адаптации к новым условиям хозяйствования и игнорирование мотивационных механизмов приводят к неэффективности вновь создаваемого экономического механизма, что со всей очевидностью подтверждается ходом экономической реформы, со­провождаемой деградацией производства и экономической нестабильностью. Успешно решить задачу преодоле­ния экономического спада и обеспечить экономическое, научно-техническое и социальное развитие возможно в том случае, если в ходе экономической и социально-политической реформы будет создан эффективный механизм управления, в котором оптимальным образом сочетаются механизмы различной природы.

Выделение механизмов по принципу однородности природы возможно по наличию в них, ведущих призна­ков. Однако в целом затруднительно выделить какие-ли­бо «чистые» механизмы, которые были бы лишь эконо­мическими или лишь организационными, или лишь мотивационными. Так, например, стандартизацию продук­ции можно рассматривать как механизм координации де­ятельности субъектов хозяйствования в процессах жиз­ненного цикла продукции, то есть как организационный механизм. В свою очередь, требования стандартов уста­навливаются на основе экономически оптимальных ре­шений. И, следовательно, стандартизация представляет собой также экономический механизм (механизм согла­сования экономических интересов). Если же при стан­дартизации осуществлена гармонизация национальных стандартов со стандартами других стран, то стандартиза­ция приобретает черты политического механизма.

Комплекс механизмов управления промышленной организации представляет собой многоуровневую систему взаи­мосвязанных механизмов различной природы: экономи­ческих, мотивационных, организационных, правовых и политических. Как уже было сказано выше, обычно за­труднительно выделить какие-либо «чистые» однород­ные механизмы, которые не носили бы черты механиз­мов другой природы (например, были бы лишь чисто мотивационными, не нося черты экономической, орга­низационной или правовой природы). Поэтому выделе­ние механизмов по принципу однородности осуществля­ется по наличию в них, ведущих признаков. Неоднознач­но может быть осуществлено расчленение того или ино­го механизма на более конкретные механизмы. Ниже приводится один из вариантов структуризации ком­плексного механизма управления крупного промышленного предприятия, имеющего организационно-правовую форму – акционерное общество (рис. 9.3).

Рис. 9.3. Комплексный механизм управления организацией

В состав комплексного механизма управления акци­онерной компанией (два уровня структуры) входят:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ :

1.1. Механизм конкуренции и рыночного ценооб­разования.

1.2. Механизм самоокупаемости (воспроизводства факторов производства).

1.3.Акционерный механизм самофинансирования инвестиций в производственное, научно-тех­ническое и социальное развитие.

1.4. Механизм заемных средств, инвестируемых в развитие предприятия.

1.5. Механизм государственного регулирования и государственной поддержки.

2. МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ :

2.1. Механизм мотивации высококачественного труда.

2.2. Механизм мотивации научно-технического развития производства.

2.3. Механизм мотивации предпринимательства.

2.4. Механизм мотивации хозяйствования.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

3.1. Структурные механизмы.

3.2. Организация управления и механизм акцио­нерной демократии.

3.3. Организационно-экономический механизм корпоративного планирования.

3.4. Организационно-технические и организацион­но-административные механизмы.

3.5. Информационные механизмы.

4. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ:

4.1. Нормы и институты хозяйственного права.

4.2. Механизм арбитражного рассмотрения хозяй­ственных споров.

4.3. Нормы и институты корпоративного права.

5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ:

5.1. Социально-экономическая политика.

5.2. Внешнеэкономическая политика.

5.3. Научно-техническая политика.

3. Стержнем экономического механизма управления организацией являются рыночный механизм конкуренции и ценообразования, традиционный механизм воспроизвод­ства факторов производства (механизм самоокупаемос­ти) и акционерный механизм развития производства (механизм самофинансирования).

Основу рыночного механизма конкуренции и ценооб­разования составляют конкурентная среда и конкурент­ные стратегии участников рынка (продавцов и покупа­телей). Конкурентная среда определяется формой рын­ка (полиполия, олигополия, монополия и их модифика­ции). Конкуренция продавцов за сбыт своих товаров при превышении предложения над спросом и конкуренция покупателей за покупку нужного товара при превыше­нии спроса над предложением образуют механизм цен, устанавливающий цену равновесия. Конкурентные стра­тегии определяются факторами спроса и предложения. Динамика спроса и предложения под влиянием различ­ных факторов порождает процесс непрерывной адапта­ции предприятий и потребителей их продукции к конъ­юнктуре рынка. Государство регулирует рынок, поддерживая добросовестную конкуренцию, запрещая недоб­росовестную конкуренцию и ограничивая монополисти­ческую деятельность.

Механизм воспроизводства факторов производства призван обеспечить непрерывную самоокупаемость предприятия. Он включает механизмы оплаты труда, воспроизводства производственных запасов и воспроиз­водства основных производственных фондов (капита­ла). Переход к рыночной экономике сопровождается в Украине деградацией механизма воспроизводства капи­тал (механизмов оборотных средств и амортизации), что потребовало создания специфического механизма несостоятельности (банкротства) предприятия. Последний призван восстановить дееспособность механизма самоокупаемости, либо осуществить ликвидацию убы­точного предприятия, превратившегося в несостоятель­ного должника.

Акционерный механизм реализуется путем накопле­ния акционерного капитала и его инвестирования в раз­витие, а также путем реинвестирования прибыли. На­копление капитала достигается эмиссией акций и рос­том их курса на вторичном рынке в результате эффек­тивной деятельности акционерного общества. Доля при­были, реинвестируемой в развитие, определяется инвес­тиционной политикой акционерного общества, которая зависит от сложившейся структуры акционерной собст­венности (распределения акций среди акционеров). Ес­ли решающую роль в управлении акционерным общест­вом играет группировка акционеров, заинтересованная в получении доходов в перспективе, то приоритет при распределении прибыли будет отдаваться ее реинвести­рованию в развитие; если решающая роль принадлежит группировке, заинтересованной в получении текущих доходов, приоритет будет отдаваться оплате дивидендов в ущерб развитию.

Акционерный механизм успешно действующего ак­ционерного общества усиливается механизмом заемных средств, который реализуется через традиционный ме­ханизм инвестиционного кредитования, принципиально новые для наших предприятий механизмы лизинга и венчурного (рискового) финансирования, а также путем выпуска акционерным обществом собственных облига­ций. Областью венчурного финансирования являютсярисковые предприятия, выдвигающие и готовые реализовать перспективные идеи и проекты. Лизинг представляет собой своеобразную форму инвестиций, при кото­рой лизингодатель финансирует инвестиции лизингопо­лучателя, выдавая ему кредит не денежными средства­ми, а имуществом (основным капиталом). Выпуск обли­гаций компании рассчитан на массового инвестора и мо­жет стать эффективным механизмом развития только успешно действующих акционерных предприятий, об­ладающих возможностями обеспечения займа и высо­ким имиджем.

Механизмы государственного регулирования деятель­ности организации имеют экономическую, организацион­но-административную, правовую и политическую при­роду. В экономическом механизме , на этапе реформиро­вания экономики, важнейшее значение имеют:

· политика приватизации, под влиянием которой складывается и развивается акционерное предпри­нимательство и формируется акционерный меха­низм управления;

· участие государства в капитале акционерных ком­паний с целью обеспечения государственных при­оритетов в важнейших производствах;

· антимонопольная политика, направленная на со­здание конкурентного рынка и, следовательно, на формирование рыночного механизма конкуренции и ценообразования.

Несмотря на то, что трансформация форм собствен­ности позволяет акционерным предприятиям самостоя­тельно осуществлять финансирование научно-техничес­кого развития производства, обязательной составляю­щей экономического механизма управления развитием остается механизм государственной поддержки. Это объ­ясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, продолжи­тельностью периода, в течение которого окупаются за­траты. Именно в этот период предприятия нуждаются в финансовой поддержке, компенсируя в последующем затраты государства повышением налоговых отчисле­ний за счет роста эффективности производства.

Во-вторых, вызванные требованиями рынка радикальные и, особенно, преобразующие нововведения (переход к но­вому жизненному циклу технологии/спроса и смена тех­нологической специализации) являются капиталоемки­ми и требуют концентрации крупных ресурсов. Госу­дарство заинтересовано в таких нововведениях, так как их реализация ведет к подъему промышленного произ­водства на качественно новый уровень.

В-третьих, на­ступающая постиндустриальная эпоха характеризуется созданием новых технологий и продуктов, рассчитан­ных на привитие новых потребностей. Продолжитель­ность инновационного цикла таких производств увели­чивается, так как в него включается этап признания но­вой продукции потребителем. В то же время перевод производства на уровень постиндустриальной эпохи со­здает широкие возможности для включения экономики государства в мировое народное хозяйство.

Механизмы государственной поддержки научно-тех­нического развития производства разнообразны. Основу этих механизмов составляют бюджетное финансирова­ние науки и образования и рациональная система нало­гов. Наука призвана создавать принципиально новые технологии и продукты, система образования - подго­тавливать высококвалифицированные кадры рабочих, специалистов и менеджеров; система налогов должна позволить предприятиям иметь достаточный уровень ре­инвестирования прибыли и амортизационных отчисле­ний, обеспечивая тем самым самостоятельность пред­приятий в развитии производства.

Другими механизмами государственной поддержки являются: различные формы поощрения инвестиционной ак­тивности и прогрессивных технологий. Одной из таких форм, например, может быть венчурное фи­нансирование со стороны государства рисковых проектов, реализация которых позволяет создать лидирующие технологии; рационализация структуры государственного спро­са и размещения заказов в целях достижения рен­табельности государственных заказов на уровне не ниже рентабельности рыночного спроса; государственное регулирование цен, тарифов и по­шлин, имеющее часто не только экономическую, но и политическую направленность.

Структура экономического механизма управления акционерной компанией приведена на рисунке 9.4.

4. Мотивация - процесс мотивообразующих воздействий, то есть воздействий на побуждающие факторы человека, под влиянием которых у него возникает потреб­ность работать так, чтобы содействовать достижению целей организации. Таким образом, мотивация являет­ся функцией управления.

Мотивационный механизм - совокупность моти­вов, формирующихся под влиянием мотивообразующих воздействий.

Мотивообразующие факторы - факторы различной природы, под влиянием которых имеют место мотивообразующие воздействия.

Мотивационнозначимая цель - цель, на достиже­ние которой направлена та или иная совокупность мо­тивов.


Рис. 9.4. Структура экономического механизма управления крупного промышленного предприятия (возможный вариант)

Мотивационный механизм является одним из компо­нентов механизма заинтересованности в достижении максимальных экономических и социальных результа­тов предпринимательской деятельности. Понятие моти­вации означает всю совокупность мотивообразующих факторов и процессов, обеспечивающих возникновение у людей побуждений к достижению жизненно необхо­димых целей. Такое стремление предполагает актив­ность в изменчивой среде и требует ситуативной реак­ции. В процессе ситуативного развития мотивации оце­нивается возможность и определяется способ достиже­ния необходимого результата.

Эффективный механизм мотивации может быть создан в условиях свободы выбора каждым человеком нужных ему видов и форм деятельности, в условиях свободного развития всех форм собственности.

Мотивационный механизм производственного про­цесса (научно-производственной, производственной и маркетинговой деятельности компании) можно предста­вить четырьмя подмножествами мотивов (мотивационных механизмов), каждое из которых направлено на до­стижение определенного подмножества целей компании (рис. 9.5.):

  • мотивационным механизмом высококачественного производительного труда (ММ 1);
  • мотивационным механизмом научно-технического развития производства (ММ 2);
  • мотивационным механизмом предпринимательст­ва (ММ 3);
  • мотивационным механизмом хозяйствования (ММ 4).

Приведем краткую характеристику мотивационных комплексов, составляющих мотивационный механизм управления компанией.

Мотивационный механизм высококачественного производительного труда имеет целевую направлен­ность на рациональное использование производствен­ных ресурсов, повышение производительности труда, бездефектное изготовление продукции, сокращение сро­ков освоения производства новой конкурентоспособной продукции. В его основе лежат внутренние мотивы, оп­ределяемые предрасположением личности к труду (ВМ), внешние положительные мотивы, вызывающие у работ­ников положительную реакцию и побуждающие к тру­ду (ВПМ), и внешние отрицательные мотивы, вызыва­ющие отрицательную реакцию и как бы принуждающие к труду (ВОМ).

Мотивационный механизм развития производства направлен, в первую очередь, на повышение научно-тех­нического уровня производства, создание и освоение но­вых видов продукции. В основе этого механизма лежат мотивы нововведений в производстве, генерируемые внутренними элементами производственного процесса и внешней средой, мотивы восприятия нововведений про­изводственной системой, мотивы инженерно-технического творчества, как непосредственных участников про­цесса технического развития, так и участников произ­водственного процесса.

Мотивационный механизм предпринимательства направлен на достижение успеха и выживание в конку­ренции в ближайшей и отдаленной перспективе на ос­нове гибких диверсифицированных реакций на измене­ния внешней среды и осуществления непрерывной цепи нововведений в продукцию и технологию. Действен­ность этого механизма обеспечивают мотивы конкурен­ции и кооперации при создании новой продукции и тех­нологии, предпринимательские стратегии, мотивы пред­принимательского риска, мотивы предпринимательских реакций на изменения внешней среды, мотивы внутри­фирменного предпринимательства, обеспечивающего гибкость управления и восприятие нововведений.

Мотивационный механизм хозяйствования на­правлен на максимизацию дохода, его оптимальное рас­пределение и наиболее выгодное использование на ос­нове трансформации форм собственности и демократи­зации управления предприятием. Основу этого меха­низма составляют мотивы ответственности за результа­ты производственно-хозяйственной деятельности и за развитие предприятия, мотивы активного участия в уп­равлении производством и делами акционерного обще­ства, мотивы профессионального роста, мотивы рацио­нализации оргструктуры предприятия и системы уп­равления.

Структура мотивационного механизма в составе ком­плексного механизма управления развитием производ­ства акционерного общества представлена на рис. 9.5.

Для многих трудовых коллективов и руководителей предприятий, а также органов управления высших уровней фундамент предпринимательства - научно-тех­ническое развитие производства и рационализация орг­структуры и системы управления не имеет в настоящее время мотивационной значимости. Цели предпринима­тельства и развития производства в этом случае остают­ся лишь ориентирами на будущее. Без сдвига мотивов на эти цели нельзя рассчитывать на их достижение. В первую очередь, необходим сдвиг на цели предпринима­тельства и научно-технического развития мотивов хо­зяйствования с тем, чтобы обеспечить накопление при­были и ее реинвестирование в развитие.

Рис. 9.5. Мотивационный механизм управления акционерным предприятием

Предпринимательского типа

Участвуя в труде, работник, как правило, имеет ряд потребностей, интересов, ближайших и отдаленных на­мерений и ценностных ориентации, под влиянием кото­рых и складываются мотивы труда. Так, потребность в творчестве порождает интерес к творческому труду, ко­торый уже воспринимается как ценность. Если для ко­го-то важнейшей ценностной ориентацией является творческий характер труда, то заработок или условия труда могут отойти на второй план; если - материаль­ное благополучие, то работник может пренебречь содер­жанием труда.

Производственные коллективы, как и другие субъек­ты хозяйствования, заинтересованы в направленности мотивов труда на рациональное использование произ­водственных ресурсов, повышение производительности труда, бездефектное изготовление продукции, сокраще­ние сроков освоения новшеств, поддержку прогрессив­ных нововведений в производство. Для сдвига мотивов на эти цели необходима согласованность интересов от­дельных работников (личности) и субъектов хозяйство­вания. Различная степень согласованности этих интере­сов порождает различные мотивы труда. При полной со­гласованности интересов важнейшей ценностной ориен­тацией становится удовлетворение общественных по­требностей, достигаемое выпуском высококачественной продукции в сочетании с высокой производительностью труда. Рассогласованность интересов порождает личный или коллективный эгоизм в ущерб удовлетворению об­щественных потребностей.

Рис. 9.6. Взаимодействие мотивационного механизма высококачественного производительного труда, хозяйствования и предпринимательства

Тема 9 «Механизм управления организацией»

Эффективная экономическая норма требует обеспечения ее исполнения. Для этого необходима система мер – механизм обеспечения исполнения (защиты) нормы . Этот механизм вторичен по отношению к защищаемой им норме и подчинен задаче обеспечить реализацию ее функции. Отсюда обусловленность структуры таких механизмов характером норм. Так, например, неформальная норма не может реализовываться посредством правовых структур, предполагает неформальные механизмы обеспечения.

Однако между характером норм и организацией их исполнения однозначной связи нет. Одна и та же норма может реализовываться при помощи разных структур. Например, взаимодействия двух соседей по поводу ситуаций с потравой земельных угодий одного животными другого может реализовываться и на основе судебного порядка защиты нарушенных прав, и посредством частного порядка урегулирования споров, и с применением внезаконного насилия. В то же время разные по характеру нормы двухсторонних отношений могут базироваться на одной и той же форме обеспечения их исполнения. Примером тому является судебная система, «обслуживающая» множество разнообразных формальных норм.

Функция механизма защиты – приведение в действие предусмотренного нормой стимула в случае возникновения либо угрозы возникновения отклоняющегося поведения. Эта функция закреплена за гарантом нормы. Поэтому действенность стимула на деле и, соответственно, реальная принудительная сила нормы зависит от двух факторов:

Силы стимула, заложенной в норме,

Эффективности гаранта нормы по приведению этого стимула в действие.

В зависимости от силы стимула и эффективности гаранта нормы действующие нормы могут быть оценены по критерию жесткости и подразделены на жесткие и мягкие . Чем значительнее заложенные в норме санкции и чем неотвратимее их наложение на нарушителей, тем более жесткой является норма. Жесткость нормы не имеет прямой связи с типом стимула. В реальности норма, поддерживаемая угрозой административного наказания, может оказаться более мягкой, нежели норма, подкрепленная моральным стимулом.

Механизм обеспечения нормы, опосредующий приведение в действие заложенного в ней стимула, включает две подсистемы:

- Систему контроля исполнения нормы и идентификации фактов ее нарушений. Она характеризуется контролируемыми параметрами, формой и процедурами контроля.

- Систему санкций (наложение наказаний или поощрений, предусмотренных нормой). Характеристиками этой системы являются набор признаков ситуации, предполагающей приведение системы в действие, варианты ситуации и уровень применения санкций в каждом варианте, процедура применения санкций.

Между механизмами контроля и санкций существует обратная зависимость в плане создания предрасположенности к соблюдению нормы. Чем слабее контроль, тем менее вероятно наложение санкций, тем больше склонность к отклоняющемуся поведению и потери от такого поведения. Поэтому создание достаточных побудительных мотивов следования норме требует компенсировать недостаточную эффективность контроля возрастающей силой санкций.

Следует иметь в виду, что эффективность контроля имеет свои границы. Контроль обычно не бывает полным. Причина этого – издержки контроля, которые имеют тенденцию расти по мере роста его уровня. Поэтому наращивание эффективности контроля имеет экономический смысл до момента, покуда они не сравняются с выгодами от санкционированного поведения.

Субъектом контроля и субъектом санкций является гарант нормы . Он наблюдает за поведением адресатов нормы и сопоставляет его с моделью поведения, предписываемой этой нормой. В случае отклонения гарант применяет санкцию к адресатам, упорядочивая их действия. Однако свои полномочия гарант может делегировать иным субъектам.

Институциональная система

Категории «норма» и «институт» не тождественны. Во-первых, помимо нормы институт обязательно включает механизм внешнего стимулирования. Во-вторых, в основе экономического института лежит не любая норма, влияющая на экономическое поведение, а нормы, являющиеся основополагающими для общественной организации производства, обмена и распределения. В-третьих, институт, как правило, представляет совокупность нескольких норм. Это связано с тем, что любая конкретная деятельность – сложное сочетание качественно разных процессов, каждый из которых регулируется особыми нормами. Например, институт контракта отражает не только соответствующие нормы договорного права, но также нормы, относящиеся к сфере прав собственности, деловой этики и т. д.

Совокупность действующих в экономике институтов образует институциональную систему экономики . Эта система неоднородна, поскольку включает самые разные институты, отличающиеся:

По степени зрелости (развивающиеся, развитые и разрушающиеся);

По отраслевой принадлежности (институты, функционирующие в строительстве, добывающей, текстильной, пищевой промышленности и пр.);

По уровню хозяйствования, на которые распространяются (нано-, мини-, микро-, мезо-, макро-, мегаинституты);

По географическим масштабам распространения (глобальные, национальные, региональные, локальные) и пр.

Неоднородность системы норм проявляется и в том, что некоторые из них обладают большей значимостью по сравнению с другими, т.е. выполняют в рамках институциональной системы конституирующую функцию. Такие нормы называются конституционными.

Институциональная система упорядочивает взаимодействия людей, повышает их предсказуемость и снижает издержки, связанные с их осуществлением. Однако разные ее составляющие играют в этом процессе неодинаковую роль. В этом плане в составе институциональной системы можно выделить два уровня:

Институциональную среду;

Институциональные соглашения.

Институциональная среда включает совокупность основополагающих норм и форм упорядочения взаимодействий : типы организационных структур, формальные нормы, обычаи, традиции, ценности, устойчивые образцы поведения. Характер и состав институтов, образующих институциональную среду, отражает состояние макросреды экономической деятельности (экономической, демографической, политической, правовой, социокультурной, географической, технологической и др.). Воздействие институциональной среды на экономику носит общий характер в том смысле, что образующие ее институты имеют значение для всех форм экономической деятельности вне зависимости от их отраслевой специфики и локализации.

Институциональные соглашения представляют договоренности между участниками взаимодействий, отражающие и конкретизирующие существующий экономический порядок, диктуемый институциональной средой. В отличие от институциональной среды институциональные соглашения не обладают универсальностью в плане регулирования экономического поведения. Разные области экономических взаимодействий предполагают свои, особые типы соглашений.

Глоссарий

Адресат нормы – лицо, чье поведение должно соответствовать предписанию, содержащемуся в норме.

Гарант нормы лицо, следящее за выполнением предписания, содержащегося в норме.

Жесткая норма – норма, нарушение которой непременно влечет за собой реакцию в виде санкции.

Институциональная система - совокупность правил и норм и механизмы обеспечения их исполнения.

Интернализация норм – психологический процесс, в ходе которого нормы усваиваются человеком и становятся неотъемлемой частью его сознания.

Мягкая норма – норма, нарушение которой не влечет за собой неотвратимой реакции в виде санкции.

Неформальные нормы – правила поведения, не имеющие документальной формы и существующие в неявном виде как элемент сознания.

Отношенческая рутина – рутина, возникающая у индивида в процессе взаимодействия с другими людьми.

Поощрение – реакция на соблюдение норм в форме похвалы, премирования, жалования высокой должности, размещения фотографии в газете, на доске почета и пр.

Рутина – предсказуемый образец поведения, следование норме как устойчивая реакция на то или иное событие.

Санкционированное поведение – выбор в пользу соблюдения правил и норм.

Санкция – реакция на нарушение норм в форме общественного осуждения, выговора, письменного замечания, денежного штрафа, силового прекращения начатого деяния, силового принуждения к повторению совершенного деяния, ограничения нарушителя в его правах, лишения свободы и пр.

Технологическая рутина – рутина, складывающаяся в процессе взаимодействия индивида с природой.

Фокальная точка – вариант поведения, который спонтанно выбирается всеми индивидами, оказавшимися в заданной ситуации.

Формальные нормы – правила поведения, документально зафиксированные в официальных документах (государства, фирм и пр.) и выстроенные в виде иерархии.

Экономическая норма – санкционированный способ поведения в конкретной ситуации распределения и использования ограниченных ресурсов.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое санкционированное поведение?

2. Верно ли следующее утверждение: «Предписание, заключенное в норме, может содержать требование к реализации определенных альтернатив поведения»?

Задание на самоподготовку

Задание для самостоятельной работы

1. Скребов В.Н., Трубилко А.И. Курс общей физики. Т. 2. Электричество и магнетизм. - СПб: СПбУ ГПС МЧС России, 2011, с.176-243

2. Трофимова Т.И. Курс физики. - М.: Высшая школа, 2003. с 204-235

1. Подготовиться к лабораторно-практическим занятиям 8.2,8.3.

Разработал

Доцент А.А. Чумаченко

1. Понятие и содержание механизма управления в системе организационных отношений.

Современный менеджмент требует создания четкого организационного механизма, позволяющего однозначно реализовать выбранные цели функционирования. Собственно, становление самого менеджмента прежде всего связано с формированием организационных отношений в системе управления. На различных этапах развития менеджмента организационному механизму уделялось различное внимание от его фетишизации до полного отрицания. Несмотря на достаточно глубокую разработку организационного механизма на этапе" индустриального "менеджмента (У. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд и др.), в период построения социализма различного уровня, 80-тые годы показали, что возможности совершенствования этого механизма далеко не исчерпаны. И эти годы истории развития менеджмента получили название" новых организационных преобразований" инициатором которых выступила известная американская корпорация "Дженерал моторс". Действительно, сутью управления является поддержание на достаточно высоком уровне всего комплекса организационных отношений, которые устанавливаются, формируются в системе. Собственно, само понятие "организации" как организованной группы людей, может быть введено лишь в том случае, если между этими людьми начинает действовать комплекс организационных отношений, позволяющих действовать им в одном направлении, четко и целеустремленно. Т. е. мы должны установить между людьми отношения субординации, подчиненности, полномочий, власти, ответственности, координации, функциональные отношения, отношение коммуникаций и ряд других. Установление этих отношений вызвано необходимостью разделения труда как по горизонтали, так и по вертикали. В основе установления организационных отношений в системе лежат организационные принципы, которые люди сформировали в результате своей практической деятельности. Становление этих принципов может быть отнесено к древнейшим временам истории человечества. К этим принципам могут быть отнесены: единоначалие, ограничение нормы управляемости, иерархичность уровней управляемости, иерархичность уровней управления, сочетание централизации и децентрализации в управлении.


Согласно Клоду Джорджу-млад­ше­му о чем упоминается в "Основах менеджмента" (М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури) концепция формальной цепи команд была применена евреями еще в 1491г. до н.э. Руководители даже тогда понимали, что для обеспечения эффективности команд, отношения между подчиненными и начальником должны быть простыми и ясными. Древние видели, что наилучший способ обеспечить четкость заключается в том, что подчиненный отвечал только перед одним начальником и получал приказы только от одного начальника. Это убеждение и называется в настоящее время принципом единоначалия. Это, возможно, старейший принцип организации, так как еще Библия утверждала, что человек должен иметь только одного хозяина. Что касается нормы управляемости, как одно из организационных принципов, то под ней мы будим понимать количество работников (зве­нь­ев), которые непосредственно подчиняются данному руководителю. Слишком большая норма управляемости может вызвать возникновение сложных проблем, вплоть до снижения качества управления. Теоретики управления значительное внимание уделяли определению того, какой должна быть идеальная норма управляемости. Предлагалось наилучшая, с позиций ряда авторов, норма - от 7 до 10 подчиненных. Однако, современные исследования показывают, что величина нормы широко варьируется. Уровень управления, характер выполняемых задач, характеристики подчиненных и относительные способности руководителя, его техническое обеспечение - все это играет роль в определении количества людей(звеньев),непосредственно и эффективно контролируемых руководителем. Более подробно об этом будет сказано ниже при рассмотрении темы "Построение организаций" (раздел 4 МУ). Ясно только, что если не удерживать нормы управляемости на достаточно низком уровне, руководство будет не в состоянии не только выполнить обязанности по координированию,но и контролировать деятельность подчиненных. Необходимость соблюдения оптимальной нормы управляемости привела к необходимости построения иерархических уровней управления что подробно рассмотрено в разделе "Теория управления". Рассмотрим как на основе этих принципов формируются организационные отношения в системе.

Наиболее осязаемый аспект организаций – взаимоотношение полномочий, которые связывают высшие уровни управления с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации задач. Средством при помощи которого устанавливаются отношения между уровнями полномочий, является делегирование.

Под делегированием мы будем понимать передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Из этого определения видно как установление отношений одной группы (функциональные отношения) инициируют возникновение другой группы отношений (отношения ответственности). Отсюда можно сделать вывод о тесной взаимосвязанности всего комплекса организационных отношений и необходимости учета этой взаимосвязанности при построении организационного механизма.

Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Полномочия делегируются как должности так и индивиду. Так, например, принятие на должность вице-президента фирмы высококвалифицированного работника может означать расширение полномочий.

Существует множество внешних и внутренних ограничений полномочий, т.е. полномочия это ограниченное право распоряжаться ресурсами, людьми. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором функционирует организация.

Особо необходимо выделить властные полномочия. Полномочия определяются как делегирование, ограниченное, присущие данной должности право использовать ресурсы организации, принимать решения по определенному кругу вопросов. В отличие от этого, власть представляет собой реальную способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Другими словами, полномочия определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, иметь право делать , власть определяет, что оно действительно может делать .

Укрепилось и стало весьма распространенным мнение, что власть и руководящая должность являются наиболее действенными инструментами эффективного управления. Однако, этого далеко не достаточно, чтобы сложная организация эффективно выполнила все задачи. Для этого необходимо обеспечить выполнение всех функций управления. Отношения власти, руководства, лидерства являются предметом рассмотрения отдельной темы в силу их, пожалуй, чрезвычайной важности для обеспечения эффективного управления. В этом же разделе в основном рассматриваются функциональные организационные отношения, которые довольно часто называют формальными отношениями, т.е. такими которые закреплены в каких-либо предписаниях и в принципе являются обязательными в смысле их реализации. Помимо формальных отношений, в системе действует и комплекс неформальных отношений, т. е. таких, которые не определяются служебными установками, инструкциями, положениями и т. д. Этот вид отношений будет рассмотрен несколько ниже. Формальные отношения, т. е. организационные отношения лежат в основе любой организации под которой понимается именно формальная организация . Весь комплекс организационных отношений проявляется в рамках конкретного организационного механизма системы менеджмента. Для того, чтобы более глубже понять сущность организационного механизма необходимо выделить две его составляющие: статику и динамику. Статика организационного механизма реализует относительно постоянные, устойчивые организационные отношения, связи в системе. Т.е. статика организационного механизма есть не что иное, как организационная структура системы менеджмента. Динамика же отражает достаточно оперативные виды организационного воздействия т. е. способствует установлению относительно временных организационных отношений. С позиции современных представлений, деление организационного механизма на статичную и динамичную части довольно условно. Появление адаптивных организационных структур вносит значительный динамизм в систему организационных отношений, и, в тоже время, некоторые организационные правила повышают степень устойчивости этой системы. В разделе "Теория управления" (раздел 1 МУ) при рассмотрении внутренних переменных системы было рассмотрено понятие структуры системы и подчеркнуто роль и значение этого элемента в повышении эффективности деятельности системы. Теперь же нашей задачей является более детальное рассмотрение как организационной структуры, так и различных видов организационного воздействия. Учитывая важность функциональных отношений в системе менеджмента как задающего элемента во всем организационном механизме,рассмотрим первоначально этот вид отношений и его влияние на построение организационного механизма.

Механизм - это система организации функционирования и развития.

Согласно этому определению, механизм представляет собой способ, технологию функционирования какого-либо объекта, модель взаимодействия составляющих организации.

Процессы функционирования естественных систем складывались в результате их эволюции. Осмысление принципа действия отдельных механизмов позволило человеку использовать их в своих интересах. Так, например, модель механизма кругооборота воды в природе использована в организации функционирования паровой машины. Естественным прообразом, по которому строится модель любого механизма, является организм.

Организм - это естественно сложившаяся и развивающаяся форма жизни.

Организм в отличие от механизма отличается высоким уровнем комплексности, гармоничности, саморегулирования, меньшей формализованностью, а по этим причинам более совершенной структурой, процессами функционирования и развития. Подробное сопоставление организма и механизма представлено в табл. 3.1.

Наиболее распространенным примером механизма является технический механизм машины, который отрабатывался на протяжении столетий, поэтому может служить методической основой для построения других механизмов. Это требует рассмотрения его основных компонентов.

Известно, что любая техническая система, самостоятельно выполняющая какую-либо функцию, имеет четыре основных элемента: двигатель, трансмиссию, рабочий орган и средство управления.

Двигатель - элемент технической системы, который является источником или накопителем энергии для выполнения требуемой функции.

Сравнительная характеристика понятий «организм» и «механизм»

Критерий Организм Механизм

Природа происхождения Естественная Искусственная или смешанная

Первичные качества Наследуемые Целенаправленно формируемые

Основа существования Самосохранение Целевое функционирование

Сикурсы развития Собственные Привлекаемые и интегрируемые

Пориод существования Жизненный цикл Устанавливаемый срок

Трансмиссия - элемент технической системы, передающий энергию от двигателя к рабочему органу с преобразованием ее качественных характеристик (параметров).

Рабочий орган - элемент технической системы, передающий энергию элементам окружающей среды и завершающий выполнение требуемой функции.

Средство управления - элемент технической системы,0, регулирующий поток энергии по ее частям и согласующий их работу во времени и пространстве.

Анализируя любую автономно работающую техническую систему, можно выделить указанные элементы. Если при этом не обнаруживается какой-то из них, функцию этого элемента выполняет сам человек или окружающая среда. Для того, чтобы правильно выявить части системы, необходимо сначала определить ее функцию и применительно к ней - рабочий орган, а затем остальные части. Например, в автомобиле: главная функция - переместить груз, рабочий орган - колесо; трансмиссия - карданная передача, коробка перемены передач, рама; двигатель - двигатель внутреннего сгорания; средство управления - рулевое колесо, тормоза, сцепление и различные приборы.

Учитывая, что средство управления непосредственно не участвует в выполнении основной функции системы, его можно рассматривать как самостоятельную систему со своей функцией и со своим набором указанных частей.

Разрабатывая механизм функционирования организации или, в частности, хозяйственный механизм управления, необходимо включить в него экономические аналоги перечисленных составляющих. Например, в системе управления фирмой роль двигателя играет субъект управления (директор, правление, наблюдательный совет, собрание учредителей, общее собрание акционеров). Трансмиссия реализуется в виде инструментария организации и системы вертикальных и горизонтальных связей между элементами структуры. Рабочий орган выполняет основную ролевую функцию организации, т.е. собственно производит продукцию, оказывает услуги потребителям, и реализуется в лице рядовых работников, объединенных в бригады, команды. Средством управления также являются единоличный и коллегиальные органы в лице директора, правления, наблюдательного совета, общего собрания акционеров, а также применяемые аппаратом управления методы управления персоналом (организационно-административные, экономические и социально-психологические).

Известно, что успех функционирования системы зависит от согласованности, гармоничности всех компонентов системы. Поэтому усложнение и повышение динамичности внешней среды организации требует совершенствования средств управления и опережающего раз­вития рабочего органа. Это определило в последние годы возрастание

значимости человеческих ресурсов и организационных технологий их использования.

Важнейшую роль в построении механизма организации играет инструментарий.

Инструментарий - это упорядоченная совокупность средств целенаправленного воздействия и методов их применения.

Инструментарий организации разрабатывается в рамках методологии управления как единый комплекс обеспечения определенной деятельности.

Инструмент - это орудие, средство, применяемое для выполнения каких-либо работ, достижения целей.

Инструменты организации делят на две группы;

Инструменты исследования;

Инструменты воздействия.

Универсальными инструментами исследования являются классификация, анализ и моделирование.

Классификация - это распределение объектов (предметов, явлений, процессов) на классы, группы, разряды в соответствии с определенными признаками.

Анализ - это изучение объекта путем разложения его на части.

Анализ позволяет исследовать внутренний состав и содержание системы.

Моделирование - это изучение объектов с помощью моделей.0

Модель - это описание, изображение или схема какого-либо явления или процесса, отображающая его структуру и функционирование. Моделирование позволяет избежать катастрофических ошибок и определить перспективные направления развития, с меньшими затратами добиться новшеств в построении и функционировании системы.

Инструменты воздействия подразделяют на инструменты организации и координации.

Инструменты организации - это средства воздействия субъекта управления на объект управления. Они проявляются в виде организационных и распорядительных документов, организационных нормативов, стандартов, регламентированных процедур, устных распоряжений и т.д.

Инструменты координации - это средства обеспечения взаимодействия компонентов организации, принадлежащих одному иерархическому уровню. Они обеспечивают прямое, оперативное, равноправное взаимодействие между компонентами организации и реализуются в виде совещаний, прямых контактов между руководителями подразделений, целевых групп, комитетов и тд.

Управленческая практика показала отсутствие четких различий между инструментами организации и координации. Например, первоначально рейтинг работников применялся как один из организационных нормативов. Однако в дальнейшем он проявился как инструмент координации, самоорганизации группы работников.

Формирование и развитие организационных отношений требует применения согласованных между собой сочетаний различных инструментов организации. Например, использование в качестве организационно-распорядительных методов воздействия приказов и распоряжений предусматривает четкую разработку содержания действий исполнителя и жесткий последующий контроль исполнения. Напротив, указание как метод организационного воздействия обращает внимание исполнителя на конкретную проблему и обусловливает его самоорганизацию.

Выбор инструментария определяется стратегией, условиями функционирования организации, а также особенностями как субъекта, так и объекта организации. Выбор инструмента воздействия определяет идеологию осуществления организационной деятельности в целом, а также эффективность функционирования организации. Например, замена некоторых административных методов управления экономическими стимулирует развитие ответственности, самостоятельности и заинтересованности работников в результатах труда, повышает лояльность рядовых исполнителей к руководству организации, способствует усвоению ими корпоративных ценностей. Такая идеология и политика организационной деятельности в конечном итоге повышает управляемость компании, но изначально предъявляет требования к профессионализму руководящего и исполнительного персонала.

Инструментарий организации применяется в виде сложных конструкций, которые объединяют инструменты исследования и воздействия, тщательно подогнанные и интегрированные в отлаженный и целенаправленно действующий механизм организации.

Механизм организации не остается неизменным. Он должен адаптироваться и модернизироваться в соответствии с изменением целей и условий функционирования организации.

Контрольные вопросы

1. Раскройте связь между конструктивными элементами на примере известного вам процесса.

2. Приведите свои примеры различных типов процессов6 закономерных и случайных, управляемых и неуправляемых, регулярных и эпизодических, наблюдаемых и латентных.

3. Приведите примеры процессов самоорганизации социальных систем.

4. Какое значение имеют процессы самоорганизации для фирмы?

В научной литературе отмечается, что организационный механизм включает в себя совокупность элементов производственного процесса (трудовые ресурсы, средства труда, предметы труда, информацию); способы организации связей между элементами, организационные формы, методы, правовые нормы и нормативы, обеспечивающие рациональное функционирование всей производственной системы.

С другой стороны, организационный механизм можно рассматривать как совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной системы.

Более узким пониманием сущности организационного механизма управления является понимание его как совокупности процедур принятия управленческих решений. Таким образом, данный механизм определяет, как ведут себя члены организации, и как они принимают решения. Для того чтобы управляющий орган (например, руководитель) выбрал ту или иную процедуру принятия решений (тот или иной механизм управления, то есть зависимость своих действий от целей организации и действий управляемых субъектов - исполнителей в случае управления проектами), он должен уметь предсказывать поведение исполнителей - их реакцию на те или иные управляющие воздействия. Экспериментировать в жизни, применяя различные управляющие воздействия и изучая реакцию подчиненных, не эффективно и практически никогда не представляется возможным. С этой точки зрения организационный механизм управления можно рассматривать как синоним метода управления, так как и тот и другой определяют, как осуществляется управление.

Кроме этого, организационный механизм представляет систему методов, способов и приемов формирования и регулирования отношений объектов с внутренней и внешней средой.

Понятие организационного механизма связывается с объективностью действия тектологических и экономических законов, закономерностей и принципов, составляющих их основу и сущность и являющихся средством обеспечения необходимых результатов. Особенности организационного механизма определяются характером действий по организации управления. Последние представляют собой:

  • ? действия по образованию, созданию, формированию целого, как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих частей, объединение которых обусловлено целями строения целого - управляющей системы (УС);
  • ? действия по формированию, созданию элементов (частей) целого, как подсистем УС;
  • ? действия по обеспечению внутренней упорядоченности, согласованности, взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей управляющей системы;
  • ? действия по приведению в соответствие УС и ее элементов со стратегической миссией, целями и характером объекта управления;
  • ? действия по адаптации СУ к внешней среде.

Таким образом, действия по организации управления можно представить как формирующие, упорядочивающие и регулирующие. Именно характер действий определяет те методические подходы, методы и приемы, которые являются инструментами организационных механизмов. Это, прежде всего, методы разделения (расчленения) целого на элементы и методы соединения (сочетания, комбинирования), объединения. Первые широко представлены в организационных механизмах графическими методами, методами структуризации, эвристическими методами, способами оптимизации, матрицами взаимосвязей и зависимостей и др., вторые - сетевым методом планирования и управления, функционально-стоимостным анализом, методами оптимизации решений, графическими и эвристическими методами и т. п.

Такое положение не позволяет достаточно конкретизировать механизмы в такой системе взаимодействий как управление, которая вполне однозначно в организационной деятельности начинается на основах обоюдной добровольности включения в процессы взаимодействий, но включает и элементы принуждения самых различных природ и форм.

Структурно схема организационного механизма выглядит в форме функций в системе организатор - исполнитель. Такая схема не выходит за рамки функциональности деятельности и этим ничем не отличается от технологических процессов производства, в которых структура, регламентация и средства одинаково важны и само кадровое обеспечение деятельности ничем не отличается от любого инструментарного, будь то молоток и перфоратор или суперсовременная технологическая линия.

В функциональной системе основной выступает функция, постоянное воспроизведение которой в определенной последовательности и совокупности с другими функциями обеспечивает результат, определяющийся качеством функций управления и технологической эффективностью процессов.

Универсальными слагаемыми организационных механизмов являются методы и способы соединения и разъединения элементов системы и сочетания их с другими системами. При этом результативность этих действий может быть различной. Она зависит от свойств элементов: активностей и сопротивлений, которые отражают их отношения (их реакцию на соединение и разъединение).

С другой стороны, такими слагаемыми выступают:

  • ? структурные механизмы. Организационной основой системы управления является ее структура. Структура определяет состав подразделений, входящих в систему управления, их соподчиненности и взаимосвязи, форму разделения управленческих решений по уровням, а, следовательно, и само число уровней управления. Иными словами, структура управления является той организационной формой, в рамках которой осуществляется процесс управления. Таким образом, важно определить достаточно эффективную структуру управления, что значит выявить такое соотношение ее элементов, при котором наиболее оперативно и своевременно выполняются требования объекта управления.
  • ? организационно-административные механизмы. Это взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально-технологических связей, возникающих в процессах управления.
  • ? информационные механизмы, которые характеризуется относительным расположением источников и получателей сообщений в организации, составом и взаимосвязями носителей информации, направленностью и конфигурацией коммуникационных сетей и т. п.

Отметим, что управление носит многоуровневый характер. Основным звеном управления является предприятие. Механизм управления на микроуровне формируется под влиянием закономерностей производственного процесса и его связей с рыночной средой. На механизмы, действующие на микроуровне, должны ориентироваться государственные и региональные органы управления при формировании стратегии экономического развития и разработке норм хозяйственного права.

При этом важно определить методы построения организационных механизмов. Необходимость обеспечения совместимости, соответствия и соотносительности требует на каждом этапе его формирования расчленения на элементы, а элементов на части таким образом, чтобы обнаружить сочетаемость или несочетаемость с внутрисистемными и внешними факторами. Это определяет широкое использование методов структуризации, декомпозиции, десегрегирования. Основными здесь являются методы структуризации.

Усложнение объектов управления, их связей и взаимодействий с объектами внешней среды потребовали использования таких методических подходов решения организационных вопросов, которые, основываясь на методах расчленения проблем на элементы, включают в свой состав целый арсенал способов и приемов.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник