27.06.2020

Объективы для камер Fujifilm. Средне- и длиннофокусные модели. Объективы - зачем и почему Для чего и какие объективы


Каждому фотографу известно, что телеобъективы - это самые крупные из объективов. Но то, что используется в повседневной работе - ничто по сравнению с узкоспециализированной оптикой. Sigma 200-500 f/2.8. Его вес составляет 15,7 кг, а стоимость - 24000$

Объектив Sigma имеет диапазон фокусных расстояний от 350 до 1200 mm при диафрагме f/11. Стоимость колеблется от 3,900 до 4,500. Масса составляет 7,9 кг

Ai Zoom-Nikkor получил рабочее фокусное расстояние 360-1200mm и диафрагму f/11

Его стоимость составляет 10,966 $, а вес - 7,1 кг.

Canon EF 1200mm f/5.6 L USM имеет схожие с предыдущими моделями характеристики.

Этот малыш стоит от $90000 до $120000. Его вес составляет 16,5 кг. Бытует мнение, что всего выпущено 12 таких объективов. Два принадлежат Sports Illustrated, ещё один принадлежит частному фотографу, а судьба остальных неизвестна. Данная оптика в настоящее время не выпускается. Фирма LEICA не отстаёт от своих конкурентов с объективом LEICA APO-TELYT-R 1:5.6/1600mm

Стоимость данной оптики составляет примерно 2 064 489USD. Nikon в своём арсенале имеет ещё одного гиганта. Это Zoom-Nikkor 1200-1700mm f/5.6~f/8.0s P ED IF

Стоимость составляет примерно 108000-128000$. Подержанный можно купить за 75000. Весит устройство 16 кг. Произведено таких объективов примерно 18 штук. Ходят слухи о том, что 8 таких объективов используется в ФБР. В данный момент производство остановлено. Конечно же есть в этом сегменте объективов и Carl Zeiss со своим ZEISS Apo Sonnar T* 4/1700.

Цена оптики не названа. Её вес составляет 256 кг. Самый большой и самый первый в истории объектив такого размера - это Canon 5200mm f/14

Снимки демонстрируют работу оптики в реальных условиях:

Вес составляет примерно 100 кг без специальной подставки. Оригинальная стоимость неизвестна, но на аукционе eBay был замечен ценник $55 000.

Нормальные объективы.

Нормальными объективами называются такие объективы, у которых фокусное расстояние равняется, либо на 10 - 20 процентов превышает длину диагонали кадра. Угол поля изображения у данных объективов почти всегда находится в пределе от 45 до 55 градусов.

Обычно фокусное расстояние 35-мм камер в среднем составляет около 50 мм. Для цифровых же камер данное расстояние намного меньше, это связанно с достаточно маленькими, по сравнению с 35-мм стандартным кадром, размерами цифровых матриц. Выполните операцию zoom-in или zoom-out на вашей камере. В каждой модели цифровой фотокамеры предусмотрен свой способ проведения таких действий. Очень часто для этого применяется специальный рычажок или две отдельные кнопки. При активации действия (zoom-in) производится выдвижение объектива, увеличивая фокусное расстояние, и в LCD мониторе мы видим, как изображение увеличивается в размерах, как бы «наезжает» на нас. В то же время, напротив, при активации действия (zoom-out) происходит уменьшение длины объектива, уменьшая при этом, его фокусное расстояние, а в LCD мониторе мы наблюдаем, как изображение, уменьшаясь, отдаляется от нас. Немного поэкспериментировав, мы можем добиться того, что соотношение размера объектов на нашем экране LCD монитора будет соответствовать фактическим пропорциям снимаемой нами сцены. В данном случае можно будет сказать, что фокусное расстояние нашей цифровой фотокамеры соответствует фокусному расстоянию нормального объектива.

Уменьшенное (zoom-in) и увеличенное (zoom-out) изображение одного и того же предмета.

Нормальные объективы называются именно так, потому что пропорции на получаемых при их помощи изображениях соответствуют тем пропорциям объектов, которые существуют в реальном мире, т.е. именно так, как они воспринимаются человеческим глазом.


При всем при этом, нормальные объективы не являются наиболее популярными у профессиональных фотографов. Многие из них пользуются широкоугольными объективами, которые имеют более широкий угол обзора и большую глубину резкости.

Эти жирафы выглядят одинаково, и когда вы смотрите на них невооруженным взглядом, и на снимке, полученном при помощи фотокамеры с нормальным объективом. В этом случае данный тип объективов не вносит никаких искажений при отображении реального мира.

Широкоугольные (короткофокусные) объективы.

Широкоугольными, или короткофокусными, называются такие объективы, у которых главное фокусное расстояние меньше, а угол поля изображения больше, чем у нормальных объективов, то есть фокусное расстояние у них будет меньше диагонали матрицы. Из линейки широкоугольных объективов можно выделить следующие подгруппы - сверхширокоуголъные объективы, которые характеризуются большим углом поля зрения, он может быть равным двум или даже более нормальным углам (в литературе это значение - более 83 градусов) и подгруппа линейки объективов типа «рыбий глаз», которые имеют угол поля зрения 120 градусов и более.


Короткофокусные объективы применяются при съемке в тесных помещениях, в тех случаях, когда невозможно удалится на достаточное расстояние в целях получения изображения выбранного пространства. Так же они применяются и для съемок в помещении или на природе, когда объективом с нормальным фокусным расстоянием невозможно изобразить в кадре всю выбранную композицию.


Чтобы полностью охватить снимаемое пространство (в данном случае сценка в помещении музея), необходимо использовать короткофокусный (широкоугольный объектив).

Широкоугольники применяются также и при проведении съемок под водой. Кроме всего прочего, этот вид объективов дает наибольшую глубину резкости. Именно это делает их наиболее популярными при проведении репортажных съемок уличных событий и отображения демонстраций. Следовательно, если вы решили провести такого рода съемку, то выполните операцию (zoom-out) для того, чтобы увеличить угол обзора, таким образом, мы получим в своем распоряжении фокальное расстояние, которое будет соответствовать широкоугольному объективу.

При этом, короткий фокус позволит нам наиболее близко приблизится к объекту съемки, позволив получить нам на результирующем изображении эффект необходимой перспективы, который сможет придать нашему снимку большую художественную ценность. Объект, который находится непосредственно перед объективом, получится много большим, чем остальные объекты на заднем плане.


Подобное искажение сможет придать сцене некоторый сюрреализм, который наверняка привлечет к себе внимание вашего зрителя. Вместе с широкоугольными и zoom - объективами иногда применяются еще и специальные насадки, которые позволяют еще больше увеличивать угол обзора.

Удивительный мир под углом 180 градусов: сверхширокоугольный объектив «рыбий глаз» глобально превосходит возможность человеческого зрения.

Длиннофокусные объективы и телеобъективы

Длиннофокусными или телеобъективами называется такие объективы, у которых главное фокусное расстояние больше, а угол поля изображения меньше, чем у нормальных объективов.


По виду объектив, который имеет переменное фокусное расстояние после проведения операции zoom-in, будет напоминать телескоп (потому данные объективы еще называются и телескопическими). В данном положении zoom - объектив будет обладать всеми преимуществами и недостатками телескопического объектива.

AF-S DX NIKKOR 55-300mm f/4.5-5.6G VR - удобный и экономичный объектив, его охват позволит снимать практически любые объекты, находящиеся как вблизи, так и вдалеке.

Телеобъективы применяются в случаях, когда для получения крупного масштаба изображения нет возможности приблизиться к объекту съемки на необходимое расстояние, это к примеру может быть репортаж спортивных событий, фотоохота или портретная фотосъемка.


Известно, что птицы не подпускают фотографа на близкое расстояние, поэтому, чтобы сделать удачный снимок, необходима камера с длиннофокусным объективом.

Эффект от применения длиннофокусного объектива можно сравнивать с эффектом от применения бинокля. Если вместо объектива с нормальным фокусным расстоянием в 50 мм сделать съемку объективом с большим фокусным расстоянием в 300 мм, то масштаб изображения на кадре получится в 6 раз крупнее - 300/50.

Глубина резкости у телеобъективов будет гораздо меньше, чем у нормальных и тем более короткофокусных объективов, поэтому при съемке данным видом объектива необходимо более тщательно подходить к наводке фокуса на объект съемки.


Более того, при «наезде» камеры, пространство отображаемой сцены визуально сжимается и расстояния между объектами уменьшается, в итоге они кажутся расположенными намного ближе друг к другу, чем это есть в реальности.

Как видно на этом снимке, сделанном длиннофокусным объективом, при большой удаленности, что расстояние между людьми и самолетом скрадывается, и создается впечатление, что они находятся на одном расстоянии от нас.

Главное неудобство при съемке с помощью телеобъектива заключается в необходимости установки малых диафрагм. При этом приходится иметь дело с длительной выдержкой, то есть с малой скоростью срабатывания затвора, а при условии значительного увеличения снимаемых нами объектов даже самое малое дрожание камеры будет вызывать эффект смазывания изображения. Поэтому рекомендуется использовать специальный компактный штатив, который позволит оперативно провести съемку методом упора его в пояс.

Обращайте внимание при применении телеобъективов или zoom - объективов выступающих в их качестве, при проведении портретной съемки, то есть при фотосъемке лица человека крупным планом. На следующие требования:

  • ваш объектив не должен иметь перспективных искажений;
  • он должен создавать мягкий, с малой контрастностью рисунок, который позволит скрывать мелкие дефекты лица;
  • объектив должен иметь достаточно узкое поле зрения, что позволит вам удалится на достаточное расстояние от объекта съемки, создав при этом комфортные условия для работы, снизив при этом до минимума перспективные искажения;
  • должен иметь небольшую глубину резкости, которая позволит вам размыв второстепенные детали и фон портрета, выделить психологически значимые.

При съемке портрета преимущество телеобъектива заключается в том, что он позволяет сфотографировать человека не постановочно, а спонтанно. При этом человек живет своей жизнью, выражает чувства, порой даже не догадываясь, что его фотографируют. Получается очень искренне.

Всем этим требования как раз соответствуют длиннофокусные объективы с фокусным расстояниям от 80 до 200 мм для кадра размером 24 х 36 мм. Мягкость рисунка в объективах достигается специально внесенными или неисправленными остаточными аберрациями. Довольно часто для данных целей, особенно при использовании объектива с большой разрешающей силой, могут применяться дополнительные насадки, увеличивающие светорассеяние.

Очень удобно использовать длиннофокусный объектив в тех случаях, когда человек неуютно чувствует себя в присутствии камеры или когда она его просто раздражает. Вы сами это поймете, если вам придется столкнуться с проблемой фотосъемки капризных детей. Несмотря на большое удаление, результат получится точно таким же, словно вы делали съемку человека с близкого расстояния камерой с нормальным объективом.

03.12.2011 28575 Справочная информация 0

Современный фотоаппарат претерпел очень мало изменений, по сравнению с теми крупноформатными машинами, которые свет увидел в виде творений Ньепса или Прокудина-Горского. Да, они стали меньше, получили автофокус, стабилизатор изображения, а затем фотопластинку сменила пленка, которая сама стала жертвой цифровой матрицы... но глобально ничего не поменялось: изображение на фоточувствительный материал так и продолжает проецироваться с помощью объектива, который всегда был основным фактором создания изображения.

Крутые фотографы имеют возможность попробовать все, но снимают, естественно, на наиболее понравившиеся объективы — а нравятся им почему-то, как правило, довольно дорогие оптические приборы. Энтузиасты коллекцию объективов собирают годами, прицепившись к одной системе, меняя год от года в коллекции некоторые экземпляры по ряду причин… однако все это люди, уже знающие вкус фотографии. А что делать начинающему?

Действительно, при покупке фотоаппарата человек редко руководствуется собственным здравомыслием и не понимает слов «широкоугольный» и «длиннофокусный», зато прекрасно покупается на «зум» искренне полагая, что чем он больше, тем лучше и объектив. Между тем, ситуация, скорее, обратная — правда, тут все зависит от того, что поставить во главу угла. С позиций универсальности зум большой кратности, действительно, лучше, но вот для качества ситуация обратная — больший зум ведет к большим оптическим искажениям.

Фокусное расстояние

Сначала немного теории… Самая распространенная система фотоаппаратов в мире — основанная на 35-мм пленке («тип 135»), это именно тот Kodak, на который вы снимали в бытность пленочных фотоаппаратов. Именно этот стандарт потому и стал ориентиром для фотопроизводителей в потребительской сфере и именно о нем мы будем говорить в статье ниже, «забыв», что существует еще средний и крупный формат.

Сегодняшние объективы, так или иначе, привязываются к 35-мм формату, несмотря на то, что фотоаппараты сегодня от него далеки как никогда — под аналогичного размера кадр (24×36 мм) сегодня выпускается меньше 1% всех фотоаппаратов, которые на этот стандарт ориентируются. Причем подавляющее большинство выпускаемых фотоаппаратов (более 90%) — компактные, у которых размер светочувствительной матрицы в 4-6 раз меньше площади того самого пленочного кадра. И тем не менее, дабы следовать хоть какому-то стандарту, 35-мм пленка стала ориентиром для всех.

Если посмотреть на объектив компактного аппарата, можно на нем часто увидеть две шкалы, например 8-24 mm f/2.8-5.0 (38-114 mm), где обозначение в скобках соответствует фокусному расстоянию (обратите внимание, это не размер объектива), пересчитанному в 35-мм эквиваленте. Именно по нему объективы и различаются (все остальные параметры не так важны, как о них говорят).

Чтобы понять это, давайте представим два фотоаппарата: старую пленочную «мыльницу» и современный цифровой компакт разрешением 10 Мп. Мы снимаем на обоих один и тот же кадр при фокусном расстоянии 38 мм с одной позиции и печатаем его на формате 10×15. Посмотрев на кадр и не обращая внимания на разницу в качестве, мы понимаем, что различий в охватываемом пространстве практически нет — а потому, есть ли для нас разница, что матрица в 4 раза меньше пленочного кадра, а на деле фокусное расстояние составляет лишь 8 мм? Именно поэтому фокусное расстояние (ФР) просто перемножают на соответствующий коэффициент («кроп-фактор»), который можно получить, если разделить размер пленочного кадра по диагонали на соответствующий размер матрицы — так получается эффективное фокусное расстояние.

Впрочем, для зеркалок ситуация обратная: искренне полагая, что их обладатели — люди крайне опытные и понимающие суть вопроса, никто из производителей объективов для зеркалок и не удосуживается высчитывать ЭФР для них. Между тем, полнокадровых аппаратов не так много — в основном, профессиональные модели, которых всеми производителями сегодня выпущено не более десятка — а подавляющая масса существующих сегодня зеркалок имеет матрицу размером в 1.5 раза меньше, под которую уже выпущена масса объективов, не поддерживающая покрытие полного кадра. Тем не менее, указание фокусных расстояний даже на них осталось стандартным для «зеркальных» объективов — пользователю просто в каждом случае надо фокусное расстояние умножать на соответствующий кроп-фактор (×1.5). Кстати, если вы кадрируете снимок в редакторе, вы также изменяете ЭФР (если это, конечно, интересно) — ведь печатаете снимок на бумаге того же размера или смотрите в сети при том же разрешении монитора… К примеру, если сняли кадр на 50 мм, умножаем на 1.5 (кроп-фактор), кадрируем, к примеру, на 30% и, соответственно, умножаем еще на 1.33 — получается 100 мм.

Надеемся, это все понятно, так что дальше мы будем говорить как раз об эффективном фокусном расстоянии, а для зеркальных будем указывать обе цифры — так будет удобнее всем, а чем вы снимаете, совершенно неважно. Просто в зеркалке всегда можно будет выбрать соответствующий объектив, а вот для компакта будет достаточно сложно поставить соответствующее фокусное расстояние — так что делайте наугад. Впрочем, статья адресована как раз начинающим «зеркальщикам».

Для чего нужны объективы

Давайте расположим объективы таблицей, от минимального фокусного расстояния до бесконечности, и опишем их основные характеристики и предназначение (условно, конечно):

Теперь рассмотрим подробнее, для чего нам требуется каждый тип объективов в отдельности — это и определиться поможет, стоит ли их покупать и с какой целью.

"Рыбий глаз", сверхширокоугольный объектив

Объективы типа «рыбий глаз» характеризуются очень широким углом охвата окружающего пространства — при стандартном 180° по диагонали кропнутого кадра им конкурентов просто нет. В этом направлении рекордсменом является Sigma, которая выпустила объектив с фокусным расстоянием 4.5 мм и относительным отверстием 2.8 — естественно, и стоит он сказочно, зато и картинку дает, которая охватывает больше 180°.

Впрочем, за такой широкий угол охвата (практически все, что способны увидеть наши глаза, не двигаясь, вместе с периферийным зрением) и платить приходится неплохую цену. Нет, мы не имеем в виду те сказочные деньги за упомянутую нами Sigma, все гораздо проще: из-за сверхширокого охвата оптические искажения объектива становятся практически такими же, как изгиб его передней линзы - не зря же его назвали «рыбьим глазом» (видимо, изобретатели были в курсе особенностей рыбьей морфологии). Впрочем, фотографы страдали от этого недолго, научившись использовать эти слабости себе в плюс — объектив превосходно искажает перспективу и имеет практически бесконечную ГРИП с полуметра уже при диафрагме 5.6, т.е. можно снять человека с уровня 20 см над головой, и голова в кадре будет огромной, а ножки напомнят нам о карликах. Интересно искажает он и линейные объекты — колонны по бокам кадра выгибаются наружу, только круги остаются кругами (на худой конец, эллипсами), а вот все остальные объекты «плывут».

В целом, объектив считается скорее неплохой развлекалочкой (почти 100% случаев его использования приходится на эксперименты), нежели серьезным инструментом — что верно, даже в тесном помещении человеку не понравится быть выгнутым по краям кадра, пусть и вместе с колоннами.

Широкоугольный объектив

«Ширик» — необходимый инструмент фотографа-пейзажиста и репортера, снимающего тесные корпоративы или вечеринки. ЭФР здесь начинаются с 15-16 мм (на примере представлена Tokina 12-24, что составляет 18-36 мм), позволяющих охватить 90° и даже чуть больше, что «за глаза» достаточно для съемки даже в комнате. Обычно утверждается, что для ширика совершенно необязательна «большая дырка» 2.8 — однако, с этим вряд ли согласятся профессионалы-корпоративщики, которым часто приходится работать разве что не в кромешной тьме, а людей здесь можно встретить разных, в том числе и боящихся дневного света, с которым они могут спутать импульс вспышки.

Преимущество обычного линейного широкоугольника перед «рыбьим глазом» — картинка почти без искажений (чем выше цена, тем меньше сферических искажений и тем больше относительное отверстие), а недостаток — почти в два раза меньший угол охвата.

Объектив также можно использовать для искажения пропорций объектов — при съемке объектов с угла, вблизи, он визуально «сжимает» их (если вы видели, как картинка в 16:9 показывается на телевизоре 4:3, поймете), так как глаз воспринимает картинку как нормальную (снятую «нормальным» объективом), а она широкоугольная. Впрочем, такой эффект возникает и в некоторых компьютерных играх.

Обратите внимание, что люди, стоящие по краям горизонтального кадра, заметно толстеют и сбавляют в весе только по мере приближения к центру кадра.

Нормальный объектив

В пленочные времена «нормальным» (стандартным) объективом считался «полтинник», но с наступлением времен уменьшенных матриц (все-таки, полный кадр сейчас дороговат для энтузиаста) ему на смену приходит 35-мм объектив, хотя многие так и продолжают пользоваться полтинниками, пусть и угол охвата у них сократился совсем до умеренного портретника.

Нормального в объективе немного — если исключить человеческое периферическое зрение, 50-миллиметровый объектив дает абсолютно такую же картинку, которую видит человек, а потому все пропорции соблюдаются (широкоугольные этим и отличаются — они просто захватывают часть поля из периферического зрения). Собственно, раньше этого было достаточно — дальше осуществлялся просто «зум ногами». Сегодня ему на смену пришел настоящий зум.

По сути, конечно, заменить полтинник нечем — это та самая грань между широкоугольным и длиннофокусным объективом, на которой выросло не одно поколение успешных фотографов. Обычно его делают достаточно светосильным, около f/1.8, причем за смешные деньги, около 100 баксов, на что многие ведутся — однако, когда вокруг все с зумами, объектив по универсальности все же проигрывает, зато быстро учит фотографа игре в рамках кадра. Другими словами, объективы такого типа скорее для обучения, нежели для повседневного использования в разных ситуациях — и угол недостаточен для помещения, и портрет нормальный не очень-то снимешь.

Универсальный объектив, кит

Покупая первую зеркалку, обязательно берите ее в комплекте с «китом» — производители делают хитрый ход, направленный на сбыт именно своих, «родных» стекол, снижая цену на штатник ниже ее рыночной стоимости (т.е., если будете покупать такой объектив новым отдельно от фотоаппарата, в сумме разница составит 100-200 долларов, которые можно потратить как раз на полтинник). Качество штатника не ахти какое, но увидите это вы только через год-два съемки, да и то, если повезет — а к тому времени, может, и его пластмассовый корпус начнет служить не так верно, как в былые времена.

По сути, функционально штатные зумы заменили стандартные полтинники — ЭФР 50 мм сегодня находится посередине их диапазона (в случае с 18-55, конечно). Получается, что тот самый полтинник просто расширили возможностью зума, и все, оставив сам полтинник. Видите циферку 35? Это он и есть.

Преимущество «кита» перед «полтинником» — в функциональном плане, так как он и в комнате позволяет снимать обстановку, и портреты неплохие из него выходят, надо лишь кольцо зума покрутить. Недостатки тоже очевидны — по качеству он всегда проигрывает, правда, это в начале творческого пути можно смело скинуть со счетов, так как лучше объектива для учебы не найти.

Портретный объектив

Не ищите надпись типа portrait на этом объективе — таких не бывает. Портретный объектив просто имеет фокусное расстояние ЭФР 85-120 мм, в зависимости от вкуса фотографа. Причина проста: общаясь с человеком, большинство из нас смотрит на собеседника обоими глазами, а потому мы привыкли видеть совершенно определенный ракурс, и только люди с односторонними недостатками зрения видят оппонентов по-другому — впрочем, с меньшинством никто никогда не считался, и циники-фотографы не исключение. Чтобы понять этих людей, не меняя позиции, закройте один глаз рукой и посмотрите, как сильно изменился ракурс: расширились скулы, припрятались уши, расползся нос… нравится? А причина проста: глядя двумя глазами, свет от объекта (естественно отраженный — при жизни мало кто светится лично) распространяется в одном направлении, практически не сходясь, а одним мы заставляем его сходиться в одну точку под углом. Исправить ситуацию можно, сделав этот угол более острым, чтобы крайние лучи были более близки к параллельным линиям, что мы имеем, глядя на объект двумя глазами — не фонтан, конечно, но это лучшее из того, что мы имеем… ведь у объектива всего один орган зрения.

Естественно, портреты и снимаются с некоторого удаления (вновь вспоминаем «зум ногами»), в зависимости от того, что нужно: крупный план, грудной, поясной или в полный рост — узкий угол охвата объектива сам «приблизит» нас к объекту.

Обратите внимание, что есть куча различных портретных объективов — на них по своим техническим характеристикам похожи макро-объективы, но требования в обоих случаях разные: «портретник» должен не только давать резкую картинку в зоне фокуса, он еще и фон должен размывать красиво (если знаете, что такое «боке», поймете), в то время как от «макрика» требуется только резкость.

Макрообъектив

Макрофотография — чуть ли не единственное направление в фотографии, где все или почти все зависит от техники, используемой для съемки. Безусловно, художественное чутье здесь важно, но хороший объектив свою работу за вас сделает куда лучше — именно поэтому многие новички именно с макро и начинают. Макрообъектив — это любой объектив с надписью «macro» или «micro», что не просто выделяет его среди других как крутого пацана, а попросту позволяет ему фокусироваться с более близкого расстояния. Если посмотрите таблицу характеристик объектива, увидите параметр «минимальная дистанция фокусировки», которая у современных объективов может составлять 35-38 см, а у макрообъективов — 5 см и менее. Естественно, какой объектив, такая у него и работа в макро — если не хотите много шаманить в Фотошопе с доводкой результатов, покупайте сразу хороший, хотя макроигры, наверное, тоже не стоит делать увлечением на всю жизнь.

Конечно, хорошо иметь быстрый двигатель фокусировки, но это совсем не обязательно — поймать пчелу на лету даже с быстрым автофокусом не получится, и надо пользоваться префокусом и функцией его блокировки вкупе с серийной съемкой. А вот открытая диафрагма здесь играет двойную роль: «большая дырка» позволяет снимать при плохом освещении, но желаемой глубины резкости, требуемой для макро, не дает, так что дырку все равно надо зажимать. Впрочем, в некоторых случаях сверхмалая ГРИП, характерная для макро, дает неплохие результаты. Обратите внимание, что самые бюджетные модели объективов (вроде той, что на фото) «мылят» картинку, т.е. четкости, за которую ценят макро, не дает — да, это можно скомпенсировать в редакторе, но все равно уже будет не то.

По идее, макрообъектив, как и портретник, просто не имеет права быть универсальным — оба имеют весьма узкое применение и, как следствие, особенности конструктива и качества, а потому, должны покупаться только под эти цели. Естественно, моветон снимать портреты макрообъективом, но если другого нет, разве кто запретит? Лично я специально макрушник себе не покупал — просто использовал тот, что достался мне из пленочной эры.

Длиннофокусный объектив, телеобъектив

Объектив, который часто позволяет «подобраться поближе», того не делая — как правило, такие объективы, сами по себе, длиннее, по сравнению со всеми, о которых мы говорили выше. Именно ими часто меряются фотографы, хотя, казалось бы, смысла нет — ну снимешь ты птичку в небе или луну там же, а потом пойдешь на любой хостинг и туда зальешь, снабдив соответствующими тегами, зато потом, отсортировав по этим тегам, получишь еще пару тысяч сходных кадров от других пользователей, и эго при этом сильно пострадает. Да, с нами не согласятся репортеры — их такие объективы кормят (не такие, как на фото, а длиннее и толще — как раз в их работе размер имеет значение), потому что подобраться к президенту поближе и пыхать ему в лоб мощным стробом позволяют далеко не всем.

Впрочем, никто не мешает купить оную игрушку — в конце концов, есть вещи, которые нужно переболеть самому: это ветрянка, период половой зрелости и мужские «мерялки». Даже если потом не избавитесь, все равно останетесь довольны.

Снимают данным объективом, как правило, государственных деятелей, показы мод, соседок из дома напротив в неглиже и без него:). Ах да, еще луну и птичек — в конце концов, мы так редко их видим в жизни.

Бленда

Казалось бы, еще одна бесполезная вещь в арсенале фотографа, так как, с одной стороны, делает совсем некомпактный фотоаппарат еще более некомпактным, а быстро не снимается, при том, что ловить солнечных зайчиков практически не мешает (а ведь для этого она и сделана, казалось бы). Бывает либо просто в форме небольшого цилиндра, вкручивающегося в посадочную резьбу светофильтра, либо продвинутая, с байонетным соединением и на пластмассовых объективах, которым многие смещали переднюю подвижную часть, пытаясь ее снять с них, особенно с новых (соединение крепкое, надежное и неразработанные, а руки пока не привыкли) — собственно, это является возможностью подзаработать мастерским по ремонту оптических приборов и производителям оных, которые с удовольствием продадут новые.

Впрочем, польза все же от бленды есть: хоть и неудобно с ней надевать на объектив крышку, бленда подчас может защитить объектив от повреждения (когда забыли-таки ее надеть), иногда даже при невысоком падении, или от детских пальцев. Более того, объективу она придает вид более серьезного оптического прибора и сразу выдает в фотографе начинающего, так как у большинства пользующихся объективом более года-двух она потеряна, пылится на полке или имеет сломанное крепление.

Во многих случаях, ее можно использовать в турпоездках, в которые часто не берутся штативы — когда требуется подставить что-то под объектив, чтобы он не падал вниз при установке аппарата на скользкие камни.

Кстати, неиспользуемую бленду лучше снимать и, перевернув, не фиксировать на объективе, хотя возможность такая есть — потеряете в оперативности, т.к. она имеет обыкновение закрывать кольцо зума или ручной фокусировки, в зависимости от устройства объектива.

5 наибольших заблуждений, которые мешают сделать правильный выбор объектива

1. Светосила лучше стабилизатора изображения

Давайте разберемся, что делает стаб, а что светосила. Во-первых, стабилизатор помогает получить достаточно длинные по классическим меркам выдержки (правило 1:ЭФР), не смазав при этом картинку. Эта особенность весьма полезна в теле-диапазоне. Во-вторых, линзы со стабом часто имеют специальный режим для съемки с проводкой, т.е. стабилизатор работает только по одной оси. В-третьих, стаб работает вне зависимости от выбранной диафрагмы, и, потому, не влияет на глубину резкости. В-четвертых, стаб никак не влияет на объект съемки и если даже он помог не смазать все целиком, то предотвратить внезапное движение объекта съемки он не в состоянии. Светосила позволяет быстрее пропустить свет через линзу, быстрее сформировать изображение. При этом, чем больше открыта диафрагма, тем быстрее формируется изображение, и тем меньше глубина резкости. Светосила, которая дает короткие выдержки помогает, например, заморозить объект в движении. Но в целом, говоря по правде, сравнивать стаб со светосилой это то же самое, что сравнивать лыжи и сноуборд. Это два разных инструмента способных проявить свои сильные стороны в зависимости от конкретной задачи. Удобно, когда доступны оба инструмента в одной линзе.

2. Чем круче линза, тем дороже она стоит

Многие современные бюджетные линзы могут посоревноваться с гораздо более дорогими в резкости, но это не единственный параметр для объектива. Сегодня производители много внимания приделают функционалу линз - оснащают стабом, большим диапазоном фокусных расстояний, пыле- и влагозащите. Причем в условиях жёсткой конкуренции, часто сознательно ухудшают качество конструкции и стараются удешевить продукт за счет применения более дешевых материалов. Наличие у объектива байонетного крепления из пластика сегодня не такая уж и редкость.

Есть замечательные объективы, если речь идет об оптическом качестве, но если вопрос стоит о долговечности, то они же окажутся в конце списка. Очень яркий пример этому Canon 50mm 1.8 Mark II. Изображение дает просто изумительное. Именно о нем говорят как о «скрытой эльке», но качество исполнения этого объектива не впечатляет - нет шкалы фокусных расстояний, есть очень дешёвый и шумный моторчик, лепестков диафрагмы всего 5, автоматика частенько мажет с фокусом, байонетное крепление из пластика и так далее, но при цене в 100 долларов - это просто замечательный объектив, который, по моему мнению, должен быть у каждого пользователя системы Canon.

Когда покупаем объектив - платим не за те картинки, которые потом наснимаем, а за оптическое качество и качество исполнения + функционал. Если купим дорогую модель, то все три параметра будут на высоком уровне, но не факт что на высшем. Если покупаем относительно недорогой объектив - несомненно, идем на компромисс. Это может быть что угодно - качество исполнения, функционал, оптическое качество, светосила, диапазон фокусных расстояний или даже бренд. Поэтому важно выделить для себя приоритеты и покупать именно то, что нужно, стараясь при этом в последнюю очередь идти на компромисс с оптическим качеством.

3. Родная оптика Canon и Nikon намного лучше сторонних брендов Sigma, Tamron, Tokina

Есть масса примеров, когда оптика сторонних производителей, оказывается, по крайней мере, не хуже родных объективов. И говорить, что Sigma, Tamron, Tokina - мусор - просто глупо. Все дело в рыночном позиционировании конкретных брендов. Вот, например, Sigma, заслужившая в прошлом славу относительно ненадежного производителя, сосредоточена на производстве дешевых зумов с малой светосилой и в основном для кропнутых камер. В последнее время производитель существенно улучшил контроль качества и расширил модельный ряд своих объективов. Теперь в ассортименте появились великолепные как качеством, так и конструктивом фиксы Sigma 50mm F1.4 EX DG HSM и Sigma 85mm F1.4 EX DG HSM. Оптический дизайн этих линз собственной разработки. Другой производитель Tamron тоже радует отличным качеством продуктов верхней линейки. Гордость компании - светосильные зумы с постоянным относительным отверстием. Великолепные зум-объективы Tamron 17-50 mm F2.8 XR и Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD имеют огромный рыночной успех, а макрофикс Tamron SP AF 90mm f/2.8 Di и вовсе считается одним из лучших в своем классе. Фирма Tokina намного менее известна широкому кругу фотолюбителей, но это, пожалуй, единственный сторонний производитель, сориентированный в первую очередь на качество, и напрямую конкурирует с лучшими линзами Canon и Nikon. Недостатком могу назвать лишь сравнительно малый ассортимент продукции. Честно говоря, даже немного обидно за достойный бренд, который настолько недооцениваться фотографическим сообществом, хотя производит объективы "элечного" уровня.

4. Фикс лучше зума

Нет - это не правда. Возможно, так можно было сказать когда-то, но сейчас - точно нет. Раньше качество зумов было намного ниже, чем теперь. Сегодня выпускаются такие отличные зумы как Tokina AT-X 16-28 f/2.8 AF PRO, Tokina 50-135mm f/2.8 Pro DX AF, Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S, Canon EF 70-200mm F2.8 L IS II USM, которые в своем диапазоне выдают гораздо лучшую картинку, чем многие фиксы. Не зря, лучшие зумы в шутку называют «набором фиксов».

Правда, фиксы тоже имеют ряд преимуществ, например та же светосила, вес, конструктив, цена. Зумы более универсальны и эта универсальность бывает полезна в определённых условиях. Случаются ситуации, когда необходима большая светосила, тогда предпочтительнее будет использовать фикс. Есть также задачи, когда необходимо использовать супертелевик 800 мм, например, для съемок дикой природы. Тогда без фикса Canon EF 800mm f/5.6 L IS USM не обойтись и ни один зум его достойно не заменит. Похожая ситуация и со специализированными макрообъективами и тилт-шифтами.

5. Чем больше зажать диафрагму, тем лучше резкость, а на открытой - всегда мыло

Это наиболее частое заблуждение начинающих фотографов. Во-первых, на открытой диафрагме далеко не всегда мыло, во-вторых, главное, что у каждого объектива свои "sweet points”. У подавляющего большинства объективов на максимально прикрытой диафрагме показатель резкости сильно падает даже в сравнении с диафрагмой 8. Виной всему такое физическое явление как дифракция (явление отклонения света от прямолинейного направления распространения при прохождении вблизи препятствий).

Чаще всего, пик резкости объектива проявляется, когда диафрагма прикрывается на 2-3 стопа. Но это правило следует воспринимать весьма условно, т.к. существует великое множество исключений.

Для какой съемки использовать – этот важный вопрос, рано или поздно задает каждый начинающий фотограф. В процессе работы обучающийся фотограф замечает интересные особенности разной оптики во всевозможных условиях съемки. И правда, для чего нужны те, или иные объективы? Разве не проще было бы сделать одну универсальную модель и навсегда закрыть вопрос о смене объектива? – Да, возможно, что создание универсального объектива «на все случаи жизни» существенно упростило бы жизнь многих энтузиастов, но, сколько бы стоила такая модель, каков был бы ее вес, и неужели она понадобилась каждому фотомастеру? Разнообразие видов объективов позволяет каждому найти подходящий вариант и использовать его при фотографировании тех, или иных сюжетов.

Читайте также:

Классификация объективов по фокусному расстоянию:

  • Короткофокусные объективы (широкоугольники);
  • Нормальные объективы;
  • Длиннофокусные объективы (телевики).

Больше о фокусном расстоянии объективов читайте .

Это три основных вида объективов, различающихся по фокусному расстоянию. Так же можно отметить так называемые суперширокоугольные объективы, ставшие особенно популярными в последние годы. Но о них чуть позже.

И так, давайте подробнее поговорим о каждом из трех видов объективов, что бы, наконец, понять какой объектив, для какой съемки использовать и какого результата он поможет достичь.

Короткофокусные или широкоугольные объективы

Широкоугольные объективы – это объективы с небольшим фокусным расстоянием. Малое фокусное расстояние позволяет охватить более широкое пространство, о чем и свидетельствует название данного вида объективов. Поле зрения широкоугольника составляет 55°-83°, включительно.


Широкий угол позволяет такому объективу захватить больше пространства в кадре, как в ширину, так и вглубь. Это дает возможность снимать более резкие кадры. Большая глубина резкости делает максимальную область кадра четкой. Такая особенность оптики делает ее отличным помощником при фотографировании архитектуры, интерьера и пейзажей. В тоже время, портретная съемка окажется не такой удачной, так как широкий угол охвата объектива будет искажать лица моделей, делая их более вытянутыми. Снимать с широкоугольниками лучше всего что-то большое и объемное, когда важно, что бы как можно больше пространства вместилось в кадр.

Нормальные объективы, или реалистичные

Нормальные объективы – это объективы, обеспечивающие реалистичное представление действительности в кадре. Искажение перспективы с таким объективом минимальное. Нормальным считается объектив, фокусное расстояние которого равно диагонали кадра. Угол зрения нормального объектива составляет 50-55°, что приблизительно соответствует среднестатистическому углу зрения человеческого глаза.


Одним из главных преимуществ нормальных, или реалистичных объективов является их универсальность и большая светосила. Зачастую, именно реалистичные объективы обладают большой апертурой, что позволяет максимально открыть отверстие диафрагмы и получить больше света.

Фокусное расстояние нормального объектива составляет 50 мм, если речь идет о съемке с пленочным фотоаппаратом, или фотоаппаратом с полноформатной матрицей. На фотокамерах с кропнутыми матрицами фокусное расстояние реалистичного объектива составляет 25-50 мм, в зависимости от значения кроп фактора.

Благодаря своей универсальности, нормальные объективы применяются в различных видах съемки, и, в принципе, могут стать основным предпочитаемым объективом в работе. Однако, наибольшей популярности такой вид оптики получил в портретной съемке. Благодаря оптимальному углу зрения и большой светосиле, реалистичные объективы обеспечивают наиболее привлекательные результаты.

Длиннофокусные объективы или телевики

Длиннофокусными считаются объективы с относительно большим фокусным расстоянием и узким углом зрения, составляющим менее 45°. Те длиннофокусные объективы, в которых используется зеркально-линзовая (телескопическая) конструкция называются телеобъективами.

Благодаря узкому углу зрения и большому фокусному расстоянию, длиннофокусные объективы позволяют снимать отдаленные объекты в большом масштабе. Возможность снимать крупным планом удаленные объекты, открывает новые горизонты для фотографов спорта и дикой природы, позволяя масштабно зафиксировать объект, не приближаясь к нему на близкое расстояние.

Малая глубина резкости также является отличительной особенностью длиннофокусных объективов. Визуальное уплотнение пространства, отображаемого с помощью длиннофокусного объектива, приводит к размытию фона и/или переднего плана. Такой эффект объективов делает их актуальными и в портретной съемке, когда важно размыть фон позади модели. Длиннофокусные объективы окажутся совершенно бесполезными при съемке в небольших пространствах, или в случаях, когда перед фотографом стоит задача в полном объеме изобразить какой-либо габаритный объект.

Объектив рыбий глаз

Помимо вышеупомянутых типов объективов, различают также суперширокоугольные объективы, или, как их еще называют, объективы рыбий глаз. Угол обзора такой оптики может доходить до 180°. Главным преимуществом объективов рыбий глаз является их большой угол обзора, позволяющий захватить максимальное пространство. В силу очень широкого угла зрения возникают неизбежные искажения. Объекты, находящиеся в центре кадра кажутся более отдаленными, чем есть на самом деле, а объекты, находящиеся по краям изображения имеют искаженные (выгнутые) линии.

Объективы рыбий глаз применимы не только в творческой съемке, они также используются в фотожурналистике и кинематографе. Кроме того, рыбий глаз имеет широкое практическое применение в прикладной фотографии, а именно в метеорологии, съемке небесного свода, авиационных тренажерах и т.д..

Заключение

Этот небольшой обзор видов объективов должен помочь начинающим фотолюбителям определиться с тем, какой объектив им необходим для той или иной съемки, а также понять, какими особенностями обладают различные модели оптики. Надеемся, что после прочтения этого краткого обзора, новички решат для себя какой объектив, для какой съемки использовать.

В этом уроке мы узнаем, на какие типы делятся существующие объективы. Это четвертый урок про объективы. Чтобы он был понятнее, рекомендуем сначала ознакомиться

Какие объективы используют в тех или иных видах съемок? Какой объектив использовать для съемки пейзажа, а какой - для портрета? Объективы различают прежде всего по углу обзора. Зачастую именно от угла обзора объектива будет зависеть сфера его применения.

Как измеряется угол обзора объектива?

Поскольку фотография имеет прямоугольный формат, то углы обзора будут разными по диагонали (1) горизонтали (2) и вертикали (3). Какой же угол обзора обозначен в характеристиках объектива? Каждый производитель решает для себя этот вопрос самостоятельно. Но чаще всего в спецификации указывается угол обзора по диагонали, то есть самый широкий из возможных. Мы в дальнейшем будем опираться именно на угол обзора по диагонали кадра.

Типы объективов и их углы обзора

Мы уже знаем, что основной характеристикой объектива является его угол обзора. Угол обзора зависит от фокусного расстояния объектива. Так что чаще всего объективы классифицируют именно по этим двум связанным между собой параметрам. Наверняка все слышали выражения “широкоугольный объектив”, “телеобъектив”, “штатный объектив”… Что же это такое? Разберемся. Важно заметить, что эта классификация - приблизительная. Четких и абсолютных границ между разными категориями нет. Ведь основывается она прежде всего опыте фотографов.

Обратите внимание, что зум-объективы могут работать в широком диапазоне фокусных расстояний, а значит попадать сразу в несколько категорий данной классификации. К примеру, часто встречаются зумы (например китовые объективы с фокусными 18-55 мм), работающие одновременно и в широкоугольном, и в “нормальном” диапазоне фокусных расстояний. А гиперзумы типа Nikon AF-S DX 18-300mm F3.5-6.3G так и вовсе могут сочетать в себе все категории от широкоугольного до теледиапазона фокусных расстояний. Но при выборе объектива не стоит забывать, что в жертву такой универсальности приносятся светосила, красота размытия фона (боке) , а иногда и резкость.

Важно также понимать, что объективы с разным углом обзора не просто “приближают-отдаляют” изображение. В виду разной дистанции съемки, продиктованной углами обзора, они по-разному влияют на передачу перспективы, по-разному передают пропорции объектов на фото.

Предположим, мы хотим снять поясной портрет человека… Посмотрите иллюстрацию ниже. Человек снят с одинаковым масштабом объективами с различным фокусным расстоянием. Фотограф менял дистанцию съемки, постепенно отходя всё дальше от модели, но при этом стараясь сохранить прежнюю крупность плана на фото. Посмотрите, как меняются снимки. Обратите внимание не только на изменения пропорций лица девушки, но и на соотношение переднего и заднего плана: что происходит с горами на фоне. Причиной всему - разная дистанция съемки и разный угол обзора объективов.

Как видите, на коротком фокусном расстоянии кажется, что противоположный берег замерзшего озера и горы над ним очень далеко, однако чем больше фокусное расстояние, тем сильнее визуально “сжимается” это пространство, задний план с противоположным берегом увеличивается в размерах.

Почему мы говорим не только про угол обзора объектива, но и про дистанцию съемки? Посмотрите пример ниже: он снят тем же короткофокусным объективом 16 мм, однако человек сфотографирован с большой дистанции. Поэтому его пропорции не исказились.

Продемонстрируем то же самое схемами:

Забегая вперед, отметим, что отсюда же напрашивается простой вывод: чтобы не искажать пропорции предмета или человека, снимая его на широкоугольный объектив, стоит фотографировать с большой дистанции, в полный рост.

Сверхширокоугольные объективы. Объективы, имеющие угол обзора от 80 до 180 градусов, называются сверхширокоугольными. Понятно, откуда такое название: данная оптика дает самый широкий угол обзора. Сверхширокоугольным объективам соответствуют фокусные расстояния короче 24 мм на полном кадре, для камер с матрицей APS-C - короче 16 мм, для камер Nikon 1 - 9 мм.

Примеры сверхшироуогольных объективов Nikkor:

Полнокадровые

Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED

Только для APS-C

Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 6.7-13mm f/3.5-5.6 VR nikkor

Сверхширокоугольные объективы чаще всего применяются в пейзажной, интерьерной, архитектурной съемке. Одним словом там, где будет востребован их широчайший угол обзора.

Поскольку угол обзора сверхширокоугольных объективов очень велик, то и перспективу они передают особым образом: всё, что ближе к объективу, становится очень большим, а всё, что дальше - очень маленьким. Если таким образом снимать человека, пропорции лица и тела на фото могут исказиться. Именно поэтому на сверхширокоугольные объективы редко снимают портреты, разве что вы хотите сделать своему герою огромный нос, как случилось с собакой на фото ниже. Это может сыграть как во вред, так и на пользу снимку: например то же фото собаки получилось забавным именно благодаря увеличенному носу. Думайте над сюжетом снимка, над его стилем и эмоциями, а уже под это подбирайте фокусное расстояние, а не наоборот.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/160 с, 18.0 мм экв.

Чтобы не искажать пропорции людей при съемке сверхширокоугольной оптикой, героев кадра можно снимать с некоторой дистанции, не крупным планом - такой прием часто применяют свадебные фотографы и те, кто хочет в одном кадре сочетать элементы и портрета и пейзажа.

Отдельный вид сверхширокоугольных объективов - фишай-объективы (от англ. “fish eye” - рыбий глаз). Эти объективы особым образом искажают изображение. Примерно так же, как это происходит в дверном глазке. При создании таких объективов производитель намеренно не исправляет дисторсию. Дисторсия - особый вид геометрических искажений изображения, свойственный всей короткофокусной оптике, но во всех объективах кроме “фишаев” он корректируется благодаря особой оптической схеме. Как правило, фишай-объективы дают близкий к 180 градусам угол обзора. Из-за того, что они передают геометрию пространства не точно, с искажениями, применяются эти объективы как правило в творческой съемке.

Можно ли получить фишай-эффект при обработке изображения? Именно из-за широчайшего угла обзора не получится достичь эффекта фишай-объектива при обработке изображения: получится просто нарушить геометрию на снимке с обычным, более узким углом обзора. Фишай-объективы бывают диагональными и циркулярными. Диагональный фишай обеспечивает угол обзора около 180 градусов по диагонали кадра. Такой фишай-объектив “заполняет” изображением весь кадр. Циркулярный фишай-объектив дает кружок посередине кадра, а углы снимка остаются черными. Для полнокадровых камер Nikon выпускается фишай-объектив Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor. Надо помнить, что полнокадровый объектив, установленный на “кропнутую” камеру, будет иметь более узкий угол обзора. Поскольку от фишай-объектива требуется максимально широкий угол обзора, то для камер с матрицей APS-C выпускаются рассчитанные под них фишаи. Например Nikon 10.5mm f/2.8G ED DX Fisheye-Nikkor. Оба упомянутых объектива являются диагональными.

Широкоугольные объективы имеют угол обзора от 50 до 80 градусов. Безусловно, с точки зрения геометрии такие углы уже не являются широкими, однако в контексте фотографии они позволяют охватить достаточно обширное пространство. Полнокадровые широкоугольные объективы имеют фокусное расстояние около 24-35 мм. На “кропе” - 16-24 мм. В системе Nikon 1 - 9-13 мм.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F13, 1/60 с, 25.0 мм экв.

Примеры широкоугольных объективов:

Полнокадровые

Nikon AF-S 16-35mm f/4G ED VR Nikkor

Только для APS-C

Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 AW 11-27.5mm f/3.5-5.6 nikkor

Если сверхширокоугольная оптика достаточно специфична в работе, то умеренные широкоугольные объективы весьма универсальны: ими при должном умении можно одинаково эффективно снимать и пейзажи, и портреты, заниматься репортажной и трэвел-съемкой. Широкоугольный объектив, пожалуй, должен быть в арсенале каждого фотографа.

Широкоугольный объектив позволит снимать портреты с довольно близкой дистанции в тесных помещениях и эффектнее передать перспективу, объем на снимке. Но из-за малой дистанции съемки в кадре могут появиться сильные перспективные искажения. Поэтому в большинстве случаев для съемки портрета применяется более длиннофокусная оптика.

Съемка велась на тесной лестнице дачного домика с дистанции около полутора метров.
За спиной фотографа - стена дома. Умеренный широкоугольный объектив для полнокадровых камер 35мм позволил получить достаточно широкий угол обзора, при этом не сильно исказив пропорции лица и тела модели.

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/160 с

NIKON D810 / 35.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/160 с, 35.0 мм экв.

“Нормальные” (штатные) объективы дают угол обзора около 40-50 градусов, что соответствует фокусным расстояниям 40-60 мм для полнокадровых аппаратов, 28-40 мм - для аппаратов с матрицей APS-C, 15-22 мм - для системы Nikon 1. Оба этих названия условны, и означают лишь, что данная оптика обеспечивает “нормальный” угол обзора и “нормальную” передачу перспективы: они передают картинку приблизительно так же, как ее видит человек.

Объективы с таким фокусным расстоянием достаточно универсальны, им найдется применение в любом жанре фотографии. Однако в силу своей “нормальности” данные объективы могут показаться достаточно скучными: ими не получится ярко передать перспективу, охватить широкий угол обзора, а с другой стороны, не получится сильно “приближать” картинку, как это делают телеобъективы. Все универсальные зум-объективы могут работать с данными фокусными расстояниями.

Классические представители “нормальных” объективов - фикс-объективы с фокусным расстоянием 50 мм или, как их называют в народе, “полтинники”.

Стоит отметить, что нормальным объективом для кроп-камеры будет объектив с фокусным в 35 мм, а для Nikon 1 - 18 мм. Это нужно учитывать при выборе оптики. Раньше, в пленочную эпоху “китовыми” объективами выступали именно недорогие фикс-объективы с фокусным расстоянием 50 мм, возможно поэтому за ними закрепилось название другое название - “штатные объективы”, “штатники”. Однако такое название немного некорректно: каждый фотограф выбирает сам свои любимые, “штатные” фокусные расстояния. Тем не менее, из-за доступной цены и высокой светосилы для многих фотографов нормальный объектив (очень часто именно “полтинник”) становится штатным, наиболее часто используемым.

NIKON D810 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 2500, F1.4, 1/400 с, 50.0 мм экв.

Полнокадровые

Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor

Только для APS-C

Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 18.5mm f/1.8 Nikkor

Телеобъективы (длиннофокусная оптика). В названии данного класса оптики есть приставка “теле”, что переводится с греческого как “далеко”. Поскольку такие объективы имеют довольно узкий угол обзора, они способны показать крупным планом предметы, находящиеся на большом расстоянии от нас. Угол обзора телеобъективов - от 35 до нескольких градусов.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1250, F1.4, 1/200 с, 85.0 мм экв.

NIKON D5300 УСТАНОВКИ: ISO 200, F5.6, 1/200 с, 600.0 мм экв.

Полнокадровые

Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor

Только для APS-C

Nikon AF-S DX 55-300mm f/4.5-5.6G ED VR Nikkor

Для системы Nikon 1

Nikon 1 10-100mm f/4.5-5.6 VR nikkor

Принято разделять объективы умеренного теле-диапазона (фокусное расстояние приблизительно 70-200 мм для полнокадровых камер, 50-150 мм для APS-C и 25-75 для системы Nikon 1) и супертелеобъективы - их фокусное расстояние больше 200 мм (больше 150 для APS-C, больше 75 мм для Nikon 1). Как правило, чем больше фокусное расстояние объектива - тем он крупнее и дороже. Поэтому телеобъективы обычно используются профессионалами для специфических съемок очень сильно удаленных объектов, например, диких птиц, зверей или же футболистов во время матча.

Благодаря узкому углу обзора данные объективы передают перспективу иначе, чем более короткофокусная оптика. При съемке на телеобъектив в кадре сводятся к минимуму перспективные искажения, по-разному удаленные друг от друга предметы “сближаются” в кадре. Из-за этой особенности оптику умеренного теле-диапазона любят использовать в портретной съемке для того, чтобы не искажать пропорции лица и тела модели. Еще одна особенность телеобъективов - они могут сильно размывать фон, что выгодно при портретной фотографии. Помимо портретной съемки телеобъективы очень востребованы в репортажной, спортивной, пейзажной съемке.

Среди телеобъективов можно выделить несколько типов объективов, разработанных под конкретные виды съемок.

Портретные объективы спроектированы специально для съемки людей. Портретный объектив, а это чаще всего фикс, обладает высокой светосилой и фокусным расстоянием в районе 50-135 мм для зеркалок, 18-50 мм для Nikon 1. Откуда взялись именно такие фокусные расстояния? Более широкоугольные объективы могут некрасиво искажать пропорции лица и тела человека при определенных ракурсах и позах. Более длиннофокусная оптика заставит вас отходить от портретируемого слишком далеко, вы просто потеряете с ним всякий контакт. Благодаря высокой светосиле, подходящему фокусному расстоянию и оптической конструкции, портретный объектив красиво размывает фон на фотоснимке. Безусловно, другие объективы тоже могут размывать фон, однако именно портретная оптика славится среди фотографов особой красотой боке (рисунком размытия в зоне нерезкости).

Макрообъективы очень схожи по своим характеристикам с портретными объективами: это тоже светосильные объективы умеренного теледиапазона. Но у них есть важная техническая особенность: они способны фокусироваться на очень близкой дистанции без всяких дополнительных приспособлений типа макролинз и удлиннительных колец, снимая мелкие предметы очень крупным планом.

Макрообъективы используются при съемке мелкой природы: насекомых, мелких животных, мелких растений. Помимо этого, именно эти объективы являются идеальным выбором для предметной, ювелирной, репродукционной съемки. При всей схожести характеристик, изображение, даваемое макрообъективом, сильно отличается от изображения с портретной оптики. Макрообъективы дают довольно контрастное, “жесткое” изображение. Но при съемке людей такой характер изображения подчеркивает все дефекты на коже. Поэтому портреты снимать макрообъектом не рекомендуется.

Почему у серьезных фотографов несколько объективов?

Порой люди, незнакомые с фотографией, недоумевают, зачем увлеченному фотолюбителю или профессионалу не один, а сразу несколько объективов? Теперь, после изучения урока, становится понятно: для каждой съемочной ситуации подходит та или иная оптика. Как правило, в арсенале фотографа имеется несколько объективов для разных ситуация: одним объективом человек снимает портреты, а другим - пейзажи. У фотографа может быть несколько объективов с различными фокусными расстояниями, покрывающими нужный ему диапазон (чтобы снимать как вблизи, так и издалека).

Как собрать комплект объективов, необходимых для полноценной работы?

Каждый, кому возможностей универсального “китового” объектива не хватает, или кто собирает комплект фототехники с нуля, задается этим вопросом. В конечном итоге, всё зависит от ваших задач и интересов. Подумайте, что чаще всего вы снимаете, что вам интересно снимать. Ответив на этот вопрос, оптику выбрать будет легко. Однако, большинство начинающих фотографа затрудняется на него ответить. Ведь интересно сразу всё: и пейзажи, и портреты, и репортаж, и макросъемка. Поэтому начинающим фотографам разумнее всего начать именно с универсального зум-объектива, чьи фокусные расстояния покрывают сразу несколько обозначенных в статье диапазонов. Среди универсальных зум объективов для фотокамер Nikon можно выбрать уже упомянутый Nikon AF-S NIKKOR 24-120MM F/4G ED VR для полнокадровых камер, для кроп-камер - Nikon AF-S DX 18-140mm F3.5-5.6G ED VR Nikkor, для системы Nikon 1 - Nikon 1 10-100mm f/4.5-5.6 PD-ZOOM VR nikkor. Такой объектив сможет стать вашим верным помощником в любом жанре фотографии.

Профессионалы же в погоне за высочайшим качеством изображения и высокой светосилой, предпочитают использовать несколько зум-объективов с меньшим диапазоном фокусных расстояний (например Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED + Nikon AF-S 70-200mm f/2.8G ED VR II Nikkor). Либо “закрывают” востребованные ими диапазоны фокусных расстояний фикс-объективами.

Сейчас у меня есть только китовый объектив. На что мне его заменить или какой объектив мне купить в дополнение к нему?

Этим вопросом задается любой начинающий фотограф. Но на него ответить можете вы сами: проследите за собой - на каких фокусных расстояниях вы чаще всего снимаете; чего вам не хватает - более широкого угла обзора или большего “приближения” далеких объектов? Сделав выводы, вы сможете определиться с типом необходимого объектива. Например, многие хотят универсальности: чтобы одним объективом можно было снимать любые сюжеты. Тогда прежде всего стоит обратить внимание на универсальные объективы, о которых рассказывалось выше. Но если же вы хотите раскрыть максимум возможностей своего фотоаппарата и получать максимально качественные снимки с красиво размытым фоном, стоит попробовать “штатный” фикс-объектив. Он не сможет “приближать-удалять”, у него нет зума. Зато он даст отличное качество изображения. Для полнокадровых камер это объектив с фокусным расстоянием 50 мм (например Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor), для APS-C - 35 мм (например Nikon AF-S 35mm f/1.8G DX Nikkor), для Nikon 1 - 18 мм (например Nikon 1 18.5mm f/1.8 Nikkor).


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник