20.08.2019

Нюансы пошаговой инструкции ликвидации некоммерческого партнерства. Ликвидация некоммерческой организации, порядок и способы закрытия нко. Основания для ликвидации


Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В Гражданском кодексе определены основания по которым Некоммерческое партнерство может быть ликвидировано: 1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; 2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона

Порядок ликвидации некоммерческого партнерства:

Принятие решения о ликвидации некоммерческого партнерства;

Формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

В ст.18 Закона «О некоммерческих организациях» учредители (участники) некоммерческого партнерства или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческого партнерства, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческого партнерства.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческого партнерства.

Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческого партнерства выступает в суде.
Учредители НП, принявшие решение о ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Таким образом, учредителями (участниками) некоммерческого партнерства либо органом некоммерческого партнерства, принявшими решение о ликвидации некоммерческого партнерства, в УФРС по СК представляются:

  1. Уведомление о принятии решения о ликвидации некоммерческого партнерства РН0005.
  2. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческого партнерства РН0006.
  3. Сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем (копия паспорта).
  4. Протокол собрания, содержащий следующие вопросы:

О принятии решения о ликвидации некоммерческого партнерства.

О назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).

  1. Копия свидетельства о первичной государственной регистрации.
  2. Копия свидетельства о присвоении основного государственного регистрационного номера (ОГРН).
  3. Копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения (ИНН/КПП).
  4. Копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства (ИНН/КПП) - ликвидатора.
  5. Копия паспорта ликвидатора.

Документы, указанные в пунктах 1 - 4 представляются в двух подлинных экземплярах.

Через 3 месяца Управление Министерства юстиции РФ по Москве после рассмотрения заявления выдает регистрационные документы.

Публикация сообщения о ликвидации в органах печати

Объявления о ликвидации некоммерческого партнерства должны быть опубликованы в журнале «Вестник государственной регистрации», так как в настоящее время данный журнал является единственным печатным изданием, в котором публикуются сведения о государственной регистрации. Подтверждением размещения общественным объединением объявления (публикации) в журнале могут служить:
-номер журнала с опубликованным объявлением;
-копия бланка объявления с отметкой Представительства о приеме объявления.

После окончания срока предъявления требований кредиторами Ликвидационная комиссия составляет Промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс содержит положения, предусмотренные ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности: состав имущества некоммерческого партнерства, перечень заявленных кредиторами требований, результаты рассмотрения требований кредиторов. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческого партнерства. О составлении Промежуточного ликвидационного баланса уполномоченные лица некоммерческого партнерства уведомляют Управление.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческого партнерства, принявшими решение о ликвидации некоммерческого партнерства, в УФРС по СК представляются:

  1. Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса некоммерческого партнерства РН0007.
  2. Промежуточный ликвидационный баланс с отметкой территориального налогового органа.
  3. Бланк-заявка на публикацию сообщения о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации».
  4. Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
  5. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческого партнерства или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Осуществление расчетов с кредиторами;

Составление ликвидационного баланса;

Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией;

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией некоммерческого партнерства в УФРС по СК представляются следующие документы:

  1. Заявление о государственной регистрации некоммерческого партнерства в связи с его ликвидацией РН0008.
  2. Ликвидационный баланс с отметкой территориального налогового органа.
  3. Протокол об утверждении ликвидационного баланса.
  4. Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческого партнерства или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
  5. Платежное поручение об уплате государственной пошлины.
  6. В случае процедуры банкротства представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
  7. Подлинник свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
  8. Акт об уничтожении печати и штампов.

Документы, указанные в пунктах 1-3; 7-8 представляются в двух подлинных экземплярах.

На основании решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи либо решения о государственной регистрации, принятых УФРС по СК, и представленных сведений и документов регистрирующий орган (территориальный орган Федеральной налоговой службы):

  • в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись;
  • не позднее рабочего дня, следующего за днём внесения соответствующей записи, направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а также выписку из Единого государственного реестра юридических лиц УФРС по СК для выдачи заявителю.

УФРС по СК не позднее трёх рабочих дней со дня получения от территориального органа ФНС России документов, подтверждающих внесение записи в государственный реестр, выдаёт заявителю указанные документы.

После ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Ликвидация некоммерческого партнерства - необходимые докумнты :

  1. Копия свидетельства о регистрации некоммерческого партнерства(ОГРН);
  2. Копия свидетельства о постановке на учет в ИФНС;
  3. Копия устава организации;
  4. Копия учредительного договора (если имеется);
  5. Копия протокола или решения участников о назначении руководителя некоммерческого партнерства;
  6. Копия приказа о назначении бухгалтера;
  7. Копии свидетельств о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы (если такие изменения вносились);
  8. Копия выписки из ЕГРЮЛ;
  9. Копии паспортов учредителей, руководителя, бухгалтера организации;
  10. Протокол о принятии решения о ликвидации некоммерческого партнерства;
  11. Заявление по форме;
  12. Квитанция об оплате Государственной пошлины.

За государственную регистрацию ликвидации некоммерческого партнерства взимается государственная пошлина 800 рублей

Всегда Ваш деловой партнер
"Регистратор НКО"

Юлия Чувикина, руководитель отдела регистрации и ликвидации ЮЛ и ИП Юридического бюро ""Константа""

Некоммерческие организации создаются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено их учредительными документами. Они могут осуществлять свою деятельность сколько угодно долго, но также может возникнуть необходимость деятельность прекратить и начать ликвидацию некоммерческого образования.

Если возникает такая необходимость, для начала нужно понять, какой результат Вы хотите получить в итоге. Под ликвидацией действующее законодательство понимает прекращение деятельности юридического лица без передачи прав и обязанности третьим лицам. Простыми словами в результате проведения процедуры ликвидации в реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации и не остается правопреемника. В других случаях, когда подобной записи нет, о ликвидации говорить нельзя, все остальное псевдоликвидация. К такого рода псевдоликвидации можно отнести предложения реорганизовать НКО или просто сменить руководителя и адрес НКО.

Сначала о ликвидации НКО

Ликвидация некоммерческой организации осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях", ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Вообще ликвидацию некоммерческой организации можно разделить на два вида: добровольная и принудительная ликвидация.
Официальная добровольная ликвидация подразумевает ликвидацию НКО по решению органов управления НКО. Процедура очень схожа с добровольной ликвидацией коммерческих организаций, но отличается значительно большими сроками и проведением тщательной проверки со стороны Минюста. Важно помнить основные этапы при добровольной ликвидации НКО:
– необходимо уведомить о принятии решения о закрытия НКО и пройти проверку в следующих инстанциях: управление Минюста, инспекция ФНС по месту учета и регистрации некоммерческой организации, территориальных подразделениях внебюджетных фондов;
– разместить объявление о ликвидации в Вестнике государственной регистрации;
– осуществить расчеты с кредиторами (при их наличии);
– пройти налоговую проверку, сдать промежуточный и ликвидационный балансы.

Следует обратить внимание, что по некоторым формам НКО решение о ликвидации может принять только суд и только по заявлению заинтересованных лиц. Речь идет о фондах. Особенности принятия решения о ликвидации также могут быть установлены и уставом организации.
Заканчивается процедура ликвидации внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц об исключении ее из реестра в связи с ликвидацией.

Принудительная ликвидация является последствием юридических действий государственных органов: суда, прокуратуры, федеральной налоговой службы и иных органов. Причинами принудительной ликвидации могут послужить неоднократные и значительные нарушения закона некоммерческой организацией, например, осуществление неразрешенной для данной организационно-правовой формы деятельности, противоречие деятельности организации ее уставным целям, нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц иными способами, наличие неустранимых ошибок, допущенных при регистрации юридического лица. Особое внимание следует обратить на такое основание как осуществление деятельности, противоречащей уставным целям некоммерческой организации.

Реорганизация НКО

Процедура прекращения деятельности (закрытия) НКО через реорганизацию в форме присоединения или слияния так же очень похожа на слияния/присоединение коммерческого общества. То есть желающая прекратить деятельность НКО прекращает свою деятельность путем передачи всех свои обязанностей, прав и долгов другой НКО – правопреемнику. При данной процедуре налоговая проверка на сегодняшний день не проводится. Порядок реорганизации:

– принятие решения о реорганизации;
– уведомление регистрирующих и налоговых органов о реорганизации;
– размещение двух объявлений о реорганизации с периодичностью в один месяц в Вестнике государственной регистрации.

Отличие от слияния/присоединения коммерческих организации – это сроки процедуры: общий срок будет больше в два раза (5-6 месяцев), ну и, конечно, для подобной процедуры нужно иметь в наличии или предварительно зарегистрировать некоммерческую организацию той же формы, что и прекращающая деятельность (в пару под реорганизацию).

В качестве альтернативной формы закрытия НКО можно также рассматривать и реорганизацию в форме преобразования. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.

Преобразование НКО в коммерческую организацию можно рассматривать и как предварительный этап перед реорганизацией в форме слияния/присоединения, для того, чтобы избежать сложностей при регистрации НКО (в пару перед реорганизацией). Т.е. после преобразования НКО в хозяйственное общество (например – ООО, АО) далее проводить реорганизацию уже двух коммерческих организаций. Вот здесь есть ряд ограничений, установленных ФЗ "О некоммерческих организациях". Законодатель четко обозначил формы некоммерческих организаций, которые могут быть преобразованы в хозяйственное общество: это некоммерческие партнерства, частные учреждения, фонды (не всех типов, нужно смотреть направленность фонда, например, благотворительный фонд по закону о благотворительности не может быть преобразован в хозяйственное общество).


Краткая сводка, по некоторым (наиболее распространенным) формам НКО


Форма НКО

Инициатор ликвидации / реорганизации

Имущество ликвидируемой НКО

Формы реорганизации

Фонд

Заинтересованные лица путем подачи соответствующего заявления в суд

Имущество направляется в соответствии с учредительными документами фонда на цели, в интересах которых он был создан, и (или) на благотворительные цели

Преобразование – необходимо смотреть направленность фонда, (например, если это благотворительный фонд, то по закону о благотворительности фонд не может быть преобразован в хозяйственное общество)

Некоммерческое партнерство (НП)

Имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом

Слияние, присоединение, разделение, выделение.

Преобразование возможно в фонд, автономную некоммерческую организацию, в хозяйственное общество

Автономная некоммерческая организация (АНО)

По решению высшего органа управления

Слияние, присоединение, разделение, выделение.

Преобразование возможно только в фонд

Учреждения (частные)

По решению собственника

Передается его собственнику

Слияние, присоединение, разделении, выделение.

Преобразование возможно в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество

Ассоциации/ союзы

По решению высшего органа управления

Имущество направляется в соответствии с учредительными документами организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели

Слияние, присоединение, разделение, выделение.

Преобразование возможно в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию, некоммерческое партнерство или фонд

Смена руководителя, адреса в НКО

Для закрытия коммерческих организаций часто предлагается простое переоформление компании на трех лиц (смена учредителей, исполнительного органа и адреса). Такая форма закрытия сама по себе сомнительна, плюс не во всех некоммерческих организациях возможно провести подобные изменения.
Например, если есть привязка к территориальности организации, такие как ТСЖ (признак территориальности обязателен), адрес уже сменить невозможно.

Смена учредителей также не везде возможна. В НКО, основанных на членстве (некоммерческое партнерство, ассоциации, союзы), после государственной регистрации учредители принимают статус членов организации, и организацией ведется внутренний реестр. В таких организациях смена членов вполне возможна. Что до остальных, то нужно рассматривать конкретную форму НКО, чтобы понять насколько это возможно. Для примера, в частных учреждениях, учредитель одновременно является и собственником имущества, которое он передает учреждению на праве оперативного управления.
Относительно смены исполнительного/руководящего органа в НКО, такое возможно. Единственное ограничение, практически по всем формам НКО исполнительным/руководящим органом не может выступать Управляющая организация, что так распространено на сегодняшний день в коммерческих организациях.

Такая разновидность юридического лица, как некоммерческая организация (НКО), отличается особенностями создания, функционирования и ликвидации. Рассмотрим этапы закрытия НКО и процедуру в общем.

Что говорит об НКО закон

ГК РФ определяет НКО как юрлицо, не имеющее главной целью своей деятельности получение прибыли и не распределяющее её между своими участниками (ст. 50 ГК РФ).

Если устав предусматривает ведение деятельности, приносящей доход, то НКО должна иметь достаточное для этого имущество, причем его рыночная стоимость должна быть не меньше 10 тыс. руб.

ГК РФ предусматривает создание НКО в строго определенных организационно-правовых формах (п. 3 ст. 50 ГК РФ), которые и обусловливают особенности их деятельности в каждом случае.

Функционирование НКО регулируется соответствующим законодательством (Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» , Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и др.).

Ликвидация НКО

Ликвидация НКО подчиняется общим правилам ликвидации юрлиц, предусмотренным ГК РФ, но имеется и своя специфика.

Основаниями закрытия НКО могут быть:

  • добровольное решение об этом уполномоченного органа юрлица (если отсутствуют долговые имущественные обязательства);
  • для недействующих НКО и фондов - соответствующее решение суда;
  • банкротство.

Как закрыть некоммерческую организацию: пошаговая инструкция

В добровольной ликвидации НКО, как и других юрлиц, различаются этапы:

  • учредители/участники принимают решение о добровольной ликвидации;
  • ими формируется ликвидационная комиссия;
  • уведомляется о ликвидации регистрирующий орган (в 3-дневный срок согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…») путем направления уведомления по утвержденной форме;
  • извещаются о предстоящей ликвидации кредиторы;
  • в журнале «Вестник государственной регистрации» публикуется соответствующее объявление;
  • составляется промежуточный ликвидационный баланс (он включает сведения о составе имущества НКО, предъявленных кредиторами требованиях и результатах их рассмотрения) и предоставляется в регистрирующий орган;
  • происходит расчет с кредиторами;
  • расторгаются трудовые договоры с работниками и производится окончательный расчет с ними;
  • составляется ликвидационный баланс и вместе с необходимым пакетом документов предоставляется в регистрирующий орган;
  • после внесения соответствующей записи в Единый госреестр юрлиц получаются документы о ликвидации НКО.

Регистрирующим органом для НКО выступает Росреестр.

Ликвидация НКО, созданных в виде фондов, осуществляется исключительно по решению суда об этом, вынесенному по заявлению заинтересованного лица или прокурора.

Порядок ликвидации некоммерческой организации

Пошаговая инструкция по ликвидации НКО содержится прямо в ст. 19 Закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (кроме религиозных организаций и госкорпораций).

Некоммерческое партнёрство представляет собой компанию, учредителями которой могут являться и физические, и юридические лица. Создаётся она с целью осуществления взаимной помощи, а также объединения ресурсов учредителей.

Несмотря на некоммерческий характер деятельности, организация должна быть зарегистрирована в официальном порядке. Соответственно, если нужно её закрыть, требуется ликвидация некоммерческого партнёрства. Регулируется данная процедура в соответствии с положениями, указанными в Гражданском кодексе и Федеральном законе. Их положениями определяется и порядок мероприятия.

Основания для упразднения некоммерческого партнёрства

Ликвидация представляет собой процедуру, по итогам которой происходит прекращение деятельности некоммерческого партнёрства. Соответственно, происходит упразднение прав и обязанностей, так как нет правопреемников. Процедура может быть добровольной и принудительной.

В первом случае, основаниями для её проведения являются следующие факторы:

  • Срок, на который зарегистрировано НП, истёк;
  • Цели, для которых формировалось предприятие, выполнены;
  • Учредители больше не желают заниматься прежней деятельностью.

Принудительная процедура предполагает закрытие по решению судебного органа. Инициирована она может быть кредиторами или государственными структурами. К примеру, заявителями могут выступить ФНС, ПФР, антимонопольная служба. При этом подаётся исковое заявление в суд.

Основаниями для принудительного закрытия являются:

  • Отсутствие лицензии в тех случаях, когда она требуется;
  • Игнорирование судебных постановлений;
  • Грубые нарушения законодательства, которые невозможно исправить.

Если принято соответствующее решение суда, от организации требуется сформировать ликвидационную комиссию. Принимается судебное постановление, которое должны исполнять все лица, участвующие в процессуальных действиях.

Принудительная процедура предполагает закрытие НП по решению суда.

Процедура выполняется на основании статей ГК, Приказа Министерства финансов № 34, Налогового кодекса.

Пошаговая инструкция ликвидации

Пошаговая инструкция по упразднению предполагает прохождение следующих этапов:

  • Принятие решения о проведении упразднения. Назначение ликвидационной комиссии. Выбор председателя комиссии. Она будет заниматься управлением процессом ликвидации, подачей документов, представлением интересов НП в судебном органе;
  • Проведение инвентаризации. Порядок и сроки мероприятия определяет Приказ Министерства финансов № 34. Составление, по итогам процедуры, инвентаризационного отчёта;
  • Предоставление уведомления о принятом решении в орган регистрации. Направить уведомление требуется в течение трёх дней с момента назначения решения. Составляется по форме Р15001. Необходимо нотариальное заверение. Потребуется также подпись того лица, который инициировал рассматриваемое мероприятие. Без неё бумага недействительна;
  • После того, как уведомление получено, вносятся соответствующие записи в единый реестр. Также налоговой инспекцией может быть назначена выездная проверка. НП требуется подготовиться к этому, привести в порядок всю документацию. После направления уведомления запрещено вносить поправки в учредительные бумаги или устав партнёра;
  • В орган регистрации направляется уведомление о назначении участников ликвидационной комиссии;
  • В кредитные организации направляется документация на имя председателя комиссии. Требуется это для замены банковских карт. Провести этот этап можно только после того, как в реестр внесена запись об утверждении комиссии;
  • Публикация сообщения в «Вестнике государственной регистрации». Требуется это для того, чтобы кредиторы организации были в курсе её ликвидации, и могли предъявить свои претензии. В сообщении указывается дата принятия решения об упразднении, порядок и сроки осуществления мероприятия. Также требуется указать сроки, в которые кредиторы могут предъявить свои требования. Минимальное время для этого – два месяца.

Необходимость публикации установлена законом, её требуется подтвердить. Для этого необходим номер журнала, в котором произошла публикация, а также копия бланка с данными о приёме объявления.

Оставшаяся документация предприятия отправляется в архив. Пошаговая инструкция позволит грамотно пройти все этапы.

Оставшаяся после ликвидации документация отправляется в архив.

Необходимая документация

В орган регистрации, для ликвидации, требуется направить следующий пакет документов:

  1. Промежуточный и завершающий ликвидационный баланс;
  2. Уставные документы, свидетельство о регистрации;
  3. Подтверждение уничтожения штампов и печатей, закрытия расчётных счетов;
  4. Выписка из реестра о том, что все требуемые записи внесены;
  5. Бумаги, которые подтверждают, что об упразднении уведомлены все кредиторы;
  6. Протокол о формировании комиссии;
  7. Квитанция об уплате госпошлины;
  8. Копия учредительного соглашения, правок в учредительных документах;
  9. Заявление об упразднении, созданное по требуемой форме. В качестве примера можно использовать заявление о ликвидации ООО .

Стоимость процедуры формируется из оплаты госпошлины, нотариального утверждения документации.

Если обратиться за помощью к юридическим компаниям, то цена профессиональных услуг стартует с 15 000 рублей.

Рассмотренная инструкция предполагает соответствие всем нормам и законам. Если игнорировать прохождение какого-либо из этапов, вся процедура будет являться незаконной. Если у НП нет многочисленных долгов и проблемных контрактов, провести упразднение можно в сжатые сроки. Сложнее будет с партнёрством, у которого есть задолженности. Для ликвидации требуется их полное покрытие.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник