02.09.2019

Нравственная культура общения


4. Современный этикет

1. Общение как одна из форм социальной активности человека. Культура общения

Все моральные проблемы возникают и решаются в общении людей друг с другом, являющемся важнейшей потребностью личности и общества. Сегодня межличностное общение стало самостоятельной нравственной ценностью в духовной жизни общества.

Сущность общения выражается в том, что оно важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект- субъектном отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Основные черты и свойства общения:

Общение - это деятельность, носящая активно-процессуальный характер;

Суть этой деятельности - в установлении отношения одного человека к другому;

Эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты,

Я и Ты здесь - цель друг для друга и никогда - средство (по крайней мере, так должно быть);

Условием общения выступает признание за другим его уникальности и неповторимости, его права быть самим собой;

Предполагается проявление творчески-импровизационного характера общения, выявляющего глубинные качества субъекта - его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

Таким образом, общение - это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) «роскошь» (А. де Сент-Экзюпери), сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру.

Важнейшая отличительная черта общения - его диалогич- ность -информативное и личностно-субъективное взаимодействие между общающимися сторонами, цель которого - установление понимания между ними. Полноценный диалог предполагает соблюдение следующих условий:

Принципиальное равенство, автономность партнеров;

Признание ими уникальности, «инаковости» друг друга;

Невозможность заранее предугадать позицию партнера;

Различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;

Ориентированность каждого партнера на понимание и интерпретацию его точки зрения;

Ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

Способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.

В настоящее время остро стоит проблема культуры диалога, требующая от партнеров широкой эрудиции, навыков доказательного рассуждения, умения слушать и быть услышанным, знания культурных традиций. Идеальное общение неотделимо от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. При этом равенство в общении - это прежде всего равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека. Этотакже доверие, доброжелательность и уважение к другому субъекту и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Ценность межличностного общения определяется, во-пер- вых, его полифункциональностью и, во-вторых, глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить ряд «ролевых» функций общения.

1. Общение как условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека подтверждают, что формирование личности невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

2. Общение как способ самовыражения человеческого Я. Впервые обоснование этого феномена было дано JI. Фейербахом, показавшим, что человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности.

3. Общение - основное средство коммуникации, что проявляется:

а) в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование;

б) в генерировании новых идей, выявляющем его творческий характер;

в) в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.

4. Общение выступает основным средством управления - средством манипуляции сознанием и действиями людей во всех сферах экономики, политики, профессиональной и личной жизни - как в негативном, так и в позитивном плане.

1. Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на опреде ленный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах:

Как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых результатов;

Как самоценность - общение ради общения, смысл которого - самовыражение и духовное единение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основание выделить уровни значимости общения:

Для себя - Я-значимость,

Для другого - Ты-значимость,

Для группы или общества в целом - Мы-значимость.

2. Дружба как форма отношений между людьми. Роль дружбы в становлении личности

Вряд ли найдется человек, который бы не задумывался над сущностью дружбы. Впервые это обычно случается в ранней юности, когда от школьных диспутов о дружбе, товариществе и любви ждут не только абсолютной ясности, но и практического решения жизненных проблем. Но и умудренных опытом людей волнуют проблемы психологии общения, социальные и психологические причины некоммуникабельности, способы укрепления соседских и дружеских связей.

Люди всех времен и народов почитают дружбу величайшей социальной и нравственной ценностью, но ценностью очень редкой, как правило, принадлежащей прошлому.

Часто приходится слышать, что интимная, глубокая дружба у современной молодежи подменяется поверхностными приятельскими отношениями, что телефон заменяет личные контакты, а телевизор - живой обмен мнениями. Эти рассуждения, подкрепленные ссылками на научно-техническую революцию, урбанизацию и рационализм современной жизни, кажутся довольно убедительными.

Так когда же была «настоящая дружба», и была ли она когда-нибудь вообще? В европейской культурной традиции царством подлинной дружбы издавна считалась античная Греция.

Древнегреческое слово philia, часто переводимое как дружба, не имеет точного соответствия в современных европейских языках, обозначая не только «дружбу», но и «дружественность», «расположение». Словом этим мы обязаны Пифагору, который называл дружбой единение всего со всем, в том числе человека с человеком. В чем-то аналогично пифагорейской дружбе конфуцианское «жэнь» (человечность): это то свойство натуры человека, благодаря которому он оказывается связанным со всем - с людьми, животными, природой.

Слово philos - друг имело и значение обладания - «свой». Так, например, назывались все, кто жил в доме Одиссея, кого он мог считать «своим». Чужой человек оказывался «своим», если его принимали в члены семьи или племени.

Первый очерк теории дружбы как самостоятельного отношения, не совпадающего с другими видами социальных связей и эмоциональных привязанностей, создал Аристотель, подвергший дружбу философско-эстетическому и психологическому анализу. Дружба, по Аристотелю, - величайшая ценность, самое необходимое для жизни: никто не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага.

Совершенная, истинная дружба бескорыстна. Но, в то же время, дружбу питают к другу «во благо самого себя», ибо, «если добродетельный становится другом, он становится благом для того, кому друг». Поэтому отношение к другу не отличается от отношения человека к самому себе. Благодаря этому дружба является также необходимым средством самопознания: «Как при желании увидеть свое лицо мы смотримся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга». Ближе друга у человека никого нет, считает Аристотель, поэтому количество друзей имеет пределы: близкая дружба - это дружба с немногими.

По сути, Аристотель сформулировал все важнейшие вопросы психологии и этики дружбы, рассматривая ее как особый вид эмоциональной привязанности.

Итак, дружба - древнейшее понятие, в которое каждая эпоха привносит что-то новое. Неизменным остается одно: во все времена дружбу считали одной из высших ценностей в жизни человека. С чем связано такое отношение? Ответ следует искать в самом определении понятия дружбы.

Этика определяет дружбу как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения своей цели, дружба - отношение самоценное, само по себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу».

В отличие от кровно-родственной связи, где люди связаны узами кровной или родственной солидарности, дружба - индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии.

Наконец, в отличие от поверхностного приятельства, дружба - отношение глубокое и интимное, предполагающее внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego (другим Я). Таким образом, дружба предполагает наиболее тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению.

3. Любовь, ее притягательная сила и загадочность

Одно из наиболее сильных человеческих переживаний, которое необходимо научиться распознавать среди других чувств, уметь взрастить и сохранить - эротическая любовь двух взрослых людей друг к другу. Это чувство может проявляться в самых разнообразных формах и ситуациях, в разном возрасте, между людьми очень похожими и очень разными. Прежде всего надо научиться отличать любовь от бурного переживания влюбленности, с которой ее часто путают, - этого «внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми», - считает Э. Фромм. Влюбленность чаще всего - чувство «Я-центрическое», чувство «для себя». Она может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она не так сильно затрагивает его душевные глубины и поэтому меньше меняет его, быстрее гаснет. Любовь же поражает человека глубже влюбленности, она проникает в самые потаенные уголки его души, заполняет ее целиком - и поэтому дольше живет и больше меняет человека.

В основе и того, и другого лежит страсть, которая неожиданно толкает двух почти незнакомых людей навстречу друг другу. Без всякой высокой идеи. Без всякой предварительной подготовки. Разум в сторону, дела в сторону, страхи в сторону. И это не уважение, не общность интересов, не единство жизненных принципов, это - страсть! Но в настоящей любви кроме страсти есть еще нечто иное. После того как чужой человек станет близким, исчезнут барьеры для преодоления, исчезнет неожиданность сближения, этот порыв может стать как мимолетной влюбленностью, так и всепоглощающей любовью. Судьба страсти зависит не только от сексуального влечения.

По мнению многих философов, любовь по своей сути - духовное состояние, которое только и дает человеку право на физическую близость. Огонь любви может разгораться медленно, постепенно. Но поразительны вспышки любви с первого взгляда, раскрывающие глубокую сторону ее сущности.

В самом деле, почему мужчина и женщина, недавно еще совсем не знакомые, внезапно проникаются друг к другу столь пылкими чувствами? Первый же восхищенный взгляд связывает Ромео и Джульетту в единое целое. Онегин стал идеалом Татьяны, прежде чем она смогла оценить его духовные качества. Любовь этих литературных героев оказалась трагической. Но ведь существуют и другие - литературные и житейские примеры, которые говорят нам, что если нет внешних препятствий, то любовь с первого взгляда может стать счастливой и долговечной.

И тогда возникает естественный вопрос: за что люди любят друг друга? Вопрос, в решении которого господствует извечная неясность, недоговоренность. Признать, что любовь есть взаимное тяготение к душевным и физическим качествам друг друга или что любят только за высокие проявления человеческого в человеке, значит либо свести объяснение к общим местам, либо сказать заведомую неправду. Мировая литература описала и исследовала тысячи вариантов любви, но смогла выделить лишь единственную общую их черту - требовательную избирательность.

И все же некоторое упорядочение представляется возможным. Любят по различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когда качества одного восполняются, нейтрализуются или исправляются качествами другого. Но любят и по подобию, по тождеству характеров и интересов, что умножает стойкость любящих в суровых обстоятельствах жизни. Перед нами антиномия, обрисовывающая глубинное противоречие и указывающая на некий закон любви, который еще предстоит раскрыть в ее бесчисленных проявлениях.

Литература и искусство показывают, что любовь не терпит никакого насилия, никакой внешней зависимости и диктата. Принудить к браку или сожительству или купить их - вполне возможно. Любовь же неподкупна. Она находит тысячи путей, чтобы вырваться из плена, она - сфера особого рода свободы. Ведь помимо материальных соображений, не трезвость выбора, а искренность чувства, освященная интеллектуальным пониманием, составляет высшее нравственное достоинство любви.

Свобода любви выражается в богатстве ее проявлений. Восхищение, жалость, преклонение, даже тщеславие, придающие любви разнообразие индивидуальных окрасок, являются такими формами избирательности любовного чувства, которые, по существу, чужды ошибок и ослепления. К заблуждению может привести именно рассудочная оценка душевных и иных качеств другого человека. И если страсть, физическое влечение сами по себе не исключают рассудочности, то подлинная любовь отвергает ее. Непосредственно-интуитивное чувство направлено прежде всего на потенциальные духовные возможности любимого - пусть даже им никогда не суждено реализоваться.

Автор замечательной книги о любви «Три влечения» Ю. Рюриков считает, что одна из главных загадок любви - своеобразный обман зрения: достоинства любимого человека она увеличивает, а недостатки уменьшает, как бинокль.

Иногда даже непонятно, кого мы любим - самого человека или собственный «обман зрения», розовое подобие нашего избранника, которое сами же придумали. Это возведение любимого человека на пьедестал - одна из самых драматических, самых таинственных загадок любви. Недаром у Купидона в древних мифах глаза были закрыты повязкой, и он разил влюбленных своими стрелами вслепую. Когда-то Стендаль в книге «О любви» попытался объяснить эту загадку. Если в соляных копях оставить простую ветку, писал он, то она вся покроется кристаллами, и никто не узнает в этом блистающем чуде прежний невзрачный прутик. То же происходит и в любви, когда любимого человека наделяют, как кристаллами, тысячами совершенств. Поэтому «в любви мы наслаждаемся лишь иллюзией, порождаемой нами самими». Правда, эта «иллюзия» - ступень пылкой, «весенней» поры любви, бурного, горячего чувства. Когда пылкость чувств спадает, то романтическую призму чувств начинает теснить реалистическая призма сознания.

«Обмана зрения» может вовсе не быть у рационалистов, его может не быть и при слабом влечении. Он может не возникать и у человека с комплексом неполноценности: он как бы хочет уравнять нравящегося человека с собой.

Наряду с «обманом зрения» у любви есть такое свойство, как ясновидение, которого нет, пожалуй, ни у какого другого чувства. Любящий видит в любимом такие глубины, о которых тот часто не знает и сам. Ясновидение любви - это и чувствование потаенных глубин человека, и безотчетное ощущение его скрытых вершин. Это как бы предощущение его неразвернутых достоинств, которые могут проявиться благодаря любви - и поднять человека к его внутренним высотам.

Любовь - не просто влечение к другому человеку: это и понимание его, понимание всей душой. Это очень часто поражает влюбленных, особенно девушек: как глубоко он понимает меня, как точно угадывает мои желания, как он схватывает с полуслова то, что я хочу сказать. Такая сверхинтуиция, которую рождает любовь, такое со-чувствование с чувствами другого человека - один из высших взлетов любви, дающий удивительное состояние - полнейшей человеческой близости, «срастания» двух душ. Гармония «я» и «не я», которая бывает при настоящей любви, тяга к полному слиянию любящих - одно из самых древних и прекрасных свойств любви.

Любовь окружена множеством предрассудков и полуистин, часто противоречащих друг другу. Вот довольно распространенные мнения-соперники: любовь эгоистична - чаще гак думают мужчины; любовь альтруистична - утверждают женщины.

Традиционно считается, что главное в любви - альтруизм, отказ от себя. Но дело в том, что альтруизм так же «одноцентричен», как и эгоизм, только центр - не в себе, а в другим человеке. Поэтому альтруистическая любовь быстро делается своеобразным «недугом» души, похожим на безответную любовь: «состав чувства» в ней сдвинут, усечен, человеку недостает здесь радостей встречной заботы, одобрения, поддержки, ласки. Это подтачивает душу, отравляет чувство.

Наверное, правильнее все-таки видеть любовь не «одномерной», а как бы состоящей из двух потоков. Первый - это наши чувства «для другого»: странное, почти физическое ощущение своей слитности с ним; способность ощутить то, что происходит в душе другого; беспокойное желание делать все для любимого человека, пожертвовать собой, чтобы уберечь его. Для такой любви нужен «талант чувств», а он есть далеко не у каждого.

Второй, встречный поток - «для себя»: любовь способна всколыхнуть все удивительное богатство ощущений, сквозь ее призму чище, обостреннее воспринимается мир, наконец, она наделяет жизнь человека смыслом, потому что осознание абсолютной ценности другого человека придает смысл твоему собственному существованию.

В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид состояния и действий, которые направлены па другого человека.

Так, любовь может сопровождаться смущением, любопытством и страхом, экстазом и равнодушием, самоотверженностью и эгоизмом, деликатностью и цинизмом, бесцеремонностью и скромностью, апатией и воодушевлением. Нежности очень часто сопутствуют смущение, уважение и преклонение. Экстаз почти всегда неотделим от буйной страсти и от беспрекословной готовности отдаваться, равнодушие же часто является результатом преждевременного истощения и опошления отношений.

Анализируя феномен любви, можно выделить в нем два аспекта: внутренний, психологический - способность эмоционального переживания чувства любви - и внешний, социальный - реальные отношения, возникающие между любящими. На практике они тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга обоюдоформирующее воздействие.

Любовь - и в этом проявляется ее уникальная роль - одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить, но только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет высшую ценность, высшее значение по сравнению со всеми остальными. Здесь человек не функция, а «самость». Именно поэтому только в любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает человеку проявиться, выявляя, увеличивая в нем все хорошее, положительное, ценное.

Еще одна реально значимая проблема любви - это проблема власти. Любовь можно сравнить с маленьким, но сложно устроенным государством. Тут возможны всякие формы отношений: и демократия, и анархия, и просвещенный абсолютизм, и даже, к сожалению, деспотия. Но при одном условии: если форма эта принята добровольно. Нет ничего печальнее и безнадежнее в любви, чем долгая изматывающая борьба за власть.

В начальную, самую праздничную пору любви каждый из нас с удовольствием подчиняется капризам любимого существа, искренне и вдохновенно играет в раба. Счет обидам еще не начат, вопрос «кто кого?» еще не стоит. Мы радостно уступаем друг другу, но ссора, другая - и праздник кончается. И вот уже каждый обиженно требует то, что ему недодано.

И, наконец, любовь - это одно из проявлений человеческой свободы: никто не может заставить любить ни другого, ни самого себя. У любви нет внешних побудителей, она не сводится ни к умозаключениям, ни к природным влечениям, инстинктам. Через любовь мы осознаем, познаем и смысл жизни вообще, и собственную автономию. Любовь - это критерий наших способностей, нашего искусства быть человеком. Любовь не подпадает ни под какие стандарты и стереотипы, это совершенно оригинальная жизнь, где, как и в творчестве, нет правил и авторитетов.

В этом смысле любовь есть прорыв из временного в вечность, переход в состояние, где нет ни смерти, ни апатии, ни уныния, а есть постоянное напряжение духа, подлинное творчество. Подобное состояние человеку, не находящемуся в стихии любви, кажется либо потусторонним чудом, либо сумасшествием. И, по-видимому, как подлинное творчество, так и подлинная любовь встречается довольно редко.

Подлинная любовь открывает человеку глаза, освобождая его от штампов и стереотипов видения, поднимает его над утилитарными интересами и обыденным существованием, приобщает к тайне, постигаемой, как и творчество, не через абстрактное познание, но через специфический образ жизни. Любовь развивает личность, делает ее мудрой и мужественной именно в силу парадоксальности своего воплощения в жизнь, а парадоксальность эта носит зачастую трагичный характер.

Может быть, происходит это потому, что подлинная любовь возникает тогда, когда ей мешают обстоятельства, запреты, и поэтому она развивается через преодоление различных препятствий. Такая любовь часто связана со смертью - или от того, что препятствия для ее осуществления оказываются непреодолимыми, а жизнь без любви становится ненужной, или от того, что любящий человек, необычайно остро чувствуя потребность защитить свою любовь, главным врагом считает небытие, смерть.

4. Современный этикет

Культура общения основана на соблюдении определенных правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий и со времен позднего Средневековья именуются этикетом. Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной ситуации, а что нет. Однако он определяет лишь формы, «технику» общения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно для того, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикой и этикетом.

Вместе с тем каждая проблема, связанная с этикетом, должна решаться в свете этических норм. Наши манеры - отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять ближнего отражают стремление действовать в согласии с самыми высокими этическими стандартами, способствуя утверждению более нравственного поведения.

Этикет - это свод правил поведения, принятых в обществе. Этикет распространяется на все сферы жизни: конкретные правила предписывают, как соблюдать гигиену, разговаривать, одеваться, вести себя за столом, в коллективе, в семье, общественных местах, в театре, на улице и т.д. Без соблюдения норм этикета невозможны межличностные, культурные, деловые и даже политические отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на свое поведение определенных ограничений.

Этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохранявшиеся тысячелетиями и свойственные многим народам. Поэтому они соблюдаются (или должны соблюдаться) представителями не только какого-то определенного общества, но и всех социокультурных образований, существующих на данном этапе развития цивилизации.

Разумеется, различные народы вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные спецификой исторического развития своей культуры. Поэтому этикет отражает также специфическую систему национальных знаков-символов общения, положительных традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, соответствующих исторически обусловленным условиям бытия и нравственно-эстетическим потребностям людей.

Кроме того, по мере изменения условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Таким образом, требования этикета не являются абсолютными, они относительны, соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета - в отличие от норм морали - являются условными, они как бы носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Условность этикета в каждом конкретном случае можно объяснить. Направленный на объединение людей, он предлагает общепринятые формы, стереотипы поведения, символы проявления мыслей и чувств, облегчающие людям взаимопонимание.

Следует специально остановиться еще на одном аспекте этикета: его можно рассматривать как эстетическую форму проявления нравственной культуры. Такое понимание содержит в себе указания на ряд важных особенностей этикета. Во-первых, на то, что этикет - один из феноменов культуры, ибо хорошие манеры являются внешним отражением внутренней культуры человека, его интеллектуальных качеств.

Во-вторых, здесь содержится указание на прямое отношение этикета к нравственности, к моральному облику человека. Наконец, подчеркивается, что этикет - это эстетическая сторона поведения человека. Красивые манеры, красивое поведение, красивые жесты, позы, мимика - то, что говорит о человеке, его чувствах и мыслях без слов; речь, обращенная к старшим, ровесникам, младшим при встрече и прощании, в гневе и радости; манера двигаться, есть, носить одежду и украшения, отмечать грустные и радостные события, принимать гостей - всем" этим видам общения человек старается придать не только нравственный, но и эстетический характер. Принятая в обществе эстетическая форма проявления нравственной культуры человека и носит название этикета.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать их необходимость. Умение вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности и морали, выработанная на протяжении многих веков совокупными усилиями людей в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности, о красоте и порядке, о благоустройстве и бытовой целесообразности.

5. Этика поведения в сети Интернет

Этические принципы интернета

Предназначение настоящего документа состоит в том, чтобы предоставить этический стандарт, с помощью которого можно будет оценивать нормативы государств и корпораций в отношении Интернета и связанных с ним многопользовательских коммуникационных сетей. Этот документ не создан с намерением быть использованным в качестве законодательства; он создан с целью оценки законодательств.

ПРАВА

Настоящий раздел представляет права, принадлежащие каждому взрослому участнику Интернета. Законы или нормативы, нарушающие эти права, угрожают свободе личности, собственности, безопасности и способности противостоять притеснениям для всех участников Интернета.

Общение, как важнейшая характеристика бытия человека, неразрывно связана с моралью. Мораль включена во все сферы деятельности человека, и в принципе невозможно представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в том числе и сферу общения, вне действия морали: любой феномен общения несет то или иное нравственное содержание.

В чем проявляется взаимосвязь общения и морали? Какую роль играет мораль в процессе общения?

Во-первых, общение является сферой непосредственной реализации нравственных ценностей и норм, в которой человек постоянно стоит перед моральным выбором, определяющим его нравственные или безнравственные поступки.

Во-вторых, сам процесс общения оценивается с нравственной точки зрения.

В-третьих, нравственные ценности, идеалы, принципы и нормы, наряду с другими социальными нормами, регулируют процесс общения.

Современные исследователи в области этики полагают, что особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения требует создания специализированного раздела этического знания под названием "этика общения", статус которого может быть подобен, например, статусам таких разделов как: "прикладная этика", "профессиональная этика", "биоэтика" .

Что должно входить в компетенцию этики общения? Чему она должна учить? Каков ее предмет?

Предметом этики общения должен быть анализ нравственных аспектов общения на теоретическом и практическом уровнях. Она включает в себя анализ проблем общения как на уровне сущего, так и на уровне должного.

На теоретическом уровне этика общения должна изучать нравственные проблемы ценностных ориентацией в общении, содержания и сущности нравственных качеств субъектов общения, а также проблемы нравственного выбора способов, средств, правил, форм общения.

На практическом уровне предметом изучения этики общения является совокупность конкретных практических приемов, норм (прежде всего моральных), правил общения.

Помимо исследования процессов общения с нравственных позиций этика общения призвана воздействовать на реальные процессы общения, учить тому, как должно и как не должно общаться.

Этика общения тесно связана с культурой общения. К. Маркс определял культуру как меру человечности в человеке. Развивая эту мысль можно сказать, что культура общения определяет меру человеческого в общении.

Культура общения как неотъемлемая часть культуры личности определяет качество и степень совершенства общения. Понятие "этика общения" выражает нравственное содержание более широкого понятия "культура общения". Культура поведения, культура речи, культура невербальных средств общения (мимики, жестов, вокальных характеристик голоса, и т.д.), культура этикета, речевой этикет, психологическая культура партнеров по общению, все это входит в культуру общения.

Как связаны между собой этика и культура общения? Можно сказать так: то, что не культурно, не этично.

Представьте, что женщина в маршрутном такси громко обсуждает по мобильному телефону с подругой свои дела. Это некультурно, согласно этикету громкий разговор в присутствии посторонних лиц не допустим. Но это и неэтично, поскольку, во-первых, демонстрируется неуважение к другим пассажирам, которые воспринимаются в качестве неодушевленных предметов, а, во-вторых, чужие дела становятся достоянием посторонних. Другой пример. Человек с безупречными манерами начинает иронизировать над промахом собеседника. Иронический подтекст понятен, он больно ранит, тем более, что защититься от иронии сложно. Неэтично? Да. Можно ли назвать такого человека культурным? Очевидно, пет, поскольку культура включает в себя духовный компонент. Недаром А. П. Чехов писан: "Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой". Таким образом, нравственные характеристики личности, к которым относятся дружелюбие, внимательность, великодушие, благородство, альтруизм и т.д., наряду с техникой и стилем общения определяют саму культуру общения.

Книга: Конспект лекций Этика

РАЗДЕЛ VII. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Важным элементом общечеловеческого в морали является нравственная культура общения. Основываясь на гуманизме, человечности, отношении к другому как к равному себе, моральная культура на протяжении истории формируется в повседневной жизни людей, их опыте, нравственных поисках, то есть в процессе материального и духовного общения отдельных индивидов, социальных групп, народов разных стран.

Общение, деятельность, познание, будучи содержанием человеческой жизнедеятельности, находятся в неразрывном единстве, представляют собой формы социальной активности человека. Характерным признаком общения как формы активности выступает ее моральная направленность, нравственная культура людей, что раскрывается в общении (человечность, доброжелательность, дружелюбие, взаимоуважение и др.).

Благодаря общению индивиды обмениваются знаниями, производственным опытом и умением. Иначе говоря, только через общение с другими людьми человек может получить средства для удовлетворения своих потребностей и только в общении она находит и реализует духовную связь с другими людьми.

Заметим, что общение как объективная необходимость во всех формах жизнедеятельности возникает вместе со становлением человеческого общества и формированием человека, но в течение очень длительного периода не осознается как ценность даже в чисто практическом, утилитарном понимании. Когда же оно в общественном сознании эпохи родового строя осознается, то осознается как практическая ценность, а не моральная («табу», например). Обретение человеком личностного смысла общения, потребности в общении, в процессе которого индивид утверждает себя как личность и реализует себя как нравственное существо, представляет собой результат всей дальнейшей истории человечества, на тернистом пути которого нравственная культура, в том числе и нравственная культура общения, в определенном смысле предстает общей форме практической деятельности людей.

Речь идет о том, что в общении людей в той или иной степени всегда присутствуют моральные побуждения, которые удерживают общения в культурных пределах, придают ему человечности. Таким образом, общение выступает как самостоятельная жизненная ценность, которая показывает, в какой степени человек становится потребностью для другого исключительно как человеческая индивидуальность. Поэтому учет индивидуальности другого, уважения ее - одна из существенных требований нравственной культуры общения, выполнение которой возможно только при отсутствии социальных ограничений нравственного общения людей.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на некоторую стабильность нравственной культуры общения, существование преемственности ранее возникших ценностей и норм в реальной практике на разных этапах исторического развития содержание жизни конкретного общества и его членов может не только существенно изменить эту культуру, но и искажать ее вплоть до полной противоположности проголошуваним идеалам и устремлениям людей.

В условиях социального неравенства и антагонизма интересов моральные побуждения могут вытесняться из сферы общения, что приводит к его моральному опустошению, в результате чего потребность в общении оборачивается моральным отчуждением, характерными атрибутами которого становятся одиночество, враждебность, настороженность в отношениях, неискренность. Общение приобретает «внешнего вида», в основе которого лежат эгоизм и индивидуализм, теряет свою моральную ценность, превращаясь в «отношения полезности».

Объективными предпосылками развития как моральной потребности в общении, так и высокой нравственной культуры общения является формирование демократических основ общества, предоставление общественным отношениям характера свободных и равноправных. Общение при этом достигает личностного уровня, открытости, направленности на другого, способствует нравственному развитию, поскольку через общение человек усваивает всю сложную систему социальных отношений. И чем богаче общественные отношения, тем шире круг общения личности с обществом, тем более глубокие и человечные меж-личностные связи людей.

Таким образом, под моральным общением подразумеваются устойчивые связи между людьми, основой которых является господствующая в обществе нравственность, а также духовная потребность в морально-психологическом взаимопонимании. Уровень культуры общения, его моральный характер и епрямованість в основе своей определяются уровнем развития самого общественной жизни, которое может, с одной стороны, способствовать полнокровном общению людей, а следовательно и ощущению радости бытия, с другой - порождать чувство ненужности, разобщенности с остальными людьми.

Первостепенной важности в развитии нравственной культуры общения приобретают способность человека к общению^ те преимущества в выборе формы и стиля общения, которые производятся ею в процессе воспитания и самовоспитания. Последние же в немалому степени зависят от морально-психологических особенностей восприятия человеком человека.

Общение является одной из наиболее фундаментальных, высших социальных потребностей человека, которая включается в него с момента своего рождения. И хотя в первые годы жизни общение имеет спонтанный характер (в его основе лежит пассивность, а не активность ребенка), все же общение с другими людьми формирует у детей чувство доверия к тем, кто их окружает, надежности, эмоционального подъема.

Особое морально-психологическую нагрузку потребность в общении и само общение несут в подростковом и юношеском возрасте. Потребность здесь - это не только контакт вообще, а и стремление к взаимопониманию, опертого на симпатию и признание, это и потребность в эмоциональной поддержке и в то же время тяга к самостоятельности и автономии, которые могут обусловить появление противоречий в общении и даже его кризис.

„Общение представляет собой для человека практическое задание, решение которого никогда не дается в готовом виде. От личности требуется не только понимание творческого, сложного характера человеческих взаимоотношений, но и порой мучительного поиска для выработки новых форм, стилей общения, его ритма. Неумение, а иногда и нежелание разобраться в этих морально-психояогічних особенностях восприятия людьми одного одним может порождать состояние одиночества, тяжело, а иногда и трагически переживаєтеся человеком.

^Мироощущение одиночества вызывает чувство ненужности, бессмысленности жизни. Не находя близкой души, что понимает его - «своего другого», человек теряет надежды на полноценное общение, прибегает иногда к его примитивных, ошибочных форм. В этом кроются иногда причины наркомании, алкоголизма, групповой антиобщественного поведения.

Истоки одиночества следует искать не только в психологических особенностях восприятия человеком человека, а и в образе жизни. Так, городской в большей степени, чем сельский, стандартизированный образ жизни чаще приводит к морально-психологической разобщенности людей. Интенсивные меж-личностные городские контакты вызывают дефицит эмоциональных переживаний, вызывают у индивида ощущение «одиночества среди людей».

Следует заметить, что проблема одиночества человека как морально-психологическая проблема уже давно получила отражение в западной культуре. Литература, живопись, графика, кинематограф широко показывают одиночество как предельно болезненную для социально-нравственного самочувствия человека проблему, чаще всего обосновывают ее идеей трагичности человеческого бытия. Подобный подход к поиску ответа на вопрос о причинах одиночества свойственны и некоторым ученым. Так, американский психолог Э. Фромм, рисуя тревожную картину разрушения устоев нравственной жизни в современном мире, замечает, что моральная изолированность людей друг от друга достигла невиданного размаха. Есть и попытки обосновать разрыв связей между людьми преимущественно или психологическими, или научно-техническими причинами, изображая разрушительные процессы в нравственности как позаісторичні, роковые.

При всей значимости указанных причин для понимания природы одиночества, душевной неустроенности все же решающей, такой, что определяет в конечном итоге морально-психологическую подоплеку одиночества, является, на наш взгляд, способность общества" быть опорой и гарантом как материальной, так и психологической надежности. Именно социальные условия, общественные отношения, развивающиеся на их основе, вызывают появление своеобразных видов одиночества - социальную, моральную, психологическую. И хотя собственно психологический феномен одиночества имеет относительную самостоятельность, однако именно общественные связи определяют смысл того, что люди воспринимают как одиночество.

Конечно же, данное положение не следует истолковывать так, будто источник одиночества кроется только в объективных причинах, в том числе и таких, как урбанизация, НТР и др. Нередко ложные ценностные ориентации, ограниченность духовного развития, нежелание и неумение понимать другого, низкая моральная и психологическая культура приводят к затруднению общения и, как следствие, к одиночеству. Не всегда преодолевается это состояние и интенсивностью контактов, поскольку, как показывают психологические исследования, такие контакты чаще всего страдают поверхностностью. Несомненно другое: углубление морального взаимопонимания людей в их отношениях, стремление и умение понять другого, организовать свою личную жизнь, деятельность, общение с другими людьми способствуют воспитанию в человеке таких качеств, как отзывчивость, стремление к взаимопомощи, готовность поставить себя на место другого. Важно научиться видеть себя как бы со стороны, глазами другого, объективно чувствовать свои и чужие поступки. Именно в этом заключается общий социально-исторический направление формирования нравственной личности во всей ее «автономности» и одновременно взаимной ответственности, общности.

Полноценное общение невозможно без сопереживания, без включения в своего внутреннего мира ценностей, взглядов, чувств другого. Ибо, постигая причины тех или иных поступков, взглядов, оценок других людей, личность начинает глубже постигать себя, свои добродетели и пороки. Сопоставляя себя с другими, человек обогащается постижение сложного внутреннего мира людей, их нравственных чувств.

Особая роль нравственности в развитии индивида заключается в том, что она пронизывает все виды его деятельности и отношений, включена во все элементы внутреннего мира человека. По своей сути и назначению в общественной жизни нравственность имеет практический характер и трактуется как исторически изменчивая форма общественной связи между людьми.

Включенность нравственности во все области человеческих взаимоотношений придает ему универсального характера. Это выражается как в моральной регуляции взаимоотношений людей в обществе, так и в социально-критической роли морали, реализуя которую личность стремится в своих действиях, поступках, оценках утвердить прогрессивные типы отношений. Сегодня такие прогрессивные типы отношений, нравственное совершенствование личности связываются с гуманистическим развитием общества, утверждением демократии во всех сферах общественных отношений, возможностью свободного творческого развития каждого индивида.

Такой подход к нравственности позволяет усматривать в ней специфический способ освоения мира человеком. Моральный опыт человечества является здесь одним из важнейших подразделений общественной культуры - нравственной культурой. Наряду с другими видами духовной культуры (политической, правовой, эстетической, художественной) нравственная культура способствует формированию и реализации социальных качеств личности. Важно подчеркнуть, что основополагающим моментом нравственной культуры является существующий уровень нравственного развития общества и личности, система моральных ценностей человека.

Таким образом, нравственная культура включает в себя, во-первых, характерные для определенной конкретно-исторической эпохи моральные ценности; во-вторых, отношение к этим ценностям, реализованное в моральной способности и готовности общества и личности быть соответствующими назревшим потребностям прогрессивного развития. Итак, к нравственной культуры личности относятся познания и усвоения нравственных ценностей общества, готовность и способность личности не только к творческой реализации устоявшихся моральных ценностей, но и к созданию новых.

Следует обратить внимание на неправомерность понимания нравственной культуры личности только как меры овладения господствующими моральными ценностями. Ведь они могут служить критерием развитости данного общества не сами по себе, а лишь при сопоставлении с настоящими общественными интересами. Поэтому критерием развития нравственной культуры личности следует считать качественную характеристику устоявшихся моральных ценностей.

Такое понимание нравственной культуры позволяет выяснить основные характеристики нравственной культуры общения. Здесь надо учитывать как объективные условия жизни людей (единство интересов, жизненных позиций, основанных на социальной равенства), так и субъективную способность (которая формируется благодаря всем факторам влияния на личность - от семьи до трудовых коллективов, всего опыта человечества, что приобретается в процессе воспитания и самовоспитания) проникать во внутренний мир другого человека.

Общие принципы, характерные для любой формы взаимоотношений людей в процессе общения, которые характеризуют нравственную культуру общения, можно сформулировать следующим образом. Прежде всего следует выделить принцип гуманизации общественных отношений, связан с утверждением в реальной жизни социальной справедливости, предоставлением возможностей личности, необходимых для выражения и осуществления широких материальных и духовных интересов, потребностей, способностей, нравственных качеств. Это тем важнее, что в современном цивилизованном обществе возрастает роль морально-эмоциональной контактности, взаимопонимания и обоюдного мопідтримки, взаимопомощи и сострадания.

Необходимо обратить внимание и на то, что гуманизация общественных отношений активизирует стремление человека к общественной и личностного самовыражения и самоутверждения, а значит побуждает к сознательному участию в решении коренных вопросов общественной жизни, пробуждает личную инициативу, моральную заинтересованность, сопричастность. Вместе с тем общение людей освобождается от формального характера, фальши, лицемерия, демагогии. Итак, гуманизм - это основа нравственной культуры общения.

Незаменимым, а потому и очень важным принципом, характерным для общения людей, является творчество в процессе общения (то есть сознательное и постоянное соотнесение своих интересов, потребностей, предпочтений с интересами других людей, моральное самосовершенствование, культивирование положительных моральных качеств и изживания негативных), созидание своего «я». Оба указанные принципы характеризуют уровень нравственной культуры общения, что проявляется в различных формах взаимоотношений.

Спинімося на двух сторонах общения - «личному» и «безличному» (функциональном). Если «безличное» общение регулируется чаще всего этикетом, стандартизирующие поведение людей в типичных ситуациях, то «личное» общение сполна представляет собой практическую форму существования самой нравственности, раскрывает весь набор моральных побуждений: от необходимости утверждать человеческое в человеке, творить добро, давать счастье другому до потребительского, вещевого отношение к другому.

Этикет как совокупность общепринятых, упорядоченных норм поведения призван регулировать безличные отношения между людьми, воплощать на деле внешнюю культуру общения. Но так же, как и нравственность, этикетные предписания, реализуемые в поведении, манерах, эмоциональных реакциях, несут информацию о наличии таких общих принципов взаимоотношений людей, как гуманность и творчество. В наибольшей степени это характерно для демократического этикета, который отражает требования, одинаковые для всех членов общества, независимо от их социального положения. Речь идет о вежливость и тактичность, доброжелательность.

В отличие от этикетном регуляции «безличного» общение, межличностное, или «личное», не может обойтись только внешней, формальной регуляцией. Как уже отмечалось, полноценным общение может быть только на основе высокой нравственной культуры, развитого интеллекта, специальных знаний в области психологии общения и морального отношения. Поскольку отношения в процессе общения редко бывают статичными, они настоятельно требуют активного творчества, взаимного доверия, уважения, любви и даже самоотверженности.

В самом полном и развитом виде общения осуществляется в общительности, дружбе, любви.

Общительность предполагает наличие совместной деятельности, единства цели и на этой основе соответствующей эмоциональной окрашенности отношений - избирательность, симпатии, стремление к взаимопомощи, солидарности и поддержки.

В отличие от общительности дружба - глубже и интимнее общения, которое, по определению советского психолога И. С. Кона, предусматривает не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. И чем глубже эти чувства, тем крепче дружба. Для моральной культуры общения в дружбе характерны стремление к взаимности, душевного родства, верности и постоянства. Потребительское отношение разрушает дружбу так же, как и отсутствие деликатности, тактичности во взаимоотношениях. Огромная нравственная ценность дружбы заключается в том, что она больше, чем другие формы взаимоотношений, воплощает выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие отношения.

Особой сферой человеческого общения, сложной и одновременно богатой человеческими страстями, эмоциональным напряжением и значением морального отношения, есть любовь.

И хоть бы какую сферу человеческого общения мы рассматривали, представляется вполне очевидным тот факт, что мир человеческого общения настолько богат, насколько богат и разнообразен мир человека, мир общественных отношений, а следовательно, и мир моральных возможностей, связанных с реализацией настоящей меры гуманности, человечности в общении между людьми.

1. Конспект лекций Этика
2. РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ Этика как философская теория нравственности
3. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
4.

Для того чтобы применить указанные ниже методы необходимо рассмотреть общение в процессе нравственного воспитания.

По мнению Н.Е. Щурковой, классный руководитель самостоятельно производит выбор принципиальных оснований общения. Он сам отбирает из богатых способов общения то, что считает важным для воспитания детей. Безусловно, в этом вопросе, скорее, решает уровень культуры классного руководителя, чем его согласие или несогласие с педагогическими рекомендациями.

Первый жесткий принцип - это обращение к человеку по имени. Имя - обозначение присутствия личности в мире, название личности, форма обращения к личности. Имя, в психологической оценке, - самое сладкое слово для носителя имени.

Можно, чтобы ребята называли друг друга по имени в его уменьшительно-ласкательной форме. Такой вариант очень плодотворен, ибо владение ласковой формой обращения даёт ребёнку метод укрепления взаимоотношений с близкими и дорогими для него людьми.

Второй принцип общения - это доброжелательность. Он вносится в группу, в первую очередь, педагогом. Это он появляется в группе в «платье доброжелательности», а дети зеркально отражают такое отношение: мимика и пластика, интонации и лексика - всё несёт в себе благожелательность и расценивание партнёра как достойного лица. И как только прозвучит агрессия в самой малой мере, педагог немедленно корректирует ситуацию, не допуская агрессии в адрес другого.

С первого момента встречи с классом и на протяжении всей истории работы с нею педагог упорно внедряет идею взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу: правило «спасибо в ответ на спасибо», неуклонно исполняется сначала педагогом, затем детьми тоже.

Одно из самых сложных для детей, с их предметным восприятием мира, оснований взаимоотношений в группе является принцип неприкосновенности личности. В школьном варианте он звучит обычно как «нельзя посягать на другого человека». Содержание этого основания довольно широко: неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие вещи), неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях), неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого), запрет на любого порядка ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение).

Уважение индивидуальности (принятие другого как данности) со временем становится одним из сильнейших принципов жизни класса. Подчёркивая индивидуальные особенности, выявляя персональную исключительность каждого ученика класса, классный руководитель тем самым формирует одно из наивысших ценностных отношений - интерес к другому.

Следующий принцип допускает право каждого (в то числе, и педагога) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.

В число этических основ осталось включить еще одно - безусловная помощь друг другу и бескорыстная помощь друг другу. В будущем эти акты бескорыстной помощи помогут детям понять и принять ценность добра как основания жизни.

Внедрение обозначенных этико-психологических основ на период первоначальной работы с детьми не сразу даст прочные результаты. Следует терпеливо ждать, сохраняя свои позиции и утверждая внесённые основы взаимоотношений. Они станут развиваться и углубляться, обогащаться. Как бы ни была груба окружающая этическая среда, классный руководитель несмотря ни на что продолжает отстаивать высокие человеческие нормы общения, акцентируя внимание детей на их ценности, неукоснительно корректируя привычные неряшливые формы общения, подаренные детям взрослыми. Чтобы облегчить детям овладение установленными этическими нормами общения, хорошо проводить ролевые и ситуационные игры. (23, с.90-101).

Из всего этого можно выделить правила общения для младших школьников и педагогов:

Приветствовать всех и каждого при появлении;

При обращении к человеку называть его по имени;

Оказывать помощь любому, кто в ней нуждается;

Быть доброжелательными со всеми;

Уважать каждого человека;

Допускается право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении;

Нельзя посягать на другого человека.

Сформулированные правила должны быть обсуждены с детьми и если что изменены и дополнены.

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей школьников, их интересы и жизненный опыт та или иная форма (метод) приобретает особое значение, выступает на первый план. Младшие школьники больше нуждаются в одобрении своего поведения и поощрении, чем старшие. Лекции и диспуты по вопросам морали (метод дилемм) проводятся, как правило, в старших классах, а с младшими школьниками уместна беседа по конкретным вопросам и игровые ситуации.

При подготовке методических разработок (Приложение 1, 2, 3, 4, 5) мы использовали материалы психологов-педагогов Е.П. Ермаковой (7, с.97-105) и М.А. Яновской (24, с. 48,55).

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, становление сознания, формирование и развитие личности.Общение сопровождает всœе эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно потому, что оно реализуется на разных уровнях – общаться могут страны и народы, коллективы и отдельные личности. Вместе с тем, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д. Подобная многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определœенные для данной эпохи типы социально-экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном счете, именно они и являются содержанием общения. Общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность, и конкретизация общественных отношений, их персонификация, личностная форма.

Посколькуобщественные отношения выступают в форме общения , любые его проявления независимо от субъекта (отдельная личность или социальная группа), более или менее, опосредовано связаны с содержанием этих отношений. Степень опосредованности определяется социальным опытом, психологическими и социальными особенностями личности, условиями общения. Все это относится и к межличностному общению. Межличностное общение далеко не однозначно. Его диапазон достаточно широк. Люди встречаются на улице, в транспорте, в общественных местах. Эти взаимоотношения, не могут осуществляться без каких бы то ни было норм. За ними стоит определœенное содержание, они требуют определœенных навыков и привычек.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ оно выполняет. Это, прежде всœего, осуществление обмена информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всœеми формами деятельности людей. Далее, межличностное общение выполняет так называемуюрегуляционно-коммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усиливаются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей, шкала социализации человека. Именно в общении человек познает и переживает свою значимость. По этой причине его правильная направленность становится источником, одним из важнейших путей формирования человеческой личности. Наконец, общение выполняет ещё одну функцию – аффективно-коммуникативную , в которой регулируется уровень эмоциональной напряженности, создается психологическая разрядка. Оно создает и тот эмоциональный фон, в котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мирочувство.

Каждое общество и отдельные социальные группы вырабатывают определœенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения.

Культура – понятие более широкое, нежели общение, она включает в себя, как уже отмечалось, всœе материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. Культура включает в себя и способы человеческой деятельности и тот круг форм, приемов и норм, которые характеризуют особенности функционирования общества и без которых невозможно его существование. В этом плане можно говорить о культуре производства, отдыха, общения, врачевания. Здесь особо подчеркивается нормативность культуры, которая очерчивает именно то, как нужно действовать.

Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всœего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей, включаются в культуру общения. Οʜᴎ сближают выработанные в обществе требования, предъявляемые к общению, с самой его практикой. Моральные нормы являются обобщением коллективного опыта и передаются от поколения к поколению, от индивида к индивиду в форме некоторых практических правил. Обычно они рекомендуют, предписывают, запрещают, разрешают, предупреждают, предвосхищают или оценивают различные жесты, поведения, склонности, поступки людей. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение, устанавливает степень дозволенного. Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но и в плане культуры поведения.

Общение как своеобразное проявление социальной жизни людей, не является чем-то случайным или произвольно им устанавливаемым. Оно вызывается к жизни всœей совокупностью человеческих связей, ведущее место среди которых занимают производство и отношения, складывающиеся в связи с ним. Общение и его культура являются неотъемлемой стороной жизнедеятельности людей, но не бывают чем-то неизменным, одинаковым для любых времен и народов. Каждая эпоха развития человечества характеризуется определœенной культурой общения .

Общение между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Эта классификация условна, не исчерпывает всœе возможные формы общения, в которых может участвовать человек.

Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населœенного пункта͵ пассажиры поезда, самолёта или городского транспорта͵ зрители кинотеатра или спортивного матча, посœетители музея или выставки и т.д. Имеется в виду их предварительное и, как правило, последующее незнакомство. Οʜᴎ встречаются, вступают во взаимые отношения друг с другом и расходятся, они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определœенные роли. Участники такого общения выполняют определœенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант – клиент, врач – больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная продолжительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное общение представляет собой всœевозможные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами бывают неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи. В сфере неформального общения изменяется роль эмоционального момента. В случае если в иных формах общения эмоциональная сторона сопутствовала другим его функциям (информационной, регулятивной), то при неформальномобщении эмоциональные контакты становятся его содержанием.

Из всœех отношений, складывающихся в трудовом коллективе, наиболее важными являютсяслужебные. Их особая роль определяется, во-первых, тем, что сама природа трудовой деятельности делает их необходимыми, и в этом смысле они независимы от воли их участников. Во-вторых, без них невозможна никакая трудовая деятельность, выполнения задач, стоящих перед коллективом. В-третьих, служебные отношения влияют на настроения людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование здорового коллектива. Главная цель коллектива – успех дела. По этой причине критерием качества служебных отношений выступает интересы дела . Хорошие служебные отношения складываются там, где работники слаженно, дружно решают поставленные задачи. В тех же коллективах, где на первый план выступают «хорошие отношения», плохо выполняются его основные функции, а сами отношения перестают служить интересам дела, становятся неуправляемыми.

Неформальные служебные отношения формируются на основе двух принципиальных требований: ответственности за дело и уважения к товарищам по работе. Ответственность – это, прежде всœего, требовательность к себе и к другим, в основе которой лежит понимание социальных последствий тех или иных поступков. Последнее невозможно без правильного отношения к результатам деятельности коллектива, к тому морально-психологическому климату, который в нем складывается. Коллектив только тогда становится коллективом, когда чувство ответственности становится естественным и необходимым, если не для каждого, то, по крайней мере, для подавляющего большинства работников. Это означает, что члены коллектива в своих служебных отношениях руководствуются не личными симпатиями и антипатиями, не личными выгодами, а интересами общего дела и его результатом. Только такой критерий позволяет наладить успешную совместную работу разных людей.

Другим, не менее важным началом культуры служебных отношений является уважение к товарищам. В случае если уважение строится из отношений «по горизонтали», ᴛ.ᴇ. между людьми, занимающими одинаковое служебное положение, то оно является непосредственным выражением принципа коллективизма. Другое дело, когда вопрос уважения к сотруднику рассматривается сквозь призму отношений по «вертикали», ᴛ.ᴇ. между руководителœем и подчинœенным. Отношения субординации, ᴛ.ᴇ. руководства и подчинœения тоже определяются нравственным требованиям. Не нужно забывать, что подчинœенные являются такими только по службе, что служат они не руководителю, а интересам коллектива. И в этом отношении всœе сотрудники коллектива равны. Такое отношение субординации и равенства создает всœе предпосылки для борьбы с высокомерием и чванством, с одной стороны, и подхалимством и угодничеством – с другой. Нельзя не отметить, что и то и другое крайне отрицательно влияет на морально-психологический климат коллектива, плодит беспринципность и круговую поруку, протекционизм и нечестность. В культуре служебных отношений «по вертикали» многое зависит от руководителя. Ответственность, уважение к подчинœенным, в сочетании с требовательностью к себе и к ним – единственный надежный стиль руководства, обеспечивающий успешное решение стоящих перед коллективом задач, создание здорового морально-психологического климата в коллективе .

Несколько слов о нормах служебно-деловых отношений в медицинских учреждениях. Кроме общепринятых норм для медиков особое значение имеют ряд дополнительных моментов:

Сама обстановка в медицинских учреждениях должна максимально щадить психику больного, порождать атмосферу доверия к врачу, располагать к оптимизму и выздоровлению больных. Подлежит устранению всœе то, что отрицательно влияет на течение болезни и выздоровление пациента. Необходимо формировать благоприятный режим.

Обстановка в кабинœете врача должна способствовать творческой работе и располагать к спокойному интимному рассказу больного. Следует установить непреложное правило: во время приема и обследования больного любые помехи, отвлекающие врача, недопустимы.

Взаимоотношения медработников должны основываться на коллегиальности, взаимоуважении, взаимопомощи и доверии. Нельзя обсуждать врачебные ошибки в присутствии больного. Недопустимы критические замечания консультанта в адрес лечащего врача в присутствии больного, а также проведение консультации без лечащего врача. Непозволительно обращаться к среднему и обслуживающему медперсоналу на ты, делать замечания медсестрам в присутствии больных.

В свою очередь и больной должен уважительно относиться к врачу, соблюдать правила внутреннего распорядка, честно и добросовестно выполнять всœе предписания врача.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник