09.09.2019

На какой именно вид транспорта. Виды транспортных перевозок. Виды водных транспортных средств


виды транспорта, виды транспорта веществ через мембраны
Транспорт - это совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое.

Весь транспорт можно разделить на ряд групп (Видов транспорта ) по определенным признакам.

  • 1 По среде перемещения
    • 1.1 Водный
    • 1.2 Воздушный транспорт
      • 1.2.1 Aвиация
      • 1.2.2 Воздухоплавание
    • 1.3 Космический транспорт
    • 1.4 Наземный транспорт
      • 1.4.1 По числу колёс
      • 1.4.2 Железнодорожный
      • 1.4.3 Автомобильный
        • 1.4.3.1 По назначению
      • 1.4.4 Велосипедный
      • 1.4.5 Транспорт движимый животными
        • 1.4.5.1 Гужевой
        • 1.4.5.2 Вьючный
        • 1.4.5.3 Bерховой
      • 1.4.6 Трубопроводный
        • 1.4.6.1 Пневматический
      • 1.4.7 Прочие виды наземного транспорта
        • 1.4.7.1 Лифтовой
        • 1.4.7.2 Эскалатор
        • 1.4.7.3 Элеватор
        • 1.4.7.4 Фуникулёр
        • 1.4.7.5 Кана́тная доро́га
  • 2 По назначению
    • 2.1 Транспорт общего пользования
      • 2.1.1 Общественный транспорт
    • 2.2 Транспорт специального пользования
    • 2.3 Индивидуальный транспорт
  • 3 По используемой энергии
    • 3.1 Транспорт с собственным двигателем
    • 3.2 Приводимый силой ветра
    • 3.3 Приводимый мускульной силой
      • 3.3.1 Транспорт движимый человеком
      • 3.3.2 Транспорт движимый животными
  • 4 Перспективные виды транспорта
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

По среде перемещения

В зависимости от среды, в которой транспорт выполняет свои функции, он может быть: водным, в том числе подводным, наземным, в том числе подземным, воздушным и космическим. Возможно совмещение сред - амфибии, летающие лодки, экранопланы, суда на воздушной подушке и др.

Водный

Основная статья: Водный транспорт Грузовое речное судно Судоподъёмный лифт

Водный транспорт - самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию - меньше.

Водный транспорт до сих пор сохраняет важную роль. Благодаря своим преимуществам (водный транспорт - самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60-67 % всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы - строительные материалы, уголь, руду - перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, уголь, руда.

Круизное судно

Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно снизилась, что связано с его низкими скоростями. Исключения - скоростные суда на подводных крыльях (иногда берущих на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке. Также велика роль паромов и круизных лайнеров.

  • Транспортные средства : суда
  • Пути сообщения : над/под поверхностью морей и океанов, рек и озёр, каналы, шлюзы
  • Сигнализация и управление : маяки, буи
  • Транспортные узлы : морские и речные порты и вокзалы

Воздушный транспорт

Основная статья: Воздушный транспорт

Aвиация

Основная статья: Авиация Boeing 737-8K5(WL) G-FDZT (8542035433)

Воздушный транспорт - самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов - шум, производимый ими при взлёте, который значительно ухудшает качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

  • Транспортные средства : самолёты и вертолёты
  • Пути сообщения : воздушные коридоры
  • Сигнализация и управление : авиамаяки, диспетчерская служба
  • Транспортные узлы : аэропорты

Воздухоплавание

Основная статья: Воздухоплавание Дирижабль В-6 «Осоавиахим» 30-е годы, СССР Современный полужёсткий дирижабль «Zeppelin NT», Германия. Дирижабли этого типа производятся с 1990-х годов немецкой компанией Zeppelin Luftschifftechnik GmbH (ZLT) в Фридрихсхафене. Это дирижабли объёмом 8225 м³ и 75 м в длину. Они значительно меньше, чем старые Цеппелины, которые достигали максимального объёма в 200 000 м³. Кроме того, они наполнены исключительно невоспламеняющимся гелием.

В настоящее время понятия авиация и воздушный транспорт фактически стали синонимами, так как воздушные перевозки осуществляются исключительно воздушными судами тяжелее воздуха. Однако первые воздушные суда были легче воздуха. 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы.

Дирижабль - управляемый летательный аппарат легче воздуха. 13 ноября 1899 французский воздухоплаватель А. Сантос-Дюмон совершил первый успешный полёт дирижабля, облетев вокруг Эйфелевой башни в Париже со скоростью 22-25 км/ч. период между мировыми войнами дирижабли широко использовались в военных, гражданских, научных, и спортивных целях. Пассажирские дирижабли даже совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой.

В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода или дорогого инертного гелия применяется их смесь. Дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.

  • Транспортные средства : аэростаты и дирижабли

Космический транспорт

Основная статья: Космонавтика

Наземный транспорт

Может быть и подземным. Подразделяется на разные виды транспорта по ряду признаков. По типам путей соoбщения подразделяется на рельсовый(железнодорожный) и безрельсовый. По типу движителя на колёсный, гусеничный, использующий животных и прочие. Здесь перечислены основные виды наземного транспорта без строгой классификации.

По числу колёс

Моноцикл Грузовой трицикл

По числу колёс колёсный безрельсовый транспорт подразделяется на:

  • Моноциклы (от лат. mono один, единый и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 1-колёсные транспортные средства (из-за высоких требований к умению держать равновесие в настоящий момент основная сфера применения моноциклов - цирковое искусство),
  • Бициклы (от лат. bi два и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 2х-колёсные транспортные средства - велосипеды, мопеды и мотоциклы и пр.,
Квадроцикл
  • Трициклы (от три и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 3х-колёсные транспортные средства - некоторые велосипеды, мотоциклы (трайки), автомобили и пр.,
  • Квадроциклы (от итал. quattro четыре и др.-греч. kýklos круг, колесо) - 4х-колёсные транспортные средства. Под квадроциклами на постсоветском пространстве чаще всего понимают мотовездеходы, а в США - 4х-колёсные велосипеды. Но к ним, по определению, относятся любые 4х-колёсные, в том числе большинство легковых автомобилей.

Железнодорожный

Основная статья: Железнодорожный транспорт Грузовой поезд в России

Железнодорожный транспорт - вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колёсными транспортными средствами по рельсовым путям. Железнодорожные пути обычно состоят из железных рельс, установленных на шпалы и балласт, по которому движется подвижной состав, обычно оснащённый металлическими колёсами. Подвижной состав железнодорожного транспорта обычно имеет меньшее сопротивление трению по сравнению с автомобилями, а пассажирские и грузовые вагоны могут быть сцеплены в более длинные поезда. Поезда приводятся в движение локомотивами. Железнодорожный транспорт является относительно безопасным видом транспорта.

Возникнув в начале XIX века (первый паровоз был построен в 1804 году), к середине того же века он стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. К концу XIX века суммарная длина железных дорог перевалила за миллион километров. Железные дороги связали внутренние промышленные районы с морскими портами. Вдоль железных дорог вырастали новые промышленные города. Однако после Второй мировой войны железные дороги начали терять своё значение. Железные дороги имеют много преимуществ - высокую грузоподъёмность, надёжность, сравнительно высокую скорость. Сейчас по железным дорогам перевозят самые разные грузы, но в основном - массовые, такие как сырьё, сельхозпродукция. Введение контейнеров, облегчающих перегрузку, также повысило конкурентоспособность железных дорог.

Скоростной поезд ICE3, Германия

Сначала в Японии, а теперь и в Европе была создана система скоростных железных дорог, допускающих движение со скоростями до трёхсот километров в час. Такие железные дороги стали серьёзным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. По-прежнему высока роль пригородных железных дорог и метрополитенов. Электрифицированные железные дороги (а к настоящему времени большинство железных дорог с интенсивным движением электрифицировано) намного экологичнее автомобильного транспорта. Наиболее электрифицированы железные дороги в Швейцарии (до 95 %), в России же этот показатель доходит до 47 %.

Из-за использования рельс, которые имеют малое сцепление, железнодорожные поезда чрезвычайно подвержены опасности столкновений, поскольку обычно следует со скоростью, не дающей возможности остановиться достаточно быстро или тормозной путь длиннее видимой для машиниста дистанции. Большинство форм контроля движения поездов состоит из инструкций движения передаваемых от ответственных за участок железнодорожной сети к бригаде поезда.

  • Транспортные средства : локомотивы и вагоны
  • Пути сообщения : Железнодорожный путь, мосты, тоннели,эстакады
  • Сигнализация и управление : железнодорожная сигнализация
  • Транспортные узлы : железнодорожные станции и вокзалы
  • Энергетическое обеспечение : контактная сеть и тяговые подстанции (на электрифицированных ЖД), пункты заправки и экипировки локомотивов
Трамвай

Трамвай - вид уличного и частично уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам (обычно на электротяге), используемый преимущественно в городах.

Метрополитен

Метрополитен (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain - «столичная железная дорога»), метро́ (métro), англ. underground, амер. англ. subway- в традиционном понимании городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения (внеуличная). общем случае метрополитен - любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами. То есть метрополитен в традиционном понимании или, например, городские монорельсы - примеры разновидностей метрополитена. Движение поездов в метрополитене регулярное, согласно графику движения. Метрополитену свойственны высокая маршрутная скорость (до 80 км/ч) и провозная способность (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метрополитена могут прокладываться под землёй (в тоннелях), по поверхности и на эстакадах (особенно это характерно для городских монорельсов).

Монорельс

Монорельсовая дорога - транспортная система, в которой вагоны с пассажирами или вагонетки с грузом перемещаются по установленной на эстакаде или отдельных опорах балке - монорельсу. Различают монорельсовые дороги навесные - вагоны опираются на ходовую тележку, расположенную над путевой балкой, и подвесные - вагоны подвешены к ходовой тележке и перемещаются под монорельсом.

Легкорельсовый транспорт

Легкорельсовый транспорт (также «легкий рельсовый транспорт», ЛРТ, от англ. Light Rail) - городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, и большими, чем у обычного уличного трамвая скоростью сообщения и пропускной способностью.

Разновидностью легкорельсового транспорта является скоростной трамвай в том числе подземный трамвай и городская железная дорога). При этом отличия таких легкорельсовых систем от метрополитена, городской железной дороги (S-Bahn), являются нечёткими, что зачастую становится причиной терминологических ошибок. целом данный термин, как правило, применяется для обозначения скоростных электрифицированных железнодорожных систем (например, трамвайных), обособленных от прочих транспортных потоков на большей части сети, однако допускающих в рамках системы и одноуровневые пересечения, и даже уличное движение (в том числе трамвайно-пешеходные зоны). отличие от лёгкого метро, более близкого к обычному метро, легкорельсовый транспорт ближе к трамваю.

Эстакадный транспорт

Эстакадный транспорт, надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) - городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде.

Автомобильный

Автомобиль(от авто… и лат. mobilis - движущийся) - средство безрельсового транспорта с собственным двигателем.Автомобильный транспорт сейчас - самый распространённый вид транспорта. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного, первые автомобили появились в самом конце XIX века. Преимущества автомобильного транспорта - маневренность, гибкость, скорость.

Недостатки . На всех стадиях производства, эксплуатации и утилизации автомобилей, топлива, масел, покрышек, строительства дорог и других объектов автомобильной инфраструктуры наносится значительный экологический ущерб. частности, окислы азота и серы, выбрасываемые в атмосферу при сжигании бензина, вызывают кислотные дожди.

Легковые автомобили - самый расточительный транспорт по сравнению с другими видами транспорта в пересчёте на затраты, необходимые на перемещение одного пассажира.

Автомобильный транспорт требует хороших дорог. Сейчас в развитых странах существует сеть автомагистралей - многополосных дорог без перекрёстков, допускающих скорости движения свыше ста километров в час.

  • Транспортные средства : различные типы автомобилей - Легковые, автобусы, троллейбусы, грузовые;
  • Пути сообщения : автомобильные дороги, мосты, тоннели, путепроводы, эстакады;
  • Сигнализация и управление : правила дорожного движения, светофоры, дорожные знаки, автотранспортные инспекции;
  • Транспортные узлы : автостанции, автовокзалы, автостоянки, перекрёстки;
  • Энергетическое обеспечение : автомобильные заправочные станции, контактная сеть;
  • Техническое обеспечение : станция технического обслуживания автомобилей (СТОА), парки (автобусный, троллейбусный), автодорожные службы
По назначению

По назначению aвтомобили разделяются на транспортные, специальные и гоночные . Транспортные служат для перевозки грузов и пассажиров. Специальные aвтомобили имеют постоянно смонтированное оборудование или установки и применяются для различных целей (пожарные и коммунальные aвтомобили, автолавки, автокраны и т. п.). Гоночные предназначаются для спортивных соревнований, в том числе для установления рекордов скорости (рекордно-гоночные aвтомобили). Транспортные aвтомобили в свою очередь делятся на легковые, грузовые и автобусы. Троллейбус - автобус с электрическим приводом. Легковые автомобили имеют вместимость от 2 до 8 человек.

Грузовые автомобили перевозят ныне практически все виды грузов, но даже на больших расстояниях (до 5 и более тыс. км) автопоезда (грузовик-тягач и прицеп или полуприцеп) успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных грузов, для которых критична скорость доставки, например, скоропортящихся продуктов.

Легковые автомобили (автомобили индивидуального пользования) - aбсолютное большинство ныне существующих автомобилей. Их используют, как правило, для поездок на расстояния до двухсот километров.

Общественный автомобильный транспорт Для эксплуатации в городах и пригородах ныне используются преимущественно низкопольные городские автобусы, а для междугородных и международных рейсовых и туристических перевозок - междугородные и туристические лайнеры. Последние отличаются от городских моделей компоновкой с повышенным уровнем пола (для размещения под ним багажных отсеков), комфортабельным салоном только с сидячими местами, наличием дополнительных удобств (кухни, гардероба, туалета). связи с повышением комфортности туристических автобусов в конце XX века, они вполне успешно конкурируют с железными дорогами в области перевозки туристов.

Велосипедный

Велосипед(от лат. velox - быстрый и pes - нога) - двух- или (реже) трехколесная машина для передвижения, с приводом от 2 педалей через цепную передачу.

Веломобиль - транспортное средство с мускульным привдом ног, рук, или даже всех возможных мышц.

Транспорт движимый животными

Lavazza 0002782 m

Использование животных для перевозки людей и грузов известно с древних времён. Люди могут ездить на некоторых животных верхом или запрягать поодиночке или группами в повозки (телеги, обозы) или сани для перевозки грузов или пассажиров, либо навьючивать их.

Гужевой Основная статья: Гужевой транспорт

Гужевой транспорт - вид безрельсового транспорта, в котором в качестве тяги применяется сила животных (лошадей, волов, слонов, ослов, верблюдов, оленей, лам, собак и др.). На протяжении многих веков гужевой транспорт был основным видом сухопутного транспорта. С развитием сети железных дорог (со 2-й четверти 19 века) он утрачивает своё значение для перевозок на дальние расстояния, за исключением горных районов и пустынь и районов Крайнего Севера. 20 веке применение гужевого транспорта было ограничено районами, не имевшими железных дорог; ещё сохранялось важное значение гужевого транспорта для сельскохозяйственного производства и для внутригородских и местных перевозок; для подвоза к ж/д станциям и портам и доставки от них. Но с развитием автотранспорта и тракторного парка значение гужевого транспорта резко сократилось и в этих областях.

Вьючный Основная статья: Вьючный транспорт Вьючный транспорт

Средство перевозки грузов в горах, пустынях, лесисто-болотистой и таёжной местности с помощью вьючных животных. Применяется там, где из-за бездорожья, характера местности или состояния погоды невозможно пользоваться гужевым, автомобильным транспортом или вертолётами. Для закрепления и удержания грузов на спине животного применяются вьюки или вьючные сёдла.

Bерховой

Трубопроводный

Трубопроводный транспорт довольно необычен: он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого количества персонала. Основной тип грузов - жидкие (нефть, нефтепродукты) или газообразные. Нефтепроводы и газопроводы транспортируют эти продукты на большие расстояния короткой линией с наименьшими потерями. Трубы укладывают на земле или под землёй, а также на эстакадах. Движение груза осуществляют насосные или компрессорные станции. Самый повседневный вид трубопроводного транспорта - водопровод и канализация. Существуют экспериментальные трубопроводы, в которых твёрдые сыпучие грузы перемещаются в смешанном с водой виде. Другие примеры трубопровода для твёрдых грузов - пневмопочта, мусоропровод.

Пневматический

Пневматический транспорт - «совокупность установок и систем, служащих для перемещения сыпучих и штучных грузов с помощью воздуха или газа».

Применение.

  • для загрузки бункеров и регулируемого выпуска материалов из них.
  • перемещение материалов между складами и цехами.
  • закладка выработанных пространств шахт породой.
  • удаление отходов производства, например золы, стружки, пыли.
  • Для перемещения штучных грузов применяется пневматическая почта. Закрытые пассивные капсулы (контейнеры) перемещаются под действием сжатого или, наоборот, разрежённого воздуха по системе трубопроводов, перенося внутри себя нетяжёлые грузы, документы. Данный вид транспорта, как правило, применялся для доставки почты, писем, документов, откуда и следует его название. Пневматическая почта использовалась в 19-20 веках и используется поныне, например, для доставки бумажных купюр в супермаркетах без отлучения кассира с рабочего места.

Пневматическая почта - вид транспорта, система перемещения штучных грузов под действием сжатого или, наоборот, разрежённого воздуха. Закрытые пассивные капсулы (контейнеры) перемещаются по системе трубопроводов, перенося внутри себя нетяжёлые грузы, документы. Данный вид транспорта, как правило, применялся для доставки почты, писем, документов, откуда и следует его название. Пневматическая почта использовалась в 19-20 веках и используется поныне, например, для доставки бумажных купюр в супермаркетах без отлучения кассира с рабочего места.

Прочие виды наземного транспорта

Лифтовой

Лифт (от англ. lift - поднимать), стационарный подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте.. Предназначен для перемещения людей и грузов, как правило, по вертикали в пределах одного здания или сооружения.

Эскалатор

Эскалатор (англ. escalator; первоисточник: лат. scala - лестница), наклонный пластинчатый конвейер с движущимся ступенчатым полотном, служащий для подъема и спуска пассажиров на станциях метро, в общественных зданиях, на уличных переходах и в других местах со значительными пассажиропотоками.

Элеватор

Элеватор (лат. elevator, буквально - поднимающий, от elevo - поднимаю), машина непрерывного действия, транспортирующая грузы в вертикальном или наклонном направлениях. Различают Э. ковшовые, полочные, люлечные. Ковшовые Э. предназначены для подъёма по вертикали или крутому наклону (более 60°) насыпных грузов (пылевидных, зернистых, кусковых), полочные и люлечные Э. - для вертикального подъёма штучных грузов (деталей, мешков, ящиков и т. п.) с промежуточной погрузкой-разгрузкой.

Фуникулёр

Фуникулёр (франц. funiculaire, от лат. funiculus - верёвка, канат), подъёмно-транспортное сооружение с канатной тягой, предназначенное для перемещения пассажиров и грузов по крутому подъёму на короткое расстояние. Применяется в городах и курортных центрах, а также в горных местностях. Фуникулёр представляет собой подъёмник, в котором перемещение людей и грузов производится в вагонах, движущихся по наклонным рельсовым путям между верхней и нижней станциями при помощи каната, связанного с вагонами и приводной лебёдкой. Лебёдка с приводом обычно располагается на верхней станции. По назначению фуникулёры разделяются на пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Фуникулёры имеют ограниченное распространение из-за прерывистого характера работы, большого времени на вход и выход пассажиров или погрузку и разгрузку, небольших скоростей движения (менее 3 м/сек), невозможности движения по сложным трассам.

Кана́тная доро́га

Канатная дорога - вид транспорта для перемещения пассажиров и грузов, в котором для перемещения вагонов, вагонеток, кабин или кресел служит тяговый или несуще-тяговый канат (трос), протянутый между опорами таким образом, что вагоны (кабины-гондолы, кресла, вагонетки) не касаются земли.

По назначению

По обслуживаемой сфере весь транспорт делится на три категории: транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования.

Транспорт общего пользования

Транспорт общего пользования не следует путать с общественным транспортом (общественный транспорт является подкатегорией транспорта общего пользования). Транспорт общего пользования обслуживает торговлю (перевозит товары) и население (пассажирские перевозки).

Общественный транспорт

Основная статья: Общественный транспорт

Общественный транспорт - пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкими слоями населения. Услуги общественного транспорта, как правило, предоставляются за определённую плату. Согласно узкому толкованию общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос). Более широкое толкование включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.

Внутригородские пассажирские перевозки осуществляются автобусами, городским электрическим транспортом (троллейбусы, трамваи), такси, а также водным и железнодорожным транспортом; в крупных городах - метрополитеном. пригородном сообщении преобладает железнодорожный и автобусный транспорт, в дальних сообщениях - железнодорожный и воздушный транспорт, в межконтинентальных - воздушный и морской транспорт.

Транспорт специального пользования

  • Технологический транспорт
  • Военный транспорт

Индивидуальный транспорт

По используемой энергии

Транспорт с собственным двигателем

  • Транспорт степловыми двигателями
  • Электротранспорт
  • Гибридный транспорт

Приводимый силой ветра

Основная статья: Парусное судно

Приводимый мускульной силой

Транспорт движимый человеком

  • Велосипед
  • Веломобиль - транспортное средство с мускульным приводом, сочетающее простоту, экономичность и экологичность велосипеда с устойчивостью и удобством автомобиля.
  • Суда - гребные - использующие вёсла, и использующие шест.

Транспорт движимый животными

Перспективные виды транспорта

Существует много проектов новых видов транспорта. Здесь рассказывается о некоторых из тех, которые имели хотя бы экспериментальное воплощение.

  • Поезд на магнитной подушке или Маглев (от англ. magnetic levitation - «магнитная левитация») - это поезд, удерживаемый над полотном дороги, движимый и управляемый силой электромагнитного поля. Такой состав, в отличие от традиционных поездов, в процессе движения не касается поверхности рельса. Так как между поездом и поверхностью полотна существует зазор, трение между ними исключается, и единственной тормозящей силой является аэродинамическое сопротивление. Относится к монорельсовому транспорту (хотя вместо магнитного рельса может быть устроен канал между магнитами - как на JR-Maglev).Скорость, достигаемая поездом на магнитной подушке, сравнима со скоростью самолёта и позволяет составить конкуренцию воздушному транспорту на ближне- и среднемагистральных направлениях (до 1000 км). Хотя сама идея такого транспорта не нова, экономические и технические ограничения не позволили ей развернуться в полной мере: для публичного использования технология воплощалась всего несколько раз. настоящее время, маглев не может использовать существующую транспортную инфраструктуру, хотя есть проекты с расположением магнитных элементов между рельсами обычной железной дороги или под полотном автотрассы.
  • Персональный автоматический транспорт - это вид городского и пригородного транспорта, который автоматически (без водителя) перевозит пассажиров в режиме такси, используя сеть выделенных путей. настоящий момент в мире действует одна система Персонального автоматического транспорта. Это сеть ULTra в Лондонском аэропорту Хитроу. Система была открыта для пассажиров в 2010-м году. Существует также система Morgantown Personal Rapid Transit, отличающаяся от классической концепции PRT увеличенным размером вагона.
  • Струнный транспорт - проект транспортной системы, основанной на общепланетном транспортном средстве, сочетающий в себе признаки автомобильного и железнодорожного транспорта, разрабатываемый с 1977 года А. Э. Юницким - «струнный транспорт» - в настоящее время не вышел за рамки экспериментального. 2001 год году, был построен опытный участок грузовой транспортной системы СТЮ в городе Озёры Московской области. Один из основных компонентов струнной транспортной системы - струнный рельс (рельс-струна), или струнная балка (балка-струна), или струнная ферма (ферма-струна) особой конструкции. Рельс (балка, ферма), как правило, представляет собой пустотелый стальной (в перспективе - композитный) короб, внутри которого размещён пакет натянутых проволок-струн (или лент, нитей, прутьев и других протяжённых силовых элементов). Внутреннее пространство короба, не занятое струнами, заполняется минеральными или полимерными композициями.

См. также

  • Типы велосипедов

Примечания

  1. Слово «транспорт» в Словаре чрезвычайных ситуаций на dicacadimic.ru
  2. Дирижабль - БСЭ - Яндекс.Словари
  3. Воздухоплавание - БСЭ - Яндекс.Словари
  4. Трамвай - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  5. Монорельсовая дорога: Энциклопедия БСЭ - alcala.ru. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  6. Буслов А.С. "Перспективы развития легкорельсового транспорта в Воронеже". - № Сборник тезисов международной научной конференции "Стратегии и ресурсы развития крупных городов центра России", ВГУ, 2008 год.
  7. Бакланов В.В. "Внедрение легкорельсовго транспорта - один из путей повышения качества транспортного обслуживания населения г.Москвы". - № Международная практическая конференция "Тенденции развития легкорельсовго транспорта в городе Москве" 16 октября 2008 года.
  8. 1 2 Автомобиль - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 24 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  9. ВЕЛОСИПЕД. Проверено 24 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  10. 1 2 3 Введенский Б. А. Малая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1959. - Т. 3. - С. 222.
  11. Вьючный транспорт - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 18 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  12. 1 2 Пневматический транспорт - БСЭ - Яндекс.Словари. Архивировано из первоисточника 18 июня 2013.
  13. Лифт - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 16 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  14. Эскалатор - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 16 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  15. Элеватор (механич.) - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 16 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 9 марта 2013.
  16. Фуникулёр - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  17. ТРАНСПОРТ. Проверено 18 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 25 февраля 2013.
  18. Пассажирские перевозки - БСЭ - Яндекс.Словари. Проверено 28 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 13 марта 2013.
  19. The Search Engine that Does at InfoWeb.net
  20. Инновационные проекты
  21. http://president.kremlin.ru/transcripts/6094

Ссылки

Смотрицикй Е. Ю. Транспорт: опыт философской рефлексии

виды транспорта, виды транспорта веществ через мембраны, виды транспорта для детей, виды транспорта картинки, виды транспорта на английском, виды транспорта презентация, виды транспорта рисунки, виды транспорта русский язык

Виды транспорта Информацию О

Третья ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов.

Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов.

Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40 % - на автомобильный, а оставшиеся 35 % - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.

Сухопутный транспорт

Железнодорожный - и в наши дни его роль остается важной, особенно в перевозке массовых грузов, Около 50 % общей длины железных дорог приходится на 10 стран - США, Россия, Индия, Канада, Китай. По густоте железных дорог лидирует Западная Европа.

Автомобильный - лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. По длине автомобильных дорог выделяются - США, Россия, Индия; по густоте - Европа и Япония.

В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.

Трубопроводный - получил быстрое развитие из-за роста добычи нефти и газа. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км., сеть (магистральных газопроводов еще больше - 900 тыс. км.). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.

В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5, 5 тыс. км., а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4, 5 тыс. км.

Водный транспорт

Морской - из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов - около 3, 6 млрд. т в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы и Либерии объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан.

К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.

Речной - использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).

Самый большой речной и озерный флот - в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный. Занимает первое место в межконтинентальных перевозках. В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).

Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - Франкфурт-на-Майне, Франции - Париж и др.

Транспорт в настоящее время, стал меньше зависим от природы. Но одновременно растет отрицательное воздействие транспорта на природу (тепловое, шумовое, химическое и другие виды загрязнений). Многие страны принимают меры по защите окружающей среды от негативного воздействия транспорта.

Современный городской транспорт по своему назна­чению подразделяется на следующие категории:

пасса жи р с к и й - электрифицированные желез­ные дороги, метрополитен, трамвай, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы, велоси­педы, речной трамвай, вертолеты;

грузовой - грузовые автомобили, трамваи, трол­лейбусы, мотороллеры;

специальный - санитарные и пожарные авто­мобили, автомобили для уборки улиц и домовладений и т. п.

В свою очередь, пассажирский транспорт в зависимо­сти от вида пользования транспортными средствами и их принадлежности может быть подразделен на три группы:

· общественный массовый общего пользования - элек­трифицированные железные дороги, метрополитен, трам­вай, моиорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт и вертолеты;

· общественный индивидуального пользования - так­си, легковые автомобили проката и ведомственные;

· личный индивидуального пользования - легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды.

Общественный и личный транспорт индивидуального пользования но условиям организации движения можно объединить под общим названием - легковой автомо­бильный транспорт.

Массовый транспорт общего пользования отличается значительной по сравнению с индивидуальным транс­портом вместимостью и большой провозной способно­стью. Характерной особенностью массового транспорта является то, что он работает на установленных марш­рутах.

Классификация массового пассажирского транспорта может быть произведена по различным признакам.

В зависимости от расположения транспортных линий относительно улиц массовый транспорт подразделяет­ся на:

· уличный - трамвай, троллейбус, автобус;

· в н е у л и ч н ы й - метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, скоростной под­земный трамвай, моиорельсовый транспорт и вертолеты.

По характеру путевых устройств различают два вида городского транспорта:

· рельсовый - метрополитен, глубокие вводы элек­трифицированных железных дорог, трамвай, монорель­совый транспорт;

· безрельсовый - троллейбус, автобус.

Наконец, но роду используемой двигательной силы весь городской общественный транспорт можно объеди­нить в две большие группы:

· с электрическим двигателем - метрополитен, глубо­кие вводы электрифицированных железных дорог, трам­вай, троллейбус, монорельсовый транспорт;

· с двигателем внутреннего сгорания - автобус с кар­бюраторным и дизельным двигателем, речной трамвай, вертолет.

2. Пассажирский транспорт общего пользования

Автобусы - наиболее распространенный вид транс­порта. Сеть автобусных линий, как правило, характери­зуется наибольшей протяженностью. В зависимости от назначения автобусные линии подразделяются на два вида:

· основные, обеспечивающие непосредственную транспортную связь между отдельными районами и пас­саж прообразующими пунктами;

· подвозящие, обеспечивающие доставку пассажи­ров к остановочным пунктам более мощных видов транс­порта (трамвай, метрополитен, железнодорожные ли­нии).

Основные автобусные линии по положению в плане города подразделяются на:

· внутренние, оба конечных пункта которых нахо­дятся в пределах города;

· в ы л е т н ы е, связывающие город с пригородной зо­ной и имеющие один конечный пункт за его пределами.

Основные внутренние линии имеют длину, соответст­вующую линейным размерам города; вылетные линии до­стигают большей длины (50 км п более). Подво­зящие линии отличаются обычно малой протяжен­ностью.

Чтобы создать наилучшие условия эксплуатации, трассы автобусных линий прокладывают по улицам с усовершенствованными покрытиями (цементобетои-ным, асфальтобетонным, мостовым из брусчатки и мо­заики), которые обеспечивают высокую скорость движе­ния при наименьшем расходе горючего и минимальном износе ходовых частей и резины. Однако автобусы могут временно эксплуатироваться и на трассах с переходны­ми типами покрытия (булыжная мостовая, щебеночное шоссе н пр.).

По сравнению с другими видами массового транспор­та автобусы обладают наибольшей маневренностью, но по провозной способности уступают трамваю. Недостат­ком автобусов, как и всего автомобильного транспорта, является загрязнение воздушного бассейна городов от­работанными газами.

Автобусное движение играет существенную роль в обслуживании развивающихся районов города, для ко­торых устройство более мощных видов транспорта на первых этапах может быть экономически нецелесооб­разным. Кроме того, автобус с успехом применяют па городских маршрутах в центральных районах, особенно в старых городах с извилистыми и недостаточно широ­кими улицами.

Автобусные перевозки можно подразделить на: го­родские, пригородные, местные (с протяженностью маршрута до 100 км), междугородные ближние (100- 300 км), междугородные дальние (свыше 300 км), слу­жебные и т. д. Провозная способность автобусной липни при хорошей организации составляет 4500-5000 пас/ч в одном направлении. Тенденция повышения провозной способности автобусных линий выражается в увеличении вместимости автобусов за счет применения сочлененных кузовов и двухэтажных автобусов.

Автобусы местного сообщения используются для внутрирайонных и межрайонных пассажирских перево­зок. Их отличительные особенности - надежность и вы­сокая проходимость, допускающие использование авто­бусов на неблагоустроенных дорогах, а также возмож­ность провоза негромоздкого ручного багажа.

Междугородные автобусы служат для перевозок пас­сажиров по автомагистралям на значительные расстоя­ния. Их повышенная комфортабельность и конструктив­ные особенности позволяют осуществлять безопасное движение с высокими скоростями.

Экскурсионные автобусы отличаются планировкой салона, конструкцией сидений, имеют хорошую обзор­ность. Они применяются па городских и пригородных линиях.

Служебные автобусы предназначены для служебных поездок сотрудников предприятий и учреждений, сана­торно-курортного обслуживания, а также для город­ских, местных перевозок и перевозок туристов. По вместимости и размерам различают автобусы: особо малой вместимости длиной до 5,5 м (10- 12 мест);

малой вместимости длиной до 7,5 м (45-48 мест); средней вместимости длиной до 9,5 м (60-65 мест); большой вместимости длиной до 11 м (70-80 мест); особо большой вместимости длиной до 12 м (100- 120 мест).

Троллейбусы по основным эксплуатационным пока­зателям немногим отличаются от автобусов, однако для их движения требуется устройство тяговых подстанций и оборудование линий двухпроводной контактной сетью. Троллейбусы используются на внутригородских (иногда и на вылетных) линиях, имеющих пассажиропотоки средней мощности.

При проектировании троллейбусной сети стремятся до минимума сократить число пересечений линий между собой и с линиями трамвая, так как пересечения и воз­душные стрелки снижают скорость движения троллей­буса, а иногда вызывают его остановку из-за соскакива­ния токосъемника. Вместимость подвижного состава троллейбуса 74-139 пассажиров. По условиям надежно­сти токосъема трассы троллейбусных линий проклады­вают только по улицам с усовершенствованными капи­тальными покрытиями. Продольный уклон троллейбус­ной линии не должен превышать 0,07.

По маневренности троллейбусы уступают автобусам, что особенно ощутимо в условиях старых городов с ули­цами недостаточной ширины. Основное преимущество троллейбуса по сравнению с трамваем в том, что посад­ка и высадка пассажиров осуществляются непосредст­венно с тротуара. Кроме того, троллейбус при движении может отклоняться в обе стороны от оси контактного провода до 4,2 м, что позволяет эксплуатировать его па улицах с интенсивным движением.

Трамвайные линии имеют более высокую стоимость оборудования, чем автобусные и троллейбусные. Поэто­му сеть трамвайных линий характеризуется относитель­но меньшей плотностью.

Наибольшая но сравнению с другими видами улично­го транспорта провозная способность трамвая опреде­ляет и размещение трамвайных линий по трассам с боль­шими устойчивыми пассажиропотоками. Вылетные трам­вайные линии проектируют в том случае, если автобус не обеспечивает перевозок на данном направлении и по­требность в перевозках не может быть удовлетворена существующей линией электрической железной дороги, а также если необходимо обеспечить беспересадочную трамвайную связь города с пригородом.

Трамвайные линии в настоящее время проектируют преимущественно двухколейными с центральным (по отношению к оси улицы) или с боковым расположением путей. На периферийных линиях с небольшими пасса­жиропотоками иногда строят одноколейные линии с разъездами через каждые 0,5-2 км.

Сосредоточие пассажиров на остановках трамвая, расположенных па середине проезжей части улиц, за­ставляет безрельсовый транспорт останавливаться или снижать скорость. Кроме того, наличие трамвайной ли­нии уменьшает возможность обгона. Таким образом, об­щая эффективность эксплуатации автомобильного транс­порта снижается. Из-за этого происходит своеобразный процесс перемещения трамвайного движения из цент­ральных районов старых городов в периферийные, где интенсивность движения значительно ниже.

Снятие путей трамвая с магистральных улиц улучша­ет условия движения транспорта в целом и повышает безопасность движения. Однако снятие трамвайных ли­ний должно сопровождаться либо переносом их на па­раллельные дублирующие направления, либо сооруже­нием линии метрополитена иа направлениях с мощными пассажиропотоками. Иногда ликвидация трамвайной линии может компенсироваться усилением работы трол­лейбусного и автобусного транспорта.

3. Легковой автомобильный транспорт

Личный легковой автомобильный транспорт индиви­дуального пользования является за рубежом наиболее многочисленным в уличном потоке. Количество легко­вых автомобилей непрерывно растет во всех странах мира.

Основные преимущества легкового автомобильного транспорта - комфортабельность поездки, высокая ско­рость сообщения, возможность поездки по любому маршруту.

Легковые автомобили по принадлежности и назначе­нию подразделяются па четыре категории:

· личные индивидуального пользования, т. е. при­надлежащие гражданам;

· ведомственные индивидуального пользования, т. с. принадлежащие государственным учреждениям;

· такси и автомобили проката индивидуального пользования;

· специального назначения.

Вместимость автомобилей всех указанных категорий 4-7 пассажиров.

4. Грузовой автомобильный транспорт

В отличие от пассажирского транспорта грозовые потоки в городе не имеют установленных маршрутов, но перевозки в значи­тельной степени осуществляются между постоянными грузообразую-щимн и грузопоглощаюшими объектами

Размеры грузооборота городского транспорта зависят от раз­мера города, его планировки, характера и степени развития промыш­ленности, производственных связей данного города с другими населенными пунктами.

Грузовые перевозки, осуществляемые городским транспортом, складываются из грузов прибытия в город, грузов, отправляемых из города, и грузов внутригородского происхождения.

Указанные виды грузов имеют специфические особенности. Так, грузы прибытия в основном состоят из грузов для строитель­ного производства, сырья и топлива для промышленности, промыш­ленных товаров, продуктов питания и сельскохозяйственных продук­тов, предназначенных для переработки. Грузы отправления обычно представляют собой готовую продукцию, выпускаемую предприя­тиями города. Грузы внутригородского происхождения состоят из строительных материалов п конструкций; продукции, вырабатываемой промышленными заводами и предприятиями и из различных отходов, получаемых в результате переработки продукции.

В уличном потоке города кроме грузового автомобильного транспорта, выполняющего внутригородские перевозки на отдельных на­правлениях, значительный процент составляет транзитный автомо­бильный транспорт .

Автомобильный транспорт выполняет значительную работу по пе­ревозке грузов пс только внутри города, но и в пригородном сооб­щении. Главное преимущество автомобильного транспорта - это быстрота доставки без дополнительных погрузочно-разгрузочных опе­раций и высокая маневренность.

На себестоимость автомобильных грузовых перевозок оказывает влияние величина грузооборота, размеры автохозяйства, грузоподъ­емность автомобилей, степень использования автомобильного парка, дорожные условия и т. п.

Дальность перевозки на автомобильном транспорте оказывает меньшее влияние на изменение себестоимости, чем на водном и же­лезнодорожном транспорте.

Большое влияние на величину себестоимости перевозок оказы­вают тип и состояние дорожного покрытия и организация уличного движения. Чем прочнее дорожное покрытие, лучше его содержание и выше скорость движения, тем ниже себестоимость автомобильных перевозок.

На себестоимость перевозок оказывает влияние и организация погрузочно-разгрузочных работ. Применение механизации при погруз­ке и разгрузке дает на автотранспорте значительный экономический эффект.

С точки зрения народнохозяйственной эффективности целесооб­разно осуществлять перевозки автотранспортом в районах, пс имею­щих магистральных железных дорог и водных путей, а также перевозки срочных грузов, короткопробежные перевозки грузов в го­родах, на строительстве и в сельском хозяйстве, перевозки грузоз на расстояние до 100 км и более между предприятиями и пунктами, непосредственно не связанными железнодорожными путями.

Любое предприятие взаимодействует с внешней средой. Особенно важным является это взаимодействие при организации и управлении материальными потоками. Успешное функционирование компании, которая производит какие - либо товары, сводится к такой схеме: закупка сырья - отгрузка готовой продукции посреднику - реализация товара покупателю. Каждый этап этого звена сопровождает транспортная логистика.

Этот вид логистики способствует качественному и безопасному перемещению грузов. При этом необходимо экономно расходовать ресурсы и выбирать наиболее оптимальный маршрут.

Помогут соблюсти все нюансы логистические компании. Благодаря опытным и квалифицированным кадрам каждый этап транспортировки продуман до мелочей, груз прибывает в пункт назначения целостным и в нужное время.

Транспортная логистика - сложная наука, которая требует специальных знаний.

Транспортная логистика - что это простыми словами, ее цели

Понятие транспортной логистики во многом схоже с понятием простой логистики. Если давать определение простыми словами, то это организация доставки и перемещения материальных объектов, грузов по оптимальному маршруту с помощью транспортных средств.

Этот подраздел чрезвычайно важен. Когда предприниматель только начинает свой бизнес, то при небольшом объеме продаж он может самостоятельно заниматься транспортировкой. Но с ростом своего дела растут и объемы продаж. Теперь проблематично заниматься перемещением сырья и готового продукта. В этом случае рационально воспользоваться услугами транспортной логистической компании.

Такая организация обеспечит безопасность груза, подберет оптимальный маршрут, чтобы сэкономить средства на транспортировку.

Главной целью транспортной логистики является доставка грузов в назначенное место и время с высокими показателями качества и в нужном количестве. Это значит, что должна быть соблюдена пунктуальность, товар должен быть не испорчен и прибыть в том же количестве, что указано в документах.

Затраты на транспортировку занимают одну из основных позиций среди остальных видов затрат. В целях руководства предприятия - сделать этот показатель меньше. Именно поэтому транспортная логистика рассматривается, как:

  • эффективный способ воздействия на затраты благодаря правильно выбранному транспорту;
  • рациональная организация всего процесса транспортировки из пункта отправки к пункту назначения;
  • возможность качественного хранения и обработки груза.

Фирмы - производители и посредники готовы платить транспортно - логистическим компаниям за то, что они:

  1. Подберут оптимальный вид транспорта для конкретного груза.
  2. При необходимости смогут совместить несколько видов транспорта в одной цепи.
  3. Выберут оптимальный маршрут следования.
  4. Будут экономно расходовать ресурсы, снижать затраты на транспортировку.
  5. Обеспечат безопасность груза.

В интересах логистической компании выполнять свои обязанности качественно, потому что конкуренция в этой отрасли высокая.

Чтобы уменьшить расходы предприятия на транспортировку, необходимо подобрать оптимальную транспортно - логистическую схему.

История возникновения отрасли

Транспортная логистика берет свое начало с Европейского Конгресса в Берлине 1974 года. На нем впервые был произнесен этот термин, давалось полное его определение, цели, задачи и перспективы развития.

Были обозначены внушительные сферы влияния такой логистики. Необходимость появления такого понятия возникла из-за развития мировой экономики. Появилась необходимость систематизировать эти процессы, создать грамотную схему перемещения грузов и обеспечить их сохранность.

Транспортная логистика быстро нашла отклик на Западе и рынок таких услуг сформировался там еще в 1990 году. Его емкость ежегодно возрастает на 20 %. Даже в период кризиса и экономического спада транспортно - логистические услуги пользуются спросом.

В России такой вид услуг появился только во время перехода к рыночной экономике. Эта отрасль до сих пор активно развивается и набирает обороты.

Негативное влияние на это направление оказывают факторы:

  • нестабильность экономических процессов;
  • медленный рост производства;
  • плохое состояние транспортных путей;
  • низкие показатели технической базы.

Надежду на оптимизацию процесса дают два фактора:

  • высокий уровень подготовки специалистов, кадров этой отрасли;
  • появление новых организаций, схем сбыта и снабжения.

Транспортная логистика - совсем еще молодое направление, которое под влиянием внешних экономических факторов проходит трансформацию. В том, что это важная отрасль, не сомневается никто. Особенно положительные черты отметят крупные предприятия с большим товарооборотом.

Основные виды транспорта, их определение

Транспортная логистика тем и отличается от простой логистики, что перемещение грузов происходит с помощью транспорта. Большое его разнообразие позволяет оптимально составить маршрут и задействовать несколько видов одновременно, если это снизит расходы и сэкономит время доставки.

Транспорт нельзя путать с транспортным средством. Это более широкое понятие.

Транспорт - это совокупность транспортных средств, путей сообщения, различных построек и сооружений на этих путях с целью перемещения грузов и людей.

Различают несколько видов транспорта. По назначению он подразделяется на:

  1. Транспорт общего пользования (пассажирский, для перемещения товаров и т.д.).
  2. Специального назначения (военный, медицинский).
  3. Индивидуального пользования (личные авто, самолеты).

По затратам энергии транспорт бывает:

  • приводимый в движение собственным двигателем (тепловым, электрическим, гибридным);
  • приводимый в движение с помощью ветра (парусники и различные суда, основанные на этом принципе);
  • работающий от силы, полученной от человека (велосипеды);
  • транспорт, перемещающийся благодаря животным.

Также существует градация транспорта по среде перемещения.

Наземный транспорт подразделяется на:

  • железнодорожный - перевозит грузы и пассажиров колесными транспортными средствами с помощью рельсовых путей (поезда, трамваи, метро);
  • автомобильный транспорт - перевозит грузы и людей по безрельсовым дорожным путям моторными средствами, которые имеют хотя бы 3 колеса (мотоциклы и подобные средства сюда не относятся);
  • трубопроводный - вид транспорта, который перемещает по трубе жидкие и газообразные вещества;
  • воздушный транспорт - состоит из воздушных судов и инфраструктуры, прилегающей к ним (ангары, аэропорты, диспетчерские);
  • водный - перевозит грузы и пассажиров по естественным или искусственным водным путям (бывает морским и речным).

Также можно выделить специфические виды транспорта:

  • подводный;
  • космический;
  • лифты и фуникулеры;
  • элеваторы.

Все эти виды необычайно важно для эффективной транспортировки грузов. Важно знать их особенности, характеристики, достоинства и недостатки, чтобы суметь подобрать оптимальный вариант и правильно совместить их для получения максимальной выгоды.

Типы транспорта

Типы транспорта - это более узкое понятие. Но зная, какие виды транспорта помогают осуществлять перемещение, дать им определение будет несложно.

Можно выделить такие типы железнодорожного транспорта:

  • паровоз;
  • электровоз;
  • электропоезд;
  • тепловоз;
  • путевая машина;
  • дизель-поезд;
  • вагон пассажирский и багажный;
  • вагон изотермический;
  • цистерна;
  • полувагон;
  • платформа.

Типы автомобильного транспорта:

  • легковое авто общего и специального назначения;
  • грузовой автомобиль общего и специального назначения;
  • грузопассажирский автомобиль;
  • автомобиль - тягач;
  • сидельный тягач;
  • пассажирский прицеп с разными техническими характеристиками;
  • грузовой прицеп специального и общего назначения;
  • караван;
  • пассажирский полуприцеп с различными техническими характеристиками;
  • грузовой полуприцеп;
  • автобус общего и специального назначения;
  • сочлененный автобус.

Водный и воздушный вид транспорта различают водное и воздушное судно соответственно.

Также существует такой тип транспорта, как контейнер. Он также часто используется при транспортировке грузов.

Каждый тип транспорта имеет свое точное определение, технические характеристики и цели использования. С помощью широкой классификации типов можно получить более целостное и объемное понятие видов транспорта.

Виды транспортных перевозок

Транспортная перевозка - сложный процесс, состоящий из множества звеньев. Справится с этой задачей может предприятие самостоятельно или воспользоваться услугами логистической компании. Все зависит от объема работы и бюджета, которым обладает предприятие.

В системе транспортных перевозок существует два понятия: перевозчик и экспедитор. Они представляют собой две стороны одно медали, без них невозможен эффективный процесс перемещения грузов.

Перевозчики совершают физическое перемещение груза из точки отправки в точку прибытия. Экспедиторы при этом осуществляют ряд вспомогательных функций: оформляют документацию, помогают грузу пересечь таможню, контролируют погрузку и выгрузку, страхование, хранение груза.

Крупные компании, которые имеют необходимые средства, всегда пользуются услугами экспедитора. Также существует понятие логистического партнера. Это лицо, которое указывает вспомогательные услуги. К ним относятся: страховые и охранные компании, таможенные брокеры, компании, совершающие упаковку грузов, и прочие важные объекты.

Различают такие виды перевозок:

  1. Одновидная - подразумевает использование одного вида транспорта. Чаще всего используется, когда нужно доставить груз из пункта в пункт без складирования и переработки.
  2. Комбинированная - когда используются несколько видов транспорта. Это способствует повышению эффективности перевозки и снижает расходы.

Если речь идет о международных торговых связях, то чаще всего используется именно второй вид перевозок. Например, к пункту отправки груз перевозят на железнодорожном транспорте, затем его перегружаю на грузовики и везут в аэропорт, а после уже грузят на воздушное судно. По прилету товар разгружают на авто и везут в пункт назначения.

Виды транспортной логистики и ее основы

Транспортная логистика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя подразумевает перемещение грузов внутри компании и между ее филиалами. Внешняя же транспортная логистика позволяет перевозить груз от производителя к потребителю.

Также такой вид логистики различается по принципу организации процесса:

  1. Логистический принцип предполагает наличие только одного оператора перевозки. Благодаря этому процесс получается систематическим и последовательным. Так постепенно появляются общие тарифы на транспортировку.
  2. Традиционный - нет единого оператора, а все участники взаимодействуют между собой. Стоимость на определенные услуги внутри транспортной цепи известны только смежным участникам. Поэтому тут нет единых тарифов.

Первый вариант считается более универсальным и надежным. Компании не нужно переживать, что какое - то звено даст сбой и перевозка не состоится. Это чревато предприятию крупными потерями, а транспортно - логистическая компания получит урон своей репутации.

Задачи и функции транспортной логистики

Сложная система, которая формирует транспортную логистику, должна выполнять такие основные функции:

  • доставка груза и прогноз оптимального процесса;
  • оформление документации, которая сопровождает груз;
  • соблюдение юридических норм и правил;
  • расчет за услуги транспортировки отдельным участникам процесса;
  • работы по погрузке и разгрузке;
  • правильная упаковка и складирование;
  • оптимизация процесса с помощью автоматизации и внедрения технических инноваций;
  • информационное сопровождение груза;
  • таможенные и страховые услуги.

Основная задача транспортной логистики - выполнить перевозку груза в установленный срок качественно с минимальными затратами.

Чтобы это сделать, нужно выполнить ряд подзадач.

Сперва следует проанализировать пункты доставки. Менеджер должен учесть особенности груза, местность, ландшафт, вид транспорта, особые условия перевозки (пожаробезопасность, габариты груза и т.д.). Обобщив информацию, он может принять решение использовать несколько видов транспорта, сделав промежуточные пункты для разгрузки - погрузки.

Затем следует проанализировать сам груз. Во внимание берутся все характеристики - хрупкость, вес, состояние, влияние температур и других факторов. Например, ядовитые вещества нельзя провозить через населенные пункты.

Теперь приходит время определиться с транспортом. Тут важно учесть его характеристики, тарифы и время транспортировки. У всех видов транспорта есть свои минусы и плюсы. Важно выбрать оптимальный вариант для конкретного груза.

Построение маршрута - также важная задача транспортной логистики. Опытный менеджер всегда подбирает несколько вариантов пути, чтобы иметь запасной вариант. Также следует просчитать риски и расходы в случае повреждения и задержки груза.

Контроль за выполнением процесса позволяет информировать заказчика о месте нахождения груза, его сохранности. Для этого используются навигационная техника, мобильная связь и Интернет.

Документация, сопровождающая процесс

Эта отрасль полностью регламентируется законами разного вида и содержания. Основным документом, которые сразу же составляется между заказчиком и исполнителем, является договор. В нем указывается, что логистическая компания обязуется выполнить задачу в срок, оговоренный в документе, а заказчик обязуется оплатить эти услуги в полном объеме.

Для транспортировки груза обязательно должны быть составлены такие документы:

  • доверенность на перевозку;
  • товарно - транспортная накладная;
  • накладные на груз;
  • сводные ведомости;
  • счета - фактуры.

В зависимости от вида транспорта, который был выбран, документальная база может быть дополнена.

Заключение

Транспортная логистика - неотъемлемая часть функционирования предприятий разных форм собственности, масштаба и прибыльности. Без этой системы доставка грузов была бы несовершенной. Компании бы постоянно теряли свои доходы, лишались товара и клиентов.

Положительной чертой в развитии транспортной логистики является то, что сфера совершенствуется, автоматизируется и выходит на новый высокие уровни.

Виды и особенности транспорта

При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов. yandex_direct_print()

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.

Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки.

Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения - это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до 10 контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.

Водный транспорт. Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги.

В будущем значение водного транспорта для логистики не уменьшится, так как медленные речные суда могут служить своего рода передвижными складами при надлежащей интеграции в общую логистическую систему.

Автомобильный транспорт. Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.

Воздушный транспорт. Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.

Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.



Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.

Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного.

Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, - либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.

Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек.

Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

Скорость определяется временем движения на определенное расстояние. Самый быстрый из всех - воздушный транспорт. Доступность - это способность транспорта обеспечить связь между любыми двумя географическими пунктами. Наибольшей доступностью отличается автотранспорт, так как грузовики могут взять груз непосредственно в месте отправления и доставить его непосредственно в место назначения. Показатель надежности отражает потенциальные отклонения от ожидаемого или установленного графика доставки. Поскольку трубопроводы работают круглые сутки и не боятся ни погоды, ни перегрузки, они являются самым надежным видом транспорта. Грузоподъемность характеризует способность перевозить грузы любого веса и объема. По этому признаку наивысшая оценка принадлежит водному транспорту. Частота - это число перевозок (транспортировок) в графике движения. Поскольку трубопроводы работают в непрерывном режиме, они и здесь занимают первое место.

Троллейбус.

Троллейбус – наиболее экономичный и дешёвый, не загрязняющий среду вид транспорта. Он экономичнее автобуса, меньше потребляет энергии, надёжней и проще в эксплуатации, не “пожирает” кислород и не отравляет воздух отработавшими газами. Использование троллейбусов в условиях большого города, удлинённости маршрутных линий ведёт к прямой экономии горючего.

Сегодня троллейбусы используют в основном для пассажирских перевозок в крупных городах и лишь в отдельных случаях для доставки грузов. Они проще по устройству, чем автобусы, техническое обслуживание их менее трудоёмко, а пуск в холодное время года не создаёт проблемы.

Шум троллейбусов близок по уровню к шуму легковых автомобилей. По спектру он имеет низкочастотный характер. Такой шум легче переносится человеком, чем шум от трамваев, который значительно выше и по уровню аналогичен шуму грузового транспорта.

Прежде всего, шум троллейбусов обусловлен работой двигателя (тяговой передачи), качением колёс по дорожному покрытию и работой вспомогательных электрических машин. При движении и от работы двигателя и качения колёс возникает вибрация ограждающих конструкций; шум производят также неплотно пригнанные окна и двери. В связи с этим уменьшение шума троллейбуса может быть достигнуто балансировкой механизма двигателя и передачи (карданного вала, якоря, редуктора), применением эластичных амортизаторов. Содержанием в порядке электрощёток, восстановлением и заменой изношенных деталей контактной сети, уплотнением креплений оконных стёкол, осветительной арматуры, передних и задних подвесок (рессор амортизаторов).

Промышленный транспорт. Наряду с магистральным транспортом имеется промышленный транспорт, который выполняет перевозки на промышленных предприятиях, стройках, карьерах. Промышленный транспорт выполняет технологические перевозки, а по большому счету промышленный транспорт осуществляет начальные и конечные перевозки.

Удельный вес затрат на промышленном транспорте, себестоимости продукции очень велики и составляют 20% (пищевой – 7%, а на открытых горных разработках – 60-65%, в обрабатывающих областях –20-25%). На промышленном транспорте работает около 8 млн. человек.

Средняя дальность перевозок на промышленном транспорте составляет 6,5 тыс. км, на МПС – 1000 км. Вот почему показателем грузооборот не пользуются, а пользуются показателем – перевозка грузов в тоннах.

На промышленном транспорте электрифицировано всего 20% путей, а на магистральном – 60%.

Первое место держит железная дорога и автомобильная дорога. На железную дорогу приходится 32%, а на автомобиль – 56%, остальные 12% приходятся на непрерывные виды транспорта.

В транспортном отношении наиболее удобными являются 2 схемы: радиально- кольцевая и диагонально-прямоугольная, т.к. они имеют наименьший коэффициент непрямолинейности маршрутов, т.е. отношения расстояния между двумя пунктами города к расстоянию по воздушной линии. В среднем прямоугольная система дает коэффициент непрямолинейности – 1,27, а радиально-кольцевая – 1,1.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник