28.08.2019

Методы систематического поиска новых идей и решений. Методы систематизированного поиска решений в процессе управления качеством


Методы систематизированного поиска – это методы, позволяющие упорядо­чить перебор вариантов и увеличивающие их число, основаны на использовании различных аналитических подходов системного, функционального, их сочетания с приемами борьбы с психологиче­ском инерцией (например, фундаментальный метод проектирова­ния Э. Мэтчетта). К этой группе методов относятся морфологиче­ский анализ, метод контрольных вопросов и другие методы.

Морфологический анализ представляет собой метод систематиза­ции перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный па анализе структуры объекта. Метод морфологического анализа разработан в 30-е гг. XX в. швейцарским астрофизиком Ф. Цвики. Его цель заключается в создании условия, расширяющего область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенно­сти строения (морфологии) совершенствуемого объекта. Сущность морфологического анализа заключается в следующем: с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы получа­ют все теоретически возможные варианты реализации объекта с тре­буемой главной функцией.

Для анализа необходимо:

Выбрать объект и точно сформулировать проблему (задачу);

Определить основные функции (характеристики) объекта;

Перечислить возможные варианты осуществления каждой функции (характеристики);

Оценить все имеющиеся варианты частных решений па основе определенных критериев (например, веса, затрат, качества и т. д.);

Выбрать оптимальный вариант решения проблемы, представля­ющий собой набор значений различных частных решений для каждой функции.

В результате морфологического анализа получается большое чис­ло вариантов возможных решений. Рассматриваемый метод обладает рядом преимуществ, однако можно выделить некоторые недостатки (таблица 38).

Таблица 38 – Достоинства и недостатки морфологического анализа

В целом методы систематизированного поиска решения наиболее ярко выражают суть технологии решения творческих задач. Однако область их применения ограничена. Их трудно использовать при ре­шении сложных технических задач, они не гарантируют получения оптимального решения, так как нет критериев оценки полученного результата.

Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта – это системное мышление, сбалансированное сочетание рациональных и иррациональных приемов, графическая интерпретация мышления. В основе метода лежат два постулата: «хороший проект – это оптимальное решение, удовлетворяющее сумме истинных потребностей в конкретном комплексе обстоятельств», и «проектирование – это выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях». Тем самым метод направлен как на исследование и преобразование собственно объекта (рациональная часть), так и на совершенствование мыслительной деятельности проектировщика (иррациональная часть).

Целью метода Мэтчетта является научить проектировщика понимать и контролировать свой образ мыслей более точно соотносить его с задачами проектирования с целью выявления существенных характеристик изучаемого объекта и устранения ненужных, экономически необоснованных элементов.

К достоинствам данного метода относится резкое повышение мастерства проектировщика за счет сознательного управления самим процессом мышления, учитывающего индивидуальные психологические особенности проектировщика. К недостаткам можноотнести большую психологическую нагрузку; трудность использования при работе с начинающими проектантами; отсутствие четких правил по выявлению и оценке взаимосвязей между элементами.

На рисунке 55 представлена концептуальная схема проектирования.

1) Рациональная часть метода Перечни контрольных вопросов , по Мэтчетту, разбиваются на вопросы «первичного» и «вторичного» колец. Вопросы «первичного кольца» предназначены для анализа проектной ситуации и выработки альтернативных решений, объединены в пять групп: 1. Определение важности потребностей (классификация потребностей по важности). 2. Потребности с точки зрения объекта и надсистем, в которые они входят в течение своего жизненного цикла. 3. Потребности на каждом этапе создания и функционирования объекта. 4. Рассмотреть: потребности (что?), причины (почему?), время (когда?), место (где?), средства (чем?), метод (как?), необходимые для реализации объекта и его элементов. 5. Возможные пути упрощения частей проекта. Вопросы «вторичного кольца» предназначены для развития полученных решений и обеспечения увязки всех изменений друг с другом, а также со всеми имеющимися потребностями. Матрица взаимодействия элементов Служит для систематического поиска возможностей улучшения взаимосвязей между элементами. Структурно-функциональные модели объекта Для углубления процесса переоценки функций и пересмотра элементов рекомендуется строить графические схемы; выписываются все элементы объекта и показываются их связи. 2. Иррациональная часть метода – управление мышлением Режимы мышления: а) мышление стратегическими схемами – выработать стратегию проектирования и постоянно сравнивать достигнутое с намеченным; б) мышление в параллельных плоскостях – это одновременное видение и задачи, и себя; в) мышление с нескольких точек зрения – умение видеть проектную ситуацию и решение глазами различных людей, разных специалистов; г) мышление «образами» – дать проектировщику запоминающийся образ (схему) взаимосвязей между задачей проектирования, процессом проектирования и решением; д) мышление и основных элементах – это мышление, при котором в описании основных элементов используются простые слова, встречающиеся, как правило, в процессе решения любой задачи.

Рисунок 55 - Концептуальная схема проектирования

(технология усиления эвристических и креативных способностей человека)

Методы в современном виде формировались в 20-50-х гг. XX в.

Применяются при решении творческих задач в любых областях дея-

тельности.

Упорядочить перебор вариантов, повысить его целенаправленность, акти-

визировать процесс выдвижения новых идей и поиска решения, опираясь на логику мышления и логику произвольного поиска.

Методы систематизированного поиска новых идей и решений способст- вуют формированию наиболее вероятного направления решения задачи путем использования различных аналитических подходов (системного, функциональ- ного и их сочетаний), учитывающих правила и закономерности рационального мышления. Данные методы позволяют упорядочить перебор вариантов реше- ния и увеличивать их число.

План действий

Методы систематизированного поиска можно рассматривать как одну из технологий поиска новых идей и решений. Каждый метод представляет собой определенным образом упорядоченную последовательность основных и вспо- могательных эвристических приемов со своими поисковыми (эвристическими) акцентами. Процесс решения задачи предусматривает:

– поиск вероятных направлений разрешения проблемной ситуации;

– выбор наиболее перспективного направления, исходя из потенциальных возможностей основных поисковых приемов и эвристических акцентов метода, который в наибольшей степени удовлетворяет рассматриваемой задаче;

– формирование решений задачи;

– анализ полученных решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.

Целесообразность применения конкретного метода в каждом случае опре-

деляется в зависимости от задачи.

Результат

Значительное увеличение числа выдвигаемых идей и вариантов решения при повышении их качества.

Достоинства

Доступны в освоении. Позволяют решать относительно сложные задачи.

Недостатки

Не гарантируют возможности получения оптимального решения твор-

ческой задачи.

Стремление повысить эффективность творческого труда породило ряд приемов, методов и методик, позволяющих рационально организовать поиск новых идей и решений, активизировать мышление, развить и реализовать твор- ческие способности человека. Эвристика предписывает общие правила для дос- тижения общих целей и не предписывает точного маршрута к обозначенной цели, как это делается в случае алгоритма. Однако число маршрутов огромно, и один из таких маршрутов – систематизированный поиск потенциально воз- можных решений. В процессе систематизированного поиска новых идей и ре- шений предусматривается использование процедур с более высоким уровнем логической составляющей по сравнению с методами психологической активи- зации, опирающимися в основном на использование стратегии интуитивного поиска. Методы систематизированного поиска направлены на решение и реа- лизацию задачи на высоком инновационном и экономически эффективном уровне. В основе этих методов лежат попытки разобраться в сути проблемы, выявить процедуры, допускающие разное трактование, определить элементы и свойства, приводящие к противоречию, снять это противоречие.

Методы этой группы позволяют от хаотического поиска идей перейти к системе структурированного выдвижения новых идей. Здесь все внимание от- дано взаимосвязям внутри объекта с ориентацией на определенную системати- зацию. Причем для каждого типа задач требуется использование гармоничного сочетания логической и интуитивной составляющей творческого мышления.

Модель взаимного сочетания составляющих творческого мышления

Формально-логический анализ

Методы направленного поиска

Методы систематизированного поиска

Методы психологической активации

Интуитивная составляющая

Метод проб и ошибок

На рисунке составляющие творческого мышления стратегии систематизированного поиска

(логическая и интуитивная) выделены.

Наиболее известные методы систематизированного поиска

Методика системного анализа функций. Функционально-стоимостный анализ. Функциональный анализ.

Метод поэлементного экономического анализа.

Метод конструирования Р. Коллера. Функциональный метод проектирования Мэтчетта. Морфологический анализ.

Метод контрольных вопросов.

Данные методы ярко выражают суть технологии решения творческих за- дач и обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономер- ностей, механизмов и методологических средств конструирования нового зада- ния и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежне- го опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения по- ставленной задачи наиболее эффективно.

1. Методы систематизированного поиска могут использоваться как в процессе группо-

вой, так и индивидуальной работы.

2. Каждый из методов имеет свою область использования, свои особые смысл, слож-

ность, эффективность, ну, и разумеется, – приверженцев и противников.

3. Одни и те же эвристические приемы имеют различную эвристическую ценность для разных лиц.

Источники информации

1. Джонс, Дж. К. Методы проектирования: пер. с англ. / Дж. К. Джонс. –

2-е изд., доп. – М. : Мир, 1986. – 326 с.

2. Буш, Г. Я. Стратегия эврилогии / Г. Я. Буш. – Рига: Знание, 1986. – 64 с.

Списки контрольных вопросов

Морфологический анализ

Функциональный анализ

Метод многократного последовательного классифицирования

Метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решенийи другие.

Методы направленного поиска. Методы управления

Метод Дельфи

Метод "Диаграмма Исикавы"

Метод "Диаграмма Парето"

Метод "ABC-анализ"

Метод "Бенчмаркинг"

Метод "PDPC"

Метод "Диаграмма связей"

Метод "Стрелочная диаграмма"

Метод "Стратегические карты"и другие

Еще один подход к классификации методов принятия решений -по этапам этого процесса (см. рисунок 2)

Методы, применяемые на этапах определения и формулирования проблемы

Возникновение проблемы разумнее всего воспринимать как шанс решить ее в рабочем порядке. Именно так и поступают опытные руководители и специалисты. Увидев, что возникла конкретная проблема, они рассматривают ее как повод решить , стоит ли вообще заниматься этим делом. Если да, то возникшая проблема становится производственной задачей. Можно начать с постановки вопросов:

Какие можно внести творческие предложения, связанные с производством?

Как снизить затраты и повысить производительность?

Каким образом сделать так, чтобы ваша продукция выгодно отличалась от продукции конкурентов?

Какой новый продукт требуется на рынке? Как расширить продукцию, представленную на рынке?

Каким образом увеличить уровень продаж на 20 процентов?

Какие новые способы сбыта можно придумать? Реально ли снизить затраты при существующих способах сбыта продукции?

Каким образом стать незаменимым для фирмы человеком?

Как лучше отвечать на жалобы клиентов?

Эффективность работы групп или отдельных сотрудников, занимающихся решением проблем, во многом снижается за счет того, что они не могут четко выделить или сформулировать проблему, подлежащую рассмотрению. Данная ситуация возникает в силу ряда основных причин:

1. Разное представление членов группы об окончательных результатах своей работы.

Любой человек в силу своей индивидуальности может концентрировать свое внимание на чем-то определенном, поэтому точки зрения на одну и ту же проблему будут различными.

Пример Ситуация, когда команда улучшения одной фирмы работала над проблемой, сформулированной как «плохие условия труда». Эта группа столкнулась с большими трудностями в процессе решения данной проблемы по той причине, что все члены группы имели различные представления о сути работы над проблемой. Вот какие точки зрения были у различных сотрудников:

Для повышения производительности следует улучшить условия труда.

Решить вопросы безопасности труда.

Уменьшить текучесть кадров.

Устранить препятствия в проведении переговоров по заработной плате.

Сделать работу в компании более привлекательной.

Формулировка проблемы может содержать в себе завуалированное решение.

Чаще всего при обсуждении проблемы на ум приходят уже готовые решения.

Например, проблема, сформулированная как «Мы нуждаемся в новой программе по документообороту предприятия», уже содержит в себе готовое решение. Но, если сформулировать проблему иначе, например, «Неэффективный документооборот на предприятии», то можно найти множество способов решить эту проблему другими способами.

«Мозговой штурм »

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания и широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил.

Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.

Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.

Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.

Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.

На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе мозгового штурма, и людьми, работающими индивидуально. Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. Однако на сегодняшний день не существует доказательств в пользу более высокогокачества идей, генерируемых группами.

В последние годы широкое распространение получил «электронный мозговой штурм» (online brainstorming), использующий интернет-технологии. Он позволяет почти полностью устранить «боязнь оценки», т.к. обеспечивает анонимность участников, а также дает возможность решить ряд проблем традиционного мозгового штурма.

Мозговой штурм дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; а если группе удается найти решение, то ее участники обычно становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

Принципы метода "мозгового штурма ":

1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.

2. Обеспечение максимальной свободы участникам

Предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

Полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);

3. Тщательное формирование состава участников

Определение численности;

По специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены);

Психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);

По квалификации (высокий и примерно равный уровень)

Иногда введение "рыжего";

4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала - максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова "вширь";

5. Огромная роль "ведущего" и демократический стиль руководства:

Создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;

Умение "выявлять" предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Модификации процедуры проведения мозгового штурма

1.Метод индивидуального мозгового штурма

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса - 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) - диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток - отсутствие синергетического эффекта. Преимущество - оперативность и экономия на людях.

2.Письменный мозговой штурм

Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки - отсутствие синергетического эффекта, продолжительность процесса.

Методы систематизированного поиска, позволяющие упорядочить перебор вариантов и увеличивающие их число, основаны па использовании различных аналитических подходов - системного, функционального, их сочетания с приемами борьбы с психологической инерцией (например, фундаментальный метод проектирования Э.

Мэтчетта). К этой группе методов относятся морфологический анализ, метод контрольных вопросов и др.

Морфологический анализ представляет собой метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный па анализе структуры объекта. Метод морфологического анализа разработан в 30-е гг. XX в. швейцарским астрофизиком Ф. Цвики. Его цель заключается в создании условия, расширяющего область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта. Сущность морфологического анализа заключается в следующем: с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы получают все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией

Для анализа необходимо:

выбрать объект и точно сформулировать проблему (задачу);

определить основные функции (характеристики) объекта;

перечислить возможные варианты осуществления каждой функции (характеристики);

оценить все имеющиеся варианты частных решений па основе определенных критериев (например, веса, затрат, качества и т. д.);

выбрать оптимальный вариант решения проблемы, представля­ющий собой набор значений различных частных решений для каждой функции.

В результате морфологического анализа получается большое число вариантов возможных решений. Рассматриваемый метод обладает рядом преимуществ, одпако можно выделить некоторые недостатки

В целом методы систематизированного поиска решения наиболее ярко выражают суть технологии решения творческих задач. Одпако область их применения ограничена. Их трудно использовать при р­шении сложных технических задач, они пе гарантируют получения оптимального решения, так как нет критериев оценки полученного результата

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 36.Методы систематизированного поиска решений в процессе управления качеством.:

  1. 32.Методы направленного поиска решений в процессе управления качеством.
  2. Анализ систематизированных эмпирических сведений об учебном процессе в образовательном учреждении как метод контроля его качества и эффективности индивидуальных методических систем.
  3. ВОПРОС №38 Характеристика основных проблем, возникающих в процессе разработки управленческих решений. Методы поиска оптимальных решений
  4. 4. Процессы управления: целеполагание и оценка ситуации, принятие управленческих решений. Механизмы менеджмента: средства и методы управления.

Темы на разработку контрольной работы по дисциплине «Управленческое консультирование» для студентов заочного отделения

1. Диагностика и устранение организационных патологий (трудовая дисциплина, демотивирующий стиль управления, деформации трудового поведения и т.д.).

2. Совершенствование организационной культуры (разработка миссии и стратегии организации с подкрепляющими мероприятиями).

3. Совершенствование системы развития персонала.

4. Построение системы внутрифирменного обучения.

5. Построение системы управления знаниями.

6. Совершенствование процесса комплектования кадрами.

7. Совершенствование процесса оценки персонала.

8. Совершенствование кадрового документооборота на предприятии.

9. Совершенствование системы управления персоналом на предприятии.

10. Совершенствование системы мотивации работников предприятия.

11. Проблемы регламентации деятельности персонала.

12. Совершенствование системы маркетинга персонала.

13. Повышение эффективности использования персонала.

14. Совершенствование социально-психологического климата на предприятии.

15. Talent-management как стратегия привлечения персонала предприятия

В процессе выполнения контрольной работы студент должен продемонстрировать знания управленческого консалтинга применительно к решению проблем в области управления персоналом, а также навыки проектного менеджмента. Контрольная работа является обязательным условием допуска к сдаче экзамена по дисциплине «Управленческое консультирование».

Контрольная работа предполагает выполнение следующих заданий:

1. Выбрать тему для написания консалтингового проекта. Тему желательно максимально приблизить к теме диплома, так как содержание контрольной работы может стать частью проектной главы диплома.

2. Сформулировать проблемное поле, которое требует привлечения внешнего или внутреннего консультанта. Проблемы д.б. обоснованы данными по анализу предприятия.



3. Основываясь на выявленных в разделе 2 проблемах представить обоснование использования формы консультирования и роли консультанта, заполнив таблицы 1.1 и 1.2. Ознакомится с информацией о формах консультирования и ролях консультанта можно в раздаточных материалах.

Таблица 1 – Выбор формы консультирования

Таблица 2 – Выбор роли консультанта

4. Описание содержательной части проекта предполагает описание основных этапов процесса консультирования:

4.1 Этап диагностики. Подобрать инструменты организационной диагностики под проблему. Должна быть информация о предполагаемых методах исследования поставленной проблемы: понятие, область применения и цель применения для решения задач вашего проекта.

4.2 Этап проектирования. Разработать дерево целей проекта. К дереву целей необходимо определить показатели, с помощью которых можно оценить уровень достижения поставленных целей (таблица 3).

Таблица 3 – Целевые показатели к дереву целей

Возможные решения консультанта по снижению/устранению проблемы компании-заказчика (не менее 3-х) (таблица 4).

Таблица 4 – Проектные решения

Введение (краткое описание теоретических аспектов выбранной темы консалтингового проекта, актуальность решения этой проблемы для организаций). 4 стр.

1. Основные проблемы предприятия в области……(тема) – 3 стр.

2. Проектирование консалтингового процесса - 4 стр.

3. Перечень и обоснование использования инструментов организационной диагностики. Не менее 5 инструментов. 4 стр.

4. Проектирование решений по консалтинговому проекту – 3 стр.

Заключение (краткое описание планируемых результатов от внедрения проекта). 3 стр.

Список литературы (не менее 15 источников).

Приложение


При подборе методов диагностики, решения проблемы и обучения можно использовать….

Наиболее известные методы психологической активизации и обучения:

· Мозговой штурм

· Обратная мозговая атака

· Теневая мозговая атака

· Корабельный совет

· Метод фокальных объектов

· Аналогии. Синектика

· Метод "Приемы аналогий"

· Оператор РВС

· Конференция идей

· Метод маленьких человечков

· Метод "Шесть шляп мышления"

· Метод "Коучинг"

Методы систематизированного поиска

· Списки контрольных вопросов

· Морфологический анализ

· Функциональный анализ

· Функциональный метод проектирования Мэтчетта

· Метод фокальных объектов

· Метод гирлянд ассоциаций и метафор

· Метод многократного последовательного классифицирования

· Метод синтеза оптимальных форм

· Метод системного экономического анализа и поэлементной отработки конструктивных решений

· Метод "Пять почему"


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник