12.09.2019

Методы психологического и педагогического исследования. Методы анализа и обработки данных


В этом разделе указывается способ обработки эмпирической информации (ручной или машинный); содержание работы по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиво­речивость и т.п.); объем подготовительной работы и примерные затраты на ее выполнение.

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии на­звание данных. Понятия «социологические данные» и «эмпирические данные» в учебниках и словарях, как правило, специально не определяются и обычно счи­таются синонимами. Такого рода понятия считаются чем-то само собой разумею­щимся, привычным, знакомым для каж­дого профессионального социолога. Эм­ пирические данные появляются только на определенном этапе - после проведения полевого обследования (массового сбора информации на объектах).

С социологическими данными можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработки; шифровать, кодировать и т.д.; 2) обраба­тывать (вручную или с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признаков, классифицировать и т.д.; 3) анали­зировать; 4) интерпретировать.

Этап анализа данных - комплекс процедур, составляющих стадии пре­образования данных. В качестве основных выделяются: этап подготовки к сбору и анализу информации; оперативный этап первичной обработки данных, проверки надежности информации, формирования описательных дан­ных, их интерпретации; результирующий этап обобщения данных анализа и реализации прикладной функции. На каждом этапе решаются относитель­но самостоятельные задачи. Вместе с тем ход анализа в исследовании от­личается достаточно высокой гибкостью. Наряду с общей и установленной последовательностью этапов складываются определенная цикличность и итеративность ряда процедур, возникает необходимость возврата к прежним этапам. Так, в ходе интерпретации полученных показателей и проверки ги­потез для уточнения (объяснения) формируются новые подмассивы дан­ных, изменяются или строятся новые гипотезы и показатели. Соответствен­но, представленные в схемах этапы и процедуры анализа задают лишь об­щее направление цикла анализа данных.

Анализ данных представляет собою своеобразную «вершину» всей проце­дуры социологического исследования, ее результатом, ради которого все, собственно, и проделывается. Методы анализа данных описываются в соот­ветствии с разрабатываемой методикой сбора информации. Указываются такие универсальные процедуры анализа, как получение первичных (линей­ных) распределений ответов на вопросы анкеты; двойные (парные) связи между изучаемыми признаками (переменными); коэффициенты связи, ко­торые будут получены на ЭВМ.

Рис. 6. Анализ данных - наиболее важная часть социологического исследования

Анализ данных - основной вид работ социологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчет показателей, обоснование и доказательство гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.

Основное назначение анализа данных: зафиксировать информацию об изу­чаемом объекте в виде признаков, определить ее надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели иссле­дуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы, обобщить результаты ис­следования, установить направления и формы их практического применения.

Основные нормативные требования: руководящая роль теоретических тре­бований, методологических принципов; концептуальная взаимосвязь всех этапов анализа с программой исследования, обеспечение полноты, надеж­ности информации и продедур достоверности результатов исследования; си­стематизация, сжатие и более полное выражение информации за счет исполь­зования на всех этапах анализа логических, математико-статистических и ин­формационных методов, эффективных процедур, современных технических средств; итеративность процесса анализа, повышение уровня обоснованно­сти информации на каждом следующем этапе исследования; всемерное ис­пользование компетенции специалистов, развитие творческой инициативы исполнителей.

Программа анализа данных является составной частью программы социо­логического исследования. Ее ведущие задачи: определение вида и состава необходимой информации, определение способов, средств ее регистрации, измерения, обработки и преобразования, обеспечение надежности данных, определение форм интерпретации, обобщение данных, установление спосо­бов практического применения результатов исследования.

Измерение - это приписывание, согласно определенным правилам, чис­ловых значений объектам, их признакам в виде эмпирических индикаторов и математических символов. С его помощью дается количественная и каче­ственная оценка свойств, признаков объекта. Оно может быть рассмотрено как построение математической модели определенной эмпирической систе­мы. Процедура измерения включает три основных этапа: выделение изме­ряемых величин из всего набора возможных величин, характеризующих объект; нахождение эталона; соотнесение эталона с измеряемой величиной и получение соответствующей числовой характеристики.

Важным инструментом измерения выступают в социологии измерительные шкалы. Измерительная шкала - основной инструмент социального измере­ния, в качестве эталона служит средством фиксации той или иной совокуп­ности значений, интересующих исследователя. Шкала устанавливает опреде­ленную последовательность индикаторов. Она является средством анализа статистического материала. В ходе измерения с ее помощью качественно раз­нородные данные приводятся к сопоставимым количественным показателям. В зависимости от характера измеряемых признаков и задач их анализа исполь­зуются различные шкалы: номинальная (для классификации объектов, их признаков), порядковая (для сравнения интенсивности проявления призна­ка по возрастанию и убыванию), интервальная (для анализа интенсивности свойств объектов, выраженных величинами, разбитыми на равные интерва­лы), шкала отношений (для отражения отношений пропорции).

Организационный план исследования

Организационный план описывает распределение во времени выполне­ния этапов и отдельных процедур исследования. Он строится по схеме, традиционной для любого плана работы, включающего содержание выполняе­мых видов работ, исполнителей и сроки выполнения. В плане исследования социолог указывает лишь наиболее крупные разделы.

Организационная работа в целом состоит из следующих этапов:

♦ организация отношений с заказчиками и соисполнителями исследова­ния: а) оформление договоров и соглашений; б) обеспечение доступности ис­точников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов); в) обеспечение организационных условий для проведения полевого иссле­дования (время, помещение, условия, оргтехника);

♦ финансовое и кадровое обеспечение исследования;

♦ тиражирование методического инструментария;

♦ проведение пробного исследования;

♦ проведение основного исследования;

♦ обработка результатов исследования;

♦ интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих гипотез ис­следования;

♦ обоснование теоретических выводов исследования;

♦ обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций;

♦ оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.

Таким образом, в методическую часть программы социологического ис­следования входят три важных компонента, по отношению к которым дру­гие элементы занимают второстепенное место:

♦ Методы выборки.

♦ Методы сбора данных.

♦ Методы анализа данных.

В этом разделе указывается способ обработки эмпирической информации (ручной или машинный); содержание работы по подготовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиво­речивость и т.п.); объем подготовительной работы и примерные затраты на ее выполнение.

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии на­звание данных. Понятия «социологические данные» и «эмпирические данные» в учебниках и словарях, как правило, специально не определяются и обычно счи­таются синонимами. Такого рода понятия считаются чем-то само собой разумею­щимся, привычным, знакомым для каж­дого профессионального социолога. Эм­ пирические данные появляются только на определенном этапе - после проведения полевого обследования (массового сбора информации на объектах).

С социологическими данными можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработки; шифровать, кодировать и т.д.; 2) обраба­тывать (вручную или с помощью компьютера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признаков, классифицировать и т.д.; 3) анали­зировать; 4) интерпретировать.

Этап анализа данных - комплекс процедур, составляющих стадии пре­образования данных. В качестве основных выделяются: этап подготовки к сбору и анализу информации; оперативный этап первичной обработки дан-

ных, проверки надежности информации, формирования описательных дан­ных, их интерпретации; результирующий этап обобщения данных анализа и реализации прикладной функции. На каждом этапе решаются относитель­но самостоятельные задачи. Вместе с тем ход анализа в исследовании от­личается достаточно высокой гибкостью. Наряду с общей и установленной последовательностью этапов складываются определенная цикличность и итеративность ряда процедур, возникает необходимость возврата к прежним этапам. Так, в ходе интерпретации полученных показателей и проверки ги­потез для уточнения (объяснения) формируются новые подмассивы дан­ных, изменяются или строятся новые гипотезы и показатели. Соответствен­но, представленные в схемах этапы и процедуры анализа задают лишь об­щее направление цикла анализа данных.



Анализ данных представляет собою своеобразную «вершину» всей проце­дуры социологического исследования, ее результатом, ради которого все, собственно, и проделывается. Методы анализа данных описываются в соот­ветствии с разрабатываемой методикой сбора информации. Указываются такие универсальные процедуры анализа, как получение первичных (линей­ных) распределений ответов на вопросы анкеты; двойные (парные) связи между изучаемыми признаками (переменными); коэффициенты связи, ко­торые будут получены на ЭВМ.

Рис. 6. Анализ данных - наиболее важная часть социологического исследования

Анализ данных - основной вид работ социологического исследования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчет показателей, обоснование и доказательство гипотез, построение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.

Основное назначение анализа данных: зафиксировать информацию об изу­чаемом объекте в виде признаков, определить ее надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели иссле­дуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы, обобщить результаты ис­следования, установить направления и формы их практического применения.

Основные нормативные требования: руководящая роль теоретических тре­бований, методологических принципов; концептуальная взаимосвязь всех этапов анализа с программой исследования, обеспечение полноты, надеж­ности информации и продедур достоверности результатов исследования; си­стематизация, сжатие и более полное выражение информации за счет исполь­зования на всех этапах анализа логических, математико-статистических и ин­формационных методов, эффективных процедур, современных технических средств; итеративность процесса анализа, повышение уровня обоснованно­сти информации на каждом следующем этапе исследования; всемерное ис­пользование компетенции специалистов, развитие творческой инициативы исполнителей.

Программа анализа данных является составной частью программы социо­логического исследования. Ее ведущие задачи: определение вида и состава необходимой информации, определение способов, средств ее регистрации, измерения, обработки и преобразования, обеспечение надежности данных, определение форм интерпретации, обобщение данных, установление спосо­бов практического применения результатов исследования.

Измерение - это приписывание, согласно определенным правилам, чис­ловых значений объектам, их признакам в виде эмпирических индикаторов и математических символов. С его помощью дается количественная и каче­ственная оценка свойств, признаков объекта. Оно может быть рассмотрено как построение математической модели определенной эмпирической систе­мы. Процедура измерения включает три основных этапа: выделение изме­ряемых величин из всего набора возможных величин, характеризующих объект; нахождение эталона; соотнесение эталона с измеряемой величиной и получение соответствующей числовой характеристики.

Важным инструментом измерения выступают в социологии измерительные шкалы. Измерительная шкала - основной инструмент социального измере­ния, в качестве эталона служит средством фиксации той или иной совокуп­ности значений, интересующих исследователя. Шкала устанавливает опреде­ленную последовательность индикаторов. Она является средством анализа статистического материала. В ходе измерения с ее помощью качественно раз­нородные данные приводятся к сопоставимым количественным показателям. В зависимости от характера измеряемых признаков и задач их анализа исполь­зуются различные шкалы: номинальная (для классификации объектов, их признаков), порядковая (для сравнения интенсивности проявления призна­ка по возрастанию и убыванию), интервальная (для анализа интенсивности свойств объектов, выраженных величинами, разбитыми на равные интерва­лы), шкала отношений (для отражения отношений пропорции).

Организационный план исследования

Организационный план описывает распределение во времени выполне­ния этапов и отдельных процедур исследования. Он строится по схеме, тра-

диционной для любого плана работы, включающего содержание выполняе­мых видов работ, исполнителей и сроки выполнения. В плане исследования социолог указывает лишь наиболее крупные разделы.

Организационная работа в целом состоит из следующих этапов:

♦ организация отношений с заказчиками и соисполнителями исследова­ния: а) оформление договоров и соглашений; б) обеспечение доступности ис­точников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов); в) обеспечение организационных условий для проведения полевого иссле­дования (время, помещение, условия, оргтехника);

♦ финансовое и кадровое обеспечение исследования;

♦ тиражирование методического инструментария;

♦ проведение пробного исследования;

♦ проведение основного исследования;

♦ обработка результатов исследования;

♦ интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих гипотез ис­следования;

♦ обоснование теоретических выводов исследования;

♦ обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций;

♦ оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.

Таким образом, в методическую часть программы социологического ис­следования входят три важных компонента, по отношению к которым дру­гие элементы занимают второстепенное место:

♦ Методы выборки.

♦ Методы сбора данных.

♦ Методы анализа данных.

НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ

Программа исследования играет важную роль и при оформлении итоговы> документов исследования. По форме и назначению различают три основны? вида итоговых документов: 1) отчет; 2) научные публикации; 3) публикации i средствах массовой информации. Научный отчет адресован заказчику, науч­ная статья - специалистам, а публикация в прессе - широкой публике.

Объем научного отчета в фундаментальном исследовании очень большой а его структура повторяет в основных чертах программу исследования.

Объем заключительного отчета в прикладном исследовании, в частноста маркетинговом, обычно меньше, так как не включает теоретико-методоло гический раздел. Его структура также приближается к структуре программь прикладного исследования. Тот и другой наряду с полной формой имеют егя< краткую. Краткая форма отчета о фундаментальном исследовании состой" из 22-24 страниц. Краткий вариант прикладного отчета не превышает К страниц.

Структура, объем и содержание научного отчета ориентированы на своеп потребителя - профессиональных коллег в первом случае и менеджеров ком пании заказчика во втором. Коллег больше интересует описание методики ис

следования, используемых понятий, способ их операционализации, репрезен­тативность данных и иные атрибуты академического исследования. Ничего та­кого администрации компании не нужно. Главное для них - простой и ясный язык изложения, четкость и практическая эффективность рекомендаций.

Свой научный отчет академический ученый сдает руководству своего ин­ститута (факультета) либо представителям научного фонда, от которого по­лучен грант на исследование. Прикладник же отправляет свои документы не­посредственно заказчику - администрации области или частной компании.

Материальное благополучие прикладника определяется тем, насколько удачным показался его отчет заказчику. Даже если исследование проведено недостаточно хорошо, некоторые его огрехи можно прикрыть прекрасно выполненным отчетом.

Судьба академического ученого прежде всего зависит от количества и ка­чества научных публикаций. Ими определяются статус и социальный ранг специалиста, авторитет и уважение в профессиональном сообществе. На основе опубликованных данных решается основной вопрос - о научной новизне и приоритете.

Какой бы ни была судьба научного отчета, он является главным итого­вым документом, включающим всю содержательную информацию, получен­ную в результате исследования.

Структурно заключительный отчет делится натри части: вводную, основ­ную и заключительную.

Вводная часть включает титульный лист, договор на проведение иссле­дования, меморандум, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию.

Введение ориентирует читателя на ознакомление с результатами отчета. Оно содержит описание общей цели отчета и целей исследования, актуаль­ности его проведения.

Врезка

Г.А. Черчилль

Методы обработки и анализа данных

В этом разделе указывается способ обработки эмпирической информации (ручной или машинный); содержание работы по под­готовке информации к обработке (контроль качества заполнения анкет, ручная кодировка ответов на открытые вопросы, редакция анкет, контроль на логическую непротиворечивость и т.п.); объем подготовительной работы и примерные затраты на ее выполнение.

Данные - первичная информация, полученная в результате социологичес­кого исследования; ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и т.п.

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии название данных. Понятия «социологические данные» и «эмпирические данные» в учебниках и словарях, как правило, специально не определяются и обычно считаются синонимами. Такого рода понятия считаются чем-то само собой разумеющим­ся, привычным, знакомым для каждого профессионального соци­олога. Эмпирические данные появляются только на определенном)тапе - после проведения полевого обследования (массового сбора информации на объектах).

С социологическими данными можно производить следующие операции: 1) подготавливать их для обработки; шифровать, коди­ровать и т.д.; 2) обрабатывать (вручную или с помощью компью­тера); табулировать, рассчитывать многомерные распределения признаков, классифицировать и т.д.; 3) анализировать; 4) интер­претировать.

Этап анализа данных - комплекс процедур, составляющих ста­дии преобразования данных. В качестве основных выделяются: этап подготовки к сбору и анализу информации; оперативный этап первичной обработки данных, проверки надежности информации, формирования описательных данных, их интерпретации; резуль­тирующий этап обобщения данных анализа и реализации приклад­ной функции. На каждом этапе решаются относительно самосто­ятельные задачи. Вместе с тем ход анализа в исследовании отли­чается достаточно высокой гибкостью. Наряду с общей и установленной последовательностью этапов складываются опре­деленная цикличность и итеративность ряда процедур, возникает необходимость возврата к прежним этапам. Так, в ходе интерпре­тации полученных показателей и проверки гипотез для уточнения (объяснения) формируются новые подмассивы данных, изменя­ются или строятся новые гипотезы и показатели. Соответствен­но, представленные в схемах этапы и процедуры анализа задают лишь общее направление цикла анализа данных.

Анализ данных представляет собою своеобразную «вершину» всей процедуры социологического исследования, ее результатом, ради которого все, собственно, и проделывается. Методы анализа данных описываются в соответствии с разрабатываемой методи­кой сбора информации. Указываются такие универсальные про­цедуры анализа, как получение первичных (линейных) распреде­лений ответов на вопросы анкеты; двойные (парные) связи меж­ду изучаемыми признаками (переменными); коэффициенты связи, которые будут получены на ЭВМ.

Анализ данных - основной вид работ социологического иссле­дования, направленный на выявление устойчивых, существенных свойств, тенденции изучаемого объекта; включает выделение и расчет показателей, обоснование и доказательство гипотез, пост­роение выводов исследования. На его основе поддерживается логическая стройность, последовательность, обоснованность всех процедур исследования.

Основное назначение анализа данных: зафиксировать инфор­мацию об изучаемом объекте в виде признаков, определить ее надежность, выработать объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса, обосновать и проверить гипотезы, обобщить результаты исследования, уста­новить направления и формы их практического применения.

Основные нормативные требования: руководящая роль теоре­тических требований, методологических принципов; концептуаль­ная взаимосвязь всех этапов анализа с программой исследования, обеспечение полноты, надежности информации и процедур дос­товерности результатов исследования; систематизация, сжатие и более полное выражение информации за счет использования на всех этапах анализа логических, математико-статистических и информационных методов, эффективных процедур, современных технических средств; итеративность процесса анализа, повышение уровня обоснованности информации на каждом следующем эта­пе исследования; всемерное использование компетенции специ­алистов, развитие творческой инициативы исполнителей.

Программа анализа данных является составной частью про­граммы социологического исследования. Ее ведущие задачи: оп­ределение вида и состава необходимой информации, определение способов, средств ее регистрации, измерения, обработки и пре­образования, обеспечение надежности данных, определение форм интерпретации, обобщение данных, установление способов прак­тического применения результатов исследования.

Измерение - это приписывание, согласно определенным пра­вилам, числовых значений объектам, их признакам в виде эмпи­рических индикаторов и математических символов. С его помо­щью дается количественная и качественная оценка свойств, при­знаков объекта. Оно может быть рассмотрено как построение математической модели определенной эмпирической системы. Процедура измерения включает три основных этапа: выделение измеряемых величин из всего набора возможных величин, харак­теризующих объект; нахождение эталона; соотнесение эталона с измеряемой величиной и получение соответствующей числовой характеристики.

Важным инструментом измерения выступают в социологии из­мерительные шкалы. Измерительная шкала - основной инстру­мент социального измерения, в качестве эталона служит средством фиксации той или иной совокупности значений, интересующих исследователя. Шкала устанавливает определенную последовательность индикаторов. Она является средством анализа статистичес­кого материала. В ходе измерения с ее помощью качественно раз­нородные данные приводятся к сопоставимым количественным показателям. В зависимости от характера измеряемых признаков и задач их анализа используются различные шкалы: номинальная (для классификации объектов, их признаков), порядковая (для сравнения интенсивности проявления признака по возрастанию и убыванию), интервальная (для анализа интенсивности свойств объектов, выраженных величинами, разбитыми на равные интервалы), шкала отношений (для отражения отношений пропорции).

Организационный план исследования

Организационный план описывает распределение во времени выполнения этапов и отдельных процедур исследования. Он строится по схеме, традиционной для любого плана работы, включа­ющего содержание выполняемых видов работ, исполнителей и сроки выполнения. В плане исследования социолог указывает лишь наиболее крупные разделы.



Организационная работа в целом состоит из следующих этапов:

♦ организация отношений с заказчиками и соисполнителями исследования: а) оформление договоров и соглашений; б) обеспе­чение доступности источников информации (документов, наблюдаемых ситуаций, респондентов); в) обеспечение организацион­ных условий для проведения полевого исследования (время, по­мещение, условия, оргтехника);

♦ финансовое и кадровое обеспечение исследования;

♦ тиражирование методического инструментария;

♦ проведение пробного исследования;

♦ проведение основного исследования;

♦ обработка результатов исследования;

♦ интерпретация эмпирических данных и проверка рабочих гипотез исследования;

♦ обоснование теоретических выводов исследования;

♦ обсуждение с заказчиками результатов и практических рекомендаций;

♦ оценка эффективности внедрения практических рекомендаций.

Таким образом, в методическую часть программы социологического исследования входят три важных компонента, по отношению к которым другие элементы занимают второстепенное место:

♦ Методы выборки.

♦ Методы сбора данных.

♦ Методы анализа данных.

В программе обязательно надо давать характеристику методов и приемов сбора первичной информации (анкетного опроса, ин­тервью, анализа документов, наблюдения), описать логическую структуру применяемого методического инструментария, из ко­торой видно, на выявление каких характеристик, свойств предмета исследования направлен тот или иной блок вопросов; порядок расположения вопросов в инструментарии. Сам инструментарий прилагается к программе в качестве самостоятельного документа. Иногда сюда включают логические схемы обработки собранной информации, показывающие предполагаемый диапазон и глуби­ну анализа данных.

Обработка социологической информации - математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактны­ми, пригодными для анализа и интерпретации.

Когда мы приступаем к построению программы социологичес­кого исследования, то самым сложным и важным делом, предоп­ределяющим общий успех, является, пожалуй, создание теорети­ческой модели предмета исследования (ТМПИ).

Научный отчет

После завершения анализа данных результаты оформляются в итоговые документы исследования. По форме и назначению раз­личают три основных вида итоговых документов: 1) отчет; 2) на­учные публикации; 3) публикации в средствах массовой инфор­мации. Научный отчет адресован заказчику, научная статья - спе­циалистам, а публикация в прессе - широкой публике.

Объем научного отчета в фундаментальном исследовании очень большой, а его структура повторяет в основных чертах програм­му исследования.

Объем заключительного отчета в прикладном исследовании, в частности маркетинговом, обычно меньше, так как не включает теоретико-методологический раздел. Его структура также прибли­жается к структуре программы прикладного исследования. Тот и другой наряду с полной формой имеют еще краткую. Краткая форма отчета о фундаментальном исследовании состоит из 22-24 страниц. Краткий вариант прикладного отчета не превышает 10 страниц.

Структура, объем и содержание научного отчета ориентированы на своего потребителя - профессиональных коллег в первом случае и менеджеров компании заказчика во втором. Коллег боль­ше интересует описание методики исследования, используемых понятий, способ их операционализации, репрезентативность данных и иные атрибуты академического исследования. Ничего такого администрации компании не нужно. Главное для них - простой и ясный язык изложения, четкость и практическая эффективность рекомендаций.

Свой научный отчет академический ученый сдает руководству своего института (факультета) либо представителям научного фонда, от которого получен грант на исследование. Прикладник же отправляет свои документы непосредственно заказчику - адми­нистрации области или частной компании.

Если научный отчет адресован заказчику, то научная статья - специалистам, а публикация в прессе - широкой публике. Поло­жение преподавателя зависит от качества и количества читаемых лекций, спецкурсов, семинаров, выступлений на научных конфе­ренциях, числа защищенных диссертантов.

Материальное благополучие прикладника определяется тем, насколько удачным показался его отчет заказчику. Даже если исследование проведено недостаточно хорошо, некоторые его огрехи можно прикрыть прекрасно выполненным отчетом.

Судьба академического ученого прежде всего зависит от количества и качества научных публикаций. Ими определяются статус и социальный ранг специалиста, авторитет и уважение в профессиональном сообществе. На основе опубликованных данных решается основной вопрос - о научной новизне и при­оритете.

Какой бы ни была судьба научного отчета, он является глав­ным итоговым документом, включающим всю содержательную информацию, полученную в результате исследования.

Структурно заключительный отчет делится на три части: ввод­ную, основную и заключительную.

Вводная часть включает титульный лист, договор на проведе­ние исследования, меморандум, оглавление, перечень иллюстра­ций и аннотацию.

Введение ориентирует читателя на ознакомление с результата­ми отчета. Оно содержит описание общей цели отчета и целей in следования, актуальности его проведения.

Основная часть отчета состоит из введения, характеристики методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации ограничений, а также выводов и рекомендаций.

В методологическом разделе описываются: кто или что явилось объектом исследования, используемые методы. В конце приводят­ся выводы и рекомендации. Выводы основываются на результа­тах проведенного исследования. Рекомендации представляют со­бой предположения относительно того, какие следует предпринять действия исходя из изложенных выводов.

В заключительной части приводятся приложения, содержащие дополнительную информацию, необходимую для более глубоко­го осмысления полученных результатов. Приводятся ссылки на авторов и источники использованных методов.

Кроме полного обзора необходимо представить еще и краткий обзор, который считается наиболее важной частью отчета. Мно­гие заказчики читают только его. Другие прочитают больше, но даже они будут использовать краткий отчет в качестве руковод­ства к практическим действиям. Он представляет собой не выжим­ку из полного отчета, где все положения излагаются в сжатой форме, не краткое изложение сути существенных результатов и заключений. Успешный краткий отчет акцентирует внимание на всех важных моментах основной части отчета. Надлежащим об­разом написанный, он экономит время занятых руководителей без ущерба для качества.

по курсу Основы экономики

по теме: Методы анализа и обработки данных

Введение

2. Основные группы эконометрических методов анализа и обработки данных

3. Факторный анализ экономических данных

Заключение

Литература

Введение

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет и методику исследования. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

В данной работе анализируются способы и методы анализа и обработки данных.

1. Общая характеристика методов анализа и обработки данных

Основная цель экономического анализа получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Экономический анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Можно выделить следующие основные принципы анализа и обработки данных:

Научность базируется на положениях динамической теории познания, учитывать требования экономических законов, использовать достижения научно-технического прогресса, а также методы экономических исследований. Принцип научности реализуется путем совершенствования анализа хозяйственной деятельности, применения методик и ЭВМ.

Объективность, конкретность и точность предполагает исследование реальных экономических явлений и процессов и их причинно-следственная связь. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, а выгода его должна обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а так же методики анализа с целью повышения его точности и достоверности расчета.

Системность и комплексность каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой. Так же изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов, определенным образом связанных между собой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимозачетности его отдельных элементов. Комплектность и исследование требуют охвата всех звеньев и всех сторон деятельности предприятий.

Оперативность и своевременность предусматривает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и проводить их в жизнь. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и перераспределении причин отклонения от плана, как по количественным, так и по качественным показателям, изыскание путей устранения отрицательно-действующих факторов и закрепления усиления положительных факторов. Все это делает возможным улучшения работы предприятий.

Действенность активное воздействие на ход процесса производства и его результатов.

Плановость и систематичность анализ проводится по плану и периодически. Этот принцип позволяет планировать работу.

Демократичность предполагает участие всех в проведении анализа и предполагает доступность информации всем. Кто принимает решение.

Эффективность затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Основными функциями финансового анализа являются:

объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;

выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Проанализируем сущность методов анализа экономических данных. Общим по своему характеру методом, который раскрывает общие законы развития материального мира является диалектический метод. Понимание особенностей диалектического метода определяет метод экономического анализа, и его характерные особенности.

1. Использование диалектического метода в анализе означает, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном изменении, развития, то есть в динамике. Отсюда вытекает первая характерная особенность метода анализа необходимость постоянных сравнений, изучение экономических процессов в динамике. Сравнения могут быть с данными плана, результатами минувших лет, с достиже

по курсу «Основы экономики»

по теме: «Методы анализа и обработки данных»


Введение

1. Общая характеристика методов анализа и обработки данных

2. Основные группы эконометрических методов анализа и обработки данных

3. Факторный анализ экономических данных

Заключение

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет и методику исследования. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации. Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

В данной работе анализируются способы и методы анализа и обработки данных.


Основная цель экономического анализа – получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов. Экономический анализ позволяет выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Можно выделить следующие основные принципы анализа и обработки данных:

Научность – базируется на положениях динамической теории познания, учитывать требования экономических законов, использовать достижения научно-технического прогресса, а также методы экономических исследований. Принцип научности реализуется путем совершенствования анализа хозяйственной деятельности, применения методик и ЭВМ.

Объективность, конкретность и точность – предполагает исследование реальных экономических явлений и процессов и их причинно-следственная связь. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, а выгода его должна обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а так же методики анализа с целью повышения его точности и достоверности расчета.

Системность и комплексность – каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным образом связанных между собой. Так же изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов, определенным образом связанных между собой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимозачетности его отдельных элементов. Комплектность и исследование требуют охвата всех звеньев и всех сторон деятельности предприятий.

Оперативность и своевременность – предусматривает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и проводить их в жизнь. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и перераспределении причин отклонения от плана, как по количественным, так и по качественным показателям, изыскание путей устранения отрицательно-действующих факторов и закрепления усиления положительных факторов. Все это делает возможным улучшения работы предприятий.

Действенность – активное воздействие на ход процесса производства и его результатов.

Плановость и систематичность – анализ проводится по плану и периодически. Этот принцип позволяет планировать работу.

Демократичность – предполагает участие всех в проведении анализа и предполагает доступность информации всем. Кто принимает решение.

Эффективность – затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Основными функциями финансового анализа являются:

объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности анализируемой компании;

выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.

Проанализируем сущность методов анализа экономических данных. Общим по своему характеру методом, который раскрывает общие законы развития материального мира является диалектический метод. Понимание особенностей диалектического метода определяет метод экономического анализа, и его характерные особенности.

1. Использование диалектического метода в анализе означает, что все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном изменении, развития, то есть в динамике. Отсюда вытекает первая характерная особенность метода анализа – необходимость постоянных сравнений, изучение экономических процессов в динамике. Сравнения могут быть с данными плана, результатами минувших лет, с достижениями других предприятий.

2. Материалистическая диалектика учит, что каждый процесс, каждое явление надо рассматривать как единство и борьбу противоположностей. Отсюда вытекает необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса. Это тоже одна из характерных особенностей анализа.

3. Использование диалектического метода означает, что изучение хозяйственной деятельности проводится с учетом всех взаимосвязей и взаимозависимостей. Ни одно явление не может быть оценено, если оно рассматривается обособленно, без связи с другими. Значит, чтобы понять и правильно оценить то или другое экономическое явление, необходимо изучить все взаимосвязи и взаимозависимости с другими явлениями. Это одна из методологических черт метода экономического анализа.

4. Взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений обуславливают необходимость комплексного подхода к изучению хозяйственной деятельности. Только комплексное изучение дает возможность правильно оценить результаты работы, раскрыть глубинные резервы в экономике предприятий. Комплексные исследования экономических явлений, процессов являются характерной особенностью метода экономического анализа.

5. Между многими явлениями существует причинная зависимость: одно явление выступает причиной другого. Поэтому важной методологической чертой анализа является установление причинно-следственных связей в изучении экономических явлений, это разрешает давать им количественную характеристику, оценивать влияния факторов на результаты деятельности предприятия. Это делает анализ точным, а его выводы обоснованными.

Изучение и измерение связей можно осуществить методом индукции и дедукци. Индукция заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных факторов к обобщениям, от причин к результатам. Дедукция – это способ исследования от общих факторов к частным, от результатов к причинам.

Индукция и дедукция, как логический исследовательский прием причинных связей, широко используется в анализе.

6. Использование диалектического метода в анализе означает, что каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого следует необходимость системного подхода к изучению объектов анализа.

Системный подход предусматривает в изучении явлений и процессов, их максимальную детализацию и систематизацию.

Детализация тех или других явлений необходимая для выявления наиболее важного и главного в исследуемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа.

Систематизация элементов разрешает построить приблизительную модель исследуемого объекта, определить его главные компоненты, функции, соподчиненность элементов, раскрыть логико-методологическую схему анализа.

После изучения отдельных сторон деятельности предприятия, их взаимосвязи, подчиненности и зависимости надо обобщить материалы исследования. При обобщении результатов анализа необходимо из всего множества исследуемых факторов выделить главные и решающие, от которых в основном зависят результаты деятельности.

7. Важной методологической чертой анализа является разработка и использование системы показателей, необходимых для комплексного системного исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия.

Таким образом, метод экономического анализа представляет собой комплексное системное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия, выявление и мобилизацию резервов с целью повышения эффективности производства.

Для проведения анализа и обработки данных необходимо, в первую очередь, построение экономической модели, отвечающей целям и задачам исследования. В зависимости от объекта исследования различают два вида экономических моделей: оптимизационные и равновесные. Посредством первых описывается поведение отдельных экономических субъектов, стремящихся к достижению своих целей при заданных возможностях, а посредством вторых представляется результат взаимодействия совокупности хозяйствующих агентов и выявляются условия совместимости их целей.

Взаимодействие отдельных экономических субъектов в ходе реализации своих планов отображается посредством равновесных моделей. Если модели поведения экономических субъектов предназначены для определения наилучшего способа достижения цели при заданных ресурсах, то равновесные модели равновесия определяют условия совместимости индивидуальных планов и выявляют инструменты их согласования.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник