21.08.2019

Меры государственной поддержки в рф. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в рф


Председатель комитета по финансовым услугам петербургской "Деловой России" Дмитрий Вагин представил корреспондентам "Невских новостей" экспертную позицию по вопросу реализации программы Минэкономразвития, направленной на льготное кредитование субъектов малого и среднего бизнеса.

В комментарии эксперт рассказал о востребованности программы и дал пояснения о механизме ее реализации.

"За последние несколько лет в России стартовало и успешно действует значительное количество мер государственной поддержки бизнеса. К ним можно отнести программу корпорации МСП «6,5», поручительства Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса субъектам МСП, инвестиционные продукты Фонда поддержки промышленности и многое другое. Стоит отметить, что государство на этом не останавливается. С начала февраля 2018 года Минэкономразвития РФ анонсировало программы льготного кредитования малых и средних предпринимателей под 6,5%. Это позволит более, чем на 3% снизить действующие льготные ставки" - отметил делоросс.

"Вместе с этим был определен перечень банков, работающих по данной программе. Это 15 банков в которых представители МСП могут получить льготный кредит. К ним относятся: ВТБ, Сбербанк, Россельхозбанк, банк «Акцепт», Альфа-банк, банк «Ассоциация», банк «Левобережный», банк «Интеза», Запсибкомбанк, МСП Банк, Примсоцбанк, Росевробанк, банк «Санкт-Петербург», РНКБ, ТКБ.

Банки будут кредитовать реальный бизнес сразу под низкую (6,5%) ставку. А уже банкам будут предоставляться субсидии из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке. Минэкономразвития также снижает минимальный размер кредита в рамках программы до 3 млн. рублей с 5 млн. рублей. Соответственно, займы на оборотные цели будут выдаваться в суммах от 3 до 100 миллионов рублей на одного заемщика. А на инвестиционные не должны превышать одного миллиарда рублей. Как правило, инвестиционные цели, это: закупка оборудования, строительство, реконструкция зданий предприятия.

Общий объем кредитов субъектам МСП в рамках программы поддержки в 2018 году составит 40 млрд. рублей. В более ранних программах, особенно касающихся субсидирования процентной ставки сельхозпроизводителей, клиент получал кредит по коммерческой ставке банка, а потом уже подавал документы на ее возмещение в госорганы. Возмещение занимало длительный срок, иногда до полугода" - заявил Дмитрий Вагин.

Также был скорректирован перечень приоритетных направлений деятельности, по которым будет предоставляться льготное финансирование. Льготное финансирование будет в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, туристской деятельности, здравоохранении и утилизации отходов, а также в сфере общественного питания и бытовых услуг. Существенным улучшением стали и сроки льготного кредитования: 10 лет на инвестиционные цели и 3 года - на оборотные.

Справка:

Представители МСП - это компании, зарегистрированные на российской территории и по ряду параметров относящиеся к малому или среднему бизнесу. К основным параметрам относятся среднесписочная численность персонала и выручка компании за год.

В Московской области набирает обороты социально ориентированное предпринимательство. Владельцы малого и среднего бизнеса в данной сфере ориентированы в первую очередь на достижение общественно полезных целей. К социально значимым проектам можно отнести детские центры, предприятия, занимающиеся вопросами культурного наследия, и реабилитационные кабинеты. Одной из ключевых задач социального предпринимательства является создание возможностей для трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия инвалидов. По оценкам экспертов, развитие социального предпринимательства сейчас является приоритетным направлением в работе властей Московской области. О том, как формируется эта сфера бизнеса в Подмосковье, читайте в материале портала mosreg.ru.

Направления и задачи социального предпринимательства

В рамках социальных проектов люди с ограниченными возможностями здоровья оказываются вовлечены в активную деятельность и получают возможность работать. Существуют также проекты, направленные на социальное сопровождение нуждающихся в этом людей. Кроме того, в форме государственно-частного партнерства в регионе создают предприятия по разработке и производству медицинских услуг и технических средств реабилитации для инвалидов. Новые социальные проекты − социальный детский центр, предоставление услуг по уходу за пожилыми людьми, реабилитационный кабинет − позволяют повысить конкуренцию соцуслуг в Подмосковье.

Одна из основных задач социальных проектов − создавать рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья. Так, жительница Истры Оксана Борисова открыла семейную свечную мастерскую Candlebar. Предприниматель приняла на работу 21 инвалида, среди которых есть люди с ментальными расстройствами, проблемами зрения и слуха, а также нарушениями опорно-двигательного аппарата. Работникам мастерской доставляют все необходимые материалы, и они трудятся дома. Ежемесячный заработок сотрудника мастерской с частичной занятостью составляет 20−25 тысяч рублей.

Меры господдержки

Владельцы малого и среднего бизнеса в социальной сфере могут получить займы от Московского областного фонда микрофинансирования. С 2016 года фонд предоставляет займы до трех миллионов рублей на срок до трех лет. Для социальных предпринимателей годовая процентная ставка составляет от 8% до 10,4% в то время как для представителей других сфер бизнеса она колеблется от 10% до 13% годовых.

При аренде бизнесменами недвижимого имущества, принадлежащего области или муниципальным образованиям, с 2015 года действует понижающий коэффициент в размере 0,5. Он установлен для социально значимых видов деятельности, к которым относятся частные детские сады и образовательные центры, магазины шаговой доступности, пекарни и народно-художественные промыслы. По данным на 1 января 2017 года, в области насчитывается 431 малое и среднее предприятие, которое пользуется льготными условиями аренды. Наибольшее количество таких предприятий находится в Королеве, Дубне, Протвине, Люберцах, Подольске и Домодедове.

В прошлом году Минэкономразвития России на Всероссийском конкурсе программ социального развития регионов наградило правительство Московской области дипломом за лучшую региональную практику развития социального предпринимательства. Федеральное ведомство отметило поддержку региональных предприятий малого и среднего бизнеса: налоговые льготы, финансовую и имущественную помощь. Так, для индивидуальных предпринимателей в социальной сфере в 2015 году ввели «налоговые каникулы» сроком на два года по упрощенной и патентной системам налогообложения. По итогам Всероссийского конкурса, в 2016 году Подмосковье признано регионом, где меры господдержки в сфере соцпредпринимательства действуют наиболее эффективно.

Организация социального производства − один из способов применения субсидий по программе самозанятости для открытия собственного дела. В 2017 году министерство соцразвития Московской области выделило на организацию самозанятости субсидии общей суммой 26 миллионов рублей.

Поощрение соцпроектов

С 2013 года в Подмосковье при поддержке Минэкономразвития России проводится конкурс «Лучший социальный проект года Московской области». Мероприятие организовали с целью развития социального предпринимательства в регионе. Кроме того, экспертная группа конкурса выявляет наиболее действенные практики поощрения и поддержки соцпроектов.

В конкурсе участвуют социальные проекты в сфере культурно-просветительской деятельности, дошкольного и дополнительного образования детей , в области физкультуры и спорта для людей, нуждающихся в социальном сопровождении.

При рассмотрении представленных проектов конкурсное жюри учитывает их значимость для общества, инновации при осуществлении предпринимательской деятельности, потенциал развития, экономическую устойчивость проекта и достигнутые результаты.

Полина Зотова

Ни для кого не секрет, что наличие хорошо развитого малого и среднего бизнеса обеспечивает ряд неоспоримых преимуществ для экономики страны. Это создание новых рабочих мест и самозанятость населения. Кроме того, это прирост налогов и увеличение валового внутреннего продукта. Развитие малого бизнеса - это улучшение качества жизни населения страны, ведь небольшие предприятия могут наиболее быстро приспосабливаться к изменениям требований современного рынка. Именно для этого государством разработаны программы для малого бизнеса. С господдержкой открыть свое дело гораздо проще, тем не менее, далеко не все молодые предприниматели знакомы с тонкостями ее получения.

Программа развития малого бизнеса в России

В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года говорится о том, что содействие субъектам среднего и малого бизнеса является одним из основных элементов экономической политики государства. По мнению специалистов, такие меры должны способствовать развитию здоровой конкуренции и давать гражданам возможность улучшить свое материальное положение. Помимо уже существующих форм субсидирования в новой концепции приняты качественно новые виды господдержки малого бизнеса, направленные на стимуляцию роста числа субъектов предпринимательской деятельности, а также на изменение их отраслевой структуры. Среди новых целей госстратегии развития можно увидеть такие:

  • уменьшение бюрократической волокиты при регистрации бизнеса и его развитии;
  • упрощение системы налогообложения для малого бизнеса;
  • уменьшение числа продукции, подлежащей сертификации;
  • улучшение эффективности госрегулирования в сфере лицензирования;
  • возможность применения различных источников финансирования.

Региональная программа поддержки бизнеса

Наряду с государственными действуют и региональные меры господдержки малого и среднего бизнеса. Такое содействие, в частности, может выражаться в создании бизнес-инкубаторов, венчурных и гарантийных фондов, а также в дополнительной стимуляции предприятий, деятельность которых ориентирована на экспорт. Кроме того, в регионах также принимаются комплексные программы стимулирования предпринимательской активности, в рамках которых выделяются средства на:

  • развитие лизинговой покупки оборудования;
  • поддержку предприятий, занимающихся инновационной деятельностью;
  • создание промышленных и технопарков;
  • улучшение энергоэффективности предприятий;
  • разработку и поддержку стартапов;
  • создание различных гарантийных фондов;
  • внедрение программ повышения квалификации для молодых предпринимателей, помощь в открытии бизнеса.

Условия предоставления субсидий

Все формы господдержки малого бизнеса представляют собой разовую государственную помощь, которая должна быть использована на реализацию конкретной задачи в рамках деятельности предприятия. Возвращать такую помощь в дальнейшем не придется, однако государство будет контролировать целевое расходование средств.

Для того чтобы получить финподдержку государства, предприятие должно соответствовать нескольким критериям:

  • быть официально зарегистрированным в качестве ИП или ООО (сведения должны содержаться в госреестре);
  • иметь правильно составленный бизнес-план, в котором обозначены конкретные направления расходования дотационных средств;
  • владельцем предприятия должен быть гражданин России, а при долевом участии резиденту РФ должно принадлежать не менее 51% всего уставного капитала.

Обращаться за государственной субсидией не могут предприятия, работающие в сфере:

  • страхования;
  • оказания банковских или других кредитных услуг;
  • выпуска и реализации подакцизного товара;
  • игорного бизнеса;
  • добычи полезных ископаемых;
  • рынка ценных бумаг.

Кому можно подавать заявки

Кроме условий, перечисленных выше, господдержка малого бизнеса предусматривает соблюдение еще некоторых условий для получения дотаций на развитие:

  • на момент подачи документов фирма должна быть зарегистрирована менее 2 лет назад;
  • общее число работников не может превышать 250 человек;
  • при паевом участии доля государственных и муниципальных партнеров в уставном капитале не может превышать 25%;
  • полное отсутствие налогового долга обязательно;
  • доход за предыдущие 12 месяцев не может превышать 1 млрд. рублей.

Если субъект предпринимательства соответствует всем вышеперечисленным критериям и желает получить дотацию, он должен подать заявку в региональное учреждение по поддержке малого и среднего бизнеса до 1 октября текущего года.

На что дадут деньги

Кроме того, что господдержка малого и среднего бизнеса, как мы уже выяснили, может быть оказана далеко не всем предприятиям, истратить ее как угодно тоже не получится. Для этого существуют определенные параметры. Итак, потратить субсидию можно:

  • на закупку, модернизацию и ремонт основных средств;
  • на найм новых сотрудников или улучшение условий труда уже имеющихся;
  • на покупку, обновление и установку лицензионного программного обеспечения;
  • на арендную плату за пользование производственными и офисными помещениями;
  • на вложение денежных средств в сырье и материалы.

Если вы только подумываете о том, чтобы открыть свое дело, и еще не определились с направлением, то следует знать, что приоритетными для выделения госсубсидий являются:

  • услуги ЖКХ, транспортные услуги и строительство;
  • любое производство (кроме подакцизных товаров);
  • сфера обслуживания населения;
  • программы поддержки и развития молодежи;
  • инновационные разработки;
  • развитие соцсферы - спорт, культура, образование;
  • возрождение ремесел и самобытной культуры народов.

Если вы все же решили заняться торговлей, то господдержка на развитие малого бизнеса, скорее всего, вам «не светит», хотя попытаться, конечно, стоит. Чтобы увеличить свои шансы, постарайтесь ориентировать свои товары на социально незащищенные слои населения - малообеспеченные семьи, инвалидов, пенсионеров и так далее. Выделите отдельной строкой в своем бизнес-плане работу с этими категориями.

Как получить дотацию

Итак, как получить господдержку малого бизнеса? Тут существует два пути - все зависит от того, какую именно помощь вы хотите получить: на открытие нового бизнеса или на развитие уже существующего молодого предприятия. В первом случае вам прямая дорога в центр занятости населения, а во втором нужно обратиться в департамент инвестиций. Перед обращением нужно внимательно изучить порядок подачи документов и запастись всеми необходимыми бумагами.

Центр занятости

Господдержка малого бизнеса для новичка начинается с постановки на учет в службу занятости населения и получения статуса безработного. Лучше всего обратиться в это учреждение предварительно и получить исчерпывающую консультацию по вопросам подготовки необходимых документов, а также суммы и порядка выплаты причитающейся компенсации. Однако этот этап можно пропустить и приготовить документы самостоятельно. Вам понадобятся оригиналы и копии:

  • паспорта;
  • трудовой книжки (при наличии);
  • диплома;
  • справки о доходах, если ранее вы были трудоустроены официально;
  • свидетельства о браке или его расторжении, если при этом происходила смена фамилии.

Подготовив все необходимое, отправляетесь на регистрацию. Сразу поставьте инспектора в известность о намерении получить субсидию на открытие ИП. Это поможет не тратить время на поиски подходящих вакансий, а перейти сразу к разработке бизнес-плана, который впоследствии придется защитить перед комиссией. По результатам защиты БП будет вынесено решение о выделении субсидии в размере 58 800 р., компенсации затрат на регистрацию ИП либо отказе в господдержке. Если случилось последнее и вам отказали, не расстраивайтесь, законом не ограничено количество попыток. Просто составьте другой бизнес-план и пройдите процедуру снова.

Департамент

Если ваше предприятие уже работает, стоит подумать о том, чтобы получить некоторую сумму на его развитие. Господдержка малого бизнеса в этом случае проводится департаментом инвестиций. Чтобы воспользоваться субсидией, в региональное отделение нужно приготовить:

  • свидетельство о регистрации юрлица или ФЛП;
  • копии уставных документов;
  • справку из центра занятости о прохождении обучения предпринимательской деятельности;
  • справки об отсутствии задолженностей по налогам и сборам из ФСС, налоговой службы и других организаций;
  • справку о том, что фирма не находится на стадии ликвидации;
  • документ о том, что после регистрации предприятия прошло более 6 месяцев;
  • документ, подтверждающий, что в отношении данной организации не открыто уголовное или админпроизводство;
  • паспорт (оригинал и копия);
  • оригинал и копия доверенности, если документы подает не хозяин;
  • бизнес-план;
  • заявление на получение субсидии;
  • выписка из банка об открытии расчетного счета.

Порядок предоставления

После того как весь пакет документов будет собран, он передается в исполком. Лучше всего сделать это лично, через канцелярию или воспользоваться помощью куратора службы занятости.

Рассмотрение и принятие документов должно завершиться в семидневный срок, после чего будет вынесено решение. Если вам отказали, проходим всю процедуру сначала. Если комиссия вынесла положительное решение, ваш бизнес-план передается в следующую инстанцию, где тоже происходит его рассмотрение и одобрение.

Законом установлено, что заседание комиссий происходит по мере поступления и накопления бизнес-планов, поэтому получение дотации может довольно сильно затянуться. Обычно дата ближайшего заседания комиссии указывается на официальном сайте департамента инвестиций.

Как видите, господдержка малого бизнеса - дело непростое и довольно хлопотное, но заняться ее оформлением все же стоит - при наличии качественного бизнес-плана шансы получить деньги на развитие достаточно высоки.


В заявлениях Правительства России создание условий для развития промышленности выдвигается в качестве важнейшей народнохозяйственной проблемы. В условиях промышленного спада для ее решения необходима разработка и принятие соответствующей законодательной системы мер. В этой системе следует выделить общие и целевые меры. Первые предназначены всем промышленным предприятиям при выполнении ими определенных условий (финансовое состояние, рыночная и инвестиционная активность и т. д.). Целевые же меры применяются индивидуально к производителям отдельных товаров внутреннего потребления или крупным хозяйствующим субъектам, способным восстановить активную финансово-хозяйственную деятельность при поддержке государства.
Общие меры поддержки промышленных предприятий имеют приоритетное значение. Им и должно быть уделено главное внимание. Можно выделить несколько групп таких мероприятий. Разработка механизма экономического стимулирования развития промышленности через налоговую систему. Он предусматривает полное освобождение от налогообложения добавленной стоимости и прибыли в ряде конкретных случаев.
Во-первых, не должны облагаться приросты объемов реализованной товарной продукции в натуральном выражении, полученные в результате оживления промышленности или увеличения экспорта в конкретном текущем году. Эта мера призвана оказать финансовую поддержку предприятиям, выходящим из кризиса и активно действующим на рынках сбыта. На следующий год от налогов освобождаются новые приросты объемов реализации.
Во-вторых, налогообложению не должна подлежать дополнительная прибыль, полученная предприятиями за счет повышения качества продукции и снижения издержек ее производства с учетом индекса цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д. Эта мера призвана стимулировать обновление ассортимента выпускаемой продукции, развитие материальной базы производства, внедрения новой техники и технологии. Она действует также только в текущем отчетном периоде.
В-третьих, в случае роста объемов реализации в отчетном периоде, следует освободить от налога на имущество ту часть имущества предприятий, которая используется для производства конкурентоспособной продукции. Контроль целевого использования амортизационного фонда. Представляется необходимым установить контроль налоговой инспекции за использованием амортизационного фонда предприятий. В случае его использования не по назначению исключить соответствующую часть из издержек производства и ввести необходимое ее налогообложение как прибыли. Стимулирование собственных инвестиций предприятий. Представляется целесообразным применять указанные в первом и втором пунктах льготы только при условии направления всего прироста прибыли, получившего льготу, на пополнение оборотных средств, инвестиции и инновации. Предприятиям, пользующимся этой льготой необходимо разработать инвестиционные программы, контролируемые действующим механизмом предоставления налогового кредита. В этом отношении большое значение имеет освобождение от налогов в местный и федеральный бюджеты той части прибыли, которая направляется на развитие производства, приобретение техники и финансирование НИОКР. Эта мера может применяться при наличии инвестиционной программы и под контролем ее выполнения со стороны налоговых органов. Указанные льготы распространяются на все предприятия, выполняющие исходные условия и получающие на них право по результатам хозяйственной деятельности. Изменение условий предоставления долгосрочного (среднесрочного) инвестиционного кредита для промышленных предприятий. Коммерциализация банковской системы привела к ее переориентации. Она, по существу, отказалась от производственных инвестиций (что является ее прямой функцией), сосредоточившись на спекулятивных операциях с ценными бумагами, на краткосрочных займах под высокую процентную ставку. Эта ставка превосходит ставку межбанковского кредита, которая в период относительной финансовой стабилизации не опускалась ниже 20%. Производственные инвестиции коммерческих банков составляют сейчас по разным источникам от I до 3% в общем их объеме.
Необходимо создать систему предоставления коммерческих инвестиционных промышленных кредитов на приемлемых для предприятий условиях. Следует рассмотреть возможность применения стимулирующих производственные инвестиции финансовых мер. В частности, Центробанку следует установить пониженную ставку межбанковского кредита для произвол- ственных инвестиций коммерческих банков на уровне, делающем производственные инвестиции хотя бы низкорентабельными. Необходимо далее освободить от налогов прибыль коммерческих банков, полученную в результате производственных инвестиций. Нужна также система инвестирования промышленности за счет части резервов Центробанка, в настоящее время размещаемых в зарубежных банках под довольно низкий процент.
Данные меры поддержки производства призваны создать благоприятный инвестиционно-инновационный климат. Они в определенной степени увеличивают нагрузку на финансовую систему России, но в то же время создают базу для развития промышленности и получения мультипликативного эффекта. Следует развить прямые государственные инвестиции в перспективные наукоемкие, социально-значимые и экспортные производства, формирующие будущую структуру промышленности. Важно предусмотреть безусловное финансирование Государственной инвестиционной программы из бюджета в полном объеме. Необходимо шире использовать на эти цели бюджетные кредиты.
Среди мер поддержки, применяемых дифференцированно к конкретным товаропроизводителям, наибольшее значение имеют меры по реструктуризации долгов и пополнение оборотных средств промышленных предприятий. Дело в том, что в среднем по России оборотные средства в промышленности с начала 90-х гг. уменьшились в 8-9 раз, а в результате осеннего кризиса 1998 г. - еще не менее, чем в 2 раза. Пополнять оборотные средства можно, в частности, за счет расширения и улучшения условий получения налогового кредита и использования других источников. Необходимо далее стимулировать разработку и выполнение инвестиционных программ предприятий, предоставлять льготные инвестиционные и другие кредиты для проведения работ, включенных в Государственную инвестиционную программу. Государство должно также гарантировать российским и иностранным коммерческим инвесторам сохранность вкладов в конкретные производства.
Эти меры нужно применять к предприятиям, имеющим реальные возможности оживления производства и выхода на соответствующие рынки. Для этого они обязаны защитить в Министерстве промышленности и науки свои бизнес-планы и инвестиционные программы. Для таких предприятий могут быть разработаны схемы налогового стимулирования производственной и инновационно-инвестиционной деятельности, включающие предоставление отсрочки или рассрочки задолженности по налоговым платежам, плате за энергоресурсы и воду и т. д. Отсрочки платежей в бюджет могут оформляться в виде налогового кредита или налоговых каникул.
В принципе, могут быть достаточно эффективны меры по взаимозачетам долгов по прямым технологическим цепочкам движения товаров. В результате пострадают предприятия, имеющие значительную кредиторскую задолженность. Это приведет к усилению их неплатежеспособности и ускорит принятие к ним экономических санкций. Такая мера безналичных расчетов не противоречит рынку. Предприятия с большой дебиторской задолженностью смогут улучшить свое финансовое положение.
Индивидуальные налоговые льготы, отсрочки платежей и другие меры поддержки конкретных предприятий следует предоставлять избирательно после маркетингового анализа ожидаемых результатов реализации инвестиционных программ, бизнес-планов, финансового состояния предприятий, их собственного участия в инвестиционных программах (не менее чем на 40% объемов финансирования) и других мероприятий с оценкой возвратности предоставляемых кредитов.
Вопросы и задания Является ли товарная специализация региона обязательным условием формирования промышленной политики России? На какой период целесообразно разрабатывать промышленную политику?
З.Что является экономической основой промышленной политики государства в рыночных условиях: а) эффективность предприятия; б) эффективность региона; в) эффективность государства? В чем выражаются основные экономические результаты промышленной политики: а) в доходах предприятия; б) в отчислениях в бюджет; в) в увеличении объемов реализации; г) в увеличении экспорта? Может ли промышленная политика быть самостоятельной системой действий? Имеет ли возможность субъект Федерации проводить самостоятельную промышленную политику? Из перечисленных источников инвестиций назовите тот, который является наиболее существенным для промышленных предприятий: а) собственные средства предприятий; б) коммерческие кредиты; в) государственные инвестиции; г) зарубежные инвестиции. Какая из экономических мер стимулирования увеличения производства потребительских товаров имеет наибольшее значение: а) снижение ставки налога на прибыль; б) повышение уровня жизни населения; в) освобождение от налога на прибыль производственных инвестиций; г) налоговое стимулирование приростов объемов реализации? Окажет ли влияние на развитие промышленности снижение на 5% налога на прибыль? Укажите основной источник финансирования технологического развития производства: а) собственные инвестиции;
б) коммерческие кредиты; в) амортизационный фонд; г) такого источника в настоящее время нет.
©Архангельский В.H., 2002

© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник