27.06.2020

Медицинская этика согласно исламу. Мусульманская этика Понятие "этика в мусульманских обществах"


Введение ………………………………………………………………………………………………2

Этика Ислама ………………………………………………………………………………………...3

Заключение …………………………………………………………………………………………13

Список использованной литературы …………………………………………………………15

Введение.

Ислам – древнейшая и наиболее многочисленная из мировых религий, поэтому обращение к ней актуально всегда, особенно сейчас, когда мусульманские страны обращают на себя столь пристальное внимание.

Сегодня, благодаря террористическим актам, исламские страны считаются бандой разбойников и убийц, хотя на самом деле это и не так.

Прежде чем судить о народе, а тем более воевать с ним, нужно изучить его историю, а главное религию и этику, чтобы понять мотивы поступков, понять то, чем руководствуются люди в тех или иных действиях.

Возможно, именно тогда можно будет найти общий язык с мусульманами и обойтись без жестоких, кровопролитных войн.

Исламская этика.

«Слово «ислам» означает «покорность». Отношение правоверного мусульманина к богу есть отношение преданного, нерассуждающего слуги, слепо выполняющего его предначертания» (2; 212).

Коран является основным источником исламских канонов и учения. Его основные принципы касаются нравственных проблем. Также стороны жизни мусульман получили оценку в Сунне (собрании преданий о высказываниях и поступках Мухаммеда) и шариате (систематизированном своде мусульманских законов). Коран провозглашает о том, что Божественная Милость вездесуща и охватывает абсолютно все. «Наш Господь тот, кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь» (Св. Коран, 20:50).

Исламская мораль берет свое начало в единобожии и завершается в нем. Вера в Единого Создателя, не имеющего себе ни равных, ни подобных, заключена в формуле «Ля иляха иллалах» - «Нет Бога, кроме Аллаха». Аллах не похож ни на одного из своих созданий, ни в ком и ни в чем не нуждается, никого не рождал и не был кем-либо рожден. Аллах неповторим в своей сущности, качествах и действиях. Это Всемогущий Творец и Правитель судеб всего Мироздания. Строгий монотеизм предрасполагает к тому, чтобы у людей активизировалась потребность к изучению и осмыслению безграничного мира не только в масштабах Вселенной, но и своего внутреннего, духовного мира. Учение ислама проникнуто высшей справедливостью и заботой о человеке. В Коране сказано: «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, а родителям – делание добра, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тому, чем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто горделиво хвастлив, которые скупятся и приказывают людям скупость, и скрывают то, что даровал им Аллах от своей щедрости… и тех, которые тратят свое имущество из лицемерия пред людьми…» (Св. Коран, 4:40 - 42).

Моральные нормы Корана предостерегают от дурных поступков для собственного блага человека, от его деградации и саморазрушения. В этом заключена высшая мудрость. «Он дарует мудрость кому захочет, а тот, кому дана мудрость, награжден великим благом» (Св. Коран, 2:269). Сподвижник пророка Мухаммеда,

Ибн-Зейд говорит: «Всякое слово, которое тебя увещевает, или призывает к совершению достойного, или удерживает от гадкого – это мудрость» (Св. Коран, 6;5). Более точным является высказывание Абу Джафара Мухаммеда бин Йакуба: «Всякое верное слово, порождающее правильное действие, есть мудрость» (Св. Коран, 6;6).

Предписанием Корана, высшей нравственной целью является стремление заслужить любовь и благорасположение Бога. Поступки во имя Аллаха возвращаются благом для всех. «И то, что бывает для их сотоварищей, это не доходит до Аллаха, а то, что для Аллаха, то доходит до их сотоварищей…» (Св. Коран, 6:137(136). В исламе человек всеми узами связан с единым Вечным Творцом, дающим жизнь и смерть. Речь идет об ответственности человека перед Богом, ответственности каждого из людей за свои поступки. Истинный мусульманин постоянно помнит это не только перед Аллахом, но и перед своей совестью и обществом в целом.

Упование на совесть особенно характерно для мусульманской морали. Верующий человек, утверждает этика ислама, не может совершить дурной поступок. Если человеческая совесть остается под защитой веры в своего Создателя, то каждый человек ощущает себя защищенным Могучим стражем, который помогает отгонять любую злую мысль или совершать недоброе действие. Связующим моментом между Творцом и человеком для сохранения самоконтроля человеческой личности является молитва, строго предписанная Кораном. Этим сохраняется удивительное чувство единения общины и всеобщего равенства перед Высшей Силой. Коленопреклонение перед Всемогущим вменено в обязанность еще и для того, дабы не был человек поклоняющимся никому, кроме Аллаха. Молитва удерживает от отчаяния и уныния из-за неприятностей в жизни или неисполнения желаний. Ежедневная пятикратная молитва дисциплинирует верующего, поддерживает его сознание в состоянии бодрствования. Она задает жизни мусульманина ритм и, что еще важнее, внутреннюю духовную размеренность.

Осуществление молитвы – дело совести каждого человека, определяемая степенью его веры и искренности перед Господом. Аллах запретил многие вещи, подрывающие братство между людьми.

Запрещены насмешки и издевательства над людьми. Верующему, признающему Аллаху, запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств, высокомерия и замаскированного тщеславия, презрительности по отношению к другим. Сказал Всевышний: «Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они – лучше их!» (Сура «Комнаты», аят 11). Запрещено мусульманину хулить, злословить, высмеивать другого и выискивать недостатки у другого. Сказано: «Стягиваются раны от копья,но не заживут те, что язык нанес». Ислам запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища. Допускающий этот харам подвергает опасности братство, отрицая мораль, такт, приличие. Ислам порицает подозрительность и недоверие друг к другу, ибо он хочет, чтобы общество его было основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не на подозрительности, злых мыслях, недоверии друг к другу. Ислам требует от мусульман чистоты внутренней и внешней. Поэтому так же, как недоверие, отвергается выслеживание и подозрительность. Исламом отвергается поклеп и хула. «И пусть одни из вас не поносят за глаза других» (Сура «Комнаты», аят 12). Клевета и сплетня – более страшный харам, нежели поклеп и напраслина. Коран осудил этот порок, говоря: «Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному хулителю, бродящему со сплетнями» (Сура, «Письменная трость», аяты 10 – 11). Запрещено обвинение целомудренных мусульманок в разврате, ибо в этом – великий вред для их репутации, для репутации их семей и опасность для будущего их.

Идеология ислама, его нравственные и правовые нормы, зафиксированные в Коране (а позднее и в сборниках хасидов), направлены на объединение разных народов на основе осмысления единой религии, Единого Создателя, ее обрядов и жизненных предписаний. Коран ниспослан для человечества как руководство всем народом планеты. Для мусульманина, признающего Одного Творца, все представители человечества равны между собой, будучи Его творениями. Ибо в Коране сказано: «Из Его знамений – творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом знамение для знающих» (Св. Коран, 30:22). «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый благородный из вас пред Аллахом – самый благочестивый. Поистине, Аллах – Знающий, Сведущий!» (Св. Коран, 49:13). «Для мусульманина цвет кожи и языка – явные внешние различия внутри человеческого рода. Такого рода внешние различия – это отнюдь не причина для заискивания или презрения, поскольку ислам признает лишь один критерий различия между людьми – это моральные и духовные качества…, характер человека, уровень его знаний и следования исламу» (7;213). Ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики, дозволенного и запретного. Нормативы благополучной жизни личности и общества считаются морально положительными – добром, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным – ко злу. В своем стремлении уклониться от формализма, ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям. В Коране говорится: «… Благодетелен тот, кто верит в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Коран, в пророков, благодаря своей любви к Аллаху раздает часть своего имущества своим близким, сиротам, оказавшимся в беде, путешественникам, бедным, пленным. Тот, кто соблюдает намаз, тот, кто соблюдает договоренности, терпеливо сносит невзгоды во время беды или на поле брани» (Св. Коран, 2:177).

Ислам – (арабск., буквально – покорность ), или мусульманство , – одна из наиболее распространенных религий, возникшая в начале 7 в. в Аравии .

Ислам возник в Аравии в период перехода арабов на стадию классового общества и образования Арабского государства.

Ислам, как и христианство, монотеистичен , то есть основным его положением является вера в единого Бога – Аллаха . Основатель этой религии – Мухаммед (570–632 гг.) почитается ее последователями (мусульманами) как Божий посланник . Ислам не наделяет Мухаммеда сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. В сравнении с прежними библейскими пророками он почти не творил чудеса. В основном мусульманская традиция описывает два чудесных явления, связанных с пророком, – это приветствие его в долине Мекки камнями и, главное, мирадж – чудесное путешествие по воздуху из Мекки в Иерусалим и на небеса.

Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь . Их священной книгой является Коран .

Текст Корана был записан в VII в. При халифе Османе была создана его сводная редакция, объявленная единственно правильной, расходящиеся с ней версии были уничтожены или объявлены вне закона. Коран был сведен в 114 сур .

По мнению В.С. Кукушина, Коран – не только поучительная, но и весьма загадочная книга. Она переведена на 102 языка мира.

Согласно исламу Коран является священной книгой, которой руководствуются в своем поведении все мусульмане. Строка за строкой Коран создает основы социально-юридической системы , которая в разной степени обращена как к мужчинам, так и к женщинам, и невозможно сказать, какому из полов в нем отдается предпочтение.

На основе заповедей Корана и проповедей пророка был создан шариат свод законов о правах, обязанностях и привилегиях женщин . В этом своеобразном кодексе, построенном на религиозной основе, не заложена дискриминация женщин . Наоборот, ислам обеспечивает женщинам большее уважение, почет, безопасность , чем многие другие установления.

Еще в VII веке ислам провозгласил человеческие свободы в их полном объеме, охватывающем все стороны человеческой жизни, и защиту от возможного ущемления или посягательства, создавая при этом возможности для реализации свобод.

Официальный ислам покоится на пяти столпах :

Шахад (символ веры ): Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его.

Салят – это название молитвы , которую мусульмане произносят не менее 5 раз в день.

Закат милосердие . Отношение дающего к человеку важнее, чем размер помощи.

пост Рамазан – священный месяц в исламском календаре, потому что именно в этом месяце Мухаммад был впервые признан как пророк.

Хадж (паломничество ). Каждый мусульманин должен совершить паломничество в Мекку. Цель хаджа – укрепить преданность паломника Богу.

Правила, что можно и чего нельзя употреблять в пищу, в исламе разработаны подробнее, чем в других религиях . Хотя многие из них заимствованы из доисламских обычаев и традиций, исламом они освящены и узаконены. Помимо прямых запретов, есть еще и косвенные, означающие порицание или неодобрение. Безоговорочно ислам запрещает употребление свинины, мусульманину запрещено даже торговать ею; запрещается употреблять в пищу кровь животных, мяса животных, умерших своей смертью.

Очень строго ислам запрещает употребление алкоголя, для мусульманина считается грехом даже присутствие при пьяном застолье . Появление в исламе запрета на употребление спиртного не случайно. Пьянство мешало исполнению религиозных предписаний. Для правоверного мусульманина считается грехом пропустить хотя бы одну из пяти обязательных молитв. А молитвы нетрезвого человека до Бога не доходят .

Особый акцент делается на обязательности постов (того, что мы привыкли называть разгрузочными днями), без которых организм перегружен шлаками. Эти предписания порождены многотысячными наблюдениями над здоровьем человека.

Есть еще одна традиция , объединяющая все мусульманские народы – омовение . Омовение – предписанный Кораном очистительный акт, предшествующий молитве. Состоит из обмывания чистой водой различных частей тела: гениталий, лица; полоскания рта и горла. При отсутствии воды допускается «очищение» песком. Перед пятничной молитвой совершается полное омовение.

Основополагающей установкой исламской этики является идея нерасторжимой связи веры и нравственности . Согласно мусульманской традиции, вера (иман) состоит из 3 элементов: внутреннее восприятие (итикад), исповедование словом (икрар), совершение добрых дел (амаль). Вера должна соединяться с добродетелью (исхан) и с исламом (вручением себя Аллаху с чувством зависимости). Из всего этого складывается религия (дин) в общем смысле слова.

Как и другие верования, ислам имеет несколько ветвей: суннизм, шиизм и ваххабизм.

Исповедуется в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии; мусульмане составляют религиозное меньшинство в Индии, КНР и балканских странах; в странах бывшего СССР проживают главным образом в Средней Азии, Казахстане, Азербайджане, Дагестане, Татарии и Башкирии.

В мусульманской медицинской этике кодекс Хаммурапи, является самой ранней записанной попыткой ясно сформулировать кодекс, определяющий поведение, включая поведение медиков. Несмотря на то, что народы Месопотамии использовали для лечения преимущественно магию и религиозные обряды, медицина обязана им многим, так как они весьма подробно описали на своих клинописных табличках множество заболеваний.

Они не только открыли некоторые медицинские методы, но и впервые стали изучать историю жизни пациента.

Мусульманская медицинская этика как в прошлом, так и сегодня полагается на традицию закона ислама.

Ключевыми элементами биомедицинской этики являются Понятия человеческой личности и смерти. Представление о человеческой личности определяет отношение верующего к такому акту, как добровольное прерывание беременности или к деторождению при. участии медицины. С определением смерти связана трансплантация органов, особенно в тех случаях, когда речь идет о жизненно важных органах скончавшегося донора.

С этим же определением связан и выбор по отношению к интенсивной терапии и к эвтаназии.

Понятие человеческой личности в исламе. С какой стадии своего развития зародыш человека может и должен считаться человеческой личностью? Коран косвенным образом определяет период, в течение которого

зародыш приобретает форму человека. Исходя из этих положений Корана, мусульмане делают вывод, что «о зародыше как о человеческой личности можно реально говорить начиная с первой недели четвертого месяца, т.е. на сотый день беременности».

Понятие церебральной смерти (смерть мозга). В мусульманских странах к определению церебральной смерти подходят строго. Церебральная смерть означает окончательную и необратимую остановку деятельности мозга (полушарий и мозгового ствола) с полным разрушением его клеток. При церебральной смерти с помощью искусственной вентиляции можно поддерживать жизнедеятельность других органов.

Деторождение при участии медицины. Существуют различные способы искусственного деторождения.

– Искусственное осеменение. Этот способ состоит во введении спермы

непосредственно в полость матки. К нему прибегают при стерильности одного из супругов. По мусульманским законам использование этого метода разрешается только в том случае, если донором спермы является законный супруг.

– Оплодотворение in vitro и пересадка зародыша (для женщин, страдающих непроходимостью маточных труб). Оплодотворение производят вне организма, а через 48 часов после оплодотворения образуется яйцо и этот зачаток эмбриона имплантируют в матку матери. Далее беременность протекает обычным порядком. Согласно исламу, оплодотворение in vitro считается законным только в том случае, если для него использован сперматозоид мужа женщины.

– Вынашивание чужого ребенка. Здесь может быть два случая:

1) Если яичники у женщины функционируют нормально, но она не может вынашивать ребёнка, у неё можно взять одну или несколько яйцеклеток для оплодотворения их in vitro спермой её мужа. Полученный таким образом зародыш через 48 часов помещают в матку другой женщины, которая рождает

ребёнка через 9 месяцев. Поскольку ислам признает полигамию, то вынашивающей матерью может быть вторая жена мужа, который даст свою сперму для оплодотворения яйцеклетки первой жены.

2) Ислам запрещает такой способ деторождения в случае, если яйцеклетка не принадлежит жене своего мужа или если ребёнок вынашивается посторонней женщиной.

Итак, мусульманская религия разрешает прибегать к искусственному деторождению при вмешательстве медицины только законным супругам и при

соблюдении следующих условий:

– необходимо знать донора половых клеток с тем, чтобы исключить кровосмешение и обеспечить законную родственную связь в соответствии с мусульманским правом;

– требуется взаимное добровольное и сознательное согласие законных супругов.

Трансплантация органов человека.

1) Живые доноры. У живого донора можно пересаживать органы, способные к регенерации (почка, костный мозг, печень). В этих случаях ислам не вводит никаких ограничений.

2) Мёртвые доноры. У мертвых зародышей признается законным единственный случай, когда органы используются в терапевтических целях. У мёртвых взрослых особей основным условием прекращения искусственного поддержания дыхания и кровообращения и последующего забора органа для пересадки является констатация церебральной смерти.

Между 6 и 10-м днем Раби Первого в году 1401 хиджры (январь 1981 г.) в Кувейте состоялась Международная конференция исламской медицины в честь наступления 15 века хиджры. Полезным результатом данной конфреции явилась Декларация Кувейта, которая рассматривает вопросы медицинской этики с позиции законов ислама. Так как сама декларация занимает 20 страниц, журнал приводит ее в сокращении, останавливаясь на основных моментах. Клятва врача, приводимая в заключении, дана полностью.

Во имя Аллаха, Всепрощающего и милосердного:

  1. Определение медицинской профессии.

Искусство врачевания – благородная профессия, знание медицины, как и все наши знания, исходят от бога. Изучение медицины раскрывает божественное предначертание в ее создании и ее практике, посредством чего божественное благословение передается людям и поэтому оно является актом почитания и благотворительности. Его солнце, дуновение Его ветерка, прохлада Его вод и щедрость Его провидения распространяется на всех – на добрых и злых, благонравных и порочных, друзей и врагов, так и медицинская помощь должна оказываться всем во имя сострадания.

Таким образом медицинская профессия никогда не должна уступать социальным давлениям, вражде и междоусобицам, независимо от того, являются ли они индивидуальными, политическими или военными. Мудрые правители будут поступать правильно, сохраняя и защищая единство профессии, и не позволяя ей оказаться в центре каких-либо враждебных действий.

Властитель людей обязан во имя Ислама следить за оказанием медицинской помощи и способствовать тому, чтобы определенные граждане обучались искусству медицины и ее специальностям в соответствии с потребностями людей.

Так как обеспечение медицинской помощью – необходимость, поддерживаемая религией, так же как и подготовка врачей для осуществления этой необходимости, следует сделать некоторые исключения из общего Закона, чтобы медицинская подготовка стала благочестивой в глазах бога. Таким образом, изучение студентом-медиком человеческого тела не является оскорблением независимо от того, мертвое это тело или живое, при условии, что это делается всегда в духе благочестия и осознания присутствия господнего.

В деле сохранения жизни и здоровья врач должен всегда относиться с большим уважением к достоинству пациента, к его чувствам, уязвимости и праву сохранения тайны. Пациент имеет право на внимание врача и самую лучшую помощь и должен иметь возможность полностью ему доверять. Привилегированное право врача не подчиняться определенным положениям Законам накладывает на него высокую обязанность работать добросовестно, высококачественно и во имя Господа бога.

Так как интересы здоровья главенствуют, мудрость Корана гласит, что врачу позволительно исследовать обычно сокрытые, интимные части тела, а также, если нельзя призвать к больному врача-мусульманина, а серьезность его заболевания этого требует, можно обратиться за лечением к врачу-немусульманину. Это право юриспруденции, которое утверждает, что необходимость превыше запрещений.

Ещё на заре зарождения человеческой цивилизации профессия врача означала огромную ответственность для её представителя: от медика требовались обширные знания, высокая нравственность, самоотверженность, самоотречение и проявление милосердия ко всем людям без какой-либо дискриминации.

По сути, медицинская этика исходит из учения Ислама, который призывает к честности, профессионализму, и богобоязненности в каждом поступке. Положения, регулирующие практику медицинской профессии, предусматривают, что врач должен практиковать свою профессию на благо человека и общества, уважая права человека на жизнь, безопасность и достоинство. Кроме того, врач имеет определённые обязательства по отношению к своей общине, пациентам и коллегам.

Профессия врача – большая честь

С точки зрения Ислама сохранение здоровья и благополучия человека находится на втором месте после сохранения религии: Ислам запрещает убивать, осуждает репрессии и любые посягательства на жизни других людей. Известно, что Всевышний Аллах сравнил спасение жизни одного человека со спасением всего человечества.

Врач ответственен за физическое здоровье человека, которое неотъемлемо связано с его душой, заботится о его состоянии и настроении. Таким образом, профессия врача стала одной из самых благородных и самых почётных профессий. Известный исламский учёный Шафии сказал: «Люди не могут обойтись без двух групп людей: учёных – для обучения их религии, и врачей – для лечения их тел».

Поскольку перед врачом поставлена задача по сохранению человеческой жизни, на него возложена большая ответственность и великая честь. Если он чувствует в этом своё предназначение, то должен соблюдать определённые этические нормы, которые и делают его профессию одной из самых уважаемых и почётных.

Личные качества врача

1. Искренность

Врачу, как правило, доверяет пациент, его семья, его родственники, а также общество в целом. Это доверие со стороны общества и родственников требует, чтобы он был искренен в своём лечении и консультировании. Он должен, прежде всего, стремиться к довольству Всевышнего Аллаха во всех своих действиях.

2. Честность

Врачу доверена душа и частная жизнь других людей. И он обязан оправдать это доверие должным образом. Сохранение информации о пациентах является признаком честности.

3. Правдивость

Врач должен быть правдивым, когда говорит, пишет или высказывает свою позицию по любому вопросу. Он должен остерегаться использовать родственные или дружеские связи, и обязан бороться против жадности или страха, которые могут подтолкнуть его к словам, которые, как он знает, противоречат истине. Кроме того, признаками правдивости являются соблюдение обещания и пунктуальность при назначении приёмов.

4. Сострадание

Врач должен считаться с чувствами своего пациента и испытывать жалость к его страданиям. Он должен быть вежливым и добрым к нему, разговаривать мягко и терпеливо. При разговоре с ним не должен использовать такие слова, которые могут сделать его слабым или беспомощным. Он должен отметить разницу в физическом и психологическом состоянии пациента и указать на поправку – это поможет облегчить страхи больного.

5. Терпение и смирение

Медицинская профессия невероятно сложна. Врач часто имеет дело с людьми из всех слоёв общества, и это требует от него большого терпения. Врач должен терпеть манеры пациентов, их характер и не перекладывать собственное плохое настроение на больных. Он не должен быть высокомерным или презрительным к своим пациентам. Напротив, должен проявлять уважение ко всем, кто обращается к нему. Такое смирение обеспечит врачу уважение со стороны окружающих. Кроме того, Всевышний Аллах возвышает в глазах других того, кто проявляет смиренность ради Него.

Врач и его коллеги

Отношения врача и его коллег должны быть основаны на братстве, сотрудничестве и взаимном уважении. Врач должен воздерживаться от умаления или подрывания авторитета своих коллег, их способностей в науке или опыте работы с целью переманивания пациентов. Медицинский работник должен смотреть на других врачей и коллег как на сотрудников, которые работают вместе для осуществления благородной цели.

Наличие разнообразных медицинских специальностей работает на благо здоровья населения. Одни члены этой команды вырабатывают превентивные аспекты медицинской практики, тогда как другие активно участвуют в излечении заболеваний, но все вместе они способствуют благополучию пациентов.

Заключение

По милости Всевышнего Аллаха современная медицина может очень многое. В новостях мы постоянно слышим об удачных операциях невероятной сложности, сделанных на сердце, почках и других жизненно важных органах. Врачам сегодня удаётся излечить неизлечимые прежде болезни, такие, к примеру, как рак и др. А значит, сегодня, как никогда, представители медицинской профессии способны исцелить людей, и это – огромная милость и честь, дарованная врачам Всевышним Аллахом.

С точки зрения общепринятой морали и особенно исламской этики, чтобы оправдать такое доверие, врачи должны продолжать обучение на протяжении всей своей жизни, ставить перед собой высокие цели по совершенствованию своих знаний, быть в курсе последних достижений в медицине вообще, и особенно тех, которые относятся к его специальности. Врач не должен терять шанс обогатить свои знания, потому что его компетентность в лечении пациентов зависит от его трудолюбия и грамотности.

Мы рассмотрели основные этические нормы, которые должен соблюдать практикующий врач. Хотелось бы отметить и то, что основной целью медицины является общество духовно и физически здоровых людей, сведение к минимуму всех опасностей, которые угрожают человеческому здоровью, и врач, любящий свою профессию, обязательно будет стремиться к осуществлению этой высокой, благородной цели.

Профессиональный врач, несущий пользу людям, уважающий и жалеющий своих пациентов, тщательно относящийся к соблюдению всех норм медицинской этики, несомненно, среди тех, кем доволен Всевышний Аллах. А это – самое главное…


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник