01.09.2019

Максимальная бомбовая нагрузка су 34. Авиация россии


Разработка самолета велась с начала 1980-х годов в Опытном конструкторском бюро им. П. О. Сухого (Публичное акционерное общество "Компания "Сухой"). Новая ударная машина четвёртого поколения разрабатывалась под шифром Т-10В (впоследствии самолёту присвоили официальное наименование Су-27ИБ, т.е. "истребитель-бомбардировщик"), а предсерийный вариант получил название Су-34.

Первоначально работы над Т-10В шли в направлении модификации двухместного самолета Су-27УБ, в практически не измененную конструкцию планера которого предполагалось вписать новое радиоэлектронное оборудование и вооружение.

Затем для повышения эффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа истребителя-бомбардировщика — летчика и штурмана-оператора — рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24), вместо прежней схемы "тандем". Для обеспечения заданной дальности полета была спроектирована система дозаправки топливом в воздухе. Все эти мероприятия повлекли за собой перекомпоновку всего самолета, и особенно головной части фюзеляжа.

Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Первый вылет опытной машины состоялся 13 апреля 1990 года. Подготовка к серийному производству нового истребителя-бомбардировщика была развернута на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Постройка первого самолета серийным заводом была завершена в конце осени 1993 года, и 18 декабря летчики-испытатели подняли его в первый полет. Летом 1994 года эта машина впервые была публично продемонстрирована на международном авиакосмическом салоне в Париже.

Планер Су-34 выполнен по схеме "интегральный продольный триплан" и имеет ярко выраженную интегральную компоновку. Крыло, интегрально сопряжённое с фюзеляжем, трапециевидное и имеет стреловидность по передней кромке 42 градуса.

Создателями Су-34 был учтен опыт боевого применения авиации на малых высотах. Кабина экипажа этого самолета выполнена (впервые в мировой практике на машинах данного класса) в виде броневой титановой капсулы. Вход в нее осуществляется не традиционно через верхний фонарь (он в процессе эксплуатации открывается только для обслуживания и демонтажа катапультных кресел), а через нишу передней опоры шасси с помощью встроенного трапа. Защиту получили также и другие жизненно важные элементы конструкции, в частности расходный топливный бак и двигатели. Общая масса элементов конструкционной защиты составила 1480 килограмм. Все это в сочетании со средствами защиты, реализованными еще на самолете Су-27, обеспечило Су-34 высокую степень выживаемости в маловысотном полете над территорией, насыщенной средствами противовоздушной обороны.

В хвостовой части фюзеляжа, между двигателями расположен отсек с радиоэлектронным оборудованием, что заставило конструкторов перенести контейнер тормозного парашюта с хвостового конуса на верхнюю часть фюзеляжа, сделав его выдвижным, "клавишного" типа.
На каждой консоли крыла имеются узлы установки четырех пилонов (в том числе одного на торце крыла) для подвески вооружения. Топливная система самолета состоит их четырех баков увеличенного объема (трех — в фюзеляже и центроплане и одного — в консолях крыла), насосов подкачки и перекачки топлива и топливомерно-расходомерной аппаратуры.

Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации.

Технические характеристики

Экипаж - 2 человека;

Нормальная взлетная масса — 39 000 кг;

Максимальная взлетная масса — 45 100 кг;

Максимальный вес боевой нагрузки — 8 000 кг;

Длина самолета — 23,34 м;

Высота самолета — 6,36 м;

Размах крыла — 14,70 м;

Максимальная скорость полета:

у земли — 1 400 км/ч,

на высоте — 1 900 км/ч.

Практический потолок — 14 650 м;

Дальность полета, без дозаправки/ с дозаправкой — 4 500/ 7 000 км;

Количество точек подвески - 12.

Вооружение самолета размещается на 12 точках подвески и включает встроенную 30-мм авиационную пушку со 150 снарядами, управляемые ракеты "воздух — воздух" четырех типов, управляемые ракеты "воздух — поверхность", авиационные бомбы, в том числе корректируемые, разовые бомбовые кассеты и неуправляемые снаряды.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Су-34 - истребитель-бомбардировщик российского производства, предназначенный для атаки наземных целей противника авиационными средствами поражения, в условиях активного противодействия средствами ПВО. Эффективность самолета достигается за счет применения инновационных средств для радиоэлектронной борьбы, уникальных боевых качеств, а также возможности поражения воздушных целей вне зависимости от времени суток и погодных условий. Российские военные называют этот истребитель «утенком», а когда речь доходит до его боевых характеристик - «адским утенком».

По своим тактико-техническим параметрам самолет Су-34 относится к поколению «4++». При выполнении боевых задач он не нуждается в сопровождении истребителями прикрытия, благодаря высоким боевым качествам, позволяющим самостоятельно вести маневренный воздушный бой практически с любыми существующими военными самолетами мира.

История создания самолета

Самолет Су-34 создавался для замены фронтового бомбардировщика Су-24, который хорошо показал себя в ряде вооруженных конфликтов, но устарел. В процессе разработки учитывалось, что вероятный противник имеет на своем вооружении большое количество машин 4-го поколения. Истребитель проектировался на основе опыта боевой эксплуатации всех существующих на тот момент российских военных самолетов, а также зарубежного опыта использования сил авиации в локальных конфликтах.

Разработка машины была начата в июне 1986 года. Проект получил кодовое название «Т-10В» или «Су-27ИБ» (истребитель-бомбардировщик). Как можно понять из последнего названия, в качестве основы для нового самолета выступил проект истребителя Су-27. Первый прототип Т-10В впервые поднялся в воздух 13 апреля 1990 года. Широкой публике самолет был впервые представлен под именем СУ-32Ф лишь в 1995 году, в рамках международного авиасалона в Ле Бурже (Франция).

Позже были произведены два опытных и один стендовый образец. После ряда испытаний последовал выпуск семи предсерийных машин, одна из которых была доработана до характеристик серийного самолета.

Истребитель-бомбардировщик был пущен в серию в апреле 2005 года на Новосибирском авиационном заводе. Первый серийный самолет поднялся в небо 12 октября 2006 года на аэродроме им. Чкалова. Пилотирование новой машиной поручили Евгению Рудакасу и Рустему Асадуллину. Государственные испытания были начаты 30 октября того же года, и проходили параллельно с производством первых моделей.

В 2008 году завод-производитель подписал 5-летний контракт на поставку военно-воздушным силам РФ 32 самолетов, а в 2012 году - 8-летний контракт на поставку еще 92 машин. В марте 2014 года Су-34 был принят на вооружение Российской Федерации. К 2020 году новый истребитель должен полностью заменить своего предшественника, модель Су-24.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Су-34 создан для нанесения бомбовых атак в оперативном и тактическом тылу противника, вне зависимости от времени суток и погодных условий, в том числе на малых высотах. Кроме того, он достойно может вести воздушный бой и уничтожать вражеские самолеты.

Самолет построен по аэродинамической схеме «продольный триплан», которая позволяет увеличить его маневренность, по сравнению с моделями, выполненными по обычной схеме. Кроме того, по сравнению с истребителем Су-27, Су-34 имеет увеличенную бомбовую нагрузку и запас топлива. Передняя часть имеет приплюснутую форму, за что самолет и нарекли «утенком». Она оснащается двухместной кабиной, в которой были предприняты меры по повышению уровня комфортности для членов экипажа при продолжительных полетах.

Силовая установка

Самолет оснащается парой моторов модели ТРДДФ АЛ-31Ф-М1. Каждый из них имеет 13 300 кгс тяги, что позволяет машине разогнаться до скорости в 1900 км/ч. Так как предполагается постоянная модернизация истребителя, его конструкция допускает смену моторов на новые, модели АЛ-41Ф. Такие двигатели дают до 14500 кгс тяги и позволяют выполнять полеты в режиме «суперкруз». Благодаря этому режиму, самолет получает массу преимуществ, в частности решается вопрос высокого расхода топлива при форсажном полете.

РЛС переднего обзора

Самолет оснащается радиолокационной станцией Ш-141, позволяющей эффективно обнаруживать наземные и воздушные цели. Дальность обнаружения этой системы колеблется от 75 до 250 километров и зависит от размера цели. Одновременно РЛС может сопровождать до 10 целей, а обстреливать - до 4. Она также способна ассистировать наведение ракет типа «воздух-воздух», оснащенных собственными радарами, путем «подсветки цели». Ракетам ближнего боя, оснащенным инфракрасной головкой самонаведения, РЛС предоставляет первоначальные координаты цели. Система также предусматривает возможность полета на предельно малой высоте и автоматическое огибание рельефа местности.

РЛС заднего обзора

Между моторами, в специальном контейнере, располагается РЛС заднего обзора. Она отслеживает атаки истребителя в заднюю полусферу и в качестве контрмеры предлагает режим обстрела атакующего самолета ракетами РВВ-АЕ типа воздух-воздух. Таким образом, пилоту, намеревающемуся атаковать преследующий самолет, не нужно тратить драгоценное время для маневрирования.

Так как РЛС заднего обзора с возможностью пуска ракет являются уникальной технологией, которую еще не использовали даже на передовых западных истребителях, и даже перспективных бомбардировщиках НАТО, многие эксперты ведут дискуссию насчет реальности ее существования и эффективности использования. Оживленные обсуждения вызваны недостатком в свободном доступе официальных данных о ней.

Подвесное оборудование для разведки

Для использования самолета Су-34 в качестве разведчика предусмотрена возможность установки на него подвесного оборудования, а именно УКР (универсального контейнера разведки) «Сыч». В зависимости от типа разведки он может выполняться в трех вариантах: радиолокационном, радиотехническом и оптическом.

Отражающая площадь

Вовремя разработки самолета особое внимание уделялось снижению его эффективной площади рассеяния. С этой целью были использованы композитные материалы, которые за счет радиопоглощающего покрытия способны уменьшить уровень отражения РЛ-волн. Кроме того, во время проектирования аэродинамической схемы корпуса были исключены аэродинамические гребки, а геометрия планера рассчитывалась особым образом. В результате, как утверждают представители ОКБ Сухого, при полете на небольшой высоте степень радиолокационной заметности самолета находится на уровне показателей крылатых ракет, при том, что размеры Су-34, естественно, в несколько раз больше.

Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО

Для возможности противодействия вражеской РЛС в случае своего обнаружения самолет имеет оборудование для радиоэлектронной борьбы. Данный комплекс позволяет примерно в тридцать раз снизить вероятность поражения истребителя посредством систем с РЛ-наведением. С точки зрения РЭБ (радиоэлектронной борьбы), истребитель оснащен на уровне со специализированными машинами. По оценке западных экспертов, мощность его системы РЭБ аналогична по уровню системам самолетов EA-18G и EF-111A.

Для огневого поражения радиолокационных систем ПВО противника машина вооружается ракетами Х-15П, Х-58 и Х-31П с дальностью 120-160 км, а также ракетами Х-31ПД с дальностью 180-250 км. Отличным доказательством практической эффективности РЭБ Су-34 является тот факт, что во время одного из конфликтов в Грузии он использовался как истребитель радиоэлектронной борьбы.

Средства наведения самолета

Для эффективного использования вооружения Су-34 оснащен прицельным комплексом, позволяющим осуществлять поиск и поражение вражеских целей с помощью РЛС. В комплекс входит система «Платон», призванная наводить ракеты типа Х-29, а также управляемые бомбы КАБ-500-Л и КАБ-1500-Л. Ракеты Х-29Т и бомбы КАБ-500Кр не нуждаются в дальнейшем наведении. Получив начальные координаты цели, они наводятся на нее посредством ТВ-камеры установленной в головке самонаведения.

Прицельный комплекс, используемый для поражения обычными средствами (неуправляемые бомбы и ракеты), обеспечивает высокие показатели точности, которые не единожды отмечались экспертами, в том числе представителями НАТО, на основе опыта применения Су-34 в Сирии. Важным является тот факт, что бомбардировки с помощью неуправляемых ракет обходятся гораздо дешевле. Запасы такого вооружения, оставшиеся в России от СССР, позволяют существенно сэкономить. Это крайне важно, учитывая, что стоимость Су-34 составляет более миллиарда рублей.

Характеристики истребителя позволяют использовать ракеты и бомбы номенклатуры НАТО с помощью модуля Damocles, производимого на Уральском оптико-механическом заводе по лицензии Thales Group. Разработка этого модуля была вынужденной мерой при исполнении контракта на поставку истребителей Су-30 в Малайзию.

Для повышения уровня защищенности экипажа и живучести самолета в целом внешний корпус кабины выполняется из бронированной титановой оболочки. Во время ее разработки учитывался опыт боевого применения истребителей Су-25. Су-34 получил гораздо более толстую броню (17 мм), которая способна остановить снаряды калибром до 12,7 мм. Общая масса брони составляет 1480 килограмм, что в полтора раза больше, чем у упомянутого предшественника. Помимо толщины, защита Су-34 примечательна тем, что она выполняется полностью из титанового сплава, без использования стальных и алюминиевых плит.

Кабина Су-34 оснащается парой катапультных кресел модели К-36ДМ, позволяющих выполнить катапультирование на любой высоте, в том числе с земли. На рабочее место летчики попадают через нижний люк, оборудованный ступеньками.

Обеспечение жизнедеятельности экипажа

Для эффективной и комфортной работы экипажа при полетах на значительную дальность (с дополнительными топливными баками самолет способен преодолевать расстояние до 7 тыс. километров), истребитель оснащается системами, повышающими комфортность.

Среди таковых стоит отметить:

  1. Биотуалет.
  2. Раскладное спальное место.
  3. Герметичный корпус и кислородную систему, позволяющие подниматься на высоту до 10 тыс. км без применения кислородных масок.
  4. Отопление и кондиционирование кабины.
  5. Кухонный отсек с микроволновой печью и термосами.
  6. Свободное пространство, позволяющее выпрямляться в полный рост.
  7. Электромассаж, встроенный в кресло.
  8. Проецирование приборной панели на стекло, позволяющее следить за показателями работы машины, находясь вне рабочего места.

Средства для работы с неподготовленным аэродромом

Самолет Су-34 оснащается вспомогательным газотурбинным двигателем модели ТА14-130-35, который позволяет производить автономный запуск основного мотора без применения наземных средств запуска. Эта особенность дает возможность машине взлетать с любых аэродромов и существенно расширяет радиус ее действия.

Система пожаротушения

Для повышения уровня живучести истребителя и безопасности его пилотов, он снабжен оборудованием автоматического тушения пожара и средствами для дублирования всех основным систем. Баки для горючего защищаются от возгорания и взрыва посредством заполнения пенополиуретаном. Суть технологии состоит в эффекте «капсулирования» топлива, препятствующем формированию горючей паровоздушной смеси в случае повреждения топливного бака.

Технические характеристики

Напоследок рассмотрим основные тактико-технические характеристики Су-34:

  1. Габариты: длина - 23,3 м, высота - 6,09 м, размах крыла - 14,7 м.
  2. База шасси - 6,63 м.
  3. Масса: нормальная - 39 т, максимальная - 45 т.
  4. Запас топлива - 12,1 т.
  5. Максимальная тяга двигателя: без форсажа -8250 кгс, на форсаже - 13500 кгс.
  6. Максимальная перегрузка - 7 G.
  7. Максимальная скорость: на высоте - 2200 км/ч, у земли - 1400 км/ч.
  8. Практический потолок - 17 км.

Боевое применение

В августе 2008 года российский Су-34 в количестве 2 единиц прошел боевое крещение в Южной Осетии. Истребители применяли для радиоэлектронной борьбы с грузинскими ПВО и прикрытия ударной авиации.

С конца сентября 2015 года 6 истребителей Су-34 использовались в военных действиях в Сирии. В районе населенных пунктов Ракка и Мадан-Джадид с высоты около 5 км самолеты нанесли первые удары по объектам террористов.

Весной 2016 года военные самолеты Су-34 были использованы в Вологодской области довольно непривычным образом - для метания бомб по ледовым заторам.

Первый контракт на поставку Су-34 был заключен с Минобороны России в 2008 году. Спустя четыре года машина была принята на вооружение.

Как заявлял ранее главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондарев, в перспективе Су-34 заменят фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25. В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года ВКС планируют получить не менее 200 самолетов Су-34.

Российские военные успешно применяют этот самолет в ходе операции против боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещенная в РФ организация) в Сирии.

ПОЧЕМУ "УТЕНОК"

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с дополнительным передним горизонтальным оперением, среднерасположенным трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным оперением, двумя двигателями АЛ-31Ф в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.

Экипаж - два человека: летчик и штурман размещаются рядом в бронированной кабине. Вход в нее выполнен через нижний люк по ступенькам.

Как рассказал корреспонденту ТАСС в преддверии Дня военной авиации командир авиазвена Су-34 капитан Алексей Белоног, налетавший почти тысячу часов и освоивший четыре типа самолетов, бесспорным фаворитом для него является именно истребитель-бомбардировщик Су-34.

И кстати, это чистая правда, что в войсках его ласково называют "Утенком" за характерную форму приплюснутого носового обтекателя. Не вижу в этом ничего плохого

Алексей Белоног

Командир авиазвена Су-34, капитан

Этот самолет - любимец многих пилотов - наделен просторной комфортной кабиной и отличными летными качествами. "Конечно, для высшего пилотажа он не предназначен, но перегрузки и на нем доходят до 7,5 единицы (испытывают пилоты при выполнении фигур высшего пилотажа, - прим. ТАСС)", - признался летчик.

ТРИ В ОДНОМ

Работать с одинаковой эффективностью в любое время суток и в разных погодных условиях - таковы возможности двухместного фронтового бомбардировщика Су-34. По классификации НАТО Fullback - "Защитник". Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов по наземным целям и поражения воздушных целей противника.

Су-34 - уникальная машина. Она вмещает в себе сразу три самолета: истребитель, штурмовик и фронтовой бомбардировщик. Может успешно бороться с любыми воздушными целями, эффективно уничтожать наземные и надводные. Более того, она может находиться в воздухе бесконечно долго - ограничение только в физических возможностях пилотов

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Су-34 представляет собой модификацию Су-27, разработан в опытном конструкторском бюро (ОКБ) Сухого под руководством главного конструктора Роллана Мартиросова. Серийно производится с 2006 года на авиазаводе в Новосибирске.

Первый полет Су-34 состоялся в 1990 году (опытный экземпляр Т-10В-1 пилотировал заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Иванов).

Су-34 создавался для оперативной переброски из любой части страны на ее границу для надежной локализации возможного вооруженного конфликта перед подходом основных сил.

Еще до поступления в войска экипаж испытателей ОКБ Сухого провел перелет от Москвы до Сахалина и обратно без посадок, но с дозаправками в воздухе, доказав всем сомневающимся, что истребитель способен решать любые задачи на наибольшем удалении от аэродромов базирования

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Для этого в Су-34 созданы все условия. Экипаж, в отличие от других истребителей, размещен в кабине не один за другим, а рядом.

"Между ними есть пространство, где можно расстелить матрас и один из членов экипажа может отдохнуть во время полета", - говорит военный эксперт. Кроме того, пространство за креслами летчиков позволяет им встать в полный рост.

На борту бомбардировщика есть микроволновая печь, кондиционер, система электромассажа, встроенная в кресла, и даже биотуалет. Если знать, что такого устройства нет не только на истребителях, но и на дальних бомбардировщиках и даже на военно-транспортных самолетах типа Ил-76, то уникальности Су-34 можно удивиться еще раз

Виктор Литовкин

Военный обозреватель ТАСС

Характеристики самолета

По данным из открытых источников, длина самолета - 23,3 м, высота - 6,4 м, размах крыла - 14,7 м. Практический потолок - 14 тыс. 650 м. Дальность полета - 4,5 тыс. км без дозаправки, 7 тыс. км - с дозаправкой; боевой радиус действия - до 1,1 тыс. км. Взлетный вес - 45,1 т, максимальный вес боевой нагрузки - 8 т. Самолет способен развивать скорость до 1,9 тыс. км/ч. Вооружен пушкой калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.

Продолжение

ЗАРУБЕЖНЫЙ ИНТЕРЕС


Су-34 — фронтовой бомбардировщик (в некоторых источниках классифицируется как истребитель-бомбардировщик), разработан в Советском Союзе в ОКБ Сухого.

Технические характеристики

Экипаж: 2 человека

Длина: 23,3 м

Размах крыла: 14,7 м

Высота: 6,0 м

Площадь крыла: 62 м²

Угол стреловидности: 42o

Коэффициент удлинения крыла: 3,5

База шасси: 6,63 м

Колея шасси: 4,4 м

Масса пустого: 22500 кг

Нормальная взлётная масса: 38240 кг

Максимальная взлетная масса: 45 000 кг

Двигатель: 2× двухконтурных турбореактивных АЛ-31Ф с форсажной камерой

максимальная: 7600 кгс (74,6 кН)

на форсаже: 12500 кгс (122,6 кН)

Степень двухконтурности: 0,6

Лётные характеристики

Максимальная скорость на большой высоте: 1900 км/ч (1,8 Маха)

Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч

Дальность полёта: 4000 км

Боевой радиус: 1100 км

Практический потолок: 15 000 м

Тяговооружённость: 0,68

Максимальная эксплуатационная перегрузка: +7 (или +9)

Вооружение

Пушечное вооружение: 1× 30 мм пушка ГШ-301

Точек подвески: 12

Боевая нагрузка: 8 000 кг различного вооружения на внешней подвеске

Первый полёт прототипа Су-34 — Т10В-1 состоялся 13 апреля 1990 года. Пилотировал его заслуженный летчик-испытатель СССР Иванов А. А. Т10В-1 представлял собой результат глубокой модернизации широко известного истребителя завоевания господства в воздухе Су-27. Предназначался, в первую очередь, для уничтожения наземных и надводных целей, в том числе и малоразмерных и подвижных, как в тактической, так и в оперативной глубине противника, в любых погодных и климатических условиях, днём и ночью. Новые Су-34 призваны заменить более старые бомбардировщики Су-24. В ОКБ Сухого полностью перекомпоновали кабину экипажа, вход в которую, в отличие от Су-24, осуществлялся через нишу передней опоры шасси.

В ноябре 1995 года закончили проведение статических испытаний самолетов. Сейчас лётные испытания продолжаются по специальной программе, поскольку нет необходимости проверять характеристики новой машины на некоторых режимах в связи с высокой степенью её унификации с базовым самолётом Су-27. В испытаниях Су-34 принимают участие лётчики-испытатели ОКБ И. В. Вотинцев, Е. Г. Ревунов и И. Е. Соловьёв.

В дни празднования 60-летия ОКБ Сухого в ПЛИЦ им. В. П. Чкалова в Ахтубинске пилоты фирмы и ВВС установили в процессе испытаний Су-34 несколько мировых авиационных рекордов. Первые четыре рекорда были установлены лётчиком-испытателем, шеф-пилотом ОКБ Игорем Вотинцевым и штурманом-испытателем Александром Гайворонским 28 июля 1999 года. Полная взлётная масса самолёта составляла 36160 кг, полезная бомбовая нагрузка — 5129 кг. Попутно в этом полёте были превышены ещё три мировых достижения.

Два новых рекорда установили 3 августа лётчик-испытатель ГЛИЦа полковник Вячеслав Петруша со штурманом Александром Ощепковым. Взлётная масса Су-34 на этот раз составила 34130 кг. С полезной ракетно-бомбовой нагрузкой 5 т они достигли высоты 15050 м. Кроме этого, лётчики подняли на высоту 2000 м максимальный груз, равный 5129 кг.

19 августа 1999 года, во время проведения 4-го международного авиакосмического салона МАКС-99, было установлено ещё три мировых рекорда. Один из них зафиксирован следующим образом: полезную ракетно-бомбовую нагрузку весом 2,3 т. самолёт поднял на высоту 16150 м. Ни один в мире реактивный самолёт со взлётной массой от 35 до 45 т. до этого не достигал такой высоты с указанной полезной нагрузкой. Рекордный полёт выполнили лётчик-испытатель Игорь Соловьев и штурман-испытатель Владимир Шендрик.

В конце 90-х годов в российской печати появилось сообщение, что НАПО в общей сложности уже построило семь экземпляров Су-34 (Су-32ФН). Но главной сенсацией стала информация о том, что на самолёте в будущем планируется установить двигатели нового поколения с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф.

Кабина двухместная, закрытая, герметичная. Выполнена в виде сварной титановой броневой капсулы с толщиной стенок до 17 мм. Остекление — так же бронированное. Кабина оснащёна системой отопления и кондиционирования воздуха. Рабочие места экипажа размещены рядом, одно возле другого, «плечом к плечу», что значительно снижает их утомляемость и улучшает взаимодействие. Слева находится лётчик, справа — штурман оператор. Вход осуществляется через носовую нишу шасси по откидному трапу. Члены экипажа располагаются в катапультных креслах К-36ДМ с улучшенной эргономикой. Катапультирование возможно на всех режимах (включая стоянку и руление). Кабина сделана просторной и комфортной. В длительном полёте можно поспать в проходе между креслами, встать за креслами в полный рост. Имеется в наличии санузел и микроволновая печь для горячего питания экипажа.

Бортовое оборудование и системы

Пилотажно-навигационный комплекс включает инерциальную навигационную систему, скомплексированную с приемником спутниковой навигационной системы, а также средства радионавигации. Для управления самолетом используется цифровая многоканальная СДУ. Система автоматически отслеживает текущие значения угла атаки и перегрузки, в автоматическом режиме управляет положением ПГО, обеспечивая гашение колебаний самолета в плоскости тангажа. Система активной безопасности, внедренная на бомбардировщике, автоматически предотвращает выход на недопустимые полетные режимы и столкновение с землей при маловысотном полете. Имеется режим приведения к горизонту и выведения из штопора. Система, выполненная с использованием элементов искусственного интеллекта, автоматически контролирует физическое состояние и действия летчиков, работу бортовых систем и остаток топлива, а также обеспечивает автоматическое возвращение на аэродром и заход на посадку.

Самолет оснащен комплексом БРЭО, обеспечивающим решение боевых задач во всем диапазоне условий применения с высокой степенью автоматизации. Структура комплекса — раздельно-интегральная. Все информационные системы скомпонованы как автономное оборудование, в состав которого входят вычислительные блоки, базирующиеся на ЦВМ большой мощности «Аргон», а также ряд специально программируемых процессоров. Все блоки управляются центральной компьютерной системой, которая полностью координирует работу, обмен данными и оказывает интеллектуальную помощь экипажу самолета при решении боевых задач.

Модульная конструкция всего комплекса, дублирование программного обеспечения и оборудования, а также одновременная работа всех информационных систем делают возможным решение боевой задачи при частичном выходе из строя и даже отказе некоторых информационных систем. Модульная конструкция позволяет легко изменять состав комплекса за счет введения при необходимости новых информационных систем.

Установленная на борту самолета многорежимная БРЛС с фазированной антенной решеткой позволяет обнаруживать малоразмерные наземные цели, осуществляя одновременное сопровождение «на проходе» несколько воздушных целей. Дальность обнаружения воздушных целей — 200-250 км.

Бомбардировщик оснащен также БРЛС заднего обзора, которая не только предупреждает экипаж об атаке противника, но и обеспечивает управление ракетами класса «воздух — воздух» в задней полусфере.

Возможности самолета по обнаружению и атаке малоразмерных целей повышаются за счет использования двухканальной телевизионной и тепловизионной системы, совмещенной с лазерным дальномером-целеуказателем. Каналы могут работать как совместно, так и раздельно в зависимости от погодных условий и времени суток.

Центральная вычислительная управляющая система включает рабочее место штурмана-оператора, центральный компьютер и мультиплексную шину передачи данных. На рабочем месте штурмана-оператора установлены два многофункциональных цветных индикатора на ЭЛТ с панелью на жидких кристаллах. На дисплеях индицируется обработанная информация: от систем — буквенно-цифровая, от компьютера — в виде символов.

Индикаторы позволяют микшировать изображения в режиме «большой картинки», когда на одном экране выдается одновременная информация от различных систем.

Бортовая цифровая ЭВМ использует системамы «искусственного интеллекта» и «искусственной безопасности».

Для морского варианта самолета (его экспортная модификация известна как Су-32ФН) применен комплекс радиоэлектронного оборудования, модернизированный для решения дополнительных задач и обеспечивающий ведение разведки, наблюдение за поверхностью моря, поиск подводных лодок, обнаружение мин и борьбу с надводными кораблями противника.

При борьбе с подводными лодками (ПЛ) комплекс БРЭО может осуществлять поиск целей при получении предварительного целеуказания от других средств, в том числе космических. Все поисково-прицельные операции реализуются в автоматическом режиме. Интеллектуальная система помощи экипажу обеспечивает непрерывность выполнения боевой задачи без вмешательства оператора, а также позволяет реализовать несколько вариантов ее решения.

Основными средствами обнаружения ПЛ на борту самолета Су-32ФН являются БРЛС в комплексе с радиогидроакустическими буями (РГАБ), а также датчик магнитных аномалий, размещенный в хвостовой балке. Самолет способен брать на борт до 72 РГАБ, в состав которых входит несколько пассивных пеленгаторов, работающих в широком диапазоне частот, активные РГАБ и средства взрывного генерирования волн.

Вооружение.

Встроенная пушка ГШ-301 (30-мм, 1800 выстрелов в минуту, боекомплект — 180 патронов). На 12 узлах внешней подвески (под фюзеляжем, мотогондолами и консолями крыла) может размещаться до 8000 кг разнообразного вооружения.

Комплекс ударного высокоточного вооружения обеспечивает поражение наземных (надводных) целей на дальности до 250 км. В его состав входят тактические крылатые ракеты Х-59М с телевизионным командным наведением (до трех КР), ракеты «воздух — поверхность» типа Х-29, Х-25М и С-25Л (до шести единиц), противокорабельные ракеты четырех типов с дальностью действия 250, 180 и 70 км, противорадиолокационные высокоскоростные ракеты типа Х-31 (до шести), до трех корректируемых авиационных бомб калибром 1500 кг или до шести калибром 500 кг, до четырех торпед. Под фюзеляжем может подвешиваться контейнер с 70 радиогидроакустическими буями.

«Неинтеллектуальное» оружие для поражения наземных целей аналогично вооружению самолета Су-27 и включает до шести блоков с НАР С-8 (120 ракет) или С-13 (30 НАР), а также до шести ракет С-25, до семи контейнеров малогабаритных грузов КМГУ, до 16 ФАБ-500, до 22 ФАБ-250 или до 34 ФАБ-100.

Ракетное вооружение «воздух — воздух» в целом аналогично вооружению других самолетов семейства Су-27. Оно включает до восьми ракет средней дальности с активным радиолокационным самонаведением РВВ-АЕ, до шести ракет средней дальности типа Р-27 или УР малой дальности с ТГС Р-73. На концевых частях крыла могут размещаться два контейнера с системой РЭБ. Под крылом и фюзеляжем подвешиваются три ПТБ по 3000 л каждый.

К началу 80-х годов парк фронтовой бомбардировочной авиации отечественных ВВС, состоявший из самолетов третьего поколения Су-17, Миг-27 и Су-24 различных модификаций, морально и физически устарел. Самолеты постепенно вырабатывали свой ресурс, а техническое оснащение этих летательных аппаратов уже не соответствовало современному уровню. ВВС требовался современный самолет подобного класса, однако создание новой военной техники требовало все больших затрат. Более перспективной для авиационной промышленности могла стать разработка истребителя-бомбардировщика на базе уже имеющихся, состоящих на вооружении серийных машин. Наиболее подходящим для этого оказался многофункциональный истребитель Су-27.

В начале 80-х годов в ОКБ П.О. Сухого приступили к проектированию фронтового истребителя -бомбардировщика. Работу над новым самолетом Т-10В (заводское обозначение), более известным как Су-27ИБ (ис-требитель-бомбардировщик) возглавил Генеральный конструктор ОКБ М.Симонов, а руководителем проектирования, постройки и испытаний стал Главный конструктор Р.Марти-росов.

Самолет Су-27ИБ создавался как модификация серийной «спарки» Су-27УБ и поэтому не должен был иметь существенных различий с базовой машиной по конструкции планера и в аэродинамике. Изменения коснулись лишь массы самолета и состава применяемого вооружения, а соответственно, и боевого комплекса управления и наведения оружия.

К 1990 году проектирование Т-10В было закончено, и на базе серийного Су-27УБ после соответствующей доработки (переднюю часть фюзеляжа заменили новой, с двухместной кабиной, где экипаж располагался «по-автомобильному» - бок о бок, установили нерегулируемые воздухозаборники и переднее горизонтальное оперение - ПГО, частично изменили наплывы крыла) был построен Т-10В-1 (бортовой номер 42).

13 апреля 1990 года пилот ОКБ, заслуженный летчик-испытатель А.Иванов поднял его в воздух. После выполнения программы аэродинамических испытаний и отработки дозаправки топливом в воздухе машину перегнали в Крым, где летом того же года состоялась демонстрация образцов новой авиационной техники Президенту СССР М.Горбачеву. Информация о новом истребителе-бомбардировщике прошла по каналам ТАСС, и фотография Су-27ИБ впервые появилась в открытой печати. А через два года на выставке-показе новейших образцов авиационной техники на аэродроме Мачулище (Беларусь), состоявшейся 13 февраля 1992 года для глав военных ведомств СНГ, жур-налисты впервые получили возможность детально осмотреть самолет Су-27ИБ.

Вскоре новый истребитель-бомбардировщик принял участие в показательных полетах на авиасалоне «Мосаэрошоу-92» в подмосковном городе Жуковском, где Су-27ИБ, ведомый экипажем в составе заслуженного летчика-испытателя Е.Ревунова и штурмана-испытателя 2-го класса Е.Донченко, совместно с парой Су-27П продемонстрировал имитацию дозаправки от танкера Ил-78.

Подготовка к серийному производству велась на Новосибирском авиационном заводе имени В.Чкалова. К концу осени 1993 года из его цеха выкатили первую опытную машину Т-10В-2 (бортовой номер 43). Новому истребителю-бомбардировщику было присвоено обозначение Су-34. 18 декабря 1993 года летчики-испытатели И.Вотинцев и Е.Ревунов совершили на нем первый полет. А уже 3 марта 1994 года Е. Ревунов и И.Соловьев выполнили на нем беспосадочный перелет Новосибирск - Москва.

К концу 1994 года построили «пятерку» - Т-10В-5, первый серийный самолет с бортовым номером 45 («четверка» из-за финансовых и технических неурядиц была построена позднее). 28 декабря 1994 года «пятерка» поднялась в воздух, пилотируемая летчиками-испытателями Е.Ру-дакасом и Е.Ревуновым. А уже в начале мая 1995 года самолет перегнали в ЛИИ им. М.Громова и подготовили к выставке в Ле Бурже (самолет получил новую окраску и трехзначный номер «349»). На Парижском шоу он был представлен как Cy-32FN - морской истребитель. Та же машина приняла участие в Российской выставке МАКС-95.

По сведениям российской печати, в конце 1998 года в стадии постройки на заводе в Новосибирске находились еще два Су-34, а к концу 1998 года предполагалось довести их количество до 12 экземпляров.

В настоящее время самолет проходит испытания, включая отработку электромагнитной совместимости бортовых систем и вооружения.

Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34 является преемником самолета Су-24 и сочетает в себе качества современной ударной машины и истребителя, способного вести маневренный воздушный бой с любыми самолетами противника.

На борту Су-34 установлены цифровая ЭВМ и другое электронное оборудование с многократным дублированием, в том числе система инерци-альной навигации с коррекцией от спутников и многофункциональный радиолокатор с высокой разрешающей способностью, благодаря чему самолет может выводиться с высокой точностью в любой планируемый район, а также система следования рельефу местности на малой высоте. Машина оснащена системой дозаправки топливом в полете «шланг - конус», что дает ей практически неограниченную дальность полета.

В состав вооружения входят самонаводящиеся корректируемые ракеты и бомбы. Огневой мощи Су-34 вполне достаточно для поражения хорошо защищенных целей.

Для улучшения управляемости, в первую очередь на больших углах атаки, применено переднее горизонтальное оперение, которое на малых высотах уменьшает нагрузку на крыло самолета.

Истребитель-бомбардировщик оснащен системой активной безопасности в полете (системой искусственного интеллекта), а для защиты экипажа используется бронирование.

Просторная комфортабельная кабина Су-34 с параллельным размещением кресел К-36 позволяет пилоту вставать с кресла и проходить в зону отдыха. Кроме всего прочего, кабина оборудована кондиционером, термосом, туалетом и прибором для подогрева пищи. Вход в нее осуществляется через нишу передней стойки шасси.

Самолет Су-34 превосходит своих западных конкурентов MD-F-15E и «Торнадо» IDS по таким важнейшим показателям, как боевая живучесть и эффективность бортового радиоэлектронного комплекса. По своим уникальным боевым и летным качествам, а также по высочайшему техническому уровню он может быть признан самолетом XXI века.

ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК Су-34

Самолет Су-34, выполненный по схеме «триплан» с цельноповоротным ПГО и среднерасположенным крылом, имеет интегральную компоновку.

Фюзеляж самолета плавно сопрягается с крылом. В его головной части, начинающейся радиопрозрачным эллиптической формы обтекателем бортовой радиолокационной станции, оборудована кабина экипажа. Она выполнена в виде броневой капсулы из титана (толщина брони 17 мм) и бронестекла. Внутри нее на приборной панели установлены многофункциональные цветные экранные индикаторы, на которые выводится информация о работе основных самолетных систем.

Головную часть фюзеляжа завершает закабинный отсек, в котором размещены основное радиоэлектронное оборудование (доступ к нему осуществляется также через нишу передней опоры шасси) и патронный ящик с боекомплектом пушки.

В средней части фюзеляжа располагаются основные топливные баки-отсеки.

Хвостовая часть фюзеляжа состоит из двух отсеков двигателей, хвостовых и центральной балок. Хвостовые балки несут основное горизонтальное и вертикальное оперение, а центральная, заканчивающаяся радиопрозрачным обтекателем, заключает в себе задний топливный бак и отсек тормозных парашютов.

Крыло самолета состоит из центроплана и отъемных консолей, имеющих угол стреловидности по передней кромке 42°. Удлинение крыла 3,5, сужение 3,4. Механизация представлена отклоняемыми флаперонами (аэродинамическими поверхностями, выполняющими функции закрылков и элеронов) и двухсекционным поворотным носком. Углы отклонения флаперонов - от +35° до -20°, а поворотного носка -30°.

В консолях крыла, выполненных по кессонной схеме, оборудованы топливные баки-отсеки.

В наплывах крыла размещено радиоэлектронное оборудование, а в правом из них находится 30-мм скорострельная одноствольная автоматическая пушка.

Основное горизонтальное цельно-поворотное оперение (дифференциально отклоняемый стабилизатор) управляется с помощью электродистанционной системы. Консоли его трапециевидной формы с углом стреловидности по передней кромке 45° разделены вдоль на две части. При управлении самолетом по крену задние части стабилизатора также могут отклоняться. Углы отклонения стабилизатора - от +15° до -20°, а его задних половин - на 10° вверх и вниз.

Переднее горизонтальное оперение, установленное в торце наплыва крыла, состоит из двух цельнопово-ротных консолей с углом стреловидности по передней кромке 53,5°.

Вертикальное оперение - двухки-левое, с углом стреловидности по передней кромке 40°. Каждый киль оснащен рулем направления.

Шасси самолета трехопорное, убирающееся в ниши головной части и центроплана. На основных опорах телескопического типа устанавливаются двухколесные (КТ-206) тележки. На управляемой передней опоре полурычажного типа - пара колес КН-27.

Силовая установка Су-34 включает в себя два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31 Ф с суммарной тягой на форсаже 25 600 кгс. АЛ-31 Ф имеет модульную конструкцию и состоит иэ четырехступенчатого компрессора низкого давления с регулируемым входным направляющим аппаратом, промежуточного корпуса с центральной коробкой приводов, девятиступенчатого компрессора высокого давления, кольцевой камеры сгорания, одноступенчатых охлаждаемых турбин высокого и низкого давления, форсажной камеры и сверхзвукового реактивного сопла. Он оснащен гидроэлектронной системой автоматического управления и топливопитания с электронным регу-лятором-ограничителем.

На самолете планируется установка более совершенных и экономичных двигателей АЛ-31 ФМ или АЛ-35Ф с тягой, достигающей 14 000 кг.

Топливная система самолета состоит из четырех баков увеличенного объема, насосов подкачки и перекачки топлива и топливно-расхо-домерной аппаратуры. Возможна установка сбрасываемых подвесных топливных баков. Дозаправка Су-34 через штангу топливозаправки производится от самолетов Ил-78, Ил-78М и Су-24М.

Гидросистема - дублированная, закрытого типа с приводом каждой от своего двигателя. Она используется для выпуска и уборки шасси, торможения колес, работы системы дистанционного управления, гидроцилиндров механизации крыла. Аварийная система выпуска шасси - пневматическая.

Электрооборудование включает генераторы постоянного и переменного тока, приводимых в действие от роторов работающих двигателей, преобразователи однофазного и трехфазного тока, аккумуляторные батареи в качестве резервного источника питания.

Специальное оборудование Су-34 состоит из обзорно-прицельного и пилотажно-навигационного комплексов, а также аппаратуры бортового комплекса обороны и системы объективного контроля и регистрации параметров.

К основному оборудованию можно отнести цифровую электродистанционную систему управления самолетом, систему активной безопасности, систему гашения упругих колебаний фюзеляжа в плоскости тангажа при полете в турбулентной атмосфере, РЛС переднего и заднего обзора, оп-тико-электронную прицельно-навигационную аппаратуру (встроенную и на внешних узлах подвески), контейнеры с разведывательным оборудованием и средствами радиоэлектронных помех.

Вооружение состоит из 30-мм встроенной пушки ГШ-301, а также управляемых, корректируемых и неуправляемых ракет и бомб широкой номенклатуры, размещаемых на двенадцати точках подвески. Это УР класса «воздух - поверхность» Х-25, Х-29, Х-31, Х-58, Х-59, Х-59М; противокорабельные УР Х-31 А и Х-35; УР класса «воздух - воздух», увеличенной дальности Р-27, средней дальности Х-77 и малой дальности Р-73; корректируемые авиационные бомбы КАБ-500 и КАБ-1500, а также НУРСы С-8; С-13 и С-25.

Истребитель-бомбардировщик Су-34: 1 - ПВД (приемник воздушного давления) основной; 2 - обтекатель радиопрозрачный для многорежимной бортовой PJIC с фазированной антенной решеткой; 3 - штанга дозаправки топливом в полете методом «шланг - конус», 4 - стенка боковая бронированной кабины (титан); 5 - рабочее место летчика; 6 - рабочее место штур-мана-оператора; 7 - пушка ГШ-301 (калибр 30 мм, боезапас 180 снарядов); 8 - фара подсветки заправочной штанги; 9 - ПГО (переднее горизонтальное оперение); 10 - антенна радиокомпаса; 11 - ПВД резервные; 12 - воздухозаборники нерегулируемые; 13 - опора шасси, передняя; 14 - опора шасси, основная (для Т-10В-1); 15 - стойка основной опоры шасси с тандемным расположением колес; 16 - носки крыла, отклоняемые; 17-флапероны; 18 - разрядник статического электричества; 19 - блок антенн радиотехнических устройств; 20 - рули направления; 21 - гребень под-балочный; 22 - - сопла двигателей; 23 - обтекатель радиопрозрачный антенны бортового комплекса обороны; 24 - ракета Х-29Т; 25- ракета Х-31П; 26 - ракета Х-59М; 27 - ракета Р-73; 28 ракета РВВ-АЕ; 29 - бомба КАБ-500КР; 30 - бомба КАБ-500Л.

Сравнительные характеристики Су-34 м аналогов

«Торнадо»

Экипаж, чел.

Длина самолета, м

Размах крыла, м

Площадь крыла, м2

Максимальная скорость полета, км/ч

Максимальная скорость полета у земли, км/ч

Максимальное число М

Практический потолок, м

Дальность полета без дозаправки, км

Максимальная взлетная масса, кг

Максимальная эксплуатационная перегрузка

И.БЕДРЕТДИНОВ, инженер

Моделист-конструктор № 5"2000


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник