18.08.2019

Любительская астрофотография. Выставка «Астрономический фотограф года


До 15 октября 2017 года Политехнический музей совместно с Гринвичской королевской обсерваторией показывает выставку «Астрономический фотограф года. Планеты, созвездия и туманности глазами фотографов со всего света». На выставке, приуроченной к конкурсу Insight Astronomy Photographer of the Year, будут показаны астрономические фотографии, экспонаты Политехнического музея и книги из собрания библиотеки Политехнического музея.

Звездные фото

Человеку всегда хотелось приблизить к себе далекие космические объекты, увидеть скрытое расстоянием. Каждый год Гринвичская королевская обсерватория предлагает астрофотографам со всего мира присылать свои лучшие снимки, которые могут стать частью конкурса Королевской обсерватории Insight Astronomy Photographer of the Year. В 2016 году обсерватория получила свыше 4500 заявок из более чем 80 стран. На снимках запечатлены всевозможные космические объекты (звезды, планеты, галактики, туманности) и значительные астрономические события прошлого года. Заявки распределились по восьми тематическим номинациям и одной дополнительной номинации для участников младше 16 лет. В результате конкурса был отобран 31 призер. Фотографии-победители можно увидеть на выставке Политехнического музея на ВДНХ.

Астрономические приборы

Помимо них, на выставке будут представлены предметы из коллекции музея, которые в разное время позволяли человечеству оказаться ближе к далеким космическим объектам: зрительные трубы и астрономические инструменты. Посетители увидят зрительные трубы известных английских мастеров-оптиков XVIII века Джорджа и Питера Доллондов, пассажный инструмент второй половины XIX века, удивительный прибор - гелиостат конструкции Зильбермана, который в течение дня сохраняет первоначальное направление светового луча. А также астрономическая трубка АТ-1, придуманная специально для того, чтобы проводить наблюдения за первым искусственным спутником Земли, и телескоп конструкции астронома-любителя Павла Аргунова.

Редкие книги с картами звездного неба

На выставке в павильоне Политехнического музея на ВДНХ можно ознакомиться с книгами из Библиотеки музея. Среди прочего можно будет увидеть Атлас звездного неба Яна Гевелия. Книга содержит краткие сведения о Самаркандской обсерватории XV в. и ее руководителе - знаменитом узбекском астрономе Улугбеке. В издании полностью воспроизводится Атлас звездного неба, составленный в XVII в. выдающимся польским астрономом Яном Гевелием, одним из первых европейских ученых, поместившим звездный каталог Улугбека в своем трактате. Помимо этого, в экспозиции есть Атлас звездного неба российского астронома и бывшего директора Пулковской обсерватории Александра Александровича Михайлова. Его атлас, который считается одним из самых полных, состоит из 20 карт, охватывающих все небо от северного до южного полюса. На картах изображено свыше 8500 звезд - больше, чем можно увидеть самым острым невооруженным глазом.

МЕСТО: павильон №26.
ВРЕМЯ: вторник–пятница с 11:00 до 19:00, суббота–воскресенье с 11:00 до 21:00.
ВНИМАНИЕ: выставка не работает по понедельникам. Последняя среда каждого нечетного месяца - санитарный день.
СТОИМОСТЬ: вход свободный.

Как передать красоту звездного неба? Наш глаз слишком несовершенен для наблюдения объектов глубокого космоса. Лишь чувствительные приемники излучения, долгие экспозиции и кропотливая обработка полученных снимков способны донести до нас великолепие далеких туманностей и галактик. Одним из тех, кому это, безусловно, удается, является астрофотограф из Болгарии Эмил Иванов.

Эмил Иванов - оперный певец и астроном-любитель в одном лице. С ранних лет он интересовался пением и астрономией. Первый телескоп Эмил построил в 9 лет: в дело пошли очковые стекла и объектив от театрального бинокля. А свои первые снимки звездного неба он получил с помощью 35-мм фотоаппарата «Смена». (У какого начинающего фотографа его тогда не было?!)

Закончив школу, Эмил Иванов начал изучать в Государственном университете Софии астрономию, но через два года перевелся в Музыкальную академию, которую окончил спустя пять лет. А дальше началась его карьера оперного певца, в ходе которой он выступал на самых престижных площадках мира. Профессиональная занятость до самого последнего времени не позволяла ему обратиться к любимому хобби, однако с 2009 года, когда Эмил стал обладателем 12-дюймового астрографа, он получил возможность заниматься астрофотографией.

В результате за 3 года у Эмила скопилась внушительная коллекция астрономических снимков с изображениями планет и солнца, комет, Луны и самых разнообразных объектов глубокого космоса. Эти фотографии, включая изображения редких атмосферных феноменов, можно посмотреть на сайте автора www.emilivanov.com , а здесь мы отобрали с любезного разрешения автора 20 снимков некоторых дип-скай объектов.

Весной небо северного полушария бедно на звезды, так как мы смотрим в сторону от диска Галактики, где сосредоточены большинство звезд Млечного Пути, туманности и звездные скопления. Зато перед нами открываются глубины космоса - скопления галактик в созвездиях Волос Вероники и Девы. Одна из множества звездных систем, которые можно увидеть на небе весной, - великолепная спираль М94, галактика в созвездии Гончих Псов, расположенная на расстоянии 16 миллионов световых лет от нас. Вместе с еще примерно 20 галактиками М94 входит в группу галактик, которая является частью сверхскопления в Деве. Частью этого же сверхскопления является и наша галактика, Млечный Путь. Фото: Эмил Иванов


У туманности IC 405 существует еще несколько номеров в разных каталогах (Sh 2-229, Колдуэлл 31), но любителям астрономии она известна под названием Туманность пламенеющей звезды. Это обширное скопление газа и пыли находится в созвездии Возничего и окружает очень горячую звезду AE Возничего (в центре снимка). Мощное излучение звезды ионизирует газ туманности, заставляя его светиться красным, а также отражается от чрезвычайно мелких пылинок поблизости. В результате мы видим вблизи звезды и голубые тона. По галактическим меркам АЕ Возничего сущий младенец - возраст ее составляет всего 2-3 миллиона лет. Однако за это время звезда проделала большой путь по небу: исследования показывают, что родилась АЕ Возничего в Туманности Ориона. Что придало звезде столь большую скорость, что она навсегда покинула свою колыбель, сегодня в точности не известно. Фото: Эмил Иванов


Шаровое скопление М3 в созвездии Гончих Псов. Это довольно яркое шаровое скопление лучше всего видно на небе весной. Находится оно на полпути между ярким Арктуром и α Гончих Псов. Как и подавляющее большинство шаровых скоплений Галактики, М3 старое скопление - его возраст составляет, вероятно, больше 11 миллиардов лет. Очень четкие снимки вроде этого показывают множество красных гигантов - звезд, находящихся на поздних стадиях эволюции. Фото: Эмил Иванов


Не секрет, что плоскость нашей Галактики сильно «запылена». Межзвездная пыль и молекулярные облака поглощают свет далеких звезд, скрывая от нас центр Млечного Пути и много других интересных объектов. Невооруженному глазу холодные облака предстают в лучшем случае в виде темных провалов на фоне бледного свечения Млечного Пути, но на фотографиях, подобных этой, можно в деталях рассмотреть их структуру. В центре снимка - яркая звезда β Цефея. В правом нижнем углу находится известная отражательная туманность Ирис (NGC 7023), чуть левее ее - туманность Призрак. А у левого края снимка находится вытянутая туманность Барнард 175. Фото: Эмил Иванов


Красивая спиральная галактика М88 из созвездия Волосы Вероники. Эта звездная система находится на расстоянии 47 миллионов световых лет от Земли. В ядре М88 идут активные процессы, связанные, вероятно, со взаимодействием вещества галактики и сверхмассивной черной дыры. Астрономы установили, что масса центральной черной дыры составляет около 80 миллионов масс Солнца. Фото: Эмил Иванов


М21, рассеянное звездное скопление в созвездии Стрельца. Это скопление находится довольно далеко от нас, на расстоянии свыше 4 тысяч световых лет, поэтому невооруженным глазом оно не видно. Однако даже небольшой бинокль без труда разрешает его на звезды. Скопление М21 очень молодо - его возраст оценивается в 4,6 миллиона лет. Фото: Эмил Иванов


Эмиссионная туманность NGC 2174. Эта обширная и довольно яркая туманность находится в созвездии Ориона, там, где на древних картах изображалась поднятая вверх дубинка охотника. Левый край туманности имеет сложную структуру; свечение водорода перемежается с темными прожилками пыли. На снимках телескопа «Хаббл» в этом месте видны глобулы и столбы пыли, подобные знаменитым Столбам Творения в туманности М16. Фото: Эмил Иванов


Перед нами - детальное изображение участка созвездия Цефея с темными туманностями LBN 468, LDN 1148, LDN 1155, LDN 1158, HH 215. Первые четыре туманности вошли в каталоги ярких и темных туманностей Линдса (Lynds Bright Nebula, Lynds Dark Nebula), последний, похожий на головастик, объект справа внизу - объект Хербига-Аро 215. Фото: Эмил Иванов


Группа галактик в Драконе. Прекрасное трио галактик состоит из двух спиральных (NGC 5981 и NGC 5985 - слева и справа) галактик и эллиптической NGC 5982 (в центре). Они действительно физически связаны друг с другом и располагаются примерно на одном и том же расстоянии от нас - около 100 миллионов световых лет. Из-за весьма солидного расстояния интегральный блеск каждой из этих галактик не превышает 11-й зв. величины. Однако на этом замечательном снимке проявились и гораздо более далекие галактики. Кстати, заметили ли вы, что все три звездные системы видны под разными углами к лучу зрения? Фото: Эмил Иванов


Среди россыпей звезд в созвездии Стрелы находится маленькая эмиссионная туманность Sh2-82 (объект номер 82 из каталога Шарплесса). Туманность окружена голубоватой отражательной туманностью; обе они находятся позади мощного скопления пыли. Фото: Эмил Иванов


М19 - далекое шаровое скопление в созвезии Змееносца. Возраст скопления составляет почти 12 миллиардов лет, оно состоит более чем из миллиона звезд, многие из которых уже сошли с главной последовательности и проходят стадию красных гигантов. Отчетливо видно, что форма М19 вытянута, однако на инфракрасных снимках скопление предстает почти идеальным шаром. Очевидно, и здесь не обошлось без межзвездной пыли, которая скрывает часть М19 от наших глаз. Фото: Эмил Иванов


Галактика Игла (она же NGC 4565) в созвездии Волосы Вероники. Эта великолепная спиральная галактика расположена к нам ребром, поэтому мы не наблюдаем спиральных рукавов, зато очень хорошо видим центральное утолщение - балдж - и прослойку межзвездной пыли. Если бы мы могли взглянуть на нашу собственную звездную систему, Млечный Путь, со стороны, то она выглядила бы, вероятно, очень похоже на галактику Игла. Кроме NGC 4565 на снимок попало еще две галактики - NGC 4562 (в левом верхнем углу) и IC 3571 (маленькое голубоватое пятнышко непосредственно под галактикой Игла). Фото: Эмил Иванов


Туманность Калифорния (NGC 1499) в созвездии Персея, снятая в нескольких узких полосах спектра. Эта огромная туманность вытянулась на небе на 2,5°, что составляет почти 5 дисков Луны. Несмотря на внушительные размеры, наблюдать туманность визуально невероятно трудно из-за ее чрезвычайно низкой поверхностной яркости. Тем не менее на фотографиях с большой экспозицией ее очертания проявляются достаточно подробно, напоминая внешне очертания штата Калифорния. Расстояние до туманности - около 1000 св. лет. Фото: Эмил Иванов


Галактики М81 и М82 в созвездии Большой Медведицы. Замечательная пара галактик давно является излюбленным объектом для многих любителей астрономии - она прекрасно видна даже в 50-мм бинокли. М81 известна как галактика Боде, а М82 - как галактика Сигара или Взрывающаяся галактика. Изучая спектр галактики М82 (справа) астрономы еще 3-4 десятилетия назад полагали, будто в центре ее произошел грандиозный взрыв, однако современные исследования с помощью крупнейших телескопов предлагают другое объяснение внешнему виду галактики. Согласно ему в М82 идут процессы бурного звездообразования, и звездный ветер от тысяч молодых горячих звезд выдувает газ из галактики. Вспышка звездообразования, вероятно, произошла в результате гравитационного взаимодействия М81 и М82. На снимок также попала карликовая неправильная галактика Хольмберг IX, спутник галактики М81, которая видна чуть выше ее как клочковатое облачко. Фото: Эмил Иванов


Темные провалы на небе давно были известны астрономам, но первым, кто взялся за их изучение, стал американский астроном Эдуард Барнард. В 1919 году он выпустил каталог темных туманностей, в который включил 182 подобных объекта. Одна из таких туманностей, Барнард 174, представлена на этом снимке. Астроном описал ее как узкую туманность неправильной формы, вытянутой с северо-востока на юго-запад и диаметром 19 угловых минут. Фото: Эмил Иванов


Туманность Пузырь (NGC 7635) и рассеянное скопление М52 в созвездии Кассиопеи. Странная туманность сферической формы на первый взгляд кажется планетарной, однако на самом деле это не так. Пузырь выдувает горячая звезда, находящаяся внутри него, справа по центру. Мощный звездный ветер буквально расталкивает межзвездное вещество в разные стороны. Размеры пузыря уже достигли 10 световых лет! Фото: Эмил Иванов


В созвездии Большой Медведицы. На снимок попали сразу два объекта каталога Мессье, которые имеют, правда, совершенно различную природу. Слева вверху находится планетарная туманность Сова (М97), в правом нижнем углу - спиральная галактика М108. Туманность Сова - это расширяющаяся оболочка умершей звезды. Ядро звезды - горячий белый карлик в центре туманности - нагревает оболочку своим ультрафиолетовым излучением и заставляет ее переизлучать фотоны в видимом диапазоне спектра. Расстояние до М97 - 2600 св. лет. Галактика М108 находится в 17,5 тысяч раз дальше, на расстоянии около 45 миллионов световых лет. Ее масса и размеры сопоставимы с массой и размерами Млечного Пути. Интересно, сколько тысяч туманностей, подобных М97, находится в этой системе из звезд? Фото: Эмил Иванов


Рассеянное скопление М7 (скопление Птолемея). Это одно из ярчайших рассеянных скоплений на нашем небе. Находится оно в созвездии Скорпиона, в самой гуще Млечного Пути, на расстоянии около 1000 световых лет от нас. Скопление состоит из 80 звезд-гигантов, чья общая масса составляет более 700 масс Солнца. Несмотря на то что скопление довольно молодо (возраст его составляет 200 миллионов лет), наиболее массивные его звезды уже значительно проэволюционировали. Фото: Эмил Иванов


NGC 1333 - отражательная туманность в созвездии Персея. На этом изумительном по четкости и глубине снимке туманность представляется густым хитросплетением газовых и пылевых облаков, почти не излучающих свет. Отраженное свечение имеет голубоватый цвет, кстати, по той же причине, по которой является голубой и земная атмосфера. Туманность NGC 1333 - часть молекулярного облака Персея, которое располагается от нас на расстоянии около 1000 световых лет. Внутри облака находится множество очень молодых звезд возрастом не более миллиона лет - фактически, ровесников человечества. Фото: Эмил Иванов


Галактика Подсолнух (М63) - красивая спиральная звездная система в созвездии Гончих Псов. Галактика была открыта в 1779 году французским астрономом Пьером Мешеном, а в середине XIX века лорд Росс установил ее спиральную структуру. Размеры М63 составляют около 100000 световых лет, что сопоставимо с размерами Млечного Пути. Ее структура чрезвычайно любопытна - на снимке мы видим маленькое плотное ядро с множеством коротких, сильно закрученных спиральных рукавов. Но кроме этого мы видим также продолжения спиральных ветвей в виде слабых петель, продолжающихся далеко за пределы диска М63. Вероятно, эти структуры, состоящие также из звезд и газа, образовались в результате гравитационного взаимодействия с галактиками-соседями. Фото: Эмил Иванов


Эмил Иванов вместе с супругой Эли на наблюдательной площадке под темным небом Болгарии. Фото: Эмил Иванов

Любительская Астрофотография, вы когда-нибудь задумывались что это за направление в фотографии? Пожалуй, это самый сложный и трудоёмкий жанр из всех, что существует, это я вам могу сказать со стопроцентной ответственностью, так как имею полное практическое представление обо всех направлениях в фотоиндустрии. В любительской астрофотографии нет предела совершенству, нет каких-то рамок, всегда есть, что сфотографировать, можно заниматься как творческой фотографией так и научной, и главное, что это очень душевный жанр фото. Но реально ли получать снимки космоса не выходя из дома, на бытовые фотоаппараты и объективы и в любительские телескопы, не имея при этом орбитального телескопа вроде Хаббла? Мой ответ - да! Все, конечно же знают про знаменитый телескоп Хаббл. Nasa постоянно делиться красочными снимками объектов глубокого космоса (Deep sky object или DSO или просто дипскай) с этого телескопа. И эти снимки очень впечатляют. Но почти никто из нас не понимает, что именно изображено, где это находится, какими размерами обладает. мы просто смотрим и думаем "вот это да". Но стоит самому заняться астрофотографией, как сразу начинаешь осознавать и узнавать вселенную. И космос уже не кажется таким уж необъятным. И самое главное, что с опытом снимки любителей астрофотографии получаются не менее красочные и детальные. Без сомнения у Хаббла будет выше разрешение и детализация, и он может заглянуть намного дальше, но порой, некоторые снимки мастеров в этом жанре путают со снимками Nasa и даже не верят, что это получено обычным человеком на бытовое оборудование. Даже мне иногда приходится доказывать знакомым, что это действительно мои снимки, а не взятые с просторов интернета, хотя мой уровень мастерства в этом деле пока не дотягивает и до среднего. Но каждый раз я оттачиваю свои навыки и добиваюсь лучших результатов.
Пример одного из моих стареньких снимков, северный полюс Луны:

Расскажу поподробнее как я это делаю и какое для этого понадобиться оборудование. И главное, что мы можем фотографировать в космосе в любительский телескоп или обычный фотоаппарат со сменной оптикой. Правда на последний вопрос, очень простой ответ - всё, ну или почти всё.

Начнём, пожалуй, с оборудования. Хотя на самом деле начать нужно не с оборудования, а понимания того, где вы живёте, сколько у вас свободного времени, есть ли возможность выезжать за город по ночам (если вы живёте в городе) и как часто вы готовы это делать и, конечно же, готовы ли тратиться на этот жанр в материальном плане. Тут, к сожалению, есть закономерность: чем дороже оборудование, тем лучше результат. НО! результат на любое оборудование зависит не в меньшей степени от опыта, условий и желания. Будь у вас самое лучшее оборудование, но без опыта ничего не получится.
Итак, как только у вас будет понимание ваших возможностей, то от этого и зависит выбор оборудования. Я житель Москвы, и часто ездить за город у меня нет ни возможности ни энтузиазма, поэтому свой акцент в самом начале пути, я поставил на объекты солнечной системы, то есть Луну, Планеты и Солнце. Дело в том, что в любительской астрофотографии есть три подвида - планетная съёмка, съёмка дипская и фотография широких звёздных полей на малые фокусные расстояния. И я затрону в этой статье все три вида. Тем не менее, выбор оборудования для этих подвидов разный. Есть некоторые универсальные варианты по дипскаю и планетной съёмки, но у них свои плюсы и минусы.
Почему мой выбор пал прежде всего на съёмку объектов солнечной системы? Дело в том, что на эти объекты не влияет городская засветка, которая не даёт просочится звёздам. А яркость Луны и планет очень высокая, поэтому они легко пробиваются через городскую засветку. Есть правда другие нюансы - это тепловые потоки, но с этим смириться можно. А вот достойная съёмка дипская в городе возможна только в узких каналах, но это отдельная тема с ограниченным выбором объектов.
Итак, для любительской астрофотографии объектов солнечной системы я использую следующие оборудование, позволяющие мне хорошо наблюдать и фотографировать Луну, планеты и Солнце:
1) Телескоп по оптической схеме шмидта-кассегрена (сокращённо ШК) - Celestron SCT 203 мм. Его используем в качестве объектива с фокусным расстоянием 2032 мм. При этом я могу эффективно разогнать ФР до 3х, то есть примерно до 6000 мм, но за счёт потери светосилы. Выбор пал именно на ШК, потому что это самый удобный и выгодный вариант в квартирном использовании. Именно ШК обладают компактными и одновременно мощными характеристиками, например, при прочих равных ШК будет в два с половиной раза короче классического Ньютона, а на балконе такие размеры имеют очень большое значение.
2) Монтировка Телескопа Celestron CG-5GT - это эдакий компьютеризированный штатив, который способен поворачиваться в след за выбранным объектом по небосводу, а так же нести на себе громоздкое оборудование без дёрганий и тряски. Моя монтировка начального класса, поэтому имеет много погрешностей в своём предназначении, но с этим я так же научился бороться.
3) Камера TheImagingSource DBK-31 или EVS VAC-136 - старенькие специализированные камеры для любительской планетной астрофотографии, но я их так же приспособил и для микросъёмки на клеточном уровне. Впрочем вы можете обойтись и бытовыми фотоаппаратами со сменной оптикой, просто результат будет хуже, но за неимением прочего - вполне сгодиться, я тоже когда-то начинал с Sony SLT-a33.
4) Ноутбук или ПК. Ноутбук, конечно, предпочтительнее, так как он мобильный. Подойдёт самый простой вариант без игрового потенциала. Он нам нужен, чтобы синхронизировать всё оборудование, и записывать сигнал с камер. Но если вы используете бытовой фотоаппарат, то вполне можете обойтись и без компьютера.
Этот основной комплект для лунно-планетной съёмки, не считая ноутбука, мне обошёлся в 80 000 р. по курсу доллара - 32 рубля из них 60 тысяч на телескоп и монтировку и 20 тысяч на камеру. Тут надо сразу отметить, что всё оборудование для любительской астрофотографии это исключительно импорт, поэтому мы с вами напрямую зависим от курса рубля, так как в долларах цена не меняется на протяжении нескольких лет.
Вот как выглядит мой телескоп на фото. Как раз фото с балкона, где я устанавливаю его перед съёмкой:

Как-то я навешал на свой телескоп много оборудования одновременно для лунной и дипскайной съёмки, для проверки потянет ли монтировка. Она потянула, но со скрипом, поэтому использовать такой вариант не рекомендовано на этой монтировке - слабовата.

Что же мы всё-таки можем увидеть и сфотографировать на этот любительский телескоп? Фактически почти все планеты солнечной системы, крупные спутники Юпитера и Сатурна, Кометы, Солнце и конечно же Луну.
И от слов к делу, представляю несколько фотографий некоторых объектов солнечной системы, полученных в различное время при использовании вышеописанного телескопа. И первым я покажу сними самого близкого космического объекта солнечной системы - Луны.
Луна это очень хороший объект. На неё всегда интересно смотреть и фотографировать. На ней видно много деталей. Каждый день в течении месяца вы видите новые лунные образования и каждый раз ждёте всё более хорошей погоды, без ветра и турбулентности, чтобы сделать снимок ещё лучше, чем в прошлый раз. Поэтому фотографировать Луну не надоедает, а наоборот хочется всё больше и больше, тем более мы можем строить композиции, панорамы и выбирать фокусное расстояние для различных целей.
Кратер Клавий. Сфотографированный в 5000 мм в инфракрасном спектре:

Часть лунного терминатора, сфотографирован в 2032 мм в дневное время, поэтому контраста не совсем хватает:

Панорама Лунных Альп из двух кадров. На фотографии видны сами Альпы с каньоном и древний кратер Платон, залитый базальтовой лавой. Снято в 5000 мм.

Три древних кратера вблизи северного Полюса Луны: Пифагор, Анаксимандр и Карпентер, ФР - 5000 мм:

Ещё больше лунных фотографий в 5000мм

Лунное море, а точнее море Кризисов, снято в 2032 мм. Этот снимок снят на две камеры, одна ч/б в инфракрасном спектре, другая в видимом спектре. Инфракрасный слой пошёл за основу яркостного, видимый спектр лёг сверху в виде цвета:

Кратер Коперник на фоне Лунного рассвета, 2032 мм:

А теперь панорамы Луны в различных фазах. при клике откроется больший размер. Все панорамы Луны сняты в 2032 мм.
1) Серповидная Луна:

2) Луна первой четверти, подробнее об этой фазе можно прочитать тут

3) Фаза Выпуклой Луны. Эту панораму Луны я фотографировал на цветную камеру видимого спектра:

4) Полнолуние. Самое скучное время на Луне это - полная Луна. В этой фазе Луна плоская как блин, очень мало деталей, всё слишком яркое. Поэтому в полнолуние я почти никогда не фотографирую Луну, особенно в телескоп, максимум в 500 мм на обычный объектив и фотоаппарат. Хотя данный вариант сделан на мой телескоп, но с редуктором фокуса, подробнее здесь:

А вот, кстати, фотография без какого-либо специального оборудования. Фотоаппарат+телевик. Заодно вся правде о Суперлунии, при клике на фото откроется больший размер, а по ссылке более подробное описание :

Следующий объект - Венера, вторая планета от Солнца. Этот снимок я снимал в Белоруссии, разгонял фокусное расстояние телескопа в 2,5 раза до 5000 мм. Фаза Венеры была такой, что она представилась в виде серпа. Отмечу, что никаких деталей в видимом спектре на Венере различить нельзя, лишь густой облачный покров. Чтобы различить детали на Венере надо использовать ультрафиолетовые и инфракрасные фильтры.

Второй снимок Венеры, я сделал с Московского балкона без увеличения фокусного расстояния, то есть ФР=2032 мм. В этот раз фаза Венеры была больше повёрнута к нам освещённой стороной, но для объёма я подрисовал блик тёмной стороны Венеры в редакторе, это надо отметить особенно, так как тёмную сторону Венеры, её пепельный свет, нельзя запечатлеть ни при каких обстоятельствах в отличии от Лунного пепельного света.

Следующая планета по списку это Марс. В любительский телескоп четвертая от Солнца планета выглядит совсем небольшой. Это и не удивительно, её размеры в два раза меньше Земли, и даже в момент противостояний Марс виден как небольшой красноватый шарик с некоторыми деталями поверхности. Однако кое-что мы можем наблюдать и фотографировать. Например, на этом снимке отчётливо видно большую белую шапку марсианского снега. Снимок сделан при использование 3-х кратного экстендера с итоговым ФР - 6000 мм.

На следующей фотографии мы уже наблюдаем марсианскую весну. Зимняя шапка растаяла и даже удалось запечатлеть облака в виде бледных слабоконтрастных диффузных пятнышек серобелоголубого оттенка. Если бы была возможность наблюдать Марс каждый день, можно было бы хорошо изучить периоды сезонности на Марсе, его вращение вокруг оси, таяние и образование снежных шапок, а так же появление и движение облаков. Фотография как и предыдущая, получена на 6000 мм.

А это как раз фотография Марса в момент противостояния в 2014 году. Обратите внимание как хорошо прорисовались моря и материки Марса (условные обозначения тёмных и светлых участков на Марсе и Луне). Подробнее о географии планеты на снимке можно узнать тут:

Пятая планета Солнечной системы это царь планет - Юпитер. Юпитер это самая интересная для наблюдений и фотографирования планет. Даже не смотря на свою огромную удалённость, Юпитер в телескоп виден крупнее остальных при прочих равных. Если с погодой повезёт, то на Юпитере можно хорошо различить такие образования как вихри, полосы, БКП (большое красное пятно) и другие детали, а так же его 4 Галилеевых спутника (ИО, Европа, Каллисто и Ганимед). И куда проще это запечатлеть на фотографии, правда результат снимка напрямую зависит от погодных условий и оборудования. Вот как у меня получается фотографировать Юпитер в свой любительский телескоп. Панорама Юпитера со спутниками:

Фотография Юпитера с БКП

Так же Юпитер имеет смысл фотографировать в инфракрасном спектре. В этом спектре видно гораздо больше деталей и сами детали выглядят более резкими:

Следующая, шестая планета - Сатурн. Огромный газовый гигант, узнаваемый прежде всего, своими кольцами. Для меня это вторая планета по интересности. Но его удалённость столь громадна (до 1500 млрд км), что моему телескопу едва ли хватает мощности разлить пояса на поверхности планеты, до ураганных вихрей разрешения моей оптики не хватает. Однако я всё равно с интересом наблюдаю и фотографию эту планету, ведь передо мной открываются его кольца, часто я вижу тень от колец отбрасываемых на планету. А при хороших условиях можно различить загадочное образование Сатурна - гексагон, в частности его видно на фотографии ниже. География планеты с описанием доступна по этой ссылке:

Что же касается оставшихся планет - Меркурий, Нептун, Уран и карликовой планеты Плутон, то их я не фотографировал, но наблюдал (кроме Плутона). Меркурий в мой телескоп виден как очень маленький диск серого цвета, никаких деталей на нём я не различал. Уран и Нептун в мой телескоп видны в виде небольших голубоватых дисков разных оттенков, интереса в фотографии эти планеты для меня пока так же не представляют. Но с более мощным оборудованием, я обязательно их сфотографирую. Солнце так же очень интересно фотографировать, но для этого нужны специальные фильтры. Иначе можно испортить зрение и камеру.

Следующий подвид астрофотографии самый творческий и лёгкий. Это фотографирование широких звёздных полей на малые фокусные расстояния. Для этого вида, в принципе, необязательно специальное астрооборудование. Достаточно иметь фотоаппарат с соответствующим объективом и штатив, ну а если у вас есть автоматизированная монтировка или же другие аксессуары для компенсирования вращения земли, то это будет ещё лучше.
Итак, нам потребуется:
1) фотоаппарат
2) объектив с ФР от 15 до 50, это может быть рыбий глаз, портретик или пейзажник. И лучше, чтобы это был фикс с высокой светосилой от 1,2 до 2,8. Можно использовать 70 мм и больше, но при таких ФР оборудование для компенсации вращения очень желательно.
3) Штатив и желательно оборудование для компенсации вращения поля, но для начала можно им пренебречь.
4) тёмная безлунная звёздная ночь и свободное время.
Вот и весь набор для этого вида астрофотографии. Но есть некоторые нюансы. Первый и главный нюанс при съёмке на неподвижном штативе заключается в правиле выдержки. Правило называется «правило 600» и работает оно так: 600/ФР объектива = максимальная выдержка. Например, у вас объектив с ФР 15, значит 600/15=40. В данном случае 40 секунд это максимальное время выдержки, при котором звёзды будут оставаться звёздами и не растягиваться в сосиски, особенно по краям кадров. На практике лучше уменьшать это максимальное время на 20%. Второй нюанс заключается в выборе местности, не всегда тёмная звёздная ночь будет вам рада. Иногда, по ночам бывает очень сыро и влажно в наших широтах, особенно вблизи лесов, болот, рек и тд. И тогда буквально через пол часа у вас совершенно запотеет объектив и сфотографировать ничего не получится. Чтобы этого избежать нужно использовать либо фен либо специальные апертурные обогреватели в виде гибких тенов. Звёздные поля я начал прицельно осваивать только летом 2015 года, поэтому много фотографий у меня нет. Вот пример фотографии млечного пути, снят на Sony SLT-a33 + Sigma 15mm рыбий глаз с использованием монтировки с автовидением, выдержка 3 минуты, подробнее о фотографии можно почитать по ссылке

А вот тоже млечный путь снятый при восходе Луны на туже технику, но уже со стационарного фотоштатива, выдержка всего 30 секунд, на мой взгляд вполне отчетливо виден Млечный путь.

Далее идёт небольшая подборка созвездий снятых на Sony SLTa-33 + Sigma 50 mm. Выдержки по 30 секунд, на монтировке с автовидением:
1. первое созвездие Цефей:


1.1 схема созвездия с обозначениями:

2. Созвездие Лиры


2.1 Схема созвездия:

3. Созвездие Лебедь


3.1 и схема Лебедя и его окрестностей

4. Созвездие Большая медведица, полный вариант, а не только ковш:


4.1 Схема Большой медведицы:

5. Созвездие Кассиопея, легко узнаётся так как похожа на букву W или М смотря с какого ракурса смотреть:

А вот это Лебедь уже с выдержками 10 минут, фотографию сделал в мае 2016 года, подробнее можно почитать здесь:


Последний, третий вид астрофотографии это дипскай. Это самый сложный вид в любительской астрофотографии, чтобы мастерски получать снимки нужно очень много опыта и достойное оборудование. В съёмке дипская нет ограничений по ФР, но чем выше ФР тем сложнее получить качественный результат, поэтому типичными средними фокусными расстояниями считаются объективы от 500 до 1000 мм. Чаще всего используются либо рефракторы (желательно апохроматы), либо классические Ньютоны. Есть и другие более сложные и эффективные оптические приборы, но они стоят уже совсем других денег.
Я, как и в случае со звёздными полями, начал осваивать данный жанр только летом 2015 года, до этого были, конечно, попытки, но безуспешные. Впрочем про съёмку дипскай-объектов, таких как галактики, туманности и звёздные скопления можно писать очень долго. Я же просто поделюсь своим опытом.
Для фотографирования дипская нам потребуется:
1) Монтировка с автовидением, это обязательное условие.
2) объектив от 500 мм (можно использовать и от 200 для больших объектов, таких как туманность Ориона М42 или Галактики Андромеды М31). Я использую свой телевик для фотоохоты Sigma 150-500.
3) Фотоаппарат (я использую Sony SLT-a33) или более продвинутая камера для астрофотографии.
4) Обязательное умение выставлять монтировку по полярной оси, чтобы она была точно выставлена на полюс мира.
5) Крайне желательно, а точнее крайне необходимо освоить гидирование с дополнительным гид-телескопом и гидирующей камерой. Это нужно для того, чтобы камера гид захватывала звезду, находящеюся рядом со снимаемым объектом и тем самым посылала сигналы монтировке следовать точно за этой звездой. В результате правильного гидирования можно выставлять даже часовые выдержки и получить максимально чёткие кадры без проявления потянутости звёзд с хаббловской прорисовкой объектов.
6) Ноутбук для синхронизации монтировки, камеры и гидирования
7) Система питания, автономное или розетка, тут решать вам.

Для того, чтобы все это оборудование разместить на монтировке я сделал пластину, просверлив в ней кучу дырок и прикрутил всё необходимое оборудование. Фотография моего оборудования, сделана во время съёмки:

И вот, что у меня получается на данный момент в съёмке дипская:
1. Галактика Андромеды (М31):

2. Тёмная туманность Ирис в созвездии Цефея:

4. Добавляю фотографию туманности Вуаль, которую я сделал в мае 2016 года, подробнее о съёмки Вуали здесь:

А вот так получилась туманность Ориона М42 с московского балкона в мой планетный телескоп с ФР 2032мм, выдержка 30 сек:


Как видно, в городских условиях в видимом спектре такой выдержки не достаточно для проработки фона и периферии, а большая выдержка даёт только молочную засветку по всему кадру, поэтому в городе я фотографирую только Луну и планеты, в чём добился почти максимальных результатов на своё оборудование. Остаётся только ловить хорошую погоду или менять оборудование на более мощное для улучшения качества снимков.

Как резюме могу сказать, что астрофотография это очень серьёзный жанр и без целеустремлённости здесь ничего не выйдет. Но как только у вас начнёт что-то получаться, вам это будет доставлять сплошное удовольствие! Поэтому я всех призываю развивать и популизировать этот интереснейший жанр в фотографии!


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник