26.09.2019

Лучшие штативы для фотоаппаратов. Как выбрать штатив: полное руководство


Дата публикации: 15.01.2008

Штатив Gitzo Titanium

При определенных условиях съемки наличие хорошего штатива может оказаться фактором более важным, чем уровень вашего фотоаппарата, особенно если речь идет о съемке панорам, пейзажей, интерьеров, макро. Поскольку камеры обновляются значительно быстрее, чем штативы, к выбору друга на одной или трех ногах необходимо подойти со всей серьезностью.

Когда нужен штатив?

Наиболее распространенная причина использования штатива - съемка на больших выдержках, от 1/30 до нескольких минут или даже часов. При отсутствии стабилизатора микросмаз (снижение резкости) может возникать и на достаточно коротких выдержках, вплоть до 1/125. Причиной может быть как неуверенный захват камеры, так и вибрация от щелчка зеркала. Такие вибрации не возникают при использовании камер, в которых зеркало неподвижно или вовсе отсутствует. Они редко проявляются в цифровых зеркалках, если речь не идет о миниатюрных вариантах, - ведь такого рода шевеленка гасится именно за счет массивности аппарата. А вот для зеркалок среднего формата, таких как Rolleiflex 6001 или «Киев-60», установка на штатив желательна даже при съемке на обычных выдержках.

С увеличением фокусного расстояния уменьшается допустимая выдержка, позволяющая получать снимки без шевеленки. Допустимую выдержку можно примерно определить, использовав как знаменатель фокусное расстояние объектива (например, для 250 мм - не длиннее 1/250 сек.). Нередко даже в дневное время суток и при нормальном освещении светосила телевика не позволяет обеспечить нужную экспозицию на короткой выдержке. При съемке с рук максимальная длительность выдержки всегда ограничена. Во многих случаях оказывается бессилен и стабилизатор, встроенный в крепление матрицы или в объектив.

Штатив позволяет устойчиво закрепить камеру в положении, не всегда достижимом при съемке с рук (например, высоко над головой). Другой случай использования штатива - невозможность съемки камерой с рук, обусловленная ее размерами или конструкцией. Наличие штатива предполагает любая камера, снимающая на листовую пленку. Многими среднеформатными зеркалками снимать с рук просто неудобно.

Выбор правильных «ног»

Штативы можно подразделить на три больших группы:

  • Мини-штативы. Простейшие варианты - стубцина, позволяющая прикрепить камеру к столу. Настольные штативы-треноги («паучьи ножки») чаще всего изготовлены из обычного пластика и предназначены для карманных цифровых фотокамер. Встречаются варианты посерьезнее, изготовленные из металла и предназначенные для зеркальных аппаратов (Rekam RT-D1, Kirk Low Pod).
  • Одноногие штативы - моноподы. Имеют телескопическую конструкцию и, как правило, съемную голову. Широко используются в репортажных видах съемки. Позволяют снизить нагрузку на руки во время съемки и устранить микрошевеленку, возникающую на выдержках короче 1/8 секунды.
  • Штативы-треноги. Самый распространенный и эффективный вид штативов, который встречается в наиболее широком ассортименте. Существуют даже варианты треног, в которых центральная штанга с площадкой для камеры может использоваться в качестве монопода (Cullman 2800, 3430).

Надежность и устойчивость штатива зависит от множества факторов. Однако на практике самым главным фактором является цена. Дешевые варианты до $100 от Continent, Rekam, Soligor, Unomat. Как правило, корпус таких штативов выполнен из алюминия, несъемные головы - из пластмассы. Типичные недостатки - неустойчивость головы, невысокий уровень культуры производства. Однако при минимуме средств с компактными цифровыми камерами и легкими зеркалками использовать такие штативы можно. За $150 можно рассчитывать на более серьезный вариант от Velbon, Manfrotto или Slik, предполагающий использование съемной головы. Простая голова, скорее всего, будет входить в комплект. Профессиональные штативы стоят от $250 и обычно поставляются без головы, выбор которой доверен самому фотографу.

Штативная голова представляет собой приспособление, которое отвечает за точное положение камеры в пространстве. Встречаются головы четырех типов: 2D, 3D, шаровые, панорамные. Для оперативной установки камеры на штативной голове служит сменная площадка (Quick Release). К площадке камера прикручивается с помощью обычной резьбы, а на голове закрепляется посредством быстросъемного крепления. Использование сменных площадок наиболее удобно при наличии нескольких камер, к каждой из которых она может быть прикручена заранее. Но даже камера всего одна, подобные аксессуары значительно упрощают процесс съемки (особенно это касается шаровых голов).

Большинство современных камер имеют резьбу 1/4” для установки штатива. В аппаратах среднего и большого формата более распространена резьба 3/8”. Профессиональные штативные головы, как правило, позволяют устанавливать камеры с любой резьбой. Сами же головы устанавливаются на штатив посредством резьбы 3/8”. Поэтому, если речь идет о профессиональной продукции, установка головы от одного производителя на штатив другого - обычная практика.

Недорогие штативы и головы Slik и Velbon соединяются с «ногами» посредством резьбы 1/4”. В случае несовпадения резьбы штатива и головы либо головы и камеры можно воспользоваться переходником (например, от «Поиск-фото» - www.poiskfoto.ru).

Высота и конструкция «ног»

Максимальная высота, на которую можно поднять площадку с камерой, является одной из главных характеристик штатива. Наиболее распространены штативы с центральной штангой, которая выдвигается вверх для обеспечения максимальной высоты. Подобная конструкция делает штатив в сложенном состоянии весьма компактным, но отличается меньшей устойчивостью, чем варианты с неподвижной центральной штангой или вовсе без нее. Наиболее продвинутые варианты имеют съемную центральную штангу и позволяют крепить голову непосредственно к треноге.

Высота штатива для фотокамеры не должна быть чрезмерной: для обычных задач необходимо, чтобы штатив позволял закреплять камеру на уровне глаз. Нужно помнить, что надежный штатив, который обеспечивает рабочую высоту около двух метров, по определению не может быть легким, компактным и дешевым.

Важными параметрами являются также минимальная рабочая высота, которая позволяет закреплять штатив невысоко от земли, и длина штатива в сложенном состоянии. Чем больше телескопических «колен» имеет штатив, тем он компактнее, но тем менее он жесток и оперативен. Для общих задач оптимальным считается трехсекционный штатив.

Масса и устойчивость

Универсальный штатив должен быть достаточно мощным, чтобы гасить вибрации, возникающие из-за ветра, и выдерживать большую нагрузку, чтобы использоваться с камерами различных форматов. В идеале штатив должен выдерживать такую нагрузку (в кг), чтобы после вычитания из этой цифры веса головы удержать удвоенную массу камеры с объективом. Это связано с тем, что во многих случаях значение имеет не только вес, но и парусность набора.

Устойчивость штатива зависит прежде всего от его массы. На практике же приходится идти на компромиссы: тяжелый штатив во многих случаях просто невозможно брать с собой. Поэтому на первый план выходят нюансы конструкции, материал и диаметр трубок. Для зеркалки начального уровня можно ограничиться легким металлическим или карбоновым штативом со сменной головой.

Большинство штативов комплектуются резиновыми или пластмассовыми наконечниками, которые предотвращают скольжение «ног» на гладкой поверхности, либо стальными шипами для грунта. Известные фирмы предлагают специальные наборы шипов, которые используются вместо штатных. Удобны универсальные наконечники для «ног» с комбинированной пяткой - шипы + резина. Такие варианты предлагают Manfrotto и Rekam. Для нетвердых поверхностей, таких как снег или песок, есть специальные «башмаки».

Из чего их делают?

Самые дешевые штативы вроде «паучьих ножек» делают из обычного пластика. Такие варианты приемлемы в случае использования с компактной «мыльницей», но для использования с серьезной техникой пластиковые штативы не годятся, так как не обеспечивают необходимой жесткости и устойчивости камеры. Распространены «ноги» из алюминия и легких металлических сплавов на основе титана и магния. Второй вариант предпочтителен, так как считается менее хрупким, особенно в условиях минусовых температур. Для изготовления тяжелых студийных штативов используют алюминий, сталь или сплав этих металлов.

В производстве профессиональных штативов, как правило, используют углепластик (серия Manfrotto Carbon, Gitzo Mountaineer, Slik CF) и базальт (Gitzo Basalt).

Углепластик - композиционный материал, более жесткий, чем алюминий, при меньшей массе конечного изделия (на 30–40%). За счет этих качеств карбоновые штативы являются безальтернативным выбором для путешествующих фотографов. «Ноги» из карбона отлично гасят вибрации, возникающие под действием ветра. Недостатки таких штативов - высокая цена ($300–500) и хрупкость карбона на морозе.

Базальт - вулканическая порода, близкая по свойствам к углепластику. Природный базальт измельчают и подвергают воздействию высокой температуры. Штативы из такого материала легки, прочны и надежны, как и карбоновые. Они весьма приятны на ощупь и примерно на 20% легче, чем алюминиевые.

3D-головы

Обычная (2D) голова может поворачиваться в двух плоскостях: вертикальной и горизонтальной. Если добавить к этим возможностям плоскость вращения камеры (до поворота в вертикальный формат), получается 3D-голова. Каждое «направление» 3D-головы имеет собственную ручку и винтовой фиксатор, который требуется ослабить в процессе настройки штатива. Качественные головы такого типа позволяют вращать основание вокруг точки крепления на 360 градусов, отклонять площадку вперед до 90 градусов и в стороны.

Для точной регулировки голова оснащена большим количеством ручек и фиксаторов, по которой ее сразу можно опознать. Существует разновидность профессиональных 3D-голов, оснащенных червячным приводом для регулировки положения. Из таковых наиболее распространена серия Manfrotto Geared Head. Практически идеальным воплощением принципа прецизионной точности считается Arca-Swiss Cube Geared Head.

Стоит отметить, что даже в обычном исполнении качественная 3D-голова должна обеспечивать высокую точность позиционирования, ведь именно она является конструктивным преимуществом 3D-голов. Их недостатки - низкая оперативность и достаточно крупные размеры, обусловленные размерами ручек.

Шаровые головы

В шаровых головах (Ball Head) положение площадки с камерой обеспечивает металлический шар, который позволяет моментально зафиксировать камеру в любом положении, ослабив единственный фиксатор. Такие головы обеспечивают значительно лучшую оперативность настройки. Они удобнее и компактнее, так как лишены ручек. В жертву принесены точность позиционирования камеры и механическая надежность. Шаровые головы весьма чувствительны к загрязнению, а при случайном ослаблении фиксатора камера может «клюнуть носом». Производители профессиональных шаровых голов успешно борются с этими недостатками. Результатом их работы стали площадки-основания для панорамной съемки, патентованные системы защиты от грязи и tension control - регулировка силы нажима при ослабленном фиксаторе.

Панорамные головы

Распространенный случай использования штатива - съемка составных панорам из нескольких снимков, которые предполагается «сшивать» в графическом редакторе. Штатив и установленная на нем панорамная голова служат в данном случае для точного позиционирования камеры в пространстве. Наиболее распространенным вариантом, подходящим для задач панорамной съемки, является обычная 3D-голова с вращающимся на 360 градусов основанием. Для качественных 3D-голов такое основание, как правило, всегда в наличии. Альтернативой является шаровая голова с панорамным основанием, однако во многих случаях такое основание необходимо приобретать отдельно. Кроме того, может быть использована штативная головка для панорамной съемки, представляющая собой площадку с поворотным основанием (Foba ASMIA, Manfrotto 300N). Варианты для профессионального использования позволяют вращать камеру на выдвижной платформе, чтобы осуществлять съемку с учетом фокусного расстояния объектива и нодальной точки - воображаемого центра панорамы. К данному типу относятся модели Manfrotto 303 Plus, Kaidan QuickPan.

Производители

Китайская фирма, стремящаяся завоевать профессиональный рынок с помощью качественных карбоновых и алюминиевых штативов, а также шаровых голов. Интерес представляют профессиональные штативы Benro С-серии, изготовленные из восьмислойного углепластика и продающиеся по ценам заметно более низким, чем варианты от лидеров рынка, приближаясь к ним по удобству и качеству изготовления. Не менее привлекательно выглядят шаровые головы Benro, представленные в шести сериях: они изготовлены из алюминия и различаются главным образом предельной нагрузкой (вплоть до 18 кг) и наличием возможности съемки 360-градусных панорам (серии KB, KV).

Немецкая компания, которая известна у нас больше чертежным оборудованием - кульманами. Предлагает штативы, кофры, вспышки и боксы для подводной съемки. Четыре класса штативов: для начинающих, для продвинутых, для путешествующих фотографов, моноподы и специальные варианты - от струбцин до оригинальных штативов-упоров для разгрузки рук (Chestpod Magic). Особый интерес представляют высококачественные шаровые головы и сменные площадки Cullmann серии Magnesit. В российских магазинах продукция данного производителя, к сожалению, представлена слабо.

Швейцарский производитель профессиональных штативов, которого на территории России представляет фирма SBF-Moscow. Основной ассортимент - тяжелые студийные штативы. Но есть и компактные варианты, подходящие для выездной съемки. В том числе самый компактный в мире штатив профессионального класса ASNIO, имеющий в сложенном состоянии длину всего 30 см. Популярность у профессионалов получили штативные головы Foba. Упоминания заслуживает мощная 3D-голова ASMIA с двумя наклонами на 90 градусов и возможностью панорамной съемки, оснащенная фирменными зажимами-эксцентриками. Шаровые головы представлены двумя линейками - «Супершар» и «Мини-супершар», которые могут использоваться с камерами среднего и большого формата. Головы комплектуются быстросъемным адаптером для резьбы 1/4 и 3/8”.

Японская фирма, накопившая 40-летний опыт в области изготовления фото- и видеоштативов. У нас продукция Velbon известна благодаря дешевым алюминиевым штативам серии Sherpa, которые штатно комплектуются 3D-головой и могут быть рассмотрены в качестве бюджетного варианта владельцами фотокамер небольшой массы. Кроме того, Velbon предлагает качественные и дешевые магниевые шаровые и 3D-головы, которые отлично подходят для использования с подобными аппаратами.

Компания, специализирующаяся на производстве элитных штативов, основанная во Франции в 1917 году. В настоящий момент марка принадлежит компании Vitec, так же как и Manfrotto. Штативы Gitzo отличаются полностью ручной сборкой, проходят чрезвычайно строгий контроль качества. Основной ассортимент - профессиональные «ноги» из базальта и шестислойного карбона. Под данной маркой также выпускаются штативные головы различных видов, но в профессиональной среде ценятся именно триподы и моноподы Gitzo. Поэтому типична комбинация треноги Gitzo с шаровой головой «элитного» класса - Arca-Swiss, Foba, Kirk, Markins, Photo Clam.

Американская компания, которая производит всевозможные аксессуары для профессиональных штативов: наконечники для «ног», крючки для грузов, высококачественные сменные площадки, шаровые головы. В выпуске аксессуаров Kirk ориентирован на профессиональные штативы Gitzo и других марок. Kirk хорошо известен своей оригинальной продукцией: жесткий металлический мини-штатив Low Pod для съемки макро с помощью зеркальных камер, Window Mount для съемки из окна автомобиля, оригинальные площадки L-brackets для различных моделей цифрозеркалок, позволяющие жестко и оперативно зафиксировать аппарат на штативе в вертикальном положении. Уважением среди профессионалов пользуются шаровые головы Kirk, оснащенные панорамным основанием и различающиеся предельной нагрузкой и весом (BH-1 для камер покрупнее и BH-3 для легких зеркалок).

Как и Gitzo, марка итальянского производителя Manfrotto принадлежит компании Vitek. Штативы этой марки лидируют в профессиональном сегменте, поскольку имеют достаточно демократичную цену, сохраняя высокое качество. Множество моделей штативных «ног» Manfrotto различаются предельной нагрузкой и материалом (алюминий, карбон). Отличается разнообразием и ассортимент штативных голов. Есть, к примеру, оригинальная голова-джойстик для зеркалки с компактным объективом. Интересны профессиональные шаровые головы с жидкостной амортизацией (Hydrostatic Ball Head), удобные в использовании и рассчитанные на высокую нагрузку.

Производитель штативных голов профессионального класса. В настоящий момент предлагает три линейки шаровых голов (Q-ball): Q3, М10, М20. В каждой линейке за основу взята одна и та же модель, но существуют различные варианты комплектации (например, со съемной площадкой или без нее). Q3 - наиболее компактное решение, подходящее для цифровых и узкопленочных зеркальных камер. Масса головы - менее 400 г. Максимальная нагрузка достигает 30 кг. М10 - шаровая голова, предназначенная для крупных зеркальных камер. Имеет разъем для сменных площадок. Масса около 500 г, предельная нагрузка - 40 кг. М20 - шаровая голова для крупных камер с тяжелым объективом (в качестве примера приводится Nikon 800 mm). Масса - 570 г, максимальная нагрузка - 45 кг. Все варианты для крепления к «ногам» используют резьбу 3/4”.

Известная в нашей стране марка, под которой встречаются бюджетные варианты осветительного оборудования и штативы. Изделия Rekam отличает хорошее соотношение цены и качества и богатая комплектация. Среди штативов можно найти вариант на любой вкус: «паучьи ножки», моноподы, алюминиевые штативы со встроенной и съемной головами. Интерес представляют сравнительно недорогие штативы из углепластика серии Rekam Carbon Professional.

Японская фирма, известная у нас прежде всего благодаря качественным штативам бюджетной ценовой категории, оснащенным несменной головой (либо сменной, входящей в комплект). Кроме того, Slik выпускает и карбоновые штативы профессионального класса серии CF, рассчитанные на высокую нагрузку.

Прежде всего, необходимо понимать, что идеальных штативов не существует. Есть три основных характеристики - устойчивость, легкость и умеренная цена, но одновременно штатив может сочетать не более двух из них. То есть во всех случаях вы вынуждены будете идти на компромисс. Кстати, именно поэтому профессионалы обычно имеют несколько штативов на разные случаи.

1. Материал

Здесь мы выбираем между алюминием и углеволокном. Алюминиевые штативы дешевле, устойчивее и тяжелее. Карбоновые - существенно легче, обычно менее устойчивы и стоят дороже. Меньшая подверженность ветру у алюминиевых штативов как раз и определяется их большим весом. Зато карбон эффективнее поглощает вибрацию, а значит, лучше себя ведет с телевиками.

Не менее важно то, насколько далеко и долго вам предстоит носить штатив на себе. Не переоценивайте свои силы.

2. Количество секций

Варьируется от 2 до 5. Само собой, что чем больше секций, тем компактнее штатив в сложенном виде. Но стоит понимать: каждая дополнительная секция ухудшает его устойчивость. К тому же, штатив с большим количеством секций уступает в надежности. Но бывают случаи, когда важнее всего компактность.

3. Диаметр ног

Диаметр самой широкой части штатива - принципиально важен с точки зрения устойчивости. Чем больше диаметр, тем выше устойчивость. По неведомой причине этот параметр обходят стороной и продавцы, и покупатели. И напрасно.

4. Производитель

Их, в общем-то, великое множество. В основном китайских. Но, дабы минимизировать ошибку при покупке, рекомендуется обращать внимание только на три - Gitzo, RRS и Manfrotto. Скорее всего, именно на последний, так как штативы Manfrotto наиболее известны и лучше всего представлены в магазинах. Хороший штатив не может стоить дешево: действительно качественные модели китайских производителей стоят ненамного дешевле упомянутой «большой тройки». Поэтому нет смысла рисковать, покупая дешевый штатив сомнительного качества.

5. Центральная колонна

Если коротко, то центральная колонна удобна в ситуациях, когда прежде всего важна высота, а не устойчивость. Например, в студии. А вот когда важно, чтобы штатив был установлен надежно и крепко, например, при архитектурной или пейзажной съемке, центральная колонна будет просто-напросто мешать. И даже поворотная колонна не решит проблему, поскольку это лишний вес, а практической пользы для большинства любителей она не несет. Опять же, она будет мешать при попытке опустить камеру как можно ниже. Поэтому целесообразно рекомендовать в качестве единственного и универсального штатив без центральной колонны.

6. Высота штатива и съемки

Это важные параметры, которые определяют диапазон работы в вертикальной плоскости. Высота непосредственно штатива важна в первую очередь для высоких людей и в тех случаях, когда вам, например, нужно снять портрет «глаза в глаза». В других ситуациях - это скорее лишний вес и проблемы при транспортировке. Кроме того, при наличии режима LiveView и поворотного дисплея не так уж и нужно непременно наклоняться к видоискателю. Со штатива как раз удобнее фокусироваться по дисплею.

А вот минимальная высота критична при макросъемке или пейзажной фотографии. И, по сути, она определяется пределом раскрытия ног штатива (а также наличием той самой центральной колонны). Если планируется регулярно снимать пейзажи, то стоит убедиться в минимальном значении высоты съемки с конкретного штатива. К слову, если уж вы остановились на штативе с центральной колонной, то присмотритесь к моделям, допускающим ее поворот, ибо это прямо влияет на минимальную высоту кадра.

Настольный штатив Manfrotto Table Top Tripod

7. Диаметр основания для штативной головки

Как правило, на этот параметр мало кто обращает внимание. Между тем, он может порядочно осложнить работу. Маленький диаметр основания (особенно если он меньше будущей штативной головки) плохо сказывается на устойчивости, а слишком большой может стать препятствием при повороте камеры на штативе на 90 градусов - камера просто упрется в основание. Так что основание и головку нужно выбирать одновременно и весьма вдумчиво.

8. Размеры штатива в сложенном виде

Малоприятно будет приобрести штатив и обнаружить, что в сложенном виде он не очень компактный, и с трудом помещается даже в крупный чемодан. Между тем, штатив в путешествии - вещь небесполезная, поэтому если вы планируете регулярно брать его с собой, то учтите размеры.

9. Крюк для груза

Им оснащены многие штативы, и это очень заметный плюс. Такой крюк не только позволяет повесить фотосумку вместо того, чтобы оставить ее лежать на земле, но и увеличивает устойчивость благодаря дополнительному весу. Так что при прочих равных условиях выбирайте модель с крюком. Пригодится.

10. Наконечники ножек

Они бывают разные: резиновые или стальные; шипы или площадки, а также комбинированные модели. Использование того или иного типа наконечников определяется условиями съемки: втыкать шипы в паркет не очень принято, а резиновые площадки будут менее устойчивы на мягком грунте. В общем, для мягких покрытий лучше шипы, а для твердых - резиновые наконечники.

11. Замок на ногах штатива

Замок не очень существенно влияет на качество съемки, зато весьма значим для вашего удобства. Есть три типа замков.

1. Замок-защелка - примитивно, зато быстро и удобно раскладывать и собирать штатив. Правда, защелки еще и не очень надежно зажимают ноги штатива. В целом, не лучший вариант, несмотря на максимальное удобство.

2. Кольцевой замок - не имеет выступающих частей, так что весьма удобен в транспортировке. Надежно зажимает ноги штатива. Но, увы, штатив с ним - самый неспешный в раскладывании.

3. Барашковый замок - очень неудобен в транспортировке, так как он часто за что-то цепляется. Зато он считается самым надежным по степени зажима ног штатива.

12. Уровневая площадка

Очень приятная вещь. Ее назначение - принципиально ускорять установку камеры параллельно плоскости поверхности. Буквально одним движением. Это весьма полезно при пейзажной или архитектурной съемке. Вроде бы очевидная идея, а реализуется, к сожалению, не так часто. Впрочем, уровневую площадку можно докупить отдельно, так что если вы планируете активно снимать окружающий мир, то очень рекомендуем приобрести этот полезный дополнительный аксессуар.

На заре развития фототехники возможно было снимать только неподвижные объекты, так как выдержка исчислялась десятками минут. Фотограф тех времен просто не мог обойтись без треноги, которую сейчас “по-немецки” называют штативом.

Итак, основная и изначальная функция штатива - улучшение качества фотографии, которое проявляется на более или менее длинных выдержках.

Вторая функция - удержание камеры в определенном положении для удобства съемки, а также изменение характера её движения.

Помимо штативов-треног, существуют так называемые моноподы - штативы с одной ногой, отличающиеся повышенной мобильностью. Чаще всего, они применяются для поддержки тяжелых объективов и видеосъемки.

Штативы-треноги

Выбирая штатив , в первую очередь, необходимо определиться с его размерами. Можно выделить следующие разновидности:

    Пожалуй, наиболее разнообразный класс. Здесь присутствуют:



Конечно, карманные и настольные штативы - весьма специфическая категория, но все большие штативы имеют ряд признаков, по которым их можно выбирать. Перечислим их:

Тип головы и назначение штатива

Камера, установленная на штативе, должна двигаться. Соответственно, верхняя часть штатива, называемая головой, способна к повороту в различных направлениях. Штативные головы могут быть трех видов:


Помимо назначения головы, важен способ крепления камеры к штативу.

Фотоаппараты и видеокамеры имеют в нижней части отверстие со специальной резьбой, а у штатива имеется винт, который входит в это отверстие.

Как правило, голова имеет съемную площадку, которая крепится к фотоаппарату, а затем устанавливается на штатив.


Некоторые штативы не имеют сменной площадки - это неудобно, и является бюджетным решением.


Сами площадки могут:


Конструкция штатива

Перейдем, непосредственно, к “нижней” части штатива. Здесь можно выделить следующие особенности, влияющие на эксплуатацию.

  1. Количество секций. Чем больше у штатива секций, из которых состоят его ноги, тем меньшую длину он занимает в сложенном состоянии. Но обратная сторона большого количества секций, при этом, увеличение стоимости и уменьшение надежности, устойчивости штатива.
  2. Способ фиксации секций. Основные варианты здесь - защелка и поворотная муфта. Защелки требуют лучшего качества изготовления, поэтому актуальны на дорогих моделях.


  3. Возможность поворота ног в обратную сторону. Это востребовано на компактных моделях, так как позволяет ещё больше сократить длину в сложенном состоянии.

  4. Наличие дополнительных распорок. Дополнительные распорки используются на бюджетных моделях и на видеоштативах, увеличивая жесткость конструкции.

  5. Возможность переворота, наклона центральной штанги. Этот функционал может пригодиться при съемке объектов, расположенных ниже верхней части штатива, например, на земле.

  6. Наличие укороченной центральной колонны. Позволяет установить камеру в нескольких сантиметрах от пола, при условии возможности поворота ног на большой угол.

  7. Крюк на центральной колонне. Позволяет подвесить дополнительный груз или сумку, для устойчивости штатива.

  8. Шипы на концах ножек. Позволяют более прочно устанавливать штатив на мягких поверхностях. Для гладкого пола лучше всего подходят обрезиненные наконечники.

Материалы штатива

Несмотря на принципиальную простоту, штативы имеют большое разнообразие; разница в цене между дорогими и бюджетными моделями более чем в десять раз. И, естественно, в первую очередь это зависит от материалов и качества изготовления штатива.

Конструкция штатива имеет трубчатую основу, а сами трубки могут быть сделаны из металла (сплавы на основе алюминия) или карбона. Основные преимущества карбона - меньший вес и большая жесткость, чем у металла. Напомним, что жесткость достаточно сильно влияет на качество изображения и удобство использования.


Остальная часть штатива может состоять из пластика (легкий бюджетный вариант), либо металла.

Материалы штатива влиют на два важных качества штатива:

  1. Максимальный вес камеры, которую может выдержать штатив. Эта характеристика напрямую указывается в характеристиках изделия.
  2. Устойчивость штатива к искривлению и колебаниям. Это то, зачем, собственно, покупается штатив. В целом, достаточно того, чтобы штатив был полностью металлическим и без люфтов в соединениях.

Размеры штатива

Производителям, естественно, невыгодно разрабатывать штативы каждый раз заново. Поэтому выпускается целая линейка отличающихся по размерам, но сходных по конструкции моделей.

Как пример, можно привести универсальную серию фирмы Benro:


Приведем характеристики самого легкого и самого тяжелого штатива этой серии:

Моноподы

Моноподы , несмотря на большую простоту, появились позже, чем штативы. Практически все, что было сказано про штативы, относится к моноподам. Они могут иметь сменную голову, различный размер, количество секций и так далее.


Моноподы для фотосъемки, в принципе, могут использоваться без головы: в этом случае вместе с камерой наклонятся и монопод.

Моноподы для видеосъемки

Моноподы для видеосъемки имеют свои особенности:

  1. Видеоголова, аналогичная тем, что используется на штативах.
  2. Три “лапы” на нижнем конце монопода, придающее конструкции более устойчивое положение.


Моноподы для видеосъемки могут использоваться для движения камеры во время видеозаписи, в отличие от штативов, которые позволяют только менять направление съемки. А движение камеры - это, как известно, один из художественных приемов в видеосъемке.

Выводы

Как мы видим, несмотря на кажущуюся простоту, штативы могут иметь особенности, которые могут сильно помочь при каком-либо виде съемки. Кроме того, они не подвержены моральному и физическому устареванию, поэтому если вы занимаетесь фотосъемкой, то вряд ли пожалеете о потраченных на штатив средствах.

А наша статья поможет выбрать то, что подойдет именно вам.

Что такое штатив? Определение не сложно: штатив — это специальное приспособление (как правило, с выдвижными опорами) для жёсткой фиксации фотокамеры. Славное немецкое слово Stativ называют ещё греческим трипод ("три ноги"), а по русски просто тренога:) Применяется для устранения вибрации, дрожания, и, соответственно, смаза снимка. Штатив обеспечивает наилучшую устойчивость фотоаппарата на любом диапазоне выдержек, кроме того, служит для точного наведения (в цель!) и удержания камеры в нужном положении. Как правило, трипод используют при съёмки на длинных выдержках, необходимых при недостатке освещения.

Штатив незаменим в условиях слабого или ночного освещения и является лучшим стабилизатором изображения!

Подобное освещение враг любого фотографа. И здесь нелишне добавить: при съёмке ночью (без высоких ISO, без вспышки!) штатив равняет в возможностях и зеркальные фотокамеры и компакты. Ну, почти равняет!

Кроме того, штатив и автоспуск — верные друзья фотографа, когда нужно сделать автопортрет, или запечатлеть себя вместе с одноклассниками, семьей, или сослуживцами.

И, конечно, макросъёмка! Многие треноги оборудованы богатым функционалом для макрофотографии. Как правило, это возможность съёмки с низких (или необычных) точек, а также возможность точных подвижек камеры, о чём ещё будет упоминаться по ходу данной статьи.

Штатив следует выбирать не только по функционалу. Безусловно, начинать следует не с этого, а с характеристик, присущих всем моделям без исключения: это устойчивость к вибрациям, грузоподъёмность, высота и, разумеется, собственный вес треноги и размеры в сложенном виде.

Штатив — разновидности и устройство

Штативы существуют давно, со времён появления первой фототехники. Тогда длительность выдержки даже при хорошем освещении могла достигать огромных величин (первоначально часов, потом минут!), поэтому штатив и фотоаппарат были единым целым. Эта неразлучная парочка требовала от фотографа недюжиной выносливости и навыков профессионального грузчика:)

С тех пор светочувствительность материала возросла в разы, светосила объективов тоже, фотоаппараты стали компактными, а тренога как была, так и осталась верным спутником фотографа (а иногда и любителя-энтузиаста), ибо при плохом освещении длинные выдержки всё равно могут испортить шедевр!

Сегодня встречаются следующие виды штативов:

и масса разновидностей...

Штативы бывают самые разные — высокие и маленькие, тяжёлые и легкие, настольные и карманные, профессиональные и любительские, с поворотным механизмом и (или) съемкой площадкой и без таковых. Изготавливаются из металла (часто — алюминиевый сплав), пластика, или углепластика (карбон).

Слева мы видим обычный штатив с максимально выдвинутой центральной колонной. Это увеличивает высоту треноги, однако в таком состоянии вибрация при съёмке может усиливаться сильнее. Смазанные снимки могут заставить вас опустить штангу (а возможно и ноги штатива) пониже.

Штатив, как и камеру, выбирают по своим потребностям: здесь наибольшее значение имеют такие характеристики, как рабочая высота, высота в сложенном состоянии, собственный вес, заявленная производителем грузоподъёмность... Характеристик много и мы ещё рассмотрим их более подробно.

Как устроен штатив
Тренога, как правило, состоит из складных ног-опор, поворотного механизма (штативная головка) и съёмной площадки, куда крепится фотоаппарат. "Ноги" представляют собой телескопические штыри (задвигаются друг в друга) и могут иметь несколько сочленений с фиксаторами. В итоге, штатив имеет возможность регулировки высоты — как складыванием-выдвиганием ног-опор, так и выдвиганием вверх-вниз центральной штанги.

Существуют два основных крепления фотоаппарата на штатив: резьба 1/4 (диаметр четверть дюйма) и 3/8 (диаметр три восьмых дюйма). Стандартная и более компактная резьба 1/4" применяется, как правило, на всех 35 мм (и меньших "по рангу" и весу) фотоаппаратах — вплоть до мыльниц. Мощная резьба 3/8" применяется при более значительных нагрузках.

Простой штатив уже имеет в своём составе встроеную штативную головку, но бывают и съёмные головы для разных задач, например, для фотосъёмки панорам. В этом случае ноги и головка покупаются раздельно:) Съёмные могут иметь резьбу разных типов (1/4" и 3/8"), поэтому для использования голов с иным креплением штатива нужен адаптер. Голову мы ещё рассмотрим более подробно, а сейчас вернёмся к выбору штатива.

Как выбрать штатив

По высоте
Какова должна быть максимальная (рабочая) высота штатива? По идее, максимальная высота может достигать уровня вашего роста. Но для путешествий лучше брать штатив с меньшей рабочей высотой, зато более компактный в сложенном виде. В конечном итоге, всё зависит от ваших целей и желаний. Поэтому брать самый низкий штатив для съёмки людей (и даже пейзажа), видимо, не стоит:)

По жёсткости, весу и конструкции
Что касается жёсткости, то главное правило одно — чем жёстче (и тяжелее!) штатив, тем лучше, поскольку лучше гасит вибрации. По идее, хороший штатив должен соответствовать, как минимум, весу фотокамеры. Но при фотосъёмке с телеобъективом желательно, чтобы вес нашей треноги превосходил массу фотоаппарата вместе с объективом. Смешно, но основной недостаток штатива это его габариты и вес:) Развитие композитных материалов позволяет изготавливать штативы небольшого веса, которые выдерживают значительную нагрузку.

Конструкции тоже разнообразны. Есть совсем крохотные, где придуманы опоры состоящие из множества гибких шарнирных узлов, что позволяет установить трипод на любой поверхности, и даже закрепить камеру на столбе, или ветке дерева. В общем, вариантов много, а чтобы не запутаться выпишем характеристики на бумажку, прежде чем идти в магазин и выбрать штатив.
По старшинству примерно так:

грузоподъёмность штатива
вес штатива
рабочая высота штатива
высота в сложенном состоянии
количество секций
минимальная рабочая высота
материал.

Ну с, приступим...

Выбор штатива по характеристикам

грузоподъёмность штатива
Это вес нагрузки в кг, указанный производителем. Например, 8 кг. Значит, такую нагрузку выдержит штатив — скажет продавец. Последнее не всегда понятно: это максимальная нагрузка на слом штатива, самопроизвольное его складывание (с убийством фотоаппарата), или просто предел вибраций от веса камеры для получения чёткой фотографии:) Можно смело делить цифру на 2, а то и на 3, но лучше всего провести эксперимент перед покупкой прямо в магазине: портит вибрация резкость на фото или нет. Грузоподъёмность штатива входит в число трёх самых важных его характеристик — наряду с весом и рабочей высотой.

вес штатива
Вес имеет значение! Чем тяжелее штатив, тем выше его грузоподъёмность (лучше держит камеру) и наоборот:) Кроме того, следует ещё учитывать штативную головку (если покупаете отдельно), иногда её вес сопоставим весу самого штатива. И только вы можете определить, сколько времени готовы таскать за собой эту ношу и готовы ли таскать вообще — известно, треноги сами не ходят:) В любом случае следует исходить из своих возможностей, и не только физических или финансовых: если у вас компактная камера, то нет смысла покупать дорогой и тяжёлый профессиональный штатив, выдерживающий 10 кг навешанной аппаратуры. Всё сказанное о весе и грузоподъёмности относится и к штативной головке.

рабочая высота штатива
Или максимальная рабочая высота. Подбираем по своему росту (чуть ниже, ибо камера на штативе увеличивает высоту), штатив в полный рост обеспечит комфорт при съёмке, ибо не нужно нагибаться:) Кстати, поворотный экранчик камеры хорошо решает проблему. Помним следующее: максимально выдвинутая штанга здорово увеличивает высоту штатива, но сильно уменьшает устойчивость фотоаппарата к вибрациям. Поэтому, выбирая штатив, следует уточнить: рабочая высота с выдвинутой штангой, или нет.

высота в сложенном состоянии
Проще говоря, это габариты штатива для переноски:) Чаще всего зависит от количества выдвжных секций. Чем больше секций, тем меньшую длину имеет штатив в сложенном состоянии.

количество секций
"Ноги" штатива представляют собой телескопические штыри, которые задвигаются друг в друга. Имеют чаще всего от 3-х до 5 секций (сочленений с фиксаторами). А сколько нужно? Правило простое: чем меньше сочленений, тем лучше устойчивость фотоаппарата к вибрации. А чем больше — тем меньше габариты штатива! Пять секций могут создать минимальный размер в сложенном положении и большую рабочую высоту, но такая конструкция гораздо хуже противостоит вибрациям, поскольку не может устойчиво держать большой вес фотооборудования. Для лучшей устойчивости (при прочих равных) 3 секции имеют преимущество!

минимальная рабочая высота
Минимальная высота, с которой возможна фотосъёмка. В случае с переворачивающейся штангой высота может быть совсем маленькой, что создаёт дополнительные возможности фотографу. В макросъёмке это бывает незаменимо! Кроме того, поворотная колонна может создать совершенно необычные точки съёмки.

материал
Алюминий, сплавы, композиты, карбон. Правило всегда одно: чем тяжелее штатив, тем лучше держит камеру. Но исключение, конечно есть! Штатив, сделанный из композиционных материалов (например, из карбона), легче и прочнее штатива из алюминия, а нагрузку держит такую же (и даже бóльшую). Это понятно. Из всякого правила всегда найдётся исключение, которое лишь подтверждает правило:) Цена штатива из карбона, разумеется, не радует, отсюда анекдот: мне пришлось продать свой фотоаппарат, чтобы купить хороший штатив...

Штативная головка (фотографы называют куда проще: «голова») штука весьма и весьма полезная — без головы, сами понимаете, никуда! :) Она служит для крепления фотоаппарата к штативу, для изменения его ориентации (в пространстве, разумеется!) и жёсткой фиксации.

Голова бывает 3D, панорамная и шаровая.

3D головка
Эта "голова" позволяет изменять положение фотокамеры в пространстве, как правило, по трём осям — наклоняться вверх-вниз с помощью длинной рукоятки, наклоняться вбок, вращаться по горизонтали — и без перемещения штатива, что очень удобно. В общем, 3D пришло в фотодело, видимо, раньше всех:) Фотокамера надёжно крепится (все положения фиксируются винтами, замками), и прекрасно ориентируется в пространстве в 3-х измерениях.

Панорамная голова
Для съёмки панорам применяется специальная панорамная головка, которая очень хорошо приспособлена для поворота на различные углы. Среди них имеются градуированные головки с установленным механизмом перемещения фотоаппарата, причём не вокруг своей оси (как в недорогих панорамных головках), а вокруг т.н. нодальной точки, что даёт беспараллаксную съёмку панорам (из нескольких кадров), и их качественную сшивку в редакторе. Стоить панорамные головы могут очень дорого, от $300 и гораздо выше.

Головки на шаровой опоре.
главное их отличие от "3D" — фиксаторов гораздо меньше, а камера гораздо быстрее устанавливается в нужное положение, чем 3D-голова. Конструкция плавно вращается вокруг шара — раз повернул и закрепил! Легко и оперативно. Недостаток шаровых головок: сложнее точно откорректировать наклон фотоаппарата по каждой из трёх осей; не все модели приспособлены для съёмки панорам.

Кроме того. Штативная головка может быть оборудована жидкостным уровнем (для "ровного горизонта" при съёмке пейзажей), и специальными механизмами для дополнительных перемещений. Например, для макросъёмки может пригодится направляющая фокуса (рельсовая или макро-головка), в некоторых штативах можно вынуть центральную колонну и перевернуть её, при этом камера оказывается между его ног, что очень удобно для съёмки макро с нижних точек.

Съёмная площадка.
Служит для быстрой установки или снятия фотокамеры на штатив (штативную головку). Для крепления фотоаппарата применяется резьба на 1/4" или 3/8". С одной стороны площадки имеется штырёк с резьбой, с другой — затягивающий винт, слегка утопленный в корпусе (видно на снимке слева). Затягивать можно обычной монеткой.
Иногда съёмная площадка бывает несъёмной:) Т.е. представляет собой единое устройство вместе со штативной головкой.

Производители штативов

Дешёвые штативы стоят менее $60-70, они сделаны из алюминия и отличаются слабым функционалом. К таким более тяготеют Arsenal, Continent, Velbon и др. Это не значит, что они плохие — для лёгких фотоаппаратов (например, компактов) и простых задач — самое то. Особенно, если не подвергаете штатив сильным нагрузкам (предельный вес камеры + съёмка при сильном ветре), не роняете, не используете каждый день беднягу на износ, то может прослужить долго, возможно без поломок. Разумеется, само деление по фирмам и ценам весьма условно, у каждой фирмы могут быть штативы разного класса и ценового диапазона, но тенденция всё же есть.

Однако нельзя утверждать, что с помощью дешёвой треноги невозможно сделать очень красивые фотографии.

Штативы для требовательных любителей и энтузиастов имеют бóльшие возможности, которыми снабжают свои триподы фирмы Benro, Cullmann, Gitzo, Giotto´s, Manfrotto, RRS, Slik. Как правило, при цене более $100-150 это уже полупрофессиональный класс со съёмными головками (последние могут быть в комплекте, или за отдельные деньги). Отличаются высоким функционалом, головками для различных задач, разнообразными углами наклона ног (это позволяет быстро установить камеру не на ровной поверхности), поворотными и переворотными колоннами для макросъёмки... Материал — от алюминия до титана и карбона.

В верхнем ценовом диапазоне от $500-700 и выше (только за треногу!) могут быть профессиональные штативы: выдерживают большой вес, рассчитаны на интенсивную ежедневную работу, имеют высококачественные сочленения (и даже силиконовую смазку). Не взирая на использования дорогих композитных материалов могут быть очень тяжёлые (до 5 кг и более), и предназначены для съёмки в экстремальных условиях — например, при сильном ветре. В этом классе следует выделить Gitzo и RRS, хотя повторяю: чёткой границы не существует.

Штатив — навыки работы

Навыки работы не сложны. Закрепляем фотоаппарат в нужном положении, отключаем стабилизатор изображения (если есть), делаем предварительный подъём зеркала (если фотокамера позволяет), устанавливаем нужную выдержку, и снимаем с помощью автоспуска (или пульта дистанционного управления). Все эти "меры предосторожности" необходимы для того, чтобы исключить возможное колебание от нажатия пальца, или хлопка зеркала — особенно если штатив лёгкий, или не очень жёсткий. Слева мы видим пример ночной съёмки — с выдержкой в 3 сек. Время экспозиции весьма почтенное. Если снимать с рук, не используя штатив, то за такое время смазались бы не только огни и силуэт промчавшейся мимо фуры, но и весь Великий Новгород в придачу...

Как выбрать штатив в магазине

Как выбрать штатив? Очень просто. В магазине обязательно выдвигаем ноги штатива на максимальную высоту, ставим на него фотоаппарат. Если штатив не сломался под тяжестью вашей камеры, не упал, и не сложился — уже хорошо:) Но это ещё не всё: снимаем на длинной выдержке, например, 2 сек. Если освещение хорошее и такая длинная выдержка не получается, то проще всего перевести камеру в режим "приоритет выдержки" и установить её принудительно (тогда автомат поставит нужную диафрагму самостоятельно). Щёлкнули, увеличиваем, смотрим...

Далее выдвигаем штангу и повторяем эксперимент. Не всегда будет резкость (полностью выдвинутая штанга может всё же вибрировать), и тогда придётся решать чисто Шекспировский вопрос: быть или не быть? Вообще, принято довольствоваться выдвижением штанги сантиметров на 10, не более (при чётких снимках), но если у вас лёгкий компакт, то почему бы не поднять и выше: здесь всё зависит от вашей требовательности.

Если снимки получились резкие и не размазанные, то штатив подходит весу вашего фотоаппарата. Или фотоаппарат штативу... Проверяем работу замков, винтов...

Если устраивает по размеру, весу, цене, удобствам и
резким фотографиям — можно смело брать!

Придя в фотомагазин вы столкнетесь с широким выбором вариантов штативов. Они бывают самых разных форм, размеров, веса, и имеют массу аксессуаров и опций. Как выбрать штатив для фотоаппарата из множества предложенных вариантов? Вот шесть моментов, которые нужно иметь в ввиду:

1. Вес

Вес штатива следует рассматривать с двух позиций. Прежде всего, не забывайте, что вам (или кому-то ещё) предстоит носить его с собой. Если вы собираетесь брать штатив с собой в путешествие или очень помногу носить при себе - следует рассматривать облегченные варианты. Во-вторых, вес штатива имеет отношение к тому, что вы будете на него устанавливать. Если у вас компактная камера без аксессуаров - вам не понадобится тяжелый штатив, но если у вас зеркалка, вы используете большие объективы и вспышку - вам, возможно, придётся вложиться в более тяжелый штатив.

2. Устойчивость

Вес не всегда напрямую связан с устойчивостью. Если это возможно - протестируйте штатив со своей камерой. Полностью раскройте его чтобы посмотреть насколько он устойчив. Будет ли он прочно стоять в ветреный день? Пострадает ли он, если кто-то наткнется на него?

3. Фиксаторы ножек

Существует множество подходов производителей к механизму фиксации ножек штативов. Это во многом вопрос личных предпочтений, но пожалуйста выбирайте то, что будет легко использовать и подстраивать, и в тоже время это будет обеспечивать прочность и хорошую фиксацию с установленной полновесной камерой. Мне лично нравится защелкивающийся механизм, используемый в штативах Manfrotto (кажется у Bogen есть что-то подобное).

4. Количество секций ножек

Количество секций ножек штатива тоже имеет значение. Выберите вариант с двумя секциями и в сложенном состоянии у вас будет длинная штуковина при себе. С другой стороны с двумя ножками вам наверное придется меньше возиться с раскладыванием и фиксацией ног. Три секции позволят вам лучше складывать штатив (и есть мнение, что такая конструкция более прочна).

5. Высота

В зависимости от того, какого вида фотографии вы делаете, у вас могут быть разные требования к высоте. Решите заранее, какая максимальная высота вам потребуется, но также не забывайте проверить работу штатива на минимальной высоте и посмотреть насколько он велик в полностью разложенном состоянии. Я вообще предпочитаю, чтобы штатив имел такую максимальную высоту, на которой можно было бы работать с камерой не нагибаясь (нет ничего хуже, чем весь день провести в изогнутом положении, выстраивая свои снимки).

6. Штативные головы

Один из ключевых моментов в выборе штатива - это его стыковка с камерой. Существует множество вариантов и стоит заранее проработать этот вопрос для себя поскольку штативная головка не только держит камеру на штативе, но и определяет насколько гибким будет управление установленной на штативе камерой.

Я отдаю предпочтение штативным головкам, имеющим съемную площадку, позволяющую быстро забрать камеру в руки со штатива, а также мне хочется, чтобы головка обеспечивала максимальную гибкость в использовании камеры, установленной на штативе.

Существуют два основных типа штативных головок:

  • Шаровые - замечательны с точки зрения гибкости и поворота камеры, но я лично нахожу их несколько неудобными. У них очень гладкий ход и высокая чувствительность. Пример шаровой головки - Bogen - Manfrotto Midi Ball Head с быстросъемной площадкой RC2.
  • 3D-головки - замечательны для блокировки положения камеры и в целом более доступны по цене. С ними не так легко перемещать камеру и нужно привыкнуть к работе, но мне они больше нравятся. Пример такой головки - Bogen - Manfrotto 3029 3-Way Pan/Tilt Head.

Штативную голову можно купить как вместе со штативом в наборе, так и отдельно.

Надеюсь, что написанное выше поможет вам разобраться с подходящим для вас типом штатива. Если у вас уже есть штатив - смело добавляйте в комментариях свои советы по выбору и покупке и рассказывайте о своих предпочтениях в штативах и штативных опциях.

PS: Люди спрашивают меня, какой штатив я сам использую. Я всегда пользовался штативами и моноподами Manfrotto, хотя есть множество других хороших марок. Используемая мной модель уже не производится, так что я посоветую вам посмотреть рейтинг покупок штативов на Амазоне , чтобы узнать, что выбирают другие покупатели.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник