03.03.2020

Лучшие фотографии года выставка винзавод. Параллельная программа Best of Russia"16


Истинно говорю вам – конец света грядет! Всюду видим мы приметы надвигающегося cтрашного cуда:
в одной китайской деревне рыбаки поймали рыбу с человеческими зубами, в европейском офисе Apple
замироточил портрет Джоббса, а в далекой Америке президентом избран белый гетеросексуал (не шучу).

Вот вам еще в копилку знамений – Olympus выпустил беззеркалку со стартовой ценой $2000! Если это не
признак грядущего апокалипсиса, то скажите мне – какие еще доказательства вам нужны?

Справедливости ради, первыми начали не они. Многие другие производители, воспользовавшись землетрясениями
и прочими стихийными бедствиями на японских островах, хором переписали ценники в сторону увеличения.
А потом они еще удивляются, что у них продажи падают. Кстати о продажах – и раньше то было не так легко
уговорить живущее в каждом из нас земноводное на регулярный апгрейд своих железок, а теперь, когда наши
зарплаты внезапно уменьшились в два раза в долларовом выражении, стало еще труднее находить аргументы в
этом извечном споре. Соответственно, всем производителям, которые хотят нам хоть что-то продать, приходится
из кожи вон лезть, чтобы заинтересовать нас плодами своего каторжного труда.

Олимпусовская техника конечно подорожала тоже, но строго на разницу в курсе рубля к евро. А кого благодарить
за эту самую разницу - вы знаете и без меня.

Еще одно знамение: Дошло до того, что Olympus Russia прислало мне прототип камеры на подробный длительный тест.
Раньше бы мне кто рассказал – я бы не поверил. Неожиданно и очень приятно. Поверьте: тронут до глубины души.

Сразу оговорюсь: поскольку камера, попавшая мне в руки, являет собой инженерный образец (о чем недвусмысленно
и гордо говорит надпись SAMPLE под экранчиком), то я не буду как обычно выдавать вам гору полноразмерных фотографий
или паче того – равов для самостоятельного изучения. Не в этот раз. Пусть для начала производители RAW-конверторов
проявлять их нормально научатся.

Впрочем, некоторое количество полноразмерных фотографий мне показать разрешили. И тут надо выразить благодарность
производителю – такая уверенность в работе даже несерийного тестового аппарата вызывает уважение.

По поводу предлагаемых вашему вниманию тестовых картинок хочу заявить следующее:

— Все фотографии получены проявкой в RawTherapee v 4.2.1203 и пересохранены в JPEG из Adobe Photoshop
с максимальным качеством
— Никакой пост-обработки (кроме убраных у одной из барышень пары прыщиков) здесь нет. Шумодава нет. EXIF на месте.
— К некоторым фото прилагаются полноразмеры, о чем имеется соответствующее упоминание под фото и ссылка.
— Кроме тех фото, для которых я выложил полноразмеры, никаких других полноразмерных фотографий, raw-файлов и
внутрикамерных JPEG-ов нет и не надо про них спрашивать. Камера была не серийная и то, что простительно DPReview
мне с рук точно не сойдет.

За зал с лампочками спасибо 2FStudio

full size

Итак, начнем.

Что мы делаем прежде всего, купив новую камеру? Правильно – заряжаем батарейку. Батарейка у нас теперь новая – более емкая,
что обещает большее время автономной работы (иначе, видимо, не прокормить всю ораву процессоров, спрятанных внутри – одних
только Трупиков целых 2 штуки и каждый, говорят, о 4 ядрах). Восьмиголовый японский дракон, да.

Зарядка идет весьма быстро, что для профессионального применения – критичная вещь. Надеюсь, потом за дополнительные деньги
выкатят и зарядники для 2 батареек сразу (помню видел такие у какого-то из брендов).

Наконец-то (и десяти лет не прошло) мы видим нормальную индикацию остаточной емкости аккумулятора в процентах. То, что кажется
естественным пользователям некоторых других систем, наконец-то радует и нас с вами. Причем процесс разряда очень точно
контролируется, не сравнить с тем, что было раньше, когда у индикатора было по сути три состояния:
забит под завязку / скоро сдохну / мигаю красным.

Обратите внимание — как красиво рисует новый объектив M.Zuiko 25/1.2 Pro, причем нижеследующие кадры снимались в обстановке
полутемной кофейни, где связка камера-объектив отлично фокусировалась.

Теперь процентики разряда постоянно тикают, что поначалу даже несколько раздражает, но я привык к этому за полдня.
И теперь я точно знаю – когда искать поблизости розетку. Сразу скажу – искать розетку приходится реже чем раньше.
Батарейки стало хватать на заметно большее число кадров.

Однако в этой душистой бочке меда есть маленькая, но очень неприятная ложечка самизнаетечего . Зарядник, который так
здорово заряжает новую батарейку, с середины процесса заряда начинает весело моргать ярким оранжевым светодиодом.
Причем, чем ближе процесс к завершению, там выше частота этого моргания.

Вот представьте себе – лежит это на столе ночью, куда вы пристроили свою батарейку заряжаться после трудного дня,
и жизнерадостно МОРГАЕТ! Потом МОРГАЕТ-МОРГАЕТ!! Потом МОРГАЕТ-МОРГАЕТ-МОРГАЕТ!!! А вы пока попытайтесь уснуть. 🙂

Ну вот ей богу – надо было еще добавить функцию, чтобы зарядник по завершению работы не начинал светиться наконец зеленым,
а кричал «Аллах акбар!». Тогда с этой штукой тоже не будут пускать в аэропорт, как с некоторыми новомодными телефонами. 😉

Дорогие разработчики! Трехцветные светодиоды в Поднебесной нынче стоят 5 юаней за ведро емкостью 3 цяня. Это недорого.
Можно вас попросить – убрать эту отраду эпилептика и поставить нормальный трехцветный светодиод как индикатор степени заряда?
Тогда мы сможем спокойно оставлять работающий зарядник на ночь на подоконнике без риска сойти с ума.

Эргономика.

На самом деле к эргономике олимпусов у меня кончились вопросы еще с момента появления на рынке OM-D EM5-II.
Уже тогда все мелкие плюхи были поправлены, наконец-то начали использоваться материалы класса “премиум”,
перестали отклеиваться резинки, трескаться рамки, отваливаться накладки и откручиваться винтики.

Потом был PEN-F, который на ощупь более всего напоминал мне творение сумрачного советского гения: “Зоркий-4”, винтиков
там стало даже еще меньше (а с нижней стороны они исчезли совсем – как они это на конвейере собирают – ума не приложу).

Нынешний EM-1 более всего похож на мой любимый E-510 (была у меня такая камера в свое время), но выполненный из
материалов и с допусками E-3 (которая у меня тоже была и от которой новая камера получила по наследству изящную
самотеряющуюся заглушку порта синхронизации, впрочем, над этой крышечкой, которая норовит открутиться и потеряться
сразу после покупки камеры, я уже вдоволь поиздевался в своем обзоре E-M5, не хочу повторяться).

ISO 4000

Грип точь-в-точь 510-шный. Для меня он идеален по глубине и хвату. Что бы там ни говорили конкуренты – им до такой
эргономики как до луны пешком. Тут же все сидит как влитое. Не нужно мастырить никакие накладки, купленные на Алиэкспресс,
не надо ничего «доделывать» и “улучшать” – все продумано изготовителем. Ухватистость позволяет свободно оперировать камерой,
держа ее в одной руке причем с достаточно большими объективами.

Кнопочки, замечу, именно того размера и той степени пупырчатости, каковая позволяет нажимать на них зимой в перчатках.
Это не менее важно, чем заявленная морозостойкость камеры до -10 С. Это я тоже проверил – в мороз камера прекрасно работает
и даже не тупит градусов до -20C. Ниже в наших краях в эту пору обычно не бывает.

Но, как обычно, я нашел до чего докопаться. Гнусная натура дает о себе знать. С другой стороны, производителя тоже можно
понять – если сделать раз и навсегда идеальную камеру, то как потом продавать через пару лет новую – еще более идеальную камеру?

Ч/Б карточки с олимпусов начиная с PEN-F очень радуют меня.

Вот то-то! Каждый производитель оставляет разного рода шероховатости и корявости в надежде, что они дадут простор для их
последующего постепенного исправления и улучшения. Говорят, что именно это и называется “прогресс”.

Ну в самом деле, не думаете же вы, что крышка отсека карт памяти была сделана такой скользкой случайно и ее крепление
так ненадежно именно по недосмотру разработчиков? Не может такого быть. Вижу тут строгий научный расчет и результаты
длительных экспериментов.

А если без шуток – крышка сделана так себе. Она выполнена из скользкого пластика и не обклеена кожзамом (как остальные
поверхности тушки). На ней даже насечек не сделано никаких. Она скользит даже в моих сухих ручонках – поди ее открой
когда понадобится. И уже отполирована до блеска.

Почему не сделали ее как во втором пятаке, где тот же самый узел не вызывает вообще никаких вопросов? Тайна сия велика есть…

Cправедливости ради – больше докопаться вообще не к чему. Тугие колесики щелкают под руками, рычажки перескакивают, меняя
положение с четко выверенным усилием, даже ямка под палец, которым выковыривается задний экранчик, стала чуть глубже – идеально.

Поздравляю тебя, Шарик! Ты - балбес. (c)

В свое время я сдуру распродал все свои стекла, оставшиеся от старшей системы 4/3. Попробовав цеплять их на первый OM-D,
я понял - баловство это все. Вжик-вжик-вжик - это не автофокус, это издевательство. Таковым оно и было до появления OM-D EM-1.
Там появился фазовый АФ по датчикам на матрице, и старые стекла заиграли совсем по-другому.

На новой единичке точек фазового АФ стало куда больше, расположены они еще шире, и я не удержался и попробовал нацепить на
камеру старое стекло - единственный оставшийся у меня старый по нынешним меркам 40-150/3.5-4.5 самой первой версии. Тот,
что шел даблкитом к моему первому E-300 (глаза мои в этом месте подернулись мутной пеленой воспоминаний).

Обычно дальше в историях пишут так: каково же было его удивление, когда …
Вот именно: каково же было мое удивление, когда оказалось, что старый объектив фокусируется на новой тушке быстрее, чем он
делал это на родном Е-300 в далеком 2006 году.

Приїхали… как говорят наши украинские коллеги. 🙂

Полюбуйтесь — как они органично смотрятся. И по развесовке, кстати, очень удобная связка.

Получается, что я зря разбазарил все, что нажито непосильным трудом: Zuiko Digital 11-22/2.8-3.5, Zuiko Digital 50/2.0 Macro,
(сейчас разревусь), Leica 14-50 и т.д. Ну вот так получается - русский мужик задним умом крепок, да.

Более того, в свое время, когда фотоаппарат с матрицей 8 мегапикселей - это было ой как круто, (моя первая зеркалка как раз
была 8 Mpix E-300) я помню, как кто-то из официальных лиц компании на очередной фотокине сказал: стекла Zuiko потянут и
разрешение 20 мпикселей.

Тогда я недоверчиво хмыкнул, но эта фраза запала в голову. Прошло 10 лет, и мы можем проверить это утверждение. Дядька, оказывается,
не врал - даже недорогой 40-150 на открытой дырке отлично разрешает новую матрицу (разница с 25/1.2 есть в пользу стекла за тыщу
баксов, но она, я бы сказал, гомеопатическая). Картинки в качестве доказательства тезиса прилагаются. Все, кто сохранил старые
стекла, - я вам завидую.

Цветопередача.

Трудно судить о таких субъективных материях. Цветопередача - это такая вещь, которую конечно можно померить, снимая тестовую
мишеньку, но непонятно, что потом делать с намерянным. Ведь, кроме точности, важна еще «красивость» получаемой картинки, а
это - вещь настолько специфически субъективная, что она регулярно вызывает виртуальные поножовщины на разных форумах в Сети.

Тем не менее, поговорить есть о чем. С самого первого появления камер олимпус, они были известны своей красивой цветопередачей
(особенно в JPEG) и достаточно точным цветоделением (для тех, кто проявляет raw).

full size

Уверен, что у каждой фирмы есть свои внутренние представления о картинках, которые должны получаться с их камер, есть
какие-то внутренние процедуры тестирования и настройки обвязки матриц, фильтров и софта. Но мы никогда о них не узнаем,
скорее всего. И приходится судить по конечному результату. Тут мне не дадут соврать - он как ни странно всегда разный.
В той или иной степени.

В свое время мне очень нравился результат, получаемый с E-510, потом с Е3 и OM-D EM5-II. Начиная с PEN-F, как мне показалось,
внутренний вектор разработчиков немного поменялся (а может кто-то просто ушел на пенсию), и теперь мы видим более точную по
цветам картинку, нежели раньше. Хуже это или лучше, я не готов судить. Мне нетрудно привести фото к нужному для меня виду,
а это значит, что базовые параметры цветоделения остаются по-прежнему высокими и все изменения видимы лишь в получаемых по
умолчанию JPEG-ах.

full size

Кстати о матрицах. Пока в конвертере, который я использую в своей работе, включена только базовая поддержка новой камеры.
Но даже сейчас я вижу разницу в цветопередаче между PEN-F и EM1 Mark 2. Она небольшая, но отчетливая. Кстати, вот что написал
мне разработчик конвертора RawTherapee:

As a substitude I compared the color matrices that Olympus includes in its exif data and found that the closest match
is with E-M5II
so I used the E-M5II’s color matrix (copyed from colormatrix2 dng tag (D65). I also suggest to use Adobe’s

E-M5II dcp at the moment… waiting for properly shots of cc24 targets under daylight and tungsten lighting to build better dcp
profiles or just wait for Adobe to support E-M1II with the upcoming DNG converter and use their dcp’s.

То есть автор утверждает, что цветопередача новой камеры близка к таковой у OM-D E-M5 II. А это, согласитесь, хорошо.
Свой workflow я уже отладил и цвет меня более чем устраивает. А когда появится качественная поддержка в основных
raw-конвертерах, представленных на рынке, все будет только еще лучше. Вот буквально на днях вышел мой любимый Capture One 10,
где эта поддержка уже официально заявлена.

Динамический диапазон и шумы.

Сразу оговорюсь - для инструментальных измерений, тщательных сравнений, съемки мир и колорчекеров есть специальные сайты и
специально обученные зануды. Я буду говорить только о своих впечатлениях.

По ощущениям матрица, стоящая в новой камере, если, и выигрывает по шумам у таковой в PEN-F, то разница эта плохо видна
невооруженным глазом. Я не пожалел времени и сделал на коленке небольшой тест. Вижу разницу лишь на ISO 6400 и выше.
И разницу небольшую.

Вот вам картинка на ISO 6400 И цвет хорош, и детализация на месте. Одним словом — рабочее ISO.

С другой стороны эффект плацебо еще никто не отменял. И таблетки из прессованого мела приносят реальное облегчение 30% больных. 😉

Вот вам пример ISO 1600 к которому у меня нет вопросов. Полюбуйтесь на полноразмер по ссылке.

full size

Разница, которую мы видим в реальных условиях работы, обусловлена скорее всего тем, что экспозамер олимпусов
(к которому лично у меня по большому счету не было претензий наверное со времен Е-3) продолжает совершенствоваться.
И чем точнее мы меряем, тем меньше нам приходится тянуть картинку в конвертере. И даже небольшое улучшение точности
замера даст картинку лучшую по шумам.

Вот тут прогресс налицо. Если раньше я снимал в основном в матричном ESP замере, то теперь все чаще использую точечный.

Уже в PEN-F он умел привязываться к точке фокусировки (что позволяло снимать концерты без экспокоррекции, кто это
делал - поймет, насколько это удобно). Нынче алгоритмы видимо отшлифовали тщательнее и точечный замер стал еще точнее.
А чем точнее мы померяли экспозицию - тем меньше потом тянем картинку вверх при конвертации - меньше шумов в итоговом
изображении.

Касаемо динамического диапазона. Он вырос. Это я отчетливо вижу на некоторых сценах.

Кстати, для того, чтобы сделать поддержку равов от новой камеры в RawTherapee, меня попросили сделать несколько тестовых
кадров. На разных ISO. Фишка в том, что кадры должны были быть тотально пересвечены (понятия не имею, зачем это надо,
но не в этом суть).

Так вот – пришлось немало потрудиться, чтобы соорудить условия, при которых это можно соблюсти. Камера упорно оставляла
детали в светах, пока, наконец, я не нашел в столе мощную галогенку и не засветил ей прямо в лоб. Против лома нет приема,
ага. Тут мне вспомнился анекдот про суровых сибирских мужиков, японскую бензопилу и рельс. Вот это как раз наш случай.

Помните раньше считалось, что ДД у 4/3 так себе? И всяк старался, снимая, например, пейзажи, делать отрицательную
экспопоправку дабы не дай бог не вылетели света? Потом широкими народными массами завладела идея ETTR (матрицы всех
производителей к тому времени по ДД прилично подтянулись, а экспоавтоматика по старинке все еще осторожничала),
но таки было боязно, что на ярком солнце мы пересветим что-нибудь – и хана картинке.

Прошли те времена. Наступило светлое будущее. Вот вам пример – я снял этот домик с брекетингом по экспозиции +-2Ev,
и в итоге наиболее качественным был признан вариант проэкспонированый с поправкой +2 Ev.

Вот такой вот HDR на пустом месте.

При проявке тянем экспозицию вниз больше чем на ступень, и вуаля – отсутствие шумов и наличие деталей в тенях сочетаются
с хорошо проработанными светами. Сразу скажу – наличие бликов на картинке считаю благом, придающим ей живость и натуральный вид.
Блики есть – пересветов, уродующих картинку, – нет. Вот такие пироги.

Кстати, постоянная поправка экспозамера +2/6, выставленная мною еще в PEN-F, перекочевала и в новую камеру. Серьезно
подумываю добавить еще немного.

Автофокус.

Больная на самом деле тема. Уже который год нам обещают что “уже вот-вот беззеркалки догонят и перегонят по скорости
автофокуса классические зеркальные камеры». Производители уже и датчики фазовой фокусировки умудрились на матрицу добавить,
и хитрые алгоритмы трекинга разрабытывают и внедряют и скорость чтения данных с матрицы все увеличивают – а воз и ныне там.

Все равно приходится всем с пеной у рта каждый раз доказывать, что наконец то вот уже совсем почти кажется вроде наверное
почти уже удалось догнать по скорости АФ ветхозаветные зеркалки типа Canon 5D Mark II или типа того.

На самом деле все проще – по скорости S-AF уже E-M5 II находился на уровне большинства зеркальных камер. А по точности
он их превосходил настолько, что на месте владельцев "зеркала" я бы в эти сравнения вообще не ввязывался, чтобы не позориться.

Вообще говоря – точность, которую демонстрируют беззеркалки, недостижима зеркалками что называется “by design”.
Владельцам классических камер надо просто это принять, смириться, и научиться как то с этим жить дальше. Оно и понятно – поиск
максимума контраста в реальном изображении всегда будет точнее работы системы датчиков АФ классической камеры, у которой
кроме того почти всегда присутствует фронт/бекфокус.

В новой камере AF-S просто молния. Даже в условиях сумерек и в темных закоулках студии он находит за что зацепиться.
Эту тему считаю для себя отныне закрытой.

А вот что касается следящего АФ, тут все иначе. Ведь при чисто контрастной фокусировке камера не знает, куда движется
объект, и ей приходится изощряться, чтобы как-то это определить (как она это делает – полагаю, сие есть страшная инженерная тайна).

Честно скажу – пробовал гонять следящий автофокус, да он работает, но тут не менее важно иметь навыки “ведения” цели и
вообще прокачать свои навыки ворошиловского стрелка, коими я похвастаться не могу, увы.

Проведенные эксперименты показали – идущего на тебя прямо или по-диагонали человека камера уверенно “держит” в фокусе.
Также как и едущий на вас с разрешенной в городе скоростью автомобиль. А за скачущим по дому котом не успеет и Nikon D5.

Мерзкий свет люминисцентных ламп все равно не смог испортить картинку.

По крайней мере, то что мы видели у олимпуса раньше, назвать следящим АФ можно было только от большой симпатии к фирме.
Теперь хотя бы появилась тема для предметного обсуждения.

Видео и стабилизатор.

Эти два пункта я объединил в одном абзаце не просто так. Помните, как в Романе Ремарка “Три Товарища” парни измывались над
окружающими с помощью невзрачной машинки Карл, под капотом которой стоял адский мотор от гоночного болида?

У меня есть свое аналогичное столь же низменное развлечение, схожее по своей природе. Оказываешься на мероприятии, где
вместе с тобой работает некий «свадебный видеограф» или кто другой, обвешанный стэдикамами по самое не могу.
Встаешь рядом и невзначай тоже начинаешь снимать. Главное – визировать по экранчику. Видеографы – народ наблюдательный,
и рано или поздно их боковое зрение срабатывает. Они видят картинку и не понимают – почему она не дергается. Совсем.

— Это чё там у тебя за хрень?
— Олимпус, видео снимаю.
— А че c рук?
— Так не дрожит же совсем – стабилизатор и т.д.
— Дай позырить?
— Отстань

Потом вы нехотя даете камеру ему в руки, и вот тут внимательно смотрите на лицо оператора. Такая буря эмоций обычно
отражается на лице, что ей-богу хочется как-нибудь втихаря ее на видео снять. Все стадии строго в порядке, описанном
в специальной литературе:
— Отрицание
— Гнев
— Торг
— Депрессия
— Принятие

Ну а потом, когда шок проходит, начинается уже предметный разговор – чё почем, где купить и т.д. Стаб — это реально
showstopper, как говорят буржуи.

Соньке уже 18 лет. Лампы дневного света не помешали камере выставить правильный ББ

Самое интересное, что стабилизатор в каждой камере продолжают допиливать. Если во втором пятаке и PEN-F он начал
включаться/выключаться по-умному, с некоторой задержкой после отпускания кнопки спуска, например, то теперь он стал
еще и тише работать. И эффективность его пусть и не сильно, но еще возросла (ходят даже слухи, что достигнут некий
теоретический предел обусловленный вращением матушки Земли).

full size

Касаемо самого видео я вас разочарую – тестировать его внятно я не был готов, я больше про фотографию.
Но паре знакомых видеографов (из тех, которые после прикола со стабилизатором со мной подружились) я дал
посмотреть получаемые файлики, и они высказывались весьма положительно. Большую часть их восторгов я вообще
не понял честно говоря.

Как говорил Форрест Гамп: «Вот и все, что я могу рассказать о войне во Вьетнаме» 😉

Всякие фенечки и заманухи.

Лично для меня главной заманухой во втором пятаке был режим съемки HiRes. Все мы конечно на людях делаем вид, что нас
совершенно не напрягает тот факт, что существуют камеры со втрое большим разрешением. Да-да – всех нас учили, что главное
не размер, а умение пользоваться и вот это вот все. Это понятно. Но иногда адская мегапиксельность – это тупо требование
заказчика.

Иногда предельно возможное разрешение действительно необходимо. И тут нас выручает возможность съемки в режиме HiRes.
Идея эта первый раз, если я не ошибаюсь, была реализована в Хассельбладах, но именно Olympus привнес эту классную штуку
в массы.

Все, кто пользовался этим режимом, знают о его достоинствах и недостатках. Да, можно снимать только статику, да, только
со штатива (пока), но даже при всех этих ограничениях возможность выжать из камеры 80 мпикс разрешения – это вам не шутки
(80 мпикселей получается при проявке равов вручную – камера исторгает из себя только 50 мегапксельные JPEG-и)

Ходили упорные слухи, что EM-1 Mark 2 сможет проделывать этот фокус при съемке с рук. Я сам надеялся (ибо чисто теоретически
не вижу препятствий реализовать компенсацию дрожания рук при наличии стаба), но это только со стороны кажется, что все
очень просто. Видимо, есть какие-то проблемы и лишь в будущем мы доживем до таких чудес. Что доживем – нет сомнений.
В инженеров Olympus я верю. Но пока для съемки такого рода штатив обязателен.

Важно другое! Все, кто уже пробовал снимать эти адские по размеру картинки, заметили, что любое дрожание листиков,
смещение веточек и прочие подвижки в снимаемом объекте, приводили подчас к появлению неприятных артефактов. В этих местах
возникали эдакие заштрихованные косой штриховкой области, смотрелось это, прямо скажем, омерзительно.

Так вот – теперь всего этого я не увидел. Специально съездил сфотографировать дымящие трубы ТЭЦ, которые на прежних
камерах были все в зазубринах (дым, оказывается, довольно резво движется) и теперь вижу – артефактов нет. Новая камера
успешно борется с этим явлением. В качестве доказательства вот вам та картинка:

Понятное дело, что не факт, что сторонние конвертеры так умеют. Но никто не мешает их авторам придумать свой вариант борьбы
с этим злом. Кстати, робкая надежда на то, что новые прошивки улучшат ситуацию еще больше и, может даже позволят все-таки
снимать с рук, меня не покидает. Это наверное потому, что я вообще романтик и верю во все хорошее.

Следующая фенечка – режим ProCapture.

В этом режиме полунажатие на спуск приводит к началу записи кадров в кольцевой буфер и потом, когда птичка, наконец,
вылетит, и вы, как обычно, зазеваетесь и опоздаете нажать на спуск (для человека такая задержка – это нормально),
кадры просто сливаются из буфера на флешку, включая и те несколько штук, которые вы могли бы снять самостоятельно, будь
у вас реакция как у Чака Норриса.

То есть теперь всем растяпам и раззявам наступило счастье – можно тупить как раньше, но с новой камерой они будут
успевать снять момент, когда колибри вылетает из гнезда (или выползает из норы – черт знает, где эти чертовы колибри водятся).

Мы пробовали снимать разные быстро протекающие и внезапно наступающие процессы. Just for fun. Лопали мыльные пузыри,
наполненные дымом и огнем, и всякое такое. И пытались снять момент, когда пузырь вроде еще не лопнул, но ему уже пипец
(прямо как сейчас с нашей российской экономикой). Получается очень красиво (в отличие опять же от нашей экономики, к сожалению).

Общее впечатление от камеры.

Вот шутки шутками, но Olympus все делает хорошо со второго раза. За примерами не надо далеко ходить: E-510->E-520, OM-D EM5 -> OM-D E-M5II итд.
Сначала они выдают на гора камеру революционную по наполнению (вспомните первый матричный стаб в 510-м например, или первый «пятак» который
вообще был откровением), но имеющую некоторое количество шероховатостей (я уже не говорю об откровенных косяках). Торопятся наверное.

А потом, через годик, все это тщательно исправляют в по-настоящему удачных моделях (E-520, OM-D E-M5II). В том же втором пятаке я
вообще не нашел не то что косяка, вообще ничего, что на тот момент можно было бы сделать правильнее – эдакая uber-камера.

Снимаем второй единичкой скелет первой

У меня никогда не было первой E-M1 и тут мне трудно судить, но, кажется, история повторилась опять. Степень доделанности и
вылизанности второй единички впечатляет. Что там говорить, если сравнивая ее с серийной X-T2 , я отчетливо видел лаги фуджи
(при резкой смене освещенности в кадре та просто начинает несколько секунд безбожно тупить, отрисовывая картинку со скоростью
наверное 15 fps). Так это я сравнивал серийную камеру с инженерным образцом, который по определению должен быть более косячным.
Однако-ж нет.

full size

Даже тот олимпус, который попал мне в руки, с гордой надписью SAMPLE на спине, выглядел законченым серийным образцом и вел себя
соответственно. Налицо большой объем предсерийной обработки изделия.

В целом же основной эпитет, который приходит в голову, когда берешь камеру в руки, один – скорость. Причем я говорю сейчас не о
скорости автофокуса, а об общей скорости реакции камеры вообще на все: на нажатие кнопок, переключение режимов, изменение освещенности
сцены в видоискателе и т. д. и т. п. Она не тормозит вообще, и все, что я с ней делаю, вызывает мгновенный отклик.

Армия Olympus марширует захватывать беззеркальный рынок.

Сначала это даже казалось несколько противоестественным, но к хорошему быстро привыкаешь. Скажу больше — закончив тестировать камеру
я взял в руки свой второй пятак и сделал несколько кадров для заставки обзора (на которых новая камера лежит на столе). Испытал
неприятное чувство — показалось, что мой любимый второй пятачок — страшный тормоз. Причем не столько по АФ, сколько по общей реакции
вообще на всё и вся в процессе работы. Словно под каждую кнопочку подложили вату: там миллисекнудная задержка, там что-то не мгновенно
отозвалось … брр. Как же быстро мы привыкаем к хорошему!

Ну, надеюсь, за пару недель привыкну обратно.

Размеры и вес нового E-M1 показались мне оптимальными, хотя конечно я привык к более миниатюрным и легким камерушкам.
Микра уже развратила меня. Для профессионалов же тут как раз - нужный вес, ухватистость и (надеюсь) прочность всей конструкции.

Камера, несомненно, удалась. Планку быстродействия, качества картинки и удобства работы инженеры Olympus снова прилично приподняли,
ну а для будущих поколений этого семейства (Mark 3 рано или поздно родится, я уверен) первое усовершенствование я уже готов
подсказать: обклейте крышку отсека карт памяти чем-нибудь шершавеньким.

Как покажет себя Olympus E-M1 Mark II на морозе, под снегом, как надолго хватает его аккумулятора и насколько хорош новый объектив M.Zuiko 12-100 f4 IS Pro в реальном путешествии по Северу? Это были главные вопросы перед поездкой в Коми и не имея на них ответа я взял для подстраховки еще и зеркальную камеру, а вот достал ли я ее хоть раз, это уже совсем другой вопрос.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Про объектив M.Zuiko 12-100 f4 IS Pro

То, что диапазон 24-200мм в 35-миллиметровом эквиваленте и с постоянной светосилой великолепен, посвященным объяснять не надо. Диафрагма f4 компромисс, но многие смирились с ней ради диапазона или размеров и веса объектива. Например когда-то я поменял 70-200 f4 на 70-200 f2.8 и очень сильно пожалел. Светосильный телевик был хорош, но все чаще в путешествия я его с собой не брал. Слишком большой и тяжелый он был.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Уже собирая вещи в путешествие над нами поднялась луна. Шикарная луна. Не задумываясь схватил камеру и на улицу. Мне даже в голову не пришло, что надо поменять объектив на телевик. Если бы был M.Zuiko 300mm, то еще бы и лунатиков снял, но в формате «навел-нажал», двухсот миллиметров хватило с головой. Пора уже бросать его в кофр и отправляться в реальный мир.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Диапазон фокусных расстояний хорошо показывать на реальных примерах. Попав на базу отдыха «Мишкин Лес» специально снял два кадра с высокого берега реки. Первый на 12мм (24мм в эквиваленте).

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Второй на 100мм (200мм в эквиваленте). Все это снято одним объективом размером со стандартный китовый для зеркалки и меньше, чем те же 24-105 f4 для Canon или 24-120 f4 для Nikon.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Добавляем, что M.Zuiko 12-100 имеет пыле и влагозащиту, а также стабилизатор, который синхронизируется с внутрикамерным и дает в паре 6,5 стопа. Неплохо? Я лично очень доволен, что выбрал этот новый объектив. Недавно узнал, что Саша Беленький тоже вовсю перешел на БЗК и также снимает на 12-100. Лед тронулся в сторону будущего.

M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro

Проанализировал кадры из путешествия обнаружил, что больше чем в 80% ситуаций я снимал на 12-100мм. В остальных случаях на камере стоял M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro. Сверхширокий объектив нужен мне для съемок автомобилей, а также он идеально подходит для съемок в помещениях, в музеях и на выставках, где тесно и светосила будет важна.

Связка Olympus E-M1 Mark II с объективом M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro идеальна для автожурналистики.

В итоге, у меня получился идеальный набор: светосильный M.Zuiko 7-14mm f2.8 Pro и универсал 12-100mm f4 IS Pro. Есть еще макро-объектив M.Zuiko 30mm f3.5 Macro, но им мне еще предстоит начать что-то снимать и пока для меня это эксперимент по вступлению в мир макро-фотографии.

Про камеру Olympus OM-D E-M1 Mark II

Перед стартом в Коми меня попросили отчитать потом по работе в минусовых температурах и по живучести нового аккумулятора, который стал в полтора раза больше. Про работу в минус я мог бы сказать и по опыту общения с OM-D E-M1 на Варандее и еще в нескольких местах, в условиях низких температур и снегопадов.

Лабораторных испытаний живучести аккумулятора я не проводил, да и такой задачи не стояло. Мне нужно было понять, насколько хватает заряда одного аккумулятора в обычной жизни, когда что-то надо поснимать на мероприятии или выбежать и сделать пару кадров. Лабораторные показатели мало пригодны для реальных съемок в разных условиях, так что равняться на них не имеет смысла.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Самый большой расход традиционно на долгих съемках на морозе. Удалось поснимать Лямпиаду в течение примерно трех часов. За это время камеру не убирал и не выключал, снимал и сериями, и со следящим затвором. В этот же деть еще поснимал по дороге туда и обратно. В итоге, снято было чуть больше 300 кадров, а еще первый аккумулятор остался жив, запасной не потребовался.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Снимать под сильным снегом для Olympus OM-D E-M1 Mark II вообще не проблема. Главное следить за передней линзой, чтобы потом не удивляться, что за пятна на фотоснимках. Что до влаги, то еще на E-M1 я мыл фотоаппарат с объективом после съемок на трофи под душем. Только не говорите это гарантийщикам. Говорят, что они не любят тему мытья камер под душем. Впрочем, по гарантии я ни разу не обращался и не по гарантии тоже.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Нам повезло и с морозами и со снегом. Весна в Коми настоящая, как в русской поговорке: «Марток, одевай сто порток». Ветер, мороз до минус 20 и ниже, снег валит, красота! Кстати, забыл, вместе с фото еще периодически и видео снимал. Кнопочка начала записи под рукой, один проезд на фото, второй проезд на видео. Потом что-нибудь склепаю вместе с видео с дрона DJI.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

Наконец про больной вопрос – про автофокус. У E-M1 было примерно 10% брака в сложных условиях. Камера просто не успевала фокусироваться или фокусировалась не на том, что надо. У E-M1 Mark II ситуация значительно улучшилась, но не стала идеальной.

В снежной каше или при ярком прямом фронтальном свете, камера все еще фокусируется немного хуже, чем зеркалки топового уровня. Иногда приходится перемещать точку автофокуса, чтобы гарантировано «взять» объект. Но не все плохо, например, через размытое от сырости стекло камера сумела сфокусироваться на ходу и сделать нужный кадр.

В завершение, новый арт-режим Bleach Bypass, ставший доступным в новой прошивке 2.0 для OM-D E-M1 Mark II. Это конечно баловство, но у меня теперь есть даже личный пресет для обработки полученного с этим режимом JPEG-изображения. Получается что-то «ламповое» и довольно забавное. Вот пример локомотива с использованием этого режима.

M.Zuiko 12-100mm f4 IS Pro

У Olympus OM-D E-M1 Mark II есть еще несколько фишек, про которые стоит написать отдельно и я обязательно сделаю это позже. Пока же пора подвести итог, что первое боевое испытание камера выдержала, а связкой двух объективов я доволен до безобразия. Если для широкогоугольного объектива и съемок в помещении взять еще камеру Olympus PEN-F, то это будет вообще бомба и мечта фотографа.

Два года. Ровно столько времени пролежала в шкафу моя "единичка" Canon. Причина - в маленькой угловатой черной коробочке с надписью Olympus. Взяв на тест системную камеру OM-D E-M1, я так и не смог с ней расстаться.

За два года компактная камера изменила мое отношение и подход к фотографии. Я выбросил из рюкзака ненужные аксессуары, практически перестал пользоваться штативом и вспышкой. Стал тратить меньше времени на настройки камеры и саму съемку - снимать "оликом" оказалось гораздо проще и быстрее, чем «зеркалкой». Прежде всего, камера более компактная и легкая, это касается и стекол. У аппарата множество настроек, которые можно очень легко менять. И главное, в видоискателе я вижу ту самую картинку, которая будет на экране компьютера - с учетом цвето- и экспокоррекции.

Мой рюкзак здорово потерял в весе, что ускорило мое перемещение по локациям. Упрощение процесса съемки повлияло и на результат - процент качественных, интересных картинок увеличился. E-M1 стала для меня превосходной рабочей камерой, на которой я отснял сотни сюжетов для своего блога и полтора десятка историй для журнала GEO. И в испепеляющую жару в африканской Гамбии, и в пронизывающем холоде Памирского высокогорья, и под беспрестанным дождем на туманном Альбионе, камера работала как часы.

В декабре этого года я в числе первых получил на тест новинку от Olympus - модель E-M1 Mark II. Честно говоря, я не ожидал, что новая камера будет настолько лучше старой. После трех месяцев тестирования, я подумал-подумал… и выложил на Avito весь свой набор техники Canon - все тушки, все стекла, все аксессуары. В этом обзоре я постараюсь показать вам, что же сподвигло меня на такой шаг.

В тесте любого гаджета должна быть точка отсчета, а также конкретные задачи и условия эксплуатации. Точкой отсчета в этом обзоре будет первая "единичка". Основной вопрос, на который я постараюсь дать ответ в своем обзоре - стоит ли вам покупать новую модель? Для этого разберем разные сюжеты и типы съемки.

Внешний вид и конструкция

Но сначала - визуальное сравнение. Камеры выглядят очень похожими, но вблизи становится очевидно, что Mark II слегка крупнее, прежде всего это касается рукоятки корпуса. Размер корпуса 134 x 91 x 67 мм.
В результате камера стала лучше лежать в руке, особенно без использования батблока (с ним «ухватистость» была и у первой «единички»). Вес камеры (без батблока и объектива) увеличился на 77 грамм, и составляет 574г. Как и прежде, морозостойкий корпус камеры имеет влаго- и пылезащиту.

Дополнительный батарейный блок стал значительно больше, что обусловлено увеличенной в полтора раза емкостью аккумулятора.

Изменилось и крепление ремня - правый крепеж переехал с боковой грани на верхнюю панель, что снизило нагрузку на точку крепления и улучшило развесовку камеры на ремне при использовании тяжелой длиннофокусной оптики.

Еще одно "геометрическое" решение - новое расположение штативного гнезда, прямо под оптической осью камеры. В теории, это должно слегка уменьшить искажения при съемке панорам со штатива.

Расположение управляющих элементов не изменилось - однажды привыкнув к первой "единичке", вторую вы сможете использовать сразу. Традиционно для профессиональных моделей Olympus, камера предлагает широчайшие возможности для кастомизации. Так, через очень емкое меню можно переназначать функциональные клавиши и управляющие диски, чтобы с легкостью менять настройки ISO, баланса белого, выдержки, диафрагмы, экспокоррекции и так далее.

Двухпозиционный переключатель на задней стороне корпуса изменил свое направление, но все также позволяет выбирать один из двух наборов кастомных настроек.

За герметичными резиновыми заглушками на боковой панели находятся все необходимые разъемы, включая HDMI и внешний микрофон. Вместо разъема USB 2.0 теперь USB 3.0 - скорость передачи данных выросла до 5ГБ/с. В новой камере появился разъем для наушников.

За дверцей на правой боковине спрятались сразу два слота для карт памяти. Нижний –стандартный UHS-I, а верхний высокоскоростной, UHS-II. В отличие от прошлой модели, карты памяти теперь правильно развернуты этикетками к фотографу. Забегая немного вперед, скажу, что картами можно гибко управлять - например, записывать фото на одну карту, а видео на другую, а также осуществлять запись одновременно на две карты, сохраняя резервную копию важной съемки "на лету".

Сенсорный экран теперь свободный, поворотный, а не закрепленный на шарнирах на камере сзади (на E-M1 его можно было лишь наклонять вверх-вниз).

Пожалуй, это единственное изменение, которое нельзя однозначно отнести в плюс. С одной стороны, это очень удобно для съемки снизу или сверху или даже из-за угла, но с профессиональной репортерской точки зрения повернутый в сторону экран является потенциальным слабым местом, ведь камера зачастую ударяется о различные препятствия, а то и падает на землю (иногда, вместе с фотографом). Тем не менее, при съемке в недружелюбной среде экран можно развернуть "лицом" к камере, снизив риск его повреждения.

Технические характеристики

Внутри корпуса отличий еще больше. Так, в Mark II применяется абсолютно новая матрица на 20 МП вместо 16 МП в модели первого поколения. В матрицу интегрированы фазовые и контрастные датчики автофокуса, сгруппированные в 121 крестообразную зону, которые захватывают практически всю площадь кадра. Физический размер матрицы практически не изменился, и составляет 17.3х13.0 мм. То есть по площади матрица Mark II примерно в четыре раза меньше, чем у полнокадровой зеркалки (т.е. «кроп-фактор»=2.0)

Новый сенсор умеет передавать информацию вдвое быстрее, чем раньше. Ее обработкой занимается восьмиядерный процессор TruePic VIII (против четырехядерного TruePic VII в первой «единичке»). В результате быстродействие камеры выросло радикально, это заметно даже при перелистывании фотографий, которые теперь можно смотреть как кино. Как и прежде, камера включается за долю секунды и сразу готова к съемке.

Меню камеры также претерпело изменения – оно стало более простым и насыщенным, за счет избавления от синего фона и появления в нем новых разделов. Настроить тут можно буквально все. В этом есть как достоинство, так и недостаток - без чтения мануаля в дебрях меню легко заблудиться, так и не найдя нужного параметра.

Новый механический затвор позволяет снимать в режиме S-AF со скоростью 15 кадров в секунду (вместо 11 кадров у E-M1), а при использовании электронного затвора - до 60 кадров в секунду, со следящим автофокусом и трекингом - 18 кадров в секунду. Эти параметры на данный момент – рекордные не только для этого класса фототехники. Например, профессиональная камера Canon EOS 1DX Mark II выдает в следящем режиме лишь 14 кадров в секунду, Nikon D5 - 10 кадров в секунду. При этом в Olympus подчеркивают, что новый процессор и сенсор не имеют эффекта Rolling Shutter.

Детализация снимков

Снимки с новой камеры имеют не только более высокое разрешение (5184х3888 вместо 4608х3456), но и улучшенную детализацию.

Ниже я привожу примеры обработанных фотографий, под ними - 100% кропы из RAW без какой-либо коррекции и шарпинга.

ISO 64, f=7 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 320, f=57 mm, f/2.8, 1/500 сек

ISO 640, f=7 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 200, f=40 mm, f/3.2, 1/3200 сек

ISO 200, f=10 mm, f/3.5, 1/4000 сек

ISO 64, f=40 mm, f/4, 1/400 сек

ISO 400, f=150 mm, f/2.8, 1/1250 сек

ISO 500, f=7 mm, f/2.8, 1/60 сек

Динамический диапазон

Матрица Mark II демонстрирует более широкий динамический диапазон, что при съемке позволяет гораздо реже использовать режим HDR (в нем, как и прежде, камера сама делает несколько снимков, после чего объединяет их в RAW или JPG).

ISO 200, f=11 mm, f/6.7, 1/750 сек

Пример съемки в контровом свете:

ISO 250, f=7 mm, f/16, 1/200 сек

Если раньше при съемке подобного кадра были возможны пересветы, и я бы использовал HDR, то теперь все гораздо лучше, увеличился запас по вытягиванию и в светлых частях кадра, и в тенях.

Чтобы вы не думали, что все это результат длительного вытягивания, вот вам для примера внутрикамерный JPG:

ISO 3200, f=7 mm, f/2.8, 1/3200 сек

Тем не менее, когда вы снимаете сцену с объектами различной яркости, то использовать режим HDR все же уместно. Склеенная компьютером картинка выглядит несколько "мультяшно".

Съемка с рук при низкой освещенности

Как я уже сказал, детализация выросла во всех режимах, но особенно это заметно при съемке в условиях недостаточно освещенности. Если раньше существенные шумы в RAW-файлах были заметны уже на ISO 2500, то сейчас рабочий диапазон вырос примерно до ISO 6400. Кадры, снятые на ISO до 2500 можно вообще не подкручивать по шумам в Lightroom, при ресайзе под веб-публикации шумы абсолютно незаметны.

ISO 2500, f=14 mm, f/5.6, 1/250 сек

ISO 2500, f=40 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 2500, f=7 mm, f/3.5, 1/60 сек

ISO 5000, f=7 mm, f/2.8, 1/30 сек

ISO 6400, f=7 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 10000, f=7 mm, f/3.2, 1/13 сек

ISO 12800, f=40 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 12800, f=7 mm, f/2.8, 1/125 сек

Если же вы снимаете в JPG, то и вовсе не надо беспокоиться, внутрикамерный «шумодав» справляется со своей работой просто отлично, облагораживая даже снимки, сделанные на ISO 12800 и максимальные для камеры 25600. О столь высоком значении можно догадаться только по слегка «поплывшим» цветам. На этой гифке вы можете увидеть разницу между RAW и внутрикамерным JPG.

Резюмируя детализацию снимков, отмечу, что хотя качество и разрешение выросло по сравнению с первой моделью, но до уровня лучших полнокадровых камер картинка не дотягивает - против законов физики не попрешь, ведь сенсор тут в четыре раза меньше.

Тем не менее, Olympus предлагает решение этой проблемы для статической съёмки - режим Super-HD. Сдвигая от кадра к кадру матрицу, камера сшивает из восьми кадров изображение в супер-высоком разрешении (25 или 50 МП в JPG и 80 МП в RAW).

Система распознавания лиц и глаз

Гибридный автофокус E-M1 Mark II умеет распознавать лица и глаза для автоматической фокусировки при съемке людей (и не только людей).

ISO 1600, f=150 mm, f/2.8, 1/160 сек

При активации этого режима, выбранные камерой точки фокусировки автоматически подсвечиваются в видоискателе. Но главное в новой системе автофокуса не это, а то, что она была радикально улучшена.

Первым делом, ушла знакомая по E-M1 проблема фокусировки на плохо освещенных объектах. Теперь можно фокусироваться даже на чёрной кошке в чёрной комнате, если она там есть. Даже если ее там нет, то камера найдет, за что «зацепиться».

Следящий автофокус

Но главным для меня является то, что автофокус в Mark II научился превосходно отслеживать движущиеся объекты, и вести их в режиме трекинга, независимо от того, движутся они вдоль или поперек оптической оси камеры. Как удалось этого достичь?

Важное отличие системы фазового автофокуса E-M1 Mark II от зеркалок является постоянная автофокусировка при серийной съемке. Во время съемки информация снимается с датчика, после чего компьютер анализирует сам сделанный снимок и вносит коррективу в настройки фокуса - и все это за долю секунды. Зеркалки делать так не умеют - автофокус там не доступен как в момент съемки, так и в тот момент, когда еще поднято зеркало.

Автофокус имеет настройку чувствительности через меню. Увеличение значения параметра C-AF Lock до +2 необходимо для съемки быстрых и хаотически передвигающихся небольших объектов, например, животных. Значение в +1 оптимально для съемки быстро движущихся автомобилей. Уменьшение чувствительности в минус подойдет для съемки с проводкой крупных объектов (тех же автомобилей), движущихся перпендикулярно оптической оси камеры.

После тестов следящего автофокуса E-M1 Mark II в режиме серийной съемки, я могу констатировать, что он теперь работает ничуть не хуже, чем на профессиональных зеркалках. Первая "единичка" им серьезно уступала.

Если раньше я чаще всего делал проводки с ручным фокусом, то теперь даже на выдержке 1/10 секунды камера превосходно ведет автомобиль, который едет со скоростью около 40 километров в час по разбитому полю. Процент брака при проводках у меня уменьшился радикально - нерезких кадров в сериях практически нет.

ISO 64, f=40 mm, f/10, 1/10 сек

ISO 64, f=106 mm, f/3.5, 1/80 сек

Работа трекинга очень помогает, когда вы снимаете автомобиль, движущийся на вас по диагонали, и нужно передать его движение. Выдержка должна быть достаточно длинной, чтобы показать вращение колёсный дисков, но достаточно короткой, чтобы передок автомобиля был в фокусе.

ISO 200, f=150 mm, f/5, 1/250 сек

ISO 200, f=150 mm, f/6.3, 1/200 сек

У E-M1 с этим, опять же, были проблемы, фокус частенько сбегал с нужной точки. Теперь этой проблемы больше нет. Неважно, движутся ли объекты к вам, от вас, справа налево или слева направо. Они будут резкими. Точка.

Режим ProCapture

В E-M1 Mark II появился новый режим серийной съемки ProCapture. В нем камера начинает постоянно снимать в буфер при полунажатии кнопки, а при полном нажатии сохраняет 14 кадров, сделанных до этого момента, и все, что вы записал после. Длина серии может быть бесконечной, или ограниченной через меню (до 99 кадров). Первые 48 кадров в RAW+JPG камера записывает в собственный буфер, после чего переписывает их на карту памяти, поэтому чтобы делать более длинные серии с максимальной скоростью, имеет смысл использовать быструю карту памяти, например, Sandisk Extreme Pro. В сочетании с супер-четким автофокусом, это позволяет снимать сложные сцены, например, взлет птицы, за которой гонится охотничий пес.

ISO 1600, f=97 mm, f/3.2, 1/8000 сек

Съемка на длинные выдержки с рук

Еще больше увеличивает возможности фотографа обновленная пятиосевая система оптической стабилизации. За счет мягкого, но быстрого сдвига матрицы магнитным полем, система стабилизации Olympus является по оценкам многих экспертов лучшей в мире среди потребительских камер. Это выражается не только в эффективной стабилизации видеороликов, но и в том, что при фотосъемке вы можете отыграть до шести с половиной ступеней экспозиции при съемке с рук.

Как это работает на практике? Это означает, что вы можете снимать с рук с выдержкой 1/8...

ISO 64, f=7 mm, f/9, 1/8 сек

Или на на 0.8 сек...

ISO 64, f=7 mm, f/2.8, 0.8 сек

Или даже с выдержкой в 1.3 секунды и длиннее, и все еще получать резкие, детализированные кадры.

ISO 64, f=7 mm, f/3.5, 1.3 сек


Дополнительные функции

Что еще сказать вам про Olympus OM-D E-M1 Mark II? Выше я перечислил далеко не все особенности этой камеры.

Так, у камеры помимо режима HDR есть режим брекетинга по фокусу с функцией автоматической склейки. Сделав восемь кадров, камера сама соберет из них один с расширенной глубиной резкости.

В режиме Live Composition камера "дорисовывает" первый сделанный кадр только яркими объектами. Можно снимать траектории движения звезд и любых других освещенных объектов.

Помимо этого, в E-M1 Mark II есть автоматический режим для съемки таймлапсов, с последующей склейкой сделанных снимков в видеоролик прямо внутри камеры.

Как и в E-M1, прямо в камере вы можете отредактировать RAW или JPG файл, откорректировать перспективные искажения (их камера умеет «лечить» даже при съемке), накладывать арт-фильтры, делать JPG из RAW и передавать все файлы в смартфон через бесплатное приложение Olympus Image Share.

Немаловажным является и тот факт, что камера снимает видео стандарта Cinemative 4K (4096×2160) с битрейтом до 237 Мб/с, а «обычная» FullHD съемка имеет битрейт до 202 Мб/с, что позволяет использовать Mark II в профессиональных целях не только как фотокамеру – особенно учитывая непревзойденную систему стабилизации. Тест видео-возможностей я планирую провести отдельно.

Дополнительные тестовые снимки

В этом разделе я предлагаю вашему внимание некоторые тестовые снимки, сделанные на Olympus OM-D E-M1 Mark II за время тестирования.

ISO 250, f=40 mm, f/3.2, 1/5000 сек

ISO 2500, f=7 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 64, f=110 mm, f/4, 1/100 сек

ISO 2500, f=35 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 400, f=115 mm, f/4, 1/1000 сек

ISO 2500, f=14 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 250, f=7 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 400, f=100 mm, f/2.8, 1/320 сек

ISO 64, f=7 mm, f/3.2, 300 сек (Live Comp)

ISO 300, f=21 mm, f/3.5, 1/320 сек

ISO 400, f=150 mm, f/4.5, 1/3200 сек

ISO 200, f=20 mm, f/9, 1/1250 сек

ISO 640, f=7 mm, f/2.8, 1/160 сек

ISO 200, f=7 mm, f/4.5, 1/500 сек

Итог

Olympus OM-D E-M1 Mark II – несмотря на заковыристое название, является, на мой взгляд, наиболее ярким представителем среди всех беззеркальных камер, предназначенных для репортажного использования. Благодаря превосходной системе оптической стабилизации и усовершенствованному автофокусу, новинка от Olympus способна сразиться с зеркальными камерами на их поле. Несмотря на то, что по детализации и шумности картинки, заметным на 100-процентных кропах, камера уступает «топовым» полнокадровым зеркалкам, с точки зрения скорости серийной съемки, а также удобства использования Olympus далеко впереди. Учитывая стоимость body в 140 тысяч рублей - в три раза дешевле профессиональной зеркалки - можно констатировать, что под знамена Olympus с выходом новой камеры встанут не только продвинутые любители, снимающие сложные сюжеты, но и профессиональные репортеры.

Предлагаю также взглянуть на мои репортажи, снятые целиком на Olympus OM-D E-M1 Mark II:

На мой взгляд, очень важно, что в этом обзоре будет творческая составляющая, так как один из самых важных аспектов при выборе фототехники - возможности в реальной съёмке. И я очень рад, что редакция Prophotos доверила мне оценить их.

Хочу сразу сказать, что отношение к кроп-сенсору очень субъективно и степень критичности этого параметра для всех разная. Мне известны примеры, когда фотографы, снимающие на «кропнутую» матрицу, выдавали результаты, многократно превосходящие те, что получаются у их коллег, работающих с полным кадром.

Камера была у меня в руках всего пару дней, и я не успел протестировать огромное количество режимов, встроенных в неё (Супер-HD, Live Composition, Pro Capture, 4К-видео), но внятное впечатление всё же удалось получить.

OM-D E-M1 Mark II - камера с весьма продвинутыми возможностями. Но воспользоваться всеми ими сразу после покупки сможет только тот фотограф, у которого раньше была камера Olympus.

Первое, с чем я столкнулся, взяв камеру в руки, это необходимость её настройки под себя. Заводские настройки камеры сильно отличаются от привычных. Например, по умолчанию экран Live View отображает изображение не по введённым тобой настройкам, а так, чтобы всегда всё было видно.

Многое нужно настраивать, копаясь в огромном меню и выискивая пункты. К сожалению, нужную настройку можно легко пропустить, потому что просто не знаешь, как она здесь названа. Эту проблему должна решать инструкция, но у меня её не было, а времени на её прочтение - тем более.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-100mm F4.0 УСТАНОВКИ: ISO 500, F4, 1/125 с, 200.0 мм экв.

Теперь про эргономику. Камерой очень и очень комфортно снимать. В компании Olympus делают одни из самых удобных камер. Все эти два дня я ходил и восторгался тем, что ничего не доставляет дискомфорта при съёмке. Поворотный экран сделан именно таким, каким он должен быть у всех камер. Удобно снимать как вертикально, так и горизонтально. На съёмках мне часто приходится лежать на полу и асфальте, чтобы видеть, что попадает в кадр. С Olympus OM-D E-M1 Mark II можно легко снимать с разных ракурсов.

Ещё очень понравилась фокусировка по лицу и глазам при съёмке людей (включается вручную). Я всегда выбираю центральную точку фокусировки. Со своей камерой при съёмке портретов я обычно фокусируюсь по лицу, затем, не отпуская кнопки спуска, формирую сам кадр и дожимаю кнопку. Olympus в режиме приоритета лиц просто сразу фокусируется на лице/глазах, если они есть в кадре, не обращая внимания на установленную центральную точку фокусировки.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.25mm F1.2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.2, 1/640 с, 50.0 мм экв.

Это значительно ускоряет процесс съёмки, и все эмоции, движения модели оказываются заснятыми с правильным фокусом. Единственный небольшой минус - не всегда этот режим, как и вообще фокусировка, правильно и чётко работают ночью или в темноте.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.25mm F1.2 УСТАНОВКИ: ISO 200, F1.2, 1/1250 с, 50.0 мм экв.

Ещё один важный параметр - скорость съёмки. Я не тестировал режим серийной съёмки, но скорость работы камеры ощущается и в покадровом режиме. Снимая те же портреты, я делал быстрые серии снимков (по одному кадру) с перерывами секунд в пять, и буфер камеры ни разу не забился и не заставил меня и модель ждать.

Большой плюс - ёмкость нового аккумулятора. Я не смог посадить его за день даже до 50%.

Все эти плюсы, которые я успел оценить, очень важны для меня, так как я сталкиваюсь практически каждый день с их отсутствием в своей камере.

В конце тестирования я оценил обработку снимков, снятых на Olympus OM-D E-M1 Mark II. Здесь моё мнение сложно назвать однозначным, я не смог определиться, устраивает ли меня качество получаемой картинки. Да и сложно понять это за два съёмочных дня, хотя я и постарался поснимать в разных условиях.

Могу сказать с уверенностью, что камера днём снимает просто отлично. Свет, тени, цвет - всё очень хорошо. Качество снимков тоже на высоте.

А вот в тёмное время суток на ISO 400 я начал замечать сильную потерю деталей. Например, на портрете волосы модели по пояс полностью «слиплись». На ISO 800 уже заметны сильные неприятные шумы. Скорее всего, дело в маленьком размере матрицы камеры.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.12-40mm F2.8 УСТАНОВКИ: ISO 500, F3.5, 1/40 с, 24.0 мм экв.

Возможно, я намудрил с настройками в разделе шумоподавления, и поэтому мои вечерние снимки получились такими. Надеюсь, что мне ещё представится возможность протестировать эту камеру подольше и получше, чтобы до конца всё понять для себя и решить, хочу ли я перейти на Olympus (а я задумываюсь об этом уже давно).

Новинка суперудобна в работе, выдаёт отличные результаты днём и сомнительные при съёмке портретов в условиях недостаточной освещённости.

E-M1MarkII / OLYMPUS M.25mm F1.2 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/125 с, 50.0 мм экв.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник