19.08.2019

Легко ли быть начальником - триумф легко ли быть начальником. Правила хорошего шефа. Руководящая должность: все, о чем вы боялись спросить


Спросите любого, кто занимает более-менее высокую должность о том, тяжело ли ему было вначале. Ответ будет предсказуем на 100% - да, тяжело. А что именно запомнилось о том времени? Здесь ответы, скорее всего, будут различаться.

- Я был в шоке от осознания и понимания разницы между тем, что такое работать под чьим-то управлением и быть этим управлением! - вспоминает руководитель интернет-провайдера Дмитрий. - В первые дни я напорол столько ошибок - не понимаю, как меня не уволили! Наверное, мои тогдашние начальники вспомнили себя и дали мне время, чтобы войти в колею и врубиться в ситуацию. Сейчас, мне кажется, я уже во всем разобрался. Хотя бывают минуты, когда я малодушничаю и хочу обратно - в менеджеры среднего звена.

Да, признает эксперт издания Harvard Business Review Линда Хилл, на новичка обрушиваются потоки совершенно новой информации, новые обязанности, новые отношения с коллегами. Чтобы избежать лишних ошибок, Хилл рекомендует всем вступающим в новую должность избавиться от иллюзий и настроиться на серьезную работу.


Миф

Правда

Что делать?

Пример

У начальства куча свободного времени и есть власть. Учитывая оба компонента, работа работается легко

Вас опутает целая паутина отношений. И каждому участнику этих отношений от вас постоянно будет что-то нужно

Выстраивайте отношения между вашей командой и людьми вне ее

Две крупные медийные компании из США и Азии просто договорились проводить регулярные встречи. В результате взаимопонимание было налажено

Ваша власть вытекает из вашей новой должности

Ваша власть исходит от вашей способности заслужить доверие сотрудников, коллег и начальства

Покажите характер (вы готовы к труду и обороне!), управленческие компетенции (слушайте больше, говорите меньше) и авторитет (направьте энергию сотрудников в нужное русло)

Директор одного инвестиционного банка завоевал авторитет, просто интересуясь мнением своих подчиненных

Начальники должны управлять своими подчиненными

Жесткое управление не обязательно. И сотрудники не обязаны всегда выполнять приказы

Лучше давать больше возможностей для достижения целей, чем просто приказывать

В одном издательстве новая начальница достигла небывалых высот, просто позволив сотрудникам проявить больше креатива. При этом она поставила две задачи: добиваться целей и нести ответственность

Чтобы грамотно рулить, нужно построить дружеские отношения с каждым сотрудником лично

Субординацию никто не отменял

Обратите внимание на общую производительность вашей команды. Устраивайте собрания для коллективного решения проблем и "диагностики" дел в компании. Ругайте подчиненных только за дело

После ухода директора-ветерана, на его место пришел молодой начальник. Он был прав, когда вместо заигрывания с каждым сотрудником по отдельности просто организовал пару тим-билдингов

- Первое время было сложно общаться с бывшими коллегами. Я не знала, как себя вести, они сбивались, не зная как ко мне обращаться - то ли теперь по имени-отчеству, то ли как раньше, - рассказывает свежеиспеченный директор PR-агентства. - Появился строгий запрет (мой внутренний - для самой себя) на просьбу о помощи и совете от коллег. Выход из этой ситуации был такой: когда нужна была помощь, теперь уже ходила к более высокому начальству за консультацией.

А управляющий развитием продаж одного из крупнейших в мире производителей косметики рассказал вот что:

- Я стал начальником, когда мне только-только исполнилось 30 лет. Если говорить об этом времени структурировано, то запомнилось оно вот чем. Первое: очень сложно давать указания тем, кто тебя старше на 20 лет или кто просто компетентнее. На первых порах относятся в лучшем случае снисходительно, а это обидно. Второе: резко вырастает загруженность по работе. 24 часа в сутки мысли о ней. Тут и необходимость показывать начальству больший профессионализм, и ответственность за верные решения: ошибешься, и огромные суммы денег пройдут мимо! Практически сразу я оценил всю трудность общения с подчиненными. По статистике через четыре месяца после выхода на работу человека перестает мотивировать только зарплата - а это значит, что начальник должен придумать что-то новое. Еще одна сложность в работе с подчиненными - план, выполнение которого иногда действительно невозможно, и мы все это понимаем. Только я все равно должен зарядить команду, чтобы она все же пыталась его выполнить, но при этом нельзя признавать, что план невыполним.

Легче держать вожжи, чем бразды правления.

Козьма Прутков

В зале Дворца конгрессов в Риме, где проходила конференция, раздался смех. Докладчик рассказал анекдот про начальника, который гладил новую электронную вычислительную машину и говорил ей: "Ну что ж, будем управлять вместе". И эффективность управления увеличилась еще до того, как машину пустили в ход. Потом этот анекдот путешествовал по газетам и журналам и попал, наконец, в "Литературную газету"; только теперь это был уже не английский, а советский начальник.

Откуда берутся начальники, какими им быть, как их учат и как заставляют работать? - вот вопросы, естественно, волнующие всех подчиненных, в том числе и начальников, потому что они тоже имеют своих начальников.

Было время, когда говорили об искусстве руководителя. Талант - только "от бога". Знание, опыт - дело второе. Значит, если нашел в себе "искру божью", иди и руководи кем угодно и чем угодно.

Потом со словом "искусство" стало соседствовать и "наука". Мнение о руководителе изменилось: нельзя управлять кем угодно и чем угодно, нужно знать отраслевую специфику, нужно быть специалистом. И пошли инженеры командовать промышленностью, а ученые - наукой. Когда одного народного артиста спросили, может ли он быть министром, тот ответил: "Отчего же нет - я царей-королей играл и министра культуры наверняка сыграю". Конечно, это шутка, но повременим смеяться, а задумаемся: ведь начальнику-артисту и впрямь кое в чем захочется поиграть, а начальнику-ученому - поэкспериментировать. Тогда как нужно управлять.

Сейчас мы переживаем то время, когда "искусства" становится меньше, а все больше говорят о "науке управления".

Итак, все-таки: кто лучший руководитель? Тот, кто сочетает талант руководителя, широкий кругозор и знание, чем и как управлять.

Рабочий, инженер, ученый могут быть виртуозами своего дела и при этом иметь право не быть начальниками. Если счетовод станет бухгалтером, затем главным бухгалтером, бухгалтером главка и, наконец, министерства, то вряд ли из него потом выйдет министр: слишком долго он специализировался.

Личность, прошедшая все ступени иерархической лестницы благодаря непрестанному труду, желанию достичь успеха и сильному честолюбию, становится анахронизмом, подобным алхимии. И даже сейчас, когда говорят о жизненном пути от слесаря до министра, то это не следует понимать буквально: рабочий закончил вечернюю школу, потом заочный институт, был бригадиром, мастером, начальником цеха, главным инженером, директором, начальником главка. Ступеней слишком много, а жизнь человеческая коротка. И на каждой ступени естественные препятствия: отсутствие вакансий, недоверие, собственные промахи. Поэтому человек делает скачки, получая общую подготовку, а потом крупными шагами идет по ступеням и специализируется.

Такой способ дискретного продвижения имеет свои недостатки: совершивший большой скачок вверх плохо знает, что делается на ступенях, которые он миновал. Трудно инженеру, который не был рабочим, но еще труднее директору завода, который не был ни рабочим, ни инженером. Для исправления этого недостатка прибегают к одноступенчатой или многоступенчатой стажировке. Особенно хорошо это организовано в геологии, где студенты все лето работают в геологических партиях: перешедшие на III курс - рабочими, на IV - коллекторами (техниками), на V - исполняют обязанности инженеров.

Известный государственный деятель прошлого С. Витте, окончив математический факультет Новороссийского университета, получил приглашение занять руководящий пост в управлении Одесской железной дороги, минуя касту Корпуса инженеров путей сообщения. Но для этого в течение полугода, занимая формально этот пост, он прошел основные ступени: был билетным кассиром, помощником и начальником станции, контролером и ревизором. К сожалению, такая многоступенчатая стажировка, как раньше, так и сейчас, большая редкость. А жаль.

В административном управлении происходит процесс "интеллигентизации": все больше постов занимают лица с высшим техническим или гуманитарным образованием; некоторые из них имеют ученые степени. Аспирантуры и докторантуры управления у нас практически нет, но развертывается всесоюзная кампания совершенствования кадров. Этим занимаются партийные органы, центры НОТ, специальные отраслевые курсы и институты, а также практически на каждом предприятии. Я говорил уже о "гуманитарном облагораживании" инженеров-администраторов, принудительном расширении их кругозора. Гуманитарии, в свою очередь, нуждаются в "оматемачивании" и лечении от "машинобоязни".

Скрепки, резинки, шариковые ручки перестают быть символами административного руководства. Их сменяют нормы времени, учет производства, логарифмические линейки и оргатехника.

В литературе последних лет много пишут о требованиях, предъявляемых к руководителю. Там и лидерство, интеллект, открытый, приветливый характер, мужество, уравновешенность, проницательность, искренность, справедливость, уверенность, ответственность, чувство юмора и очень многое другое.

Типичный руководитель в США: 44-летний мужчина, работающий в данной компании 12 лет и пять с половиной лет на данном посту. Один из путей, которым он занял свой пост, конкурс по методу "групповой дискуссии", в котором участвует 4-8 человек. Тема дискуссии формулируется заранее на 1-2 страницах, в соответствии с характером вакантной должности. Экспертам-судьям предлагается составить граф-диаграмму, отражающую связи между участниками в ходе дискуссии, частоту высказываний и их соответствие теме. По пятибалльной шкале анализируется роль участника (инициативная, стимулирующая, критическая, аналитическая). По трехбалльной шкале определяются качества: активность, самостоятельность, лидерство, самообладание, вклад в решение вопроса. Точность этой методики 80-90 процентов.

В "Курсе для высшего управленческого персонала", выпущенном у нас несколько лет назад, приводится следующий эпизод из американской практики. Одна из фирм открывала новый завод, на пост директора котоого претендовали два лица - назовем их просто Кэл и Гарри, личные друзья и оба - друзья президента фирмы. Все их данные совпадали как две капли воды, но завод один. Выбор все-таки сделали. Вспомнили, что когда оба они одинаково добросовестно выполняли ночную работу, планируя узловые моменты производства по дороге домой Кэл полушутя говорил: "Ну что ж, пропала еще одна возможность посмотреть, как играет наша команда", или: "Интересно, понравилась ли Алисе пьеса?" Гарри уходил с репликами другого рода: "Подождать тебя?", "Как насчет чашечки кофе, чтобы завершить это дело?" И назначение на пост с двойным окладом получил он. Через пять лет фирма открывала новый завод, но тогда уже наступал пенсионный возраст Кэла.

Руководитель, получивший пост и думающий, что сможет уделять этому 40 часов в неделю, пусть сразу уходит. Теоретически, может быть, это и правильно, но, как утверждают американские специалисты, способны на это несколько человек из миллиона. Труд руководителя и называется ненормированным потому, что совсем не требуется уделять работе что-нибудь 12 часов в день. А ровно столько, сколько нужно. Корни этого вопроса не только организационные, но информационные тоже.

Срубите растущее дерево, переверните его стволом вверх и представьте, что это иерархическая система административного управления. Главный ствол - директор, идущие от него стволы - заместители директора, ветви от них - начальники отделов, и так далее. Листочки - только подчиненные, причем листья на главном стволе - секретарь директора и другие его технические помощники. По стволу к листочкам движутся соки (прямая информационная связь) и от листочков к стволу (обратная связь). О роли обратной связи мы уже знаем. Близко расположенные ветви и листья - горизонтальная связь (здесь аналогия с деревом заканчивается): отношения между замами, начальниками отделов, и, наконец, между сотрудниками отдельных групп.

Иерархическое дерево растет по определенному закону. Вспомним, что коллектив - это не более тысячи сотрудников. Откуда берется тысяча? Во-первых, через каждые 4-5 этажей следует просвет, и единое государственное дерево можно рассматривать как систему деревьев: совет министров, аппараты министерств, предприятия. Если строится гигантский завод, то происходит адаптация в соответствии с этим законом: цехи начинают играть роль отдельных предприятий, и снова мы видим те же 4-5 этажей.

Во-вторых, от каждой ветки отходят 5-7 веток поменьше. Говорят, эти цифры назвал еще Наполеон, но если покопаться хорошенько, то, может быть, кто-либо еще до него. Вы имеете двух подчиненных: вы еще не начальник и в принципе им не нужны. У вас двадцать непосредственных подчиненных - вы наверняка плохой начальник, даже если и талантливы, так как руководство будет чисто номинальным. Не следует забывать: человек - информационная система с определенной пропускной способностью, и можно следить за работой только пяти-семи помощников, чтобы вовремя поправлять их, взыскивать и поощрять.

Присмотритесь внимательно, и вы увидите, что эти ветви неодинаковы, одни толще и короче, другие тоньше и длиннее. Есть хорошее управленческое правило: "Породистые лошади - на длинном поводке", что означает: кого я больше люблю, ценю и доверяю, тому предоставляю больше инициативы и меньше уделяю внимания, и наоборот.

В идеальной иерархической системе каждое звено управления может непосредственно сноситься только с прямым руководителем (вверху) и прямыми подчиненными (внизу). Это смежная связь. Директор тогда знать никого не знает, кроме своих замов и технических помощников. Такая идеальная субординация более всего характерна для армии, где действует цемент дисциплины и где нельзя жаловаться на своего начальника, не поставив его предварительно об этом в известность.

Практически же каждый руководитель осуществляет двойную вертикальную связь - не только смежную, но и трансиерархическую, то есть минующую непосредственных начальников и подчиненных. Чем выше уровень иерархии, тем больше трансиерархических связей, тем напряженнее информационный режим, тем больше, образно говоря, директор разрывается на куски. Когда вы приходите в какое-нибудь учреждение и видите в приемной очередь у кабинета директора, а к его замам никто не хочет идти, знайте: здесь злоупотребляют трансиерархическими связями, или, как говорят управленцы, плохо делегируются полномочия.

Представьте себе следующую ситуацию. В ходе вашей служебной деятельности возник вопрос, которого никогда не было раньше ни у вас, ни у ваших предшественников. Кто его должен решать? Не зная этого, на всякий случай вы отправляетесь к своему начальнику. Как он прореагирует на это? Может быть, отправит вас назад, может быть, решит вопрос сам или же пойдет к своему начальнику.

Вопрос будет подниматься по иерархической лестнице. И все напряженнее будет наверху информационная атмосфера от подобных вопросов. Между тем это можно предотвратить: вписать в должностную инструкцию не только то, что должен делать работник, но и то, что он делать не должен. Тогда все новые вопросы будут решать те, у кого они возникают, и до тех пор, пока вышестоящие начальники не вздумают распространить на них свои прерогативы.

Итак, идеальный руководитель - широко распахивающий перед всеми свои двери, будучи уверенным, что никто без должных оснований не рискнет переступить порог его кабинета.

Изучая формы связи "руководитель - подчиненный", наука обращает внимание, насколько заинтересован весь коллектив в целях, которые ставятся перед ним, какие применяются меры материального и морального воздействия и есть ли реальная возможность перехода в другой коллектив. Стиль руководства проявляется в том, как замещаются штатные и вакантные должности, кто и как часто наказывается и поощряется, сидит на совещаниях и ездит в командировки, кого обслуживает секретариат: по возможности всех или только одного начальника.

Для подчиненного начальник - не только распорядитель, но и помощник, и опекун. Политика начальника не должна вступать в противоречие с политикой сверху и с инициативой снизу. Нужно уметь требовать без навязывания и помогать без навязчивости. И горе тому, кто служит лишь выразителем "чужих" интересов и проводником "чужих" идей.

Социальные психологи точно установили, что на постепенно возрастающее давление сверху коллектив сначала реагирует тем, что снижает свою эффективность, а затем повышает ее, но до определенного предела. После этого эффективность стремительно падает, отражая общую подавленность и начавшийся процесс деморализации, что очень может означать приближение моральной смерти.

Социальные психологи также отметили, что, когда две вышестоящие инстанции придерживаются одного стиля руководства, допускающего инициативу подчиненных, - производительность труда и удовлетворенность бывают обычно самыми высокими. Когда оба они применяют автократический стиль, производительность хотя и может быть большой, но удовлетворенность небольшая. И самое плохое, когда автократический стиль применяет только непосредственный начальник.

Наука проникает в практику, практиками становятся ученые, и в практических организациях создаются исследовательские подразделения. Как складываются отношения между ними и вышестоящими инстанциями? Бывает, что верхняя инстанция не очень разбирается в том, что делают и должны делать ученые, и тогда профессиональная мотивация последних с умелыми, пусть непонятными, формулировками и тщательным подбором аргументов одерживает победу при слабой встречной мотивации.

Большую роль в этих условиях играет руководитель, его авторитет, особенно если это крупный ученый и существует боязнь его перехода в другое ведомство. Тогда терпимость сверху будет служить надежным зонтиком для своенравного коллектива: в принципе он сможет заниматься тем, чем ему вздумается, что для него интересно. Но в иных случаях он может вообще ничего не делать, и наверху будут довольствоваться только маркой: "Вот у нас работает такое светило!" На конференции в Риме сетовали, что таким "светилом" нередко становится лауреат Нобелевской премии, которого стараются заманить к себе и университеты, и промышленные фирмы.

Но вернемся к исследовательскому подразделению в практической организации. Упрочившаяся связь науки и практики отнюдь не означает, что практика должна потребительски относиться к науке. Просто наука сейчас делается не только в лабораториях, но и в цехах. И наряду с решением практических задач ученый в промышленности должен заниматься хотя бы немного и теорией. Поэтому промышленным заказчикам следует помнить, что, когда они пользуются услугами исследовательских организаций, выполняющих для них договорные работы, они платят деньги не только за конкретные решения, но и за ненужную им теоретическую науку, делаемую "контрабандой", полуофициально и идущую в качестве принудительного ассортимента.

Этой интересной проблеме сегодняшнего дня посвящена книга польского профессора А. Матейко "Условия творческого труда", переведенная у нас.

Закончилось заседание, и мы сели на автобус, направившийся к центру Вечного города. На другом берегу Тибра автобус пересек белую черту перед собором Святого Петра - границу государства в государстве - и повернул направо к Дворцу пап. Раздвинулись алебарды швейцарских стрелков. Анфилады залов со старинными картинами, и папская свита, словно сошедшая с этих картин. Весь в белом Павел VI сел в своё кресло на возвышении, ему подвинули под ноги скамеечку с подушкой, секретарь развернул папку. Начался прием. Официальная часть - обмен приветствиями. Неофициальная часть, когда скамеечка была отодвинута в сторону, - знакомство с представителями национальных делегаций на конференции и обмен мнениями по проблемам информации, организации и управления.

В эпоху массовых коммуникаций и глобальной информации, взаимозависимости и сосуществования нельзя оказаться вне хода научно-технического прогресса. И в частности, нельзя не считаться с мнением кибернетики. Вот ведь гордилась католическая церковь своей, казалось бы, совершенной иерархической организацией, но и на эту структуру сильно повлияла современность. Понадобилось быстро менять облик католического священника, от которого больше стали требовать интеллигентности и образованности. Теперь без знания психологии, социологии, науки организации и управления далеко не уйдешь. И Ватиканская академия наук стала строже придерживаться фарватера современной науки.

Накануне отъезда так же, как в Намюре три года спустя, мы долго ходили по ночному Риму. Смотрели, на восходившую из-за живописных руин Форума луну искусно подсвечиваемый Колизей, не пощаженный ни временем, ни христианами. Пробирались по плотно заставленным автомашинами переулкам и искали словно забытый кем-то мотоцикл на углу - ориентир переулка с нашей гостиницей. Ходили и разговаривали о взаимоотношениях руководителя с социальным психологом.

Когда к руководителю приходит социальный психолог и предлагает узнать, что думают о нем подчиненные, то не всегда слышит в ответ: "Да, если это вас не затруднит. Буду вам премного благодарен". Чаще всего, после некоторой паузы - вкрадчивый голос и большой палец, указывающий через плечо:

Видите ли, я прекрасно понимаю, что каждый из них имеет собственное мнение обо мне. Мало, скажу вам, они собираются в уголке и перемывают мне кости. Но ради бога, избавьте меня от этого. Зачем нарушать душевное равновесие?

Равновесие-то, может быть, и нет, но обратная связь, безусловно, нарушится.

Каждый в своем поведении использует обратную связь. Мы хотим быть оригинальными если не умом, то характером или одеждой. Оригинальных в коллективе любят. Но стараемся не превратить оригинальность в оригинальничание. Этого не прощают. А где пролегает граница? Этого мы не знаем, но интуитивно ходим посередине. Есть три категории людей, никак не попадающие на середину или не думающие о ней.

Первые - личности с несколько нарушенной психикой, которые, совершая поступки, не умеют их контролировать, то есть смотреть на себя со стороны. Вы хорошо знаете такого человека: он ловит вас за пуговицу и долго, нудно рассказывает о своих делах, совсем не подозревая, что это вам не интересно. Вы мысленно корчитесь под потоком бесполезной информации, хотели бы вырвать свою пуговицу, а прямо сказать стесняетесь.

Вторые - гениальные личности, которые уже в силу собственной гениальности не могут соизмерять свои поступки с поступками других. Мы недолюбливаем их за непохожесть, третируем за недостаток чувства коллективизма и в лучшем случае зовем "чудаками".

И наконец третьи - это сплошь и рядом руководители, особенно высоких рангов. Потому что не каждый из них умеет читать в глазах подчиненных все, что они о нем думают. А если умеет, то зачастую боится. Информационный барьер "страусового крыла": лучше знать меньше, но хорошее.

Методика, предлагаемая социальным психологом, не так уж сложна и не так уж опасна. Ведь речь идет не о том, что думает именно X или Y. Информация отражает мнение коллектива в целом. А с этим нельзя не считаться.

Социальный психолог раздает сотрудникам для заполнения анкету - как они относятся к своему руководителю. Чтобы обеспечить хорошую валидность, используется, так называемая полная принудительная анкета, на ее разработку потрачен не один месяц. В ней не только задаются вопросы, но и предлагаются на выбор возможные варианты ответов. В результате, корреспондент ничего не пишет, только подчеркивает и остается анонимным.

Считаете ли вы своего руководителя талантливым, просто способным, заурядным или хуже? Выберите одно из четырех значений. Обладает ли он достаточной глубиной знаний и широтой интересов? Хорошо и доступно говорит? Быстро ли принимает решения, часто ли делает и повторяет ошибки? Как относится к новому, особенно если раньше не видел и не слышал о нем? Насколько инициативен и поддерживает ли инициативу других? Кто он - оптимист, резонер, скептик, пессимист или, хуже того - циник. Как относится к подчиненным, о чем разговаривает с ними, чем интересуется и в чем помогает? Считаете ли вы своего начальника физически красивым и физически здоровым; говорите ли с гордостью знакомым, увидев его на улице: "Это мой шеф"? Его культура в отношении речи, одежды, поведения, чистоты, рабочей эстетики и неслужебных интересов?

Все это лишь канва анкеты. Формулируются вопросы так, чтобы они были нетрудны, понятны и даже интересны.

Собранные анкеты опечатываются и прячутся в сейф. Проходит полгода, год. Обследование повторяют, иногда даже дважды. И только потом подвергают обработке и делают выводы. Мало ли что может временно исказить коллективное мнение. Вот пример.

Начальник резко входит в комнату и громко говорит: с сегодняшнего дня все будут делать то-то и то-то. Кто не будет делать, с ним случится то-то и то-то. Всем понятно? Молчание. Почти что хлопает дверь. И тут появляется социальный психолог со своею анкетой. Вот уж когда можно разрядиться под горячую руку!

Пусть вы влюблены в своего руководителя и видите в нем только хорошее. Или за что-то невзлюбили, и ненависть плотно закрыла глаза. Это неважно. Ведь коллективный портрет - мнение большинства. И как интересно сопоставить его с портретом "Эм-Эм-Пи-Ай". В чем обнаружится разница? И не укажет ли она на источник коллективного заблуждения? Во всяком случае, информация служит объективным основанием для вышестоящего руководителя, чтобы похвалить, рекомендовать на более ответственный пост, указать на отдельные недостатки и дать срок для их устранения, перевести в другой коллектив или посоветовать оставить административную работу. Но это уже область управленческих решений. Во всяком случае, социальный психолог таким способом редко "открывает Америку": он лишь документирует то, о чем интуитивно все догадывались.

И в дополнение к этому сотрудник, заполняющий анкету, конечно, знает, для чего все это нужно, и сознательно вносит свой вклад в коллективное мнение. Но он никогда не узнает результат. Как видим, престижу начальника здесь наносится меньший ущерб, чем на общем собрании, когда поднимается уже настолько наболевший вопрос, что никто не думает о последствиях. Образно говоря, социальный психолог - терапевт, обязанность которого - не доводить воспалительный процесс до нарыва, когда требуется уже хирургическое вмешательство.

О результатах такого обследования знают только три лица: вышестоящий начальник, сам подчиненный и социальный психолог. Последний, как врач, хотя и не "ангел без крыльев", но должен уметь молчать.

Читатель скажет: все это хорошо применяется, наверно, за границей, но применимо ли у нас?

Слово директор манит многих. Почему-то считается, что директор = это всегда лидер, успешный руководитель и состоятельный человек, от которого зависят человеческие судьбы.

В какой-то степени это может и так, но в первую очередь директор - это управленец, на котором лежит большая и очень ответственная задача по формированию облика всего предприятия, структура его функционирования и успешность все бизнеса в целом. Многие хотят узнать как стать директором, не представляя даже, какие подводные камни эта должность таит в себе.

Легко ли быть директором

Вопрос этот сложный. Скорее всего нет, потому что, ответственность, которая ложиться на его плечи, очень большая. Когда все работники уходят с предприятия, директор все равно должен думать обо всем, обо всех проблемах в любое время суток. Это ответственность навсегда. и самое интересное, что не любой директор является обеспеченным человеком и действительно имеет какую-либо силу. Зависит это от того, какой это директор. Условно, директоров можно подразделить на следующие категории

  • директор своего собственного предприятия. Тут все понятно, вы организовываете свою фирму и сами являетесь ее руководителем (см. );
  • директор частного предприятия, который, при этом, не является ее владельцем. При таком раскладе, вы просто выполняете функции директора и подчиняетесь другим людям, стоящих выше вас по иерархии. Это не говорит о том, что после вас идет именно владелец компании. Это может быть еще не один директор;
  • директор государственного предприятия. По сути человек, который также выполняет представительскую и управленческую функции, но не владеет предприятием.

Каким же образом стать директором

Все это зависит от того, директором на какой основании вы хотите стать

  1. Если вы хотите быть владельцем фирмы и ее же директором, то логично, что вам, прежде всего необходимо организовать эту фирму. Конечно, делается это не для того, что бы стать директором. Открытие фирмы это очень важный и ответственный для вас шаг, потому что, с этого дня это будет ваше детище и вам придется отдавать все свои силы и время на ее процветание и благополучие. В этом случае, директором вы себя назначаете сами.
  2. Если вы хотите стать директором какой-то частной компании. Этого добиться не так то уж и просто. Конечно, если вы супер квалифицированный специалист и обладаете огромным опытом и умением, то, скорее всего, вам самим предложат эту должность. Но, как показывает, практика, это случается очень редко. Лучше всего начинать с работы именно на том предприятии, директором которого вы хотели бы стать. Начните с небольшой должности и пройдите через всю иерархию карьерного роста. как это сделать - это тема совершенно отдельной статью. Дойдя до определенных высот, вам самим могут предложить должность директора, или вы ее должны будете попросить сами. В данном случае, никакие рекомендации вам не нужны. Вашими рекомендациями будут служить не года, которые вы проели на данном предприятии и та работа, которую вы проделали. Если же, вы на предприятии не работали и хотите стать директором (опять же, вы должны быть полностью уверены в том, что вы полностью соответствуете этому уровню по своим личностным и профессиональным качествам), то вам эту должность нужно будет попросить. Делается это всеми знакомым образом: составление резюме и мотивационного письма, прохождение собеседования, возможно, прохождение стажировки или практики.
  3. Стать директором государственно предприятия можно, практически, по такой же схеме, как и получение должности директора в коммерческой структуре. То есть, должность вы можете попросить, но, как правило, вы вы директором назначаетесь. Этому способствует работа непосредственно на этом предприятии и ваши успехи. Кто-то может попросить эту должность за вас, но эта просьба должно быть сто процентов мотивированная.

Какими качествами должен обладать директор

Существует определенный критерий качеств, которым должен удовлетворять любой директор. Если вы этими качествами не обладаете, то у вас возникнут определенные трудности в руководящих процессах

  • директор должен быть бесспорным лидером, за которым бы тянулся весь коллектив;
  • он должен четко уметь формулировать задачи и ставить конкретные цели не только для своего персонала,но и для себя самого;
  • человек этот должен быть максимально образованным и грамотным. Это требуется для представления предприятия перед различными партнерами;
  • директор должен быть правильно само организован;
  • руководитель - это настоящий . Только так можно руководить людьми и держать весь коллектив вместе;
  • он должен быть сильным человеком по своей натуре и физически, потому что, порой, объем работ и ответственность, требуют и постоянное моральное равновесие и физическую подготовку.

Как видите, директором быть не так то уж и просто. Этому предшествует много проблем и бессонных ночей. Но цель, в своем классическом варианте, оправдывает средства.

Еще читайте:

Легко ли быть начальником

Ну кто из нас не мечтал быть руководителем, начальником, боссом, шефом? Раздавать команды, контролировать, порицать, распоряжаться и при этом получать прибыль и удовлетворение осознания собственной значимости и величия? Если вы относитесь к числу тех людей, которые именно так и думают, то вы вряд ли сможете стать успешным бизнесменом, который не просто владеет собственным делом, а еще и получает от него выгоду. Ведь быть начальником - это целое искусство.

Начальник должен быть стратегом. Грамотный и опытный руководитель должен уметь просчитывать любую ситуацию и предвидеть ее последствия, чтобы снизить риски и увеличить отдачу бизнеса. При этом в его голове должны умещаться: планы развития, стратегия продвижения, качественные оценки персонала, методы поощрения, организация рабочего места, нормы контроля, защита от прослушивания переговоров, деловые качества партнеров, возможные уловки конкурентов и многое другое.

Начальник должен быть психологом. Работая с коллективом, важно понимать и улавливать не только возможности каждого сотрудника, но и его эмоциональность, а часто и манеру общения. К тому же решение коллективных конфликтов или индивидуальных споров, которые не редко завязываются на рабочем месте, не самое приятное занятие. Грамотный руководитель не будет перекладывать решение подобного рода вопросов на плечи других, как, впрочем, и не пустит ситуацию на самотек, - он непременно должен решить проблему. Часто это сделать весьма сложно.

Начальник должен быть дипломатом. Важно уметь найти подход ко всем - персоналу, партнерам, конкурентам. Важно не обидеть и одновременно дать понять свою весомость и значимость. Не следует заискивать, но при этом в некоторых ситуациях стоит и уступить. Нужно почувствовать ситуацию и настроение.

Начальник должен быть конспиратором. Вряд ли опытный руководитель будет раскрывать все свои секреты. При этом он будет стараться выведать как можно больше информации о своем окружении. Хранение и запись телефонного разговора только на первый взгляд может показаться мелочностью. Однако в нужный момент она тоже может пригодиться, поэтому наверняка грамотный начальник побеспокоится о конфиденциальности своих переговоров.

Начальник должен не забывать, что ему также нужен отдых. Не следует всецело погружаться в работу, забывая о житейских домашних проблемах. Важно вовремя понять, что если для того, чтобы стать начальником, вы прикладываете слишком много усилий, но так и не получаете желаемого, то возможно это не ваша социальная роль. Возможно, нужно пересмотреть свои стремления и при этом получить не меньшую выгоду.

Чтобы быть хорошим руководителем, надо знать: какими качествами нужно обладать, а от каких избавиться! Жизненные советы с примерами здесь.

Ну вот, не все люди могут стать начальниками.

Те, кто могут, часто не хотят брать на себя ответственность и становиться предметом ненависти коллектива.

А вот те, что страстно жаждут власти, порой слишком глупы и ленивы, чтобы справиться с поставленными задачами.

Этот замкнутый круг прорывают люди, о которых их подчиненные говорят: «У меня отличный босс!», вызывая искреннюю зависть окружающих.

Если вы все же вознамерились покорить карьерный Олимп, то надеюсь, что задумаетесь, прежде всего, о том, как стать хорошим руководителем , а не как побыстрее забраться на вершину, не особо напрягаясь при этом!

Все ли могут быть хорошим руководителем?

Главная ошибка людей, которые стремятся усесться в директорское кресло в том, что они просто не понимают: руководитель – это, прежде всего, эффективный менеджер.

Он не обязан быть супер-пупер-специалистом во всех сферах.

Его задачи:

  • организовать работу коллектива так, чтобы сотрудники с узкой специальностью могли эффективно работать, ни в чем не нуждаясь;
  • решать любые организационные проблемы.

Вот, к примеру, если речь идет о главном редакторе газеты, то руководитель не обязан виртуозно писать тексты (хотя наверняка в прошлом он работал простым журналистом), делать уникальные фотографии, создавать за 5 минут макеты, владеть всеми мысленными и не мысленными компьютерными программами, а заодно – и за пять минут суметь починить офисную технику.

  • обязан знать, какой текст и фотоиллюстрации нужны читателю, чтобы издание было популярным;
  • обеспечить своих сотрудников всем необходимым, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая служебным транспортом;
  • , чтобы наладить нормальный микроклимат в коллективе.
  • суметь договориться о наиболее сложном интервью;
  • знать, куда и кому звонить, чтобы починить лопнувшую трубу или сломанный принтер;
  • ограждать своих подчиненных от недовольных публикациями представителей власти, простых читателей и т.д.;
  • вовремя выплачивать заплату;

Как стать хорошим начальником: сложно ли это?


Многие амбициозные карьеристы не задумываются о том, смогут ли они управлять.

Они просто хотят власти и большой зарплаты, теша себя мыслью: «Ай, потом научусь всему, чему нужно».

Конечно, разумный человек может многое освоить и в достаточно краткие сроки, вон даже медведей учат в цирке на велосипеде кататься, но при этом нужно иметь необходимые черты характера или хотя бы быть готовым их развивать.

По-моему, прежде чем думать, как стать хорошим начальником , нужно трезво оценить свой набор личных качеств и недостатки характера.

«Потенциал человека как руководителя зависит от его способности к изменениям. Возможно, это вообще самое трудное в жизни: изменения всегда пугают. Но в постоянно изменяющемся бизнесе изменения необходимы. Руководитель должен поощрять своих сотрудников, пробовать новшества и рисковать - в какой бы сфере он ни работал… Другое необходимое качество хорошего руководителя - дать возможность своим сотрудникам полностью отвечать за то, что они делают. Это возможно и необходимо, если вам удалось подобрать сильных профессионалов. Вы должны позволить им принимать самостоятельные решения. Я верю в то, что нужно по-максимуму их поддерживать и по-минимуму вмешиваться в их работу.»

А. Калтер

Отличный директор должен быть:

  • умным;
  • ответственным;
  • знать основные ;
  • психически устойчивым;
  • пунктуальным;
  • уметь преодолевать свои страхи;
  • обязательным;
  • человечным;
  • все успевать;
  • внимательным;
  • смелым;
  • легко обучаемым;
  • активным;

Отличный директор должен избавиться от таких качеств, как:

  • лень;
  • склочность;
  • мелочность;
  • авторитарность;
  • глупость;
  • неорганизованность;
  • мстительность;
  • пофигизм.

Естественно, это далеко не все качества, которые должны присутствовать/отсутствовать у классного шефа, но начинать следует именно с них.

8 советов с жизненными примерами, как стать хорошим руководителем

Есть у моей подруги начальница, Ольга Семеновна (престарелая дама, которая просидела на своем стуле десятки лет и которой давно пора отправиться на заслуженный отдых).

Работу подруга обожает, а вот шефиню ненавидит всеми фибрами души и весь коллектив в этом «светлом» чувстве с ней солидарен.

На ее примере я вам расскажу о главных ошибках, которые никогда не позволят вам быть хорошим руководителем :

    Нежелание напрягаться.

    Будучи на 30 лет моложе, Ольга Семеновна проводила на роботе много времени, все успевала, всегда имела десятки интересных идей и т.д.

    Но с выходом на пенсию ей, вероятно, показалось, что все, что могла, она уже сделала и теперь репутация и стаж должны работать на нее.

    Теперь она в основном занимается на работе чем-то своим, приходит и уходит, когда ей вздумается, никогда не задерживается, даже если рабочий процесс в самом разгаре.

    Понятно, что девчонки возмущены: тетя получает неплохую зарплату с множеством надбавок, в том числе и за директорскую должность, но вообще ничего не хочет делать.

    Полнейшая безответственность и желание сваливать свою работу на других.

    Как по мне, то директор – тот, кто первым бросается на амбразуру и эффективно решает все возникнувшие вопросы и проблемы. Именно за это он и получает зарплату.

    Ольга же Семеновна считает, что ее дело: пересидеть несколько часиков на работе.

    Вот, к примеру, случилось в субботу (организация подруги работает без выходных) в проводке замыкание.

    Звонить начальнице вообще бессмысленно.

    Все, что от нее можно услышать: «ну, ты давай, звони тому-то и туда-то».

    Но этим должны заниматься не девчонки, а директор или его зам, пусть даже и удаленно.

    Неумение ценить сотрудников.


    Ольга Семеновна не считает нужным поощрять своих подчиненных даже похвалой.

    Я уж молчу о каком-нибудь материальном вознаграждении.

    Все принимается, как должное.Зато о своих несуществующих успехах она распространяется долго и с удовольствием.

    Неумение организовывать работу.

    Знаете, какая любимая фраза горе-начальницы?«Ох, такая жара (в смысле, запара)!».

    Причем эта самая жара только у нее в голове. У девчонок даже в самые сложные дни «жары» почему-то не бывает.

    Работу они выполняют легко и с удовольствием.

    Нежелание совершенствовать свои умения.

    Что-то начальница, конечно, знает, но все эти знания относятся еще к периоду ее молодости.

    Зато она виртуозно овладела мастерством притворяться ценным работником.

    Приписывание себе чужих заслуг.
    Я считаю, что злоупотребление местоимениями «мы» или «они» – просто преступление.

    Если отличную работу сделал кто-то из сотрудниц, то Ольга Семеновна, отчитываясь перед вышестоящим начальством, всегда говорит: «Мы».

    А вот если она поучаствовала хоть в каком-то выполненном деле, то всегда звучит: «Я».

    Незащищенность коллектива.

    Ольга Семеновна никогда не защитит девчонок перед нападками (даже вообще незаслуженными) вышестоящего начальства, представителей власти, идиотов-визитеров.

    Естественно, все об этом знают и с удовольствием пользуются.

    Даже вечно пьяного сантехника сотрудницы должны заставлять работать самостоятельно.

    Ненависть к подчиненным.

    В случае Ольги Семеновны – это неприязнь к своим сотрудникам за то, что они молоды и имеют полноценные семьи в отличие от нее.

    Но причины могут быть и другими.

Рассмотренный пример отвратительного начальника больше характерен для государственных учреждений – там до сих пор берегут все совковые традиции, но смысл, я думаю, вам понятен.

Хотите быть хорошим руководителем?

Предлагаю мини-инструкцию для всех вышестоящих! 😉

Пользуйтесь на здоровье и мотивируйте своих подчиненных.

P.S.: это важно!

Итак-с, чтобы стать хорошим руководителем , нужно работать всю жизнь, и не сколько над своими профессиональными качествами, столько – над личными.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник