27.09.2019

Котельная с резервным топливом. Котельные:Требования к аварийному резервированию


В. Маркин, ООО “Газэнергосеть–Санкт-Петербург”


Рост цен на энергоносители и развитие конкуренции на рынке товаров и услуг заставили многих руководителей и собственников промышленных предприятий обратить внимание на проблему снижения затрат на энергоносители, повышения надежности и качества энергоснабжения. Немалые возможности энергосбережения для промышленных предприятий, имеющих собственные энергетические установки, заключены в использовании резервного топлива. К сожалению, этот резерв до сих пор оставался вне зоны серьезного внимания компаний, внедряющих энергоэффективные проекты.


Проблема включает в себя несколько основных вопросов:


– Зачем нужно резервное топливо?

– Как принято решать проблему резервного топлива в настоящее время?

– Каким должно быть эффективное резервное топливо?

– Каковы пути и сколько стоит решение проблемы?


В данной статье рассматриваются варианты решения проблемы резервного топлива для промышленных предприятий Северо-Западного региона, имеющих в качестве основного топлива природный газ. За рамками рассмотрения остаются крупные теплоэлектростанции централизованного теплоэнергоснабжения и газопотребляющие установки у населения.


Зачем нужно резервное топливо?

В Северо-Западном регионе на долю природного газа приходится более 80% сжигаемого топлива. Это единственный вид топлива, поставляемого централизованно по единой системе трубопроводов. В свободной рыночной продаже газа нет, но он постоянно и привычно присутствует в “трубе”. Сложился чёткий стереотип – газ в трубе всегда есть, и так будет долго.


Потребители газа нечасто сталкиваются с ситуацией, когда давление газа в распределительных сетях падает или газ отключают вообще. Если случается ЧП на крупном газопроводе, то его устранение по негласным нормативам “Газпрома” занимает не более трёх дней, а для “Лентрансгаза” – фактически меньше двух дней. Однако известно, что износ и магистральных газопроводов, и распределительных сетей крайне высок, а нагрузки по транспорту газа постоянно возрастают. О высокой вероятности возможных аварий на газовых сетях сегодня говорят уже публично. К сожалению, происходит это обычно в связи с очередным скандалом из-за аварии.


Показательна в этом плане авария на газопроводе “Урал-Бухара” в конце сентября 2002 г., когда без газа остался третий по величине город Свердловской области Каменск-Уральский. Тогда-то и прозвучало заявление генерального директора “Уралтрансгаза” Д. Гайдта: “Кроме населения, все потребители должны иметь резервное топливо”. Для многих регионов России, увы, типична картина, когда крупные города, такие как Каменск-Уральский, не имеют резервной ветки, а тысячи километров магистральных труб находятся в аварийном состоянии.

Исходя из опыта ООО “Газэнергосеть–Санкт-Петербург”, можно сказать, что заказчики бывают крайне удивлены, получая простейшие обоснования эффективности вложений в резервирование топлива. Наиболее наглядно эти обоснования демонстрируются путем расчёта убытков и упущенной выгоды в случае отключения газа. На крупных пищевых предприятиях, где потребление пара на технологию составляет 7-10 т/ч, подобные издержки могут составить до 40-50 тыс. долл./день только вследствие простоя, не считая испорченного сырья в производственном цикле. Расчёты, выполненные для металлургических предприятий, показывают цифры убытков в несколько раз выше, даже в том случае, если удастся избежать “козла” в печах; худший вариант имеет гораздо более драматические последствия, измеряемые другими порядками цифр.

Анализ показывает, что стартовые затраты на создание системы резервирования топлива не превышают убытки трёх-пяти дней простоя без газа.

Но, убедив заказчика в необходимости задуматься над проблемой эффективно работающего резервного топлива, ему надо предложить не только мазут (с сжиганием в отечественных газомазутных горелках), а топливо сегодняшнего уровня, по потребительским свойствам близкое к природному газу.

Как принято решать проблему резервного топлива в настоящее время?


В силу сложившихся стереотипов решение вопросов резервного и аварийного топлива, если таковые и возникают при составлении технического задания на проектирование, чаще всего ложится на плечи проектировщиков. Заказчик обычно не вникает в проработку подобных решений, считая это второстепенным, малозначимым; обычно его пожелания к проектной организации сводятся к минимизации затрат по этой статье. Проектировщики добросовестно исполняют волю заказчика и закладывают в проект самые дешёвые, с точки зрения стартовых затрат, варианты резервного топлива – мазут или дизельное топливо – и соответствующего топливного хозяйства. Эти решения уже много десятков лет являются шаблонами, прямо рекомендуемыми в устаревших СНиП.

Когда наступает время эксплуатации энергетического объекта и выясняется, что текущие затраты, например на разогрев мазута, составляют от 7-10% (теоретически) до 20% (фактически) от общей выработанной тепловой энергии, то бывает уже поздно и накладно заниматься перепроектированием системы резервного топлива. Дизельное топливо, используемое при необходимости в качестве резервного, достаточно дорого, да и цена его скачет вслед за моторными видами топлив.


Подобные факты становятся очевидными для заказчика после первого опыта эксплуатации, а для проектировщиков эти факты удобнее не видеть – не осложнять себе жизнь. Кроме названного, есть ещё ряд минусов подобных решений, например, разная эффективность двухтопливных горелок при переходе с одного вида топлива на другой (с газа на тяжёлые нефтепродукты), низкий уровень автоматизации процесса, особенно для отечественного оборудования.


Каким должно быть эффективное резервное топливо?

Сегодня на основе имеющегося опыта работы энергетических объектов с автономным газоснабжением с использованием газа как в качестве основного, так и в качестве резервного топлива, можно говорить о насущной необходимости ломать стереотипы в решении обсуждаемой проблемы. И с точки зрения экономики и, конечно, по потребительским свойствам газообразное резервное топливо имеет много преимуществ:


– потребительские свойства;


– экономическая эффективность;


– экологическая чистота.


Потребительские свойства. Прежде всего, именно с газом в качестве резервного топлива связана полная автоматизация работы энергоустановок. Ряд технологических процессов не терпит иного вида топлива. Например, к таким процессам относится газовая сушка в скоростных печатных машинах для глянцевой печати. Также чувствительны к виду топлива процессы плавки цветных металлов на металлургических заводах, перерабатывающих лом цветного металла. И в этом случае при переводе на резервное топливо должны быть обеспечены полная автоматизация, близкий химический состав топлива и полная сочетаемость всей цепочки основного и резервного топливоснабжения технологического процесса. В газовую горелку жидкое топливо подать нельзя, а двухтопливные горелки на всех этапах передела металла – печи, фурмы, конвертор, желоба, стенды осушки, котёл-утилизатор и т.д. – ставить нерационально.


Ещё один характерный пример резервирования топлива – газотурбинная электростанция (ГТЭС). В качестве основного топлива здесь используется природный газ, и только сжиженный углеводородный газ (СУГ) или сжиженный природный газ (СПГ) в качестве резервного топлива могут обеспечить высокую надёжность и экономическую эффективность станции. В проекте строительства ГТЭС в Екатеринбурге с двумя газотурбинными агрегатами по 9 МВт по согласованию с корпорацией, финансирующей и реализующей данный проект, предусмотрено использование пропан-бутанового резервного топлива. Такое решение по резервному топливу, вероятно, станет типичным и для других регионов страны.


Уровень потребительского и технологического комфорта при использовании газообразных топлив – это сегодня один из важнейших аргументов при разговоре с заказчиком. Если на предприятии для отопления промышленных помещений с большими высотами применяются прогрессивные газовые инфракрасные отопительные системы или газовоздушные завесы прямого действия, то единственно правильный выбор резервного топлива – это сжиженные газы.

Потенциал рынка сжиженных газов достаточно велик. Прежде всего, речь может идти о СУГ, известном всем как пропан-бутан. Возможно применение и СПГ, но из-за низкой температуры хранения (-164°С) применение этого вида топлива в качестве резервного весьма ограничено. Выполнены предпроектные проработки по использованию его для покрытия пиковых и аварийных нагрузок в качестве демпфера-накопителя на установке для сжижения газа на ГРС (хранение газа и регазификация). Для данного типа предприятия характерны недельные циклы колебаний в потреблении газа с “переборами” в рабочие время и возможностью эффективно накапливать сжиженный газ в ночное время и выходные дни. Для повышения эффективности функционирования всей системы в целом предлагалось осуществить реализацию сжиженного метана для нужд газификации жилых домов в близлежащих населённых пунктах. Данная работа находится на рассмотрении у заказчика. Рынок СПГ в нашей стране ещё только формируется, и приведённый пример – редкий и ещё не очень типичный.


СУГ – сжиженный газ, состоящий из двух третей пропана и одной трети бутана, как и метан относящийся к парафиновым углеводородам – в отличие от СПГ транспортируется и длительно хранится при естественных температурах, поэтому хорошо подходит для резервирования. Этот газ знаком потребителям, но больше как бытовой газ для населения. Вместе с тем, рынок СУГ достаточно развит и динамичен. Он, в некоторой степени, ориентирован на цены рынка моторных топлив и нефтепродуктов и мало зависим от динамики цен на природный газ.

Для сжигания пропан-бутана не требуется замена горелки, достаточно простой регулировки в газовой линейке или отдельной газовой линейки на горелку. Это обусловлено тем, что калорийность паровой фазы данного газа в 2,8 раза выше, чем у метана, и если для сжигания 1 м3 метана требуется 9,5 м3 воздуха, то для сжигания 1 м3 пропан-бутановой смеси необходимо 25,9 м3 воздуха.


Экономическая эффективность. Как уже отмечалось, рынок цен на пропан-бутан достаточно стабилен и в большей степени страдает от фактического ограничения поставок на внутренний рынок, чем от роста цен. Для сравнения: за истекший год среднегодовая цена этого газа выросла не более чем на 10-12%, в то время как природный газ подорожал только за 2002 г. официально не менее чем на 40%, а косвенно, с учётом ограничения поставок обычного газа и предложения потребителям коммерческого газа, рост цены ещё более значителен. Для справедливости необходимо отметить, что региональные рынки привязаны к “своим” поставщикам. Например, нефтехимический комбинат в Киришах, основной поставщик пропан-бутана на Северо-Западе, встав на профилактику, заставил цены подпрыгнуть на 20-25%, но это явление временное, длительностью один-два месяца, к экономике резервного топлива прямого отношения не имеющее.


Текущую ситуацию стоимости 1 Гкал на различных видах топлива, рассматриваемого как резервное по отношению к природному газу, иллюстрирует таблица.


Из приведённой таблицы хорошо видны не только конкурентные возможности пропан-бутана по отношению к СПГ, мазуту или дизельному топливу, но и самый низкий рост цен за год на этот вид топлива.

Сравнительные характеристики основных видов резервного топлива
Вид топлива Низшая теплота сгорания,
МДж/кг
Цена с доставкой, руб./т
(цены августа-сентября 2003 г., в скобках - конца
лета 2002 г.)
Рост цены, % Стоимость 1 Гкал без
учёта к.п.д. оборудования, руб./Гкал
Коэффициент приведения к стоимости 1 Гкал на природном газе
Природный газ 47,77 1305 (1035) +26 114,5 1
СПГ на ГРС 48,19 4500 (1443) +311 391,3 3,4
Мазут М100 38,18 2800 (1938) +44 307,3 2,6
СУГ 46,09 5000 (4500) +11 454,5 3,9
Дизельное топливо 42,65 9000 (5772) +56 884,0 7,7

Что же касается существенно более низкой цены на топочный мазут, то с учётом разницы в к.п.д. горелочных устройств и затрат “на себя” мазут практически находится в ценовом паритете с СУГ, существенно уступая последнему по потребительским свойствам.


Экологическая чистота. Экологическая чистота газообразного топлива по сравнению с тяжёлыми нефтяными топливами очевидна. Это прежде всего отсутствие загрязнения при транспортировке и разгрузке, а также существенно меньше выбросы вредных веществ при сжигании в качестве топлива в котельных. При сжигании СУГ процентное содержание СО в выбросах лишь на 10-15% выше, чем при сжигании самого чистого топлива – природного газа – и количество сероводорода минимально.

Каковы пути и сколько стоит решение проблемы?


Решение проблемы резервного топлива для промышленных предприятий не сводится только к работе с непосредственными заказчиками по горизонтали. Это лишь одно из направлений, оно самое простое, и ООО “Газэнергосеть–Санкт-Петербург” им уже занимается не один год. На наш взгляд, учитывая динамичные изменения на газовом рынке, в выборе основного и резервного топлива нельзя бросаться в волны голой коммерции. Многие из потенциальных заказчиков и понятия не имеют о современных энергоэффективных технологиях и альтернативных видах газообразного топлива. Проблема резервирования природного газа как основного вида топлива и, как следствие – проблема надёжности, бесперебойности теплоэнергоснабжения, энергоэффективного использования топлива не может быть только проблемой потребителя. Сегодня в Комитете экономики, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга активно обсуждается разработка концепции программы энергосбережения для промышленных предприятий. Очевидна в этой связи необходимость формирования и развития рынка основных и резервных топлив. Энергетика такого мегаполиса как Санкт-Петербург более чем на 90% использует в качестве топлива природный газ, на ТЭЦ и крупных энергообъектах вопрос с резервным топливом как-то решён, а для большинства промышленных предприятий, суммарно потребляющих не менее 35% природного газа, поставляемого в город, проблема резервного топлива не решена или решена не эффективно.


Сколько стоит региональное решение данной проблемы, зависит от состава мероприятий и участников. Сколько же стоит решение данного вопроса для конкретного предприятия, рассчитать несложно.

Например, для котельной в 1 МВт:

Максимальный часовой расход – 39 м3/ч;

Два резервуара по 8 м3 каждый – 16 м3;

Испарители и регуляторы на резервуарах;

Запас резервного топлива – 3,5 суток;

Суммарная стоимость – около 30 тыс. долл. (без учёта строительных и земляных работ при подземном варианте);


Статистика проектов показывает, что в среднем затраты на строительство резервного топливного хозяйства для предприятий, использующих тепловую энергию или непосредственно топливо на технологию, сопоставимы с убытками от трёх-пяти дней простоя. Срок службы резервного топливного хозяйства – не один десяток лет; за это время высока вероятность, что правильно принятое решение по резервированию топлива окупится не один раз.

Энергосбережение в современных условиях доказало свою актуальность. Собственники большого и малого бизнеса уделяют большое внимание энергоэффективным проектам и их внедрению на предприятие. И дело тут не только в постоянном росте цен на энергоносители. Важен здесь и такой выгодный момент, как возможность снижения себестоимости производимого товара, что при равных условиях, дает преимущество в конкурентной борьбе на рынке сбыта.

Однако за всем этим ажиотажем, в деле энергосбережения, упускается из вида очень важный вопрос, а именно — резервное топливо. На сегодня мы имеем либо устаревшее использование мазута, либо вообще ничего не имеем. И второе, к сожалению, встречается чаще. Руководители предприятий, часто не желают вкладывать деньги в систему резервного энергоснабжения, основывая свое нежелание на неверных выводах.

Цена ошибки в планирование энергобезопасности

Многие считают, что так как на сегодня процент газифицированных предприятий высок, а большинство новых предприятий проектируется с учетом использования природного газа, то система газоснабжения априори является надежной и вводить систему резервного энергоснабжения не нужно. А это далеко не так! Цена такой ошибки может быть очень высока. Рассмотрим лишь один пример ошибочности такого мнения.

В сентябре 2005 года в результате аварии, произошедшей на участке газопровода «Урал-Бухара» один из крупнейших городов Свердловской области — Каменск-Уральский — остался без газа. Руководитель одного из промышленных предприятий этого города обратился в Госгортехнадзор с требованием возместит причиненный ущерб. В качестве ответа его попросили подать иск на газовиков. На это из ООО «Уралтрансгаз» пришел ответ, что все должны иметь резервное топливо кроме населения.

Этот пример красноречиво показывает, что не стоит надеяться на надежность газопроводов. Многие из них изношены, требуют ремонта, а дублирующие газопроводы не всегда имеются. Поэтому наличие резервного топлива на предприятиях обязательно. А, значит, стоит рассмотреть этот вопрос более детально.

Что это такое резервное топливо и зачем оно нужно

Рассматривая с позиции газифицированных предприятий — это альтернатива природному газу. Используется в случае прекращения подачи газа, для того, чтобы не прерывать производственный цикл. Как видно из примера выше, отсутствие альтернативы в энергоснабжение может привести к серьезным убыткам.

Допустим, крупное пищевое предприятие по технологии использует пар от 7 до 10 тонн в час. Проведя необходимые расчеты, было установлено: при простое, каждый день теряется до 40 тыс. долларов. И это только прямые убытки, без потери стоимости испорченного сырья. Для металлургических предприятий сумма убытков увеличивается в несколько раз. К том уже, на металлургических предприятиях есть риск вообще загубить производства в случае застывания металла на определенных этапах производства. Все это показывает, что решению проблем альтернативного топлива, а значит и энергобезопасности, необходимо уделять максимальное внимание.

Как решают проблему резервного топлива сейчас

Собственники предприятий, как правило, мало интересуются эффективностью энергозамещающей системы. Заказывая разработку такого проекта, они выдвигают единственное условие: минимум затрат. Проектировщики охотно выполняют это пожелание и останавливают свой выбор на устаревших системах с использованием мазута или дизельного топлива. Потом, когда приходит время задействовать резерв, такие недальновидные руководители понимают, что эффективность устаревших систем низкая. На прогрев мазута уходит до 20% вырабатываемого тепла, а расходы на закупку солярки, учитывая масштабы потребления, огромны. Однако переделывать систему энергозамещения уже некогда.

Какими свойствами эффективности должно обладать резервное топливо

Проанализировав ситуацию с энергозамещением, мы пришли к выводу, что для газифицированных предприятий оптимальной альтернативой является сжиженный газ. СУГ (сжиженный углеводородный газ — пропанобутановая смесь) или СПГ (сжиженный природный газ). И вот почему:


  • высокие потребительские свойства;

  • экономическая эффективность;

  • экологичность.

Потребительские свойства. Именно с газом, в качестве резервного топлива, возможна полная автоматизация перехода с сети на резерв и наоборот. Один и тот же тип горелки, одинаковые химические свойства топлива. Плюс, на некоторых предприятиях невозможно использовать любое другое топливо кроме газового. В качестве примера можно привести работу предприятия по переплавке цветного металла. Линия производства — печи, конвертор, фурмы, желоба, котел утилизатор, стенды осушки и прочее — рассчитана на использование газового топлива. Применение другого, в этом случае, нарушит технологический процесс производства.

Получается, стоимость внедрения системы энергозамещения для крупного газифицированного предприятия меньше, чем потери от незапланированного простоя. Выгода, от внедрения резерва сжиженного газа, прямая. Учитывая, что срок службы системы резервного энергозамещения практически неограничен и напрямую зависит от качества и своевременности ремонтного обслуживания, можно смело утверждать — вложения в нее окупятся не один раз.

Есть очень серьезный вопрос относительно надежности отопления фабричной территории. Если вдруг что то случится со старой котельной без тепла останутся производственные мощности, не говоря уже об административно бытовом секторе.

Не все так просто.
Для этого должны быть составлены "Графики перевода" на резервное топливо, в которые включаются все организации, обязанные иметь резервные топливные хозяйства согласно их топливным режимам. Количество емкостей обычно должно быть не менее двух для хранения резервного топлива. В некоторых случаях допускается хранение в одной емкости. Продолжительность работы на резервном топливе регламентируется.
Кроме этого, порядок перехода на резервное топливо должен быть указан в ТУ компании, обеспечивающей подключение и подачу газа.
И это только начало...

Резервное топливо для котельных установок

С мазутом и дизелем обычно проблем нет, а вот с газом их множество. Во-первых нужно будет организовать место для хранения этого самого газа, а объемы то огого! Нужен газгольдер не меньше. Помещение должно быть подземное или полуподземное с защитой от статических разрядов и т.п. Рекомендую почитать что говорится в нормах по обеспечению аварийного теплоснабжения.

Резервное топливо для котельных установок

Гость писал(а): Что делать, если перекроют газ? Где можно держать его запас хотя бы на первые сутки, пока не устранят аварию?


Да уж, действительно, тут как раз и речь идет о емкостях для газа, а не об альтернативном виде топлива...
Но всегда, когда рассматриваются ситуации, связанные с отключением котельных установок от поставок газа по тем или иным причинам, то возникает вопрос не об использовании дополнительных запасов газа, а о переходе котельных установок на резервное топливо, которое представляет собой запас жидкого топлива, хранящихся в специальных резервуарах.
В целом решение вопросов резервного топлива должно быть решено еще на стадии проектирования котельных. Заказчик считает это второстепенным, малозначимым и стремится к минимизации затрат по этой статье. Проектировщики закладывают в проект самые дешевые, с точки зрения затрат, варианты резервного топливного хозяйства. А потом при эксплуатации котельной возникают справедливые вопросы...
Газ, как резервное топливо???
Почему газ? Потому, что его потребительские свойства неизмеримо выше, чем у других видов топлива. Благодаря применению газа в качестве резервного топлива обеспечивается полная автоматизация работы энергоустановок. Ряд технологических процессов в различных видах производств не позволяет использовать иные виды топлива.
Поэтому может быть и стоит рассмотреть вариант с газгольдером...

Резервное топливо для котельных установок

Есть вот вариант сделать дополнительную горелку например на дизельном топливе, но горелку не обычную, а горелку небольшой мощности. Если уж случится внезапное отключение подачи магистрального газа - просто запустить альтернативный вариант.
Дизель и хранить проще. Только одна проблема есть с перестановкой горелки, надо как то придумать как сделать это быстро и без проблем. может быть дополнительный котел небольшой предусмотреть.

Резервное топливо для котельных установок

Катастрофы же не случится, если фабрика будет отапливаться не на 25С, а на 17С, Если кому холодно просто включат дополнительные электрообогреватели. А где производство есть ответственное - там предусмотреть штатные отопительные приборы на электрическом принципе работы. В ответственном производстве все должно быть многократно дублировано для пущей надежности

Резервное топливо для котельных установок

Гость писал(а): Есть очень серьезный вопрос относительно надежности отопления фабричной территории. Если вдруг что то случится со старой котельной без тепла останутся производственные мощности, не говоря уже об административно бытовом секторе.
Что делать, если перекроют газ? Где можно держать его запас хотя бы на первые сутки, пока не устранят аварию?

Да мало ли что может случиться??? Даже безо всякой аварии бывают зимой батареи еле теплые... До своих родных 50 С им далеко, далеко!!! Так может, если есть опасность разморозки системы не ломать себе голову с дополнительным запасом "дров" на отопление, а предусмотреть аварийный слив воды из системы и включить аварийное дежурное воздушное отопление на электричестве. У нас на производстве бала комбинированная система с принудительной вентиляцией. Так эта вентиляция за 20 лет ни разу не включалась...А грелись сотрудники своими собственными калориферами...

Приказ Министерства энергетики РФ от 10 августа 2012 г. N 377
"О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения"

С изменениями и дополнениями от:

Таблица 1

Вид топлива

Способ доставки топлива

Объем запаса топлива, сут.

железнодорожный транспорт

автотранспорт

железнодорожный транспорт

автотранспорт

21. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток:

по твердому топливу - 45 суток;

по жидкому топливу - 30 суток.

Расчет производится по формуле 2.2.

(тыс. т), (2.2)

где - среднее значение отпуска тепловой энергии в тепловую сеть (выработка котельными) в течение трех наиболее холодных месяцев, Гкал/сут.;

Расчетный норматив средневзвешенного удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию по трем наиболее холодным месяцам, т.у.т./Гкал;

Т - количество суток, сут.

22. Для организаций, эксплуатирующих отопительные (производственно-отопительные) котельные на газовом топливе с резервным топливом, в состав НЭЗТ дополнительно включается количество резервного топлива, необходимое для замещения газового топлива в периоды сокращения его подачи газоснабжающими организациями.

Значение определяется по данным об ограничении подачи газа газоснабжающими организациями в период похолоданий, установленном на текущий год.

С учетом отклонений фактических данных по ограничениям от сообщавшихся газоснабжающими организациями за текущий и два предшествующих года значение может быть увеличено по их среднему значению, но не более чем на 25%.

(тыс.т), (2.3)

где - количество суток, в течение которых снижается подача газа;

Доля суточного расхода топлива, подлежащего замещению;

Коэффициент отклонения фактических показателей снижения подачи газа;

Соотношение теплотворной способности резервного топлива и газа.

23. НЭЗТ для организаций, топливо для которых завозится сезонно (до начала отопительного сезона), определяется по общему плановому расходу топлива на весь отопительный период по общей его длительности.

Расчет производится по формуле 2.4.

(тыс. т), (2.4)

где - среднесуточное значение отпуска тепловой энергии в тепловую сеть в течение отопительного периода, Гкал/сут.;

Средневзвешенный норматив удельного расхода топлива, за отопительный период, т.у.т./Гкал;

T - длительность отопительного периода, сут.

ННЗТ для организаций, топливо для которых завозится сезонно, не рассчитывается.

24. Основные исходные данные и результаты расчетов нормативов создания запасов топлива рекомендуется оформлять согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

25. По организациям, у которых производство и передача тепловой энергии не является основными видами деятельности, в состав ОНЗТ включаются:

ННЗТ, рассчитываемый по общей присоединенной к источнику тепловой нагрузке;

НЭЗТ, определяемый по присоединенной тепловой нагрузке внешних потребителей тепловой энергии.

26. Расчеты нормативов создания OHЗT отопительных (производственно-отопительных) котельных рекомендуется оформлять по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

слово "Инструкция" в соответствующем падеже заменить словом "порядок" в соответствующем падеже;

в пункте 3 после слов "на одну гигакалорию (кг у.т./Гкал)" дополнить словами "с дифференциацией по месяцам";

д) в приложениях N 1-14 к Инструкции:

в нумерационных заголовках слова "к Инструкции по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых и электрических станций и котельных" заменить словами "к порядку определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии";

:

"Порядок определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя";

абзацы первый и второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

"1. Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - нормативы технологических потерь) определяются для каждой организации, эксплуатирующей тепловые сети для передачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям (далее - теплосетевая организация). Определение нормативов технологических потерь осуществляется выполнением расчетов нормативов для тепловой сети каждой системы теплоснабжения независимо от присоединенной к ней расчетной часовой тепловой нагрузки.

Нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям организаций, для которых передача тепловой энергии не является основным видом деятельности (далее - предприятия), оказывающим услуги по передаче тепловой энергии сторонним потребителям, подключенным к тепловым сетям предприятия, утверждаются в части, относящейся к сторонним потребителям. При этом технологические потери при передаче тепловой энергии для собственного потребления предприятия из указанных нормативов исключаются.";

Виды топлива основного, резервного и аварийного, а также необходимость резервного или аварийного вида топлива для котельных устанавливаются с учетом категории котельной, исходя из местных условий эксплуатации, по согласованию с топливоснабжающими организациями.

При переводе котельных с котлами, оборудованными камерными топками, для сжигания твердого топлива на сжигание газообразного, в качестве резервного, как правило, должно сохраняться твердое топливо, если технико-экономическими и экологическими расчетами не обоснован другой вид топлива.

Резервирование подачи жидкого топлива

Для разогрева мазута до температуры, требуемой по условиям сжигания в топках котлов, следует предусматривать не менее двух подогревателей, в том числе один резервный.

Подача мазута в котельные должна предусматриваться по циркуляционной схеме, легкого нефтяного топлива-по тупиковой схеме.

Количество насосов для подачи топлива к котлам должно приниматься для котельных первой категории не менее трех, в том числе один - резервный, для котельных второй категории - не менее двух, без резервного.

Для очистки топлива от механических примесей следует предусматривать фильтры грубой очистки (до насосов) и тонкой очистки (за подогревателями мазута). Устанавливается не менее двух фильтров каждого назначения, о том числе один резервный.

В котельных, предназначенных для работы только на жидком топливе, подача топлива от топливных насосов до котлов должна предусматриваться по двум магистралям для котельных первой категории и по одной магистрали для котельных второй категории.

В случаях, когда жидкое топливо применяется в качестве резервного, аварийного или растопочного, подача его к котлам предусматривается по одинарным трубопроводам независимо от категории котельной.

Резервирование питательных насосов

Для питания котлов с давлением пара не более 1,7 кгс/см 2 следует предусматривать не менее двух питательных насосов, в том числе один резервный.

Для питания котлов единичной производительностью не более 500 кг/ч допускается применение ручного насоса в качестве резервного.

Резервный питательный насос не предусматривается, если питание котлов может осуществляться от водопровода; при этом давление воды перед котлами должно превышать рабочее давление пара в котле не менее чем на 1 кгс/см 2 . В этом случае на водопроводе перед котлом должны быть предусмотрены запорный вентиль и обратный клапан.

Для питания котлов с давлением пара более 1,7 кгс/см 2 следует, как правило, предусматривать насосы с паровым приводом (поршневые бессмазочные или турбонасосы) с использованием отработанного пара; при этом следует предусматривать резервный насос с электроприводом.

Аварийное включение резервных насосов

Автоматическое включение резервных (АВР) насосов питательных, сетевых, подпиточных, горячего водоснабжения, подачи жидкого топлива должно предусматриваться в случаях аварийного отключения работающего насоса или при падении давления. Для котельных второй категории с паровыми котлами с давлением пара до 1,7 кгс/см 2 и водогрейными котлами с температурой воды до 115°С при наличии в котельной постоянного обслуживающего персонала АВР насосов предусматривать не следует, при этом необходимо предусматривать сигнализацию аварийного отключения насосов.

Резервирование освещения

В котельных должно предусматриваться рабочее освещение, а также аварийное освещение для продолжения работы.

Резервирование подачи воды

Для котельных в зависимости от схемы водоснабжения района следует проектировать объединенный водопровод для подачи воды на хозяйственно-питьевые, производственные и противопожарные нужды или раздельный водопровод - производственный, хозяйственно-питьевой и противопожарный. Противопожарный водопровод может быть объединен с хозяйственно-питьевым или производственным.

Для котельных первой категории следует предусматривать не менее двух вводов для объединенного или производственного водопровода.

При присоединении к тупиковым сетям водопровода следует предусматривать резервуар запаса воды на время ликвидации аварии в соответствии со строительными нормами и правилами по проектированию наружных сетей и сооружений водоснабжения.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник