26.09.2019

Как в начальной школе определяют свойства песка и глины. Исследовательская деятельность на тему: «Сравнение свойств песка и глины


План-конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе

Тема урока: Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина

Цели урока:

— формировать представление о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека;

— учить проводить простейшие опыты, фиксировать их результаты;

— развивать умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи;

— воспитывать восхищение разнообразием природы, ее мудростью, а также аккуратность и дисциплинированность при проведении практической работы и опытов.

Оборудование: раздаточные и демонстрационные образцы гранита, песка и глины, изделия из глины, стекло предметное, лупы, колбы, воронки, фильтровальная бумага.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний перед изучением нового материала

Вводная беседа

— С какими природными богатствами мы уже познакомились?

— Почему равнинный рельеф считается природным богатством?

— Почему водоемы являются – одним из главных богатств республики?

3. Постановка темы и целей урока

— Тема нашего урока — Полезные ископаемые. Гранит, песок и глина. На уроке вы узнаете …, научитесь…

4. Изучение нового материала

— Ответьте на вопросы учебника на стр. …

— Прочитайте текст «Полезные ископаемые». (чтение абзацами по цепочке)

— Выполним задания к тексту.

Практическая работа по изучению гранита

Перед практической работой по изучению гранита, учитель показывает демонстрационный образец его и с помощью вопроса «Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?» создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к необходимости установить свойства этого полезного ископаемого. После проведения практической работы, ученики отвечают на поставленный ранее проблемный вопрос, а затем результаты практической работы сверяют с текстом учебника.

По ходу практической работы, а также после чтения статьи учебника школьники заполняют таблицу в тетрадях, а учитель – на доске:

Практическая работа по изучению песка и глины, сравнению их свойств

Вопросы перед практической работой, как и в предыдущем случае, направлены на создание проблемной ситуации, подведение учащихся к необходимости проведения исследования.

Задания к практической работе:

В результате практической работы и анализа текстов заполняется таблица и делается вывод, чем похожи и чем отличаются песок и глина:

Свойства Песок Глина
Строение сыпучее несыпучее
Размеры частиц крупнее Мельче, как пыль
Цвет разнообразный также
Твердость твердый мягкая
Запах +
Отношение к воде Не растворяется также
Пластичность +
Как пропускает воду хорошо плохо

После изучения свойств, обосновывается использование песка и глины человеком, значение некоторых свойств в природе (например, нерастворимость в воде).

— Что объединяет гранит, песок и глину? (Делается вывод, что это строительные материалы.)

5. Закрепление

Игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):

1. Твердый, прочный, хорошо полируется. А еще какой?

2. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?

3. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?

4. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?

5. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?

6. Подведение итогов. Итоговая рефлексия

(см. предыдущие уроки)

Задание на выбор (необязательное, для желающих): подготовить рассказ или рисунок «Песок и глина в жизни человека».

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь . И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

Вера Лесенкова
Занятие с детьми старшей группы «Свойства песка и глины»

ГБОУ Школа № 717

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по опытническо-исследовательской деятельности :

Тема :

«Свойства песка и глины » .

С детьми старшей группы

ПОДГОТОВИЛА

Лесенкова Вера Вадимовна Воспитатель

Конспект занятия по

опытническо-исследовательской деятельности

Свойства песка и глины

с детьми старшей группы

1. Ознакомить детей с такими составными неживой природы, как песок и глина , а также с их свойствами .

2. Познакомить детей с отличительными особенностями песка и глины , сравнить, в чем они различаются, определить и наглядно показать, как свойства этих веществ проявляются в природе (сочетание эксперимента и наблюдения) .

3. Развивать познавательный интерес детей посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

4. Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать логическое мышление.

5. Дать детям первоначальные представления о пустыне (особенности климата, растительного и животного мира) .

6. Развивать навыки речи, обогащать и активизировать словарь.

Словарный запас : сыпучесть, вязкость, пластичность, пустыня, верблюд, верблюжья колючка, барханы, мозолистые подошвы, ящерица.

Оборудование и материалы : песок, глина , емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки, банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, изделий из глины (игрушки, посуда, поделки, салфетки для рук, лист бумаги, доски для лепки.

Методы и приемы : опытническо-исследовательский, словесный, вопросы-ответы, загадки, рассматривание, выводы, сюрпризный момент.

Предварительная работа : рассматривание песка на прогулке , изготовление форм из влажного и сухого песка , рассматривание кусков глины и изделий из глины .

Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им, чтобы подружиться. Может, вы хотите что-нибудь спросить? Пожалуйста, подойдите и поговорите с гостями.

А сейчас подойдите ко мне и начнём с вами наше занятие .

Сегодня мы с вами станем проводить опыты и исследования. И будем мы настоящими научными сотрудниками, вы будете младшими научными сотрудниками, а я – старшим научным сотрудником . Согласны? Проходите, одевайте халаты, занимайте свои рабочие места.

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, какой природный материал приготовлен у вас на столе?

Дети : Песок и глина .

Воспитатель : А к какой природе относится песок и глина ? К живой или неживой?

Дети : К неживой природе.

Воспитатель : Правильно. И сейчас мы с вами начнём опыты.

Воспитатель : Возьмите образцы песка и глины . Что можно сказать о цвете песка и глины ?

Дети : Песок жёлтый, глина коричневая .

Воспитатель : Давайте возьмем лупу или увеличительное стекло и рассмотрим песок. Из чего он состоит?

Дети : Из зернышек-песчинок.

Воспитатель : Как выглядят песчинки?

Дети : Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные и жёлтые.

Воспитатель : Все ли песчинки похожи одна на другую? Чем похожи и чем они отличаются?

Дети : Похожи (Непохожи) .

Воспитатель : А теперь возьмём глину и тоже рассмотрим её через лупу. Что вы теперь видите? Из чего состоит глина ? Видны ли такие же частички в глине ?

Дети : Нет.

Воспитатель : В песке песчинки лежат отдельно. Они прилипают друг к другу?

Дети : Нет. Песчинки не прилипают к своим соседям.

Воспитатель : А в глине – очень мелкие слипшиеся частички, из которых получаются плотные комочки. Если мы глину разотрём в порошок , то мы увидим, что глина состоит из пылинок (частичек) . Итак, какой мы с вами, младшие научные сотрудники, сделаем вывод?

Вывод : Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, "не дружат", а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Воспитатель : Возьмём стаканчики с песком и аккуратно насыплем немного песка на листы бумаги . Легко ли сыплется песок?

Дети : Легко.

Воспитатель : А теперь так же попробуем высыпать из стаканчика глину . Что легче сыпется – песок или глина ?

Дети : Песок.

Воспитатель : Правильно, дети, поэтому и говорят, что песок «сыпучий» . Что вы слышите в этом слове? Давайте вместе повторим его. А вам не кажется, что в этом слове так и слышится шуршание, пересыпание песка . Ведь когда пересыпаешь песок, он шуршит, вот и в слове этом слышится шуршание. Повторите ещё раз – «сыпучий» .

Глина слипается комочками , поэтому её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Какой же вывод мы сделаем?

Вывод : Песок рыхлый, а глина – нет , она плотнее.

Воспитатель : Дети, а сейчас подойдите все ко мне. В банках лежат (тонким слоем, банка – на боку) песок и глина . Сейчас я создам сильный искусственный (игрушечный) ветер. Что сейчас происходит с песчинками?

Дети : Они легко двигаются, сдуваются.

Воспитатель : А теперь ветер направим на кусочки глины . Что мы видим теперь? Двигаются ли кусочки глины также легко , как песчинки?

Дети : Нет, они сдуваются труднее, или вообще не сдвигаются.

Воспитатель : Какой мы сделаем вывод?

Вывод : Песчинки легко сдуваются, «улетают» от ветра, а кусочки глины сдуваются труднее , или совсем не двигаются.

Воспитатель : Возьмём палочку и попробуем вставить её по очереди в стаканчик с песком и глиной . Представьте, что мы сажаем маленькое деревце. Куда легче её поместить?

Дети : В песок.

Воспитатель : Правильно, так как в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Мы уже выяснили, что песок сыпучий, рыхлый.

Вывод : Сухая глина твёрдая , палочку в неё воткнуть трудно, а в песок – легко.

Воспитатель : А теперь перед вами стаканчики с водой. Полейте воду в песок. Что наблюдаете? Какого цвета стал песок? Потрогайте его.

Дети : Песок стал тёмно-коричневого цвета, влажным, мокрым.

Воспитатель : А куда исчезла вода?

Дети : Она «затекла, спряталась» в песок и уютно устроилась между песчинками.

Воспитатель : Теперь "сажаем" палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый?

Дети : В мокрый.

Воспитатель : Теперь наливаем немного воды в стаканчик с глиной . Следим, как водичка впитывается – быстро или медленно?

Дети : Медленно (медленнее, чем в песок) .

Воспитатель : Посмотрите, часть воды остается сверху, на глине . Сажаем «деревце» во влажную глину .

Дети : Легче воткнуть палочку во влажную глину , чем в сухую.

Воспитатель : Вспомним, когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.

Вывод : Во влажный песок (глину ) легче сажать растения.

Физминутка.

Воспитатель : Скажите, из сухого песка мы что-нибудь сможем слепить?

Дети : Нет.

Воспитатель : А из мокрого, влажного?

Дети : Да!

Воспитатель : Возьмите мокрый песок и скатайте шарик и колбаску. Что получается?

Дети : Из песка колбаску скатать нельзя, а сами шарики получаются непрочные. А когда шарики высыхают, то распадаются.

Воспитатель : А теперь возьмите влажную глину и слепите шарик и колбаску. Легко лепится?

Дети : Да.

Воспитатель : Когда наши изделия высохнут, они станут крепкими. Возьмите салфетки и вытрите руки.

Где используют глину ?

Дети : Делают посуду, кирпичи, игрушки.

Воспитатель : Есть ещё глина медицинская .

А для чего применяется песок?

Дети : На строительстве дорог, делают стекло, песочные часы, которые нужны в медицине.

Вывод : Глина и песок полезны для человека.

Воспитатель : А вы знаете, где очень-очень много может находиться песка ?

Дети : В пустынях.

Воспитатель : Да, в пустынях. Их очень много на нашей планете Земля. Почему у пустыни такое название?

Дети : От слова пусто.

Воспитатель : Какого цвета обычно бывают пустыни?

Дети : Жёлтого.

Воспитатель : Почему?

Дети : Потому, что там много песка , а песок – жёлтый.

Воспитатель : Мы в опыте видели, как ветер сдувает песчинки, и они легко перемещаются. В пустыне можно увидеть песчаные холмы (возвышенности) . Что это такое, как вы думаете?

Дети : Это – барханы.

Воспитатель : В пустыне сухо, солнечно, небо безоблачно. Часто за лето не выпадает ни капли дождя. Песок такой горячий, что в нём можно сварить яйцо.

Есть в пустыне и деревья. Это саксаул – дерево с извилистым стволом, без листьев; его корни глубоко уходят в почву и там находят влагу. Эти деревья не дают тени, под ними не спрячешься от палящего солнца.

А ещё какое растение растёт в пустыне?

Дети : Кактусы (верблюжья колючка) .

Воспитатель : Да, эти удивительные кактусы приспособились к жизни в пустыне. Они толстые и мясистые, а листья превратились в колючки, чтобы экономно расходовать воду.

Пусто в пустыне. Камни почернели от солнца, глина растрескалась от жары, песок – горячий. Никого не видно. Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей (птиц, зверей, насекомых) . А каких вы знаете обитателей?

Дети : Верблюды, черепахи, ящерицы, змеи, пауки, скорпионы.

Загадки :

1. Она, как змейка, мелькает, хвостом виляет. Хвост оборвёт – другой наживёт. (Ящерица) .

Воспитатель : Почему ящерицу нельзя поймать за хвост?

Дети : Потому, что хвост отваливается.

2. Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят … (Черепахи) .

Воспитатель : Ни деревца, ни зеленого кустика – один песок. Где же скрываются обитатели песков ?

Дети : В норах, в тени камней.

3. Зверь я горбатый, нравлюсь ребятам. (Верблюд) .

Воспитатель : Что вы знаете о верблюдах? Почему его называют кораблём пустыни?

Это очень выносливое животное, может долго обходиться без воды, до десяти дней – без пищи, но, добравшись до воды, могут выпить сразу 10 ведер воды. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому верблюды не тонут и не обжигаются в песке . У верблюда есть горб, в котором запасается жир на чёрный день. Чем больше есть верблюд, тем больше горб, и – наоборот.

А сейчас мы с вами сделаем модель пустыни.

Единица содержания: отработать способ выявления свойств. (Исследования)

Задачи урока:

1. Пользуясь ранее изученным способом выявить свойства песка и глины.

2. Развивать умения наблюдать и делать выводы.

3. Воспитывать коммуникабельность, умение делать выводы.

Ход урока

Организационный этап урока.

Подготовительный этап.

Сегодня продолжаем изучение темы “Полезные ископаемые” (запись на доске).

Вспомним:

1. Что такое полезные ископаемые? (Это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используются в хозяйстве.)

2. Какие полезные ископаемые вы знаете?

В каких состояниях бывают полезные ископаемые? (Твердом, жидком, газообразном).

3. Названия каких полезных ископаемых зашифрованы в ребусах. (Песок и глина)

Сегодня на уроке мы будем говорить только о песке и глине.

Тема сегодняшнего урока - исследование свойств песка и глины (открывается запись на доске).

Этап закрепления.

Что значить исследовать? (Рассмотреть для выявления свойств)

Что значить свойство? (Качество, признак, составляющий отличительную особенность)

Мы уже выявляли свойства воздуха, воды, почвы. Каким способом это делали? (Исследовали)

(Определения выписаны на доске.)

Повторим его.

1. Рассмотреть вещество.

2. Проделать опыты.

3.Наблюдать, сравнивать.

4. Сделать вывод.

У вас на столах материал для исследования. Это песок и глина.

Рассмотрите, что еще вам предложено для работы? (Вода и воронки)

(Вспомнить правило о том, исследуемые предметы нельзя пробовать на язык, брать в рот.)

Сейчас вы будете работать в группах.

Какая задача стоит перед каждой группой? (Выявить свойства песка и глины)

Работа в группах. (Еще раз обратить внимание на способ)

Защита у доски. (Вопросы по содержанию на понимание)

Обобщение по выводам в группах.

Подведем итог работы в группах и выявим одинаковые свойства.

(Представляют свои выводы у доски).

(Повторять, как выявили каждое свойство.)

Итак, какие свойства песка выявили? Глины?

Каким способом вам удалось их выявить?

Контроль.

А теперь проверим, какие свойства вы запомнили.

1) Карточки с пропущенными свойствами (используется капировальная бумага).

2) Самоконтроль. (Копию сдают учителю)

3) Итог по выполнению задания.

Итог. Рефлексия работы на уроке.

Какая задача стояла сегодня перед вами на уроке? (Выявить свойства песка и глины)

Как считаете, справились ли вы с поставленной задачей?

Какие свойства песка и глины выявили?

Каким образом вы это сделали? (Исследовали песок и глину)

Что значит исследовали?

Каким способом это делали? (Повторить способ)

Самооценка и оценка работы групп.

Домашнее задание.:

1. Повторить свойства песка и глины. Вспомнить, как выявили каждое.

2. Найти дополнительный материал о песке и глине. Узнать где применяют в хозяйстве песок и глину, и какое свойство при этом используют.

(Выдается индивидуально карточка.)

Оценка работы класса учителем.

Форма урока: учебно-исследовательский проект.

Цели урока:

  • Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их значении в жизни человека.
  • Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.
  • Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики.

Этапы деятельности:

  1. Актуализация знаний.
  • Что такое горные породы? Приведите примеры.
  • Люди какой профессии занимаются изучением горных пород?
  • Геологи не только в экспедициях разведывают залежи горных пород, но и проводят исследования в лабораториях. Мы сегодня выступим в роли учёных-геологов, проведём исследования с целью изучения свойств горных пород.
  1. Определение предмета исследования.

Какие горные породы мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав, что находится в чёрном ящике. Внимание! Чёрный ящик!

Дети отгадывают загадки.

Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

  1. Постановка проблемы исследования.

Итак, сегодня на занятии мы будем изучать свойства песка и глины. Для чего нам это нужно? Всё ли мы знаем о песке и глине? На все ли вопросы можем найти ответ? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?

  • Какая связь между песком и стеклянным стаканом?

Выдвижение гипотез детьми.

Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы с вами выполним учебный исследовательский проект по изучению свойств песка глины. Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу. Какие из методов можем использовать?

Дети предлагают возможные варианты, составляют схему.

  1. Деление на группы. Распределение ролей.

Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

  • 1 группа. " Наблюдатели".
  • 2 группа. " Экспериментаторы".
  • 3 группа. " Испытатели".

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу.

  1. Практическая работа. Проведение опытов.

Каждая группа получает задание. (Приложение 1)

1 группа. " Наблюдатели".

  • Опыт 1. Рассматривают песок и глину. Определяют их цвет и состояние. Высыпают песок и глину из стакана на лист бумаги. Трут песком и глиной по стеклу. Записывают результаты наблюдений. Делают выводы.
  • Опыт 2. Рассматривают песок и глину через лупу. Отмечают, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые.

2 группа. "Экспериментаторы".

  • Опыт 1. В два стеклянных стакана вставляют стеклянные воронки. В воронки помещают фильтр из комочков ваты. На фильтр одной воронки кладут влажный песок, а на фильтр второй – размельчённую смоченную глину. С помощью мерных стаканов ученики отмеряют одинаковое количество воды и наливают эту воду одновременно в обе воронки. Они видят, что песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо. Глина дольше удерживает воду. Выводы записывают.
  • Опыт 2. Для эксперимента используются образцы сухой глины и вода. Чтобы установить, как глина впитывает воду, ученики смачивают её водой и наблюдают, что происходит: мокрое пятно на поверхности образца очень быстро исчезает. Делается вывод: глина хорошо впитывает в себя воду.
  • Опыт 3. Устанавливает свойства глины в том случае, если она обильно смочена водой. Для этого в блюдце с водой кладут небольшой кусок глины: вода вскоре исчезает с блюдца, понемногу подливая воду, глину разминают до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой. Глина стала пластичной. Выводы записывают.

3 группа. " Испытатели".

  • Задание 1. Ученики придают сырому песку и мокрой глине форму шарика. Ждут, пока немного подсохнет. Определяют, что лучше сохраняет форму: песок или глина? Делают выводы. Сырой глине можно придать форму, это мягкий материал. Глина легко мнётся, продавливается. После высыхания хорошо сохраняет форму. Песок плохо сохраняет форму, при надавливании шарик из песка рассыпается.
  • Задание 2. Ученики из влажной глины лепят чашку и наливают в неё воды. Проверяют, пропускает ли эта чашка воду. Делают вывод: изделия из глины не пропускают воду.
  1. Представление результатов. Формулирование выводов.

Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы, заполняют сводную таблицу.

  1. Использование полученных выводов.

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем более точно ответить на вопросы, поставленные в начале урока, подтвердив или опровергнув наши предположения. Основываясь на ваших выводах, дайте ответ на вопросы:

  • Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых они держатся долгое время?
  • Двое друзей поспорили: что лучше пропускает воду – песок или глина. Один утверждал, что песок, другой – что глина. Кто из них прав?
  • Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

О чём идёт речь?

  • Вязкая горная порода, которая очень осложняет передвижение после дождя.
  • Сыпучая, рыхлая горная порода, хорошо пропускает воду.

Выдели свойства, общие для песка и глины.

  1. Использование песка и глины.

Где и как люди могут использовать песок и глину, учитывая свойства этих полезных ископаемых?

Задание: опираясь на таблицу и используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей, делают вывод.

Глина нашла применение в хозяйственной деятельности человека благодаря своей пластичности. Из неё делают разнообразную посуду, игрушки, кирпичи и другие изделия. При прокаливании глина приобретает твёрдость и прочность. Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла.

Представители от групп выходят к доске и дополняют таблицу предложенными предметными картинками, иллюстрирующими использование песка и глины в деятельности человека.

  1. Закрепление изученного.

Работа в парах. Тест "Свойства песка и глины". (

Урок окружающего мира 3 класс.

Песок и глина- полезные ископаемые.

Цели урока:

    Формирование у школьников представления о характерных свойствах песка и глины и их использование в жизни человека.

    Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей ребёнка.

    Формирование умений учебного сотрудничества: умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

    Результаты : метапредметные: в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе.

    предметные : в процессе практической работы работы учащимися идёт выявление свойств песка и глины.

редметные
- формировать положительную мотивацию к обучению.
- развивать познавательную активность, мышление и речь детей
- формировать чувство уважения к товарищу

Оборудование: учебник, образцы песка и глины, ручные лупы, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные стаканчики, воронки, вата, мерные стаканчики.

Этапы деятельности:

    Актуализация знаний.

Ребята, а вам нравятся уроки окружающего мира? Чему вы учитесь на уроках окружающего мира?

Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок? Какие качества должны проявить, чтобы урок получился творческим, интересным?

    Посмотрите на карту знаний и скажите, в какой точке карты мы находимся?

Мы изучаем тему Воздух, вода, горные породы, почва.Задайте умные вопросы по изученной теме? (Из чего состоит воздух). В каком состоянии бывает вода в природе? Что такое ветер?

О том, как мы запомнили, что такое горные породы и полезные ископаемые сейчас проверим.

1 ученик работает у доски на оценку.

Как ты себя оценишь пред началом работы? По какому критерию?(умение правильно отвечать на вопросы)

Тест

1) Горные породы – это ..

А) различные вещества, которые залегают в толще и на поверхности Земли

Б) различные вещества, которые можно попробовать

В) различные вещества, которые использует человек.

2) Минералы- это

А) вещества, разные по составу

Б) вещества, одинаковые по составу

3) В каком состоянии встречаются минералы в природе

А) в твёрдом

Б) в жидком

в) в твёрдом, в жидком, в газообразном

4) Кто занимается поиском полезных ископаемых ?

А) математики,

Б) физики,

В)геологи

Самопроверка. проверьте свою работу по доске.

А, Б, В, В.

Оценивание. По какому критерию ты себя оценивал? Что можешь сказать о своей проделанной работе)

II Определение предмета исследования.

Что мы будем изучать на занятии, узнаем, отгадав загадки.

Дети (подготовленные) загадывают остальным загадки.

Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу. (Глина)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

    Постановка проблемы исследования.

Итак, что мы будем изучать? (песок и глину)

Тема: песок и глина. (на доске)

Что такое песок и глина? (горные породы). Нужны ли человеку эти горные породы? Почему человек их использует? (обладают определёнными свойствами)

Какую цель поставим на урок?

Цель: изучение свойств песка и глины и их применение. (на доске)

Оказывается, горные породы, которые нужны человеку, имеют определённое название. Может быть, кто то знает, какое это название? Сейчас мы это проверим.

Прочитайте в учебнике, как называются такие горные породы? (полезные ископаемые)

Что же вы узнали из учебника?

А почему мы говорим о песке и глине как о полезных ископаемых? Давайте попробуем это доказать.

Ставим гипотезу. (предположим, что если..,)

Ваши гипотезы: предположим, п

Что нам надо изучить, чтобы это доказать?

Можно изучить их свойства и то, как эти свойства использует человек.

Исходя из гипотезы составим план работы.

    Образование в природе;

    Выявление основных свойств и их сравнение;

    Использование в жизни, основанное на их свойствах;

    Добыча песка и глины в Вологодской области

    Что мы должны выяснить сначала?

Даша подготовила презентацию по этой теме. А мы не просто будем сидеть, а использовать метод активного слушания, т.е. После презентации надо будет ответить на вопрос -Какие факторы влияют на образование песка и глины.

Выступление ученика с презентацией.

Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.

(слайд №2)

Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:

это- высокая и низкая температура воздуха; 2 слайд

растения 3 слайд

вода

ветер;

Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.

Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок и глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.

Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.

Оцените работу. По какому критерию будете оценивать? (умение работать с информацией, умение презентовать свою работу) Вы внимательно слушали выступление. Значит вам будет легко выполнить задание. На опорном листе вставьте нужные слова в предложение Под воздействием……, ……, …….. и ….. камни разрушается. В результате образуется …… и ……… Прочитайте, что получилось. Кто согласен с Аней?

О чём мы сейчас узнали? (образование песка и глины)

2) Чтобы изучить свойства песка и глины, мы выполним исследование. Наша задача: по результатам проведённых исследований создать сводную таблицу о свойствах песка и глины.

Я предлагаю вам работу в четвёрках. Как вы считаете, почему работа в группе эффективнее? (меньше времени, объединение сил и знаний)

Вспомнить правила работы в группе. Памятка.

Каждая группа получает задание, проводит опыты, делает выводы. На основе выводов каждой группы составляется сводная таблица свойств песка и глины.

    1 группа. Изучает цвет.

    2 группа. Изучение состава песка, глины.

    3 группа. Что тяжелее- песок, глина или вода?

    4 группа Что лучше пропускает воду.

    5 группа Работа с мокрой глиной и песком (свойство пластичности)

    6 группа Сыпучесть, запах,

Ученики работают в группах самостоятельно. Читают задание, выполняют все описанные опыты, записывают результаты опытов, оформляют свои выводы. По результатам проведённой работы выступают представители от каждой группы, заносят свои выводы в сводную таблицу на листах и на доске.

Вспомнить правила работы в группе.

    Все друг другу помогают.

Задания для групп

    группа.

У вас на тарелочках лежат песок и глина, рассмотрите их.

Определите какого цвета песок, глина (таблички на доске вывешивают дети)

Песок

(Цвет зависит от того, какой минерал преобладает. Зависит от характера пленки, покрывающей отдельные частицы)

2 группа.

Понюхайте песок и глину. Какой у них запах?

Песок

    группа.

Рассматривают песок и глину через лупу. Из чего состоит песок и глина? Как скреплены частички между собой?

Песок

Отмечают, что песок состоит из отдельных мелких песчинок. Они имеют разную окраску. Одни песчинки непрозрачные, другие почти прозрачные, похожи на кусочки мутного стекла. Частички глины непрозрачные, неблестящие, разного цвета: жёлтые, серые, коричневые, белые.

4 группа. Опустите комочек глины и немного песка в стакан. Что можно сказать о песке, о глине по отношению к воде?

Песок

5 группа Определите, способны ли песок и глина пропускать воду.

Для этого в два стеклянных стакана вставьте стеклянные воронки. В воронки поместите фильтр из комочка ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй - размельченную глину, С помощью мерных стаканов отмерьте одинаковое количество воды и налейте эту воду одновременно в обе воронки.

Какой вывод можно сделать?

Песок

6 группа

Слегка смочите глину и скатайте шарик. Что произойдёт при высыхании?

То же самое проделайте с песком. Что произойдёт при высыхании? Можно ли пересыпать в другую тарелку?

Какие свойства вы обнаружили?

песок

Представление результатов. Формулирование выводов.

Представители от группы зачитывают свои записи классу, делают выводы, заполняют сводную таблицу. Остальные заполняют таблицы на опорных листах.

Песок

Вернёмся к плану? Что мы сейчас изучили? Чем похожи песок и глина, чем различаются?

Какой следующий пункт плана?

- Использование песка и глины. Где можно сейчас найти иныормацию?

Задание: используя текст учебника, определить, где могут использоваться песок и глина. Дети работают с учебником и таблицей. По какому критерию будем работать? (умение работать с информацией)

Мальчики готовят ответ на вопрос Как используется песок?

Девочки отвечают на вопрос Как используется глина? Какое свойство глины используется при изготовлении посуды?

О том, как ещё можно использовать глину и песок сейчас расскажет Настя. (о лечебных свойствах)

14 слайд - Оказывается глина и песок не только строительный материал, они ещё имеют целебные свойства. Цвет глины определяется присутствием в ней следующих элементов: В красной глине - калий, железо; В зеленоватой глине - медь, железо; В голубой глине - кобальт, В темно-коричневой и черной глине - углерод, железо; желтая глина содержит натрий, железо, серу При различных заболеваниях помогает глина определенного цвета. 15 слайд - Что такое псаммотерапия ? Бьюсь об заклад , вы не знаете значения этого слова. И миллионы людей тоже не знают , хотя каждое лето пользуются тем, что оно означает. Псаммотерапия – по научному - это лечение горячим песком . Прежде всего, песочные ванны полезны при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при хронических заболеваниях костей, позвоночника, суставов, радикулите. Оно оказывает болеутоляющее действие.

    Посмотрите на план и скажите, какую задачу решили? Можно ли сейчас доказать гипотезе? Какой вывод можно сделать?(гипотеза верна, песок и глина действительно полезные ископаемые)

    О каком пункте плана мы не поговорили?

О добыче песка и глины в Вологодской области

Д/з Дома вы подготовите рассказ о том, где в Вологодской области встречается песок и глина и как их добывают.

Где можно найти эту информацию? (интернет, карта В.о., справочники.)

Итог урока. Какая была тема урока?

Вспомним цель урока? Удалось ли нам достигнуть цели? Получился ли урок интересным? Что для себя вы взяли с этого урока? На листе обведите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке.

Опорный лист.

Тема:

    Тест.

1) 2) 3) 4)

    Под воздействием………..…, …………. , ……….. и ………. камни разрушается. В результате образуется …… и ……..

Тема: песок и глина. Цель: изучение свойств песка и глины и их применение.

Гипотеза: предположим, п есок и глина действительно полезные ископаемые.

Правила работы в группе.
    Все участвуют в работе, у каждого своя роль. Все друг другу помогают. Конфликты решаются мирным путем. Когда один говорит, все внимательно слушают.

© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник