14.09.2019

Как отключить службу QoS, ограничивающую скорость связи в Windows XP. Пропускная Способность Локальной Сети — Настройка Планировщика Пакетов QoS в Роутере TP-Link, Asus, Zyxel Keenetic, D-Link


QoS - тема большая. Прежде чем рассказывать про тонкости настроек и различные подходы в применении правил обработки трафика, имеет смысл напомнить, что такое вообще QoS.

Quality of Service (QoS) - технология предоставления различным классам трафика различных приоритетов в обслуживании.

Во-первых, легко понять, что любая приоритезация имеет смысл только в том случае, когда возникает очередь на обслуживание. Именно там, в очереди, можно «проскользнуть» первым, используя своё право.
Очередь же образуется там, где узко (обычно такие места называются «бутылочным горлышком», bottle-neck). Типичное «горлышко» - выход в Интернет офиса, где компьютеры, подключенные к сети как минимум на скорости 100 Мбит/сек, все используют канал к провайдеру, который редко превышает 100 МБит/сек, а часто составляет мизерные 1-2-10МБит/сек. На всех.

Во-вторых, QoS не панацея: если «горлышко» уж слишком узкое, то часто переполняется физический буфер интерфейса, куда помещаются все пакеты, собирающиеся выйти через этот интерфейс. И тогда новопришедшие пакеты будут уничтожены, даже если они сверхнужные. Поэтому, если очередь на интерфейсе в среднем превышает 20% от максимального своего размера (на маршрутизаторах cisco максимальный размер очереди составляет как правило 128-256 пакетов), есть повод крепко задуматься над дизайном своей сети, проложить дополнительные маршруты или расширить полосу до провайдера.

Разберемся с составными элементами технологии

(дальше под катом, много)

Маркировка. В полях заголовков различных сетевых протоколов (Ethernet, IP, ATM, MPLS и др.) присутствуют специальные поля, выделенные для маркирования трафика. Маркировать же трафик нужно для последующей более простой обработки в очередях.

Ethernet. Поле Class of Service (CoS) - 3 бита. Позволяет разделить трафик на 8 потоков с различной маркировкой

IP. Есть 2 стандарта: старый и новый. В старом было поле ToS (8 бит), из которого в свою очередь выделялись 3 бита под названием IP Precedence. Это поле копировалось в поле CoS Ethernet заголовка.
Позднее был определен новый стандарт. Поле ToS было переименовано в DiffServ, и дополнительно выделено 6 бит для поля Differencial Service Code Point (DSCP), в котором можно передавать требуемые для данного типа трафика параметры.

Маркировать данные лучше всего ближе к источнику этих данных. По этой причине большинство IP-телефонов самостоятельно добавляют в IP-заголовок голосовых пакетов поле DSCP = EF или CS5. Многие приложения также маркируют трафик самостоятельно в надежде, что их пакеты будут обработаны приоритетно. Например, этим «грешат» пиринговые сети.

Очереди.

Даже если мы не используем никаких технологий приоритезации, это не значит, что не возникает очередей. В узком месте очередь возникнет в любом случае и будет предоставлять стандартный механизм FIFO (First In First Out). Такая очередь, очевидно, позволит не уничтожать пакеты сразу, сохраняя их до отправки в буфере, но никаких преференций, скажем, голосовому трафику не предоставит.

Если хочется предоставить некоторому выделенному классу абсолютный приоритет (т.е. пакеты из этого класса всегда будут обрабатываться первыми), то такая технология называется Priority queuing . Все пакеты, находящиеся в физическом исходящем буфере интерфейса будут разделены на 2 логических очереди и пакеты из привилегированной очереди будут отсылаться, пока она не опустеет. Только после этого начнут передаваться пакеты из второй очереди. Эта технология простая, довольно грубая, её можно считать устаревшей, т.к. обработка неприоритетного трафика будет постоянно останавливаться. На маршрутизаторах cisco можно создать
4 очереди с разными приоритетами. В них соблюдается строгая иерархия: пакеты из менее привилегированных очередей не будут обслуживаться до тех пор, пока не опустеют все очереди с более высоким приоритетом.

Справедливая очередь (Fair Queuing ). Технология, которая позволяет каждому классу трафика предоставить одинаковые права. Как правило не используется, т.к. мало даёт с точки зрения улучшения качества сервиса.

Взвешенная справедливая очередь (Weighted Fair Queuing, WFQ ). Технология, которая предоставляет разным классам трафика разные права (можно сказать, что «вес» у разных очередей разный), но одновременно обслуживает все очереди. «На пальцах» это выглядит так: все пакеты делятся на логические очереди, используя в
качестве критерия поле IP Precedence. Это же поле задаёт и приоритет (чем больше, тем лучше). Дальше, маршрутизатор вычисляет, пакет из какой очереди «быстрее» передать и передаёт именно его.

Считает он это по формуле:

DT=(t(i)-t(0))/(1+IPP)

IPP - значение поля IP Precedence
t(i) - Время, требуемое на реальную передачу пакета интерфейсом. Можно вычислить, как L/Speed, где L - длина пакета, а Speed - скорость передачи интерфейса

Такая очередь по умолчанию включена на всех интерфейсах маршрутизаторов cisco, кроме интерфейсов точка-точка (инкапсуляция HDLC или РРР).

WFQ имеет ряд минусов: такая очередизация использует уже отмаркированные ранее пакеты, и не позволяет самостоятельно определять классы трафика и выделяемую полосу. Мало того, как правило уже никто не маркирует полем IP Precedence, поэтому пакеты идут немаркированные, т.е. все попадают в одну очередь.

Развитием WFQ стала взвешенная справедливая очередь, основанная на классах (Class-Based Weighted Fair Queuing, CBWFQ ). В этой очереди администратор сам задаёт классы трафика, следуя различным критериям, например, используя ACL, как шаблон или анализируя заголовки протоколов (см.NBAR). Далее, для этих классов
определяется «вес» и пакеты их очередей обслуживаются, соразмерно весу (больше вес - больше пакетов из этой очереди уйдёт в единицу времени)

Но такая очередь не обеспечивает строгого пропускания наиболее важных пакетов (как правило голосовых или пакетов других интерактивных приложений). Поэтому появился гибрид Priority и Class-Based Weighted Fair Queuing - PQ-CBWFQ , также известный как, Low Latency Queuing (LLQ) . В этой технологии можно задать до 4х приоритетных очередей, остальные классы обслуживать по механизму CBWFQ

LLQ - наиболее удобный, гибкий и часто используемый механизм. Но он требует настройки классов, настройки политики и применения политики на интерфейсе.

Таким образом процесс предоставления качества обслуживания можно поделить на 2 этапа:
Маркировка . Поближе к источникам.
Обработка пакетов . Помещение их в физическую очередь на интерфейсе, подразделение на логические очереди и предоставление этим логическим очередям различных ресурсов.

Технология QoS - достаточно ресурсоёмкая и весьма существенно грузит процессор. И тем сильнее грузит, чем глубже в заголовки приходится залезать для классификации пакетов. Для сравнения: маршрутизатору гораздо проще заглянуть в заголовок IP пакета и проанализировать там 3 бита IPP, нежели раскручивать поток практически до уровня приложения, определяя, что за протокол идёт внутри (технология NBAR)

Для упрощения дальнейшей обработки трафика, а также для создания так называемой «области доверия» (trusted boundary), где мы верим всем заголовкам, относящимся к QoS, мы можем делать следующее:
1. На коммутаторах и маршрутизаторах уровня доступа (близко к клиентским машинам) ловить пакеты, раскидывать их по классам
2.В политике качестве действия перекрашивать заголовки по-своему или переносить значения QoS-заголовков более высокого уровня на нижние.

Например, на маршрутизаторе ловим все пакеты из гостевого WiFi домена (предполагаем, что там могут быть не управляемые нами компьютеры и софт, который может использовать нестандартные QoS-заголовки), меняем любые заголовки IP на дефолтные, сопоставляем заголовкам 3 уровня (DSCP) заголовки канального уровня (CoS),
чтобы дальше и коммутаторы могли эффективно приоритезировать трафик, используя только метку канального уровня.

Настройка LLQ

Настройка очередей заключается в настройке классов, затем для этих классов надо определить параметры полосы пропускания и применить всю созданную конструкцию на интерфейс.

Создание классов:

class-map NAME
match?

access-group Access group
any Any packets
class-map Class map
cos IEEE 802.1Q/ISL class of service/user priority values
destination-address Destination address
discard-class Discard behavior identifier
dscp Match DSCP in IP(v4) and IPv6 packets
flow Flow based QoS parameters
fr-de Match on Frame-relay DE bit
fr-dlci Match on fr-dlci
input-interface Select an input interface to match
ip IP specific values
mpls Multi Protocol Label Switching specific values
not Negate this match result
packet Layer 3 Packet length
precedence Match Precedence in IP(v4) and IPv6 packets
protocol Protocol
qos-group Qos-group
source-address Source address
vlan VLANs to match

Пакеты в классы можно рассортировывать по различным атрибутам, например, указывая ACL, как шаблон, либо по полю DSCP, либо выделяя конкретный протокол (включается технология NBAR)

Создание политики:

policy-map POLICY
class NAME1
?

bandwidth Bandwidth
compression Activate Compression
drop Drop all packets
log Log IPv4 and ARP packets
netflow-sampler NetFlow action
police Police
priority Strict Scheduling Priority for this Class
queue-limit Queue Max Threshold for Tail Drop
random-detect Enable Random Early Detection as drop policy
service-policy Configure Flow Next
set Set QoS values
shape Traffic Shaping


Для каждого класса в политике можно либо выделить приритетно кусок полосы:

policy-map POLICY
class NAME1
priority?

Kilo Bits per second
percent % of total bandwidth


и тогда пакеты этого класса смогут всегда рассчитывать как минимум на этот кусок.

Либо описать, какой «вес» имеет данный класс в рамках CBWFQ

policy-map POLICY
class NAME1
bandwidth?

Kilo Bits per second
percent % of total Bandwidth
remaining % of the remaining bandwidth


В обоих случаях можно указать как аболютное значение, так и процент от всей доступной полосы

Возникает резонный вопрос: а откуда маршрутизатор знает ВСЮ полосу? Ответ банален: из параметра bandwidth на интерфейсе. Даже если он не сконфигурирован явно, какое то его значение обязательно есть. Его можно посмотреть командой sh int.

Также обязательно помнить, что по умолчанию вы распоряжаетсь не всей полосой, а лишь 75%. Пакеты, явно не попавшие в другие классы, попадают в class-default. Эту настройку для дефолтного класса можно задать явно

policy-map POLICY
class class-default
bandwidth percent 10

(UPD, спасибо OlegD)
Изменить максимальную доступную полосу с дефолтных 75% можно командой на интерфейсе

max-reserved-bandwidth

Маршрутизаторы ревностно следят, чтобы админ не выдал случайно больше полосы, чем есть и ругаются на такие попытки.

Создаётся впечатление, что политика будет выдавать классам не больше, чем написано. Однако, такая ситуация будет лишь в том случае, если все очереди наполнены. Если же какая то пустует, то выделенную ей полосу наполненные очереди поделят пропорционально своему «весу».

Работать же вся эта конструкция будет так:

Если идут пакеты из класса с указанием priority, то маршрутизатор сосредотачивается на передаче этих пакетов. Причем, т.к. таких приоритетных очередей может быть несколько, то между ними полоса делится пропорционально указанным процентам.

Как только все приоритетные пакеты закончились, наступает очередь CBWFQ. За каждый отсчёт времени из каждой очереди «зачёрпывается» доля пакетов, указанная в настройке для данного класса. Если же часть очередей пустует, то их полоса делится пропорционально «весу» класса между загруженными очередями.

Применение на интерфейсе:

int s0/0
service-policy POLICY

А что же делать, если надо строго рубить пакеты из класса, выходящие за дозволенную скорость? Ведь указание bandwidth лишь распределяет полосу между классами, когда очереди загружены.

Для решения этой задачи для класса трафика в политике есть технология

police conform-action [действие] exceed-action [действие]

Она позволяет явно указать желаемую среднюю скорость (speed), максимальный «выброс», т.е. количество передаваемых данных за единицу времени. Чем больше «выброс», тем больше реальная скорость передачи может отклоняться от желаемой средней. Также указываются: действие для нормального трафика, не превышающего
указанную скорость и действие для трафика, превысившего среднюю скорость. Действия могут быть такими

police 100000 8000 conform-action?

drop drop packet
exceed-action action when rate is within conform and
conform + exceed burst
set-clp-transmit set atm clp and send it
set-discard-class-transmit set discard-class and send it
set-dscp-transmit set dscp and send it
set-frde-transmit set FR DE and send it
set-mpls-exp-imposition-transmit set exp at tag imposition and send it
set-mpls-exp-topmost-transmit set exp on topmost label and send it
set-prec-transmit rewrite packet precedence and send it
set-qos-transmit set qos-group and send it
transmit transmit packet

Часто возникает также и другая задача. Предположим, что надо ограничить поток, идущий в сторону соседа с медленным каналом.

Дабы точно предсказать, какие пакеты дойдут до соседа, а какие будут уничтожены в силу загруженности канала на «медленной» стороне, надо на «быстрой» стороне создать политику, которая бы заранее обрабатывала очереди и уничтожала избыточные пакеты.

И тут мы сталкиваемся с одной очень важной вещью: для решения этой задачи надо сэмулировать «медленный» канал. Для этой эмуляции не достаточно только раскидать пакеты по очередям, надо ещё сэмулировать физический буфер «медленного» интерфейса. У каждого интерфейса есть скорость передачи пакетов. Т.е. в единицу времени каждый интерфейс может передать не более, чем N пакетов. Обычно физический буфер интерфейса рассчитывают так, чтобы обеспечить «автономную» работу интерфейсу на несколько единиц вермени. Поэтому физический буфер, скажем, GigabitEthernet будет в десятки раз больше какого-нибудь интерфейса Serial.

Что же плохого в том, чтобы запомнить много? Давайте рассмотрим подробно, что произойдёт, в случае если буфер на быстрой передающей стороне будет существенно больше буфера принимающей.

Пусть для простоты есть 1 очередь. На «быстрой» стороне сэмулируем малую скорость передачи. Это значит, что попадая под нашу политику пакеты начнут накапливаться в очереди. Т.к. физический буфер большой, то и логическая очередь получится внушительной. Часть приложений (работающих через ТСР) поздно получат уведомление о том, что часть пакетов не получена и долго будут держать большой размер окна, нагружая сторону-приемник. Это будет происходить в том идеальном случае, когда скорость передачи будет равна или меньше скорости приёма. Но интерфейс принимающей стороны может быть сам загружен и другими пакетами
и тогда маленькая очередь на принимающей стороне не сможет вместить всех пакетов, передаваемых ей из центра. Начнутся потери, которые повлекут за собой дополнительные передачи, но в передающем буфере ведь ещё останется солидный «хвост» ранее накопленных пакетов, которые будут передаваться «вхолостую», т.к. на принимающей стороне не дождались более раннего пакета, а значит более позние будут просто проигнорированы.

Поэтому для корректного решения задачи понижения скорости передачи к медленному соседу физический буфер тоже надо ограничить.

Делается это командой

shape average

Ну а теперь самое интересное: а как быть, если мне помимо эмуляции физического буфера надо внутри него создать логические очереди? Например, выделить приоритетно голос?

Для это создаётся так называемая вложенная политика, которая применяется внутри основной и делит на логические очереди то, что в неё попадает из родительской.

Пришло время разобрать какой-нибудь залихватский пример на основе приведенной картинки.

Пусть мы собираеися создать устойчиво работающие голосовые каналы через интернет между CO и Remote. Для простоты пусть сеть Remote (172.16.1.0/24) имеет только связь с СО (10.0.0.0/8). Скорость интерфейса на Remote - 1 Мбит/сек и выделяется 25% этой скорости на голосовой трафик.

Тогда для начала нам надо выделить приоритетный класс трафика с обеих сторон и создать политику для данного класса. На СО дополнительно создадим класс, описывающий трафик между офисами

class-map RTP
match protocol rtp

Policy-map RTP
class RTP
priority percent 25

Ip access-list extended CO_REMOTE
permit ip 10.0.0.0 0.255.255.255 172.16.1.0 0.0.0.255

Class-map CO_REMOTE
match access-list CO_REMOTE


На Remote поступим иначе: пусть в силу дохлости железа мы не можем использовать NBAR, тогда нам остаётся только явно описать порты для RTP

ip access-list extended RTP
permit udp 172.16.1.0 0.0.0.255 range 16384 32768 10.0.0.0 0.255.255.255 range 16384 32768

Class-map RTP
match access-list RTP

Policy-map QoS
class RTP
priority percent 25

policy-map QoS
class CO_REMOTE
shape average 1000000
service-policy RTP


и применить политику на интерфейсе

int g0/0
service-policy output QoS

На Remote установим параметр bandwidth (в кбит/сек) в соответствие со скоростью интерфейса. Напомню, что именно от этого параметра будет считаться 25%. И применим политику.

int s0/0
bandwidth 1000
service-policy output QoS

Повествование было бы не полным, если не охватить возможности коммутаторов. Понятно, что чисто L2 коммутаторы не способны так глубоко заглядывать в пакеты и делить их на классы по тем же критериям.

На более умных L2/3 коммутаторах на маршрутизируемых интерфейсах (т.е. либо на interface vlan, либо если порт выведен со второго уровня командой no switchport ) применяется та же конструкция, что работает и на маршрутизаторах, а если порт или весь коммутатор работает в режиме L2 (верно для моделей 2950/60), то там для класса трафика можно использовать только указание police, а priority или bandwidth не доступны.

Причем часто червь распространяется по нужным для работы портам (ТСР/135,445,80 и др.) Просто закрыть на маршрутизаторе эти порты было бы опрометчиво, поэтому гуманнее поступать так:

1. Собираем статистику по сетевому трафику. Либо по NetFlow, либо NBARом, либо по SNMP.

2. Выявляем профиль нормального трафика, т.е. по статистике, в среднем, протокол HTTP занимает не больше 70%, ICMP - не больше 5% и т.д. Такой профиль можно либо создать вручную, либо применив накопленную NBARом статистику. Мало того, можно даже автоматически создать классы, политику и применить на интерфейсе
командой autoqos :)

3. Далее, можно ограничить для нетипичного сетевого трафика полосу. Если вдруг и подцепим заразу по нестандартному порту, большой беды для шлюза не будет: на загруженном интерфейсе зараза займет не более выделенной части.

4. Создав конструкцию (class-map - policy-map - service-policy ) можно оперативно реагировать на появление нетипичного всплеска трафика, создавая вручную для него класс и сильно ограничивая полосу для этого класса.

Нет ни одного человека, который бы хоть раз не прочитал какой-нибудь FAQ по Windows XP. А раз так, то каждый знает, что есть такая вредная служба Quality of Service — сокращенно QoS. При настройке системы ее настоятельно рекомендуется отключать, потому что она по умолчанию ограничивает сетевую пропускную способность на 20%, и как будто бы эта проблема существует и в Windows 2000.

Вот эти строки:

Q: Как полностью отключить службу QoS (Quality of Service)? Как ее настроить? Правда ли, что она ограничивает скорость сети?
A: Действительно, по умолчанию Quality of Service резервирует для своих нужд 20% от пропускной способности канала (любого - хоть модем на 14400, хоть гигабитный Ethernet). Причем даже если удалить службу QoS Packet Scheduler из Properties-соединения, этот канал не освобождается. Освободить канал или просто настроить QoS можно здесь. Запускаем апплет Group Policy (gpedit.msc). В Group Policy находим Local computer policy и нажимаем на Administrative templates. Выбираем пункт Network - QoS Packet Sheduler. Включаем Limit reservable bandwidth. Теперь снижаем Bandwidth limit 20% до 0% или просто отключаем его. При желании здесь же можно настроить и другие параметры QoS. Для активации произведенных изменений остается только перезагрузиться.

20% - это, конечно, очень много. Воистину Microsoft - "маздай". Утверждения подобного рода кочуют из FAQ в FAQ, из форума в форум, из СМИ в СМИ, используются во всевозможного рода "твикалках" - программах по "настройке" Windows XP (кстати говоря, откройте "Групповые политики" и "Локальные политики безопасности", и ни одна "твикалка" не сравнится с ними по богатству вариантов настройки). Разоблачать голословные утверждения такого рода нужно осторожно, что мы сейчас и сделаем, применив системный подход. То есть основательно изучим проблемный вопрос, опираясь на официальные первоисточники.

Что такое сеть с качественным сервисом?

Давайте примем следующее упрощенное определение сетевой системы. Приложения запускаются и работают на хостах и обмениваются данными между собой. Приложения отправляют данные операционной системе для передачи по сети. Как только данные переданы операционной системе, они становятся сетевым трафиком.

Сетевая служба QoS опирается на способность сети обработать этот трафик так, чтобы гарантированно выполнить запросы некоторых приложений. Это требует наличия фундаментального механизма по обработке сетевого трафика, способного идентифицировать трафик, имеющий право на особую обработку и право управлять этими механизмами.

Функциональные возможности QoS призваны удовлетворить двух субъектов сети: сетевые приложения и сетевых администраторов. Они часто имеют разногласия. Администратор сети ограничивает ресурсы, используемые специфическим приложением, в то же время приложение пытается захватить как можно больше сетевых ресурсов. Их интересы могут быть согласованы, принимая во внимание тот факт, что сетевой администратор играет главенствующую роль по отношению ко всем приложениям и пользователям.

Основные параметры QoS

Различные приложения имеют различные требования по обработке их сетевого трафика. Приложения в большей или меньшей степени терпимы к задержкам и потерям трафика. Эти требования нашли применение в следующих параметрах, связанных с QoS:

  • Bandwidth (полоса пропускания) - скорость, с которой трафик, генерируемый приложением, должен быть передан по сети;
  • Latency (задержка) - задержка, которую приложение может допустить в доставке пакета данных;
  • Jitter - изменение времени задержки;
  • Loss (потеря) - процент потерянных данных.

Если бы были доступны бесконечные сетевые ресурсы, то весь трафик приложения можно было бы передать с требуемой скоростью, с нулевым временем задержки, нулевым изменением времени задержки и нулевыми потерями. Однако сетевые ресурсы не безграничны.

Механизм QoS контролирует распределение сетевых ресурсов для трафика приложения, чтобы выполнить требования по его передаче.

Фундаментальные ресурсы QoS и механизмы обработки трафика

Сети, которые связывают хосты, используют разнообразные сетевые устройства включая сетевые адаптеры хостов, маршрутизаторы, свичи и хабы. Каждый из них имеет сетевые интерфейсы. Каждый сетевой интерфейс может принять и передать трафик с конечной скоростью. Если скорость, с которой трафик направлен на интерфейс, выше, чем скорость, с которой интерфейс передает трафик дальше, то возникает перегрузка.

Сетевые устройства могут обработать состояние перегрузки, организуя очередь трафика в памяти устройства (в буфере), пока перегрузка не пройдет. В других случаях сетевое оборудование может отказаться от трафика, чтобы облегчить перегрузку. В результате приложения сталкиваются с изменением времени ожидания (так как трафик сохраняется в очередях на интерфейсах) или с потерей трафика.

Способность сетевых интерфейсов к пересылке трафика и наличие памяти для сохранения трафика в сетевых устройствах (до тех пор, пока трафик не может быть послан дальше) составляют фундаментальные ресурсы, требующиеся для обеспечения QoS для потоков трафика приложений.

Распределение ресурсов QoS по сетевым устройствам

Устройства, поддерживающие QoS, разумно используют ресурсы сети для передачи трафика. То есть трафик приложений, более терпимых к задержкам, становится в очередь (сохраняется в буфере в памяти), а трафик приложений, критичных к задержкам, передается далее.

Для выполнения этой задачи сетевое устройство должно идентифицировать трафик путем классификации пакетов, а также иметь очереди и механизмы их обслуживания.

Механизм обработки трафика

Механизм обработки трафика включает в себя:

  • 802.1p;
  • Дифференцированные услуги per-hop-behaviors (diffserv PHB);
  • Интегрированные услуги (intserv);
  • ATM и др.

Большинство локальных сетей основано на технологии IEEE 802 включая Ethernet, token-ring и др. 802.1p - это механизм обработки трафика для поддержки QoS в таких сетях.

802.1p определяет поле (уровень 2 в сетевой модели OSI) в заголовке пакета 802, которое может нести одно из восьми значений приоритета. Как правило, хосты или маршрутизаторы, посылая трафик в локальную сеть, маркируют каждый посланный пакет, присваивая ему определенное значение приоритета. Предполагается, что сетевые устройства, такие, как свичи, мосты и хабы, обработают пакеты соответствующим образом, используя механизмы организации очередей. Область применения 802.1p ограничена локальной сетью (LAN). Как только пакет пересекает локальную сеть (через уровень 3 OSI), приоритет 802.1p удаляется.

Diffserv - это механизм уровня 3. Он определяет поле в уровне 3 заголовка пакетов IP, названных diffserv codepoint (DSCP).

Intserv - это целый комплекс услуг, определяющий гарантированный сервис и сервис, управляющий загрузкой. Гарантированный сервис обещает нести некоторый объем трафика с измеримой и ограниченной задержкой. Сервис, управляющий загрузкой, соглашается нести некоторый объем трафика с "появлением легкой загруженности сети". Это - измеримые услуги в том смысле, что они определены, чтобы обеспечить измеримый QoS к определенному количеству трафика.

Поскольку технология ATM фрагментирует пакеты в относительно маленькие ячейки, то она может предложить очень низкое время задержки. Если необходимо передать пакет срочно, интерфейс ATM может всегда освобождаться для передачи на время, которое требуется, чтобы передать одну ячейку.

QoS имеет еще много разных сложных механизмов, обеспечивающих работу этой технологии. Отметим лишь один важный момент: для того, чтобы QoS заработала, необходима поддержка этой технологии и соответствующая настройка на всем протяжении передачи от начальной точки до конечной.

По работе я несколько раз сталкивался с мнением, что настраивать QoS в не перегруженной ethernet сети не нужно для успешного функционирования таких сервисов, как IPTV и VoIP. Это мнение стоило мне и моим коллегам многих нервных клеток и часов на диагностику фантомных проблем, поэтом постараюсь как можно проще рассказать о том, почему это мнение неверно.

Меня зовут Владимир и я работаю сетевым инженером в одном из небольших ISP в Санкт-Петербурге.

Одним из оказываемых нами сервисов является L2VPN под транспорт IPTV потоков. На примере этого сервиса я буду вести рассказ.

Начинается всё с обращения в техподдержку от клиента-оператора с жалобой на качество IPTV - картинка сыпется («артефакты»), пропадает звук, в общем стандартный набор. IPTV у нас в сети классифицируется в очередь assured forwarding, поэтому диагностика заключается в том, чтобы пробежаться по железкам на маршруте и проверить, что в AF очереди на egress нет потерь, а на ingress нет физических ошибок. После этого мы бодро рапортуем клиенту, что в нашей зоне ответственности потерь не обнаружено, рекомендуем клиенту искать проблему у себя или поставщика IPTV, и идём пить чай с печеньем.

Но клиент давит и продолжает настаивать, что виноваты мы, а у него всё отлично. Мы проверяем всё ещё раз, смотрим корректность классификаторов и маркировку пакетов от клиента, завязывается диалог и на каком-то этапе задаём вопрос «а как у вас сконфигурирован QoS на сети?», на что получаем ответ «никак, у нас интерфейсы даже на 50% не загружены поэтому нам QoS не нужен». Тяжёлый вздох и поехали.

Обычно график загрузки на который все смотрят имеет интервал в 5 минут. Если «real time» - то несколько секунд, начиная от 1. К сожалению и к счастью, современное сетевое оборудование оперирует периодами не в 5 минут и не в 1 секунду даже, а пикосекундами. То, что в течении секунды интерфейс не был загружен на 100%, не значит, что он точно так же не был загружен и в течении нескольких миллисекунд.

Здесь мы приходим к концептуальному понятию - микробёрст (microburst). Это такой очень короткий период времени, когда количество принимаемых устройством данных становится больше чем интерфейс способен отправить.

Обычно первая реакция - как так?! Мы же живём в эпоху скоростных интерфейсов! 10Gb/s уже обыденность, 40 и 100Gb/s внедряется повсеместно, а мы ждём уже 1Tb/s интерфейсы.

На самом деле, чем выше скорость интерфейсов, тем жёстче становятся микробёрсты и их эффект на сеть.

Механизм возникновения очень прост, я его рассмотрю на примере трёх 1Gb/s интерфейсов, где трафик из двух из них уходит через третий.

Это единственное необходимое условие для возникновения микробёрста - чтобы скорость входящих (ingress) интерфейсов превышала скорость исходящего (egress) интерфейса. Ничего не напоминает? Это же традиционная схема уровня агрегации в ethernet сети - множество портов (ingress) сливают трафик в один аплинк (egress). Так строят сети абсолютно все - от операторов связи до дата-центров.

У каждого egress интерфейса есть очередь отправки tx-ring, которая представляет из себя кольцевой буфер. Туда складываются пакеты для отправки в сеть и конечно же этот буфер имеет конечный размер. Но у ingress интерфейсов на отправляющей стороне тоже есть такие же кольцевые буферы, которые обеспечивают такой-же line-rate. Что произойдёт, если они начнут отправлять трафик одновременно? У нашего egress интерфейса не хватит места в его tx-ring, так как заполняться он будет в два раза быстрее, чем он способен отправлять пакеты. Оставшиеся пакеты нужно где-то хранить. В общем случае это другой буфер, который мы называем очередью (queue). Пока в tx-ring нет места, пакет хранится в очереди и ждёт свободного места в tx-ring. Но вот беда - у очереди память тоже конечна. Что произойдёт, если ingress интерфейсы работают на line-rate достаточно долго? Память в очереди тоже закончится. В этом случае новому пакету уже негде храниться, и он будет отброшен - такая ситуация называется tail drop.

Сколько времени нужно, чтобы такой сценарий стал реальностью? Давайте посчитаем.

Самое сложное - это найти ёмкость буфера интерфейса. Вендоры не очень активно публикуют такую информацию. Но возьмём, для примера, период в 200ms - дольше держать пакет в очереди обычно смысла не имеет, да и это уже очень много.

Для 1Gb/s интерфейса нам потребуется (1000000000 * 0.2) / 8 = 25MB памяти. Сколько времени нужно работать на line-rate двум 1Gb/s интерфейсам, чтобы полностью забить буфер? 200ms. Это время за которое передаются 25MB со скоростью 1Gb/s. Да, ingress интерфейсов то у нас два, но egress интерфейс то тоже без дела не сидит и отправляет данные с той же скоростью, поэтому 200ms.

Это сравнительно много. А 10Gb/s ingress интерфейсу сколько времени понадобится чтобы перегрузить 200ms буфер 1Gb/s интерфейса? ~22ms. Это уже ощутимо меньше.

А сколько нужно памяти, чтобы хранить 200ms для 10Gb/s интерфейса? Уже 250MB. Это не то чтобы много по современным меркам, но ветер дует именно в эту сторону - скорости растут, и чтобы сохранять глубину буфера требуется всё больше и больше памяти, что выливается в инженерные и экономические проблемы, а чем меньше буфер тем быстрее микробёрст забьёт его.

Получается вечный вопрос для инженеров вендоров - сколько памяти давать интерфейсу в железе? Много - дорого и каждая следующая миллисекунда становится бессмысленнее и бессмысленнее. Мало - микробёрсты будут приводить к большим потерям пакетов и жалобам от клиентов.

Эта ситуация в пакетных сетях неизбежна - интерфейс проработает на line-rate меньше секунды, а потери уже будут. Единственный способ её избежать - строить сеть так, чтобы ingress скорость никогда не превышала egress скорость, а это непрактично и нереально.

Дальнейшая логика уже прослеживается и достаточно очевидна. Потери пакетов есть, а QoS не настроен - приоритетный трафик никак не классифицируется и не отличается от другого трафика, и попадает в одну общую очередь, где он имеет равные шансы быть дропнутым.

Что делать? Настраивать QoS. Обязательно классифицировать приоритетный трафик и помещать его в отдельную очередь которой выделять бОльший объём памяти. Конфигурировать алгоритмы отправки пакетов так, чтобы приоритетные пакеты попадали в tx-ring раньше других - таким образом их очередь будет очищаться быстрее.

Например, мы в своей практике используем следующий подход к очередям:

Assured forwarding(AF) - «подержи но доставь». В AF очередь классифицируется трафик, который требует гарантированной доставки, но не чувствителен к задержкам. Этой очереди выделен большой объём памяти, но даётся сравнительно мало места в tx-ring, и пакеты туда попадают позже других. Яркий пример такого трафика это IPTV - он буферизиуется на клиенте(VLC или STB), поэтому его можно задержать, но потеря превратится в артефакт изображения.
Expedited forwarding(EF) - «доставь мгновенно или выброси». Этой очереди выделятся минимум(или вообще никакой) памяти для очереди, но выставляется высший приоритет для попадания в tx-ring, чтобы пакет был отправлен как можно быстрее. Пример трафика - VoIP. Голос нельзя доставить поздно, иначе и кодек телефонии не сможет его корректно собрать - абонент услышит кваканье. В то же время потери отдельных пакетов на общем качестве голоса сильно не сказываются - он у людей итак не идеальный.
Есть ещё network control(NC) и best effort(BE), для управления сетью и всего остального соответственно, а трафик бывает ещё, например, телеконференции, который представляет из себя гибрид между VoIP и IPTV, но это уже совершенно отдельная тема, и настраивать QoS для них следует отдельно в каждой сети, в зависимости от топологии и прочих факторов. Всё вместе в целом это выглядит примерно так(картинка с сайта Cisco):

Надеюсь теперь вы будете настраивать QoS в своей сети?

В первой части этой серии статей я рассказывал о том, что делает QoS, и для чего он используется. В этой части я продолжу разговор объяснением того, как работает QoS. По мере прочтения этой статьи, пожалуйста, учитывайте, что информация, представленная здесь, основана на Windows Server 2003 применении QoS, которое отличается от применения QoS в Windows 2000 Server.

API управления трафиком

Одной из основных проблем с приоритетами сетевого трафика является то, что вы не можете назначать приоритеты трафику на основе компьютера, который генерирует его. Для одиночных компьютеров является обычным делом использование нескольких приложений, и для каждого приложения (и операционной системы) создавать отдельный поток трафика. Когда это случается, каждому потоку трафика должны назначаться приоритеты в индивидуальном порядке. В конце концов, одному приложению может потребоваться резервная пропускная способность, в то время как для другого приложения наилучшая доставка идеально подходит.

Здесь в игру вступает Traffic Control API (программный интерфейс управления трафиком). Traffic Control API – это программный интерфейс приложения, позволяющий применять параметры QoS к индивидуальным пакетам. Traffic Control API работает на основе определения отдельных потоков трафика, и применения различных способов QoS контроля к этим потокам.

Первое, что делает Traffic Control API, это создает то, что известно под названием filterspec. Filterspec – это, по сути, фильтр, определяющий, что значит для пакета принадлежать к определенному потоку. Некоторые атрибуты, используемые filterspec, включают IP адрес источника и назначения пакета и номер порта.

Как только filterspec был определен, API позволяет создать flowspec. Flowspec определяет QoS параметры, которые будут применяться к последовательности пакетов. Некоторые из параметров, определяемые flowspec, включают скорость передачи (допустимую скорость передачи) и тип службы.

Третий концепт, определяемый интерфейсом Traffic Control API – это концепт потока. Поток представляет собой простую последовательность пакетов, которые подвержены одному flowspec. Проще говоря, filterspec определяет, какие пакеты будут включены в flowspec. Flowspec определяет, будут ли пакеты обрабатываться с более высокими приоритетами, а поток – это собственно передача пакетов, которые подвергаются обработке flowspec. Все пакеты в потоке обрабатываются равноправно.

Следует упомянуть, что одним из преимуществ Traffic Control API над Generic QoS API, использовавшемся в Windows 2000, является способность использовать агрегирование (объединение). Если узел имеет несколько приложений, передающих множественные потоки данных в общее место назначения, то эти пакеты могут быть объединены в общий поток. Это действует, даже если приложения используют различные номера портов, но при условии, что IP адрес источника и назначения одинаков.

Классификатор общих пакетов (Generic Packet Classifier)

В предыдущем разделе я рассказал о взаимоотношениях между flowspec, filterspec и потоком. Однако важно помнить, что интерфейс Traffic Control API – это просто программный интерфейс приложения. Будучи таковым, его работа заключается в определении и назначении приоритетов потокам трафика, а не создание этих потоков.

За создание потоков отвечает Generic Packet Classifier. Как вы помните из прошлого раздела, одним из атрибутов, который определялся в flowspec, был тип службы. Тип службы, по сути, определяет приоритет потока. Generic Packet Classifier отвечает за определение типа службы, который был назначен для flowspec, после чего он помещает связанные пакеты в очередь, соответствующую типу службы. Каждый поток помещается в отдельную очередь.

QoS Packet Scheduler (планировщик пакетов)

Третий QoS компонент, о котором вам нужно знать, – это планировщик пакетов QoS. Проще говоря, основной задачей планировщика пакетов QoS является формирование трафика. Для этого планировщик пакетов получает пакеты из различных очередей, а затем маркирует эти пакеты приоритетами и скоростью потока.

Как я говорил в первой части этой серии статей, для корректной работы QoS различные компоненты, расположенные между источником пакетов и местом их назначения, должны поддерживать QoS (т.е. знать о нем). Хотя эти устройства должны знать, как работать с QoS, они также должны знать о том, как обрабатывать обычный трафик без приоритетов. Чтобы сделать это возможным, QoS использует технологию под названием маркировка.

На самом деле, здесь присутствует два типа маркировки. Планировщик пакетов QoS использует Diffserv маркировку, которая распознается устройствами третьего уровня, и маркировку 802.1p, которая распознается устройствами второго уровня.

Настройка планировщика пакетов QoS

Прежде чем я покажу вам, как работает маркировка, следует отметить, что вам нужно будет настроить планировщика пакетов QoS, чтобы все работало. В Windows Server 2003 планировщик пакетов QoS относится к необязательным сетевым компонентам, так же как и клиент для сетей Microsoft или TCP/IP протокол. Чтобы включить планировщика пакетов QoS, откройте страницу свойств вашего сетевого подключения сервера и поставьте флажок рядом со строкой планировщик пакетов QoS, как показано на рисунке A. Если планировщик пакетов QoS отсутствует в списке, нажмите кнопку «Установить» и следуйте указаниям.

Рисунок A: Планировщика пакетов QoS необходимо включить, прежде чем вы сможете использовать QoS

Еще один момент, который вам нужно знать касаемо планировщика пакетов QoS, заключается в том, что для его корректной работы ваш сетевой адаптер должен поддерживать 802.1p маркировку. Чтобы проверить свой адаптер, нажмите кнопку «Настроить», рисунок A, и Windows отобразит свойства вашего сетевого адаптера. Если вы посмотрите во вкладку «Дополнительно» на странице свойств, вы увидите различные свойства, которые поддерживает ваш сетевой адаптер.

Если вы посмотрите на рисунок B, вы увидите, что одним из свойств в списке является 802.1Q / 1P VLAN Tagging. Вы также видите, что это свойство отключено по умолчанию. Чтобы включить 802.1p маркировку, просто включите это свойство и нажмите OK.

Рисунок B: Вы должны включить 802.1Q/1P VLAN Tagging

Вы, возможно, заметили на рисунке B, что свойство, которое вы включили, связано с VLAN тегированием, а не с пакетной маркировкой. Причина тому кроется в том, что маркеры приоритетов включаются в VLAN теги. 802.1Q стандарт определяет VLANs и VLAN теги. Этот стандарт на самом деле резервирует три бита в VLAN пакете, которые используются для записи кода приоритетности. К сожалению, 802.1Q стандарт никогда не определяет, каковы должны быть эти коды приоритетности.

802.1P стандарт был создан в качестве дополнения к 802.1Q. 802.1P определяет маркировку приоритетности, которая может быть заключена в VLAN тег. Я расскажу вам о принципе работы этих двух стандартов в третьей части.

Заключение

В этой статье мы обсудили некоторые основные понятия в архитектуре Windows Server 2003′s QoS. В третьей части я подробнее расскажу о том, как планировщик пакетов QoS маркирует пакеты. Я также расскажу о том, как работает QoS в условиях сети с низкой пропускной способностью.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник