25.09.2019

Как научить ребенка читать быстро? Техника быстрого чтения. Формируем привычку читать книги с младенчества. Упражнения со словами: закрепляем навык


Многие люди, читая очередную книгу, видят только поверхность произведения, а самое важное, что хотел донести автор, оставляют незамеченным. В скрытом смысле и разнообразных символах скрываются настоящая красота и ценность романа. Если вы увлекаетесь чтением, то это похвально и хорошо. Но делать это правильно – еще лучше. Ознакомьтесь с советами, представленными ниже, и у вас все получится. Уже через несколько недель вы будете настоящим мастером, так как научиться правильно читать книги не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

Прежде чем перейти к советам, как научиться чтению, нужно уделить немного внимания способам это делать. Их выделено 4 вида. Все они были описаны М. Адлером в 1940 году в его научно-исследовательском труде. Он выделил следующие способы:

  1. Элементарный.
    Простейший способ, подразумевающий использование тех навыков, которые приобретаются на школьных уроках. С его помощью человек просто читает текст, понимает смысл, прослеживает определенный сюжет.
  2. Инспекционный.
    Такой способ еще называют «поперек листа». Следуя ему, читатель сначала смотрит в начало листа, а потом переходит к концу, при этом быстро старается «вырвать» главные моменты, поняв смысл. Такой вариант крайне полезен и часто используется в условиях нехватки времени при работе с большим количество материала учебного или рабочего характера.
  3. Аналитический.
    При аналитическом способе необходимо погружаться в текст, отчего получается действительно эффективное чтение книг. Медленное внимательное продвижение по странице, отдельные письменные заметки, поиск объяснения непонятых слов, использование ссылок автора – это главные составляющие аналитического способа. Его целью становится стопроцентное понимание прочитанного с полным усвоением всех авторских мыслей.
  4. Исследовательский.
    Популярный среди писателей и работников творческой или научной сферы способ. Он требует чтения сразу нескольких книг одной темы для подтверждения или опровержения каких-либо теорий. Этот вариант плохо подходит для художественной литературы, если рассматривать ее в плане получения удовольствия, а не работы.

Для обычного человека, желающего найти ответ на вопрос о том, как эффективно читать книги, наиболее выгодными будут 2 или 3 способ. Они позволят получить как удовольствие, так и усвоить важную информацию. Однако рассматривать их подробно нет смысла, так как нужно правильно читать в целом, а не загонять себя в рамки одного способа. Перейдем к советам.

Имейте цель

Никогда не читайте без цели, как это делает большинство людей. Не нужно пытаться забить свободное время поверхностным чтением, надеясь на получение туманной пользы. Старайтесь сначала ставить цель, чтобы решить определенную проблему или найти ответ на вопрос. Если дело касается научной литературы, то заранее решите, что именно нужно в ней узнать.

Перечитывайте

Нет никаких гарантий, что после первого чтения будет усвоен весь текст. Часто случается такое, что при втором или третьем чтении люди открывают для себя новые частички сюжета, а у романа прорисовывается совершенно иной смысл. Особенно актуален этот совет для работы с научными работами, пусть даже в виде популяризированной литературы. Не бойтесь тренироваться и повторять, иначе как еще научиться чему-то, если не прорабатывать материал.

Пробуйте разные способы чтения

Способы, описанные в начале статьи, появились там не просто так. Несмотря на большое количество советов, которые научат, как правильно читать книги, следует использовать описанные способы. Как было сказано выше, эффективны для среднестатистического человека инспекционный или аналитический. Попробовав каждый из них, нужно выбрать один, постараться отточить его, а потом повторить со вторым. Можно чередовать или даже применять на одном романе, что очень эффективно.

Берите сразу несколько книг

Этот совет затрагивает только тот случай, когда необходимо работать с серьезной литературой, не относящейся к художественной. Например, при изучении традиций страны. Нужно использовать много книг, чтобы получить полное представление об изучаемом вопросе, исключить риск получения ложной или неправильно истолкованной информации. Также не забывайте сравнивать прочитанное с уже имеющимися знаниями. А если работа представлена в нескольких частях, то читать их следует строго в хронологическом порядке.

Ищите информацию

Если в процессе чтения вы столкнулись с необычным словом, описанием интересного события или предмета, то не следует пропускать это, так как надо читать с пониманием. Воспользуйтесь современными технологиями и найдите необходимую информацию. Во-первых, это расширит ваши знания. Во-вторых, позволит намного лучше понять читаемое.

Делайте заметки

Всегда держите при себе карандаш, а также несколько маленьких закладок или блокнот. Важно выделять значимые моменты, чтобы потом можно было кратко просмотреть их и вспомнить или увидеть то, что раньше казалось скрытым. Особенно, это касается учебной или рабочей литературы, так как научиться чему-то серьезному без заметок не удастся никогда. В процессе знакомства с художественным произведением можно также делать записи в блокнот о своих мыслях по поводу дальнейшего развития сюжета.

Сосредоточьтесь

Некоторые люди читают даже 5 часов в день, но при этом постоянно теряют фокус, уходя в себя, у них появляются отстраненные мысли. Так как нужно правильно читать, чтобы не терять время впустую, таких моментов быть в вашей жизни не должно. Постарайтесь не отвлекаться и проникнуться произведением. Если при всех усилиях сосредоточиться, уютной обстановке, хорошем самочувствии такая проблема остается, то это говорит об отсутствии цели, о которой упоминалось в первом совете. Попробуйте спросить себя: «Зачем я этим занимаюсь?».

Читатель порой ищет соответствия и невольно сопоставляет окружение в романе реальному миру. Сравнивая, он отдаляется от цели. Придерживайтесь взгляда героя, ищите правильную точку, с которой будет идти весь процесс знакомства с романом. Это позволит оказаться в описываемом мире, что сыграет вам на руку.

Помните о подтексте

Современные читатели действительно не знают, как правильно читать книги. Доказательством является факт, что большинство воспринимают романы и все описываемое в них буквально. Важно всегда помнить о подтексте, оставленным автором. Это может перевернуть преставление о сюжете, а также откроет новые грани и скрытый смысл, не замеченный ранее.

Подтекст бывает скрыт в следующем:

  • погода, время года – погодные условия часто выражают чувства героев, а времена года могут иметь огромный символ цели написания романа или частично выражать скрытый смысл;
  • действия героев – автор может таким образом показывать настоящий мир, проводя параллель, к примеру, с политикой;
  • насилие – во многих произведениях несет общественный или культурный смысл;
  • география – она может выступать в своеобразной роли, раскрывая целую отдельную тему, обозначая символ, или показывать влияние окружения на персонажей;
  • спасение героя – многие авторы показывают перерождение героя или резкое изменение его взглядов путем спасения от смерти, например, падение в реку и спасение, а иногда героя убивают, что тоже говорит о многом;
  • клеймо персонажей – физическими недостатками могут выражать символы людских нравственных или психологических проблем.

Всегда пытайтесь увидеть подтекст.

Уберите сюжет на второй план

Все известные писатели пишут не ради развлечения читателей, а для донесения какой-либо мысли. Сюжет здесь играет далеко не главную роль – он выступает, как средство, а не самоцель. Именно поэтому некоторые произведения вообще не имеют внятного сюжета, но содержат много полезных мыслей. То же касается героев – они являются средством выражения мысли. Читайте для понимания мысли автора, а не знания сюжета. Это важнейший момент в вопросе того, как научиться правильному чтению.

Ознакомьтесь с книгой заранее

Задаваясь вопросом о том, как читать эффективно, начните это делать уже с обложки. Перед первым прочтением постарайтесь максимально близко познакомиться с книгой. Попробуйте вникнуть в название, не скрыто ли в нем что-то важное. Изучите обложку, т.к. изображения могут многое сказать о смысле романа. Обратите внимание на названия глав, прочтите первые страницы – это поможет не только определить, насколько сложно и интересно написан текст, но также узнать о самом главном посыле автора. О нем (об авторе), тоже следует немного почитать, если есть такая возможность, ознакомиться с другими работами. Не будет лишним прочтение нескольких отзывов о произведении.

Подводите итоги, анализируйте

После прочтения дайте себе немного времени, чтобы прочитанное уложилось по полочкам в голове. Затем составьте своеобразный отчет, в котором будет описано самое важное:

  • О чем вы прочитали?
  • Что произошло? Каковы причины?
  • Поучительны ли и интересны описанные события?
  • Согласны ли вы с автором?
  • Какие выводы можно сделать?

Такой подход позволит получить максимум от книги, что и является целью того, как научиться наиболее эффективному чтению. Дополнительно можно писать свои личные рецензии на прочитанное или обсуждать все с друзьями.

Бросайте неподходящую литературу

Не нужно пытаться через силу осилить плохую литературу, думая, как бы научиться и прочитать ее с большей эффективностью. Строго отсеивайте бесполезные произведения, которые не можете осилить. Они не подарят чувства удовольствия, не помогут развитию эффективности, а оттолкнут вас назад.

Выделяйте больше времени

Учиться нужно регулярно, а не раз в месяц – это вы, скорее всего, и так знали. Обучение эффективности читательских способностей не является исключением. Нужно выделять достаточное количество времени хотя бы раз в пару дней. Будет достаточно и одного часа, но при условии правильного подхода и использования советов.

Смешивайте жанры

Имея жанровых фаворитов, не стоит углубляться исключительно в их представителей. Перенасыщение любым жанром не приносит пользы, тем более, если есть желание добиться такой цели, как научиться читать с эффективностью. Меняйте жанры, переходя от одного к другому, с каждым романом. Это не только ускорит обучение, но и расширит кругозор.

Резюме

Навыки эффективного чтения –полезная вещь для человека, научиться которой обязан каждый, кто хочет получить пользу из книг и добиться успеха. Если следовать описанным советам, то результат придет уже через несколько недель тренировок. Главное, не забывать о регулярности и качестве.

Когда вы в последний раз читали вслух?

Почему люди плохо читают вслух ? Из-за чего так происходит? Почему кажется: “Сейчас, ах, как прочитаю!”, а выходит сухое чтение? Об этом и поразмышляем.

А когда вы читали в последний раз вслух ?

Давно это было?

В этой статье будут (подробно) рассмотрены причины , по которым люди плохо читают вслух, рекомендации , как развивать чтение вслух, практические упражнения , которые помогут научиться хорошо читать вслух , как себе, так и при публичном выступлении .

Чтение вслух

Как пишет Википедия: Чтение - сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

Когда мы читали вслух ? Наверное, еще .

А что выходит в результате?

Монотонное чтение . Маловыразительное. Без желаемых переливов голоса.

Во всяком случае, так слышится со стороны.

Уважаемый читатель! Большая просьба сделать клик на рекламе от Гугль в знак вашей благодарности нам за бесплатные материалы на этом сайте:

Что делать, чтобы улучшить качество чтения вслух?

Полезно осознать, что навык “чтения вслух” мы уже давно не развивали, а упражнялись в чтении “про себя”. А это, хоть и похожие, но разные навыки нашего мозга.

Ведь многие тексты хорошо написаны. Они тщательно продуманы писателями. В них содержатся слова, мало используемые в быту, слова, которые полезны для развития словарного запаса.

Как правильно читать с листа перед публикой

Вы, видели когда-нибудь оратора читающего по бумажке? Согласитесь – печальное зрелище.

Вспомните, к примеру, речи Леонида Ильича Брежнева.

Впрочем, бывает, современные ораторы которые читают речи очень хорошо.

А что, хорошие ораторы с листа не читают? – Читают. И еще как читают.

Вспомните Альтова, Жванецкого, и других эстрадных юмористов. Читают, и очень хорошо читают с листа.

Даже Барак Обама часто выступает, глядя в лист бумаги.

Но читает он так, что никто и не замечает чтения.

Вот, к примеру, одно из видео, где Барак Обама выступает, используя написанный текст. Но ведь это выглядит красиво. Почему? – Потому что он умеет читать.

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

А что нужно было сделать? Есть два варианта:

  1. Прочитать – и “своими словами” рассказать этот текст публике.
  2. Научиться технике “публичного чтения”.

Публичное чтение

Правильное публичное чтение.

Почему “правильное” – потому что есть правило: нужно смотреть в глаза тем людям, которым адресуется речь, не важно, написанная или нет.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), действительно сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И не только видеть , но и чувствовать , насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши замечательные лекции в институте…

На что обратим внимание: паузы, зрительный контакт и скорость нашей речи. С какой скоростью вы, можете читать вслух ? Предполагаю, что быстро, а нам нужно так, чтобы каждое ваше слово было воспринято аудиторией.

Важная техника: читайте во время паузы, а когда говорите – смотрите в зал. И так попеременно.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Упражнения

Как правильно читать вслух

Итак, подытожим всё выше написанное.

1. Не проблема.

Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух – это не проблема . Это – задача . Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.

Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.

О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:

Как увеличить словарный запас

2. Что читать вслух

  • Рекомендую эти
  • А это – целый сайт хороших притч

3. Как читать вслух

Да. Именно. Сомневаетесь? И – правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью “120 слов в минуту”. Но я – тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале.

  • Об этом подробно написано в моей книге “Ошибки ораторов”: .

4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво.

Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и – любоваться ими в зеркале.

5. Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе.

Однажды я решил задаться вопросом – что у меня получается лучше всего? За свою жизнь я успел перепробовать уйму увлечений, но нашлось среди них то, единственное, которым я занимаюсь с особой страстью с самого детства. В этом увлечении нет ничего необычного – это чтение книг. Поэтому в данной статье я решил перечислить простые правила чтения, которые я узнал за всю свою жизнь.

1. Правило 10%
Давным-давно, когда я только начал заниматься фрилансом, мои доходы не были особо велики, но я принял твердое решение – тратить 10% дохода на книги. В то время на эти деньги можно было с трудом купить нормальную книгу. Но шли годы, и я продолжал строго придерживаться этого правила. На данный момент на 10% своего месячного дохода я могу приобрести такое количество книг, которое я не смогу прочесть даже за год. Это значит, что я вовсе не зря покупал и читал книги.

Возьмите за правило откладывать 10% своего дохода на книжки – ведь это самое лучшее денежное вложение. Откладывать больше не стоит, впрочем, как и меньше.

2. Читайте вместе с блокнотом
Данное правило я порой называю – «читайте умно».

Я никогда не перечитываю книги. Происходит это по той причине, что во время чтения я по максимуму изучаю все идеи, имеющиеся в ней. В этом мне помогает блокнот. Читая книгу, в блокнот я стараюсь выписывать все полезные и интересные идеи, ссылки на другие издания, цитаты, которые меня вдохновили. Если под рукой у меня не оказалось блокнота, то я пишу карандашом на полях.

В конечном счете, в блокноте у меня получается своеобразное краткое содержание книги. Блокнот приятно перечитывать спустя время, так как это очень вдохновляет.

Такое чтение помогает проникнуться идеей книги максимально глубоко.

3. Составляйте топ-книг, желанных для приобретения
Соединив воедино два первых правила, мы получаем правило тратить 10% дохода на книжки и список книг в блокноте, которые следует прочесть. Этот список и должен стать списком ваших будущих приобретений. Он постоянно будет корректироваться, перерабатываться, ведь у интересов есть свойство меняться.

4. Читайте не меньше часа в день
А еще лучше, если на чтение будет отведено два часа. На самом деле, не так важно, как много времени вы посвящаете чтению, хотя я настоятельно рекомендую читать около одного часа в день. Самое главное – читать регулярно. Приучите себя к простому правилу – ни дня без чтения.

Занятому человеку очень сложно найти в сутках целый час времени для чтения. В подобной ситуации можно разбить час на двадцатиминутные отрезки, которые будут распределены для чтения в течение всего дня. Но перед сном читать все же не следует, так как уставший мозг может не воспринять полученную информацию.

5. Смешивайте стили
Я являюсь верным фанатом книг о мотивации и саморазвитии. Наверное, я отношусь к тем людям, которые саморазвитие заменили книгами о саморазвитии. Но я согласен, что ежедневно читать книги одной и той же тематики – это очень скучно. Поэтому чередуйте книги, сначала деловую, затем фантастику, после полезную, ну а там и до художественной литературы, которая не менее полезна и интересна, можно добраться.

6. Не держитесь за книги
Какой смысл прочитать книгу и поставить ее на полку? Если научиться читать правильно, то придет осознание того, что книга – это одноразовая вещь. Ее можно сравнить со шприцом с идеями, необходимыми для интеллектуального наркомана.

Предлагаю обмениваться книгами со знакомыми и друзьями. В первую очередь, это отличный способ экономии. Также при помощи данного способа можно помочь учиться и развиваться вашим близким людям.

7. Обратите внимание на электронные книги
Это явление вызывает массу споров, но я не перестану утверждать, что бумажная книга постепенно доживает последние дни. Она превращается в подобие виниловой пластинки, которую по достоинству ценят лишь фанаты. Читать при помощи электронной книги очень легко, просто и дешево. Для истинного фаната чтения электронный ридер окупится уже за два месяца.

Вот такие нехитрые правила я вам перечислил. Если уже начал читать, то остановиться невозможно, уж поверьте мне.

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

Подайте пример

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

6 методик, проверенных временем

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимымВячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологиSteven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатрыAmerican Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

Чтение – не только увлекательное занятие, но и определенное обязательство человека. Благодаря умению читать человек в своей жизни получает максимум информации – определяет формат магазина, состав продукта, узнает о поставленном диагнозе и многое другое.

Вопрос, как научиться быстро читать, рассматривается еще в детстве, однако и для взрослого человека этот навык или приобщение к нему оказывается немаловажным. Далее будут рассмотрены способы быстрого чтения, ведь быстро читать, значит больше успевать и узнавать.

Важность скорочтения

Техника быстрого чтения называется скорочтением . Зачем оно необходимо в принципе? Дело в том, что человек овладевает новыми познаниями только при условии видимого восприятия.

Более 95% информации, поступающей в мозг человека, обеспечивается возможностью видеть.

В то же время не исключением является и чтение важной информации, которая необходима для осуществления своей цели.

Представьте ситуацию: у вас неприятности юридического характера, и в помощь идут только брошюрки с Уголовным, Налоговым, Трудовым или Гражданским Кодексами РФ. В какой книге смотреть интересующую вас информацию – неизвестно, а время для решения проблемы ограничено. Как поступить в такой ситуации?

В таком случае нетренированный мозг не найдет нужного ответа на вопросы, а если и найдет, не сможет воспринять его в должной степени. В результате возникшие проблемы только усугубятся.

Специалисты утверждают, что человек, который не просто много читает, а владеет техникой скорочтения:

  • уверен в себе;
  • имеет адекватную самооценку, несколько самокритичен, что тоже только полезно в большинстве ситуаций;
  • добивается поставленных перед собой целей.

Подобные утверждения не беспочвенны – для этого специалисты различных систем проводили многочисленные исследования. Они пришли к выводу, что получить достойное в жизни образование можно только при помощи большого количества прочитанных книг .

Образованный человек всегда может найти работу по душе и с хорошим материальным обеспечением. Успешный человек стремится к самосовершенствованию, что также достигается путем чтения определенной обновленной литературы.

Получить необходимую информацию можно только из газет или других источников, которые необходимо не просто прочитывать, а читать быстро. Люди с навыком скорочтения быстрее учатся новому.

Почему человек медленно читает

Не всегда даже специальные упражнения в скорочтении помогают добиться желанного результата. Существуют определенные причины, в которых методика скорочтения оказывается «бесполезной». К ним относят:

  • низкий словарный запас – проблему можно устранить путем чтения интересной литературы (художественной или научной );
  • отсутствие должной концентрации внимания на тексте – в данном случае проблема объясняется слабым артикуляционным аппаратом, который легко натренировать с помощью специальных упражнений;
  • нетренированная память – можно развить только путем постоянного чтения книг и обсуждением или простым воспоминанием прочитанного;
  • сложное содержание книги – не всегда ребенок или даже взрослый человек может воспринять запутанный сюжет или большое количество сложных предложений в тексте;
  • постоянное возвращение к определенному слову – зачастую в тексте встречается какое-либо непонятное слово, его необходимо разъяснить.

Разъяснение сложного и неизвестного слова в тексте должно происходить родителями, если читает и задается вопросом ребенок. В противном случае следует обратиться к толковому словарю или интернету.

Вся правда о скорочтении. Видео:

Основные трюки в быстром чтении

Обучение скорочтению должно начинаться с изучения основных моментов в технике. К подобным основам относят следующие моменты:

  • Необходимо читать только полезные книги. Если есть желание стать успешным, значит, следует останавливать свой выбор на автобиографиях талантливых предпринимателей и так далее.
  • Выбирают книги только с простым для восприятия изложением – к ним относятся рукописи современных авторов. Классика в данном случае окажется неуместной, поскольку в тексте будет присутствовать большое количество уже устаревших слов.
  • Выбранную книгу необходимо прочитать быстро 2 раза. Первый раз является ознакомлением с информацией, а второй раз – это уже техника скорочтения.
  • Читайте только в удобных для вас местах – желательно дома и не менее 1-1,5 часов без отрыва на важные дела.
  • Не следует читать не понравившееся произведение, а также «лишнее» — не следует человеку, желающему добиться успеха, начинать чтение фантастики.

Это только основные моменты, которые помогут освоить скорочтение в домашних условиях. Далее следует изучить тонкости в методике.

Техники скорочтения

По факту, скорочтение – это комплекс многочисленных методик, которые используются для освоения навыком.

Методики подразделяются на группы – предназначенные для детей или взрослых. Если же говорить о взрослых, можно выделить следующие методы освоения скорочтения:

  • Прочтение книги с начала и до конца, а после наоборот – с конца до начала. В данном случае подразумевается возможность увеличить скорость чтения.
  • Чтение по диагонали – методика весьма интересная, но чтение наискосок помогает в быстром пролистывании книг. В основном такой способ используется в изучении художественной литературы.
  • Вождение пальцем по низу строчки – этот способ используется еще в изучении техники чтения в дошкольном возрасте. Объясняется подобное помощью в концентрации внимания.
  • Техника присвоения – основывается на выделении в тексте ключевых слов, которые в дальнейшем уже не прочитываются, но воспринимаются.
  • Техника сопереживания – важно визуализировать главного героя книги, прочувствовать его. Представленные действия позволяют легче воспринимать читаемый текст.

Существует еще интересный метод, как быстро читать книги. Способ называется просто: «Метод штурма» . Его используют разведчики, когда им необходимо понять и усвоить большой объем информации. Способ заключается в использовании книги научной литературы.

Объем книги – не менее 100 страниц. Техника заключается в предварительной подготовке страниц – необходимо на каждой странице строго посередине провести вертикальную линию карандашом.

Представленной технике обучается отдельный человек, но может освоить каждый желающий.

Также можно читать специальные книги по скорочтению – это работы многочисленных специалистов, предлагающих различные методы и способы для улучшения скорости чтения. Каждый найдет для себя наиболее интересный вариант, который поможет в большей степени.

Как научиться быстро и лучше запоминать прочитанное? Видео:

О важности восприятия прочитанной информации

Мало знать, как научиться скорочтению, необходимо воспринимать быстро прочитанную информацию, что достигается непросто.

Во-первых, необходимо научиться попросту извлекать полезную информацию из прочитанного текста. Это помогает воспринимать смысл прочитанного гораздо быстрее.

Во-вторых, важно воспользоваться уясненной информацией на практике – в этом случае человек начинает применять скорочтение с пользой для себя. Подобные действия и основы идут в сравнении с изучением иностранных языков – если не будет практики, заученные слова быстро позабудутся.

Выделяют следующие правила, как научиться быстро читать и запоминать прочитанное:

  • Рассказывать о прочитанном знакомым и друзьям.
  • Делать пометки по ходу чтения – необходимо выделять важные для себя словосочетания или целые абзацы.
  • Читать только в часы усиленной работы мозга – в зависимости от типа человек делится на «сову» или «жаворонка». Выбирать следует время, когда мозг активнее всего работает.
  • Никогда не читать вслух – это отвлекает от восприятия информации.
  • Важно сосредоточиться на чтении – если человека терзают более важные события, воспринять и запомнить информацию будет гораздо сложнее.

Как научить ребенка быстро читать и правильно?

Скорочтение для детей тоже существует, причем использовать технику следует сразу же, как только малыш готов к обучению навыка. В дальнейшем это поможет быстрее и легче воспринимать информацию, получаемую в школе.

Когда начинать обучение?

Приучать ребенка к чтению следует только после полноценного и самостоятельного анализа его состояния. Ребенок готов к обучению, если присутствуют следующие моменты:

Здесь больше полезной информации.

  • Малыш владеет речью в полном объеме – он может говорить целыми предложениями, использует нераспространенные слова в разговоре со взрослым.
  • У него развит фонематический слух — хорошо ли малыш воспринимает слова на слух, может ли назвать начальную и последнюю букву в произнесенном для него слове.
  • У малыша нет проблем со слухом и произношением – все звуки в речи ребенка поставлены, сохраняется правильный темп предложений (ребенок делает акцент на ключевых словах в предложении ).
  • Ребенок свободно ориентируется в пространстве – у него хорошо развит вестибулярный аппарат, он знает понятие «влево», «вправо», «вверх» и «вниз».

Получается, что научить ребенка читать и обучить его методике скорочтения можно только при отсутствии проблем в развитии. Не следует начинать обучение в раннем возрасте, если крохе это неинтересно – работа не принесет должных результатов, а обучение может вообще «встать».

Пошаговая инструкция

Чтобы привить ребенку навыки скорочтения (обучать его в дошкольном возрасте этой технике в полной мере не рекомендуется ), необходимо проделать следующие шаги:

Определите, какая техника ему дается проще – ее и используйте в первое время. По мере развития скорочтения меняйте методы более сложными вариантами.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник