23.08.2019

Как избавиться от внутреннего проговаривания. Как же быть и кому верить? Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова


Правило четвертое: читаем без артикуляции!

Исследования показали, что существуют три способа чтения. Первый – это артикуляция, или проговаривание текста вслух. Скорость при этом, очевидно, небольшая. Второй способ – это чтение про себя, при котором открытой артикуляции нет, внешняя речь преобразована во внутреннюю. Смысл так усваивается гораздо лучше, и в этом случае скорочтение возможно. Но наиболее эффективный способ – это чтение с максимальным сжатием внутренней речи, когда она сокращается до ключевых слов и смысловых рядов.

Как мы уже говорили, артикуляция тормозит процесс чтения и от нее необходимо избавиться. Но не повредят ли повышенная скорость чтения и сокращение артикуляции усвоению прочитанного?

Психологи утверждают, что порой при чтении слова заменяются зрительными образами, схемами, а целые группы слов – одним словом.

Быстро читающие люди сразу улавливают замысел автора без проговаривания текста вслух, а затем усваивают его на уровне внутренней речи. При этом, несмотря на высокую скорость чтения, понимание и усвоение текста будут качественными – ведь основная идея понятна с самого начала. Научиться этому вполне возможно.

Вы наверняка знаете, что в зависимости от преобладающего способа восприятия информации люди делятся на два типа – аудиалы и визуалы. Аудиалы лучше запоминают на слух, визуалы – с помощью зрительных образов. Это отражается и на процессе чтения: визуалы читают про себя и используют наглядные образы, а аудиалы пользуются артикуляцией. И это, конечно, менее производительный способ. Именно поэтому среди людей, которые читают быстро сами по себе, подавляющее количество визуалов. Но остальным отчаиваться не стоит. Любого человека можно научить при чтении сокращать артикуляцию и использовать код визуальных образов.

Итак, даже если вы читаете про себя, это еще не значит, что у вас полностью отсутствует артикуляция. Возможно, она просто преобразовалась во внутреннюю речь. То есть вы сами не отдаете себе отчета в том, что во время чтения проговариваете про себя значительную часть текста. Как же сократить внутреннюю речь до минимума?

Сначала следует разобраться, что же такое внутренняя речь. Это речь, которая не служит целям общения, а обслуживает только мышление. Например, вы примеряете в магазине несколько рубашек. Вы говорите про себя: «Нет, эта широковата…Попробуем вот эту, синюю… Рукава короткие!… На кого их шьют, в конце концов?!»

Порой бывают «мысли вслух» – это не что иное, как внутренняя речь, скрытая форма внешней. Кстати, дети совершенно не умеют думать про себя, у них не сразу формируется механизм преобразования внешней речи во внутреннюю.

Но чаще всего внутренняя речь вообще прекращает быть речью. Она содержит не звуки и слова, а визуальные образы, схемы и так далее. Это очень легко доказать с помощью ритмического постукивания карандашом по столу. Внешняя речь более развернута во времени, мы произносим слова с определенной последовательностью и на каждое из них тратим какую-то долю секунды. Если во время того, как человек говорит вслух, начать монотонно постукивать, он собьется. Так и при чтении – человек проговаривает про себя слова и тоже сбивается. Но если мы просто думаем о чем-то и в то же время отбиваем ритм, постукивание нам мешать не будет. Это значит, что внутренняя речь не обладает такой протяженностью во времени, как внешняя. Речь как будто растворяется внутри нас, разбивается на образы и схемы. Основываясь на этом, можно сформировать новую систему перекодирования смысла текста человеческим мозгом, основанную на использовании ярких визуальных образов.

Мы выяснили, что лишь сокращение артикуляции может обеспечить настоящее скорочтение. Как же этого добиться? Самым эффективным упражнением будет выстукивание ритма. Вот в чем оно заключается. Вы читаете про себя и одновременно отбиваете карандашом специальный ритм, не характерный для русской речи. Он состоит из трехчастного постукивания с четырьмя короткими ударами в первой части и двумя длинными ударами в каждой следующей части. На первом звуке каждой части удар усиливается.

Такой ритм становится помехой для любой артикуляции – как внешней, так и внутренней. Вы спросите: что же, читающие быстро все время так и отбивают ритм при чтении? Конечно, нет. По меньшей мере, это выглядело бы странно. Достаточно многократно тренироваться и в общей сложности прочитать 20 часов с постукиванием ритма, чтобы новая программа чтения без проговаривания сформировалась.

Главное в занятиях – точно выучить ритм, а затем простучать его до полного запоминания. Очень важно отбивать ритм самому, собственной рукой, и самому контролировать его правильность. Это нужно соблюдать потому, что в человеческом организме движение рук неразрывно связано с речевым аппаратом. Не будем вдаваться в сложные научные объяснения, просто примите это как данность. Читать текст с выстукиванием можно только после того, как вы выучили ритм.

При систематическом выполнении упражнения и достаточном количестве тренировок почти все смогут достигнуть нужного результата и научиться читать без артикуляции. Перейдем непосредственно к упражнениям.

Ритм отбивается карандашом, зажатым в трех пальцах правой руки, если вы правша. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга. Ритм выстукивается по твердой поверхности стола ударами в одну точку, твердо, четко, уверенно. Отбивать ритм нужно активным движением всей руки, а не только кисти. Главное не сбиваться и не делать паузы в выстукивании при чтении.

Упражнение 1. Проверка ритма

Когда вы посчитаете, что запомнили ритм, попробуйте отбивать его непрерывно в течение 2–3 минут. Не сбиваетесь? Отлично. Теперь можно поэкспериментировать. Начинайте выстукивать ритм, а затем читайте громко вслух какой-нибудь текст. Не получается? Так и должно быть. Читать вслух и отбивать ритм одновременно невозможно. Теперь снова начните отбивать ритм и читайте тот же текст, но уже про себя. У вас должно получаться, только чтение будет очень медленным, а до смысла дойти трудно. Это вполне закономерно. Идем дальше.

Упражнение 2. Борьба с артикуляцией

Как минимум неделю нужно ежедневно читать простые тексты с выстукиванием в течение часа или полутора часов. Перед вами не ставится задача полностью понять текст, главное – правильно выполнять упражнение. Устраивайте такое чтение по 10–15 минут несколько раз в день. И еще – обязательно выстукивайте ритм перед сном. К концу недели вы должны начитать таким образом 8-10 часов.

Затем переходите к чтению газетных статей с выстукиванием. Читайте их 2–3 в день и старайтесь понять смысл текста.

Затем возьмите текст объемом 8 тысяч знаков, прочитайте его с отбиванием ритма. После завершения чтения продолжайте выстукивать, закройте глаза и попытайтесь изложить суть текста, отвечая на вопросы интегрального алгоритма чтения.

Из книги Две Жизни автора Антарова Кора Евгеньевна

Глава XII. Мы читаем книгу в комнате Али. Древняя сказка Когда мы вышли из комнаты омовений, я взглянул на Бронского и был тронут необычайным для него выражением лица. Вместо всегдашней бодрой энергии и радостности, которые сменили теперь его прежнее скорбное выражение, на

Из книги Быстрые результаты. 10-дневная программа повышения личной эффективности автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Из книги Тренировка памяти. Экспресс-курс автора Фрай Рон

Из книги Скорочтение автора Быстров Геннадий

Глава 4 Читаем и запоминаем Пожалуй, ничто так не облегчает процесс обучения, чем умение быстро усваивать и запоминать прочитанное. Способность вспомнить большое количество деталей, не обращаясь повторно к тексту, – огромное преимущество для любого студента и

Из книги 33 счастья [или Как наладить диалог с интуицией, подсознанием и вселенной, чтобы получить деньги, любовь, карьеру и здоровье] автора Криксунова Инна Абрамовна

Глава 1. Почему мы так медленно читаем Скорость чтения: проверь себя Перенасыщение информацией, характерное для нашего времени, можно победить только одним способом: отсеивать лишнее, выбирать существенно новое. Здесь мы подбираемся к самой сути быстрого чтения. Быстрое

Из книги Большая книга женской мудрости автора Криксунова Инна Абрамовна

Правило первое: читаем без регрессий! Американский писатель Генри Дэвид Торо как-то сказал: «Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались». Действительно, книги сложные и интересные не грех читать именно так, а порой и перечитывать. Разумно это и при

Из книги Мозг и тело. Как ощущения влияют на наши чувства и эмоции автора Бейлок Сайен

Правило пятое: читаем вертикальным движением глаз! В процессе чтения глаза человека пребывают лишь в одном из двух состояний: остановки (фиксации) или движения (смены точек фиксации). Обычно движения глаз при чтении человек не осознает. Текст воспринимается только в

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Правило седьмое: ежедневно читаем две газеты, один журнал и 50-100 страниц книги! Это заключительное правило и оно короткое. Теперь вы знакомы с секретами скорочтения. Главное – применять на практике все, о чем мы вам рассказали. Для этого старайтесь ежедневно читать две

Из книги Мозг и сердце. Разумный подход автора Свияш Александр Григорьевич

Читаем «путевые знаки» судьбы Вы, наверное, замечали, что бывают дни, когда все ладится. На дворе стоит чудесная погода, прихожие смотрят приветливо, мужчины делают комплименты, вовремя подходит нужный транспорт, в магазине вы обнаруживаете вещь, которую давным-давно

Из книги 52 понедельника [Как за год добиться любых целей] автора Джонсон Вик

Читаем путевые знаки жизни и судьбы Я уже говорила, что в жизни нам приходится постоянно принимать решения, делать выбор между различными вариантами предполагаемого развития событий. Например: ехать ли куда-то, покупать ли данную вещь, встретиться ли с этим человеком,

Из книги Техника одушевления предметов [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Читаем мозг Со времен Аристотеля философы не перестают спорить о том, в какой части тела обитает душа – в голове или другом органе, например в сердце. Австрийский философ, врач и анатом ХІХ века Франц Йозеф Галль, основатель краниоскопии, или френологии, был убежден,

Вы знали, что 99% людей читают точно так же, как читали в шестом классе? Метод, скорость чтения и процент понимания прочитанного остались неизменными с тех времен. Дело в том, что в школе не учат читать правильно. Хотите в новом году научиться усваивать информацию в десять раз быстрее? Советы из книги «Развитие мозга» вам помогут.

Вредные читательские привычки

1. Отвлечение внимания (блуждание мысли)

Хоть раз вы в конце страницы или главы вдруг понимали, что ничего не помните из прочитанного? Причина в том, что вы отвлеклись. Странно: глаза двигались по странице, но мозг был занят… чем? Кто знает! Проблема в том, что понимание прочитанного оказалось нулевым, и вам пришлось читать заново! В некоторых случаях эта привычка полезна. Когда ваш ум находит в прочитанном связь с другой темой, к которой и переходит, это на самом деле очень хорошо. Когда же при чтении мысли просто блуждают где-то далеко, ничего хорошего нет.

Главное «лекарство» от этой привычки простое: двигайтесь быстрее! Ваш ум отвлекается в основном из-за скуки. Если он способен легко воспринять, скажем, в два раза больше, чем сейчас (а это правда), то он найдет дополнительное применение этим резервам. Мозгу очень понравится, если вы поставите перед ним задачу увеличить скорость, и он будет внимательнее. Это резко повысит понимание материала.

2. Регрессия (возврат)

При чтении любых материалов почти все регулярно возвращаются и перечитывают только что изученное. Это можно увидеть, проследив за глазами читающего. Чаще всего мы даже не отдаем себе в этом отчета!

Естественно, процесс регрессии сильно замедляет чтение и обычно не нужен. Эта привычка иногда полезна. Если вы вернетесь к прочитанному, чтобы найти пропущенное, то регрессия поможет вам прочнее усвоить нужную информацию. Но обычно это или результат отвлечения внимания, или просто привычка. И тогда вы тратите на чтение в два раза больше времени, чем нужно.

3. Субвокализация (мысленное проговаривание)

Третья привычка, которую лучше скорректировать, называется субвокализацией. Это проговаривание каждого слова в уме. Скорость чтения при этом не превышает скорости устной речи: около 150 слов/мин. Вообще-то субвокализация удобна при чтении произведений в жанре, где «слышать» слова необходимо. В эту категорию входят Священное Писание, диалоги и поэзия. В иных случаях субвокализация замедляет чтение, и вы тратите много лишних усилий.

Лучший способ устранить эту привычку (да и все три) - активнее использовать свои глаза и/или руки, научиться больше задействовать зрительные центры мозга, а не слуховые.

Как научиться читать быстрее

Прежде чем приступить к упражнениям, запомните два важных термина, связанных с движением глаз:

  • Фиксация. При чтении мышцы останавливают глаза четыре раза в секунду. Каждая такая остановка называется фиксацией. Информация воспринимается и поступает в мозг только во время остановок. В промежутках между ними глаза движутся так быстро, что ничего не воспринимается. Итак, во время чтения информация поступает к вам через глаза четыре раза в секунду. Эта особенность заложена природой, и переучивать бесполезно: у вас не получится повлиять на частоту остановок глаз. Но вы можете повлиять на то, сколько слов воспринимаете при каждой остановке.
  • Поле зрения. Ширина текста, который воспринимают ваши глаза при каждой остановке. У большинства людей при чтении поле зрения максимально узкое: одно слово на остановку. Статистика это подтверждает: если читать пословно, то получается четыре слова в секунду и ровно 240 слов/мин - средняя скорость чтения шестиклассника! Чтобы повысить ее, достаточно расширить свое поле зрения и воспринимать больше слов при каждой остановке.

Представьте, что вы пытаетесь перейти поле, но не можете делать более четырех шагов в секунду. Если они будут короткими, то на пересечение поля уйдет много времени. Но если шагать шире, не увеличивая числа шагов, вы перейдете его гораздо быстрее и с меньшими усилиями. На самом деле расширить поле зрения несложно; нужно только немного натренировать глазные мышцы и недолго попрактиковаться.

Улучшаем движения глаз

Начнем с мышц, которые отвечают за движение глаз. Выполните упражнение. Встаньте прямо и смотрите вперед. Не поворачивая головы, посмотрите как можно дальше влево. Затем как можно дальше вправо. Потом как можно быстрее пять раз подвигайте глазами налево-направо и обратно в горизонтальной плоскости. Теперь сядьте.

У вас закружилась голова или заболели глаза? Это случается с большинством людей и означает, что у них слабые, нетренированные глазные мышцы. Чтобы укрепить и натренировать их, попробуйте выполнять это же упражнение пару раз в день. Очень скоро (в большинстве случаев всего через пару дней), по мере укрепления глазных мышц, упражнение становится гораздо менее утомительным. А теперь начнем приучать ваши глаза ритмичнее двигаться при чтении. Смысл в том, что вам нужно ощутить, как глаза «скачут» по странице. Прочтите приведенный ниже текст, а потом перечитайте, следуя указаниям.

Как результаты? Чтобы приучить свои глаза двигаться ритмично, перечитывайте эту страницу с применением «скачков» пару раз в день. Не вникайте в текст; смысл упражнения в том, чтобы приучить глаза к ритмичным движениям. При этом засекайте время. Если у вас ушло больше минуты, попытайтесь выполнить его менее чем за минуту. Продолжайте работать над ним, пока время выполнения не станет меньше 30 сек., потом - меньше 20 сек., потом - меньше 15 сек. При таком темпе ваши глаза должны двигаться со скоростью свыше 1000 слов/мин.

Используем руки

При чтении ведите пальцем вертикально по странице вниз с постоянной скоростью - немного быстрее темпа, в котором способны двигаться ваши глаза. Нужно соблюдать постоянный темп, не останавливаясь и не возвращая палец вверх. Вы можете вести им вниз по левому полю, по правому полю или по центру текста. Не нажимайте слишком сильно; ведите вниз по странице непринужденно и легко. А если вы хотите еще активнее участвовать в чтении, примените метод двойной указки: ведите правым и левым указательными пальцами одновременно вниз по правому и левому полю.

Метод карточки-разделителя

Вам понадобится карточка (размер примерно 13×7,5 см) или чистый лист бумаги, сложенный вдвое. Или даже визитка, хотя она маловата. Единственный критерий отбора карточки - чтобы ее легко было держать одной рукой. Главное - правильно разместить карточку во время чтения. Возьмите ее и положите над строкой, которую читаете.

Да, именно так - над строкой. «Подождите-ка! - воскликнете вы. - Мне же не видно, что я только что прочел!» Вот именно. Этот метод сразу же повышает скорость и внимательность, потому что исключает возможность регрессии, и ваш мозг это понимает.

Отрезав себе путь к отступлению, вы даете подсознанию понять: надо быть внимательным, так как есть только один шанс. Так что по мере чтения просто перемещайте карточку по странице вниз в равномерном, постоянном темпе, чтобы ваши глаза продвигались вперед. В идеале карточка не должна останавливаться, и, конечно, ее нельзя передвигать вверх.

Подавление проговаривания текста является одним из наиболее действенных методов . Проблема проговаривания, или артикуляции, заключается в том, что она очень замедляет чтение, и при этом мешает быстро выделить нужную информацию из текста.

Есть у артикуляции и плюсы — она позволяет совершенствовать речь, и лучше понимать, как звучат те или иные слова. Данное полезное свойство помогает, например, при изучении , или при чтении поэзии.

Но для информационного чтения артикуляция мало подходит. Гораздо лучше и быстрее не проговаривать текст про себя, а создавать мысленные образы.

Вспомните, как Вы читали интересную художественную книгу с захватывающими сюжетами и красочными описаниями. В этом случае Вы, скорее всего, представляли себе все образно, не обращая внимания на слова. Чтение таким образом превращается как бы в создание фильма, который Вы мысленно просматриваете. При таком образном чтении скорость значительно увеличивается.

Для подавления артикуляции можно использовать метод речевых помех. Суть этого метода заключается в выстукивании пальцами ритмической дроби.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что ученые выяснили одну интересную вещь — речь человека и его способности к чтению очень сильно связаны с развитием пальцев. В Японии, к примеру, тренировку пальцев у детей начинают с двух лет. Ученые считают, что упражнения с пальцами стимулируют умственное развитие. Чем больше развиты движения пальцев, тем больше развита у них речь.

В древности, в первобытные времена, люди общались исключительно при помощи жестов — развитие речи произошло позже, или по меньшей мере шло одновременно. Ребенок также повторяет этот путь — сначала совершенствуются движения пальцев, а уже затем ребенок начинает выговаривать первые слова.

У человека центры, отвечающие за движения пальцев, и за восприятие речи, находятся рядом. Таким образом выстукивание пальцами определенного ритма блокирует речевой центр, и человек перестает проговаривать слова про себя.

Кроме того, на подавление мысленного проговаривания слов влияет и скорость чтения. При большой скорости мозг просто не успевает это делать.

Таким образом, чтобы подавить артикуляцию, и развить свои навыки скорочтения, следует читать текст определенным образом:

  • Начинайте отбивать ритм пальцами , например, указательным и средним попеременно, и одновременно читать текст. При ударе указательным пальцем фиксируйте взгляд на начале строки, при ударе средним пальцем фиксируйте взгляд на окончание строки. Следующий удар — начало новой строки, и так далее. Темп подберите максимально быстрый, но такой, чтобы Вы понимали и усваивали прочитанный материал. Также следите, чтобы темп был равномерным.
  • Занимайтесь регулярно , постоянно увеличивая скорость. Через некоторое время Вы, возможно, заметите, что фиксировать взгляд на начале и конце строки Вам неудобно. Взгляд начинает скользить как бы сам по себе, волнообразно. Позвольте взгляду скользить по тексту так, как Вам удобнее, при этом не сбавляя скорости скольжения. Если скорость чтения при этом снижается — вернитесь к первоначальной жесткой фиксации взгляда.
  • Не забывайте также и про другие способы развития скорочтения. Например, для улучшения периферийного зрения работайте с .
  • Читайте таким образом как можно больше и чаще. Во время занятий следите за движениями губ и языка — они не должны двигаться. Обычно для закрепления навыка ускоренного чтения без проговаривания текста требуется примерно 20 часов занятий по этой методике. После того, как Вы научитесь читать без проговаривания, можете перестать отбивать ритм пальцами — этот вспомогательный инструмент Вам уже больше не будет нужен.

В завершении — замечательная программа для развития скорочтения, в которой применены все принципы, изложенные выше. Скачать эту программу можно по ссылке:

Ритм в ней отбивает метроном, скорость которого Вы можете изменять. В программу загружается текст, который Вы затем читаете, фиксируя взгляд на начале и конце строк в соответствии с ударами метронома, при этом нужные точки фиксации взгляда будут подсвечиваться.

Программа эта бесплатная, легкая, не требующая установки, и не делающая никаких записей в реестре.

Текст можно загружать из файла, а можно из буфера обмена. Чтобы загрузить текст из файла, нужно зайти в пункт Файл — Открыть , а чтобы загрузить в программу скопированный текст, нужно сначала его скопировать, а затем выбрать пункт Файл — Читать из буфера . После этого нажимаете на кнопку Start , или выбираете пункт меню Старт .

Изменение скорости метронома достигается путем перемещения грузика на его маятнике, или путем изменения параметров в пункте Режим — Скорость .

Приятных Вам тренировок!

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

проговаривать

проговорить что, сказать или вымолвить, выговорить, высказать, промолвить. Он проговорил речь свою хорошо, ясно. Перед начальством всего не проговоришь. Этой скороговорки сразу не проговоришь.

Проговорить вечер, всю ночь, пробеседовать. Она одна проговорила все время, никому не дала слова молвить.

Поговаривать, распускать слух, молву. Проговаривают о наборе или о войне. Проговорить урок. Проговорить зорю, проголосить, проплакать, по обычаю, за воротами утром и вечером по покойнике в доме. -ся, быть проговариваему, в разн. знач.

Промолвиться, проболтаться, высказать, о чем бы должно умолчать. Невпопад проговорился. Смотри, знай про себя, не проговаривайся. Говори, да не проговаривайся. В чем проговорился, с тем и распростился. Проговариванье ср. проговоренье окончат. действ. по глаг. в знач. проговорить что; проговор м. проговорка ж. об. действ. по зичн. глаг., в знач. проговориться. На кого проговор не живет: бывает и на Сашку промашка! И за проговорку приплачиваются. Проговор не спор, промолвка, обмолвка, ошибка. Проговорный, -рочный, к проговорке относящ. Он проговорчив, ему не сказывай, болтлив, провирчив.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

проговаривать

проговариваю, проговариваешь. Несов. к проговорить.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

проговаривать

несов. перех. и неперех.

    1. Произносить, говорить.

      Выговаривать, произносить вслух (обычно ясно, раздельно).

  1. разг. неперех. Говорить о чем-л.; обговаривать.

    Говорить, разговаривать в течение какого-л. времени.

Примеры употребления слова проговаривать в литературе.

проговаривало

Привстал и финансист Ликок и с едва заметным ирландским акцентом, четко, по-дикторски проговаривая слова, сказал: - Допустим, все случится так, как вы говорите, так в чем же мы пострадаем?

До встречи в Беловежской пуще Борис Николаевич проговаривал и с Шушкевичем, и с Кравчуком, и с Назарбаевым варианты разъединения.

Алексий, доныне молча внимавший клирику, - он хорошо понимает по-гречески и не нуждается в переводе, - отставив тарель и твердо положив ладонь на столешню, проговаривает медленно и раздельно: - Старец Григорий Палама утверждает, яко от незримого божества истекают энергии, пронизающие тварный мир, и что энергии сии, именно они, а не сам непостижный божественный разум, постигаемы путем умной молитвы и даже видимы оком молящегося инока.

И разница здесь не в том, что Евтушенко писал для печати и не мог проговаривать все свои мысли - в отличие от Высоцкого, чья песня не была скована цензурными цепями.

Амок, - она помедлила, и ее губы беззвучно шевелились, словно она проговаривала про себя все возможные варианты, - существуют условия, лишь при соблюдении которых ты можешь вести нас дальше?

Я не скажу ничего, хотя не могу не заметить, что все в этом юноше, - который более похож на старца, чем на юношу, говоря в выгодном для него отношении, - все, начиная с цветущих ланит до самого асессорского, на нем лежавшего чина, все это в сию торжественную минуту только что не проговаривало , что, дескать, до такой-то высокой степени может благонравие довести человека!


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник