18.08.2019

Как часто необходимо проведение соут. Работник не принимает результаты спецоценки: что делать? Рабочие места, подлежащие соут


Сроки проведения СОУТ

28 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – 426-ФЗ). Совместно с ним в это же время был принят 421-ФЗ, который внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ). С вступлением в силу данных нормативных правовых актов проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) стало обязательным для работодателя.

Обязанность работодателя – это обеспечение безопасными условиями и охраной труда. В соответствии с 212 статьей ТК РФ и частью 2 статьи 4 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить , а мероприятия, реализованные по ее итогам, могут обеспечить безопасные условия труда на предприятии.

Что такое специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работников, цель которых -оценка условий труда. По результатам данных исследований организацией, проводящей спецоценку условий труда, подготавливается отчет по установленной законодательством форме. В отчете отражены условия труда в отношении каждого рабочего места (далее – РМ) и информация о необходимости назначения соответствующих гарантий и компенсаций.

На каких рабочих местах проводится специальная оценка условий труда?

Спецоценке подлежат все имеющиеся у работодателя рабочие места, за исключением:

    надомников;

    дистанционных работников;

    лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Какие сроки проведения СОУТ?

Спецоценку условий труда формально можно поделить на «плановую» («первичную») или внеплановую. При этом сроки проведения каждой из них будут различные.

«Плановая» («первичная») СОУТ

В соответствии с частью 6 статьи 27 426-ФЗ «плановая» СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Внеплановая СОУТ

При проведении внеплановой СОУТ в соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ необходимо руководствоваться следующими сроками:

    В течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

    В течение 6 месяцев с даты получения предписания государственного инспектора труда (далее – ГИТ) о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными при проверке нарушениями;

    В течение 12 месяцев с изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые оказали влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с момента изменения состава материалов и (или) сырья, оказавших влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников

    В течение 6 месяцев с произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессиональное заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов

    В течение 6 месяцев с момента появления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда

Когда не требуется проводить внеплановую СОУТ?

Внеплановая специальная оценка условий труда не проводится, если произошедшие изменения не повлияли на условия труда (часть 1 статьи 17 426-ФЗ). Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией. Результаты данного решения отражаются в протоколе заседания комиссии.

Что будет за нарушение сроков проведения СОУТ?

Нарушение установленных сроков проведения СОУТ грозит работодателю привлечением к административной ответственности по ст. 5.27.1 КОАП РФ. На работодателя может быть наложен административный штрафа как на должностное лицо в размере от 5 до 10 тысяч рублей; и как на юридическое лицо в размере от 60 до 80 тысяч рублей.

За что еще возможно наложение штрафа?

1. Нарушение порядка проведения СОУТ:

a. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

b. Ошибки при создании комиссии по СОУТ, отсутствие графика проведения СОУТ (части 1-4 статьи 9 426-ФЗ)

c. Отсутствие утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ или ошибки, допущенные при его составлении (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

d. Проведение СОУТ в нештатные режимы функционирования предприятия (п. 15 Методики)

2. Нарушение сроков при проведении СОУТ:

a. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами СОУТ, в которых отражены условия труда на их рабочих местах (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

b. Нарушение сроков информирования экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 5 1 статьи 15 426-ФЗ)

c. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

d. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

3. Невыполнение мероприятий, разработанных экспертной организаций, которые могли улучшить условия труда на рабочих местах работодателя.

Сложный и трудоемкий процесс, который требует от работодателя глубоких знаний законодательства по СОУТ, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и государственные нормативные требования охраны труда. Поэтому успешное завершение спецоценки напрямую зависит от выбора работодателем экспертной организации и их взаимной работы.

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " " (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " " (далее – закон о внесении изменений) .

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков .

Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли "разбить" проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Конечно, "разбить" проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы "под ключ" (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.

Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.

Как правило, проведение спецоценки "вразбивку" удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (). Расскажите, как происходит пролонгация?

7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н " ". В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые "офисные рабочие места"), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.

Согласно части 6 статьи 27 Закона Российской Федерации № 426-ФЗ, график проведения СОУТ может быть поэтапным и завершиться не позже 31 декабря 2018 года. Мы предлагаем вашему вниманию рекомендации по составлению графика и образец, подготовленный экспертами.

Читайте в нашей статье:

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Процедура проведения СОУТ должна быть начата не позже II квартала 2017 года. Но есть исключение – в части 4 статьи 27 закона № 426-ФЗ. Если к моменту вступления в силу данного закона – 1 января 2014 года – на предприятии была проведена АРМ по условиям труда, то ее результаты будут действительны 5 лет.

Срок проведения очередной СОУТ должен быть исчислен от даты утверждения результатов АРМ приказом руководителя, а не с даты заключения договора с оценивающей организацией.

Многие юридические лица и индивидуальные предприниматели были созданы, учреждены после , и не застали АРМ. Многие работодатели вообще не знают, что такое АРМ.

Как определить срок проведения спецоценки тем организациям, в которых аттестация рабочих мест не проводилась вообще? Можно ли им тянуть с проведением СОУТ до 31 декабря 2018 года? Нет, нельзя.

В общем случае, работодатели должны завершить работы по проведению спецоценки в срок до 31 декабря 2018 года. пятилетний срок для того, чтобы все организации и ИП успели провести СОУТ по новому, отличному от аттестации рабочих мест, порядку.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Руководитель организации должен изучить процедуру специальной ОТУ во время обучения по охране труда по 40-часовой программе в учебном центре Минтруда России.

Там, где законом установлено право на досрочные пенсии за работу во вредных для здоровья условиях труда, СОУТ должна быть проведена не позже окончания сроков последней проведенной АРМ. Также она должна быть проведена на тех рабочих местах, где предыдущая АРМ показала вредные и опасные условия труда.

Поэтому организациям, которые были зарегистрированы в ЕГРЮЛ и ЕГРИП уже после того, как был принят , срок специальной оценки составляет 1 год создания рабочих мест. Это не дата утверждения штатного расписания, а дата приема на работу наемного персонала. Именно поэтому СОУТ на вакантных местах не проводится.

Ответственность за нарушение сроков проведения спецоценки УТ

Не нужно дожидаться проверки инспекторов Рострудинспекции. Да, штраф за непроведение СОУТ возлагается на организацию, как за процедуру, и не суммируется по количеству рабочих мест, но штраф по в сумме 50-80 тысяч рублей заставит все-таки проводить СОУТ. Если нарушение станет рецидивом в течение срока исковой давности – 12 месяцев (), то работодатель может лишиться работы – его дисквалифицируют по решению суда.

После этого каждый новый работодатель дисквалификанта должен будет извещать Роструд, что принял на работу такого работника. Теперь посчитайте вероятность приема на работу руководителем после такой сомнительной рекомендации.

Плюсы от своевременного проведения

Работодатель должен понимать, что СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест в целях снижения нагрузки на бизнес. Там, где работодатель несет затраты на покупку нового оборудования, на реконструкцию технологических линий, где бизнес инвестирует в создание безопасных рабочих мест, должны стать меньше тарифы взносов во внебюджетные фонды РФ – в пенсионный фонд и в фонд соцстраха.

Также может быть предоставлена возможность не платить компенсации к окладу и не предоставлять .

Процедура проведения СОУТ намного легче аттестации рабочих мест, и с этим согласятся все старые инженеры по охране труда, теперь уже специалисты по ОТ. Порядок спецоценки по 426-ФЗ намного логичнее и прозрачнее. У работодателя появилось больше возможностей влиять на результат, ведь там, где условия труда находятся под неусыпным контролем, эксперту не удастся оценить рабочее место «по установленной мощности».

Если работник трудится во вредных условиях труда меньше, чем 50% при восьмичасовом рабочем дне или сорокачасовой рабочей неделе, вредный класс УТ не будет установлен по данному фактору. Поэтому работодатель должен доказать экспертной организации, что электрогазосварщик действительно трудится со сварочными аэрозолями всего 2 часа чистого операционного времени. Все остальное время он занимается подготовительно-заготовительными и вспомогательными, обслуживающими процессами. Раньше это было невозможно.

Легче стало жить и медикам. Раньше для того, чтобы им был установлен по биологическим факторам, нужно было доказать превышение ПДУ, проводить многочисленные дорогостоящие измерения. Теперь же класс вредности устанавливается только при самом наличии этого фактора, независимо от времени работы в этих условиях, без измерений, для всех медицинских и немедицинских работников, контактирующих с патогенными микроорганизмами.

Каждый медик – будь то фельдшер предрейсового медосмотра в организации, будь то врач, занимаются медицинской деятельностью, поэтому должны получать компенсации за свой рискованный и тяжелый труд. Это тоже завоевание СОУТ – сделать процедуру понятной для каждого работника. 426-ФЗ обязал работодателя проводить с работниками разъяснение по оценке их рабочих мест.

Сроки внеплановой спецоценки

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение . Если были созданы новые РМ, то еёТ проводят в течение 12 месяцев. Если было получено предписание инспектора Рострудинспекции, то СОУТ проводится не позже 6 месяцев после постановления.

Уведомить работников об изменении условий труда на их рабочих местах нужно сразу после утверждения отчета о СОУТ. С этой же даты должно начинаться начисление гарантий и компенсаций.

А вот отменять льготы не торопитесь. Для этого работник должен быть уведомлен за 2 месяца о том, что условия труда на его рабочем месте изменились в лучшую сторону, и льгот он больше не получит.

Декларировать его рабочее место нельзя. Поэтому и при 2 классе условий труда работник должен расписаться в . При этом работодатель должен доказать, что условия труда действительно изменились в результате: переезда в новый офис, модернизации оборудования, применения безопасных технологий, улучшения оснащения помещений цехов и мастерских, т.е. действительно устранено вредное воздействие производственного фактора. В противном случае, суд или ГИТ восстановят справедливость.

Государственная экспертиза СОУТ не может установить льготы и гарантии. Для этого работодатель должен снова провести оценку на рабочих местах – уже внеплановую, и не в течение года, а в течение 6 месяцев после заключения экспертизы или судебного решения. За экспертизу будет платить виновная сторона в порядке регрессного иска к ответчику со стороны истца – работника.

График проведения специальной оценки условий труда

Как было указано выше, у работодателя довольно сжатые сроки на проведение СОУТ. Во-первых, много времени уйдет на . График может быть составлен отдельным приказом, включен в текст приказа о проведении СОУТ или оформлен в качестве приложения к нему. Если приказ можно издать за один день, то за один день не улучшить разом условия труда в каждом цехе, в каждом участке или на каждой стройплощадке. Все это – материальные затраты.

Если подойти к СОУТ безответственно, то и расплата будет соответствующая – эксперты очень дорожат своей аттестацией, ее трудно получить, но потерять – очень легко, одна промашка, один шаг в сторону работодателя, одна уступка, и эксперт потеряет свой статус безвозвратно.

Поэтому никто не пойдет на сделку с нерадивым работодателем. И эксперт, увидев фактическое состояние условий труда, выставит . Там, куда эксперта не пустят в связи с «опасностью работы», эксперт выставит подкласс 3.4 или опасный 4 класс.

Поэтому дешевле, хотя и дольше, обойдутся работодателю смена ламп освещения, устройство вибро- и шумоподавляющих стеновых панелей, половых покрытий, переход с тяжелого и травмоопасного физического или механического труда на роботизированный. Но делать это нужно. Это – обязанность работодателя, указанная в 212 статье ТК РФ.

Затраты на улучшение условий труда позволят возместить одну пятую затраченных средств из взносов в . Это тоже должно стимулировать работодателя вкладываться в охрану труда, ведь это выгодно в среднесрочной перспективе.

внимание

График СОУТ нужно разработать с запасом времени, чтобы его хватило на устранение нарушений требований охраны труда.

По пролонгации декларации спецоценки поясняем следующее. Многие работодатели уверены, что если на их рабочих местах установлен класс 1 и 2, то СОУТ можно не проводить 10 лет. Но это не так.

Действительно, если в течение пяти лет на производстве не происходит ни одного , если ни у одного работника не будет зафиксировано профессионального заболевания в связи с воздействием ВОПФ, работодатель может просто продлить декларацию на следующие пять лет без проведения исследований условий труда, и оценку УТ на данных рабочих местах проводить не нужно.

Если же подобные обстоятельства случаются в период актуальности декларации, то действие её прекращается. Поэтому не нужно включать в декларацию все места «скопом». При НС или профзаболевании, после проведения внеплановой проверки, в течение 10 дней в Госреестре будет установлена отметка об аннулировании СОУТ.

Не следует забывать, что если произошло изменение в типовых нормах выдачи СИЗ, если были , если поступило заявление от работника на оценку его рабочего места заново, если инспектор Рострудинспекции во время плановой проверки не согласился с тем, что данной профессии у работника допустимый класс УТ, то должна проводиться внеплановая СОУТ.

Если у работника с оптимальными условиями труда СОУТ была проведена при мониторе с электронно-лучевой трубкой (такие мониторы очень живучи в вычислительных НИИ), и произошла замена на дискретный монитор, то требуется внеплановая спецоценка.

Если в цехе заменили освещение с лампового на спиральное, то это изменение напрямую воздействует на условия труда, и СОУТ должна быть проведена. Если вместо отечественного конвейера работодатель установил импортный, то оценка должна быть проведена заново. Поэтому никто не будет выдерживать десятилетний срок, и в первую очередь – работники, которые хотят и за вредные, с их точки зрения, УТ, и доплату к окладу.

Нормативного правового документа, который бы определял календарные даты на каждый этап СОУТ, нет. Работодатель должен исходить из своих производственных возможностей. В конечном итоге, сроки зависят от местных условий – общего количества рабочих мест, процента аналогичных рабочих мест, условий труда, сменности и т.п.

График проведения специальной оценки условий труда (образец)

Наименование мероприятия

Срок проведения

Утверждение приказом состава комиссии по проведению СОУТ

Составление перечня рабочих мест и времени занятости в условиях ВОПФ

Утверждение графика и ознакомление с ним членов комиссии

Подготовка для экспертов документов, характеризующих производственный процесс на РМ. Разъяснительная работа с персоналом по порядку проведения СОУТ на их рабочих местах, ответ на вопросы

Выбор аккредитованной организации, заключение договора

Идентификация ВОПФ

Лабораторно-инструментальные замеры уровней ВОПФ

Составление отчета

Ознакомление и подписание отчета членами комиссии

Утверждение отчета и подписание акта приемки работ

Назначение льгот и компенсаций. Внесение информации о классе условий труда, льготах и компенсаций в трудовые договора

В день утверждения отчета

Ознакомление работников с результатами в картах СОУТ и в декларациях

Подача декларации на РМ с 1,2 классом и на те РМ, где вредные условия труда не идентифицировались

10 дней после утверждения отчета

Размещение сводной ведомости СОУТ на корпортале

10 дней после утверждения отчета

Внесение изменений об УТ в трудовом договоре об отмене гарантий

2 месяца после уведомления

19-01-2018

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – комплекс процедур, который осуществляется специальными организациями по инициативе руководителя предприятия. Она нацелена на то, чтобы обнаружить и определить степень негативного воздействия факторов производства на работника во время осуществления им профессиональной деятельности, а также уровень отклонения от стандартов, зафиксированных в правовых документах.

Поверка СОУТ проводится на основании Федерального закона от 28.12.2013 ФЗ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который начал действовать с 2014 года. Он отменил действовавшую до этого процедуру аттестации рабочих мест, преобразовав ее в специальную оценку условий труда. По сути, это одно и то же, однако во втором случае комплекс мероприятий значительно расширен. На основании СОУТ определяются размеры выплат в пенсионный фонд и устанавливаются различные льготы трудящимся: сокращенный рабочий день, увеличенный отпуск, досрочный выход на пенсию и т. д.

Проводить спецоценку необходимо всем работодателям, которые используют в производстве наемных сотрудников. Исключения составляют краткосрочная, удаленная или неофициальная работа, а также надомный труд и диспетчерская служба.

  1. Цели и преимущества СОУТ.
  2. Когда нужно проводить СОУТ.
  3. Ответственность за несоблюдение сроков СОУТ.

Цели и преимущества СОУТ

Специальная оценка помогает:

  1. Привести условия труда в соответствие с требованиями, установленными законами.
  2. Снизить уровень или полностью искоренить негативные факторы в рабочем процессе.
  3. Избежать внештатных ситуаций и несчастных случаев на производстве.
  4. Защитить интересы сотрудников.

Вследствие этого работодатель получает следующие выгоды:

  • сокращает отчисления в пенсионный фонд;
  • уменьшает затраты на компенсацию за вредные и опасные условия труда и дополнительное страхование;
  • совершенствует свой бизнес, вкладывая деньги в его модернизацию, а не в различные выплаты и штрафы. Кстати, нарушение сроков и других требований в проведении специальной оценки может обойтись нанимателю в 200 000 рублей.

Преимущества для сотрудников:

  • гарантии соблюдения безопасности и охраны труда;
  • информирование об уровне риска, вредности производственных факторов и возможных негативных последствиях.

В случае несоблюдения этих условий работник вправе потребовать срочную СОУТ, обратившись в контролирующие органы. Для нанимателя это чревато штрафом и незапланированным проведением специальной оценки.

Когда нужно проводить СОУТ

Согласно правовым актам, это обязательное мероприятие, через которое должно пройти любое предприятие. Так как закон «О специальной оценке условий труда» был принят в 2014 году, то последующие 4 года считаются переходным периодом, для которого актуальны результаты аттестации рабочих мест. В дальнейшем СОУТ должна проводиться каждые 5 лет. Однако существует ряд нюансов, которые могут повлиять на ее сроки и о которых необходимо знать, чтобы не получить штраф на большую сумму.

Руководители новых организаций должны позаботиться о проведении специальной оценки в первые полгода после регистрации. Кроме того, работодателю следует как можно быстрее организовать СОУТ, если:

  • условия труда значительно изменились в лучшую сторону;
  • ранее рабочие места не подлежали аттестации.

Сроки специальной оценки также сдвигаются в следующих случаях:

  1. На предприятии были образованы новые рабочие места.
  2. В производственных технологиях или оборудовании произошли изменения, что могло повысить риски, ухудшить условия труда и иметь негативные последствия для здоровья сотрудников.
  3. В процессе выполнения работы случилось чрезвычайное происшествие.
  4. В производственный процесс были внедрены новые материалы.
  5. По предписанию трудовой инспекции в связи с тем, что во время плановой проверки были обнаружены отклонения от установленных нормативов.
  6. Были зафиксированы случаи профпатологии среди работников, спровоцированных вредными факторами производственного процесса.
  7. На предприятии были заменены средства защиты.
  8. Профсоюз выступил с обоснованными требованиями.

В соответствии с Федеральным законом (ч. 2, ст. 17) при первых двух условиях СОУТ должна быть организована в течение 12 месяцев. В остальных случаях необходимо позаботиться о прохождении проверки не позднее 6 месяцев.

Помимо этого, в течение месяца после утверждения СОУТ работодатель обязан официально, под роспись проинформировать трудящихся об итогах процедуры, а также разместить на интернет-ресурсе план мероприятий, которые будут проведены на основании результатов спецоценки.

Ответственность за несоблюдение сроков СОУТ

По закону наниматель должен инициировать специальную оценку своевременно, при этом в его интересах всячески способствовать данному процессу, предоставляя комиссии соответствующую документацию, данные и разъяснения. Нарушение этих требований влечет за собой штрафные санкции. Индивидуальным предпринимателям и ответственным лицам придется выплатить до 10 тысяч рублей, а при повторном срыве сроков – до 40 тысяч рублей. Организация получит штраф до 80 тысяч рублей, при втором нарушении – до 200 тысяч рублей.

С начала 2014 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон о СОУТ). Его положения полностью отменили аттестацию рабочих мест, а вместо неё ввели новый порядок анализа вредных факторов работы – специальную оценку условий труда (далее – СОУТ).

Невзирая на то, что переходный период ещё длится, и для многих сроком проведения СОУТ станет декабрь 2018 года, трудовые инспекции уже проводят очередные и внеплановые проверки, выявляя тысячи нарушений. Чтобы не навлечь на себя штрафы и взыскания, работодателям следует разобраться в нововведениях как можно раньше.

Суть спецоценки условий труда

СОУТ, в сущности, является проверкой и оценкой независимыми экспертами условий труда на заранее определённых рабочих местах. Если труд связан с вредными и опасными воздействиями, специализированная организация производит необходимые инструментальные замеры и, установив влияние условий на трудящихся там людей, присваивает рабочему месту один из возможных классов:

  • Оптимальный; допустимый;
  • Вредный; опасный.

От результатов СОУТ зависит сумма, отчисляемая нанимателем за своих сотрудников в ПФР, а также величина льгот, полагающихся работникам (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день и пр.).

Снижение влияния обнаруженных вредных факторов в будущем может минимизировать установленный дополнительный тариф и даже свести его к нулю, а также позволит уменьшить расходы нанимателя на компенсации и гарантии, положенные сотрудникам, занятым на опасном производстве. Получается, чем лучше условия труда сотрудников, тем меньше придётся платить работодателю.

Кому необходимо проводить СОУТ?

Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:

1) Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;

2) Работодателям - физическим лицам.

Что подлежит спецоценке?

Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:

  • трудится у нанимателей – физических лиц;
  • работает на дому;
  • выполняет работу дистанционно.

Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:

  • находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
  • оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
  • предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.

Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.

Сроки проведения плановой СОУТ

С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий. Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно. В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:

1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ , спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.

Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.

2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:

а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:

  • работой на компьютерах;
  • периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.

б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:

  • досрочный выход на пенсию по старости;
  • гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.

Когда заканчивается пятилетний срок действия результатов первичной СОУТ, возникает необходимость проведения повторной оценки, но только у тех работодателей, у которых были ранее выявлены опасные или вредные условия труда. Для нанимателей, имеющих на руках декларацию соответствия рабочих мест установленным нормативам (конечно, если условия труда не менялись и сохранились безопасными) действие зафиксированных первичной СОУТ результатов продлевается на следующие пять лет, сокращая расходы работодателя на проведение мероприятий спецоценки.

Если не возникает обстоятельств, отменяющих действие декларации, она, по мнению экспертов, будет работать и дальше, ведь Законом о СОУТ не предусмотрено количество возможных продлений. Однако по данному вопросу ещё не сформирована судебная практика и, вполне возможно, что вскоре могут возникнуть иные мнения.

В каких случаях требуется внеплановая СОУТ?

На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:

  • возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
  • изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
  • профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
  • требование профсоюза;
  • предписание инспекции по труду.

Кто проводит специальную оценку условий труда?

Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.

Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.

Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте www.rosmintrud.ru . В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.

Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.

Результаты специальной оценки условий труда

Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:

  • перечислять в ПФР дополнительные (для классов «вредный» - от 2 до 7% и «опасный» - 8%);
  • предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
  • снабдить работников средствами необходимой защиты;
  • проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
  • осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».

С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ. Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места. Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.

Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.

Ответственность за нарушения в области СОУТ

За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:

1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;

2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;

3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:

  • непривлечения специализированной организации;
  • отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
  • анализа не всех полагающихся рабочих мест;

4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;

5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.

К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:

  • в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
  • привлечение к ответственности первичное или повторное;
  • отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.

В частности, размеры штрафов предусмотрены:

  1. Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
  2. Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.

Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.

Заключение

Государство старается защитить своих граждан и обеспечить им определённые права, в том числе – право на безопасный труд. По статистике около 40% существующих рабочих мест связано с факторами риска для здоровья и жизни. Введя обязательную оценку вредности и опасности трудовых условий, законодатели минимизируют вероятность травм или заболеваний, получаемых на работе.

Радует, что при проведении государственного регулирования в области охраны труда, были предусмотрены не только «кнуты» в виде штрафов и взысканий за невыполнение требований Закона о СОУТ, но и «пряники», обеспечивающие добросовестному работодателю минимум дополнительных расходов и постоянное продление декларации соответствия. Кроме того, за нанимателя, вовремя и качественно организовавшего у себя СОУТ, даже отчёты в государственную информационную систему может направить специализированная фирма, проводившая оценку.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник