21.09.2019

Изделия хохломской росписи. Хохлома – технология изготовления. Бельё и грунтовка


Выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой , а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники , цветы и ветки. Нередко встречаются птицы , рыбы и звери.

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Хохлома (откуда и появилось название росписи), Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской росписи вот 2 наиболее распространенные:

1 версия

По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла приписывалось старообрядцам .

Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру».

Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев - живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

2 версия

Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве, родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске деревянной посуды еще в 1640-1650 годах, до появления старообрядчества. (Т.Емельянова, Рождение Хохломы.ж. «Народное творчество», N1, 1992, стр. 19). В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке Семеновское» (будущий город Семенов - один из центров хохломской росписи) изготовлялась деревянная посуда - братины, ковши, блюда для праздничного стола - окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного ремесла. (там же, стр. 20).

Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи

Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80 селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице-Сергиев монастырь. Из документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной росписи посуды, так похожей на драгоценную.

Обилие леса, близость Волги - главной торговой артерии Заволжья - также способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. суда направлялись в Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда - в Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Центры хохломы

В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д.Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически к нулю. В д.Семино расположено также предприятие, занимающееся 19 лет выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью (ООО "Промысел").

Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева . Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Изготовление «белья»

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски . Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль - основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т.д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента , а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
  • «травка» - узор из крупных и мелких травинок;
  • «кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную золотистым и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.



Андр. Кленин. "Чужая хохлома"

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.



Центры хохломы

В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).

В Семёнове Школу основал Г. П. Матвеев.

Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Изготовление «белья»

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
«пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
«травка» - узор из крупных и мелких травинок;
«кудрин» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломская роспись

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Википедия

Хохлома является стародавним народным промыслом, который зародился в округе Нижнего Новгорода в XVII веке. Хохломская роспись представляет собой один из видов декоративной росписи, которая наносится на деревянные изделия – чаще всего это и мебель.

Хохломская роспись выполняется черными (киноварь и сажа) и красными красками на золотистом фоне, или наоборот – на черном фоне присутствует золотистый рисунок. Для оживления узора допускается использование желтых, коричневых и зеленых цветов. Интересно, что при выполнении на дерево наносят вовсе не золотой порошок, а серебряный оловянный, после чего дерево покрывают специальным составом и несколько раз обрабатывают в печи, получая, таким образом, медово-золотистый цвет, который придает легким деревянным изделиям эффект массивности. Традиционными элементами хохломской являются веточки и цветы, ягоды земляники и рябины. Нередко встречаются звери, птицы и рыбы.

Как появилась хохломская роспись

История возникновения хохломской росписи до сих пор остается загадкой. Существует множество теорий и версий возникновения хохломы, но наибольшее распространение получили следующие две теории. По одной из них считается, что первыми начали окрашивать деревянную посуду «под золото» старообрядцы, жившие в лесном Заволжье, и хохломская , как промысел зародилась именно у них.

В давние времена в небольших деревушках, скрытых в глухомани лесов, проживало немало утеклецов – людей, которые спасались от гонения за «старую веру». Многие из этих старообрядцев были иконописцами или мастерами книжной миниатюры, которые привезли с собой рукописные книги с яркими картинками, древние , каллиграфию кистевого письма, тонкое живописное мастерство и богатейшие образцы растительного орнамента.

Местные мастера в свою очередь непревзойденно владели токарным мастерством, передавая из поколения в поколение искусство объемной резьбы и навыки производства посудных форм. Так, в начале XVIII века лесное Заволжье превратилось в настоящую художественную сокровищницу. Хохломское искусство унаследовало от местных заволжских мастеров уникальные формы токарной посуды и гибкую пластику резных форм ложек и ковшей, а от иконописцев – мастерство живописной культуры, а также секрет создания «золотой» посуды без использования золота.

Однако существуют и другие документы, которые свидетельствуют о том, что имитация «позолоченного» дерева, очень близкая по духу хохломскому искусству, зародилась еще до появления старообрядчества в 1640-х годах. Еще в те времена ремесленники, проживающие в больших нижегородских селах Мурашкино и Лысково, а также в маленьком селишке Семеновское (ныне г. Семенов, являющийся одним из центров хохломы), изготавливали деревянную утварь – блюда, ковши, братины, окрашенные при помощи оловянного порошка. Считается, что этот способ окраски деревянной посуды сложился из местных поволжских традиций посудного ремесла и был прародителем хохломской .

Техника выполнения хохломской росписи

С чего начинается хохлома? С битья баклуш, но не в смысле ничего неделанья, а в смысле заготовки брусков из , ведь в стародавние времена баклушей назвали обрубок древесины, который чаще всего был изготовлен из липы, березы или осины. После того, как деревянная заготовка готова, мастер снимает с нее излишки древесины (раньше это делали вручную, сейчас используют токарный станок) и придает изделию нужную форму. Таким образом, получают неокрашенную основу или «бельё» - чашки, ложки, ковши, поставцы и др.

Всегда к месту в русском интерьере придутся сундуки, буфеты и шкафы-поставцы, украшенные хохломской росписью. Восхитительным образом будут выглядеть на полках чашки, блюда и ковши-лебеди. Замечательным является и тот факт, что посуда, украшенная хохломской росписью , может быть не только элементом декора, но и выполнять свое прямое предназначение. Детская комната, отмечает , является наилучшим местом для традиционных хохломских матрешек . А хохломское настенное панно украсит любую столовую или гостиную, взбодрив собой весь интерьер, независимо от того, в каком стиле он выполнен.

Известная каждому россиянину яркая «золотая» роспись на деревянной посуде неизменно привлекает внимание. Сложно представить себе традиционную русскую культуру без таких ярких элементов национального декора. Изделия, украшенные замысловатыми узорами, популярны и за рубежом. Это визитная карточка нашего национального русского промысла.

История хохломской росписи, а также ее распространение и значение в современной жизни страны описаны в нашей статье.

Виды росписей

Народные промыслы не зря так называют, ведь они придуманы простыми людьми. Почти каждый уголок России славится своими особыми чертами и неповторимым стилем в творчестве умельцев.

История возникновения и развития хохломской росписи весьма интересна. Однако есть и другие виды. Представляем самые яркие, узнаваемые художественные промыслы, практикующиеся в России:

  • Гжель. Пожалуй, самый узнаваемый элемент декора в мире. Синие, воздушные, тонкие узоры на белом фоне пришли к нам из 14 века. Этот вид народного творчества уже сотни лет является неотъемлемым атрибутом русской культуры.
  • Жостовская. Это, пожалуй, самая красивая роспись на металлических предметах быта. Трудно себе представить русский купеческий дом без красочного подноса или самовара. Нашему взору предстают на черном фоне целые произведения искусства - яркие цветы и сказочные жар-птицы. Кажется, они готовы слететь с нарисованных веточек.
  • Хохломская роспись. Также весьма узнаваемый русский промысел. Яркие золотистые листочки, рябиновые гроздья, спелые красные ягодки клубники, рябины, крыжовника на деревянной утвари нравятся людям не только в России, но и далеко за ее пределами.
  • Городецкая роспись из городка Городец узнаваема благодаря своим позитивным фигуркам, изображающим простых русских людей. Игрушки и красочные человечки в нарядных сарафанах и рубахах всегда поднимают настроение. Это особый жанр русского прикладного искусства.
  • Федоскинская лаковая миниатюра - это веселое отражение русской жизни. Роспись на шкатулках и табакерках возвращает нас в мир кутежа, базаров и праздников. Тройки лошадей мчат красиво одетых мужчин и женщин прямо в центр народного гулянья.

Хохломская роспись

Ее два неотъемлемые элемента - дерево и «золото». Сегодня такая посуда - это, прежде всего, элементы декора. Удивительной красоты мебель, шкатулки, панно и картины тоже гармонично вписались в современные интерьеры наших квартир.

История хохломской росписи насчитывает не одну сотню лет. Однако и сейчас этот вид народного творчества не теряет своей актуальности. Как же появилось такое удивительное искусство в России?

Краткий экскурс в историю

Раньше крестьяне пользовались только деревянной посудой. Ложки, миски, кувшины и ковши были стандартной кухонной утварью в любой семье. Как же простая деревенская посуда вдруг стала произведением искусства? История возникновения хохломской росписи уходит своими корнями в далекий 17 век. Существовавшее в Поволжье одноименное село Хохлома стало ее родиной.

Поволжье - богатый лесами и живописными пейзажами край. Именно этот уникальный колорит стал предметом вдохновения. Бывшая Нижегородская губерния всегда славилась своими мастерами.

История хохломской росписи неразрывно связана с другими ремеслами Поволжья. Этот край славился своей резьбой по дереву и изготовлением различных деревянных предметов. Знаменит он и иконописцами. Есть предположение, что золотой цвет посуды позаимствован у этих мастеров из технологии золочения рам для икон. Тогда умельцы использовали серебряный порошок, которым покрывали отдельные детали на своих творениях. При взаимодействии с огнем серебро превращалось в «золото», то есть меняло свой цвет. Именно эту технологию стали использовать художники, расписывая деревянную посуду.

Техника нанесения хохломской росписи достаточно сложная. Серебряный порошок впоследствии заменили на более доступный материал - олово. Роспись делали раньше и выполняют сейчас вручную стойкими красками, которые выдерживают термическую обработку. Сначала наносятся контуры будущего узора. Затем заполняется краской фон, по которому тонкой кистью выводят стебли цветков, ставят яркие штрихи и точки. После нанесения рисунка красными, черными, коричневыми и зелеными красками изделие покрывают лаком и отправляют в печь. Лаком работу покрывают 5-6 раз, каждый слой тщательно просушивают.

Этапы развития

Как отмечено выше, в Поволжье было множество мастеров. Их секреты предавались из поколения в поколение, способствуя появлению новых профессионалов своего дела. История хохломской росписи, зародившись в 17 веке, начала активно развиваться. Этому способствовало большое количество мастеров и постоянное взаимодействие промыслов. Удачное расположение региона собирало на ярмарках огромное количество людей из разных городов. "Золотая" посуда с красными ягодами расходилась очень быстро, ее популярность росла во всех регионах страны.

История развития хохломской росписи не обошлась и без легенды. Она повествует, что в 17 веке бежал из столицы в Хохлому славный мастер Андрей Лоскут. Он писал иконы, но после введения канонов патриарха Никона решил оставить стольный город, так как ему не нравились новые порядки. В глуши Поволжья он занялся росписью посуды. Никон узнал об этом и послал солдат, чтобы те арестовали Андрея. Мастер заперся в избе и сжег себя, а перед смертью завещал беречь его искусство.

Сперва в Хохломе и близлежащих селениях делали посуду не такую красочную и яркую, какую мы видим сейчас. Дело в том, что серебряный порошок, который в процессе обработки становился «золотым», стоил очень дорого. Как правило, он наносился только в качестве окантовки изделий, так называемых, поясков. Объемность посуде придавали с помощью белил. В 19 веке научились делать золотистый фон из оловянного порошка. Этот материал стоил достаточно дешево. Поэтому его начали использовать для нанесения на все изделие. По нему рисовали всевозможные узоры. Белила применять перестали. В это время наметилось разделение труда. В одних селах заготавливали древесину, в других из нее вырезали предметы, а в третьих (в основном, в Хохломе) их раскрашивали, придавая конечный вид изделиям.

С массовым развитием промышленности посуда ручной работы была вытеснена заводскими товарами, которые стоили гораздо дешевле. Возродилась хохломская роспись в 20-е годы прошлого века. В это время были созданы школы, где обучали обработке дерева и нанесению рисунка. Мастера хохломской росписи не раз принимали участие в международных выставках. Благодаря их искусству у людей всего мира утвердилось мнение о том, что на Руси живут талантливые люди.

Современность

Золото на черном фоне, украшенное алыми ягодками и незамысловатыми ветками, так полюбилось русскому человеку, что сегодня популярно так же, как в прошлые времена. Некоторые мастера рисуют яркие узоры на красном фоне или на золотистом. Тематика сюжетов всегда посвящена природе. Это могут быть не только растения, но и птицы с ярким оперением. Часто в сюжетах используются гроздья спелых ягод или колосья, говорящие о богатстве родной земли. Делают нынче не только такую красивую посуду. На выставках мы можем видеть даже автомобили, расписанные хохломскими узорами.

Примеры работ

Историю хохломской росписи кратко можно рассмотреть в предметах быта, демонстрирующихся в музеях. Они дают ясное представление, как начинался этот народный промысел, как он развивался и менялся. Всегда поражает воображение богатый ассортимент посуды. Нашему взору предстают расписные чашки и кружки, тарелки разных диаметров и глубокие миски, солонки, бочонки и кувшины.

В настоящее время хохломская роспись стала элементом высокой моды. Это не только мужская и женская одежда, но и всевозможные элементы декора. Яркие хохломские узоры можно увидеть на чехлах для телефона, на женских украшениях и разных предметах интерьера.

Хохломские мотивы в текстиле также занимают не последнее место. Мастера используют современные технологии нанесения любимого рисунка практически на любые предметы. Желающие могут приобрести шторы, покрывала и постельное белье в "хохломском" стиле.

Хохломская роспись активно используется в мебельном производстве. Многие помнят детские столики и стульчики, украшенные знакомым рисунком. Сегодня шкафы, столы, комоды и стеллажи стали элементами "русского" интерьера.

Для детей

История возникновения хохломской росписи для детей весьма интересна. Незамысловатость и витиеватость элементов может быть очень познавательной для молодого поколения. Изучение основ народного мастерства с успехом осуществляется в кружках для детей. Малышам крайне интересно выводить яркие листочки и ягодки на черном фоне.

В росписи используется ряд элементов, которые развивают не только навыки рисования, но и фантазию маленьких художников. Орнаменты меняются. В итоге получаются красивые картинки. Дети не только рисуют узоры, но и непосредственно расписывают предметы, что значительно интереснее для развития творчества.

История хохломской росписи для детей содержит пояснения, как раньше люди представляли себе природу, как ее изображали. Малышей учат рисовать травку, капельки, кустики, ягодки, завитки, усики, кружочки. Из этих деталей они составляют узоры, расписывая бумажные ложки, тарелки, блюда.

Заключение

За триста лет своего существования хохломская роспись не только не потеряла своей актуальности, но и стала значительно разнообразнее. Замысловатые орнаменты и рисунки уникальны. Это наша история, наш отличительный знак. Красивая яркая посуда с хохломской росписью на современной кухне всегда уместна. Она создает ощущение уюта, наполняет атмосферу теплом и позитивом.

Введение.............................................................................................................. 2

Зарождение хохломской росписи...................................................................... 3

Периоды развития хохломского искусства....................................................... 7

Хохломская роспись во второй половине ХХ столетия................................. 17

Заключение........................................................................................................ 30

Список литературы........................................................................................... 31

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х - начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.

Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.

Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.

Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.

Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями и искусно разделаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.

Старообрядцы-раскольники привозили с собой древние иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани, ювелирные изделия. Далекая лесная глухомань Заволжья стала, таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков богатейшей сокровищницей древнерусского искусства. Это не могло не отразиться на развитии местной художественной культуры.

На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Наиболее состоятельные переселенцы стали торговцами и скупщиками. Занявшись росписью токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам тоже изготовлять оригинальные изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.

В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие - на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров.

Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, Приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров.

В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта.

Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник