31.08.2019

Источники финансирования инновационного бизнеса. Проблемы финансирования инновационной деятельности. Iii. капитал и резервы


И.М. Самарская, Сибирский университет потребительской кооперации

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Поэтому при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в каком-либо деле является привлечение инвестиций в достаточном объеме.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук­ции (услуг).

Инновационная деятельность представляет собой такой вид деятельности, который

связан с изменением и трансформацией накопленных знаний в новый усовершенствованный продукт, технологический процесс, используемый в деятельности организации, а также в новый подход к оказываемым услугам, внедряемый на рынке товаров или услуг.

Сохранение долговременной устойчивости высоких темпов экономического роста невозможно без непосредственного увеличения доли конкурентоспособной продукции и услуг на рынке. Мировой опыт показывает, что процесс ускорения инновационного развития не может быть обеспечен только за счет единичного финансирования

Под системой финансирования инновационной деятельности (СФИД) следует понимать совокупность взаимосвязанных посредством финансовых отношений и механизмов субъектов и институтов, участвующих в финансировании инновационной деятельности.

Механизм финансирования инноваций – система финансовых методов и инструментов, направленная на финансовое обеспечение инновационных проектов и фирм посредством преобразования и перераспределения финансовых ресурсов, необходимых для создания и внедрения инноваций.

Финансирование инноваций предполагает поиск источников финансирования и их дальнейшее использование

Существуют следующие формы финансирования инновационной деятельности:

1. Собственные средства предприятия

2. Государственное финансирование.

3. Акционерное финансирование.

4. Банковские кредиты.

5. Венчурное финансирование.

6. Лизинг.

7. Форфейтинг.

8. Франчайзинг

9. Смешанное финансирование.

Собственные средства предприятий идут на финансирование собственных НИОКР, закупки технологий, организацию производства;Высокая доля собственных средств в финансировании инноваций свидетельствует, во-первых, о том, что большинство инноваций не являются базисными, а в основном модифицируют существующие технологии или улучшают уже обращающиеся на рынке товары и услуги; во-вторых, о том, что имеется значительный потенциал инновационного развития в стране за счет расширения источников финансирования. Развитие новейших инновационных технологий, радикально меняющих процесс производства, не возможно без доступа к финансовой поддержки различных инвесторов.

Важной характеристикой финансирования инновационной сферы является показатель расходов на исследования и разработки, выполняемые в предпринимательском секторе науки за счет собственных средств предприятий. Его величина у нас достаточно скромна (20,1% всех расходов на исследования и разработки), особенно если сравнивать ее с аналогичным показателем в развитых странах мира. Например, в США доля промышленности в финансировании исследований и разработок составляет 66%, в Германии – 64,1%, Кана- де – 49,4%, Франции – 48,5%, Великобритании – 47,3%.

Государственное финансирование.Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;
б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.

К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:

Право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;

Срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);

Государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;

Инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

В Российской Федерации по разным источникам доля государства в структуре внешнего финансировании инноваций составляет 70-80%. Однако западные эксперты считают, что слишком интенсивная и длительная государственная поддержка (в виде свободных денежных средств) не идет бизнесу на пользу, делая его "нездоровым". Практика показывает, что предприятия, имеющие постоянное государственное финансирование, часто "застревают" на фазе разработки и развития (R&D) и это, как правило, приводит к катастрофическим последствиям - к "непреодолимой лени".

Неэффективность государственного финансирования инновационной деятельности в России связана с такими причинами как непрозрачность схем финансирования инноваций, несправедливая система распределения грантов, трудность получения инвестиций на начальной стадии разработки инноваций ограничения на использование (целевое назначение) опасность неконструктивного политического или административного вмешательства; недостаточность стимулов для достижения высоких результатов; ограниченные возможности привлекать и пользоваться услугами высококвалифицированных менеджеров инвестиционных проектов, в том числе и зарубежных и т.п. В результате финансируются в основном эксперименты, которые дают формальные результаты и отчёты, но в целом бессмысленны.

Акционерное финансирование. Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Для определения номинальной суммы эмиссии ценных бумаг используются следующие показатели:

· объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации инновационного проекта;

· ожидаемый прирост капитала и размер дивидендов по акциям;

· величина денежных поступлений, которую рассчитывает получить эмитент при размещении акций.

Банковские кредиты являются одним из важнейших источников финансирования инновационной деятельности компании на всех стадиях развития. Банки обладают существенным потенциалом для кредитования как потенциальных инвесторов в процессе рефинансирования, так и самих субъектов инновационной деятельности. Они являются основными инвесторами в венчурных фондах Западной, так как способны не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности участников инновационной деятельности, но и интегрировать интересы целой группы участников инновационно-инвестиционного рынка. Однако в Российской Федерации банковский сектор играет в финансирования инноваций едва заметную роль. Основными причинами неразвитости банковского финансирования инноваций являются короткий горизонт инвестирования и высокие риски вложения в инновационные проекты. Инвестор нуждается в долгосрочных банковских кредитах, так как он получает доход от инновационного проекта только в период выхода инновации на рынок, а в самом его начале, до этапа внедрения инновации, он испытывает потребность в денежных ресурсах на пополнение оборотных средств и формирование внеоборотных активов. Кредитование инновационной деятельности производится, как правило, в тот момент, когда бизнес только начинается и у заемщика отсутствуют денежные потоки, достаточные для погашения кредита. Именно поэтому так невелика доля долгосрочных кредитов, предоставляемых коммерческими банками. В 2013 году в российской экономике удельный вес долгосрочных кредитов со сроком погашения свыше 3 лет, предоставляемых юридическим лицам, составлял около 45 %, что гораздо меньше потребностей предприятий в долгосрочной ликвидности. За счет банковских кредитов финансируется не более 3-4% инновационных проектов. Более того, при предоставлении высокорисковых долгосрочных кредитов банки требуют выполнения определенных условий. Например, в странах Запада используется схема передачи в залог под банковские кредиты контрольных пакетов акций предприятий- заемщиков, при этом банки имеют право участвовать в управление компанией посредством назначения в совет директоров своих представителей, которые осуществляют мониторинг деятельности компании

Поскольку инновационная деятельность включает ряд этапов и ею заняты различные предприятия и организации, важно обеспечивать последовательное финансирование всех ее этапов (НИОКР, разработка опытного образца, создание головного образца, серийное производство нового вида товара) и всех участников. Решению этой задачи способствуют разработка системы и надлежащее финансирование инновационных программ, проектное финансирование, создание специальных институтов, финансирующих инновационную деятельность: инновационных фондов, инновационных банков, венчурных фондов. Особенности системы финансирования инновационной деятельности.

Зарубежная практика показывает, что наиболее эффективными формами организации венчурного финансирования инновационной деятельности являются:

· прямые инвестиции, которые увеличивают как риск, так и прибыль при успешном исходе;

· совместные инвестиции крупных инновационных проектов, которые делают минимальным риск участников, но также и уменьшают личную прибыль каждого инвестора;

· учреждение венчурного фонда, распределяющего риск между большим количеством вкладчиков, увеличивающего надёжность средств за счёт уменьшения размера доли конкретного инвестора и управления инновационными проектами специалистами венчурного капиталовложения.

Средства в венчурные фонды поступают не только от крупных организаций, но и из фондов пенсионного страхования, страховых компаний, государственных и частных фондов поддержки и развития малого бизнеса и др.

Венчурный капитал является важнейшим источником формирования инновационного потенциала, увеличения предпринимательской активности и получения прибыли. Развитие малого бизнеса в сфере инноваций связано с высоким риском финансирования НИР и ОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость частных инвесторов венчурного капитала, другими словами «бизнес-ангелов», проявляется в поддержке венчурных компаний на ранних стадиях их развития, в динамике финансирования, направленного в инвестирование акционерного капитала, кредитных ресурсов или их комбинацию.

Анализируя состояние венчурного финансирования в экономике России, можно утверждать, что, несмотря на увеличение объемов венчурных вложений в последние годы, значительный научно-технический потенциал в сфере технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, ограничивающие развитие венчурного предпринимательства в России. К ним можно отнести:

· правовая и экономическая среда не стимулируют учреждение венчурных фондов в РФ, практически отсутствуют нормативные правовые акты, обеспечивающие функционирование венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

· приоритет на развитие малого и среднего бизнеса отсутствует;

· недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе венчурных компаний) и, как следствие, слабое формирование российского инвестиционного портфеля;

· использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

· неэффективное использование средств венчурных фондов;

· неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;

· отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

· отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;

· низкая прозрачность российского рынка интеллектуального капитала и отечественных предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

Государственная поддержка венчурного предпринимательства в России должна проводиться по следующим направлениям:

· нормативно-правовое регулирование научно-технической, инновационной и венчурной деятельности;

· решение правовых проблем интеллектуальной собственности, системы льгот и мотивации труда;

· создание и поддержка экономических условий и стимулов развития венчурного предпринимательства посредством развития системы госзаказа, совершенствованием планирования научно-технического развития, эффективных финансово-кредитных рычагов и др

· формирование организационно-управленческих условий венчурной индустрии посредством совершенствования управления государственной собственностью.

Одной из наиболее сложных и злободневных проблем в сфере развития венчурного бизнеса можно назвать отсутствие разработанного и систематизированного нормативно-правового управления данного вида деятельности. На данный момент в законодательстве не установлено даже само понятие «венчурное инвестирование». По этой причине, в Российской Федерации период использования вен чурного финансирования составляет более двух лет, из них больше года занимает регистрация в Центральном банке, в Федеральной комиссии по ценным бумагам, а также различные согласования с рядом других государственных инстанций. Конечным итогом данной деятельности является то, что инвесторы отказываются от вложений, не успев завершить до конца весь процесс регистрации.

Кроме того Российское законодательство не содержит нормативных актов, которые способны регулировать деятельность венчурных фондов. Это не способствует структурам, являющимся главными финансовыми инвесторами в венчурном бизнесе (пенсионным фондам, страховым компаниям, промышленным корпорациям) вкладывать в венчурные фонды. В конечном итоге ключевые ожидания в российском венчурном бизнесе возлагаются на иностранный капитал, а российский капитал утекает в зарубежные венчурные компании, что в итоге становится одной из острых проблем экономического развития страны. В то время как пассивность российских инвесторов настораживает. Получается замкнутый круг.

Форфейтингявляется операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Суть операции заключается в следующем.

Покупатель, не располагающий на момент заключения сделки требуемой суммой финансовых ресурсов, выписывает продавцу комплект векселей на сумму, равную стоимости объекта сделки и процентов за отсрочку платежа, т. е. за предоставление коммерческого кредита.

Продавец учитывает полученные векселя в банке с формулировкой «без права оборота на себя», что освобождает его от имущественной ответственности в случае неплатежеспособности векселедателя. По учтенным платежам продавец получает деньги в банке. В результате коммерческий кредит предоставляет не продавец, а банк, согласившийся учесть векселя и принявший на себя кредитный риск, т. е. коммерческий кредит трансформируется в банковский. Величина кредитного риска, зависящая от надежности векселедателя, влияет на ставку дисконта, по которой учитываются векселя банком.

Кредитование по схеме форфейтинга является среднедолгосрочным (от 1 года до 7 лет).

Формой косвенного финансирования инновационных процессов выступает франчайзинг.Франчайзинг – это предоставление компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франшизы) на производство или продажу товаров или услуг под товарным знаком или знаком обслуживания данной компании либо по ее технологии. Франчайзинг позволяет сократить рас­ходы на разработку технологий производства, на завоевание рынка, организацию обучения персонала, рекламу, а также предоставляет другие виды финансового технологического и коммерче­ского содействия. Это снижает риски потерь, связанные с попыткой самостоятельного создания нового предприятия. Контрактом оговариваются период, на который выдается лицензия, территория, где будут производиться или реализовываться товары или услуги, форма платежа.

Вследствие снижения объема финансирования из бюджета инновационной деятельности вынуждает искать внебюджетные источники финансирования, что приводит к коммерческому характеру результатов исследований. Необходимым условием финансирования инновационной деятельности является поиск как внутренних, так и внешних источников финансирования. На данный момент мы ожидаем, что соотношение отечественных и заграничных инвестиций в региональные фонды будет 1:2, но необходимость привлечения внебюджетных способов финансирования является весьма непростым вопросом.

Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировых рынках. Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре, а также созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и укреплением научно-технологического комплекса.

Переход экономики страны на инновационный путь развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей экономики, повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), преодолеть фрагментарность созданной инновационной инфраструктуры.

Существующая система финансирования инновационной деятельности должна быть направлена не только на достижение необходимого уровня финансового обеспечения и внутренних затрат, но и способствовать развитию инновационной фирмы от посевной стадии до стадии расширения. Поэтому действующие в рамках системы финансирования инновационной деятельности механизмы финансирования должны соответствовать определенным принципам.

Таким образом, следствием многих проблем, в том числе и связанных с финансированием деятельности в сфере инноваций, является снижение экономической безопасности страны. Одной из наиболее веских причин усиления внешних угроз является чрезмерное использование зарубежных инвестиций, что ведет к усилению технологической, сырьевой и финансовой зависимости от зарубежных партнеров, в то время как отечественные инвестиции идут на финансирование зарубежной инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации – М. Юрайт, 2012. – 208 с.

2. Ковалев В.В. Основы инновационного менеджмента. – Юнити-Дана, 2012. 128 с.

3. Обзор рынка. Прямые и венчурные инвестиции в России 2011. – СПб., 2012. – 100 с.

4. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. – М.: Финансы и кредит,2013 – 205 с.

5. Федорович В.О., Федорович Т.В Управление финансами крупных государственных корпораций: источники финансирования инноваций //Финансы и кредит. 2012. № 40. С. 47-55.

Финансирование инновационной деятельности

Глава 4. Финансирование и оценка эффективности инноваций

Любой инновационный процесс требует выделения определенных фи­нансовых средств на его осуществление. Мелкие, средние и даже круп­ные компании часто сталкиваются с проблемой недостаточного фи­нансирования инновационных проектов. Можно выделить три основ­ных препятствия на пути аккумулирования финансовых ресурсов:

1) планируемая инновация может быть настолько риско­ванной, а будущие доходы настолько непрогнозируемыми, что руко­водство фирмы отказывается финансировать проект из собственных средств.

2) если фирма планирует финансировать инновацию за счет заемных средств, а получение прибылей по проекту ожидается лишь в долгосрочной перспективе, убедить кредитора в потенциале инновационного проекта представляется достаточно сложным.

3) может сложиться ситуация, когда инвестор выделя­ет средства на определенный проект, а руководство фирмы решает использовать эти заемные средства для частичного финансирования другого нововведения. В результате на стадии реализации проек­та средств оказывается недостаточно и одно из направлений закры­вается.

Для того чтобы найти решение дефицита финансовых средств, не­обходимо обратиться к изучению существующих источников финан­сирования инновационной деятельности.

По происхождению источники финансирования инноваций можно раз­делить на внутренние и внешние.

Внутренние источники . Существует несколько вариантов исполь­зования внутренних средств компании для финансирования иннова­ционных проектов.

1) Одним из основных источников является нерас­пределенная прибыль компании. Нераспределенная прибыль остает­ся после выплаты из чистой прибыли дивидендов по акциям. Однако многие фирмы, особенно начинающие, не имеют достаточной прибы­ли для финансирования инноваций.

2) Еще одну возможность представляют имеющиеся у фирмы активы . Сформированные для реализации одних проектов, эти активы могут быть использованы по принципу синергии. Например, компания Chrysler («Крайслер») увеличила долю использования собственных средств при реализации очередного инновационного проекта по выпуску но­вой модели минивена за счет использования уже имеющихся у нее технологий и компонентов. Важнейшие механизмы двигателя и транс­миссии были взяты с моделей «Dodge Omni» и «Plymouth Horizon».

3) Компания может также увеличивать свои краткосрочные обяза­тельства (обычно кредиторскую задолженность) как источник финан­сирования инновационных проектов.

4) Последним внутренним источ­ником является сокращение дебиторской задолженности (сокраще­ние доли, в частности, за счет продажи права взыскания).


Внешние источники . Компания может привлекать дополнительные средства либо за счет увеличения акционерного капитала (дополни­тельная эмиссия акций), либо за счет получения заемных средств .

Заимствование средств, для финансирования инновационной дея­тельности, может осуществляться за счет получения кредитов и вы­пуска облигаций . В общем виде кредитование, осуществляемое бан­ками и инвестиционными фондами, может быть специализированным (проектным ) и корпоративным . В случае использования формы про­ектного кредитования финансовые средства предоставляются под кон­кретный проект на основе представленного заемщиком бизнес-плана, а кредитор осуществляет полный контроль над использованием вы­деленных средств. Процентные ставки по таким кредитам, а также решения о сроках и графиках погашения, вариантах покрытия и обес­печения кредитов определяются в каждом конкретном случае в за­висимости от множества факторов (кредитной политики банка, типа компании, характеристик инновационного проекта и т. д.).

Банк также может принять решение о кредитовании фирмы в це­лом - корпоративное кредитование , вне зависимости от направлений использования средств.

Дополнительная эмиссия обыкновенных и привилегированных акций позволяет компании достаточно быстро привлечь финансовый капитал и ограничить размер внешнего долга. Она может осущест­вляться в виде публичного размещения и целевого размещения среди частных лиц и компаний . Первая форма свойственна уже стабильно действующим на рынке компаниям с устоявшейся репутацией.

Вторая форма - целевое размещение - более характерна для со­всем молодых фирм и венчурных компаний. В этом случае основными покупателями их акций становятся частные инвестиционные компа­нии или фонды.

В роли инвесторов выступают компании с диверсифицированным инвестиционным портфелем, в котором есть определенная доля вы­сокорисковых инвестиций. Это пенсионные фонды, частные инве­стиционные фонды, банки, страховые компании. В роли инвесторов могут выступать также нефинансовые институты - компании и фи­зические лица. В силу того что вышеназванные инвесторы не всегда имеют полное представление об инновационных проектах, в которые инвестируют, они могут полагаться на посредника.

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала.

Какие источники финансирования инновационной деятельности существуют в России?

По видам собственности источники финансирования делятся на:

государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже:

Каковы основные организационные формы финансирования?

Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены ниже:

Возможные инвесторы

Получатели заемных средств

Преимущества использования формы

Сложности использования формы в условиях нашей страны

Дефицитное финансирование

Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации РФ

Правительство Российской Федерации

Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций

Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета

Акционерное (корпоративное) финансирование

Коммерческие банки. Институциональные инвесторы

Корпорации. Предприятия

Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия)

Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора

Проектное финансирование

Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы

Инвестиционный проект. Инновационный проект

Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств - участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля

Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

Как видно из приведенной выше таблицы, доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

Какие инновационные проекты имеют наиболее высокие шансы по привлечению внешнего финансирования?

В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.

Высоки шансы получения финансирования и у инноваций - имитаций, в том числе усовершенствующих, дополняющих, замещающих и вытесняющих базовую модель.

Чем проектное финансирование отличается от венчурного?

В мировой практике под проектным финансированием обычно подразумевают такой тип организации финансирования, когда доходы, полученные от реализации проекта, являются единственным источником погашения долговых обязательств.

Если венчурный (рисковый) капитал может быть использован для организации финансирования научной деятельности на любом ее этапе, то организатор проектного финансирования не может идти на такой риск.

Инновационный венчурный бизнес допускает возможность провала финансируемого проекта. Как правило, первые годы инициатор проекта не несет ответственности перед финансовыми партнерами за расходование средств и не выплачивает по ним процентов. Инвесторы рискового капитала первые несколько лет довольствуются приобретением пакета акций новой созданной фирмы. Если инновационная фирма начинает давать прибыль, то она становится основным источником вознаграждения вкладчиков рискового капитала. Зачастую венчурный капиталист становится собственником инновационного предприятия.

В чем заключается «портфельный подход» к финансированию инноваций?

Как правило, инвестору бывает весьма сложно выбрать вариант из предложенных инновационных проектов. Поэтому для минимизации проектных рисков и оптимизации параметров успешности проекта наиболее широко применяется портфельный подход.

Портфель инноваций должен содержать разнообразные проекты, крупные и мелкие, далекие и близкие по срокам, различные по назначению и принципам реализации. Это необходимо для оптимального внедрения инновации с высокой результативностью финансово-экономических показателей, а также для успешной стратегии конкуренции фирмы. Содержание портфеля должно достаточно часто подвергаться ревизии, пересмотру и обновлению.

Тщательный и многосторонний анализ и отбор инновационных проектов позволяют оптимизировать состав портфеля. Анализ и отбор инновационных проектов осуществляются на основе совокупности методов и способов, позволяющих прогнозировать затраты для всех стадий жизненного цикла новшества с учетом различных технических решений и финансово-экономических факторов.

Для организации и управления финансированием инновационной деятельности существуют так называемые донорские организации, которые могут быть как фондом, частным лицом, так и государственным учреждением или компанией и которые безвозмездно предоставляют средства для осуществления конкретного инновационного проекта.

В качестве одной из возможностей привлечения донорского финансирования инновационной деятельности можно выделить бюджетные ассигнования. Правительством предусмотрено выделение средств федерального бюджета на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. При этом в зависимости от направления инновационного проекта формы и размеры бюджетных инвестиций имеют существенные различия.

Право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет.

Проекты на конкурс предоставляются в Министерство экономики РФ и должны содержать: бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

Что такое грант?

Еще одной альтернативой для финансирования Вашего инновационного проекта является грант. Грант (grant) - средства, безвозмездно передаваемые спонсором организации или частному лицу для осуществления конкретного инновационного проекта.

В России существуют и работают как свои национальные, так и международные донорские организации. Каждый донор работает по своим правилам, с которыми надо считаться и уважать, поскольку речь идет о предоставлении Вам денег и инвестор заботится о том, чтобы они не были потрачены впустую.

Обратим Ваше внимание на то, что у каждой донорской организации существуют свои приоритеты, которые могут включать определенные направления деятельности, предпочтительные типы грантозаявителей, а также региональные предпочтения.

Еще одна трудность заключается в том, что усиливается конкуренция за получение доступа к донорским источникам финансирования, поскольку зачастую средства фондов-грантодателей являются единственным источником поступления новых финансовых средств для многих инновационных проектов.

И помните, что ни одна из организаций не получает от фондов-грантодателей средства на реализацию своих программ автоматически, только потому, что является хорошей организацией, делающей важное дело. Чтобы получить грант, Вам необходимо проделать большую работу.

С чего начать поиск грантовых средств?

Начинайте процесс поиска грантовых средств в следующей последовательности:

Определите цели, задачи и ожидаемые результаты Вашей деятельности, а также объем необходимых ресурсов и выделение тех, что уже есть у Вас.

Поищите возможные источники донорского финансирования.

Предварительно отберите доноров, которых может заинтересовать Ваш проект.

Уточните информацию о грантодателях и выберите Вашего основного донора.

Наладьте контакт с представителями выбранного донора.

Составьте предварительную заявку на финансирование и представьте ее в донорскую организацию.

Дождитесь получения подтверждения интереса донора к Вашему проекту.

Предоставьте окончательный пакет заявки донору.

Если Вы думаете, что это все, что в результате Вы точно получите деньги, то Вы безнадежный оптимист! К сожалению, в практике встречаются случаи, когда заявка, которая готовилась в течение нескольких месяцев и уже была рекомендована к финансированию филиалом уважаемой донорской организации в России, по неизвестным причинам в итоге так и не была профинансирована. Так что потенциальный интерес донора еще не говорит о том, что Вы получите грант. Между тем, времени и сил на подготовку заявки у Вас уйдет достаточно много. Подумайте об этом прежде, чем принимать решение об обращении в донорскую организацию.

Где найти необходимую информацию о грантодателях?

Хотелось бы особо подчеркнуть, что сбор информации о донорских организациях является очень важной частью процесса получения гранта. Постарайтесь собрать как можно больше информации о потенциальных грантодателях.

В настоящее время в России существует масса источников информации о фондах, открывающихся конкурсах и других возможностях. Как не утонуть в потоке этой информации и стоит ли со всем знакомиться самому, если Ваша цель лишь найти финансирование и сделать работу?

Самым надежным и оперативным источником информации является Internet. В Internet существуют множество серверов, профессионально занимающихся сбором информации о конкурсах и информирующих о них всех желающих.

Список некоторых ссылок на донорские структуры, осуществляющих поддержку инновационных проектов, Вы можете просмотреть в Приложении.

Как выбрать донорскую организацию?

При выборе донорской организации Вам необходимо учесть следующие моменты:

1. Как мы уже отмечали, большинство грантодателей ограничивает свою деятельность определенными регионами, странами. Но в силу того, что иностранные фонды сравнительно недавно начали свою деятельность на территории России и число таких организаций постоянно растет, не следует абсолютно исключать те из них, которые раньше никогда еще не выдавали грантов России.

2. Фонды в основном финансируют проекты строго определенной тематики (мы уже затрагивали этот момент выше, и на него следует обратить особое внимание) либо, по крайней мере, ограничивают типы мероприятий, которые они готовы финансировать.

3. Как правило, спонсоры ограничивают и тип получателя гранта, как-то, например: индивидуальный исследователь, студент, неправительственная экологическая организация и т.д.

4. Некоторые крупные грантодатели, имеющие представительства в России (фонды Сороса, Евразия и др.), как правило, принимают заявки, написанные по-русски. Другие грантодатели (например, фонд Ноу-Хау, ТАСИС и др.), могут потребовать заявки на русском и английском. Будьте готовы также вести переписку на иностранном языке.

Подобная общего плана информация обычно содержится в любом описании деятельности фонда и является доступной. Ее может быть недостаточно для того, чтобы определить, точно ли вам подходит тот или иной фонд, но ее вполне хватит, чтобы выделить те из них, где Ваш проект не пройдет.

Поэтому запомните следующее твердое правило: не проходит заявка по критериям в фонд - не обращайтесь в этот фонд, не теряйте зря время и силы!

Как наладить контакт с донором?

Каждая донорская организация обычно указывает наиболее приемлемую к себе форму обращения. Некоторые фонды требуют представления полной заявки, другие предпочитают встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями. Но большинство доноров, как правило, предлагает прислать запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.

Если из материалов, которыми Вы владеете, Вам не ясно, как правильно надо обратиться к донору, то Вы можете:

позвонить в донорскую организацию и объяснить суть проекта;

подготовить и провести встречу с представителями донора;

направить донору письмо-запрос.

Теперь настало время предпринять шаги, которые могут подтолкнуть донора к одобрению Вашего решения. Любой фонд получает ежегодно гораздо больше заявок на гранты, чем может удовлетворить. Вот почему Вы должны стремиться к тому, чтобы Ваше предложение выгодно отличалось от многих других. А это трудно сделать, если оно будет отредактировано в духе «всем, кого это может заинтересовать». Гораздо лучше попытаться установить прямой контакт с кем-то из руководства интересующего Вас фонда. Это повысит шансы Вашего предложения.

Скорее всего, прежде чем встречаться, представитель донорской организации предложит Вам подготовить предварительное предложение или «первичную» заявку, которую Вы либо перешлете ему, либо возьмете с собой на встречу.

Как подготовить предварительную заявку?

Очень важно, чтобы Ваша предварительная заявка была написана в предельно сжатой форме. Руководители донорских организаций ежегодно читают сотни заявок, некоторые из них насчитывают по 100 страниц, поэтому если Вы отправите ’’первичную заявку’’ на 3-5 страницах, Ваши шансы преодолеть этот барьер станут больше.

В первую очередь постарайтесь сформулировать сущность проблемы в одном предложении, например: «50% выпускников школ в нашем городе не могут найти себе работу, это катастрофически высокий показатель’’. Затем в 2-3 абзацах изложите, каким образом Вы хотите в ходе реализации своего проекта решить эту проблему. Очень важно дополнить это описание перечнем предусмотренных мероприятий.

Далее переходим к той части заявки’’, о которой никто не думает в ходе составления предварительного предложения, т.е. к описанию того, как будет функционировать проект в дальнейшем, когда по нему закончится финансирование. Помните, донорские организации в основном не любят брать на себя 100% расходов и уже совсем не любят платить до бесконечности. Потому так важно в 1-2 абзацах изложить, как собственные средства Вашей организации будут инвестированы в реализацию проекта и как будут поступать денежные средства из других источников для обеспечения непрерывности работы по проекту. Если в Вашей»первичной заявке’’ говорится об обеспечении такой непрерывности, значит, Ваше предложение вырвалось вперед, опередив 90% других полученных донором предложений.

Следующий элемент, который должен содержаться в Вашей «первичной заявке’’, это то, как ваша организация собирается оценивать результаты проекта. Вы можете смело обратиться к фонду с просьбой предоставить средства для привлечения, к примеру, эксперта со стороны, чтобы он оценил Ваш проект. Это поможет и Вам, и спонсорам оценить результативность проекта и в будущем усовершенствовать его. Но, увы, большинству заявителей подобное никогда не приходило в голову. Ваше предложение будет выгодно отличаться от других, если с самого начала в нем будут содержаться оценочные критерии.

Последняя часть»первичной заявки’’ - это простой бюджет. Он должен состоять из 5-6 позиций, на основании которых представители фонда получат четкое представление о том, как Ваша организация намеревается потратить запрашиваемые средства.

В целом в «первичной заявке’’ суть проекта может быть изложена лишь в самой общей форме. Несомненно одно, если ваша»первичная заявка’’ выделяется среди множества других, ежегодно поступающих в фонд, то у вас больше возможностей получить грант.

Как оформить предварительную заявку?

Каждый фонд работает по своим правилам и предоставляет финансирование после рассмотрения конкурсной комиссией заявок определенного образца.

При этом некоторые фонды рассматривают только те заявки, которые пришли к ним после их приглашения, т.е. заявитель посылает краткий запрос в фонд с предложением рассмотреть полный текст заявки, краткое изложение которой приводится тут же. Если комиссия фонда на основании краткого запроса решает рассмотреть подробную заявку, то она присылает приглашение, которое, тем не менее, нельзя рассматривать как гарантию положительного решения.

Другие фонды объявляют публично о своих целях и задачах и организуют приём заявок без предварительных рассмотрений. В этом случае, как правило, устанавливается определенная форма представления заявок, облегчающая сопоставление заявок между собой и ограничивающая каждую заявку определенным набором сведений о проекте.

В практике предпринималось множество попыток создания унифицированных форм заявок. Все они позволяют собрать большую часть информации, требуемой для подачи заявок в большинство фондов. Но отметим, что все унифицированные или типичные формы заявок касаются заявок на финансирование общественной деятельности. Заявки же на финансирование научной деятельности, как правило, более специфичны. Такие формы заявок - специальные формы заявок - приведены в тексте информации о соответствующих фондах.

Надо иметь в виду, что информация о текущих конкурсах быстро устаревает, поэтому перед тем, как начать подготовку к подаче заявки рекомендуется установить прямой контакт с фондом, узнать об изменениях их требований и процедуры подачи заявок. Центр внебюджетного финансирования поможет Вам сделать эту работу, а также поможет в формулировании и оформлении заявки.

В случае если донор заинтересуется Вашим проектом, он уведомит Вас об этом и запросит прислать окончательную заявку.

Как подготовить окончательную заявку?

Окончательная заявка должна быть оформлена согласно требованиям спонсора.

Обычно она включает такие пункты:

 Постановка проблемы. Описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта и как поставленная проблема соотносится с целями организации-заявителя.

 Цели - общие, глобальные изменения, которые должны произойти в результате реализации проекта.

 Задачи отражают конечный результат, который будет достигнут в ходе выполнения проекта. Поскольку любая задача поддается измерению, приведите конкретные цифры, например: «будет обучено 2000 медсестер из двух больниц».

 Мероприятия, которые будут проведены для решения задач и достижения целей проекта. Рекомендуем Вам приложить календарный план мероприятий.

 Бюджет общий и детальный. Укажите, сколько средств у Вас имеется и сколько требуется от спонсора. Поясняется, каким образом производились подсчеты ожидаемых расходов.

Часто спонсоры требуют гарантий от уже зарекомендовавших себя организаций. Такие организации могут выступать в качестве поддерживающей стороны и вносить часть общей суммы стоимости проекта. В этом случае указывается долевое участие поддерживающей организации. Еще раз отметим, что наилучший план дальнейшего финансирования - самофинансирование, в крайнем случае - поддержка государственных и иных организаций. В любом случае приведите план дальнейшего финансирования, приложите рекомендательные письма или заявления о поддержке от государственных, частных и общественных организаций.

Кроме этого окончательная заявка должна содержать титульный лист, краткую аннотацию, введение, привлекаемые ресурсы, оценку и отчетность, приложения (детальный бюджет, детальный план реализации, служебные биографии руководителя, специалистов проекта и другие поясняющие документы).

В России, которые в свою очередь подразделяются на бюджетные фонды, внебюджетные фонды, а также государственные конкурсы и государственные заказы.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства. Государственное финансирование предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе, в форме грантов. Их получают далеко не все желающие, т.к. надо представить более выгодный проект, посоревноваться, выиграть, а потом еще раз доказать, что эти деньги пойдут именно на инновации, в результате предприятие принесет пользу стране. Все это затрудняет получение достаточного объема государственных средств.

Внебюджетные средства, включают в себя собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность и средства инвесторов. Важными источниками формирования собственных средств предприятия являются фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства. Фонд амортизационных отчислений часто является основным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и т.п., необходимых для осуществления инновационной деятельности. А фонд развития производства, как другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.

Важными особенностями нововведенных предприятий, опирающихся на собственные силы, остаются их относительные, скромные масштабы и отсутствие внедренных разработок. Доминирование продуктных инноваций также не в последнюю очередь связано со структурой финансовых источников. Ограниченность средств обуславливает еще одну особенность - постепенный характер инновационных проектов. Предприятие становится заведомо лишенным возможности одновременного реструктурирования всех сторон деятельности - изменения профиля деятельности или значительного технического перевооружения, создания новых подразделений с наймом высококвалифицированных специалистов или комплексной переподготовки кадров.

Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:

кредитных инвестиций;

инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;

прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;

путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

Российские негосударственные источники финансирования

Они делятся на российские венчурные фонды и компании, российские инвестиционные организации и российские инвестиционные фонды.

Венчурный (рисковый) капитал - это деньги, помещаемые в новое предприятие в форме долговых обязательств или обыкновенных акций. Такой капитал не регистрируется несколько лет, так как долговые обязательства (обыкновенные акции) не могут быть проданы, пока их выпуск не зарегистрирован, т.е. несколько лет они не обладают ликвидностью. Таким образом, венчурные инвестиции - это рискованный капитал, направляемый в разви-тие быстрорастущих фирм, возникающих в процессе реализации коммерчески перспективного предпринимательского проекта. Венчурный капитал не имеет гарантий получения дохода в виде фиксированного процента, а также в форме залога либо гарантий его возврата инвестору.

Можно сказать, что венчурный бизнес - основная форма технологических нововведений. Этот вид предпринимательства характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких, и в первую очередь, в высокотехнологичных областях, где перспективы не гарантированы и имеется значительная доля риска.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах:

  • 1. Путем приобретения акций новых фирм.
  • 2. Посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. В отличие от других форм инвестирования венчурный бизнес отличается тем, что

финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения и без гарантии;

обязательное долевое участие инвестора в уставном капитале фирмы, то есть рисковый капитал выступает как паевой взнос;

средства предоставляются на длительный срок и на безвозвратной основе.

Венчурный капитал, как правило, предоставляется на долговременный период - на 5-7 лет, а в современной компьютерной сфере - и при реализации краткосрочных проектов - на 1-2 года. Для современных компаний венчурное инвестирование проще и дешевле, чем выход с заим-ствованием на иностранные фондовые рынки, эмиссия собственных ценных бумаг, получение кредита.

В России в настоящее время действует около 30 номинальных венчурных фондов, однако, все они управляются западными управляющими компаниями и аккумулируют преимущественно иностранный капитал. Однако нельзя не отметить такой позитивный факт, как появление венчурных структур с участием отечественного капитала. В частности, речь идет о Национальном венчурном фонде. Это стимулировало появление в 2003-2004 гг. сразу нескольких отечественных венчурных фондов.

Но, к сожалению, этого недостаточно для рискового (венчурного) финансирования. Спрос на венчурный капитал в России все еще намного превышает его предложение. Одной из причин такого положения дел является отсутствие соответствующей законодательной базы в этой области. К тому же нужны реальные стимулы для банков, страховых компаний и других корпоративных и частных инвесторов для того, чтобы они начали финансировать венчурный бизнес.

Важную роль в создании инновационного климата в нашей стране играют инвестиционные фонды, которые, по сути, основаны на смешанной форме финансирования. Инвестиционные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. В создании и деятельности инвестиционных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы и государственные внебюджетные фонды.

Основной целью инвестиционных фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инвестиционные фонды предоставляют прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационным проектам финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе. Кроме этого, инвестиционные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий. При финансировании инвестиционных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.

Внебюджетные фонды и другие источники негосударственного финансирования

финансирование инновационный внебюджетный инфраструктурный

Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в рамках концернов. Важнейшими источниками негосударственной системы финансирования инновационной деятельности в настоящее время выступают:

собственные средства предприятий;

средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг;

кредиты коммерческих банков;

специализированные и благотворительные фонды;

средства инвестиционных компаний, других предприятий и организаций, заинтересованных в скорейшем выпуске новой продукции.

В целом ряде случаев (особенно если речь идет о крупных инновационных предприятиях) внедрение конструктивных и технологических новинок осуществляется за счет собственных средств (фонда развития производства и фонда амортизационных отчислений). Как правило, уставом предприятия предусматривается отчисление в фонд развития производства части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, других обязательных платежей и формирования резервного фонда. Средства фонда развития могут использоваться на обновление и расширение производства*, осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических проектов и программ освоения новых видов конкурентоспособной продукции, увеличение собственных оборотных средств, а также на другие цели, содействующие укреплению материально-технической базы предприятия. Если собственных средств предприятия недостаточно, а в потенциале организации имеется солидный научно-технический задел, можно прибегнуть к дополнительной эмиссии ценных бумаг (вторичному выпуску акций). Этот путь доступен лишь только предприятиям, которые организованы в форме закрытых или открытых АО. Очень важно, чтобы средства, полученные в ходе размещения акций нового выпуска, использовались эффективно и позволили АО по окончании эмиссии увеличить отдачу на капитал и размер дивиденда на одну акцию. Необходимость финансирования перспективных инновационных проектов - один из факторов, обусловливающих необходимость проведения вторичной эмиссии акций.

Весьма важное место в финансовом обеспечении работы инновационной деятельности предприятия отводится (именно сегодня!) коммерческому кредиту. Этот вид экономических отношений постоянно развивается и все шире использует новые, нетрадиционные формы. В данном случае речь идет о порядке выдачи кредита, способах его погашения, организации банковского контроля за соблюдением договорных условий.

На сегодняшний день практика показывает, что банковский кредит в отличие от бюджетного финансирования позволяет повысить эффективность инвестиционных мероприятий и в целом ряде случаев может оказаться более приемлемым и удобным методом мобилизации денежных средств на длительные сроки, чем выпуск корпоративных акций или размещение облигационных займов.

Необходимым условием повышения инновационной активности в стране, перехода на преимущественно инновационный путь развития экономики выступает эффективное финансовое обеспечение инновационных процессов.

Система финансирования инновационной деятельности в России пережила несколько эволюционных этапов, переходя от применения в основном бюджетного финансирования к преимущественному использованию собственных средств предприятий и организаций для инновационных целей. В связи с ограниченностью собственных средств, падением платежеспособного спроса на инновации особую актуальность получает задача формирования многоисточниковой системы финансирования инноваций. К принципам создания такой системы отнесём охват финансированием всех стадий инновационного цикла, гибкость и динамичность форм и источников финансирования, целевой, адресный и конкурсный характер финансирования, эффективность финансирования.

Средства, используемые для финансирования инноваций, различаются по видам собственности, степени централизации, по уровням и формам финансирования.

По видам собственности различают:

Государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, имущество в государственной собственности);

Инвестиционные ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

Собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;

Привлечённые средства государственной кредитно-банковской и страховой сфер;

Заёмные средства (международные заимствования и внутренний долг государства).

На уровне предприятия к источникам финансирования можно отнести:

Собственные средства (уставный капитал, прибыль на накопление, амортизационный фонд, страховые возмещения, иммобилизованные ресурсы);

Привлеченные средства, полученные от продажи акций, партнёрский капитал;

Заёмные средства (бюджетный, банковский, товарный кредиты на различной основе).

Бюджетные ассигнования на разработку и реализацию инноваций ограничены бюджетными доходами, зависят от политико-экономических условий. В технологически развитых странах размеры бюджетных средств на научно-техническое развитие достаточно велики, объекты инвестирования определяются на конкурсной основе с учётом национальной инновационной стратегии и оборонной доктрины.

Например, в Японии на уровне Конституции введено ограничение: не менее 3% валового национального дохода из бюджета должно направляться на развитие фундаментальных научных исследований . Примерно в таких же пропорциях осуществляется финансирование.


В бывшем СССР в конце 80-х годов прошлого века расходы на НИОКР составляли примерно 5 % национального дохода. В настоящее время эти расходы в реальном исчислении сократились примерно в 7 раз и составляют чуть более 1 % ВВП России. При этом в общей сумме расходов на инновации доля бюджетных источников не превышает 5 %. Объекты бюджетного финансирования инновационной деятельности представлены на рис. 4.1.


Рис. 4.1. Система бюджетного финансирования инновационной сферы

Бюджетное финансирование представлено базовым финансированием на содержание бесприбыльных научных организаций и конкурсным финансированием инновационных проектов и программ, в том числе через целевые бюджетные фонды.

РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) создан в 1992 г. для поддержки инициативных проектов фундаментальных исследований, оказания помощи талантливым учёным, поддержки издания научной литературы и т.п. Он образуется за счёт государственных ассигнований в рублях и иностранной валюте (в процентах к сумме средств, предназначенных в бюджете Российской Федерации на финансирование науки), а также добровольных взносов предприятий, учреждений и граждан и иных источников. РФФИ предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит целью содействие развитию фундаментальной науки, повышение квалификации учёных. Фонд является некоммерческой организацией и не имеет целью извлечение прибыли.

ФФПИ (Федеральный фонд производственных инноваций) образован в 1995 году для государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям, освоение конкурентоспособных технологий, новых видов продукции, в основном применяется на стадии освоения, производства, реализации новшеств. Источниками формирования фонда являются государственные инвестиции (предусмотренные отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе 1,5 % государственных централизованных капитальных вложений), кредиты банков, добровольные взносы. Фонд осуществляет отбор и финансирование инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики России. Средства фонда используются для содействия строительству и реконструкции наукоёмких производств, технического перевооружения предприятий, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок. Фонд обеспечивает финансирование на возвратной основе с оплатой использования средств федерального бюджета.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере создан в 1994 г. в целях государственной поддержки инновационной деятельности (создание малых наукоёмких фирм, инкубаторов бизнеса, инжиниринговых центров), развития конкуренции. Источниками формирования фонда являются бюджетные ассигнования (1 % средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки), добровольные взносы, иные поступления от деятельности фонда.

Размещение средств государственных фондов осуществляется исключительно на конкурсной основе, предусматривающей обязательность привлечения частного капитала.

Реализация государственно-коммерческого финансирования инновационных процессов требует сертификации проектов и предоставления инвесторам государственных гарантий. Благодаря сертификации проекта выявляется его качество, определяется размер государственной поддержки, повышается доверие к проекту со стороны отечественных и зарубежных инвесторов.

Применение базового финансирования имеет задачей сохранение материально-технической базы и высококвалифицированных кадров организаций, нацеленных на обеспечение государственных приоритетов.

Общеотраслевые, межотраслевые и региональные инновационные проекты и программы могут финансироваться также за счёт внебюджетных фондов научных исследований и экспериментальных разработок, которые образуются в федеральных органах исполнительной власти, министерствах, в крупных городах и регионах, а также в концернах, холдингах, ФПГ за счёт отчислений предприятий (1,5 % к себестоимости продукции). Часть средств внебюджетных фондов (25 %) аккумулируется в Российском фонде технологического развития (РФТР), который был образован в 1992 году для решения задач сохранения и развития научно-технического потенциала России. С 2000 г. фонд проводит серии конкурсов, ориентированных на внедрение новых технологий на конкретных российских предприятиях реального сектора экономики.

Инициаторами конкурса выступают предприятия, заинтересованные во внедрении новых технологий. Они предоставляют в фонд заказ на разработку технологии, техническое задание, сведение о своей финансово-хозяйственной деятельности и письменное обязательство о выкупе результатов. На основании заказов проводится конкурс среди организаций-разработчиков.

РФТР проводит комплексную экспертизу предложенных проектов, осуществляет отбор и обеспечивает финансирование НИОКР, осуществляемых победителями конкурса, на возвратной основе. Предприятие-инициатор конкурса оплачивает разработку на конечном этапе, после оценки конкурсной комиссией. Участие в конкурсе позволяет предприятиям провести технические нововведения, не вкладывая на длительный срок собственные средства в их разработку и не принимая на себя риски, связанные с осуществлением НИОКР.

В условиях нестабильности экономических систем, характеризующихся высоким уровнем инфляции, рычаги прямого государственного финансирования инноваций отходят на второй план. Всё большее значение приобретают иные источники, в том числе собственные средства предприятий и организаций. В рыночной экономике предприятия функционируют и развиваются за счёт собственных средств. Доля этого источника в общей сумме средств, расходуемых на инновации, в России составляет около 80 %, что соответствует уровню развитых стран (США – 73 %, Германия – 90 %). Источниками собственных средств выступают акционерный капитал, прибыль, направляемая на развитие, и амортизационный фонд.

Как показывает опыт зарубежных компаний, акционерный (паевой) капитал может являться эффективным источником финансирования крупных и средних инновационных проектов, связанных с переходом на выпуск новых видов продукции, техническим перевооружением производства.

Российским предприятиям, имеющим форму открытых и закрытых акционерных обществ, при нехватке собственных средств для инновационной деятельности следует прибегать к дополнительной эмиссии ценных бумаг. В связи со сложностью и дороговизной этого процесса его могут использовать лишь крупные, успешно работающие предприятия. К тому же возможности использования этого источника ограничены неразвитостью фондового рынка в России, а длительность инновационного процесса может сделать подобное вложение средств в условиях инфляции неэффективным.

Роль амортизационного фонда как источника финансирования обновления оборудования в настоящее время существенна. Однако амортизационная политика направлена лишь на простое, а не расширенное воспроизводство основных фондов. Нуждается в корректировке механизм хранения и расходования амортизационного фонда, индексирования амортизационных отчислений в соответствии с темпами инфляции.

Средства фонда развития производства, образуемого за счёт прибыли предприятия, предназначены для обновления НИОКР, технологических проектов и программ, освоения новых видов конкурентоспособной продукции. Отрасли, которые в годы реформ в России сохранили достаточный объём оборотных средств, в настоящее время активно осуществляют инновационную деятельность. Организации с длительным технологическим циклом производства (машиностроение) лишены реальной возможности финансирования инноваций за счёт собственных средств. Одним из факторов, препятствующих использованию собственных средств на инновационные цели, является также вывоз капитала из России.

Вместе с тем возможно использование иностранных инвестиций в качестве источника финансирования российских инновационных проектов. Иностранные инвестиции в инновационную деятельность могут осуществляться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в форме частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей. В настоящее время доля этого источника не превышает 2 % при целесообразном уровне 10 % . Наиболее привлекательны для иностранных инвесторов нефтегазодобыча, алюминиевая и пищевая промышленность.

Иностранные инвестиции во многом способствовали бы росту инновационной активности российских предприятий, т.к. прямые вложения иностранного капитала предпочтительнее кредитов, увеличивающих внешний долг страны.

Преобладающей формой приобретения иностранными инвесторами акций отечественных предприятий должны стать конкурсы, причём покупка акций должна обусловливаться участием инвестора в технико-технологических инновациях на предприятиях.

По мнению Д.И. Кокурина , вывезенные из России за последние годы валютные средства в случае их реинвестирования в российскую экономику могли бы полностью удовлетворить потребности страны в инвестициях.

Ограниченность необходимых средств для инновационной деятельности у предприятий и государства приводит к необходимости использования заёмных средств, а именно банковских кредитов.

Роль кредита в осуществлении инновационной деятельности отмечена ещё Й. Шумпетером. Основное преимущество и привлекательность кредитования заключается в том, что после возврата кредита предприниматель-новатор сохраняет контроль над своим бизнесом (предприятием) и не несёт более никаких обязательств перед своим кредитором.

Кредит наиболее полно соответствует характеру рыночных отношений благодаря принципам его предоставления (возвратность, срочность, платность, обеспеченность). Однако российский коммерческие банки имеют сравнительно небольшой собственный капитал, удельный вес которого в пассивах низок, преобладают краткосрочные пассивы, высоки ставки резервирования. Эти особенности не позволяют большинству российских банков осуществлять долгосрочное кредитование инновационных проектов. Острота проблемы увеличивается в связи с отсутствием или незначительной стоимостью залога у предприятий и организаций. К тому же банковский кредит может обслуживать лишь заключительные этапы инновационного цикла. Всё это обусловливает незначительную долю данного источника в общей сумме средств на инновации (6 – 8 % в России против 20 – 40 % в развитых странах). Доля инвестиций, направляемых коммерческими банками на инновационные цели, не превышает 2 %. Инновационные кредиты являются высокорисковыми и поэтому требуют особых механизмов реализации, к числу которых можно отнести венчурное финансирование, лизинг. Однако эти формы, несмотря на их перспективность, не получили пока широкого распространения в России.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник