31.08.2019

Иерархия власти в организации. Власть и принятие управленческого решения


Иерархия в организации

Иерархия является обязательной характерной чертой практически любой организации. Возможно следующее определение исходного понятия. Под иерархией имеется в виду разделение организации на определенные уровни; работники, находящиеся на различных иерархических уровнях отличаются друг друга по их месту в системе властных отношений. Основные предназначение иерархии состоит в том, чтобы обеспечить достижения наиболее значимых для организации целей с наименьшей затратой сил.

У иерархии существует ряд универсальных признаков:

1. Централизация власти.

2. Односторонняя личная зависимость.

3. Безличные нормы.

Дадим пояснения каждому из признаков.

Под централизацией власти имеется в виду сосредоточение властных полномочий в руках одного либо ограниченного числа лиц. Централизация власти позволяет выбрать один из многих возможных направлений деятельности и придерживаться избранного направления. Если бы в организации отсутствовала централизация власти, то это привело бы к значительному падению эффективности данной организации. Отсутствие централизации власти означало бы, что каждый из работников организации должен самостоятельно:

Определять цели своей деятельности;

Согласовывать свои действия с действиями других;

Обеспечивать свою деятельность необходимыми ресурсами.

Все перечисленное привело бы к значительным потерям времени, конфликтам, большим непроизводительным затратам.

Рассмотрим второй признак иерархии - "одностороннюю личную зависимость". Под односторонней личной зависимостью имеется в виду следующее: для нормального функционирования организации необходимо, чтобы подчиненные выполняли распоряжения руководителей независимо от личного отношения к этим распоряжениям. Если это правило не будет исполняться, то усилия руководителей не будут дополнены возможностями подчиненных, и цели организации не будут достигнуты. (Пример: воинское подразделение в боевых условиях будет либо рассеяно противником, либо погибнет, если не будет выполнять приказы командира).

Под "безналичными норами" имеются в виду правила, существующие в этой организации и в обществе и регулирующие взаимоотношения между начальниками и подчиненными. Эти нормы призваны обеспечить наибольшую слаженность в действиях и недопущение таких действий, которые опасны для организации. Примером безличных норм могут быть уставы организаций, законы и т.п.

Иерархия в организации не является чем-то стабильным и неизменным. Она претерпевает изменения исходя из них задач, которые возникают перед организацией. Иерархия может существовать в различных формах. Многие из этих форм могут присутствовать в организации одновременно. По степени распространенности можно назвать следующие формы иерархии:

1. Вертикальная иерархия. Классическим примером ее служит система королевской власти в обществе. Власть в этом случае распространяется сверху вниз. Особенностью вертикальной иерархии является:

Однозначный статус тех лиц, которые находятся на вершине и в основании иерархии;

Двузначный статус тех, кто находится на промежуточных иерархических уровнях. Вертикальная иерархия может утратить эффективность. И тогда возникает потребность в других формах иерархии.

2. Перевернутая иерархия. Диаметральная противоположность вертикальной иерархии. В данном случае те лица, которые в обычных условиях являются подчинёнными, принимают решения, обязательные для исполнения со стороны руководства организации. Пример: на предприятии объявляется забастовка, персонал выдвигает требования. Если руководство эти требования выполняет, то это будет свидетельством «перевернутости» иерархии. Данная форма иерархии не может быть долговременной, а выступает как дополнение к вертикальной иерархии. С течением времени вновь возникает вертикальная иерархическая пирамида.

3. Иерархия с «изменяющейся геометрией». Представляет собою устойчивый процесс смены форм иерархии (чаще всего вертикальной и перевернутой) в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Пример: на предприятии предусмотрена выборность высшего руководства. До выборов функционирует вертикальная иерархия. В период выборов рядовые сотрудники организации превращаются в лица, принимающие основные решения. А руководство организации обязано эти решения выполнять. То есть иерархия переворачивается. После выборов происходит возврат к вертикальной иерархии и т.д.

4. «Горизонтальная» иерархия служит дополнением вертикальной иерархии. Предполагается, что возникают отношения властвования и подчинения между лицами либо подразделениями, которые находятся на одном вертикально-иерархическом уровне. Наиболее известным примером этого является взаимодействие определенных служб на уровне района (или города). Санэпидстанция, пожарная охрана, прокуратура являются частью иерархии города, республики, федерации. Они расположены на одном иерархическом уровне. Но в определенных ситуациях (например, при нарушении правил пожарной безопасности), пожарная охрана имеет право принимать решения, обязательные для исполнения со стороны прокуратуры. Таким же образом может действовать прокуратуры в отношении пожарной охраны, санэпидстанции и др.

В заключении необходимо отметить, что чем больше форм иерархии существуют к конкретной организации, тем в большей степени она способна удачно реагировать на изменчивость во внешней среде.

Иерархия в организации.

Для нее характерны социальные отношения типа:

подчинения,

зависимости,

неравенства.

Иерархия - это разноуровневое распределение частей целого в зависимости от их функций.

Иерархия выступает в нескольких значениях :

1. централизация.

Она необходима, когда невозможно непосредственное взаимодействие, тогда нужна координация определенной группы людей. Ленин: ”... чтобы сэкономить труд централизации...” иерархия выполняет здесь инструментальную функцию.

2. иерархия как человеческие отношения.

Связь здесь односторонняя, как зависимость одного человека от другого.

3. иерархия функционирует как власть.

Члены организации подчиняются определенным требованиям, над членами организации господствует безличное требование организации.

- 80.00 Кб

Напомним, что благо - это все то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу. Выше других ценятся дефицитные блага, а именно то, чего недостает, как правило, к ним относят власть, доход, образование и престиж. Если денег на всех не хватает, возникает необходимость в разумном распределении их среди групп населения. В социалистическом обществе социальные и экономические блага стремились распределить поровну, независимо от трудового вклада, привилегий или социального положения. Таков социалистический идеал, воплощающийся в реальном обществе с большими или меньшими отклонениями. При капитализме никаких идеалов не выдвигают, а блага распределяются на основе конкурентной борьбы и рыночных механизмов. Поскольку конкурентоспособность людей различается, постольку блага достаются всем далеко не в равной мере, зато пропорционально личному трудовому вкладу.

Дефицитным благом можно сделать не все, что угодно, а только то, в чем человек нуждается, т.е. то, в чем у него есть потребность. В переводе на язык экономики потребность - это спрос. А он, как известно, рождает предложение.

Если любое решение и ошибка среднего менеджера (управленца) касаются ограниченной совокупности людей и всегда могут быть исправлены вышестоящим руководством, то ошибки и решения топ-менеджеров касаются всей популяции и никем не исправляются, а их деятельность не страхуется.

2.3. Делегирование управленческих полномочий при разработке решений.

Структура компании и каждого подразделения должна быть построена исходя из стратегических целей и задач компании. Вся работа с персоналом, включая ввод новых должностей и прием сотрудников, обязательно должна быть экономически оправданна. На основе анализа структуры, целей и задач подразделения должны быть четко описаны должностные обязанности каждого сотрудника. Человеку нужно точно знать, что и для чего он должен делать.

Для создания эффективной системы мотивации и стимулирования сотрудников обязательно нужно провести предварительную оценку внутренней мотивации сотрудников. Также для своевременной коррекции этой системы необходимо постоянно вести мониторинг изменения мотивации персонала.

Процедура подбора кадров должна включать оценку не только профессиональных и личностных качеств кандидатов, но и мотивационных предпочтений, их соответствие корпоративной культуре компании. Также очень важно учитывать совместимость потенциального сотрудника с уже работающими в подразделении.

Введение в должность даже самого опытного и идеально подходящего нового работника будет затруднено без специально разработанной системы адаптации персонала. Это может быть как детально разработанная процедура для определенной должности, так и стандартные правила ввода в должность, закрепленные во внутренних документах компании. Особенно нужна такая система адаптации, если новый сотрудник вообще не имеет опыта работы или не работал ранее на аналогичной должности.

К основным принципам корпоративного управления относятся:

создание эффективных отношений между корпоративными агентами в процессе обеспечения контроля за работой отдельных людей, коллективов, учреждения, предприятия;

определение структуры правил, регламентирующих права и обязанности членов корпорации;

оптимальное разграничение обязанностей и делегирование полномочий;

применение эффективной системы стимулирования сотрудников;

оптимальное организационное построение корпорации, гибкость и ситуативность управления ею.

Для корпоративного управления характерны такие важные черты, как отказ руководителя от использования части своей компетенции и передача ряда полномочий сотрудникам; восприятие руководителем сотрудников как партнеров, которые могут решать текущие задачи в основном самостоятельно. Эти черты требуют от сотрудников способности брать ответственность на себя, готовности отвечать за свои действия, наличия у них контрольных прав, желания и умения их использовать.

При умелом использовании корпоративное управление обеспечивает обоснованность управленческих решений, высокую мотивацию сотрудников к труду и разгрузку руководителя. Ни одна организация не сможет функционировать долго и успешно, если все интеллектуальные силы ее сконцентрируются внизу или посредине, а все бездарности окажутся наверху. Такая организация просто развалится. Жизненный принцип успешной организации гласит: самым талантливым и образованным открывай зеленую улицу наверх.

Согласно функциональной теории стратификации, самые высшие посты должны занимать наиболее подготовленные люди. Здесь действует механизм заинтересованности (мобильности). Но при этом должны существовать и механизмы обратной (нисходящей) мобильности, под которыми следует понимать такие процедуры, как разжалование в военном чине и увольнение, лишение титулов и привилегий и т. п.

Отсюда следует важный вывод: механизм социальной мобильности симметричен относительно позитивных и негативных санкций. Общество, в котором не существует механизма рекрутирования (выдвижения) талантливых людей и их дальнейшего продвижения, становится менее стабильным.

Рационально устроенная организация - будь то общество в целом или отдельная компания в частности - базируется на ряде аксиом, которые можно сформулировать следующим образом:

Аксиома 1. Высшие управленческие посты в организации должны занимать самые способные и квалифицированные сотрудники.

Аксиома 2. Чем выше позиция в иерархии, тем более способным и квалифицированным должен быть занимающий ее менеджер.

Аксиома 3. Чем выше позиция в иерархии, тем более качественными должны быть принимаемые менеджером управленческие решения.

Аксиома 4. Наиболее качественные управленческие решения должны приниматься на самом верхнем уровне иерархии.

Аксиома 5. Чем выше качество принимаемого менеджером решения, тем выше должна быть его ответственность перед теми, кого это решение касается.

Аксиома 6. Чем выше ответственность менеджера за принимаемое им решение, тем больше властных полномочий для проведения его в жизнь он должен иметь.

Аксиома 7. Чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов, претендующих на высокие позиции в иерархии.

Аксиома 8. Максимально жесткими фильтры-барьеры должны быть на верхних ступеньках пирамиды.

Заключение

Планирование представляет собой наиболее существенную из всех менеджерских функций, поскольку связано с целями, альтернативным выбором, определяет действия как перспективные, так и текущие. Планирование находит отражение во всех функциях менеджмента, но логически предшествует им, т. е. менеджер организует, контролирует, стимулирует и руководит в соответствии с планами.

1. Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

2. Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, снижения актуальности или решения проблемы, т.е. приближение в будущем реальных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

3. Принятие решения - не одномоментный акт, а результат процесса, имеющего определенную продолжительность и структуру. Процесс принятия решений - циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, выборе из них наилучшей и ее реализации.

4. Основные требования к качеству информации для принятия управленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, комплексность, адресность, правовая корректность, многократность использования, высокая скорость сбора и обработки информации, возможность кодирования, актуальность.

5. К основным параметрам качества управленческих решений следует отнести: степень риска вложения инвестиций, вероятность реализации решения, степень адекватности теоретической модели фактическим данным.

6. К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческих решений относятся: применение к разработке решения научных подходов, изучение влияния экономических законов на эффективность решения, обеспечение качественной информацией, применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов, многовариантность решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации решения.

7. К принципам экономического обоснования управленческих решений относятся: учёт фактора времени, учёт затрат и результатов за жизненный цикл объекта, применение к расчёту системного и комплексного подходов, многовариантность, сопоставимость вариантов, учёт фактора неопределенности и риска.

Список источников

1. Имитационные системы принятия экономических решений./. Багриновского К.А., Прокопова В.С. М.: Наука, 2007г.

2. Венеделин А.Г., Подготвка и принятие управленческого решения: Методологический аспект/ А.Г.Венеделин. – М.: Экономика, 2006г.

3 Голубков Е.П. Какое принять решение? – М.: Экономика, 2006г.

4. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В, Зайналабидов М.С. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ОАО «Московские учебники»; Ростов н/Д: Феникс, 2006.

5. Дорофеева Л. И. Менеджмент.: Эксмо, 2007 г.

6. Мамонтова Е.В. Набор инструментов для управления проектами. Под ред. Неизвестный С.И.- М. Пресс, 2008г.

7. Злобина Н.В. Управленческие решения. [учебное пособие]. Тамбов.: 2007г.

8. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М.: Юрист, 2007г.

9. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2007г.

10. Переверзев М.П., Шайденко И.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебник.- 2-е изд., доп. и перераб./од общ. ред. Проф. М.П. Переверзева. М.: ИНФРА-М, 2008г.

11. Румянцева З.И. Общее управление организацией. М.: ИНФРА, 2007г.

12. Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник.- 5-изд. М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2008г.

13. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. Изадние 4-е. М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2006г.

Краткое описание

Принятие решений является составной частью любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.

Главная > Учебно-методический комплекс

Семинарское занятие 8 по теме:

Власть и организационная иерархия при разработке и принятии управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: получение знаний в области властной и организационной иерархии при разработке и принятии управленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика взаимодействия участников выбора управленческого решения.

2. Власть, влияние, сила, источники их формирования.

3. Власть и организационная иерархия в качестве внерыночных средств принятия управленческих решений.

4. Характеристика социальных, психологических, этических методов достижения взаимодействия при принятии управленческих решений и их сочетание с организационной иерархией.

5.Управление конфликтными ситуациями в процессе принятия и реализации управленческих решений.

подготовить доклады на темы: «Влияние авторитета личности на процесс разработки и принятия управленческого решения», «Причины возникновения конфликтов в процессе принятия и реализации управленческих решений и их классификация»

Номер задания по практикуму: 62,63,64,65,66,67,68,69,70 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 5,6,7,8,9.

Семинарское занятие 9 по теме:

Цель и задачи: получение знаний в области организация и контроля выполненияуправленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Проблемы организации исполнения принятых управленческих решений.

2. Особенности процедуры организации выполнения управленческих решений.

3. Стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения.

4. Значение, функции и виды контроля.

5. Методы контроля и оценки исполнения решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на темы: «Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений», «Сущность и виды ответственности за выполнение управленческих решений»

Номер задания по практикуму: 71,72,73,74,75,76.77,78,79 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 8,9,10.11.

Семинарское занятие 10 по теме:

Оценка эффективности и качества управленческих решений - 1 час

Цель и задачи: получение знаний в области оценки эффективности и качества управленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Решения как инструмент реализации изменений в функционировании и развитии предприятий.

2. Особенности оценки эффективности управленческих решений.

3. Понятия «качество управленческой деятельности», «качество управленческого решения», «супероптимальное решение».

4. Приемы и методы разработки супероптимальных решений

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на темы:«Значение стандартизации процессов управления качеством процесса разработки и принятия управленческого решения», «Роль синергического эффекта в формировании супероптимальных решений»

Номер задания по практикуму: 80,81,82,83,84,85,86,87,88 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 10.11,12.

4.2 Планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения

Семинарское занятие 1 по темам 2 и 4:

Типология управленческих решений и требования, предъявляемые к ним и

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области основ требований, предъявляемых при разработке управленческих решений и. этапов процесса принятия управленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика основных типов управленческих решений.

2. Понятия «ситуация» и «проблема». Классификация ситуаций и проблем, возникающих в деятельности организации.

3. Классификация управленческих решений.

4. Требования, предъявляемые к качеству и содержанию управленческих решений (реальность, устойчивость к возможным ошибкам, контролируемость и т.п.).

5. Целевая ориентация управленческих решений.

6. Типы прогнозирования. Значение фактора времени для принятия управленческих решений.

7. Выбор критерия принятия управленческого решения. Классификация критериев и их шкалы.

8. Разработка и развитие альтернатив.

9. Роль компьютерных технологии в интеллектуальной поддержке управленческих решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Современные подходы к классификации управленческих решений: по числу влияющих на решение субъектов, по характеру процесса принятия решений по технологии разработки, в соответствие с прогнозной эффективностью и т.п.», «Стратегические и тактические решения, их особенности и взаимосвязь», «Сравнительная характеристика современных типовых процессов принятия решений: процесс принятия решений при решении производственных задач, при создании автоматизированных систем управления, процедура обоснования наилучшего решения» и «Особенности разработки управленческих решений в корпоративных и индивидуалистических организациях».

Номер задания по практикуму: 9,10,11,12,13,14,15,16, 26,27,28,29,30,31,32,33,34 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 5,6, 7,8,9,10.11.

Семинарское занятие 2 по темам 5 и 6:

Анализ внешней среды и ее влияние на принятие и реализацию

управленческого решения и Методы и модели, используемые при принятии управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: рассмотрение основных параметров процесса анализа внешней среды для принятия и реализации управленческого решения и основных методов и моделей, используемых при принятии решений

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика элементов внешней среды организации.

2. Анализ параметров объектов и субъектов принятия решения и учет динамики их изменения.

3. Характеристика системы рыночных институтов процесса разработки управленческого решения.

3. Методы анализа внешней среды.

4. Правила выбора консультантов.

5. Понятия «метод», «модель», «алгоритм», «моделирование».

6. Характеристика этапов процесса моделирования.

7. Характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования, основные характеристики.

8. Характеристика моделей, используемых при принятии управленческих решений: определение, параметры классификаций, характеристика особенностей.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Свойства объектов и субъектов принятия управленческих решений», «Современные рыночные институты как условия, в рамках которых организация осуществляет выбор управленческого решения», «Преимущества и недостатки привлечения российских и зарубежных консультантов», «Проблемы использования моделирования в управлении организацией», «Методы принятия управленческих решений», «Модели, используемые при принятии управленческих решений».

Номер задания по практикуму: 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45 ,46, 47, 48, 49, 50, 51, 52 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 7,8,9,10.11,12.

Семинарское занятие 3 по темам 7 и 9:

«Разработка и выбор управленческого решения в условиях

неопределенности и риска» и

Организация и контроль выполнения управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: рассмотрение основных принципов при разработке и выборе управленческого решения в условиях неопределенности и риска и получение знаний в области организация и контроля выполненияуправленческих решений

Вопросы к обсуждению:

1. Понятие «риск» и «неопределенность».

2. Характеристика типичных ошибок, возникающих в организации при большой степени неопределенности в процессе принятия и реализации управленческого решения.

3. Источники и виды неопределенности.

4. Технологии поведения руководителя в условиях риска.

5. Характеристика приемов разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

6. Применение механизма интуиции для разработки решений.

7. Проблемы организации исполнения принятых управленческих решений.

8. Особенности процедуры организации выполнения управленческих решений.

9. Стимулирование и кадровое обеспечение реализации решения.

10. Значение, функции и виды контроля.

11. Методы контроля и оценки исполнения решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Риск и его разновидности», «Особенности выбора критерия оценки эффективности управленческого решения, принятого в условиях риска и неопределенности» и «Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска», «Социально - психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений», «Сущность и виды ответственности за выполнение управленческих решений»

Номер задания по практикуму: 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 71, 72, 73, 74, 75, 76.7 7, 78, 79 Источники:
    обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 6,7,8,9,10,11.

4.3. Планы семинарских занятий для студентов заочной формы обучения

Семинарское занятие 1 по темам 1 и 4:

Понятие, значение и функции управленческого решения и

Основные этапы процесса принятия управленческих решений - 2 часа

Цель и задачи: получение теоретических знаний в области основ разработки управленческих решений и рассмотрение основных этапов процесса их принятия

Вопросы к обсуждению:

1. Характеристика понятий «управленческая проблема» и «управленческое решение».

2. Характеристика функций управленческих решений.

3. Сравнительная характеристика особенностей принятия решения в бизнес-организациях и в системе государственного и муниципального управления.

4. Современные концепции и принципы выработки решений.

5. Зависимость принятия решений в организациях от типа менеджмента.

6. Роль мотивации и организационной культуры при разработке и реализации управленческого решения.

7. Целевая ориентация управленческих решений.

8. Типы прогнозирования. Значение фактора времени для принятия управленческих решений.

9. Выбор критерия принятия управленческого решения. Классификация критериев и их шкалы.

10. Разработка и развитие альтернатив.

11. Роль компьютерных технологии в интеллектуальной поддержке управленческих решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на тему «Типы менеджмента по взаимодействию с объектом управления и алгоритмы принятия решений при различных типах менеджмента» и «Преимущества и недостатки опыта принятия управленческих решений различными типами организаций в России и за рубежом», «Сравнительная характеристика современных типовых процессов принятия решений: процесс принятия решений при решении производственных задач, при создании автоматизированных систем управления, процедура обоснования наилучшего решения», «Особенности разработки управленческих решений в корпоративных и индивидуалистических организациях».

Номер задания по практикуму: 1,2,3,4,5,6,7.8, 26,27,28,29,30,31,32,33,34 Источники:
    обязательные: 1, 2, 3,4; дополнительные: 6,7,8, 9,10.

Семинарское занятие 2 по темам 6 и 7:

Методы и модели, используемые при принятии управленческих решений и Разработка и выбор управленческого решения в условиях неопределенности и риска - 2 часа

Цель и задачи: рассмотрение основных методов и моделей, используемых при принятии решений и основных принципов при разработке и выборе управленческого решения в условиях неопределенности и риска

Вопросы к обсуждению:

1. Понятия «метод», «модель», «алгоритм», «моделирование».

2. Характеристика этапов процесса моделирования.

3. Характеристика методов принятия управленческих решений: состав, область использования, основные характеристики.

4. Характеристика моделей, используемых при принятии управленческих решений: определение, параметры классификаций, характеристика особенностей.

5. Понятие «риск» и «неопределенность».

6. Характеристика типичных ошибок, возникающих в организации при большой степени неопределенности в процессе принятия и реализации управленческого решения.

7. Источники и виды неопределенности.

8. Технологии поведения руководителя в условиях риска.

9. Характеристика приемов разработки и выбора управленческих решений в условиях риска и неопределенности.

10. Применение механизма интуиции для разработки решений.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклады на темы: «Проблемы использования моделирования в управлении организацией», «Методы принятия управленческих решений» и «Модели, используемые при принятии управленческих решений», «Риск и его разновидности», «Особенности выбора критерия оценки эффективности управленческого решения, принятого в условиях риска и неопределенности» и «Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска».

Номер задания по практикуму: 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 Источники: обязательные: 1, 2,3,4. дополнительные: 6,7,8, 9,10.11,12.

Раздел V. Практикум

Тема 1. Понятие, значение и функции управленческого решения

Тесты. 1. Управленческое решение – это:

a) Результат выбора из нескольких возможных вариантов.

b) Результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обосно-вания и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

c) Выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

d) Результат мыслительной деятельности человека.

2. Что такое решение?

а. решение- это выбор альтернативы

б. решение- это разработка альтернативы

в. решение- это поиск альтернативы

3. Что является основными характеристиками качества управленческого решения?

а. научная обоснованность

б. логичность

в. своевременность

г. адаптивность

д. перспективность

4. «Школа принятия решений» как самостоятельная наука сложилась :

а. в середине 60-х годов

б. в 70-е годы

в. в середине 80-х годов

5. Выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом – это:

а) запрограммированное решение

б) организационное решение

в) рациональное решение

г) незапрограммированное решение

д) решение, основанное на суждении

6. Цель управленческого решения – это

а) обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам

б) определение миссии организации

в) проверка и контроль служащих

г) минимизация издержек

7. К разработке и принятию решений могут быть подходы:

а) статистический

б) логический

в) научный

г) исторический

д) ненаучный

8. Каим требованиям должно отвечать решение:

а) обоснованность

б) четкость формулировок

в) своевременность и эффективность

г) реальная осуществимость

д) всем выше перечисленным

9. Задание Рассмотрите ситуацию

Закрытое акционерное общество «С» работает на рынке 5 лет. Занимается поставкой автозапчастей на российский рынок. За это время успело зарекомендовать себя. Сложилась следующая ситуация: на рынке появилась конкурирующая фирма. Автозапчасти данной фирмы стоит в 1,5 раза дешевле, чем у фирмы «С». Что в данной неблагоприятной управленческой ситуации делать фирме «С»?

Задание. Попробуйте решить данную проблему. Какие действия должна предпринять данная фирма? Какую информацию ЗАО «С» будет использовать для решения данной проблемы? Почему необходимо для получения лучшего результата использовать как качественную, так и количественную информацию? Примите управленческое решение. Подумайте, как принятое Вами решение отразится на деятельности организации в целом и на сотрудниках данной фирмы. От каких факторов в данном случае будет зависеть качество и эффективность управленческого решения? Каково в данной ситуации будет влияние личностных оценок руководителя, среды принятия решения, информационных ограничений, поведенческих ограничений на процесс принятия управленческих решений? Какова будет ответственность в случае принятия неверного, непродуманного, необоснованного управленческого решения? К чему это может привести?

Тема 2. Типология управленческих решений и требования, предъявляемые к ним

Тесты 10. С точки зрения цели управленческие решения классифицируются:

а) коммерческие

б) одноцелевые

в) многоцелевые

г) некоммерческие

д) стратегические

11. По способу принятия управленческие решения делятся на:

а) консультативные

б) совместные

в) индивидуальные

г) групповые

12. Какие факторы, снижают вероятность принятия качественного и эффективного управленческого решения:

a) Личностные пристрастия или лояльность руководителя к одному из сотрудников.

b) Структуризация проблемы.

c) Внутрифирменные конфликты.

d) Функционирование системы ответственности.

13. Для принятия качественного управленческого решения, решение должно быть описано:

a) Только качественными показателями.

b) Только количественными показателями.

c) Как качественными, так и количественными показателями.

d) Правильного ответа нет.

14. Многовариантность решений и правовая обоснованность принимаемого решения обеспечивают: 15. Совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации – это:

a) Эффективность управленческого решения.

b) Качество управленческого решения.

c) Надежность управленческого решения.

d) Оптимальность управленческого решения.

16. В каком случае возникает необходимость принятия управленческого решения:

a) В случае ликвидации неблагоприятной управленческой ситуации.

b) В случае достижения поставленных перед организацией задач.

c) В случае удовлетворения потребностей организации.

d) В случае улучшения существующей ситуации.

17. Задание Рассмотрите ситуацию

Открытое Акционерное Общество «Б» работает на рынке консалтинговых услуг 10 лет. Штат организации свыше 100 человек. Сначала сотрудники работали с клиентами по одиночке либо произвольно сгруппированной бригадой. Затем было принято управленческое решение, в результате чего все сотрудники были разбиты на бригады по 4 человека. В результате сложилась неблагоприятная ситуация: внутриорганизационные разногласия, в результате чего снизилась производительность труда.

Задание. Примите управленческое решение по выходу их сложившейся ситуации. Подумайте, как Вы, если бы были руководителем данной организации, вышли из данной неблагоприятной управленческой ситуации. Какие управленческие решения должны быть приняты в данной ситуации? Как принятые Вами решения отразятся на Ваших сотрудниках и на работе самой организации? Какое решение (инертное, импульсивное, рискованное, осторожное, рациональное, основанное на суждении или интуитивное) Вы примите?

Тема 3. Роль и значение лица, принимающего решения (ЛПР), и информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений

Тесты 18. Зависит ли процесс принятия решения от индивидуальных качеств руководителя?

в. процесс принятия решения зависит только от индивидуальных качеств руководителя

19. Что такое стиль руководства?

а. стиль руководства - умение руководителя подчинить себе ниже стоящие иерархические уровни

б. стиль руководства - распределение должностных обязанностей по иерархическим уровням

в. стиль руководства - правильное поведение руководителя по отношению к подчиненным в ситуации, требующей выбора

20. Какие признаки не характеризуют поведение лица с конфликтной устремленность?

а. действует осторожно;

б. часто подтасовывает факты;

в. ищет слабое место в позиции оппонента;

г. считает, что отступление ведет к потере лица.

21. Лицо, принимающее решение несет ответственность за:

a) «Непродуманные» решения.

b) «Моральные» решения.

c) Решения, принятые в условиях неопределенности и риска.

d) За все принимаемые им решения.

  1. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. Н., кандидат экономических наук, доцент (2)

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Управление проектами» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования организации» по направления

  2. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. (2)

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Организация и деятельность гостинично-туристических комплексов» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального

  3. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. (7)

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

  4. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалин В. Н., кандидат экономических наук Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К.

    Учебно-методический комплекс

    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.

  5. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. (1)

    Учебно-методический комплекс

    Таблица распределения времени, выделенного на самостоятельную работу, и задания студентам очной формы обучения специальности «Менеджмент организации» 36

При разработке и принятии управленческого решения

Тема 1.1. Власть, влияние, сила и источники их формирования

Концепция власти в управлении организацией. Средства использования власти, успех и неудачи в ее применении. Источники власти и их характеристика. Власть, основанная на личностной основе: законная, экспертная, эталонная, информационная. Власть, имеющая организационную основу, основанная на вознаграждении, принуждении, власть связей.

Понятие харизмы. Лидерство и лидер. Понятия, связанные с властью: право на власть, потребность во власти, влияние на принятие решений, ба­ланс власти, сила власти. Силы, действующие при применении власти на менеджера, подчиненных, ситуацию.

Тема 1.2. Делегирование управленческих полномочий

Факторы, влияющие на масштаб полномочий. Понятия распределения и делегирования полномочий. Сущность и методология управленческих полномочий, их цели и виды (распоряди­тельные, рекомендательные, контрольные и координационные).

Особые об­стоятельства распределения полномочий. Два подхода к распределению полно­мочий в организациях: единоначалие и поглощение пол­номочий.

Тема 1.3. Централизация и децентрализация процесса разработки решений

Проблема и сущность централизации и децентрализации в теории организаций. Понятие «центра принятия решений». Требова­ния передачи полномочий. Факторы, влияющие на уровень децентрализации. Преимущества и недостатки процесса принятия решения.

Тема 1.4. Власть и организационная иерархия в качестве внерыночных средств принятия управленческих решений

Идеологическая основа управленческого решения, понятия, ее опре­деляющие. Зарождение власти, отношение власти и иерархии. Проблемы контроля и власти. Мотив власти в управлении организацией. Ценность власти для организации и уменьшения сложности принятия решений.

Тема 1.5. Процедурный характер принятия управленческого решения и его коллективистское измерение

Основные закономерности и процедурный характер процесса принятия управленческих реше­ний в иерархической организации. Правила принятия решений: оперативные, стратегические, институцио­нальные.



Формальная схема процесса принятия решений как принцип после­довательного разрешения неопределенности. Пути рационального построения процесса принятия решений и структурирования организации для поиска принимаемых решений.

Раздел 2. Особенности управленческих решений

Органов государственной власти и местного самоуправления

Тема 2.1. Сущность решений, принимаемых в органах государственной власти и местного самоуправления

Понятие управленческих решений, принимаемых в органах государственного и муниципального управления. Классификация решений органов государственной власти и местного самоуправления. Принятие решений представительными органами государственного и муниципального управления.

Тема 2.2. Состав документов органов государственной власти и местного самоуправления

Порядок оформления докумен­тов органами государственного и муниципального управления. Состав распорядительных, организационных, организационно-распорядительных и информационно-спра­вочных документов, порядок их подготовки. Модельный устав муниципально­го образования.

Раздел 3. Процесс подготовки управленческих решений

В органах государственной власти и местного самоуправления

Тема 3.1. Особенности процесса подготовки решений, принимаемых в органах государственной власти и местного самоуправления

Особенности процесса подготовки решений органами государственного и муниципального управления, характеристика этапов процесса. Научные методы подготовки управленческих решений. Типовая организационно-технологическая схема подготовки распорядительного документа в органах государственного и муниципального управления, основные требования к его тексту.

Тема 3.2. Информационно-аналитическая поддержка решений, принимаемых в органах государственной власти и местного самоуправления

Организационная система, ее цель и характеристики. Управление системой. Управленческая задача, ее описание. Отношения организационной системы и внешней среды. Особенности организационного управления.

Современные проблемы подготовки решений, принимаемых в органах государственной власти и местного самоуправления. Сущность информационной поддержки управленческих решений. Услуги автоматизированных систем организационного управления.

Тема 3.3. Подготовка сложных единоличных решений

Основные принципы и типовая структура подготовки сложных единоличных решений, их принятие. Проблемы подготовки сложных единоличных решений, принимаемых в органах государственной власти и местного самоуправления. Деятельность должностных лиц при обработке замысла и проекта решения.

Если говорить о модели структуры власти в современной организации, то можно выделить следующие ее иерархические уровни:

  • руководитель;
  • команда управленцев;
  • руководитель подразделения;
  • комитеты, комиссии и их руководители (назначаемые);
  • общественные организации и их руководители (избранные);
  • неформальные группы и их лидеры;
  • работник.

Наибольший эффект в организации и управлении ходом выполнения работ достигается, когда руководитель одновременно является и лидером для тех, кто участвует в производственном процессе.

Возможный вариант структуры иерархии власти в организации, приведены на рис. 9.7.

Рис. 9.7.

Моделирование традиционной иерархической вертикали власти позволяет разделить существующие формы власти в организации по степени "жесткости" управленческого воздействия, т.е. по обязательности исполнения поступающих сверху распоряжений и мотивационных воздействиях со стороны руководителя при выполнении или невыполнении полученных распоряжений. Исходя из этого принципа можно классифицировать существующие виды иерархической власти как:

  • 1) "жесткую" иерархическую власть;
  • 2) "мягкую" иерархическую власть;
  • 3) отсутствие иерархической подчиненности.

На рис. 9.8 приведена классификация организационных структур по степени "жесткости" иерархии власти, действующей в организации.

Рис. 9.8.

"Жесткую" иерархическую власть характеризует безукоснительное выполнение приказов и распоряжений, отдаваемых вышестоящим руководителем. При "мягкой" иерархической власти нижестоящая инстанция может предлагать вышестоящей варианты решений, а вышестоящая инстанция, но возможности, согласовывает принимаемые решения с нижестоящей. При отсутствии иерархической подчиненности решения о совместных действиях принимаются коллегиально.

Различная степень иерархической власти, которой обладает вышестоящий руководитель, оказывает значительное влияние на формирование принятого в компании стиля управления. При этом необходимо понимать, что сформулированный выше принцип двух вертикалей власти, характерный для современных организационных структур, - объективно существующая реальность. Управление в организации должно осуществляться с их учетом.

Используемые во многих организациях линейно-функциональная или матричная организационные структуры предполагают, по существу, наличие двух вертикалей власти. С одной стороны, иерархическая власть, находящая отражение в линейной структуре организации, а с другой - власть специалистов, обладающих знаниями, умениями, информацией, представленная функциональной составляющей этой организационной структурой.

Формирование рычагов и механизмов власти и ее эффективное использование - одна из основных проблем, стоящая перед каждым руководителем. Процесс управления должен быть организован так, чтобы его участие и влияние было определяющим при принятии самых главных управленческих решений в организации.

Первое проявление власти в организации - разработка стратегии ее развития и формирование системы стратегического управления, поскольку они представляют собой основные управленческие технологии, определяющие деятельность организации. Они должны приниматься руководителем исходя из его собственного видения путей развития организации.

Не менее важным проявлением власти руководителя является его определяющая роль при проектировании организации. Вывод, сделанный А. Чандлером, анализировавшим деятельность многих современных компаний "стратегия определяет структуру" означает, что выбранная руководителем стратегия развития организации оказывает значительное влияние на формирование ее организационной структуры.

В процессе реализации принятых руководителем стратегических, тактических, оперативных решений оказываются задействованными практически все ресурсы, которыми располагает организация.

Власть руководителя распространяется на всех членов организации. Она реализуется посредством удовлетворения их потребностей. Потребности человека, которые он получает возможность удовлетворить, работая в организации, служат основой мотивации его деятельности, механизмы которой были обсуждены ранее.

Сказанное нами находит подтверждение в управленческой практике. Так, придя к управлению компанией General Electric, Джек Уэлч в корне пересмотрел стратегию ее развития, сконцентрировав основное внимание на тех направлениях деятельности, в которых компания занимала лидирующие позиции (первое или второе место). Остальные направления закрывались. Был изменен сам стиль управления, благодаря которому компания избавилась от излишнего управленческого "жирка" и громоздкой многотомной отчетности, замедлявшей решение возникавших проблем. Ему удалось добиться того, чтобы в результате проведенных преобразований гигантская корпорация стала столь же мобильной в управлении, как и малое предприятие.

Масштабные преобразования в General Electric решали и еще одну, не менее важную задачу формирования отношений "власть - подчинение". Реорганизация компании не могла не затронуть ее персонал. Сохранили рабочие места лишь те, кто способен был решать задачи, поставленные ее новым руководителем. Все работники были разбиты на четыре группы:

  • 1) те, кто как профессионал соответствовал занимаемой должности, и поддерживал преобразования;
  • 2) те, кто соответствовал занимаемой должности, но не поддерживал преобразования;
  • 3) те, кто не соответствовал занимаемой должности, но поддерживал преобразования.
  • 4) те, кто не соответствовал занимаемой должности и не поддерживал преобразования.

Если с первой и четвертой группами работников все было ясно, то со второй и третьей - проводилась дополнительная работа перед принятием окончательного решения об их судьбе.

Еще один пример формирования отношений "власть - подчинение" находим в управленческой деятельности Ли Якокки, возглавившего автомобилестроительную корпорацию Chrysler Croup, которая находилась на грани банкротства. Он также в корне изменил ее стратегию, стиль управления, организационную структуру. Как уже говорилось, до его прихода корпорация состояла из практически независимых структурных подразделений, работавших без должного взаимодействия, а стратегические интересы корпорации каждый трактовал по-своему. В ней насчитывалось 35 вице-президентов и каждый "бежал по своей дорожке", Ли Якокка заменил их новой командой управленцев. Были изменены формы и способы использования властных полномочий. Корпорация приобрела управляемость.

Проведенные преобразования системы управления не замедлили сказаться на результатах деятельности. Находившаяся ранее на стадии банкротства корпорация, сумела подняться на второе место в рейтинге ведущих автомобилестроительных компаний США.

Анализ управленческой практики показывает, что эффективное стратегическое управление организацией возможно только при достаточно высоком уровне управляемости.

Управляемость организации - это выполнение в ней управленческих решений, принятых руководителем. Если использовать введенные нами определения, то управляемость объекта управления, которым является организация, - это действия объекта управления по реализации решений, принятых субъектом управления, адекватные им и обеспечивающие достижение поставленных целей.

Уровень управляемости объекта управления бывает различным. Если решения руководителя правильно поняты и действия исполнителей обеспечили достижение поставленных целей, то можно говорить о высоком уровне управляемости. В противном случае он невысок.

Определяющей характеристикой управляемости организации является процент выполненных решений относительно принятых. Чем выше профессиональный уровень управленца, тем более высокого уровня управляемости ему удается добиться. Высокий уровень управляемости позволяет решать самые сложные задачи, которые ставит руководитель .

Дэн Сяопин, как прагматик, признающий только управленческие решения и действия, направленные на достижение поставленных целей, понимал, что резкая смена курса и системы ценностей, принятой в Китае 1970-х гг., не будет верным управленческим решением.

Он понимал, что на момент его прихода к власти в стране достигнут высокий уровень управляемости, а потеря управляемости может привести к непредсказуемым последствиям: "Если бы мы начали болтать о некоей абстрактной демократии, то открыли бы путь расцвету экстремизма, анархии, полностью сломали бы атмосферу спокойствия и единства... Китай был бы ввергнут в хаос, разброд, упадок и мрак".

Стержнем, который объединил китайское общество, стали идеи Председателя Мао и пропагандистский и административный механизм, который обеспечивал следование им. Он видел, что "культурная революция" и многое другое в деятельности Мао было ошибочным. Но зачем убирать то, вокруг чего объединен китайский народ?

Гораздо целесообразней дать новое толкование его учению, более соответствующее реалиям сегодняшнего Китая. Идеи Мао были подвергнуты переосмыслению. Ведь были высказывания самого Мао, в которых он подвергал критике собственную деятельность, признавал собственные ошибки. Они стали достоянием широкой общественности. Коммунистической партией Китая, фактически возглавляемой Дэн Сяопином, было принято имеющее исключительно важное значение "Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР", в котором было определено место и роль в китайском обществе идей Мао Дзэдуна.

Дэн Сяопин говорил: "...во многих отношениях мы теперь осуществляем то, на что указывал, но не претворил в жизнь товарищ Мао Дзэдун, восстанавливаем то, против чего он неверно выступал, и налаживаем то, что ему не удалось наладить". В то же время признавалось, что Мао сделал больше хорошего, чем плохого, а ответственность за многие ошибки лежит и на ЦК КПК, который поддержал Мао Дзэдуна, хотя главная ответственность за ошибки все-таки на Мао.

Дэн Сяопину удалось дать новое внутреннее содержание теоретическому наследию Мао, из которого было взято, прежде всего, то, что могло оказаться полезным для укрепления могущества страны и ее процветания, а за бортом оставлено все ненужное и ошибочное.

Высокий уровень управляемости был сохранен, что позволило сделать стране мощный рывок в экономическом развитии и укреплении положения страны во внешнем мире.

Важной характеристикой, которую следует учитывать в практической деятельности управленца, является норма управляемости (см. параграф 9.2).

Если принятое руководителем стратегическое решение относится к деятельности всей организации, то оно оформляется в виде письменного или устного приказа или распоряжения по организации, которое доводится до сведения каждого работника.

В то же время есть много вопросов, требующих оперативного решения во всех областях деятельности организации, до которого, как говорится, не доходят руки первого лица. Если организация большая и в ней осуществляются различные виды деятельности большим числом исполнителей, то по каждому вопросу дать распоряжение каждому исполнителю практически невозможно. Более того, стремление руководителя дать непосредственное указание каждому работнику в области его профессиональной деятельности попросту нецелесообразно.

Мы уже приводили в качестве примера подходы к управлению Генри Форда, возглавлявшего компанию Ford Motors и Альфреда П. Слоуна-мл., возглавлявшего General Motors в 1920-х гг. Управленческие технологии, использовавшиеся ими, в корне различались. Если Генри Форд принимал решения единолично, более того - никто не имел права высказывать в его присутствии собственную точку зрения, то Альфред П. Слоун-мл. избрал стиль управления, при котором стало широко практиковаться делегирование полномочий менеджерам компании. Наряду с правами и обязанностями, они получили также возможность принимать самостоятельные решения. Одновременно была введена эффективная система контроля, позволявшая руководителю иметь четкое представление о том, что происходит на отдельном участке и в компании в целом. Подход к делегированию полномочий Альфреда П. Слоуна-мл. оказался более эффективным и позволил General Motors завоевать лидерство в автомобилестроении.

Сегодня большое внимание уделяется проблеме делегирования полномочий работникам. Так, проведенный в страховых компаниях эксперимент показал, что при снижении централизованной власти руководства и значительном делегировании полномочий производительность стала ниже. То есть здесь эффект оказался противоположным достигнутому General Motors. Оказалось также, что не всегда положительно влияют и такие факторы, как удовлетворенность работой, зарплатой, статусом и т.д. Это только подтверждает уникальность управленческих ситуаций. Стратегическое решение, оказавшееся эффективным в одной управленческой ситуации, может оказаться неэффективным в похожей, но имеющей свою специфику.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник