14.09.2019

Формирование инфраструктуры малого и среднего предпринимательства. Создание инфраструктуры поддержки инновационных малого и среднего предпринимательства


Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – это система коммерческих и некоммерче- ских организаций, которые создаются и осуществляют свою дея- тельность в целях выполнения работ, оказания услуг для государ- ственных или муниципальных нужд при реализации федераль- ных, региональных и муниципальных программ развития субъек- тов малого и среднего предпринимательства. Такие организации должны обеспечивать условия для создания и оказания поддерж- ки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства


по развитию предпринимательства, фонды поддержки предпри- нимательства, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и сред- него предпринимательства, технопарки, бизнес-школы, научные парки, инновационно-технологические центры (ИТЦ), бизнес- инкубаторы и пр.

Приведем краткую характеристику некоторых структур под- держки малого предпринимательства.

Технопарки – это структуры, создаваемые, как правило, на базе высших учебных заведений с целью использования научного потенциала и коммерциализации разработанных технологий че-

рез создание и развитие малых предприятий, размещающихся на территории технопарка.

Инновационно-технологические центры – центры, кото-

рые создаются, как правило, на базе научно-исследовательских институтов и центров. В ИТЦ превалирует направленность на коммерциализацию и трансферт технологий не столько малым предприятиям, сколько корпорациям, которые способны такие технологии реализовать.

Бизнес-школы – это структуры, которые осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации пред-

принимателей, руководителей малых предприятий, специалистов

для микро и малых предприятий, безработных и граждан, же- лающих создать свой бизнес.

Бизнес-инкубатор – это специальный инструмент экономи-

ческого развития, предназначенный для ускорения роста и ус- пешной самореализации предпринимателей посредством предос-

тавления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и разви- тию их деловой активности. Главная задача бизнес-инкубатора создавать успешно работающие хозяйственные объекты, либо ре-

конструировать действующие с тем, чтобы, пройдя через опреде- ленные программы, они обрели финансовую жизнеспособность и организационную самостоятельность.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие предпринимателя и предпринимательства. Признаки предпринимательской деятельности

Понятие предпринимателя и предпринимательства признаки предпринимательской.. принцип дозволительной направленности.. этот принцип означает возможность субъектов предприни мательства действовать по своему усмотрению т е свободно..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие предпринимателя и предпринимательства. Признаки предпринимательской деятельности
. Предприниматель – экономический субъект, зарегистриро- ванный в установленном порядке, который инициирует деятель- ность по

Признаки предпринимательской деятельности
· Самостоятельный характер · Рисковый характер · Направленность на систематическое извлечение прибыли · Необходимость государственной регистрации

Принципы предпринимательской деятельности
Специальных принципов предпринимательской деятельно- сти не существует, имеются лишь особенности проявления принципов частного права в сфере предпринимательства.

Принцип равенства
Этот принцип означает, что участники предприниматель- ской деятельности, взаимно не подчинены и обладают принципи- ально равными правовыми возможностями. Однако, принцип ра- венства не озн

Принцип недопустимости произвольного вмешательст- ва в частные дела
Свобода предпринимательства не безгранична. Законода- тельством предусматриваются запреты и ограничения (лицензи- рование, на недобросовестную конкуренцию и пр.). Необходи- мость таких огр

Принцип восстановления нарушенных прав субъектов частного права
Равенство участников предпринимательской деятельности, их широкая самостоятельность предполагает и ответственность за результаты собственных действий. Если эти действия причи- няют убытки

Принцип судебной защиты нарушенных частных прав предпринимателей
Ст. 11 ГК каждому гарантирует судебную защиту нарушен- ных прав. Судебную власть при разрешении возникающих в про- цессе предпринимательской деятельности споров осуществляет арбит

Нормативно-правовой режим предпринимательства
В качестве источников коммерческого (предприниматель- ского) права, прежде всего, следует назвать нормативные акты, в которых отражены особенности правового регулиро

Объекты и субъекты предпринимательской дея- тельности
Объекты ПД – все то, что способно приносить прибыль (максимальную полезность) предпринимателю. К объектам отно- сятся изготовленная продукция, в

Права предпринимателей
Права предпринимателей регламентируются законодатель- ством и обычаями делового оборота (деловой оборот – сложив- шееся и широко применяемое правило поведения в области пред- принимательст

Обязанности предпринимателей
Обязанности предпринимателей установлены гражданским законодательством и нормативными актами. Предприниматели обязаны: – в установленные сроки зарегистрироваться и встать на учет

Проблемы предпринимателей в Ленинградской области
Основные проблемы предпринимателей в процессе осуще- ствления предпринимательской деятельности приведены в табл. 1.2 .

Вопросы
1. Приведите понятия предпринимательства, предпринимателя и предпринимательских отношений. 2. Перечислите признаки предпринимательской деятельности. 3. Перечислите принципы предпр

Понятие предпринимательской среды
Предпринимательская среда – это условия и факторы, воз- действующие на предпринимательскую деятельность и требую- щие принятия управленческих ре

Внешняя и внутренняя предпринимательская среда
Как интегрированная сложная система предприниматель- ская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависи- мую от самих предпринимателей, так и внутреннюю, к

Предпринимательская идея. Этапы ее формирования и элементы
Осуществление предпринимательской деятельности всегда основано на какой-то конкретной идее. Исходной точкой в пред- принимательстве и в создании нового предприятия ч

Метод целевых обсуждений
Суть метода заключается в проведении совещания, направ- ляемого ведущим. Главная задача ведущего в том, чтобы втянуть всех участников в открытую и заинтересованную дискуссию и не дать сове

Метод Гордона
В отличие от большинства других методов пробуждения творческой инициативы, метод предполагает, что участники ра- бочей группы заранее не знают, какая именно проблема будет об- суждаться, п

Метод свободных ассоциаций
Метод является одним из самых простых и в то же время самых действенных способов выработки новых идей. Он бывает весьма полезен при необходимости выработать совершенно но- вый взгляд на пр

Научный метод
Метод широко применяется в самых разных областях и предполагает сбор данных в ходе наблюдений или эксперимен- тов, проверку различных гипотез на основании этих данных от- носительно состоя

Метод матричного структурирования проблем
Метод представляет собой метод систематизации поиска новых идей путем построения матрицы, столбцы которой соот- ветствуют обсуждаемым вариантам товаров, а строки – рыноч- ным атрибутам эти

Понятие предпринимательского договора. Особенности договоров в сфере предпринимательства
Договор в сфере предпринимательства следует определить как соглашение между лицами, осуществляющими предпринима- тельскую деятельность (или с их

Признаки предпринимательского договора
1. Договор, в котором хотя бы одной из сторон является предпринимателем. Например, договор розничной торговли. 2. Предпринимательские цели договора, т.е. договор должен быть совер

Виды предпринимательских договоров
1. В зависимости от распределения прав и обязанностей предпринимательские договоры различаются как одно, двух и многосторонние. В однос

Вопросы
1. Приведите понятие договора в сфере предпринимательства. 2. Назовите виды договоров в предпринимательстве. 3. Назовите существенные условия предпринимательских дого- воров.

Организационно-правовые формы коммерческих организаций
Юридические лица, являющиеся коммерческими организа- циями, в качестве основной цели деятельности преследуют из- влечение прибыли. Юридические лица, являющиеся неком

Полное товарищество
Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от

Товарищество на вере
Правовое положение товарищества на вере или коммандит- ного товарищества обозначено в ст.82-86 ГК РФ. Товарищество на вере – это товарищество, в котором наря-

Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью
Правовое положение общества с ограниченной ответствен- ностью (ООО) определено ст. 87-94 ГК и ФЗ «Об обществах с ог- раниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ.

Общество с дополнительной ответственностью
Правовое положение общества с дополнительной ответст- венностью определено ст. 95 ГК. По существу общество с допол- нительной (ОДО) ответственностью есть разновидность ООО и к нему применяются прав

Производственный кооператив (артель)
Правовое положение производственного кооператива опре- деляется ст. 107-112 ГК и ФЗ от 08.05.1996 г. «О производствен- ных кооперативах». Производственный кооператив –

Акционерные общества
Правовое положение акционерного общества регулируется ст. 96-104 ГК и ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208-ФЗ. Акционерное общество (АО) – это к

Органы управления акционерного общества
1. Общее собрание акционеров. Общее собрание является высшим органом управления об- щества. К компетенции общего собрания относится внесение из- менений и дополнений в устав, реор

Унитарные предприятия
Правовое положение государственных и муниципальных предприятий определяется ст. 113-115 ГК и ФЗ «О государствен- ных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели
Индивидуальный предприниматель (ИП) или «трейдер» – это лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением и несет личную ответственность за обеспеч

Государственная регистрация ИП
Государственная регистрация индивидуального предприни- мателя – акт уполномоченного федерального органа исполни- тельной власти (МНС РФ), осуществляемый путем внесения в Единый государстве

Вопросы
1. Приведите классификацию юридических лиц. 2. Какие Вы знаете предприятия без прав юридического лица. 3. Перечислите организационно-правовые формы коммерческих организаций.

Создание, реорганизация и ликвидация предпринимательских организаций
В данной теме мы рассмотрим три формы существования коммерческих организаций – это создание, реорганизация и лик- видация. В свою очередь, обратим внимание студентов

Создание коммерческой организации
Создание коммерческих организаций включает две стадии: учреждение и государственную регистрацию.Законодательство РФ о государственной регистрации состоит из Гражданского к

Учреждение коммерческой организации
В зависимости от выбранной организационно-правовой формы коммерческой организации, ее учредительными докумен- тами являются учредительный договор либо учредительный до- говор и устав, либо

Государственная регистрация
Коммерческая организация считается созданной и приобре- тает статус юридического лица, со дня ее государственной реги- страции (ст.51 ГК), т.е. со дня внесения соответствующей записи в еди

Единый государственный реестр юридических лиц
естр) содержит сведения о создании, реорганизации и ликвида- ции юридических лиц (включая соответствующие документы) и является федеральным информационным ресурсом. Кроме этого, в

Реорганизация коммерческой организации
Реорганизация коммерческой организации может быть про- изведена по решению учредителей или органа юридического ли- ца, уполномоченного на то учредительными документами. Существует

Ликвидация коммерческой организации
Ликвидация коммерческой организации влечет ее прекра- щение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреем- ства другим лицам (ст.61 ГК РФ). Ликвидация может быть доб- ровольной и п

Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
Банкротство является необходимым элементом рыночной экономики. Оно определено самой сущностью рыночных отно- шений, которые всегда сопряжены с неопределенностью дост

Процедуры банкротства
К должнику, в отношении которого возбуждено производ- ство по делу о банкротстве, могут применяться следующие про- цедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управлен

Вопросы
1. Приведите понятие государственной регистрации коммерче- ской организации и ИП. 2. Назовите виды учредительных документов. 3. Что может быть взносом в уставный капитал

Понятие налогов и их функции
За последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ, к позитивным результатам которых следует отнести не- которое снижение налогового бремени налогоплательщ

Функции налогов
Сущность налогов проявляется в их функциях, т.е. в дейст- вии. Выделяют четыре функции налогов: фискальную, распреде- лительную, регулирующую, контрольную. Фискальная функ

Элементы налогообложения
В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ (ст.17) налог считается установленным в том случае, когда зако- ном определены налогоплательщики и эл

Налог на прибыль
В системе прямых налогов, действующих в РФ и взимаемых с предприятий, основным налогом является налог на прибыль. В НК этому налогу посвящена 25 глава НК. Налогоплательщики

Единый социальный налог
В НК единому социальному налогу посвящена 24 глава. Плательщики единого социального налога Круг плательщиков единого социального налога (ЕСН) оп- ределен ст.235 НК РФ. Данная стат

Налог на добавленную стоимость
Важнейшим их косвенных налогов является – налог на до- бавленную стоимость (НДС), которому принадлежит одно из ве- дущих мест в налоговых поступлениях в бюджет. При расчете НДС необходимо

Налог на имущество предприятий
С 1 января 2004 г. введена в действие новая 30 глава НК РФ, регламентирующая налог на имущество организаций. По мнению специалистов, эта глава является одним из этапов перехода на налогооб

Упрощенная система налогообложения
Положительным результатом налогового реформирования является введение специальных налоговых режимов в виде уп- рощенной системы налогообложения (УСН) и единого налог

Порядок и условия начала и прекращения применения УСН
1. Организации и ИП, изъявившие желание перейти на уп- рощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октяб- ря по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогопла

Налоги, уплачиваемые при применении УСН
Налогоплательщики, применяемые УСН, уплачивают еди- ный налог, при этом они освобождаются от уплаты основных на- логов: · налога на прибыль; · НДС (за исключением

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
Система налогообложения в виде ЕНВД применяется в со- ответствии с главой 263 НК РФ, которая введена ФЗ № 104-ФЗ от 24.07.2002 г. Система налогообложения в виде ЕНВД

Вопросы
1. Какие Вы знаете специальные режимы налогообложения. 2. Какие налоги не платятся при применении УСН. 3. Назовите ограничения на применение УСН предприниматель- скими организация

Малый бизнес и его роль в развитии предпринимательства
В данной теме мы обозначим основные критерии определе- ния малого и среднего предпринимательства, изложим основные цели и принципы государственной политики в области

Сущность и критерии определения малого предпри- нимательства
Малое предпринимательство – это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма орг

К субъектам малого и среднего предпринимательства
относятся внесенные в единый государственный реестр юридиче- ских лиц коммерческие организации (за исключением государст- венных и муниципальных унитарных предприятий), а также фи- зические лица, в

Основные цели и принципы государственной поли- тики в области развития малого и среднего предпринима- тельства
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства является частью государственной социально-экономической полити

Поддержка субъектов малого предпринимательства
Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: – заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказан

Основные виды поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
1. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и сред- него предпринимательства и орг

Развитие малого и среднего бизнеса в Санкт- Петербурге
Правительство Санкт-Петербурга уделяет большое внима- ние развитию малого среднего бизнеса, как важнейшей состав- ляющей экономики города. Для обеспечения системного

Преимущества, недостатки и проблемы малого и среднего предпринимательства
Значимость развития малого и среднего бизнеса трудно пе- реоценить для нашей страны, где он способен коренным образом и без существенных капитальных вложений расшири

Проблемы малого бизнеса
К основным проблемам малого бизнеса относят: 1. Сложности в формировании финансовой базы малого предпринимательства, а именно – недостаток стартового капита- ла, затруднение получ

Вопросы
1. Назовите критерии отнесения к малому и среднему предпри- нимательству. 2. Назовите основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

Сущность предпринимательского риска
Законодательно установлено, что предпринимательская дея- тельность является рисковой т.е. действия участников предпри- нимательской деятельности не могут быть с полн

Управление рисками
Эффективное управление коммерческой организацией не- возможно без эффективного управления рисками. Цель управле- ния – защита своего предприятия от рисков, которые у

Механизмы нейтрализации и снижения рисков
После выявления возможных рисков в процессе предприни- мательской деятельности, после определения факторов, оказы- вающих влияние на уровень риска, проведения оценки

Понятие интрапренерства
В теоретических исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству, как способу ведения дел на само- стоятельной независимой основе, но и внутрифирменном

Интрапренерство
Механизм предпринимательства Наличие ресурсов для внутрифир- менного пред- принимательства Возможности созда- ния предпри

Предпосылки, потребности и условия возникнове- ния интрапренерства
На рис.11.2 обозначены предпосылки и потребности воз- никновения интрапренерства. В крупных организациях, работающих достаточно стабиль- но и успеш

Положительные и отрицательные характеристики внутрифирменного предпринимательства
Как и любое другое явление, интрапренерство имеет поло- жительные и отрицательные характеристики. К достоинствам интрапренерства относятся: · досту

Сущность культуры предпринимательства
Эффективное функционирование предпринимателей требу- ет не только создания конкурентоспособного производства, вне- дрения прогрессивных технологий и форм организации

Формирование культуры предпринимательской единицы
Культура предпринимательства зависит от культуры пред- принимательских организаций, культуры самих предпринимате- лей, от предпринимательской этики, делового этикета

Предпринимательская этика
Во всем мире все более возрастает интерес к этическим проблемам. В развитых странах общепринято, что вопросы дело- вой этики беспокоят предпринимателя, так же как и

Виды финансовых ресурсов коммерческой органи- зации
В предпринимательской деятельности существует два вида финансовых ресурсов – собственные и заемные ресурсы, кото- рые, в свою очередь, делятся на внутренние и внешни

Денежные потоки коммерческой организации
Движение денежных средств по определенным направлени- ям можно представить как денежные потоки, которыми необхо- димо эффективно управлять в целях повышения прибыльн

Вопросы
1. Назовите два внутренних собственных ресурса организации. 2. Назовите последовательность формирования чистой прибыли в организации. 3. Что такое амортизационные отчисления и где

Показатели доходности и рентабельности
Существуют принципиальные отличия понятий «доход- ность» и «прибыльность». В основе расчета показателей «доход- ности» лежит доход организаций (выручка от реализации про- дукции, работ и у

Операционный рычаг и его роль в снижении пред- принимательского риска
Операционный анализ, так называемый анализом «Издерж- ки – Объем – Прибыль» отслеживает зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объема производства

Предпринимательской деятельности
Предпринимательские отношения – предмет гражданско- правового регулирования. Признаки и цели предпринимательской деятельности. Принципы предпринимательской деятельности. Но

Договорные отношения предпринимателей с партнерами по бизнесу
Понятие и виды договоров в сфере предпринимательства. Сущность договора. Заключение, изменение и расторжение дого- воров. Исполнение обязательств, обеспечение исполнения обяза-

Правовое положение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность
Классификация юридических лиц в соответствии с ОКОПФ. Индивидуальный предприниматель. Понятие. Государст- венная регистрация. Организационно-правовые формы предпринимательской

Налогообложение предпринимательских орга- низаций в строительстве
Понятие налогов и сборов. Функции налогов. Элементы налогообложения: объект, налоговая база, нало- говая ставка, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налогов. Классификация налого

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие программно-целевого метода в планировании. Тенденции и проблемы функционирования и развития малого предпринимательства. Анализ инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Целевая комплексная программа по развитию предприятий бытового обслуживания.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2012

    Развитие и поддержание малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций как эффективный способ ускорения научно-технического развития экономики для Украины. Изучение рыночных субъектов и венчурных форм малого инновационного предпринимательства.

    реферат , добавлен 10.02.2009

    Сущность и содержание малого предпринимательства. Этапы формирования малого предпринимательства в России. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства, механизмы, направления регулирования. Факторы, сдерживающие развитие.

    реферат , добавлен 22.11.2008

    Значение малого предпринимательства в формирование среднего класса. Основные социально-экономические функции субъектов малого и среднего бизнеса в современной макроэкономической системе, а также особенности занятости населения в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 15.07.2013

    Анализ государственной политики поддержки малого предпринимательства в Челябинской области. Направления совершенствования государственной поддержки малого бизнеса. Сущность и основные принципы государственного регулирования малого предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2012

    Методологические и теоретические основы малого и среднего предпринимательства. Характеристика Тисульского Муниципального района. Анализ и оценка экономической ситуации. Анализ развития малого предпринимательства, реализации плана стратегического развития.

    дипломная работа , добавлен 05.03.2010

    Бизнес-инкубатор: региональный аспект. Эффективность политики, ориентированной на оказание помощи и содействие развитию малого предпринимательства в условиях экономического кризиса. Реформа технического регулирования в сфере поддержки бизнеса.

    Региональная программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы)

    Аннотация: статья посвящена рассмотрению региональной программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы). В этом контексте рассмотрены проблемные вопросы, возникающие в развитии малого и среднего предпринимательства, а также пути их дальнейшего разрешения.

    Ключевые слова: поддержка малого и среднего предпринимательства, кредитование малого и среднего предпринимательства, переподготовка кадров, предоставление помещений.

    Fesenko YA.S., Chernyshov R.V.,

    Law student Financial University under the Government of the Russian Federation

    Moscow, Russia chernyshov372@mail. ru

    Scientific adviser: Romashkova I.I.,

    Ph.D., Associate Professor

    Regional programme to support small and medium enterprise (on an example of Moscow)

    Annotation: the article considers review of the regional program for support small and medium business (on the example of Moscow). In this context, we consider the problematic issues that arise in the development of small and medium businesses, as well as ways to further resolution.

    Keywords: support small and medium business, lending to small and medium business, retraining, provide accommodation.

    Конституция Российской Федерации в статье 34 определяет основные начала предпринимательской деятельности, устанавливая право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности.

    Федеральное и региональное законодательство дополняет указанное положение и закрепляет, что Российская Федерация и ее субъекты оказывают многостороннюю поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства.

    Основным нормативным актом федерального уровня является Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который дает определения основным понятиям, подробно регламентирует такие формы оказываемой поддержки, как финансовая, имущественная, информационная и консультационная поддержка, определяет принципы и инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также затрагивает вопросы поддержки предпринимательства в различных областях.

    Данный Федеральный закон является фундаментальным и базовым для развития предпринимательства не только в Российской Федерации в целом, но и в регионах, в частности в г. Москве. В статье 12 закрепляется важнейшее положение о взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов . Так, в целях обеспечения сочетания интересов РФ и субъектов РФ Правительство РФ координирует деятельность органов власти субъектов Федерации по реализации ими политики в области развития малого и среднего предпринимательства.

    В г. Москве как субъекте Российской Федерации оказание поддержки для развития субъектов малого и среднего предпринимательства более подробно регламентируется Законом г. Москвы от 26.11.2008 г. №60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». Он основывается на вышеназванном Федеральном законе, однако дополняет его в части основ поддержки и развития, создании общих условий для развития предпринимательства, форм поддержки субъектов предпринимательства.

    Считаем необходимым обозначить принципы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы, поскольку на них строится система и программа развития малого и среднего предпринимательства. Итак, к ним относятся принципы:

    • 1) доступности инфраструктуры поддержки для всех субъектов;
    • 2) заявительного порядка обращения за предоставлением поддержки;
    • 3) равного доступ к участию в программах поддержки и развития;
    • 4) открытости процедур предоставления поддержки;
    • 5) интегральности поддержки.

    Помимо этого, Закон г. Москвы подробнее раскрывает такие дополнительные формы поддержки, как правовая поддержка и поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров .

    Итак, проанализировав основные федеральный и региональный закон в области развития малого и среднего предпринимательства, мы приходим к выводу, что Федеральный закон является фундаментальным, определяющим основные принципы, формы и направления развития, а Закон г. Москвы - дополняющим, более подробно регламентирующим указанную сферу с учетом социальной и экономической направленности региона.

    Вообще, малое и среднее предпринимательство играет немаловажную роль в экономике Москвы. Во-первых, малые и средние предприятия, а также индивидуальные предприниматели предоставляют около 2 миллионов рабочих мест. Во-вторых, они обеспечивают около 9-10% налоговых поступлений в бюджет г. Москвы.

    Что касаемо предоставления рабочих мест, то по итогам 2013 года в Москве от общей численности работающих на малых и средних предприятиях на малых предприятиях было занято 42%; на микропредприятиях было занято 42%; на средних предприятиях было занято 5%; индивидуальные предприниматели составляли 11% .

    Можно сказать, что развитие малого и среднего предпринимательства реализуется лишь частично, так как существуют различные препятствия. К таковым следует относить:

    • 1. Проблема кредитования, а также проблема получения различного рода финансовой поддержки от государства.
    • 2. Проблема доступности площадей (постоянный рост арендной платы).
    • 3. Проблема доступа к иностранным, а также региональным рынкам сбыта.
    • 4. Проблема недостатка высококвалифицированного персонала.

    Если говорить об отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства, то доминирующей в Москве является сфера услуг, торговли, здравоохранения, оказания социальных и коммунальных услуг, а также строительства. Указанные сферы имеют высокую социальную значимость, но к большому сожалению, развиты еще не в полном объеме.

    Постановлением Правительства Москвы от 11.10.2011 N 477-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» на 2012-2018 годы» была утверждена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 годы».

    Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 гг.» имеет свои основополагающие цели и задачи .

    Так, целью подпрограммы в первую очередь является увеличение конкурентоспособности экономики города Москвы, затем преследуется цель роста благосостояния населения, которая может быть достигнута благодаря созданию подходящих условий для предпринимательской деятельности.

    Основными задачами подпрограммы являются:

    • 1. обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства;
    • 2. увеличение численности занятого населения в малом и среднем предпринимательстве;
    • 3. улучшение условий для осуществления предпринимательской деятельности;
    • 4. стимулирование предпринимателей к повышению прозрачности своей деятельности и создание благоприятных для этого условий.

    Москва - столица России, является центром сосредоточения науки, промышленности и финансов страны. Именно благодаря этому, в Москве большая концентрация специалистов различных областей и различных уровней. Ведь именно в Москве развита городская инфраструктура, способствующая развитию инвестиционных проектов.

    Как мы уже указывали выше, развитие малого и среднего предпринимательства в Москве происходит лишь частично, так как для его полного развития существуют различные барьеры, создающие достаточно существенные препятствия. Подпрограмма развития малого и среднего предпринимательства предусматривает меры по устранению существующих проблем в полноценном развитии малых и средних предприятий.

    Подпрограмма содержит следующие мероприятия:

    • 1. Мероприятия по формированию благоприятной деловой среды предпринимательской деятельности;
    • 2. Мероприятия по обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;
    • 3. Мероприятия по содействию в продвижении продукции на российский и зарубежные рынки;
    • 4. Мероприятия по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров и консультированию субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • 5. Мероприятия по содействию кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства .

    Одной из проблем является кредитование малого и среднего предпринимательства, а также получение финансовой поддержки от государства.

    Для решения данных проблем Подпрограммой развития малого и среднего предпринимательства предусматривается: предоставление субсидий для различных нужд, таких как уплата лизинговых платежей, процентов по кредитам, обновление основных средств необходимых для осуществления предпринимательской деятельности. Также возможно предоставление субсидий в целях финансовой поддержки проектов начинающих предпринимателей.

    Немаловажной проблемой является подготовка или переподготовка кадров, а также повышение их квалификации. Для решения данной проблемы предусматриваются следующие мероприятия: организация и проведение стажировок, организация обучения работников субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Необходимо отметить и мероприятия, которые направлены на формирование благоприятной деловой среды. Здесь выделяют:

    • 1. информирование с использованием СМИ о развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве;
    • 2. формирование положительного отношения населения к предпринимательской деятельности;
    • 3. доведение до населения положительного опыта ведения предпринимательской деятельности;

    Состояние малого и среднего предпринимательства охватывает ряд важнейших для нормального развития общества отраслей, которые в первую очередь связанны с производством продуктов питания, оказанием всевозможных услуг населению, транспортом и иными сферами, обслуживающими повседневную жизнь человека.

    Однако при всей своей значимости данные субъекты не так финансово и имущественно устойчивы, как субъекты крупного предпринимательства, и без поддержки государства их развитие затруднительно.

    Как нам кажется, основной проблемой для малого и среднего предпринимательства, является проблема предоставления помещений для ведения своей деятельности.

    Согласно Подпрограмме развития малого и среднего предпринимательства предусматривается развитие инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства, которая заключается в создании и развитии центров краткосрочной аренды помещений для групповой или индивидуальной работы индивидуальных предпринимателей.

    5 февраля 2008 года было принято Постановление Правительства Москвы №88-ПП «О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве».

    Основной целью данной Концепции является решение имущественных проблем малого и среднего предпринимательства, которые вызваны дефицитом нежилых помещений, предназначенных для их размещения .

    Для разрешения данной проблемы, в Москве формируется имущественная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, которая в настоящее время включает в себя расположенные на территории города технопарки и многофункциональные деловые центры. Например, на 2004-2008 годы введены в эксплуатацию такие объекты городского значения для малого предпринимательства как многофункциональный деловой центр «Марьино», «Технологическая деревня», расположенная в Зеленограде, бизнес-центр «Технопарк».

    Сегодня в Москве мы можем видеть помещения, которые были построены еще в советское и постсоветское время, но к сожалению, они не приспособлены для ведения даже малого бизнеса. Даже после произведенных перепланировок большинство таких помещений не соответствует всем современным требованиям и условиям ведения предпринимательской деятельности. Значительная часть малых предприятий располагается на площадях производственных предприятий города, не используемых в связи с сокращением объема выпускаемой этими предприятиями продукции.

    Из-за появления новых предприятий появляются и новые требования к нежилым помещениям. Они должны отвечать современным качественным, технологическим и функциональным требованиям бизнеса, а также иметь необходимую для осуществления соответствующего вида деятельности площадь, поскольку для организации даже мелкосерийного производства инновационной продукции зачастую необходимы значительные производственные площади.

    Итак, мы считаем, что на данный момент необходимо развитие сети бизнес-инкубаторов и технопарков, которые будут ориентированы на создание условий для реализации деятельности не только малого и среднего предпринимательства, но и молодежного предпринимательства.

    Таким образом, проанализировав основные положения федерального и регионального законодательства, а также Подпрограмму «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2018 гг.», мы приходим к выводу, что поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Москве осуществляется в самых разнообразных формах: в форме финансовой, имущественной, информационной, консультационной, а также правовой поддержки. Проводя различные мероприятия по развитию предпринимательства, Москва реализует разнообразные цели и задачи, прежде всего увеличение конкурентоспособности экономики города и рост благосостояния населения. Однако перед Москвой стоит целый комплекс проблем в области развития малого и среднего предпринимательства, который возможно решить только при всестороннем и глубоком подходе. П мы полагаем, что именно Подпрограмма развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012-2018 гг. является прочным правовым фундаментом, на основе которого Москве по силам достичь поставленных целей.

    Литература:

    • 1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ). «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
    • 2. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, №31, ст. 4006.
    • 3. Закон г. Москвы от 26.11.2008 №60 (ред. от 23.04.2014) «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве». «Ведомости Московской городской Думы», 02.04.2009, №2, ст. 273.
    • 4. Паспорт подпрограммы «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012-2016 гг.» Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2018 гг.»
    • 5. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: монография//Ручкина Г.Ф. и др. Русайнс. 2015. С. 167
    • 6. Ручкина Г.Ф., Демченко М.В., Ключникова Я.А., Венгеровский Е.Л. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства: совершенствование правового регулирования. Монография. М. Русайнс. 2015.
    • 7. Постановление Правительства Москвы от 05.02.2008 №88-ПП (ред. от 03.07.2015) «О Концепции имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве». «Вестник Мэра и Правительства Москвы», N 11, 27.02.2008.

    Тихомирова А.В., Старкова Д.В.,

    студенты юридического факультета Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

    г. Москва, Россия allesbony@gmail. сот

    Научный руководитель: Васильева О.Н.,

    к.ю.н., доцент

    Это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, целью функционирования которых является создание благоприятных условий для развития предпринимательства. Это обеспечивается путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям в различных направ-лениях: информационном, обучающем, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном. Наряду с этим осуществляется оказание целого спектра деловых услуг, деловых контактов.
    Именно инфраструктурное обеспечение позволяет малым предприятиям получить доступ к факторам производства, что необходимо для удовлетворительного решения основных задач любого производственного процесса.
    Как показывает опыт, малое предпринимательство успешно развивается, если в регионах страны создана и функционирует действенная инфраструктура.
    Малые предприятия - активные субъекты рыночной экономики в первую очередь на территории субъектов РФ. Они имеют право применять законодательные акты по поддержке и развитию малого бизнеса, формировать органы поддержки малых предприятий, направлять собственные материально-технические, финансово-кредитные и другие ресурсы для поддержки малых предприятий. Поэтому важно создать благоприятные предпосылки для формирования системы инфраструктуры как на региональном, так и на федеральном уровне.
    Схема инфраструктурного обеспечения сферы малого бизнеса проиллюстрирована на рис. 2.2. Предлагаемая схема представлена совокупностью взаимосвязанных и взаимозависимых инфраструктурных элементов, функционирующих как единый динамичный комплекс, нацеленный на удовлетворение многочисленных потребностей рынка и создание условий для выполнения социальной миссии перед обществом. Устойчивое функционирование и развитие предприятий малого бизнеса обеспечивается за счет формирования системы взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере малого предпринимательства. Положительные результаты бизнеса обеспечиваются при использовании концепции управления инфраструктурой малого бизнеса, которая интегрирует в себе процессы планирования, организации, мотивации, контроля и учета.
    Важно при создании схемы управления инфраструктурой малого бизнеса постоянно следовать основным принципам ее построения: все звенья модели, количество структур должны быть предельно достаточными и оптимальными, исключающими параллельное дублирование.
    Целью инфраструктурного обеспечения малого бизнеса является поддержка субъектов малого предпринимательства, что предполагает организацию доступа к различного рода услугам и формам под-держки, содействие в организационном оформлении заявляемых ими бизнес-инициатив, отборе для дальнейшего сопровождения и финансовой поддержки, с тем чтобы обеспечить рациональное распределение финансовых ресурсов и максимальную отдачу от реализации заявленных проектов.

    Рис. 2.2. Инфраструктурное обеспечение малого бизнеса
    Важная функция местных органов самоуправления - разработка и реализация региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
    Комплексная и эффективно функционирующая инфраструктурная среда выступает одной из главных доминант развития малого предпринимательства, а также осуществления результативных мер его поддержки на государственном и муниципальном уровнях. Практически с первых шагов возрождения малого предпринимательства как экономически значимого компонента нового рыночного хозяйства в России начала складываться и соответствующая система ин-фраструктурных институтов, причем, с одной стороны, стихийно, а с другой - благодаря целенаправленным действиям государственных и общественных структур, а также реализации программ международной помощи малому бизнесу России.
    Большинство объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса создано на региональном уровне, но распределение объектов инфраструктуры малого бизнеса в регионах очень неравномерно.
    Есть регионы, где подобные объекты вовсе отсутствуют или существуют только на бумаге, в то время как в других наблюдается некая «перенасыщенность» ими, что приводит к дублированию их функций.
    Однако необходимо отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации система институтов инфраструктуры развития и поддержки предпринимательства стала обретать черты комплексности и достаточной завершенности.
    Органы исполнительной власти (министерства, комитеты, департаменты, отделы), осуществляющие поддержку малого предпринимательства в рамках правительств (администраций), действуют в каждом субъекте Российской Федерации.
    Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.
    В настоящее время система фондов состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства - это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд - заказчик Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Он осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства.
    Взаимоотношения Федерального и региональных фондов при финансировании региональных программ поддержки малого предпринимательства осуществляются на основе соглашений между Федеральным фондом, администрациями регионов и региональными фондами. Данные соглашения определяют порядок эффективного использования средств федерального и регионального бюджетов, направляемых на финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства и программ поддержки малого предпринимательства в регионе, а также средств, привлекаемых на эти цели из других источников.
    Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их порядка 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
    Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяются в основном тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринима-тельства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти.
    Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», предоставляющий им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определенные преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике не реализуются.
    В замысле система фондов создавалась как инфраструктура финансового обеспечения мероприятий программ государственной поддержки малого предпринимательства.
    Высокий институциональный статус региональных и муниципальных фондов находится в противоречии с теми финансовыми средствами, которые выделяются как на выполнение программ в целом, так и на финансирование деятельности самих государственных (муниципальных) фондов.
    Крайняя недостаточность выделяемых на поддержку малого предпринимательства средств не позволяет административным структурам выстроить конструктивные отношения с фондами и сделать их эффективным инструментом реализации государственных и муниципальных программ.
    Для действительного укрепления и развития системы поддержки малого предпринимательства, основанной на государственных (муниципальных) фондах, необходимо:
    уточнить и законодательно закрепить институциональное по-ложение государственных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе как бюджетополучателей;
    разработать требования к условиям и техническому обеспечению государственных фондов, при которых возможна их эффективная деятельность;
    определить меру финансового участия и ответственности государства в деятельности фондов;
    законодательно закрепить льготы государственных фондов в отношении налогообложения и аренды помещений;
    предусмотреть наделение фондов недвижимым имуществом для ведения хозяйственной деятельности в уставных целях;
    организовать подготовку и реализацию образовательных программ и планомерную подготовку кадров для работников региональных и муниципальных фондов;
    содействовать государственным фондам в расширении сферы их деятельности и номенклатуры услуг, таких, как бизнес- инкубирование, предоставление займов, лизинг оборудования;
    разработать стандарты государственной помощи малым предприятиям, оказываемой государственными фондами;
    установить минимальный перечень услуг, оказываемых госу-дарственными фондами предпринимателям бесплатно или на льготных (за счет бюджетного финансирования) условиях.
    Эффективным способом достижения устойчивости малого предпринимательства на финансовом рынке и роста их управленческого потенциала является развитие системы специализированных кон-сультационных и информационных услуг, обучения в сфере кредитной и инвестиционной деятельности. Эта задача решается через агентства развития малого и среднего бизнеса. Агентства обладают штатом подготовленных специалистов, необходимым оборудованием и литературой.
    Функции информационного обеспечения предпринимательских структур выполняют 31 Региональный информационно-аналитический центр, Единая информационная сеть Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
    Уникальное средство снижения неудач в бизнесе, увеличения доли выживающего нового бизнеса - бизнес-инкубаторы, специализированные организации, сопровождающие создание и развитие новых предприятий, предоставляя им достаточно широкий перечень услуг на льготных условиях. Число бизнес-инкубаторов растет: если в 1996 г. их было 38, то сейчас - уже более 50.
    Совместно с Министерством образования и науки России, Минфином России и Минэкономразвития России разработана концепция создания технопарков. 10 марта 2006 г. принято распоряжение Правительства РФ № 328-р «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высших технологий». В технопарках, создаваемых, как правило, при высших учебных заведениях по индивидуальным проектам на базе исследовательского и преподавательского потенциала вузов с целью его эффективного использования, сочетается научно-техническое и инновационное малое предпринимательство. Отраслевая направленность деятельности технопарков отражает специализацию высших учебных заведений.
    Однако позитивный процесс количественного роста и качественного совершенствования работы инфраструктуры так и не получил своего логического завершения в виде целостной и взаимосвязанной инфраструктурной системы, своего рода «окружающей среды» для предпринимательства, способной охватить все стороны деятельности и все потребности малых и средних предприятий различных отраслей экономики, различной степени «хозяйственной зрелости».
    Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в российской экономике изначально была призвана решать двуединую задачу:
    стимулировать рост и саморазвитие малых предприятий;
    направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые в перспективе наиболее отвечают потребностям национальной экономики. Однако до последнего времени российская инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса так и не смогла решить ни одной из этих задач в полном объеме.
    Вследствие многочисленных причин правового, организационного, финансового и информационного характера образовался разрыв между номинальным ростом численности и многообразием видов инфраструктурных институтов поддержки малых предприятий и практической результативностью их деятельности. Деятельность указанных институтов - и на федеральном, и на региональном уровнях - неполно и непоследовательно интегрировалась в соответствующие целевые государственные программы.
    Финансирование государственных программ поддержки малого предпринимательства как федерального, так и регионального уровня осуществлялось и осуществляется в минимальном объеме и очень неравномерно. Исключением является Москва, финансирующая программы поддержки малого предпринимательства практически в полном объеме. На глазах чахнут, не обретя способности к финансовой самодостаточности, различные институты поддержки малого и среднего бизнеса, созданные в ходе реализации проектов международной помощи. Но часто даже те немногие, еще реально возможные меры поддержки, которые могут быть предоставлены малым предприятиям на местах бесплатно или на льготных условиях, не находят своего адресата. Опросы показывают, что очень многие малые и средние предприятия либо не осведомлены о существовании возможности получения чьей-либо помощи, либо считают эту помощь несущественной для своих практических дел.
    По итогам социологического опроса почти всех респондентов (кроме Карачаево-Черкесской Республики, Новгородской, Свердловской областей, г. Москвы) не удовлетворяет деятельность существующих объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства. Основные причины этого:
    слабая финансово-имущественная база объектов инфраструктуры;
    ограниченный круг услуг;
    отсутствие полной и открытой информации о деятельности объектов инфраструктуры.
    Одним из важных направлений политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации является реализация возможностей малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве с крупными предприятиями в интересах устойчивого развития промышленности и научной сферы и создание условий для привлечения малых предприятий к поставкам продукции, товаров и услуг для государственных нужд. Соответствующие нормы включены в Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 21 июня 2005 г. № 94.
    Значительный вклад в решение проблем малого предпринимательства вносят субконтрактационные центры, являющиеся инструментом для корректировки и развития системы субконтрактных взаимоотношений. Они помогают наладить маркетинговую сеть между крупными и малыми предприятиями, способствуют участию малых предприятий в выставках и форумах, в выполнении государственных и субподрядных заказов на уровне регионов. В рамках комплекса мер по поддержке малого предпринимательства необходимо обеспечить дальнейшее развитие сети центров субконтрактации.
    Совершенствование деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства заключается в ее дальнейшем скоординированном развитии при повышении качества и количества оказываемых услуг на всех уровнях.
    Деятельность системы фондов поддержки малого предпринимательства, состоящей из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов, целесообразно направить на подготовку, отбор и сопровождение проектов для уполномоченных региональных банков и банка-агента «Российского банка развития» при выдаче кредитов под государственные гарантии для субъектов малого предпринимательства, подготовку предпринимателей, находящихся на начальном этапе развития, к работе с заемными средствами, расширение микрофинансовых услуг с использованием средств фондов, средств бюджетов субъектов Российской Федера-ции и привлеченных средств для формирования кредитной истории и начального капитала субъектов малого предпринимательства.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник