25.08.2019

Физический износ оборудования и методы его определения. Состояние несменяемых конструкций зданий. Как рассчитывается износ


Физический износ здания – понятие и методика определения. Правила оценки изношенности, образец методических материалов. Какие факторы влияют на износ строений, примеры таких воздействий. Как работать с таблицами оценки физической изношенности зданий.

из статьи вы узнаете:

Жилые дома и другие гражданские здания, как и все прочие материальные активы, имеют конечный срок службы. Со временем они подвергаются физическому износу, который нужно учитывать в процессе эксплуатации.

Существует также понятие морального износа здания. Он выражается в потере им эксплуатационных характеристик из-за изменения нормативов, касающихся планировки, благоустройства и общего комфорта. Моральный износ от физического не зависит. Здание может оставаться полностью пригодным для эксплуатации с технической точки зрения, но потерять привлекательность в связи с прогрессом.

В данном материале мы не будем рассматривать моральную сторону старения строений и остановимся только на физической.

Понятие износа зданий – определение

Физический износ здания – это потеря им своих изначальных технико-эксплуатационных характеристик. Строения изнашиваются сразу по нескольким причинам:

  • естественное старение материалов и конструкций;
  • деятельность человека;
  • воздействие внешней среды (природно-климатические факторы).

При эксплуатации на протяжении многих лет все конструктивные элементы и инженерные сети здания подвергаются комбинированному воздействию факторов, имеющих физико-механическую и химическую природу. В результате жилые и нежилые объекты постепенно теряют свои первоначальные характеристики.

Из-за описанных процессов элементы зданий становятся менее прочными, а также снижается их стойкость к различным воздействиям. Постепенное старение постройки в какой-то момент приводит к ее разрушению. На промежуточных этапах у зданий снижаются характеристики звуко- и теплоизоляции, а также показатели проницаемости для воздуха и атмосферной влаги.

Физический износ здания считается в процентах и соответствующим образом отражается на его стоимости. Скорость изнашивания зависит не только от агрессивных факторов, которым подвергается строение. Многое определяется правильным содержанием и эксплуатацией объекта. Если здание качественно ремонтируется и обслуживается как целиком, так и в каждом отдельном элементе, то износ его будет происходить значительно медленнее.

Существует две стадии физического устаревания здания – устранимая и неустранимая. В первом случае технико-экономические показатели только начинают снижаться. На этой стадии постепенно происходит сокращение срока эксплуатации и повышение текущих расходов на содержание здания.

При появлении признаков неустранимых дефектов строение перестает быть пригодным к использованию. Его дальнейшая эксплуатация прекращается, если есть нарушения требований безопасности.

С общей шкалой физического износа зданий можно ознакомиться в приложении.

Методики определения физического износа

Изношенность строений может определяться в зависимости от срока его службы или реального состояния конструкций. Для этого используются специальные методики определения физического износа гражданских зданий. В них содержатся правила оценки объектов. В таблицах указываются признаки изношенности, при наличии которых устанавливается износ конкретных конструкций и систем.

Принятая в настоящее время методика предполагает вычисление изношенности каждого конструктивного элемента с последующим сложением полученных величин. При суммировании учитывается доля восстановительной стоимости отдельных составляющих в общей цене строения.

Определение физического износа здания может производиться следующими способами:

  • визуальный осмотр объекта с вычислением конкретных цифр изношенности при помощи таблиц;
  • обследование строения с применением специальных инструментов, как простейших (рулетка, отвес, уровень), так и достаточно сложных. Контроль может быть неразрушающим, то есть не оказывающим воздействия на конструкцию здания, или предполагающим вскрытие отдельных элементов (фундамента, кровли, стен и так далее);
  • экспертная оценка с определением остаточного срока эксплуатации;
  • проведение расчетов;
  • выполнение инженерного обследования с подсчетом стоимости мероприятий для восстановления эксплуатационных характеристик строения.

Чтобы получить общий физический износ здания, нужно сложить значения, полученные при оценке фундамента, стен, кровли и перекрытий, пола, дверей и окон, отделки, сантехники, электрики и других элементов.

Правила оценки износа жилых и нежилых зданий

Оценщики при работе используют ведомственные строительные нормы (ВСН). В их состав входят правила оценки физическоой изношенности жилых зданий, которые были введены еще в советское время. С некоторыми изменениями они используются и сегодня. В этом документе помимо общих положений приводятся таблицы, позволяющие установить изношенность домов, построенных из различных материалов.

Правила оценки физического износа нежилых зданий имеют определенные отличия, связанные с особенностями их конструкции и эксплуатации. При этом многие моменты, касающиеся определения изношенности строений в целом и их отдельных элементов для жилья и коммерческих (административных, производственных) объектов остаются общими. Имеющиеся таблицы позволяют определить изношенность с точностью до 5 процентов.

При оценке каждого элемента здания нужно обследовать несколько его участков с разной степенью износа. Это нужно для получения достоверного результата.

Физический износ здания происходит неравномерно. В начале его эксплуатации (так называемая приработка) новая конструкция изнашивается слабее. К завершению срока службы интенсивность износа заметно возрастает из-за наложения негативного воздействия разных факторов. Если за 100 лет здание изнашивается на 75 процентов, то на первые 50 лет его эксплуатации обычно приходится только 30 процентов потери изначальных свойств.

Частично физическую изношенность здания устраняется в ходе капитального ремонта. Эта процедура позволяет повысить стоимость объекта. Нужно различать сменяемые и несменяемые элементы зданий. У первых износ в ходе капремонта устраняется полностью, у вторых – лишь снижается. Несменяемые элементы при ремонте проходят только восстановительные процедуры.

Влияние на износ различных факторов

Процесс и скорость изнашивания постройки определяются разными обстоятельствами:

  • планировка здания;
  • количество проживающих людей и интенсивность эксплуатации;
  • характер, объем и качество проводимого капитального ремонта;
  • особенности воздействия внешней среды;
  • особенности обслуживания и текущего ремонта.

Для примера опишем то, как на износ здания воздействует окружающий воздух. Наиболее агрессивно на постройки действует загрязненная атмосфера с высокой влажностью. Она провоцирует коррозию, растрескивание и другие разрушительные процессы. При нахождении в сухой и чистой атмосфере строительные материалы могут сохранять свои технико-эксплуатационные характеристики десятки и сотни лет.

Наиболее сильными загрязнителями воздуха являются продукты сгорания углеводородного топлива. По этой причине в местах большого сосредоточения транспортных средств и промышленных предприятий металлические конструкции разрушаются в 2-4 раза быстрее, чем в чистой атмосфере.

Морозы – еще одна характерная для нашей страны особенность эксплуатации строений. Наибольшее разрушительное воздействие они оказывают на фундамент и цокольную часть зданий. Она регулярно увлажняется и замораживается. Вода в мелких щелях при превращении в лед расширяется, что постепенно разрушает материал. Физический износ здания провоцируют также подвижки замерзающего грунта.

Таблица оценки физического износа здания

Для оценки изношенности разных конструкций и элементов зданий используются специальные таблицы. В методических рекомендациях они приводятся для фундаментов, стен, колонн, перегородок, перекрытий, крыш, полов и многого другого. Таблицы делятся по видам материалов. Например, для полов существует несколько подборок в зависимости от их типа:

  • бетонные;
  • из керамической плитки;
  • паркетные;
  • дощатые;
  • из рулонных материалов и так далее.

Полный объем информации по этому вопросу собран в правилах оценки физического износа жилых зданий. Для примера приведем одну из оценочных таблиц.

Таблица для ориентировочной оценки фактического износа зданий


Физический износ, %

Оценка технического состояния

Состояние несменяемых конструкций зданий

Состояние внутренних конструктивных элементов

Примерная стоимость ремонта, % от полной стоимости воспроизводства

Отсутствуют повреждения, деформации, следы устранения дефектов

Полы и потолки ровные, горизонтальные, отсутствуют трещины в покрытиях и отделке

Удовлетворительное

Повреждений и деформаций, в том числе искривлений, нет. Имеются местами следы различных ремонтов, в том числе небольших трещин в простенках и перемычках

Полы и потолки ровные, на потолках возможны волосяные трещины. На ступенях лестниц небольшие повреждения, окна и двери открываются с некоторым усилием

Неудовлетворительное

Имеется много следов ремонтов трещин и участков наружной отделки. Имеются места искривления горизонтальных линий и следы их ликвидации. Износ кладки стен характеризуется трещинами между блоками

Полы в отдельных местах зыбкие с отклонением от горизонтали. Впотолках много трещин, ранее заделанных и появившихся вновь. Отдельные отставание покрытия пола. Большое количество поврежденных ступеней

Имеются открытые трещины различного происхождения, в том числе от износа и перегрузки кладки поперек кирпичей. Большие искривления горизонтальных линий и местами отклонения стен от вертикали

Большое число отклонений от горизонтали в полах, зыбкость и массовое повреждение и отсурствие покрытия пола. Впотолках много мест с обвалившейся штукатуркой. Много перекошенных окон и дверей. Большое количество поврежденных ступеней, перекосы маршей, щели между ступенями

Непригодное

Здание в опасном состоянии. Участки стен разрушены, деформированы в проемах. Трещины по перемычкам, простенкам и по всей поверхности стен. Возможны большие искривления горизонтальных линий и выпучивание стен

Полы с большими перекосами и уклонами. Заметные прогибы потолков. Окна и двери с гнилью в узлах и брусьях. В маршах лестниц не хватает ступеней и перил. Внутренняя отделка полностью разрушена

Остальные таблицы вместе с формулами расчета и другой информацией можно скачать по ссылке.

Вложенные файлы

  • Таблица для ориентировочной оценки фактического износа зданий.doc

Планировка хаотичная, не совпадающая по вертикали, по семейное заселение невозможно, многокомнатные коммунальные квартиры, местами санузлы над жилыми комнатами и кухнями, отсутствуют все виды благоустройства, перекрытия и перегородки деревянные. 45 и более http://www.math.rsu.ru/build/base/doc/68.ru.txt Коэффициент остаточного износа. Так как жилищный фонд с 70-75 % (в среднем 72.5 %) физического износа считается полностью изношенным (и, следовательно, не имеющий потребительной стоимости), для перевода физического износа в экономические показатели и наоборот необходимо использовать коэффициент: 100 / 72.5 = 1.4, т.е. Иэ = 1.4 * Иф, где Иэ — экономические показатели износа (амортизация); Иф — физический износ по данным БТИ; Определяют остаточный срок службы жилищного фонда: Т ост.

Как при покупке определить износ дома самому? основные методики

А ремонт или замена любой из этих систем может оказаться настолько дорогим делом, что стоимость покупки здания может увеличиться в разы.Нормативной основой для такой оценки является ГОСТ 31937-2011. Как самому определить износ здания? На услугах эксперта экономить не стоит: он сможет точно определить износ дома Если нет возможности пригласить эксперта для оценки износа покупаемого жилья, или вы решили сэкономить, можно попробовать провести оценку степени износа самостоятельно. Для этого надо провести тщательный осмотр по следующим параметрам:

  • Прежде всего, узнайте, когда был построен дом.
    Особенно настороженно следует отнестись к покупке здания, чей возраст перешагнул за полувековой рубеж. У таких зданий показатель износа не может быть ниже 50%.

Как и где определить процент износа дома?

У Вас дому 22 года. Коэффициент износа: 0,8%*22=17,6 % Чтобы выяснить % износа нужно полностью обследовать полностью дом, все конструктивные элементы, БТИ этим заниматься не будет. Есть документ: «Рекомендации по ТИ и регистрации зданий гражданского назначения» http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89145;p=1 6.1. Техническое состояние инвентарного объекта определяется техническим состоянием конструктивных элементов строений и сооружений, входящих в его состав (техническим состоянием фундаментов, стен, перекрытий и т.д.).


6.11. Расчет физического износа «И» строений, сооружений и передаточных устройств, входящих в состав инвентарного объекта, производится одним из следующих методов: а) расчетом затрат на ремонт объекта до первоначального состояния (путем составления сметы в тех же ценах, в каких определена восстановительная стоимость).

Оценка стоимости сооружений и зданий

В отличие от самонесущих, разгружающие перегородки размещены по этажам строго по вертикали. Для перекрытий применялся длинномерный корабельный лес. Заполнение между балками выполнялось из пластин сечением в половину диаметра 180 — 220 мм.
Поверх наката устраивалась глиняная смазка толщиной 20 мм, роль звукоизоляции выполнял строительный мусор толщиной 80 — 120 мм. По балкам укладывались лаги с шагом 700 — 800 мм и настилались полы. Лестничные марши главных лестничных клеток выполнялись из натурального камня по металлическим косоурам, марши вспомогательных (черных) лестничных клеток в большинстве случаев имели «забежные» ступени.


Отсутствие между наружными стенами промежуточных опор приводило к устройству висячей системы стропил, состоящей из стропильных ног, опирающихся на наружные стены, центральной висячей стойки и затяжки.

Как узнать процент износа дома, построенного в 1890 году?

Чисто теоретически. Задавала этот вопрос администрации в письменном виде, никто не дал ответ. В ЖКХ такой услуги нет. Есть отдельные организации, которые делают степень износа дома за деньги, стоит около 15 тр, зависит от многих факторов. По идее они должны приехать, сфотографировать, посмотреть внутри, сделать заключение и через несколько дней отдать.

Внимание

Я хотела сделать, по скольку в г. Реутово в 1 км от МКАД есть 3 ные дома по ул Новогиреевская 9 и 7, где лопаются трубы, обваливается дом, в некоторых домах нет понятия ванна. Стоят газовые колонки. Администрация каждый год обещает снести, но так и не сносят. Хотела заказать на сколько у нас износ дома, но это всё деньги, а никто скидываться не хочет, все как бы на чемоданах живут.

Как и где можно узнать износ дома?

Износ жилого дома – это совокупность признаков, характеристик качества и множества других важных параметров. Определить самостоятельно степень износа строения не всегда возможно, так что лучше воспользоваться услугами профессионалов. Таким образом можно избежать дополнительных финансовых затрат при ремонте дома, систем коммуникаций после приобретения и дом прослужит новому хозяину гораздо дольше. Почему специалист? Продавцы недвижимости, будь то частный дом или квартира в многоэтажном строении, зачастую перед продажей проводят мелкие поверхностные отделочные работы, чтобы скрыть значительные повреждения стен, пола или потолка. Например, трещины заклеивают плотными обоями или затирают строительными смесями низкого качества, сантехнические системы, водопроводы и отопительные секции окрашивают, чтобы скрыть повреждения и т.п.

Как узнать физический износ дома?

Именно об этом идет речь в статье 469 ГК РФ. Правительство установило требования к жилым помещениям, которыми необходимо руководствоваться, если в договоре условия о качестве отсутствуют. Еще следует обратить внимание на то, что если качество имеет отклонения от установленных требований, это обстоятельство является поводом для изменения цены в соответствующую сторону. Каким образом производить оценку, зависит от конкретных обстоятельств.

Выбор должен быть сделан покупателем. После того, как оценка сделана, необходимо поинтересоваться о кадастровой стоимости приобретаемой недвижимости в подразделении БТИ. Обоснование: Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 No 47. Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

1. общие положения

При возможности, обратитесь в службу экспертной оценки, а если такой возможности нет, то хотя бы проведите такую оценку самостоятельно. В этом вам может помочь наша таблица. Ориентировочная оценка физического износа строений косвенным методом Физический износ, % Состояние несменяемых конструкций зданий 10-20 Повреждений и деформаций нет. Нет также следов устранения дефектов. 21-40 Повреждений и дефектов, в том числе и искривлений, нет.

Инфо

Имеются местами следы различных ремонтов, в том числе небольших трещин в простенках и перемычках. 41-60 Имеется много следов ремонта трещин и участков наружной отделки. Имеются места искривления горизонтальных линий и следы их ликвидации. Износ кладки стен характеризуется трещинами между блоками.


61-80 Имеются открытые трещины различного происхождения, в том числе от износа и перегрузки кладки поперек кирпичей.

Где узнать процент износа дома

И’ф1 / 10) * t1 ; На 2-е десятилетие: Иф2 = Иф.пер. + Иф1 + (И’ф2 / 10) * t2 ; где: Иф1, Иф2 — физический износ на данный год; Иф.пер. — физический износ на год переоценки основных фондов; И’ф1, И’ф2 — прирост физического износа соответственно за 1-е и 2-е десятилетия; t1, t2 — период после последней переоценки основных фондов, лет. Прирост физического износа каменных зданий на ближайшие два десятилетия после переоценки основных фондов, % Физический износ в год переоценки основных фондов Прирост физического износа За 1-е десятилетие За 2-е десятилетие 0 11 7 10 7 5,3 15 5,8 4,7 20 4,8 4,3 25 3,6 4,6 30 3,5 3,5 35 3,5 4 40 4,2 4,6 45 4,8 5,9 50 6,1 9,1 55 8 12 60 13 — http://www.math.rsu.ru/build/base/doc/61.ru.txt Моральный износ зданий. Обесценение жилищного фонда происходит также за счет морального старения. Установлены две формы морального износа средств труда.

Где можно узнать процент износа дома

Их же наличие напрямую указывает на аварийное состояние дома и его фундамента, повышает риск провала перекрытий и их полного обрушения. — Качество материала, из которого построено здание – деревянные здания подвержены порче насекомыми, грызунами и, соответственно, изнашиваются быстрее, а кирпич или камень способствуют размножению грибковых организмов. Определить качество материала постройки может только специалист. — Состояние отопления в частных домах имеет чуть ли не первостепенное значение – его неисправность приводит к пожарам или просто отсутствию возможности обогрева помещения. — Состояние и наличие систем водо-, газо- и электроснабжения, системы канализации – от этих параметров зависит последующее качество эксплуатации здания и размер средств, которые нужно будет вложить в его ремонт после покупки.

Срок службы оборудования и элементов санитарно-технических систем (отопление и вентиляция) зданий х Таблица 2 Наименование Срок службы в годах 1 2 1. Вентиляторы 8 2. Отопительные агрегаты 8 3. Воздухоохлаждающие агрегаты 7 4. Водонагреватели 8 5. Калориферы 8 6. Отопительные приборы: — радиаторы чугунные 40 — радиаторы стальные штампованные 15 — регистры из стальных труб 30 — конвекторы стальные 25 7.

Фильтры (масляные, сетчатые, сухие, рулонные, ячейковые) 6 8. Оборудование механической и электрической очистки газов (пылевые камеры, циклоны, скрубберы) 6 9. Клапаны, заслонки 10 10. Дымососы 6 11. Насосы 8 12.
Воздуховоды 15 13. Воздухораспределители 15 14. Трубопроводы системы отопления: — водяного 30 — парового 10 х Методические рекомендации по технико-экономической оценке санитарно-технических систем (отопление и вентиляция) зданий ЦНИИЭП инж. оборуд. М., 85 г.

Начнем с того, что общий пробег автомобиля далеко не всегда указывает на реальное состояние важнейших узлов и агрегатов (двигателя, трансмиссии, элементов рулевого управления, и т.д.). Что касается силовой установки, в ряде случаев возникает необходимость определить износ двигателя, например, . Важно понимать, что не всегда мотор, который при этом сильно изношен, обязательно должен плохо заводиться и «тянуть», а также шуметь, стучать и т.д.

Бывает так, что явных проблем с запуском не наблюдается, тяга на первый взгляд вполне приемлемая, агрегат работает ровно. Однако через несколько тысяч или даже сотен километров такой двигатель все равно попадает на дорогостоящий ремонт по причине сильного износа.

В этой статье мы поговорим о том, на какие признаки следует обращать внимание в рамках поверхностной проверки , а также как можно узнать износ двигателя без его разборки.

Читайте в этой статье

Определение степени износа мотора по косвенным признакам

Прежде всего, проверку ДВС необходимо начинать с анализа работы двигателя. Как уже было сказано, в норме не допускаются затруднения при запуске, вибрации и т.д. Однако даже наличие тех или иных отклонений не обязательно указывает на то, что двигатель износился.

Например, запуск может осложняться по причине сбоев в работе системы зажигания, проблемного стартера или недозаряженного . Стучать на холодную также могут , вполне возможно, что шум издают ролики и подшипники приводов, навесного оборудования и т.д.

Если опыта недостаточно, чтобы точно определить источник шума или другие причины сбоев, тогда, в первую очередь, следует обращать внимание на технические жидкости и их состояние. Начинать проверку следует с моторного масла. Важным показателем является расход смазки. Если двигатель начал «есть» масло, при этом нужно доливать около 1.0 литра на тысячу километров, тогда вполне вероятен сильный износ (при учете того, что мотор сухой, нет течей сальников и прокладок).

Дополнительно следует проверить и выхлоп, так как наличие из выхлопной трубы также укажет на причину повышенного расхода смазки. Параллельно следует открутить крышку маслозаливной горловины на заведенном моторе. Если явно виден дым, тогда это еще один признак проблем с поршневой группой и цилиндрами.

При этом становится понятно, что в одних случаях мотор еще можно в дальнейшем «оживить» с минимальными вложениями ( или их замена, установка новых маслосъемных колпачков, переход на более вязкую смазку), тогда как в других силовой агрегат необходимо разбирать и делать ( , замена поршней и т.д.).

Проверка поршневой и шатунной группы двигателя

Естественно, бeз cпeциaльнoгo oбopудoвaния, то есть «на глаз», описанными выше методами изнoc двигaтeля определить сложно. Можно выявить наличие проблемы, но точную причину установить может быть затруднительно. Учитывая эти особенности, следующим этапом при проверке становятся наиболее распространенные действия:

  • в двигателе;

Компрессия является условным показателем состояния пopшнeвой группы (поршней, поршневых колец и цилиндров), замер давления масла позволяет оценить состояние шатунных подшипников, шеек коленвала и т.д.)

При этом важно понимать, что компрессия в двигателе зависит от многих факторов и условий. Например, снижение показателя может происходить не только по причине проблем с ЦПГ, но и в результате неполадок, которые связаны с . Если точнее, компрессия падает в том случае, когда возник прогар клапана, к снижению компрессии приводят проблемы с ceдлами клaпaнoв.

По этой причине оценить состояние ЦПГ по показателю компрессии можно только приблизительно. Однако существует еще один способ, чтобы получить более достоверные данные. Для этого необходимо замерить дaвлeние отработавших газов, кoтopыe прорываются через неплотности между пopшнями и стенками цилиндров в поддон двигателя.

Для замера манометр подключается к вытяжнoй тpубкe в пoддoне. Параллельно очень важно максимально гepмeтичнo перекрыть остальные отверстия и щели как в пoддoнe, так и в двигaтeлe. Еще понадобится иметь специальную насадку для манометра, а также техническую документацию для конкретной модели ДВС.

Естественно, на многих мелких СТО такую операцию выполнять не будут. Если же речь идет о проверке б/у авто перед покупкой, скорее всего продавец также ответит отказом на просьбу провести диагностику указанным способом. В итоге остается только выполнять замер кoмпpeccии, учитывая все возможные погрешности и различные нюансы для получения максимально точных результатов.

  • Если же говорить об измерении дaвлeния мacлa в двигателе, с этим несколько проще, а сам способ позволяет определить приблизительное состояние шатунных подшипников, шеек коленвала и т.д. Для решения задачи выкручивается датчик давления масла, после чего в это место через переходник подключается манометр.

При этом важно учитывать, что перед проведением процедуры моторное масло необходимо заменить на свежее с учетом всех допусков и рекомендаций производителя ДВС (вязкость по SAE и т.д.) Также необходимо поставить новый масляный фильтр. Перед замером двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры. После прогрева мотора измерения проводятся на разной частоте вращения коленвала.

Затем полученные результаты по давлению масла сравниваются с теми, которые указаны в технической документации для конкретного двигателя. При этом максимально точные данные не так важны, вполне допускается определенная погрешность по манометру. Дело в том, что на износ двигателя и его шатунной группы указывает достаточно значительное отклонение от нормы (около 15-20 %). Если это так, тогда силовой агрегат в скором времени будет нуждаться в дорогостоящем ремонте.

Что в итоге

Итак, теперь вы не знаете, как определить износ двигателя. Более того, оптимально воспользоваться не одним, а сразу несколькими методами, описанными выше. Выполнять ряд проверок можно даже одновременно (например, замер компрессии совмещают с проверкой свечей зажигания). Главное, чтобы все операции были выполнены правильно.

Добавим, что хотя перечисленные решения дают только ориентировочное представление о том, в каком состоянии находится мотор и какова степень его износа, с их помощью все равно можно быстро получить полезную информацию, причем без разборки двигaтeля. Это может пригодиться при выборе автомобиля с пробегом.

Если же возникает необходимость ремонта ДВС, точно оценить его состояние только по косвенным признакам (потеря тяги, стуки, шумы) или путем замера компрессии и давления масла, не получится. Для того чтобы точно узнать степень износа двигателя, потребуется в обязательном порядке разбирать силовой агрегат. Далее выполняется , после чего осуществляется последующая переборка или выполняется капитальный ремонт мотора.

Читайте также

Компрессия в двигателе автомобиля: на что влияет и как проверить. Как делается проверка компрессии без компрессометра, замер показаний при помощи прибора.

  • Как самому определить прогар клапана двигателя. Основные симптомы погоревшего клапана, точное выяснение причин троения мотора. Диагностика, полезные советы.


  • При работе любого производственного оборудования происходят процессы, связанные с постепенным снижением его рабочих характеристик и изменением свойств деталей и узлов. Накапливаясь, они могут привести к полной остановке и серьезной поломке. Чтобы избежать негативных экономических последствий, предприятия организуют у себя процесс управления износом и своевременного обновления основных фондов.

    Определение износа

    Износом, или старением, называют постепенное снижение эксплуатационных характеристик изделий, узлов или оборудования в результате изменения их формы, размеров или физико-химических свойств. Эти изменения возникают постепенно и накапливаются в ходе эксплуатации. Существует много факторов, определяющих скорость старения. Негативно сказываются:

    • трение;
    • статические, импульсные или периодические механические нагрузки;
    • температурный режим, особенно экстремальный.

    Замедляют старение следующие факторы:

    • конструктивные решения;
    • применение современных и качественных смазочных материалов;
    • соблюдение условий эксплуатации;
    • своевременное техническое обслуживание, планово–предупредительные ремонты.

    Вследствие снижения эксплуатационных характеристик снижается также и потребительская стоимость изделий.

    Виды износа

    Скорость и степень изнашивания определяется условиями трения, нагрузками, свойствами материалов и конструктивными особенностями изделий.

    В зависимости от характера внешних воздействий на материалы изделия различают следующие основные виды износа:

    • абразивный вид — повреждение поверхности мелкими частицами других материалов;
    • кавитационный, вызываемый взрывным схлопыванием газовых пузырьков в жидкой среде;
    • адгезионный вид;
    • окислительный вид, вызываемый химическими реакциями;
    • тепловой вид;
    • усталостный вид, вызванный изменениями структуры материала.

    Некоторые виды старения разбиваются на подвиды, как, например, абразивный.

    Абразивный

    Заключается в разрушении поверхностного слоя материала в ходе контакта с более твердыми частицами других материалов. Характерен для механизмов, работающих в условиях запыленности:

    • горное оборудование;
    • транспорт, дорожно-строительные механизмы;
    • сельскохозяйственные машины;
    • строительство и производство стройматериалов.

    Противодействовать ему можно, применяя специальные упрочненные покрытия для трущихся пар, а также своевременно меняя смазку.

    Газоабразивный

    Данный подвид абразивного изнашивания отличается от него тем, что твердые абразивные частицы перемещаются в газовом потоке. Материал поверхности крошится, срезается, деформируется. Встречается в таком оборудовании, как:

    • пневмопроводы;
    • лопасти вентиляторов и насосов для перекачки загрязненных газов;
    • узлы доменных установок;
    • компоненты твердотопливных турбореактивных двигателей.

    Зачастую газоабразивное воздействие сочетается с присутствием высоких температур и плазменных потоков.

    Скачать ГОСТ 27674-88

    Гидроабразивный

    Воздействие аналогично предыдущему, но роль носителя абразива выполняет не газовая среда, а поток жидкости.

    Такому воздействию подвержены:

    • гидротранспортные системы;
    • узлы турбин ГЭС;
    • компоненты намывочного оборудования;
    • горная техника, применяемая для промывки руды.

    Иногда гидроабразивные процессы усугубляются воздействием агрессивной жидкой среды.

    Кавитационный

    Перепады давления в жидкостном потоке, обтекающем конструкции, приводят к возникновению газовых пузырьков в зоне относительного разрежения и их последующему взрывному схлопыванию с образование ударной волны. Эта ударная волна и является основным действующим фактором кавитационного разрушения поверхностей. Такое разрушение встречается на гребных винтах больших и малых судов, в гидротурбинном и технологическом оборудовании. Усложнять ситуацию могут воздействие агрессивной жидкой среды и наличие в ней абразивной взвеси.

    Адгезионный

    При продолжительном трении, сопровождающимся пластическими деформациями участников трущейся пары, происходит периодическое сближение участков поверхности на расстояние, позволяющее силам межатомного взаимодействия проявить себя. Начинает взаимопроникновение атомов вещества одной детали в кристаллические структуры другой. Неоднократное возникновение адгезионных связей и их прерывание приводят к отделению поверхностных зон от детали. Адгезионному старению подвержены нагруженные трущиеся пары: подшипники, валы, оси, вкладыши скольжения.

    Тепловой

    Тепловой вид старения заключается в разрушении поверхностного слоя материала или в изменении свойств глубинных его слоев под воздействием постоянного или периодического нагрева элементов конструкции до температуры пластичности. Повреждения выражаются в смятии, оплавлении и изменении формы детали. Характерен для высоконагруженных узлов тяжелого оборудования, валков прокатных станов, машин горячей штамповки. Может встречаться и в других механизмах при нарушении проектных условий смазки или охлаждения.

    Усталостный

    Связан с явлением усталости металла под переменными или статическими механическими нагрузками. Напряжения сдвигового типа приводят к развитию в материалах деталей трещин, вызывающих снижение прочности. Трещины приповерхностного слоя растут, объединяются и пресекаются друг с другом. Это приводит к эрозии мелких чешуеобразным фрагментов. Со временем такой износ может привести к разрушению детали. Встречается в узлах транспортных систем, рельсах, колесных парах, горных машинах, строительных конструкциях и т.п.

    Фреттинговый

    Фреттинг — явление микроразрушения деталей, находящихся в тесном контакте в условиях вибрации малой амплитуды — от сотых долей микрона. Такие нагрузки характерны для заклепок, резьбовых соединений, шпонок, шлицев и штифтов, соединяющих детали механизмов. По мере нарастания фреттингового старения и отслоения частичек металла последние выступают в роли абразива, усугубляя процесс.

    Существуют и другие, менее распространенные специфические виды старения.

    Типы износа

    Классификация видов износа с точки зрения вызывающих его физических явлений в микромире, дополняется систематизацией по макроскопическим последствиям для экономики и ее субъектов.

    В бухгалтерском учете и финансовой аналитике понятие износа, отражающее физическую сторону явлений, тесно связано с экономическим понятием амортизации оборудования. Амортизация означает как снижение стоимости оборудования по мере его старения, так и отнесение части этого снижения на стоимость производимой продукции. Это делается с целью аккумулирования на специальных амортизационных счетах средств для закупки нового оборудования или частичного усовершенствования его.

    В зависимости от причин и последствий различают физический, функциональный и экономический.

    Физический износ

    Здесь подразумевается непосредственная утрата проектных свойств и характеристик единицы оборудования в ходе ее использования. Такая утрата может быть либо полной, либо частичной. В случае частичного износа оборудование подвергается восстановительный ремонт, возвращающий свойства и характеристики единицы на первоначальный (или другой, заранее оговоренный) уровень. При полном износе оборудование подлежит списанию и демонтажу.

    Кроме степени, физический износ также разделяется на рода:

    • Первый. Оборудование изнашивается в ходе планового использования с соблюдением всех норм и правил, установленных изготовителем.
    • Второй. Изменение свойств обусловлено неправильной эксплуатацией либо факторами непреодолимой силы.
    • Аварийный. Скрытое изменение свойств приводит к внезапному аварийному выходу из строя.

    Перечисленные разновидности применимы не только к оборудованию в целом, но и к отдельным его деталям и узлам

    Данный тип является отражением процесса морального устаревания основных фондов. Этот процесс заключается в появлении на рынке однотипного, но более производительного, экономичного и безопасного оборудования. Станок или установка физически еще вполне исправна и может выпускать продукцию, но применение новых технологий или более совершенных моделей, появляющихся на рынке, делает использование устаревших экономически невыгодным. Функциональный износ может быть:

    • Частичным. Станок невыгоден для законченного производственного цикла, но вполне пригоден для выполнения некоторого ограниченного набора операций.
    • Полным. Любое использование приводит к причинению убытков. Единица подлежит списанию и демонтажу

    Функциональный износ также подразделяют по вызвавшим его факторам:

    • Моральный. Доступность технологически идентичных, но более совершенных моделей.
    • Технологический. Разработка принципиально новых технологий для выпуска такого же вида продукции. Приводит к необходимости перестройки всей технологической цепочки с полным или частичным обновлением состава основных средств.

    В случае появления новой технологии, как правило, состав оборудования сокращается, а трудоемкость падает.

    Кроме физических, временных и природных факторов на сохранность характеристик оборудования оказывают опосредованное влияние и экономические факторы:

    • Падение спроса на выпускаемые товары.
    • Инфляционные процессы. Цены на сырье, комплектующие и трудовые ресурсы растут, в то же время пропорционального роста цен на продукцию предприятия не происходит.
    • Ценовое давление конкурентов.
    • Рост стоимости кредитных услуг, используемых для операционной деятельности или для обновления основных фондов.
    • Внеинфляционные колебания цен на рынках сырья.
    • Законодательные ограничения на применение оборудования, не отвечающего стандартам по охране окружающей среды.

    Экономическому старению и утрате потребительских качеств подвержена как недвижимость, так и производственные группы основных фондов. На каждом предприятии ведутся реестры основных фондов, в которых учитывается их износ и ход амортизационных накоплений.

    Основные причины и способы как определить износ

    Чтобы определить степень и причины износа, на каждом предприятии создается и действует комиссия по основным фондам. Износ оборудования определяется одним из следующих способов:

    • Наблюдение. Включает в себя визуальный осмотр и комплексы измерений и испытаний.
    • По сроку эксплуатации. Определяется как отношение фактического срока использования к нормативному. Значение этого отношения принимается за величину износа в процентном выражении.
    • укрупненная оценка состояния объекта производится с помощью специальных метрик и шкал.
    • Прямое измерение в деньгах. Сопоставляется стоимость приобретения новой аналогичной единицы основных средств и расходы на восстановительный ремонт.
    • доходность дальнейшего использования. Оценивается снижение дохода с учетом всех издержек по восстановлению свойств по сравнению с теоретическим доходом.

    Какую из методик применять в каждом конкретном случае — решает комиссия по основным средствам, руководствуясь нормативными документами и доступностью исходной информации.

    Способы учета

    Амортизационные отчисления, призванные компенсировать процессы старения оборудования, также допустимо определять по нескольким методикам:

    • линейный, или пропорциональный расчет;
    • способ уменьшаемого остатка;
    • по суммарному сроку производственного применения;
    • в соответствии с объемом выпущенной продукции.

    Выбор методики осуществляется при создании или глубокой реорганизации предприятия и закрепляется в его учетной политике.

    Эксплуатация оборудования в соответствии с правилами и нормативами, своевременные и достаточные отчисления в амортизационные фонды позволяют предприятиям сохранять технологическую и экономическую эффективность на конкурентоспособном уровне и радовать своих потребителей качественными товарами по разумным ценам.


    В руководящих документах, регламентирующих деятельность бухгалтерии, приводится основные средства. Оформить выбытие дорогостоящего оборудования, транспорта или сложных систем невозможно без систематического начисления износа. По этому параметру определяются сроки полезного использования агрегата, и планируется его замена. Нередко ввиду ограниченности бюджета, предприятия оставляют основные средства в эксплуатационном фонде. Правда, это не гарантирует качество исполнения и главное, безопасность работы на таком оборудовании.

    Под износом основных средств понимают степень утраты дорогостоящими средствами, которые числятся за организацией, своей стоимости и потребительских свойств. Сущность начисления степени изнашиваемости заключается в перманентном уменьшении цены товара в соответствии с фактическим сроком применения. При этом следует различать, что износ как таковой должен сопровождаться непосредственной эксплуатацией фондов.

    Если проходит время, цена снижается, а стоит, это не что иное, как моральное устаревание.

    На физический или материальный износ оказывают влияние следующие факторы:

    • Объем загрузки фондов, которые непосредственно участвуют в производственном процессе
    • Особенности технологий (технологического процесса), которые применяются на конкретном производстве
    • Имеющаяся квалификация оператора оборудования, а также его личное отношение к вверенному имуществу
    • Качество станков или транспорта, которые введены в эксплуатацию
    • Иные параметры, такие как условия хранения, техническое обслуживание и уход за основными фондами

    Под моральным износом понимается не только устаревание уже имеющихся мощностей, но и степень влияния, которую оказывают результаты внедрения новых, более прогрессивных фондов. В последнем случае меры являются более чем оправданными, что подтверждается вполне реальным экономическим эффектом.

    Примером такого внедрения является приобретение оборудования, которое в отличие от старого аналога, оснащено дополнительными функциями. Обычно среди таких возможностей высоко ценятся инструменты, за счет которых уменьшается ручной труд (происходит ).

    В практике хозяйствующих субъектов используется понятие устранимого и неустранимого износа. Устранимые технические недостатки позволяют продлить срок использования оборудования за счет затрат на восстановление. К таким действиям относятся возвращение эксплуатационных свойств газовым счетчикам, сантехническому оборудованию или агрегатам в целом. При этом учитывается такой параметр как величина дополнительно приобретенной стоимости. Если эта величина больше допустимого бюджета на ремонт основных фондов, износ считается устранимым.

    Как рассчитать сумму износа

    Для того чтобы подсчитать уменьшение потребительских свойств объекта, используют несколько способов. Все они являются общепринятыми, но выбор конкретного может основываться исключительно на экономической выгоде, которую преследует предприятие.

    Самым сложным при исчислении учета является восстановление учетных данных. Так, если нет необходимых сведений, будет необходим комплексный подход:


    Как рассчитывается износ автомобиля

    В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль неизбежно теряет свой внешний вид, товарную стоимость. С одной стороны, владельцу машины нет необходимости в проведении специальных мероприятий по . За ремонт с него возьмут столько, сколько потребуется. При этом замена деталей, как правило, происходит на новые аналоги или на бывшие в употреблении с согласия собственника.

    Необходимость проведения расчетов об оценке степени износа возникает тогда, когда человек обращается за страховой премией к своему страховщику. Согласно действующему договору, человеку будет компенсирована стоимость выполнения восстановительных работ и цена запасных частей с учетом износа. Если в первом случае гражданин может рассчитывать на применение актуальных расценок, то во втором случае практически всегда возникает большое количество споров.

    С 2010 года в Российской Федерации действует документ, к положениям которого обращаются эксперты независимых агентств, представители страховых компаний и сами владельцы транспортных средств. Подсчет материального ущерба в соответствии с Постановлением Правительства подразумевает определение справедливой стоимости запасных частей с учетом их амортизации.

    Каждая из сторон конфликта может по-разному трактовать этот документ, но факт остается фактом: граждане по нему сверяют свои потери. достаточно сложные, но в любом случае они позволяют прояснить ситуацию. В особую группу выделяются запасные части на автомобиль, которые оказывают непосредственное влияние на безопасное вождение.

    Например, для износа кузова транспортного средства используются такие параметры как возраст, гарантия производителя от сквозной коррозии. Для вычисления амортизации шины машины берутся такие исходные данные как высота рисунка нового изделия и фактическая, параметр минимально допустимой высоты. Дополнительный коэффициент, который корректирует степень износа – возрастной фактор. Так, если шина эксплуатируется больше трех, но менее 5 лет, применяется дефлятор 15%. Для более старых элементов с возрастом более пяти лет сумма корректируется на 25%.

    Изучая тенденции установления показателей износа отмечается, что занижение коэффициентов происходит по самым продаваемым в России маркам авто. Согласно расчетным данным, средняя амортизация отечественного автомобиля составляет 5-6% в год. Получается, что через 20 лет оформлять страховку особого смысла нет, так как страховая заплатит разве что за ремонт, но не за детали.

    Данный вопрос был решен законодателем лишь в 2014 году. Согласно положению Центрального банка РФ, максимальная степень износа для авто не может превышать 50%.

    И все-таки исчисление износа лучше всего оставлять для работы экспертам. Специалисты учитывают три этапа, по которым происходит устаревание детали. Первый — это приработка смежных деталей в результате трения. Второй этап считается нормальным периодом эксплуатации. Третий период считается временем критического (полного) износа, при котором автомобиль или отдельный его узел становятся аварийными.

    Как уменьшить износ

    Говоря о физическом износе отдельных узлов, механизмов и деталей авто, подразумевают трение. Это основная причина, по которой происходит изнашивание изделий, что неизбежно приводит к необходимости его замены.

    Самый распространенный способ борьбы с таким явлением, как трение, является применение присадок, специальных составов, масла и прочих веществ. Нередко такие материалы называют кондиционером металла. В некоторых случаях замена масла дает ожидаемый эффект — владелец машины реже тратится на приобретение запчастей. Опытные водители обычно стараются приобретать проверенные временем товары, в составе которых нет твердых частиц или соединений.

    Особое внимание следует обращать на необходимость проведения технического обслуживания. Принцип уменьшения износа ведущих механизмов автомобиля достаточно прост: если своевременно менять отслужившие детали, это предупредит выход из строя более серьезных агрегатов.

    На первом месте среди ведущих узлов находится кузов. Он не только обеспечивает защиту внутренних механизмов, водителя и пассажиров от атмосферных осадков, но и является основой для крепления и сборки всего автомобиля. Уменьшить износ кузова можно за счет перманентного наблюдения за поверхностью лакокрасочного покрытия. При обнаружении дефектов следует сразу же принять меры к устранению (грунтование и покраска).

    Для определения неустранимого износа используют величину стоимости, на которую уменьшается цена объекта по причинно-следственной связи с его . При изучении качества фондов может обнаруживаться как излишек, так и недостаток полезных свойств. Определение амортизации в этом случае основывается на подсчете капитализируемых потерь.

    Напишите свой вопрос в форму ниже


    © 2024
    reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник