19.08.2019

Этика лечебного дела в педиатрии. Медицинская этика и деонтология педиатра. Требования к медицинскому персоналу при работе


Медицинская этика и деонтология в педиатрии

Выполнил: студент 104 группы

педиатрического факультета

Манюк А.В.

1. Особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии.

2. Качества, необходимые врачу-педитру.

3. Сложные ситуации в общении детского врача и матери в период беременности и первые годы жизни ребенка.

4. Медицинские эксперименты в педиатрии.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Согласно существующей терминологии, этика – учение о нравственных, моральных нормах и правилах, которые определяют взаимоотношение людей в семье, обществе, в быту и трудовой деятельности.

Деонтология (греч. deon - должное, logos - слово, наука, учение) – раздел общей этики, в котором рассматриваются специфические критерии долга, моральных требований при исполнении профессиональных обязанностей.

Принципы поведения врача и такт всего медицинского персонала в их практической и научной деятельности названы медицинской деонтологией (медицинской этикой).

Под деонтологией в медицине понимают принципы поведения медицинского персонала, которые направлены на максимальное повышение полезности лечения путем создания благоприятного психологического климата с пациентами, а также поддержание отношений между членами коллектива вне зависимости от занимаемой ими должности.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что медицинская этика и является своеобразным сводом правил и запретов, но регулируется только совестью врача и медицинского работника.

Также стоит выделить ещё один раздел медицинской этики – биоэтику, которая связывает современные генные технологии и человеческие ценности.

Основные деонтологические принципы отражены в ряде международных документов:

· Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1948 г.)

· Международный кодекс медицинской этики (Женевская декларация, 1949 г.)

· Декларация прав ребёнка (1959 г.)

· Конвенция о правах ребенка (1979 г.)

· Всемирная декларация ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

Особенности медицинской этики и деонтологии в педиатрии.

Наиболее сложные взаимоотношения детского врача и медицинского персонала с детьми и их родителями, что и объясняет выделение ещё одного раздела медицинской этики – педиатрической деонтологии.

Можно выделить 4 проблемы в контакте врача-педиатра и медицинских сестер с больными детьми и их родителями:

1. Их деятельность основана не только на прямом контакте врача и ребенка, но и на контакте с ближайшими родственниками с их восприятием состояния здоровья ребенка и с их особенностями характера.

Врач-педиатр должен находить подход к родителям и близким родственникам, не забывая при этом о сохранение медицинской тайны. Кроме того в последнее время с распространением легкодоступных и притом не всегда точных источников информации некоторые родители считают, что знают как лучше будет для их ребенка, не всегда понимая при этом суть проблемы и её последствия. В качестве примера – отказ родителей от профилактических прививок. Следствием этого стал рост заболеваемости дифтерией, корью, туберкулёзом, эпидемические вспышки коклюша.

Несмотря на то, что некоторый процент прививок сопровождается побочными эффектами, но отказ от них чаще всего несет больший риск, что и должен доступно объяснить родителям врач.

2. Необходимость использования специальных навыков общения с детьми, которые основаны на знании их возрастных особенностей.

Любой врач-педиатр должен учитывать возраст ребенка. Педиатр должен быть одновременно и педагогом, ведь в первую очередь контакт налаживается именно с ребенком. К примеру, стоит отметить, что если при осмотре ребенок не сопротивляется врачу, то родители будут относиться к последнему с большим доверием.

3. Необходимость глубоких знаний не только в возрастной патологии, но и возрастной физиологии, без которых трудно выявить ранние отклонения, свидетельствующие о болезни.

Организм человека в первые годы жизни претерпевает наиболее сильные изменения, строение организма детей разных возрастов довольно сильно отличается и врач-педиатр должен это учитывать.

Вопросы этики, которые были предметом изучения и обсуждения с древних времен, в нынешнем обществе приобретают особую остроту. Нормы поведения человека определяются законами государства, которые им устанавливаются и выполнение которых им контролируется. Они построены на основных принципах морали. Например, убийство, хищение, злоупотребление служебным положением - тяжкие нарушения принципов морали рассматриваются законом как преступления и караются в соответствии с Уголовным кодексом. Закон придает этическим правилам юридическую, силу; соблюдение правовых норм обеспечивается мерами принуждения.

Но есть такая область действии, поступков человека, которые не рассматриваются как преступления, как нарушения закона, но которые осуждаются как нарушения этических норм. Этические нормы устанавливаются, соблюдение их контролируется, нарушение осуждается обществом. Этика - учение о морали, а мораль представляет форму общественного сознания, которая выражается в исторически сформировавшейся совокупности правил и норм поведения человека. Общество прививает своим членам понимание добра и зла, чувство долга перед всем народом и каждым человеком. Оно развивает в каждом человеке чувство совести, служащей самоконтролем своего поведения и своих поступков.

Когда говорят и пишут об этических нормах и об их нарушениях, имеют в виду главным образом не правонарушения, не явные преступления, караемые законом, а соблюдение или несоблюдение тех правил поведения, которые законом не предусмотрены; они контролируются обществом и собственной совестью, т. е. сознанием и чувством моральной ответственности за свои действия. Следует оговориться, что разграничение нарушений правовых и этических норм условно. Эти границы нередко трудно определимы. Осуждение обществом нарушений этических норм может быть не менее тяжким, чем осуждение законом. А суд собственной совести, оставляющий след на долгие годы и даже на всю жизнь, может оказаться тягостнее и тяжелей кары, определяемой законом. «Жалок тот, в ком совесть нечиста» (А. С. Пушкин «Борис Годунов»).

Та область этики, предметом которой является учение о долге человека, перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией (от греческого слова deon - должное). Таким образом, этика - понятие более широкое, нежели деонтология, она включает в себя также и учение о моральных ценностях, добре и зле (аксиологию).

Деонтология - важнейшая этическая категория, основным принципом которой является сознательное подчинение личных интересов нуждам общества в гармоническом сочетании личного и общественного.

Принципы и нормы этики (включая и деонтологию) - продукты определенной исторической эпохи и форм общественных отношений.

Помимо общих этических принципов, деонтология определяет формы профессиональной морали, выполнение гражданского долга в конкретных областях общественной жизни и деятельности (общественного деятеля, юриста, медика и т. д.).

Медицинская деонтология - учение о профессиональном долге медицинского работника перед человеком, находящимся в сфере его деятельности, и перед всем обществом.

Медицинскую деонтологию неправильно понимать как учение о долге лишь перед больным. Еще М. Я. Мудров указывал, что врачебный долг включает в себя обязанности не только по отношению к больному, но и к здоровому человеку. В условиях медицины, основой которой является принцип профилактики, это положение приобретает особое значение. В отечественной, как и в зарубежной, литературе часто применяется термин «врачебная деонтология». Правильнее говорить о медицинской деонтологии, определяющей нормы профессионального долга не только врача, но и любого медицинского работника (врача, фельдшера, сестры, лаборанта, фармацевта и т. д.). Так, сестра при оказании медицинской помощи нуждающемуся в ней человеку больше и теснее, чем врач, общается с больными. Этические нормы ее профессиональной деятельности заслуживают не меньшего внимания, чем в работе врача.

Более того, мы считаем возможным говорить о деонтологии медицинского коллектива. Для всех очевидно, что обслуживание больного проводится не одним или двумя-тремя лицами, а веем коллективом больницы. Им обеспечивается выполнение правильного и хорошо организованного режима лечебного учреждения, весь стиль его работы, построенной на принципах гуманизма. В этом участвует и воспитательница, и санитарка, и костелянша, и лаборант, т. е. любой работник, причастный к обслуживанию больных. И. Харди (венгерский невропатолог и психотерапевт) в своей книге «Психология работы с больными» пишет об этом в специальной главе «Лечащий коллектив». И. А. Кассирский в своей книге «О врачевании» резко критикует выражения «обслуживает», «обслуживание» в применении к врачу. Он считает это недопустимым, если не оскорбительным. «Врач - пишет он - не мойщик в бане». Мы не видим в этих выражениях чего-то одиозного и обидного для врача.

Помимо того, нужно учесть, что обслуживание больного - это не только функция врача, но и медицинских работников различных категорий. Само собою разумеется, что основная роль принадлежит заведующему больничным отделением или поликлиникой и лечащему врачу. Они организуют всю работу коллектива, воспитывают своих подчиненных, совершенствуют их специальные познания, и, наконец, личным примером прививают дух гуманизма. Вместе с тем врач не должен пренебрегать опытом, наблюдениями своих сотрудников. Иногда у давно работающих сестры или няни можно научиться умению подойти к больному ребенку, войти с ним в дружеский контакт.

Хирург Н. Н. Петров указывал, что каждая «мелочь» в лечебном учреждении имеет существенное значение в общем комплексе медицинского обслуживания больных. Все детали больничного режима, организации условий, необходимых больному, следует рассматривать как проявление заботы о его нуждах, о создании для него атмосферы доброжелательства, теплого внимания, т. е. расценивать их как необходимые элементы медицинской деонтологии, деонтологии медицинского коллектива.

Итак, предметом медицинской деонтологии является профессиональный долг медиков различного ранга перед больным и здоровым человеком, а также, как подчеркивал Б. В. Петровский, перед всем народом (т. е. перед обществом).

Интересы отдельной личности и общества иногда расходятся. Так, личная и общественная профилактика по своим целям не всегда совпадают. Примеры этого можно было привести хотя бы из области борьбы с инфекционными болезнями.

Например, в интересах носителя возбудителей кишечных инфекций - избежать тех карантинных, ограничительных мер, которые значительно нарушают его обычный уклад жизни и работы, а интересы общества требуют изоляции носителя, не считаясь с тем, что она для него стеснительна и нежелательна.

Деонтология, как правильно пишут А. И. Смольняков и Г. И. Царегородцев, изучает нравственное содержание действий и поступков врача различных специальностей. И действительно, содержание работы, например, хирурга и эпидемиолога, акушера и рентгенолога и т. д. весьма отличны; оно определяет и различные условия общения с больными и здоровыми людьми, предъявляет различные требования к выполнению по отношению к ним профессионального долга. Поэтому, помимо общих моральных принципов, отдельно рассматриваются и обсуждаются вопросы деонтологии в хирургии, акушерстве и гинекологии, урологии, клинике внутренних болезней, психоневрологии, онкологии, оториноларингологии, офтальмологии, рентгенологии, судебной медицине и т. д. По всем этим специальностям публикуется немало работ деонтологического содержания, читаются доклады, проводятся специальные конференции. Но, как это ни странно, вопросы деонтологии в педиатрии не привлекли к себе внимания на различных больших деонтологических конференциях и симпозиумах, например, на Парижском международном симпозиуме по проблемам медицинской этики, на 1-й конференции по медицинской деонтологии. Они не затронуты и в различных этических кодексах, декларациях и деонтологических правилах всех стран или же в этих документах они упоминаются лишь в связи с необходимостью получить согласие родителей на те или иные активные действия врача. Представителями различных медицинских специальностей опубликовано много книг, брошюр, статей, посвященных проблеме деонтологии. Наряду с этим деонтология применительно к деятельности детского врача, детской сестры почти не обсуждается в нашей медицинской печати. Опубликованы небольшая книга Г. А. Соколовой, единичные статьи или небольшие главы некоторых книг.

Может быть, это лишь кажущийся пробел и объясняется тем, что требования к соблюдению принципов врачебной этики в отношении детей всегда выполняются с наибольшей тщательностью? Ведь вся деятельность педиатров сосредоточена на заботе о здоровье детей, на максимальном предохранении их от всех вредных влияний и в том числе, конечно, от отрицательного действия различных лечебных и профилактических мероприятий. Мы знаем очень много детских врачей, работа которых безупречна с позиций медицинской деонтологии, хотя с посвященной ей литературой они не знакомы. Участковый врач-педиатр, участковая сестра часто являются истинными друзьями семьи и пользуются в ней большим авторитетом и искренним расположением. Среди врачей различных клинических специальностей педиатры, пожалуй, наиболее активно и настойчиво пропагандировали идеи профилактики и охраны здоровья детского населения.

Однако из всего сказанного не следует, что обсуждение вопросов медицинской этики применительно к обслуживанию растущего поколения, излишне. Наоборот, такое обсуждение, может быть, более необходимо, нежели в области некоторых других специальностей. Оно особенно важно для воспитания молодых врачей-педиатров. Не случайно 1-я конференция по проблемам медицинской деонтологии в своей резолюции указала на целесообразность выделения специального раздела, посвященного этим вопросам, в ведущих специальных журналах, в том числе в журнале «Педиатрия», и рекомендовала издание монографий на эту тему в первую очередь в клинике внутренних болезней, в хирургии, в педиатрии.

Врач-педиатр, как и всякий врач, выполняя свой профессиональный долг в отношении больного или здорового ребенка, обязан, с одной стороны, обеспечить оказание ему необходимой медицинской помощи, используя все достижения современной медицины, и с другой стороны, всеми мерами избежать нанесения своими действиями какого-либо вреда его физическому состоянию и психике. Это, конечно, относится и к работе медицинских сестер.

Медицинская деонтология учит врача относиться к больному не как к объекту своих наблюдений и лечебных действий, но как к личности со своим духовным миром, своими желаниями, надеждами, опасениями, страхами. Такое отношение должно быть, конечно, и к ребенку, начиная с самого раннего возраста; к нему тоже нужно подходить как к личности, правда, еще не сложившейся, формирующейся, но даже на ранних ступенях своего развития имеющей определенные черты индивидуальности.

В каком возрасте происходит становление личности ребенка, как сознательного индивидуума? Крупный отечественный психолог Л. Н. Леонтьев пишет, что еще на первом году жизни усваиваются формы человеческого общения, формируются новые специфически человеческие способности и функции. Однако автор не считает возможным «всерьез говорить» о личности новорожденного и даже двухлетнего ребенка. К 2-2,5 годам малыш говорит и сознательно руководствуется тем, что видит и слышит от взрослых, проявляет известную, инициативу, самостоятельность. «Словом, его поведение характеризуется чертами, присущими человеческой деятельности». Приблизительно с трехлетнего возраста начинает создаваться более сложная внутренняя организация поведения, а к 7 годам подготовительный период или период «фактического складывания личности» завершается.

Таким образом, формирование личности происходит значительно ранее, нежели думают некоторые врачи. Можно иногда услышать такие реплики: «Он еще маленький, не понимает, не осознает». В становлении личности, очевидно, огромную роль играют окружающая среда, развитие речи, способствующей возникновению человеческого мышления и значительному расширению возможностей общения с людьми. Постепенно прививается способность к формированию понятий, к оценке хорошего и плохого, появляются симпатии и антипатии.

Познать индивидуальность ребенка можно лишь при общении с ним, внимательном наблюдении за его поведением. Узкая специализация, широкое пользование аппаратной техникой обследования в какой-то мере суживают возможности познания больного как личности. Вместо тесного общения врача с больным все большее место во врачебной деятельности занимает, так сказать, опосредованный контакт. Врач стал меньше видеть больного; для оценки его состояния все чаще используются различные аппаратные графические записи, кривые, цифры, формулы, обезличивающие человека. При сборе анамнеза вместо живой свободной беседы с больным иногда проводится анкетный опрос в форме и системе, удобной для статистической обработки, но без учета интеллектуального развития больного (матери) и его эмоционального состояния. Таких врачей Б. Е. Вотчал называл «врачами-протоколистами».

Обогащение медицинской диагностики различными тонкими методами, применение аппаратов, обеспечивающих выявление и изучение процессов, ранее недоступных для исследования, создающих возможности строго объективных оценок, является важнейшим условием прогресса современной клинической медицины. Этому прогрессу бесспорно содействует и специализация медицинских знаний, выделение новых самостоятельных медицинских дисциплин. Долг каждого врача быстрее осваивать и шире использовать все новое, прогрессивное, что дает современная наука и медицинская техника. Пренебрежение этим, т. е. лишение подопечных больных применения новых, более совершенных методов диагностики и лечения следует признать неэтичным. Но нужно учитывать и некоторые отрицательные последствия технического прогресса, обогащающего медицину. Никакими аппаратами и самыми совершенными методами не заменить внимательного глаза, душевной теплоты и сердечности настоящего врача - друга больного. «Прибор может заслонить организм и личность больного с его сложным психическим, нравственным миром переживания, установок, устремлений и т. п.». Примерно так же высказывались и многие другие крупные специалисты. Пользуясь современными методами диагностики, расшифровывая показатели аппаратной техники исследования, врач не должен удаляться от общения с больным, снижать внимания к нему, как к личности. Врач всегда должен остаться врачом в высоком понимании этого слова. Осознав опасность «отрыва» от больного, он найдет пути ее избежать. Это относится к врачу любой специальности и в том числе к врачу-педиатру.

Знание психологии, и конечно, в особенности психологии больного человека очень важны, правильнее сказать, совершенно необходимы для врача. Об этом много и убедительно писали крупные авторитетные клиницисты. В резолюции конференции по проблемам медицинской деонтологии говорится, что врачу любой специальности необходимо знание медицинской психологии. А для каждого педиатра насущной потребностью является усвоение научных основ детской психологии. Необходимо сочетание знаний этой дисциплины с искусством понимания духовной жизни ребенка, его характера, неповторимый индивидуальности, а это приобретается опытом. Им владеют хорошие педиатры и воспитатели. Но дело не только в опыте, а и в какой-то интуиции, доброте и, конечно, любви к детям.

Образцы такого понимания даны многими детскими (и не только детскими) писателями. Наука оперирует понятиями, а искусство (в том числе и художественная литература) - образами. Корней Чуковский не был ученым психологом, но он прекрасно понимал детскую психологию. Художник нередко ярче и полнее передает особенности внутреннего мира ребенка. Это признают сами психологи. Какая нежная любовь, какая теплота и тонкое понимание детворы чувствуется в чудесных рассказах А. П. Чехова. А как выразительны многочисленные рисунки народного художника-графика Н. Н. Жукова, в творчестве которого большое место занимают дети. Смотря на эти рисунки, мимику ребятишек, ясно представляешь их характер и эмоциональное состояние. Художник «чувствует душу ребенка», как выразился писатель С. В. Михалков; им «уловлены тончайшие нюансы в поведении и настроении детей».

Врачи и тем более медицинские сестры не особенно сильны в психологии как науке; далеко не каждый из нас одарен таким тонким восприятием детского мира, которое удивляет нас в творениях больших писателей и художников. Психологию детей врачи познают главным образом эмпирически, на опыте, при постоянном общении с детьми. Очень многие педиатры прекрасно в этом преуспевают. Прав И. Харди, который писал, что одного пассивного восприятия психологических знаний недостаточно; владея ими, можно проявить неспособность понимать своих больных. Но и одного опыта без знаний, конечно, мало.

Педиатр по преимуществу имеет дело с больным ребенком, а болезнь - и все, что связано с ее лечением, накладывают свою печать на психику детей, на их характеры. Так, повышенная реактивность, мнительность, боязливость могут быть следствием перенесенных страданий или страхом ожидания предстоящих болезненных диагностических, лечебных процедур, операций и т. д. Замкнутость, безразличие к окружающему, депрессия нередко являются результатом отрыва ребенка от семьи (особенно от матери), от привычной родной среды, от всех детских радостей жизни. Это свойственно особенно детям, страдающим длительными, хроническими болезнями, приковывающими их к постели, и при неудовлетворительно налаженной воспитательной работе, при игнорировании деонтологических правил в больничном отделении. Школьнику, имеющему какие-то дефекты физического развития (хромота, косоглазие, ожирение , заикание и т. д.), нередко свойственны стеснительность, отчуждение от сверстников, повышенная раздражительность. К сожалению, недостаток времени, загруженность врача нередко мешают ему уделить больше внимания наблюдениям за поведением больного ребенка, беседам с ним, выявлению индивидуальных особенностей его психики.

Психология работы с больными (как выражается И. Харди) имеет свои существенные особенности. По детской психологии имеется много руководств, пособий, тематических сборников; немало есть хороших отечественных и зарубежных (в том числе переводных) книг по медицинской психологии. Издан учебник по медицинской психологии для учащихся медицинских училищ. Однако в этих книгах совсем не освещены вопросы психологии больного ребенка. Прав В. А. Еренков, указывая на необходимость разработки этой научной области с тем, чтобы вооружить педиатров соответствующими знаниями. Педиатры (и тем более студенты - будущие педиатры) нуждаются в хорошем пособии по медицинской психологии детского возраста. Оно помогло бы им глубже осмыслить эмпирически накапливаемый опыт, строить всю свою работу на деонтологических принципах.

Отношение к болезни ребенка, как и взрослого, зависит, конечно, от индивидуальных особенностей личности - характера, темперамента, индивидуального опыта. При этом большую роль играют предшествовавшее воспитание (в домашних условиях, в детском учреждении), тяжесть переживаемого болезненного состояния, окружающая обстановка и пр. При всем разнообразии индивидуальных реакций можно отметить общее принципиальное отличие отношения к болезни взрослого и ребенка.

Взрослые в подавляющем большинстве случаев, сознавая свое болезненное состояние, угрожающую им опасность и необходимость лечения, мобилизуют свою волю на активное противодействие болезни, подавляют свой страх и отрицательные эмоции, связанные с предстоящим лечением. Старшие школьники приближаются по своим реакциям к взрослым.

Особенно восстанавливает детей против себя (как маленьких, так и старших) грубость, проявляемая в отношении к ним врачом или медицинской сестрой («чего ты орешь, я тебя не режу!»). Дети старшего возраста и подростки неприязненно воспринимают фамильярность («ну, милочка, не будем слезы лить»), бесцеремонность, проявление брезгливости со стороны медика.

Дети раннего возраста по своей природе доверчивы. Однако чужим людям, в чужой больничной обстановке их доверие и расположение нужно заслужить. Это - не всегда легкая, но важная обязательная задача педиатра и детской сестры. Этому учили и учат нас крупнейшие отечественные педиатры - Н. Ф. Филатов, Г. Н. Сперанский, В. И. Молчанов, М. С. Маслов, Ю. Ф. Домбровская, Н. И. Красногорский, А. И. Доброхотова и многие, многие другие. Н. Ф. Филатов учил, что лечить ребенка могут только врачи, которые любят детей. Его обращение с детьми, умение заслужить их доверие служило образцом. Это был истинный друг ребят. «Г. Н. Сперанский, - пишет его ученик М. П. Матвеев, - любил детей, находил постоянную радость в общении с ними. Он обладал волшебным даром вызывать детскую улыбку и расположение к себе. Доверие к Георгию Нестеровичу, вера в него были безграничными».

Опытный педиатр знает, что доверие ребенка можно легко утратить, если его обмануть; например, успокоив его обещаниями, что с ним ничего не будут делать, произвести какую-то тягостную, болезненную диагностическую или лечебную манипуляцию. Нужна психологическая подготовка, но не обман.

Улыбка, ласковая шутка располагает ребенка. Но шутить с ним надо умеючи, с тактом. У малыша еще не развито чувство юмора и добрую, но не понятную для него шутку он может воспринять как обиду, насмешку.

Так, маленькая Олечка (ей еще не исполнилось 2 лет) не терпит, когда смеются, если она сделала что-то «не так». Она обижается, протестует. «Ах, ты, пичужка маленькая!» - говорят ей. «Я не пичужка, я - девочка Оля», - негодует она. Совсем недопустимы недобрые, обидные шутки. «Насмешка - слишком сильное средство для маленьких детей». У подростка она вызывает враждебную реакцию - он может ответить грубо, дерзко.

Важное место в медицинской деонтологии занимает применение приемов психопрофилактики и психотерапии. Совершенно прав В. Е. Рожнов, указывая, что медицинская деонтология и психотерапия неотделимы. Психотерапия соматических больных и в том числе, конечно, больных детей, - неотъемлемая часть всего комплекса лечебных мер. Применение специальных психотерапевтических методов, используемых главным образом при психозах, неврозах и пр. - работа специалистов. Знание общих принципов психотерапии, владение ее приемами - долг каждого лечащего врача любого профиля. На это указывали многочисленные авторитетные отечественные клиницисты. У многих врачей-педиатров эмпирически выработались соответствующие психотерапевтические приемы, которыми они успешно и с большим искусством пользуются в своей практической работе. Но, помимо опыта, нужны, конечно, и соответствующие знания. Больше того, элементы психотерапии должны практически усвоить также сестры, лаборанты и т. д.. При этих условиях в лечебном учреждении с наибольшим успехом может быть обеспечена благоприятная психическая атмосфера, правильный психотерапевтический режим.

В больничных условиях, будучи оторваны от дома и семьи, дети в первое время испытывают что-то вроде чувства беззащитности: нередко их протесты, крики и плач вызывают сочувствие и сострадание, но не приостанавливают необходимых действий врача, который не принимает в расчет их желание и согласие. Если для взрослого неизбежность тех или иных болезненных и тягостных Диагностических и лечебных манипуляций оправдывается сознанием необходимости их для эффективного лечения, то эту оправданность ребенку понять труднее. Как пишет Г. Н. Кассиль, взрослый может сознательно превозмочь болевые ощущения, стать выше страдания, добиться победы над упорным чувством боли. У ребенка же мы не можем рассчитывать на волевое сознательное преодоление боли и страха перед ней. Например, взрослый сознательно решается на пломбировку зубов, подавляя свой страх перед бормашиной и причиняемыми ею болезненными и неприятными ощущениями. Над ребенком же в этих случаях иногда совершается по существу акт насилия.

Все это создает своеобразие взаимоотношений врача и обслуживаемого им ребенка, налагает на педиатров, а также медицинских сестер особую ответственность за соблюдение деонтологических правил. Насилия над ребенком (при его обследовании, при проведении различных медицинских процедур) следует всеми мерами избегать. С. Я. Долецкий пишет, что при выраженной реакции страха у ребенка перед операцией, которая не является безотлагательной, если уговоры не действуют, «лучше выписать ребенка домой, чтобы он успокоился, чтобы на время избавить его от больничной обстановки».

В трудной и ответственной работе врача, и особенно педиатра, большое значение имеют не только его специальные знания, его опытность, но и его человеческие качества. Профессиональная психология медика (врача, сестры) так же, как и психология больного нуждается в изучении и освещении в литературе. Если при выборе любой профессии большую роль играет учет личных качеств и склонностей молодого человека, то это вдвойне важно для будущего врача. А для будущего педиатра важнейшее требование - любовь к детям.

С годами медицинской работы накапливаются знания и опыт, нарастает и крепнет сознание ответственности за больного. Закрепляются профессиональные моральные принципы, формируется нравственный облик врача. Но вместе с тем постепенно происходит своеобразная профессиональная адаптация к той атмосфере, в которой ему приходится работать: к окружающим его страданиям, к трагическим ситуациям, к смерти больных, за жизнь которых проводилась длительная и упорная борьба. Врач, работающий уже много лет, конечно, не может так остро переживать каждую смерть и так болезненно воспринимать тяжелые реакции родителей, как это было в первые годы его деятельности. На такую непосильную эмоциональную нагрузку не хватило бы душевных сил; это постоянно выводило бы врача из строя, отражалось на его работоспособности и, в конечном счете, возможно, привело бы к нервно-психическому срыву. Происходит охранительная адаптация, обусловливающая возможности нормально работать в трудных условиях.

Однако неправильно было бы думать, что врачи (во всяком случае подавляющее большинство из них) душевно черствеют, становятся безучастными к страданиям больных, к тяжелым переживаниям их родителей, что у них происходит, как выразились Б. Конечный и М. Боухал, «профессиональная деформация личности». Конечно, у них притупляется острота эмоциональных переживаний, но при каждой развертывающейся у постели больного трагедии у них по-прежнему тоскливо сжимается сердце и нередко текут горькие слезы.

Если пропадает чувство сострадания, развивается равнодушие к больным, черствость, нравственная глухота, т. е. происходит вышеупомянутая деформация личности, то теряется драгоценное свойство врача - его истинная гуманность. Даже если это опытный квалифицированный специалист, он не может считаться хорошим врачом. Это - плохой образец для молодежи. Его безразличие к страданиям больных вначале шокирует студентов, но затем они свыкаются с этим и могут воспринять от своего учителя его манеры и формальное отношение к делу. Не может такой, пусть даже образованный, знающий, но морально отупевший специалист, утративший то, что характеризует истинно хорошего врача, быть воспитателем молодежи и руководимого им коллектива. «Знающий врач» и «хороший врач», как писал Б. Е. Вотчал,- не синонимы.

Проф. В. П. Вознесенский говорил, что профессиональная невпечатлительность к страданиям больного не должна опускаться до безразличия и черствости; по его мнению, врач, у которого угасло чувство сострадания к больным, должен оставить свою профессию. Но в жизни так не делают. Очевидно, такой медик, даже авторитетный специалист, нуждается, как и молодежь, в воспитательном воздействии общественного мнения.

Хотя бы вкратце следует коснуться врачебных (правильнее сказать, медицинских) ошибок. Если отбросить то, что по сути является правонарушением (небрежность, халатность, безответственность, пренебрежение элементарными требованиями медицинской практики), то к врачебным ошибкам, как писали И. В. Давыдовский, В. М. Смольянинов, нужно отнести неправильные действия медика, которые являются следствием «добросовестного заблуждения». Причины их условно можно разделить на объективные, связанные с несовершенством науки, поздним поступлением больного, недостатком времени и неподходящими условиями, а также наличием объективных трудностей для обследования больного и установления правильного диагноза, и субъективные, являющиеся следствием недостаточных знаний и опыта врача; последние, как указывает А. П. Громов, наиболее часты. Но дело не только в недостатке знаний и опыта, но и в ошибках мышления, в его недисциплинированности. Н. В. Эпштейн считает, что знания - это не просто подготовка врача, это - способность к их накоплению, пониманию, использованию. Нередко врачебные ошибки являются следствием дефектов логического мышления или, как говорили А. Ф. Билибин и Г. И. Царегородцев, дефектов «культуры клинического мышления». Речь идет не только об умении руководствоваться законами формальной логики, но и о законах диалектической логики, об овладении диалектическим мышлением. В. М. Сырнев и С. Я. Чикин, исходя из этой позиции, приводят интересный опыт анализа врачебных ошибок.

Помимо тех действий врача, которые принято считать врачебными ошибками, следует отнести к ним и нарушения деонтологических правил - нанесение психической травмы как больному, так и его родственникам, неоправданное причинение больному болевых ощущений, неумышленное несоблюдение врачебной тайны и т. д.

Ошибки может совершать не только врач, но и медицинская сестра, лаборант и т. д. Поэтому мы считаем правильнее говорить не о врачебных, а о медицинских ошибках. «Добросовестные заблуждения» медицинской сестры обычно происходят при выполнении лечебных назначений, они чаще всего связаны с недостаточностью специальных знаний. Такие ошибки изредка могут вести к трагическим последствиям.

Если, совершив ошибку, приведшую к тяжелым последствиям для больного ребенка, медик страдает, мучается сомнениями и раскаянием, он больше такой ошибки не повторит. Он будет стремиться восполнить свои знания, советоваться со старшими товарищами по работе и с большей ответственностью подходить к решению того или иного вопроса диагностики и лечения или к выполнению каких-либо диагностических и лечебных назначений. Но если врач или медицинская сестра, может быть, и сознавая свою вину, пытаются всеми мерами обелить себя, снять ответственность и переложить ее на своих товарищей, то это значит, что у таких медиков притуплено чувство совести и не хватает гражданского мужества. Они теряют уважение своих товарищей, доверие к ним падает. Многие крупные клиницисты, не щадя себя, разбирали на лекциях или писали о своих ошибках. Этим они не снижали, а повышали свой авторитет и служили образцом для молодых врачей.

Плохое знание своей специальности не может быть оправданием ошибок, допускаемых врачом; ошибки, возникающие в результате невежества, по существу нельзя отнести к «добросовестным заблуждениям». Если врач решился лечить больного, то для этого у него должна быть уверенность, что по своей подготовленности он вправе это делать самостоятельно. В противном случае он должен прибегать к консультации с другими врачами. И. В. Давыдовский считал, что врач, проявивший незнание основ медицины, должен быть отстранен от работы. Правильнее, конечно, не выпускать врачей-невежд и отчислять из института студентов, не соответствующих высоким требованиям, предъявляемым к будущей профессии.


«Каждый врач должен сам выработать для себя представление о врачевании, которое в сущности есть умение разместить себя, пациента, науку и культуру во времени и пространстве
А. Ф. Билибин
Этика (от греч. ethos - обычай, характер) - система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о добре и зле; а также - философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни.
Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.
Медицинская деонтология (от греч. deon, deontos - должное, надлежащее; logos - учение) - совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком. Таким образом, деонтология - составная часть медицинской этики, и если этика - методологическое, то деонтология - методическое понятие. Если медицинская этика не несет в себе специфики отдельной врачебной специальности, то медицинская деонтология имеет прикладной характер, обусловленный той или иной медицинской профессией, то есть различают деонтологию акушера-гинеколога, педиатра, терапевта, эндокринолога, андролога, хирурга, судебного медика, онколога, рентгенолога, венеролога и т. д. Деонтологические принципы работы врача выработались веками работавшими до нас поколениями врачей, и знание этих принципов - одно из необ- ходимых условий успешного врачевания. Эти принципы касаются взаимоотношений: врач и больной, врач и родственники больного, врач и коллеги, врач и медицинская сестра, врач и общество, врачебная тайна, деонтология медицинской документации, деонтология научных исследований неприменения новейших научных сведений, део]ртрэдр;(^ де
онтология работы медицинских учреждений. Деонтология не столько изучается студентами как отдельная дисциплина, сколько усваивается во время ЯСего хода учебы в институте, общения с учителями, врачами, пациентами и в дальнейшем всей повседневной врачебной жизнью. Опыт предшествующих поколений врачей, заложенный в принципах медицинской этики и деонтологии, должен срабатывать в повседневной практике еще до того, как врач начинает рассматривать данный конкретный случай заболевания, что поможет и пдциенту, и врачу, то есть он должен, как бы подсознательно, действовать еще до того, как вступает в действие рассудок.
. Несомненно, что медицинская этика, имея свою специфику, в то же время базируется на принципах общечеловеческой этики как методологии «защиты Человека от человека» и осознании человеком целей его жизни.
А. С. Пушкин писал, что умение проявить себя в природном существе есть цризнак совершенства. Каково же природное существо человека? На этот воп- щ на протяжении истории человечества ученые и философы не смогли дать общепризнанного ответа. В последние десятилетия особенно популярна пара- дИїдеа, - «права человека». При, этом акцент делается прежде всего на правах человека, получаемых от общества... В нашей стране эта парадигма антропоцентризма, эгоцентризма стала доминировать, наряду с парадигмой рыночной экономики, после распада социалистического государства - СССР. Однако тысячелетняя история христианства в России привела к несколько иной расстановке акцентов.
Христианская православная этика. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал: «Русское общество, всегда стремившееся настроить CBoq бытие в унисон, с требованиями христианского мировоззрения, от века строилось на воспитании в человеке прежде всего осознания своих религиоз- гражданских и семейных обязанностей. Горький опыт междоусобных распрей крепко-накрепко выучйл наших предков: акцент на "права" неизбежно порождает упреки в их несоблюдении, взаимные претензии, обиды и склоки, благородная, на первый взгляд, идея абсолютизации "прав" питает гордыню, Высокоумие и тщеславие, ведет к обособлению, разделению, противопоставлению интересов и, в конечном счете, к сословной и классовой вражде, к войне "всех против всех", по живому рассекающей народное тело» («Самодержавие Духа», СПб, 1996, с. 344). Означает ли сказанное игнорирование прав человека? Нет, конечно, нет. В «Евангелии от Матфея» читаем: «Иисус сказал ему: ¦"Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всем разумением твоим". Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мтф. 22: 37-40).
Напомним основные заповеди Ветхого Завета. «Не делай себе кумира. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле... Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твЬего, НИ раба его, НИ рабыни его* ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх., 20: 4-17), а также Нового Завета, сказанные Иисусом Христом в Нагорной проповеди: «Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего"; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глада брата твоего... Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Мтф., 7:1-5, 12). Из прочитанного понятно, что ни о каком игнорировании прав человека здесь и речи нет, все как раз наоборот.
«Человек сам по себе - микрокосм, малый мир, отражающий в своей таинственной глубине все многообразие вселенной... Две силы действуют в сердце человеческом. Сила первая - Закон Божий, незримо начертанный всемогущим перстом Его на скрижалях нашей души. Совесть - вот неусыпный страж и глашатай этого Закона. Сила вторая - мятежные порывы разруши-тельных страстей: гордыни и властолюбия, тщеславия и алчности, похоти и злобы, зависти и лицемерия. Каждая из двух сил свидетельствует о себе приличным ей образом, пытаясь склонить на свою сторону нашу свободную волю. Здесь - место брани духовной. Здесь решается индивидуальная человеческая судьба и определяется ход мировой истории» - Митрополит Иоанн (Сны- чев), «Русский узел».
Итак, одним из основных догматов христианства является «возлюби ближнего (сак самого себя». Легче любить человечество, чем конкретного человека. М.,Ю. Лермонтов писал о Демоне: «И презирал он человека, хоть человечество любил». Мы все хотим, чтобы окружающие не обращали внимания на наши недостатки, замечая и ценя главное, что в нас есть; но обратная реакция достаточно непроста - видеть прежде всего в окружающем не его недостатки, а достоинства.
«Три добродетели, необходимые христианину для вечной жизни, для спасения: Вера, Надежда, Любовь. Семь грехов смертных для христианина: Гордость. Сребролюбие. Блуд. Гнев. Чревоугодие. Зависть. Уныние. Им же противостоят. Смирение. Нелюбостяжание. Целомудрие. Кроткость. Воздержание. Доброжелательство. Упование» («Молитвослов»). Не случайно идея «культа прав человека» родилась в странах католического мира, ибо если православие зиж-дется на воспитании в человеке радости отдавать, то католичество - на уважении права любого человека получать. Согласно православию дар Божий - получать больше удовлетворения даря, оделяя, уча, чем получая, учась. «Что отдал - сохранил, что сберег для себя - то потерял» - учит православие. «Мое то, что я отдал» (преп. Максим Исповедник). Первичным в сердце че- додаека должна быть любовь к миру, и из нее вытекает долг перед другими Людьми -. основа православия, тогда как по католической трактовке первичен долг перед другими, а любовь - следствие осознанного долга. Эта мысль И» каш взгляд - фундаментальная в «Легенде о великом инквизиторе», где ЙК М. Достоевский гениально показывает крах второй традиции трактовки Христа.
;.»"«Русский религиозный философ В. С. Соловьев считал, что в пріоцессе со-вершенствования человека поддерживают три первичных свойства человеческий природы: стыд, жалость и милосердие, благоговение. Человек стыдится йвеей животности, несовершенства и проявляет половой стыд. Чувство жалости н сочувствия проявляется человеком ко всем живым существам, обнаруживая солидарность с ними, что по Соловьеву является непременным условием общественной жизни, а эти три чувства в совокупности и выражают специфическое отношение человека к тому, кого он считает ниже себя, равным себе и выше себя. При этом надо не только благоговеть перед Богом, но и Почитать предков и учителей. Вина перед чужой болью - одна из основ христианской нравственности, так же, как и любовь - мост между нашим несовершенным миром и миром Творца. «Смысл человеческой любви есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма» (В. С. Соловьев). Архиепископ Лука (профессор, хирург, автор замечательной книги «Очерки гцойной хирургии», Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) писал: «Любовь не может заключаться в себе самой, ибо основное ее свойство - потребность заливаться на кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом мира» («Дух, душа, тело», СПб., 1995, с. 14). Он также подчеркива- етІчто согласно Священному Писанию органом чувств и особенно высших чувств, высшего подсознания у человека является сердце. Не случайно на большинстве икон Богоматерь держит младенца на левой стороне у сердца.
Каждый человек повседневно сердцем решает: делать ему доброе или злое, хорошее или дурное, и никто за него это решить не может. В народе говорят: -«Сердце подсказало». Сердце каждого человека - арена борьбы добра и зла. Уменьшить зло в мире надо, прежде всего, активным воспитанием собственного сердца и творением добра, а не «борьбой со злом». Там, где мало добра - торжествует зло. В этом смысле у врача уникальная профессия - он ежедневно должен творить добро, с добрым сердцем.
! Митрополит Иоанн (Снычев) напоминал: «К духовным добродетелям относятся искоренение из своего сердца раздражительности, злобы, злопамятства, осуждения и снискание великодушия и терпения, чистоты душевной. Дух, согласно учению Церкви, есть та сила, которую вдохнул Бог в человека, завершая сотворение его. Он есть искра богоподобия, горящая в душе человеческой, возвышая его безмерно надо всякою земной тварью. Совесть - вот первое осязательное проявление духовной жизни» («Нам доверено отече-ство»), - Согласно выдающемуся русскому физиологу Алексею Алексеевичу Ухтомскому, в основе природы человеческого сознания лежит принцип доминанты, а важнейшей доминантой, организующей сознание, является «доминанта на лицо другого»: «Только там, где ставится доминанта на лицо другого как на самое дорогое для человека - впервые преодолевается проклятие индивидуалистического отношения к жизни, индивидуалистического миропонимания, индивидуалистической науки. Ибо ведь только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и Свой индивидуализм, самоупор на себя - ему открывается лицо другого, сам человек впервые заслуживает, чтобы о нем заговорили как о лице».
С. П. Боткин говорил: «Необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при раз-, личных неблагоприятных условиях жизни, не впадая при неудачах в уныние или самообольщение при успехах. Нравственное развитие врача - практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое даст ему возможность исполнить священный долг перед ближними и Родиной, что будет обуславливать истинное счастье его жизни».
Великие русские медики С. П.,Боткин, Н. И. Пирогов, И. П. Павлов были православными людьми, горячими патриотами своего Отечества.
Типичными чертами русского народа, согласно митрополиту Санкт- Петербургскому и Ладожскому Иоанну, следует считать:
Соборность - сознание духовной общности народа, коренящееся в общем служении, общем долге.
Державность - сознание каждым ответственности за всех, за нравственное здоровье общества, выраженное в формуле митрополита московского Филарета: «Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божьими».
«Всечеловечность», открытость русского характера - отрицание фальшивой национальной спеси, отрицание самоценности национальной принадлежности, готовность бескорыстного соединения с каждым, приемлющим святыни и нравственные устои национальной жизни.
Он писал: «Русская история учит, что общество, желающее сохранить в себе державные черты, должно признавать - верховная власть в стране принадлежит не партии какой-нибудь, не организации или сословию и даже не народу в целом: она принадлежит основополагающим принципам нравственности. "Не лги!", "Не воруй!", "Не блуди!", "Не скупись!", "Не завидуй!", "Не злобься!", "Не гордись!" - вот что должно определять нашу жизнь... Понятие "русский" в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, признающий Богоустановленность этого служения, отождествляющий себя с рус-ским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения» (Иоанн «Россия, Русь, храни себя, храни!»).
На русском языке человек в ответ на сделанное кем-либо ему добро отвечает «Спасибо», то есть спаси Бог вас. В царской России в паспорте надо было указывать не национальность, а вероисповедание. Ф. М. Достоевский, про- возгласивший: «Мир спасет красота!», прежде всего имел в виду красоту подвига Христа, отдавшего свою жизнь во искупление грехов человечества, красоту христианской любви, которая, по его мнению, и спасет Россию. Западная философия -: философия права, русская философия - философия любви. Любовь - чувственное осознание гармонии и красоты; индивидуальной неповторимости, воплощенности Божественного начала и осмысленности в другом живом существе или явлении природы, творчества в сочетании с ощущением бесконечности жизни и единства мира, в котором все взаимосвязано и требует взаимного понимания, поддержки и помощи.
В 1-м послании от Иоанна Святого Евангелия читаем: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», «В любви нет страха, нд совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершенен в любви» (1-е Ин., 4:16-18).
; Нет ничего более несовместимого с христианской любовью, чем право сильного обидеть, унизить слабого. Конечно, речь идет не только о физической силе, но й; прежде всего, об интеллектуальной и о материальной. Обладатель высокого интеллекта, материальных богатств не имеет права снисходительно, свы- Срка относиться, презирать не обладающих ими. Интеллектуальная мощь - это не только и даже не столько заслуга индивидуума, сколько дар Божий, обязанность служения, долг перед людьми, Отечеством.
Конечно, не следует думать, что сказанное относится лишь к христианской религии. Авиценна (Ибн Сина) еще в X веке писал:
«Заповедны десять вещей для благородного человека, Из которых шесть благородному человеку не присущи: , ^ Зависть, подлость, ложь,
Показ (своей) нужды, слабости и боли.
Когда есть (у тебя) богатство, друзьям руку
Нужно протянуть для даяния и помощи.
Когда же бывает (тебе) трудно, не раскрывай тайны,
Пусть лицо твое пожелтеет от боли».
В Коране сказано, что кто спасет жизнь одному ребенку - спасет мир.
Л. Н. Толстой, как известно, в конце жизни «отпавший» от православия, так изложил заповеди:
1. Не сердитесь и будьте в мире со всеми. ¦ 2. Не забавляйтесь похотью блудной.
Не клянитесь никому и ни в чем.
Не противьтесь злу, не судите и не судитесь.
Не делайте различия между разными народами и любите чужих так же, как своих. ,
Л. H. Толстой различал три вида нравственности:
нравственно то, что служит на пользу моему «я». Это - нравственность дикости; 4
нравственно то, что служит на пользу тому кругу, который есть мой. Это- нравственность варварства;
нравственно то, что служит на пользу всему человечеству. Это нравственность общечеловеческая.
Он писал, что хороший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, плохой - своими чувствами и чужими мыслями.
Русская Цраворлавная Церковь подчеркивает: «Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том чрсле путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание...
Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более не согласны с православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания». («Церковь и мир» - Основы социальной концепции Русской Православной Церкви; 2000, II. З - II. 4).
«Рыночная» экономика, доминирующая пока в нашем обществе, основные принципы которой: все на продажу, торгуют все, не продашь - не проживешь, достоинства человека определяются тем, что у него есть, что продать, способствует накоплению материальных ценностей у узкой группы людей, которые даже у них не столько облегчают, сколько отягощают жизнь. Это приводит к «пандемии падения нравственности». Наша сегодняшняя жизнь подтверждает справедливость положения: «В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценивание человеческих ценностей, нематериального мира» (К. Маркс).
Упомянем, что согласно православной этике, бескомпромиссное отношение ко злу, греху, должно сочетаться с терпимостью к тем, от кого они исходят, стремлением помочь им освободиться от греха и зла, прежде всего, осознав их пагубность для бессмертной души человеческой. В недавнем же социалистическом прошлом страны терпимость ко злу (готовность допустить несправедливость, зло ради отстаиваемого абстрактного добра) влекла к нетерпимости к тем, кто виделся как источник греха и зла в тогдашнем понимании. В этом коренное отличие этики православной от этики коммунистической. Основное направление православной этики - попечение о душе, духе человека, а коммунистической (и «рыночной экономики» тоже) - забота о телесной сущности человека.
t
Николай Иванович Пирогов писал: «Быть счастливым счастьем других - вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто избирает врачебную профессию».

Этика – система норм нравственного поведения людей, их обязанностей по отношению друг к другу, к обществу, Родине на основе общечеловеческих представлений о доброте и зле; а также – философское учение о морали, нравственности, как одной из форм идеологии, о ее сущности, законах исторического развития и роли в общественной жизни. Медицинская этика рассматривает всю совокупность моральных критериев, которыми руководствуется работник здравоохранения в повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека в сохранении и укреплении состояния здоровья или возвращении его при болезни.

Медицинская деонтология- совокупность этических норм при выполнении медицинским работникам своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения, профессиональных приемов психологического общения с обратившимся к врачу здоровым или больным человеком.

Деонтология педиатра. Александр Федорович Тур повторял, что для того, чтобы быть хорошим педиатром, необходимо:

1. любить детей;

2. быть терпеливым к их родителям;

Любить педиатрию.

Педиатр и родители здорового ребенка

Здоровый образ жизни родителей – фундамент формирования здоровья ребенка. Задача педиатра – всемерно способствовать образованию родителей по их роли в рациональном формировании состояния здоровья у детей в семье. В этом плане педиатру важно иметь объективное представление о материальных и психологических особенностях родителей, психосоциальных возможностях семьи. Все рекомендации педиатр должен давать родителям так, чтобы они поняли, то есть педиатру надо иметь «обратную связь» - уточнить, как родители уразумели те или иные его рекомендации. Нужно все время ставить себя как бы наместо матери и с учетом этого давать рекомендации.

Педиатр и родители больного ребенка

Деликатность, собранность, подтянутость, уверенность, внимательность, без улыбки на лице способствуют успокоению родителей, а значит и ребенка.

Тщательный сбор анамнеза и расспрос о начале болезни, предпринятых родителями мерах и их эффективности, причинах, по мнению родите­лей, болезни, состоянии здоровья окружающих взрослых нередко опре­деляют тактический диагноз.

Обязательно мытье рук до начала осмотра больного. Аккуратный, скру­пулезный, пунктуальный осмотр ребенка и лишь после этого - сужде­ние о диагнозе. «Диагноз с первого взгляда» расценивается родителями нередко как халатность, небрежность. Необходимо убежденное и четкое, но не категоричное, изложение све­дений о болезни. Излишних подробностей о болезни лучше избегать. Никогда не высказываться отрицательно или скептически о диагнозе и назначениях врачей, осматривавших ребенка до Вас, даже если они не правы, надо лишь скорректировать терапию, сказав, что ситуация изме­нилась и сейчас нужно другое лечение. Давать родителям лишь выполнимые рекомендации. Обязательно убедиться, как родители поняли сказанное, и быть уверен­ным, что они будут выполнять рекомендации, а также владеют ли они навыками ухода. О любых инвазивных манипуляциях и агрессивных методах лечения должны быть поставлены в известность родители ребенка. Никогда нельзя скрывать от родителей возникшие у ребенка в ходе ле­чения нарушения состояния или осложнения, но давать им соответству­ющую трактовку. Никогда не ругать ребенка или высказываться негативно о нем, особен­но в присутствии родителей.

Если у ребенка есть повреждения, не характерные для его возраста, осо­бенно повторные травмы, если ребенок выглядит запуганным, а один из родителей агрессивен, алкоголик - особое внимание педиатра должна привлекать семья. Это может быть «синдром жестокого обращения с детьми», который по данным ВОЗ встречается в 5% случаев.

Педиатр и здоровый ребенок.

Для снятия страха педиатру лучше при осмотре детей раннего возраста адресоваться в своих первых словах, не глядя на ребенка и как бы не обращая на него внимания, прежде всего, к родителю, который его при­нес или с которым он пришел. Напротив, для детей дошкольного и школьного возраста лучше, как правило, если педиатр вначале обраща­ет внимание на них, устанавливает контакт в первую очередь с ребен­ком: спрашивает его имя, возраст и т. д. Если ребенок плачет, лучше дать ему успокоиться и лишь потом осмат­ривать его. У детей первых месяцев жизни прекращение плача иногда вызывает перемена положения ребенка (например, из положения лежа - в положение сидя или стоя), отвлечение на яркую игрушку, осо­бенно звучащую. Иногда срабатывают другие приемы отвлечения - дать пощупать фонендоскоп, поднеся его к ладони. Для более старших детей - условный рисунок педиатра - котенка, зайца и других живот­ных. Иногда надо вначале «выслушать» фонендоскопом зайца, мишку, маму. Раздевать малыша лучше поэтапно, постепенно, это его успокаивает. Детей дошкольного возраста очень важно периодически хвалить - не­важно за что, но всегда поощрять за поведение: «Молодец! Хорошо ды­шишь!» и т. д. Каждый педиатр вырабатывает свои методы отвлечения и поощрения ребенка.

Никогда нельзя посмеиваться над ребенком или стыдить его перед дру­гими детьми, родителями, всегда надо уважать его достоинство и лич­ность. Если мать или отец ругают, отчитывают ребенка при осмотре, всегда надо встать на сторону ребенка, оправдать дефекты его поведе­ния - этим легко заслужить доверие ребенка. Педиатр во время приема должен быть внимателен, спокоен, сдержан, аккуратен, приветлив и ребенок должен почувствовать интерес к нему, его доброту, желание помочь. Все расспросы и беседа должны идти ров­ным и спокойным голосом. От педиатра не должно исходить раздража­ющих запахов духов, табачного дыма и др.

Педиатр и больной ребенок

«Больница - доброжелательная к ребенку» - программа Всемирной Организации Здравоохранения.

Перед контактом с больным ребенком педиатр должен отключиться от личных забот и настроиться на эмпатию, сочувствие, сопереживание, сострадание чувствам больного, создать «доминанту на лицо другого» (А. А. Ухтомский). Ребенок должен почувствовать внимание, любовь и защиту осматривающего врача, то, что помощь ребенку в настоящее вре­мя - главное дело врача.

Телесный контакт при осмотре обязателен, ибо при этом происходит энергетическая и эмоциональная «подпитка». Прикосновение к руке, поглаживание и другие виды ободряющих прикосновений во время рас­спроса, осмотра в сочетании с ласковым взглядом укрепляют в ребенке чувство безопасности и уверенности в себе, уменьшают страх.

При расспросе о симптомах болезни необходимо учитывать особеннос­ти личности опрашиваемого ребенка, его возраст, состояние. Нередко дети односложно отвечают на вопрос врача, используя его формулиров­ку, то есть «каков вопрос - таков ответ», и врач получает ответ, кото­рый он хочет, находится в плену собственной версии болезни, локали­зации боли. Дети плохо ориентируются во времени, поэтому вопросы, связанные со временем, следует задавать в понятной для них форме (например, «до или после Нового года или елки заболел животик» и т. д.).

К детям в стационаре нужно обращаться по имени, иногда с ласкатель­ными сокращениями, особенно принятыми в семье ребенка. Необходимо расспрашивать ребенка о его опасениях, страхах перед пла­нируемыми обследованиями и успокоить его, медикаментозно подго­товив к болезненной процедуре.

Студент должен строжайше соблюдать все правила этики и деонтологии!

ГЛАВА 3

3.1. Распределение студентов. Знакомство со структурой и характеристикой клинической базы (1 день)

Пребывание ребенка в стационаре является вынужденной ситуацией, а поэтому травматичной. Необычайность обстановки, внезапный круг новых людей, медицинские лечебно – диагностические мероприятия – все это накладывает на психику ребенка большие нагрузки, резко затрудняющие адаптацию.

Исходя из этого, кроме общих принципов устройства стационаров, для детских отделений создается особенная обстановка, благодаря которой период адаптации проходит более гладко. Персонал отделений на срок болезни ребенка заменяет ему родителей в уходе и воспитании, кроме этого выполняет свою основную обязанность в лечении больного. Очень сложно разграничить основные и второстепенные функции персонала в отношениях с детьми, так как процесс лечения является единым процессом, а создание лечебно – охранительного режима для ребенка – одним из залогов его успешного выздоровления.

Лечебно-профилактические учреждения по своему устройству, оборудованию и содержанию должны отвечать самым строгим гигиеническим требованиям. Эти требования необходимы, так как:

· позволяют создать для больных наиболее благоприятные условия внешней среды;

· способствуют проведению лечебно - охранительного режима, в основе которого лежат мероприятия, обеспечивающие больным физический и эмоциональный покой и ограждение от тех факторов среды, которые могут отрицательно влиять на течение заболевания;

· предупреждает возможность инфицирования больных во время пребывания в стационаре и распространение внутрибольничных инфекций;

· облегчает работу медицинского персонала по лечению и уходу за больным;

· способствует скорейшему выздоровлению больных.

В деятельности детской больницы особое значение придается поддержанию порядка, чистоты, а также пре­емственности в работе медицинского персонала. Младший сестринский, сестринский и врачебный персонал должен соблюдать правила санитарно-противоэпидемического ре­жима, предусматривающего организацию и проведение необходимых санитарно-профилактических и противоэ­пидемических мероприятий. В стационаре концентриру­ются больные и ослабленные дети, поэтому самое серьез­ное внимание должно уделяться профилактике внутрибольничных (нозокомиальных) инфекций. Для обеспечения санитарно-противоэпидемического благополучия в детской больнице необходимо придерживаться существу­ющих санитарных правил: соблюдать принцип изоляции отдельных групп детей при заполнении отделений (палат, боксов и т. д.), использовать имеющиеся помещения по назначению; создавать оптимальный воздушно-тепловой поток в помещениях; строго соблюдать правила работы пищеблока и буфетов-раздаточных; соблюдать правила приема на работу персонала и обеспечивать своевремен­ное прохождение обязательных профилактических меди­цинских осмотров; детям и персоналу соблюдать правила личной гигиены; иметь средства для проведения дезин­фекционных мероприятий (достаточное количество спец­одежды, уборочного инвентаря, моющих и дезинфициру­ющих средств); осуществлять инженерно-техническое и санитарное благоустройство учреждения и принадлежа­щих ему участков земли.

Фраза:
Раздел: -- выберите раздел -- Агрегаты наддува двигателей Административное право Анализ финансовой деятельности предприятий Анатомия и физиология Арбитражный процесс Астрономия Банковское дело Банковское право Безопасность жизнедеятельности Безопасность жизнедеятельности и охрана труда Биология общая Биржевое дело Ботаника Бухгалтерский учет, анализ, аудит География физическая География экономическая и регионалистика Геология Гидробиология, ихтиология, ихтиопатология Гостиничный, туристический и ресторанный бизнес Гражданский процесс Гражданское и торговое право зарубежных стран Графика Деньги, кредит, банки Детали машин Европейское право Журналистика Зоология Инвестиции Иностранные языки Информатика, технологии, программирование Искусство, музыка и культура История История государства и права зарубежных стран История отечественного государства и права История политических и правовых учений Коммерческое и финансовое право Криминалистика КСЕ (концепции современного естествознания) Кулинария и товароведение, организация обслуживания Культурология Литература Логика Маркетинг Математика и моделирование Материаловедение Медицина, сестринское дело Международный коммерческий арбитраж Менеджмент и управление в здравоохранении Менеджмент, управление персоналом Методика обучения биологии Методика обучения географии Методика обучения и воспитания дошкольников Методика обучения и воспитания младших школьников Методика обучения истории Методика обучения ОБЖ Методика обучения физике Методика обучения физической культуре Метрология, стандартизация, сертификация Микробиология Мировая экономика Муниципальное управление Налоги и налогообложение Нефть, газ и другие энергетические ресурсы ОМЗ (основы медицинских знаний) Основы творческо-конструкторской деятельности ОТОМ (основы технологии обработки материалов) Охотоведение Педагогика Планирование на предприятии Планирование, обработка и анализ эксперимента Политология Право гражданское и конституционное Право международное и зарубежное Право предпринимательское Право трудовое и административное Право уголовное Право экологическое Правоохранительные органы и арбитражный процесс Предпринимательское дело Психология Рыбоводство, рыболовство Сельское хозяйство Сервис и туризм Сопротивление материалов Социолингвистика, лингвострановедение Социология Статистика Строительная механика Строительные машины Теоретическая механика Теория и история государства и права Термодинамика и тепломассообмен Техническая механика Технология строительных процессов ТиМОТиП ТММ (теория машин и механизмов) Транспорт и связь Управление качеством Управление продажей товаров и услуг Физика Физкультура, спорт, здоровье Философия Финансы и кредит Химия Экология и природопользование Экономика предприятия Экономика природопользования Экономическая теория и анализ Юриспруденция Японский язык
Область поиска: Название и текст Только текст Только название
Искать: Одно из слов Все слова Точную фразу
Готовые работы → Медицина, сестринское дело → Деонтология в педиатрии

Реферат (16 стр)

Введение
Решение важнейших задач - повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской деонтологии (от греч. «деон» – должное и «логос» – учение) – учения о должном в медицине.
Медицинская деонтология постоянно развивается, возрастает и ее значение. медицинская сестра как личность в социальном и психологическом плане не ограничивается «узкой» лечебно-профилактической деятельностью, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения.
Возрастает и значение медико-психологических аспектов деонтологии, т.к. естественные и социальные последствия научно-технического прогресса приводят к возрастанию психоэмоциональной напряженности во взаимоотношениях между людьми, к различным конфликтным ситуациям и трудностям адаптации. Назрела настоятельная необходимость изучения человека в целом – как объекта биосоциальной природы.
В процессе дифференциации и интеграции медицины, формирования ее новых областей, специальностей, профилизации отдельных направлений возникают и другие, новые, не менее сложные, деонтологические проблемы.
В связи с появлением сложных медицинских систем требования к медицинскому персоналу существенно возросли. Каждый член медперсонала должен не только в совершенстве владеть медицинскими навыками, но и уметь общаться и взаимодействовать с больными, тем более с детьми.

Заключение
Психологический уход за больным ребенком является частью медицинской деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Термин медицинской деонтологии ввел выдающийся хирург Н.Н.Петров, распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер.
Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.
Особенности деонтологии в педиатрии обусловлены своеобразием детской психики, а также необходимостью контакта в работе не только с детьми, но и с их родителями.
Аспектами медицинской деонтологии являются:
- взаимоотношения медицинских работников с больным ребенком;
- взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного ребенка;
- взаимоотношения медицинских работников между собой.
Главными целями профессиональной деятельности медицинской сестры являются: уход за пациентами детского возраста, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней.
Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.

Список использованной литературы
1. Деонтология в медицине. / Под ред. Б. В. Петровского. - М.: Медицина, 1988. - Т. 2.
2. Клименко Е.А. Моральный облик и культура медсестры. // Медицинская сестра. – 1965. - №12. – С.32-33.
3. Магазаник Н. А. Искусство общения с больными. - М.: Медицина, 1991.
4. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. – М.: Медицина, 1984.
5. Остапенко А.Л. Деонтология медицинской сестры при проведении некоторых диагностических манипуляций. // Медицинская сестра. – 1994. - №1. – С.21-24.
6. Угрюмов В. Л. О медицинской деонтологии. // Клиническая медицина. - 1993. - N 3. - C. 9-11.
7. Фаулер М. Этика и сестринское дело. - М.: Медицина, 1994.
8. Яровинский М. Я. Медицинский работник и пациент: (Конспект лекции). // Медицинская помощь. - 1996. - N 5. - C. 32-39.



© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник