19.06.2020

Единый урок "Я – предприниматель!". Обучающие и развивающие компоненты. Перечень используемых на данном уроке эор


Тема урока: «Ты предприниматель»

Цели урока:

  1. Осознание обучающимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей;
  2. исследование качеств личности предпринимателя;
  3. исследование предпринимательской деятельности.

Задачи урока:

  1. Познакомить с основными понятиями: «профессия», «предпринимательство», «предприниматель»;
  2. провести тестирование с целью определения предпринимательского потенциала;
  3. способствовать воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к выбору профессии;
  4. проверить и обобщить знания учеников по экономическим проблемам и предпринимательству;
  5. развивать умение обучающихся активно думать, развивать элементы образной памяти, воспитывать чувства соперничества и коллективизма.
  6. продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений обучающихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками;
  7. воспитывать культуру диалога и обмена мнениями, культуру эмоций.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: электронная презентация, раздаточный материал.

Аудитория: 7 – 9 классы

Продолжительность занятия: 40 минут

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Бизнес – это игра, величайшая игра

В мире – если вы знаете,

Как в неё играть».

Джеймс Уотсон

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

  1. Беседа о профессиональных намерениях учащихся, о необходимости учёта интересов и склонностей при выборе профессии.

Миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь. К сожалению, не всем удаётся достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что профессиональные, личные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учёта своих способностей и возможных препятствий. Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах. Тема нашего занятия звучит так: «Ты предприниматель». Слайд 1

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слайд 2. Джеймс Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в неё играть». Как вы понимаете данные слова? Кто участники этой игры? (ответы обучающихся)

Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.

Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для современной молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Как вы думаете, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Почему? (ответы обучающихся) . Верно, для того чтобы стать предпринимателем, человек должен обладать определёнными качествами, а какими и обладаете ли вы ими, мы попробуем разобраться на нашем занятии.

Предпринимательская деятельность разрешена и поддерживается законом. Слайд 3. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» введённый в действие 1 января 1991 года, закрепляет основные признаки этой деятельности:

предприниматель ведёт своё дело

От своего имени,

На свой риск, под свою имущественную ответственность.

По статистике, людей, которые становятся предпринимателями в разных странах мира - от 2,5% до 4,2% от всех жителей этих стран. Россия тоже не является исключением из этого правила. В нашей стране уже 2,7 % людей от числа всех жителей, которые занимаются различными видами бизнеса. Дух предпринимательства проник в нашу жизнь и заставляет все большее число людей задуматься о своей судьбе и своем жизненном пути.

3. Проверка домашнего задания.

Ребята, назовите предпринимателей вашего населенного пункта. (ответы обучающихся) Что вы можете рассказать об их деятельности? Как вы думаете, стали ли они успешными? Что помогло им добиться успеха? (ответы обучающихся)

4. Информационно - деятельностный этап.

Мы с вами имели возможность познакомиться с предпринимателями вашего населенного пункта. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль, и предпринимательская деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Для того чтобы выделить главные черты предпринимателя, попробуем сформулировать определение предпринимателя.

Кого же называют предпринимателем? (ответы обучающихся) .

Слайд 4. Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Это деятельность, связанная с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

Слайд 5. Предприниматель – это тот, кто организует весь процесс, приносящий в итоге прибыль. Он заботится об ассортименте, о продажной цене, о взаимоотношениях с властями, об охране, о бухгалтерии, о подборе персонала, о транспорте, - всего не перечесть…

Его прибыль может быть очень большой. Но в случае краха он может потерять все свое состояние и даже жизнь.

Из данного определения выделите главные черты личности предпринимателя. (ответы обучающихся) .

Верно, успеха в бизнесе обычно добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, способен подобрать нужную команду, коммуникабелен.

Слайды 6-7. Современному предпринимателю присущи следующие черты:

  • Целеустремлённость
  • безграничная вера в свой продукт или вид услуг
  • изобретательность
  • упорство и настойчивость в достижении поставленной цели
  • нацеленность на успех и получение прибыли
  • понимание своих сильных и слабых сторон
  • готовность начать всё с самого начала
  • аналитический склад ума
  • полная уверенность в своем бизнесе
  • способность своим примером увлечь за собой других
  • практичность
  • внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе
  • стремление постоянно развивать своё дело
  • готовность пойти на риск
  • отсутствие страха перед трудностями

Слайд 8. Среди личностных качеств можно выделить шесть наиболее важных:

  • самостоятельность
  • амбициозность
  • настойчивость
  • трудолюбие
  • стойкость
  • ответственность

Физкультминутка.

Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики) Слайд 9.

Чтобы обладать устойчивой психикой, крепкой выдержкой, умением держать себя в руках в любой ситуации, не показывать своих эмоций, предприниматель должен заниматься психогимнастикой.

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!

Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело? (ответы обучающихся) Действительно, мотивов очень много. Выделим основные. Слайд 10.

  • больше зарабатывать, чтобы жить лучше
  • реализовать себя в чем-либо
  • быть независимым, успешным и обеспеченным

Очевидно, иметь собственное дело гораздо тяжелее, чем быть наемным работником. Работа будет поглощать все ваше время, мысли. Вряд ли вас ждет быстрое и сказочное обогащение: путь к нему тернист.

Вам придется вступать в непростые отношения с конкурентами, контрольными органами, и даже возможно, с криминальными структурами. Но если все эти трудности вас не пугают, и свое будущее вы видите в предпринимательстве, - тогда вперед!!!

Существует некий «Кодекс чести Российского предпринимателя»

Современные предприниматели большой любовью в народе не пользуются. «Жулье», «ворье» - это еще не самые грубые характеристики, которыми их награждают. В какой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успеху других. Но во многом для таких отзывов есть основания: некоторые предприниматели часто ведут свое дело, используя нечестные методы. В связи с этим интересно обратиться к опыту «старых предпринимателей» - тех, кто строил капитализм до 1917 года. Слайд 11.

«Семь принципов ведения дел в России» - документ, выработанный промышленниками в 1912 году:

  1. Уважай власть . Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок.
  2. Будь честен и правдив – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.
  3. Уважай право частной собственности . Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский промышленник обязан трудиться на благо Отчизны.
  4. Люби и уважай человека – подобное отношение со стороны предпринимателя рождает ответное чувство. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждающая людей проявить себя во всем блеске.
  5. Будь верен своему слову . Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
  6. Живи по средствам, всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.
  7. Будь целеустремлен . Предпринимателю как воздух нужна ясная цель. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не заменит моральные ценности.

Проверим, а можете ли вы быть предпринимателем, обладаете ли вы набором таких качеств, которые в сумме дают предпринимательскую способность. Слайды 12-13.

5. Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности.

Цель: развитие личностного интереса к предпринимательской деятельности.

За каждый положительный ответ – 1 балл

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие трудности?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить чем-либо?

4. Пользуетесь ли вы уважением, доверием товарищей?

5. Вы вполне здоровы?

6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?

7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?

9. Есть ли у вас хоть малейший опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?

10. Знакомы ли вы хоть немного с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?

11. Можете ли вы заговорить на улице с незнакомым человеком?

12. Считаете ли вы хитрость полезным качеством?

13. Завидуете ли вы успеху ваших знакомых?

14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?

15. Обращаетесь ли вы на «Вы» к вашим старшим по возрасту родственникам?

16. Переживаете ли вы, если вас обсчитали в магазине?

17. Есть ли у вас возможность привлечь родных и знакомых к финансированию создаваемого вами предприятия?

18. Способны ли вы, например, на вокзале доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?

19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?

20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело – это главная ваша мечта?

Подсчитайте сумму баллов. Слайд 14.

Если сумма набранных вами баллов равна 17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею - главное, чтобы идея действительно того заслуживала.

Вы набрали от 13 до 17 баллов. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Тем не менее, вы можете стать удачливым предпринимателем.

Если у вас менее 13 баллов, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

Я надеюсь, что исходя из полученных результатов анкетирования, примера родителей или друзей родителей, кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту сложную, но благодарную и прибыльную работу.

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Ребята, предлагаю вам вспомнить все сказанное на уроке и заполнить таблицу «Плюс-минус-интересно».

Вам необходимо заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - запишите все, что понравилось вам на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть полезны вам для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» - запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для обучающихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Помните, предпринимательская деятельность – это способность рисковать, принимать решения и зарабатывать деньги.

Без веры в успех и готовности ради своей цели поставить на карту всё и идти до конца, нечего и думать о создании своего дела. Успеха добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, настойчив, трудолюбив, самостоятелен.

На этом наш урок подошел к концу, всем спасибо.


Манасипова Наталья Германовна,
ст. Егорлыкская, МБОУ ЕСОШ №1
учитель истории
Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской
деятельности»
Аннотация: урок в 10 классе по основам финансовой грамотности модуль в предмете
экономика, нацелен на практическое освоение учащимися основ предпринимательства,
финансовой грамотности и правового просвещения учащихся. Тема урока дает
возможность учащимся познакомиться с развитием предпринимательства в Егорлыкском
районе его успехах, проблемах и перспективах развития.
Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, меценатство, благотворительность,
спонсорство
Цели урока.
Создать условия, при которых учащиеся смогут:
сформировать систему практических знаний и навыков в области хозяйственной
деятельности, для самостоятельной предпринимательской деятельности
сформировать систематизированное представление об основах рациональной
организации деятельности в области бизнеса;
Задачи урока:
научиться формулировать требования к предпринимателям;
познакомиться с кругом профессий в сфере бизнеса;
развить критическое мышление, коммуникативно­диалоговые навыки;
привить навыки организации элементарной предпринимательской деятельности;
определить проблемы существующие в России в сфере малого бизнеса, в
Егорлыкском районе







Планируемые результаты.
Требования к личностным результатам:
понимание принципов функционирования предпринимательства
понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе
взаимодействия с финансовыми институтами;
понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам:
владение умением решать практические финансовые задачи
владение информацией финансового характера, своевременный анализ
и адаптация к собственным потребностям,
определение стратегических целей в области управления личными финансами;
постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей;
планирование использования различных инструментов в процессе реализации
стратегических целей и тактических задач в области управления личными
финансами;
подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач;
владение коммуникативными компетенциями:
нахождение источников информации для достижения поставленных целей и
решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для
подбора информации и обмена ею;
анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.
Требования к предметным результатам освоения курса:
владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с
участниками финансовых отношений;

Владение основными принципами принятия оптимальных финансовых
решений в процессе своей жизнедеятельности.

Ход урока.
I. Организационный момент
II. Мотивационная беседа
Целеполагание
III. Новая тема
1. Введение в тему (работа с понятийным аппаратом).
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Бизнес и предпринимательство”. Эти
слова нам очень хорошо знакомы, мало того мы совершенно справедливо считаем их
синонимами, и может показаться странным дублирование в теме слов одного
понятийного аппарата. Но я намеренно соединила их вместе, чтобы они не только
помогли нам проникнуть в суть самого распространенного социально­
экономического явления, но и увидеть отличительные оттенки и нюансы. Первым
появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и это не случайно т.к. Англия
является классическим примером капиталистических отношений основанных на
бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются
во всех странах. Бизнес это делание денег из денег, но… обязательно, через какую
либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги. Легко
понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а
предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как
особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства.
2. Актуализация темы (разработка плана урока).
Учитель: Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики,
которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому
совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами.
Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими
партами за 6,7 лет до вас открыли свои магазины, строительные фирмы,
адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности
обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных
условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому
делу.
1.Как вы думаете, какие вопросы мы должны сейчас рассмотреть, чтобы быть
успешными в будущем?
2.Какие проблемы разобрать, чтобы в будущем успешно вести дела?
3.Что необходимо знать, чтобы стать предпринимателем?
Учащиеся: Предлагают интересующие их вопросы, которые фиксируются на
доске. Из наиболее значимых формируется план урока.
План урока.
1.Качества личности предпринимателя (какими характерными чертами должен
обладать предприниматель, чтобы быть успешным).
2. Правовая база предпринимательства.
3.Виды предприятий.
4.Регистрация предприятий.
3.Знакомство с предпринимателями Егорлыкского района (выступления
учащихся).

Учитель: Первый вопрос, каким должен быть предприниматель, т.е. какие черты
характера, личности должен сформировать в себе человек, чтобы быть успешным
предпринимателем. Для решения этой задачи мы обратимся к опыту тех людей, которые
были успешны в данной сфере. Их огромное количество, но мы с вами поговорим о
деятельности – Андрея Анатольевича Рыбинцева, директора торгово­ремонтного
комплекса «ЕгорлыкАвто», о Петре Егоровиче Фендрикове, главы КФХ «Фендриково»,
о Марине Викторовне Воробьевой, индивидуальный предприниматель, владелица
магазина «Текстиль» и ателье, о владельце ООО «Лидер» и ИП Порохня В. П. и многих
других. Примечательно, что добились они успеха на нашей земле на территории
Егорлыкского района.
Учащиеся: Прослушивают сообщения одноклассников.
Создание морально нравственного кодекса предпринимателя.
Учитель: Мы с вами имели возможность познакомиться с хозяйственной деятельностью
предпринимателей разных сословий. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди
выбирают вид деятельности, который становится не только делом их жизни, но и ещё
должен создавать товар, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт
прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной
идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за
качества?
Учащиеся: Называют характерные черты.
Стремление к успеху, упорство.
1. Инициативность.
2. Умение ставить задачи и находить нестандартные решения.
3. Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время
реально оценивать ситуацию.
4. Самостоятельность.
5. Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову).
6. Аскетичность в повседневной жизни, бережливость.
7. Быть упорным в труде.
8. Уметь управлять, быть способным организовать себя и других.
9. Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным
пополнять их всю жизнь.
10. Быть щедрым, быть способным помогать другим, т.е. быть меценатом, спонсором,
оказывать благотворительность.
Учитель: А что значат эти слова (меценат, спонсор, благотворительность), какой
смысл заложен в каждом из них?
Учащиеся: Работают со словарем, постигают сущность слов, определяют сходство и
отличия.
Меценатство – покровительство деятелям науки, культуры и искусства. Понятие
меценатство происходит от имени богатого человека, государственного деятеля

Вопросы для
сравнения
Хозяйственное товарищество
Акционерное
Производственный
общество
кооператив
Полное
Коммандитное
ОАО
ЗАО
Уставной
капитал
За счёт вкладов учредителей
За счёт акций
За счёт
имущественных
паевых взносов
Управление
Участвуют все
участники
Осуществляется
только полными
товарищами,
коммандитисты
не участвуют
Общее собрание
акционеров,
Общее собрание
его членов
совет
директоров
Ответственность солидарно несут
субсидиарную
ответственность
своим
в пределах сумм
внесенных ими
В пределах
стоимости
вкладов
принадлежащих
им акций
Субсидиарная
ответственность
согласно устава
имуществом
Учитель: Корректирует ответы учащихся и делает вывод по таблице.
Вывод по таблице: Рассмотрев характерные черты основных организационно­правовых
форм предприятий, мы видим отличия. В­первых двух случаях идёт объединение
капиталов. Если для осуществления хозяйственной деятельности необходимы большие
капиталовложения, то лучше создать АО. Если же нет необходимости в больших
капиталах, то можно создать товарищество. Такая форма больше всего характерна для
магазина, автомастерской, юридического агентства. Если же цель объединиться для
осуществления совместного труда, то лучше производственный кооператив. Такая форма
подойдёт для пекарни, парикмахерской, фермерского хозяйства.
6. Алгоритм государственной регистрации предпринимательской деятельности
(объяснение учителя).
Учитель: Мы с вами приступаем к рассмотрению последнего вопроса, регистрация
предприятия. Чтобы предприятие имело право на хозяйственную деятельность, оно должно
быть правильно зарегистрировано, строго в соответствии с законом. Процесс этот
многоступенчатый и мы его сейчас рассмотрим.
1 этап: Подготовка документов для государственной регистрации
а) Устав ­ это основной учредительный документ, в котором указаны.
 Данные учредительного договора;
 Основные виды деятельности предприятия;

 Взаимоотношения учредителей и органов управления предприятия.
б) Учредительный договор, в котором указываются).
 Реквизиты учредителей;
 Название предприятия и его местоположение;
 Формирование уставного капитала и распределение долей.
в) Нотариально заверенное заявление, в котором указываются основные положения
устава
2 этап: Подача документов в налоговую инспекцию
В течение пяти дней происходит регистрация документов, по истечении которых выдаются
зарегистрированные документы, плюс дополнительно налоговая инспекция выдает
1. Свидетельство о присвоении единого государственного номера в реестре юридических
лиц (это основной документ юридического лица, подтверждающий его государственную
регистрацию и внесение в единый реестр юридических лиц в Российской Федерации).
2. Свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию.
3. Выписка из налоговой инспекции об основных положениях юридического лица.
3 этап: Подача документов в государственный комитет статистики
Подаются следующие документы:
а) копия устава
б) копия выписки из налоговой инспекции
Комитет государственной статистики выдаёт информационное письмо о постановке на
учёт в Единый государственный регистр предприятий и организаций, в котором
прописываются виды разрешённой деятельности предприятия, место образования
предприятия и его организационно­правовая форма. Кодируется информация о
предприятии в соответствии с общими унифицированными формами статистики в
Российской Федерации.
4.этап: Изготовление печати
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия необходима печать, которую
можно изготовить на частных предприятиях, имеющих лицензию на данный вид
деятельности.
5 этап: Уведомление внебюджетных фондов о создании предприятия
Уведомление о создании предприятия во внебюджетных фондах, к которым относятся:
Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и
Пенсионный фонд, необходимо, так как каждое предприятие обязано перечислять часть
своих средств в эти фонды.
6 этап: открытие расчётного счёта в банке
После этого государственная регистрация юридического лица закончена и предприятие
может осуществлять хозяйственную деятельность. В процессе объяснения учитель
использует презентацию “Бизнес и предпринимательство”.
Учащиеся: В ходе объяснения учителя учащиеся заполняют схему “Алгоритм регистрации
юридического лица”.По завершению работы схема “Алгоритм регистрации юридического
лица” должна выглядеть следующим образом..
7. Практическая работа по созданию предприятия.

Учащиеся: Класс делится на группы, каждая из которых создаёт проект предприятия по
алгоритму, предоставленному учителем. По окончанию работы группа презентует своё
предприятие.
Способы контрольно­оценочной деятельности учителя на данном уроке.
Тест «Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать»
1. Что относится к преимуществам регистрации предпринимательской деятельности в
качестве индивидуального предпринимателя?
а) Упрощённая процедура регистрации;
б) отсутствие ограничений по осуществляемым видам деятель­
ности;
в) ограниченная ответственность владельцев бизнеса;
г) доступность разнообразных источников финансирования.
2. Государственная пошлина за регистрацию индивидуального
предпринимателя составляет:
а) 0 руб.;
б) 500 руб.;
в) 800 руб.;
г) 2400 руб.
3. Процесс регистрации индивидуального предпринимателя занимает:
а) 1 день;
б) 5 дней;
в) 15 дней;
г) 30 дней.
4. Минимальный размер уставного капитала общества с ограничен­
ной ответственностью составляет:
а) 1 тыс. руб.;
б) 10 тыс. руб.;
в) 25 тыс. руб.;
г) 100 тыс. руб.
5. Документы для регистрации общества с ограниченной ответственностью представляются
в:
а) Федеральную налоговую службу;
б) Центральный банк;
Тест «Пишем бизнес­план»
1. Кто использует данные, содержащиеся в бизнес­плане?
а) Налоговая инспекция;
б) кредиторы;
в) собственник бизнеса;
г) органы статистики.
2. В каком разделе бизнес­плана будет представлена стратегия про­
движения продукции компании?
а) План маркетинга;
б) финансовый план;
в) резюме;
г) описание продукции.
3. В каком разделе бизнес­плана будет представлена структура будущих доходов и расходов
компании?
а) План маркетинга;
б) финансовый план;
в) резюме;

г) описание продукции.
4. Дорогостоящее имущество, которое используется в производстве
в течение продолжительного времени, относится к:
а) основным средствам;
б) оборотным средствам;
в) финансовым активам.
5. Прибыль, которую фирма получает после уплаты всех предусмо­
тренных законодательством налогов, называется:
а) чистой прибылью;
б) доходом;
в) прибылью;
г) валовой прибылью.
6. Общая стоимость товаров, полученная после их реализации, называется:
а) чистой прибылью;
б) доходом;
в) прибылью;
г) выручкой.
7. По каким ставкам взимается налог на добавленную стоимость?
а) 0%;
б) 10%;
в) 18%;
г) 20%.
8. По какой ставке взимается налог на прибыль организации?
а) 0%;
б) 10%;
в) 18%;
г) 20%.
9. От каких налогов освобождается фирма, перешедшая на УСН?
а) Налог на прибыль организаций;
б) акцизы;
в) налог на имущество;
г) налог на добавленную стоимость.
10. Назови условие перехода предприятия на ЕСХН.
а) Количество работников в фирме не превышает 100 человек;
б) общий доход фирмы за год не превысил 60 млн руб.;
в) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100
млн руб.;
г) доход от сельскохозяйственной деятельности должен составлять
не менее 70% в общей структуре выручки фирмы.
11. Что является объектом налогообложения при УСН?
а) Доход;
б) чистая прибыль;
в) прибыль до налогообложения;
г) доход за вычетом расходов.
12. Каким видом рисков организации управлять легче?
а) Внешними;
б) внутренними.
в) Механизм управления обоими видами рисков одинаков.
13. Отказ от использования заёмных средств позволяет снизить:


б) риск неплатёжеспособности;
в) валютный риск;
г) инфляционный риск.
14. Отмена отсрочки платежа и требование оплаты товара только
наличными средствами позволяют снизить:
а) риск снижения финансовой устойчивости;
б) риск неплатёжеспособности;
в) валютный риск;
г) инфляционный риск.
Ресурсы урока.
Печатные издания
Основная литература
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся
10–11 кл. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 400 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические
рекомендации для учителя. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 80 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.:
ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 16 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 48 с.
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей.
– М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 112 с.
Дополнительная литература
Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика:
учеб.­метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд­во
Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС,2013. – 80 с.
Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред.
А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд­во Волгоградского филиала ФГБОУ
ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с.
Интернет­ресурсы
1. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.
3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое
агентство.
4. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.
5. www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований.
6. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.
7. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики».
8. www.tpprf. ru – Торгово­промышленная палата РФ.
9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического раз­
вития РФ.
11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленно­
сти РФ.
12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ.
13. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.
14. www.cbr.ru ­ Центральный банк РФ.
15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
16. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.

Аникеева Ольга Николаевна

Место работы

ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» Отделение строительства

Должность

Преподаватель

Основы предпринимательской деятельности

Тема урока

Сущность предпринимательства и его виды

Базовый учебник

В.Д.Симоненко, Основы предпринимательства: учебное пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: Вита-Пресс, 2013.

Цель урока: Формирование предметных знаний и интеллектуальных умений, необходимых для успешной социализации обучающихся через изучение темы «Предпринимательская деятельность».

Задачи:

- обучающие: выявить роль и значение предпринимательства, сформировать знания о сущности предпринимательской деятельности, уметь выявить и обрабатывать информацию, необходимую для развития бизнеса.

- развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, дальнейшему развитию познавательного интереса, умения оперировать полученными знаниями в повседневной жизни.

- воспитательные: способствовать формированию гражданской позиции и профессиональных качеств, воспитывать личность в каждом обучающемся, умение понимать других через групповые формы работы, уважение к представителям различных профессий.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы обучающихся: мозговой штурм, дискуссия, индивидуальная самостоятельная работа, работа в малых группах с текстом учебника, с ЭОР

Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал, ПК преподавателя, обучающихся с выходом в Интернет.

Структура и ход урока:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

Актуализация опорных знаний обучающихся:

Вводная беседа, проведение «мозгового штурма»

Цель этапа: настрой студентов на обучение

«Мозговой штурм» по вопросам, предложенным в рубрике «Вспомни» (учебник)

Участие в мозговом штурме

Изучение нового учебного материала

Цель этапа: формулирование темы занятия, вызвать интерес к изучению новой темы

Объявление темы урока. Заострить внимание обучающихся на эпиграфе урока: «Многие известные бизнесмены, рассказывая об истории своего успеха, произносят одну и ту же фразу: «Деньги лежали на земле, их нужно было только поднять». Но вот почему-то никто из них не уточняет, сколько раз для этого нужно было нагнуться».

Постановка цели урока. Рассказ преподавателя о роли свободного предпринимательства в рыночной экономической системе

Дает задание по заполнению таблицы «Функции предпринимательской деятельности»

Преподаватель подводит обучающихся к пониманию того, что деятельность предпринимателей осуществляется в различных организационных формах, но основной из них является фирма; дает задание малым группам, при необходимости консультирует обучающихся.

Во время отчета 2 группы заостряет внимание обучающихся на том, что целью фирмы являются не только узкие цели - получение прибыли и рост, но и более широкие социальные цели

Рассказывает обучающимся о малом предпринимательстве, его существенных характеристиках, обращает внимание обучающихся на преимущества малых фирм, подчеркивает и раскрывает для обучающихся значимость этого типа хозяйственных структур в улучшении социально-экономической ситуации в России. Выводит обучающихся на дискуссию по вопросам: «Государство - помощник или помеха малому бизнесу?»,

Записывают тему урока в тетрадь. Работа с ЭОР № 2: найти и выписать в словарь определение термина «Предпринимательство»

Заполнение таблицы «Функции предпринимательской деятельности» - (с/работа с учебником) и обсуждение полученных результатов

После рассказа преподавателя малые группы выполняют задания, используя ЭОР и материал учебника:

1 группа - выясняет, что такое фирма (ЭОР № 3)

2 группа - выясняет цели фирмы (ЭОР

3 группа - выясняет основные организационно-правовые формы фирм (текст учебника)

4 группа - выясняет характерные черты индивидуального частного предприятия (текст учебника)

5 группа - выясняет характерные черты товарищества (текст учебника)

6 группа - выясняет характерные черты акционерного общества (текст учебника)

Отчет групп о проделанной работе, отправление полученных данных на ПК преподавателя для создания буклета «Предпринимательская деятельность»

7 группа - получает данные и досоздает буклет «Предпринимательская деятельность» (совместно с преподавателем заранее создана заготовка буклета)

Участие в дискуссии по вопросам: «Государство - помощник или помеха малому бизнесу?»,

«Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы вели себя?»

Закрепление учебного материала

Цель этапа: развитие умения анализировать, сравнивать

Организует выполнение обучающимися учебно-познавательных заданий

Выполняют учебно-познавательные задания:

Выделите социально-значимые личностные характеристики предпринимателя

Перечислите экономические права свободного предпринимателя

Предприятие за год изготовило 125 тыс.руб. изделий. Затраты на производство и реализацию составили 35 д.е. за единицу изделия. Чему равна прибыль предприятия за год, если цена реализации за единицу изделия составляет 58 д.е.?

Подведение итогов, выставление оценок

Цель этапа: анализ студентами собственной деятельности на уроке

Подводит итоги, выставляет оценки за работу на уроке, учитывая активность обучающихся на уроке, оценки, выставленные обучающимися.

Оценивают работу однокурсников в группах

Задание на дом

Цель этапа: отработка знаний, полученных на уроке

Выдает домашнее задание: выполнить задания № 1,2 из рубрики «В кабинете и дома»

Записывают д/з

Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Типы экономических систем

ЭОР контрольного типа

Предпринимательство

ЭОР информационного типа

презентация

Причины создания фирм (фирма, цели фирмы)

ЭОР информационного типа

презентация


Основные экономические понятия:

Предпринимательство» - «это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт, получение прибыли».

Предприниматель - 1. «Человек, который открывает предприятие с целью получения прибыли и берет на себя ответственность и риск, связанные с его деятельностью»; 2. «Решившийся исполнить какое-либо новое дело предприимчивый человек - тот, кто способен к принятию решений, новому делу».

Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий, требований и методов деятельности; свобода в выборе направлений и методов деятельности; самостоятельность принятия решений; ответственность за принимаемые решения; достижение коммерческого успеха, получение прибыли.

ТЕСТ НА ОЦЕНКУ СПОСОБНОСТИ К РИСКУ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (тест для начинающего миллионера)

Каким образом вы предполагаете разбогатеть в ближайшее время?
а) сделать карьеру, поднявшись вверх по руководящей лестнице;
б) вкладывать имеющиеся деньги в дело и с выгодой рисковать;
в) попытать счастья в лотерее.

Если бы вы были актером, какую роль смогли бы сыграть лучше всего?
а) Остапа Бендера;
б) Левина из «Анны Карениной»;
в) Штирлица из «Семнадцати мгновений весны».

Представьте себе, что вы заработали миллион. Что вы дальше будете делать?
а) вложу деньги в банк и буду жить на проценты;
б) вложу в прибыльное дело;
в) часть денег вложу в новое дело, а часть положу в солидный банк.

Что могут принести вам деньги?
а) власть;
б) жизнь в свое удовольствие;
в) много новых забот и зависти.

Если вы разбогатеете, то хотели бы, чтобы об этом написали в газетах?
а) нет;
б) да;
в) обо мне и так иногда пишут.

Какая из трех групп профессий вам более всего подходит?
а) писатель, художник, композитор;
б) адвокат, врач, политик;
в) глава фирмы, руководитель института, директор издательства.

При создании своей формы будете ли вы принимать на работу лиц, ранее бывших с вами в дружбе?
а) да;
б) нет;
в) требуется основательно продумать.

Представьте себе, что вы заработали миллион. Как бы вы сели себя?
а) изменились бы лишь мои квартира, машина, мебель и прочая обстановка;
б) я бы больше путешествовал;
в) я бы кардинально изменил свой образ жизни.

Представьте себе, что вы только что стали директором фирмы. С чего вы начнете свою деятельность?
а) с изучения людей, с которыми вам предстоит работать;
б) определил бы основные направления работы формы;
в) занялся бы подбором надежных помощников.

Какое из приведенных утверждений вы считаете более правильным, если вы получили повышение и стали директором фирмы?
а) в моей работе снизилась значимость профессионально-технических навыков и повысилась роль концептуальных знаний;
б) чем выше ранг управления, тем более значимы коммуникативные умения по сравнению с профессионально-техническими;
в) изменились требования ко всем качествам личности.

В вашей фирме в одной из бригад возникла конфликтная ситуация. Каковы будут ваши действия как директора фирмы?
а) нужно выслушать мнения конфликтующих сторон и убедить их найти компромиссное решение;
б) нужно выслушать мнение всех, но окончательное разрешение конфликта поручить бригадиру;
в) сделать все, чтобы малый конфликт не перерос в большой.

Насколько сильно вы испытываете потребность иметь большие деньги?
а) постоянно;
б) периодически;
в) редко.

Если бы вы имели миллион и вам представилась возможность заключить новую сделку, то какую вы бы предпочли?
а) в четверть миллиона;
б) в полмиллиона;
в) в миллион.

Ключ к тесту

Номер вопроса

Баллы за ответ

Сложите все набранные вами баллы и определите по десятибалльной шкале уровень своей способности к риску в коммерческой деятельности.

От 0 до 11 баллов - первый, очень низкий уровень.
От 12 до 19 баллов - второй, низкий уровень.
От 20 до 27 баллов - третий, значительно ниже среднего уровень.
От 28 до 35 баллов - четвертый, чуть ниже среднего уровень.
От 36 до 43 баллов - пятый, средний уровень.
От 44 до 51 балла - шестой, чуть выше среднего уровень.
От 52 до 59 баллов - седьмой, выше среднего уровень.
От 60 до 67 баллов - восьмой, высокий уровень.
От 68 до 78 баллов - девятый, очень высокий уровень.

Если вы определили, что ваши способности к риску в коммерческой деятельности находятся на первом, втором или третьем уровнях, то лучший способ разбогатеть для вас - это упорно работать, избегая карьеры менеджера, руководителя.

Если вы находитесь на четвертом, пятом или шестом уровнях, то вам надо много работать, избегая карьеры менеджера, руководителя и активнейшим образом развивать в себе способности коммерсанта.

Если вы находитесь на седьмом, восьмом уровнях, то у вас есть шанс овладеть профессией менеджера.

А если вы набрали от 68 до 78 баллов, т.е. находитесь на девятом уровне, то у вас все шансы стать миллионером, если вы им уже не стали!

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, и качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • организаторские способности;
  • руководящие и лидерские способности;
  • высокий уровень понятийного мышления;
  • хорошие аналитические способности;
  • вербальные ораторские способности (умение ясно и четко выражать свои мысли);
  • коммуникативность
  • навыки межличностного взаимодействия
  • способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации;
  • способность к саморегуляции чувств.

личностные качества, интересы и склонности:

  • низкая самооценка;
  • стремление творчески работать, создавать капитал;
  • боязнь неудачи, неуверенность в себе;
  • конформистское поведение (зависимость от чужой точки зрения, подверженность влиянию извне);
  • стремление преодолевать и исправлять ошибки, не бояться неудач;
  • потребность реализовать свой личностный потенциал;
  • безынициативность;
  • готовность к автономной деятельности (умение полагаться на себя и свои возможности);
  • инициативность;
  • неспособность принимать решения;
  • целеустремленность, амбициозность;
  • надежность, обязательность;
  • косность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);
  • умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;
  • уверенность в себе, в принимаемых решениях;
  • эрудированность;
  • склонность перекладывать ответственность на других;
  • умение приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (реагировать на изменения в окружающем мире);
  • деловая хватка.

Урок: Предпринимательство

Цель: создание условий для изучения предпринимательства как одной из неотъемлемых составляющих социально-экономической практики современной России.

Задачи:

    Образовательные : сформировать у учащихся представление о «предпринимательстве», его сущности и роли в системе рыночных отношений; определить качественные характеристики профессии предприниматель.

    Развивающие : развивать коммуникативные навыки при работе в группе, развивать познавательный интерес, развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сравнивать, развивать навыки работы с текстом, помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности

    Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к окружающим, воспитывать отношение к предпринимательству не только как к способу получения прибыли (личной выгоды), но и способу удовлетворения потребностей общества.

Оборудование: презентация «Предпринимательство», индивидуальные рабочие листы, дидактические материалы для групповой работы, анкета личных предпринимательских способностей, картинки-улыбки для выделения групп и рефлексии настроения.

Новые слова:

Предпринимательство

Предприниматель

Бизнес

Прибыль

Ход урока

1.Мотивационный этап.

Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок.

Я надеюсь, что наше общение с вами сегодня будет не только полезным, но и интересным.

Обществознание

Сферы общества

Какую сферу изучаем

Какие ключевые сферы объединяет экономика

Какой элемент на первом месте

Почему

Основу производства составляют ресурсы или иначе факторы производства. Назовите их

Учитель: Учащимся необходимо распределить «урожай» по корзинам

Корзины:

Труд Земля Капитал Предпринимательство

Урожай: деньги, оборудования, земельный участок, токарный станок, нефть, наладчик оборудований, технолог, лес, знания технологического процесса, здание, усилия направленные на поиск новых возможностей, юрист, риск, умение организовать дело,)

Как вы думаете, какой из этих факторов является самым главным.

Предпринимательство

Что вам известно об этом факторе?

Первоначальная оценка знаний учащихся по теме. На доске шкала.

- Определите уровень своих знаний по теме урока: низкий, средний или высокий.


Учащиеся на листочках по шкале оценивают собственные знания по данной теме и ставят определенный знак.

Как вы оценили свои знания? Высокий уровень или низкий?

Какие бы вопросы хотели задать, чтобы узнать о предпринимателе и предпринимательстве?

Формулируют цель урока:

Кто он предприниматель?

Чем он занимается

Как занимается

Для чего занимается предпринимательской деятельностью?

Кто он предприниматель?

Вопросы на экране:

Кто?

Чем?

Как?

Для чего?

Давайте разберемся: Кто такой предприниматель? и Кто может быть предпринимателем? Наверняка у каждого из вас уже имеется представление о предпринимателе, у каждого свой образ предпринимателя, который, я надеюсь, мы дополним в ходе урока.

Для этого поработаем парами. Каждая пара будет выполнять свое задание. Прочитайте задание, подумайте, посоветуйтесь, придите к единому решению, совместно выберите выступающего.

КТО?

1. Задание:

Работа по тексту учебника - Яковлева и Григорьева

Параграф 13.

Стр. 85 Абзац «Предприниматель - …им кошельком» и стр 86 «Предпринимателем … компьютерную империю» и с обществоведческим словарём

2. задание – изучение нормативных документов – выясняют, кто может быть предпринимателем. Яковлев Д. и Исаев В.

Конституция РФ

Гражданский кодекс

Сколько вам лет? Если вы придёте в налоговую инспекцию, вас зарегистрируют как предпринимателей?

Ответы детей. Рассказ по нормативным документам. Назвать документы

Если предпринимателем может быть любой гражданин РФ, почему же есть учителя, механики, водители, продавцы?

3 задание – изучают текст «Качества предпринимателя» и выполняют задания – раздаточный материал

После обсуждения и дополнения подводится итог - называются самые важные, по мнению учащихся, качества. Ответы фиксируются в рабочих листах.

Учитель: А теперь давайте проверим, кто из вас в будущем может себе выбрать профессию предпринимателя.

Анкета по оценке личных предпринимательских способностей

Ответьте, пожалуйста, "да" или "нет" на предложенные вопросы.

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие препятствия?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении или вас можно легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить?

4. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи, награждения?

5. Умеете ли вы убеждать и заражать своей уверенностью в правильности избранного пути других?

6. Понятны ли вам идеи и мысли других людей?

7. Пользуетесь ли вы уважением и доверием своих коллег, знакомых?

8. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

9. Считаете ли вы, что если вы что-то уже решили, то вас ничто не остановит?

10. Начинать что-то новое всегда страшно. Относитесь ли вы к числу тех, кого это не остановит?

Ключ

Каждый положительный ответ дает вам одно очко. Подсчитайте, пожалуйста, сумму очков.

Результат

Если сумма очков равна 8 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею - главное, чтобы идеи действительно того заслуживали.

Вы набрали от 5 до 7 очков. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны, но все возможно, если упорно работать над собой.

Если у вас менее 5 очков, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта, и прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. Затем учитель интересуется результатами. Первыми поднимают руки те, кто может стать предпринимателем, затем те, кому надо работать над собой, последними те, кому лучше не начинать, учитель убеждает последних не расстраивайтесь, ведь есть еще множество профессий, где можно себя реализовать.

Как выяснилось не все обладают этим качеством.

О формляют на рабочих листах

Чем занимается предприниматель?

С каким видом деятельности у вас ассоциируется предпринимательство?

Выслушать мнение обучающихся.

Работа по тексту учебника с. 88 до «Пример успешного бизнеса»

Предприятие с числом рабочих более 500 – крупное предпринимательство

Предприятие с числом рабочих от 100 до 500 – среднее предпринимательство

Предприятие с числом рабочих менее 100 – малый бизнес

Работа со статистическими данными Урмарского района

Видеозарисовки

Какое предпринимательство развито в нашем районе?

Малое и среднее

Какие отрасли экономики охватывает малый и средний бизнес?

Учащиеся называют по таблице


Распределите эти отрасли экономики по видам предпринимательства.

Подсчитайте долю в %.

Почему малый бизнес?

Почему сфера услуг?

Ответы обучающихся

Для чего организует своё дело? Какова цель предпринимательской деятельности?

Работа по тексту учебника с.85 «Стремление к прибыли…4 лет»

Итак, основной доход предпринимателя – прибыль. Все вы понимаете, что он будет существенно отличаться от дохода наемного работника.

Используя текст, найдите главное отличие дохода предпринимателя и дохода наемного работника.

В экономической теории под трудом как фактором производства подразумеваются любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми в процессе хозяйственной деятельности с целью произвести полезный результат. Цена услуг труда, доход наемных работников – заработная плата. Заработную плату определяют как вознаграждение, выплачиваемое работнику за выполняемую работу. Это гарантированный доход работника предприятия.

Предприниматель - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства. Прибыль один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность. По Кантильому (18 век) предприниматель - это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец и т.д.). Он получает чужие товары по известной цене, а продавать будет по цене, ему пока неизвестной. А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-либо коммерческой идеи и получения прибыли.

Учащиеся формулируют главное отличие прибыли от заработной платы – ее непостоянство. Обязательно фиксируют это в рабочем листе.

Проводится упражнение «Цветные карандаши».

Детям предлагается взять цветные карандаши, положенные на парту.

Учитель: Предположим, что вы - предприниматели. Наступил конец отчётного периода. У вас в руках ваш доход. Как вы распределяете свой доход?

Все это доход предпринимателя (в руках у учителя карандаши). После выплаты заработной платы рабочим, налогов, оплаты электроэнергии, аренды помещения, затрат на производство и др. (учитель откладывает карандаши), у предпринимателя остается чистая прибыль (несколько карандашей).

Учитель: Именно ради этого небольшого количества карандашей – прибыли, предприниматель должен проявить все свои способности, инициативу, рискнуть и нести ответственность за свой риск, а самое главное быть новатором. Поздравим аплодисментами успешных предпринимателей (детей у которых остались карандаши), задумайтесь те, кому их не хватило или не осталось после уплаты всех затрат.

«Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество» (Адам Смит)

Почему государство стимулирует развитие бизнеса?

Выигрывает всё общество

Значение предпринимательства для экономики государства:

    Предприниматель создает рабочие места.

    Предприниматель платит налоги и этим повышает благосостояние государства.

    Стремясь получить прибыль, предприниматель вносит новшества

в процесс производства (новые товары, услуги, технологии и т.д.)

Итак, мы уже с вами довольно много узнали нового, что-то взяли из вашего жизненного опыта, о чем-то услышали впервые. Давайте создадим законченный образ предпринимателя. Учащиеся выполняют задание в индивидуальном рабочем листе. По истечении выделенного времени, проверка по цепочке.

Предприниматель – это ___________ гражданин, готовый проявлять __________, идти на ____ создания и управления предприятием, внедрять _______________ идеи и технологии, брать на себя ______________ за хозяйственные решения, вкладывать ___________, силы и средства с целью получения ______________ на основе сочетания __________ выгоды с _________________ пользой.

Вернёмся к шкале

Мы с вами не вспомнили такое качество, без которого деятельность предпринимателя значительно осложнилась – это оптимизм. Мы начали урок с улыбки, изменилось ли ваше настроение к концу урока, если оно замечательное поднимите улыбающееся изображение. Я очень рада и желаю, чтобы любое дело, даже такое сложное, рискованное и ответственное как предпринимательство, вы начинали с улыбкой и оптимизмом, и тогда успех и удача точно улыбнутся вам в ответ.

Учитель благодарит и оценивает работу учащихся.

Предпринимательство это не запрещенная законом, связанная с риском, самостоятельная, инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

Предприниматель – человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль.

Бизнес – это любая (не запрещённая законом) деятельность, нацеленная на получение прибы ли.

Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник