15.06.2019

Духовная жизнь серебряного века 9. Презентация на тему: Духовная жизнь Серебряного века (9 класс). Пётр Николаевич Лебедев


Борьба с мусоросжигательными заводами - дело трудное и долгое, и эту борьбу невозможно вести в одиночку. В этом разделе мы расскажем, как с нуля создать инициативную группу для борьбы с МСЗ.

Как создать инициативную группу с нуля

Определитесь, кем лично вы видите себя в этом движении

Что лично вы готовы делать для борьбы с МСЗ? Почему вы решили ввязаться в эту историю, почему вас волнует эта проблема? Кем вы видите себя в этом движении? От ответов на эти вопросы в значительной мере зависит, что и как вы будете делать для создания группы.

Нужна помощь?

Пригласите людей присоединиться к решению проблемы!

В зависимости от ситуации и личных особенностей люди либо начинают группу со своих друзей и знакомых, либо сразу обращаются к незнакомцам. Решите, какой подход вам ближе и больше подходит ситуации. Составьте примерный портрет единомышленников – это поможет подготовить «цепляющее» объявление и разместить его в правильном месте. Используйте онлайн и офлайн методы распространения информации.

Подробнее

Начните общаться, знакомиться, продумывать план действий

Перед началом работы группы необходимо собрать имеющуюся на данный момент информацию о проблеме МСЗ и проекте, против которого вы боретесь. Этот этап может занять какое-то время, а может быть совсем коротким: главное, не затягивайте – сильная группа рождается, когда люди знакомы лично и понимают, за что конкретно они борются.

Подробнее

Организуйте первую встречу инициативной группы

Как только наберётся 5–10 активных участников, устраивайте очную встречу. Её основные цели - познакомиться и сформировать общее видение вашей кампании против МСЗ. Провести такую встречу эффективно - непростая задача. Многое зависит от людей, которые на неё придут. Наши советы помогут вам!

Подробнее

Определите стратегию вашей природоохранной кампании

Чтобы ваша кампания «взлетела», нужна грамотная стратегия. Определите слабые места в проекте, с которым боретесь, изучите законодательство, технологические особенности, а также опыт других групп, боровшихся с подобными проектами (ссылка на раздел Истории успеха). Вам нужно найти точку, где приложение сил будет наиболее эффективным.

Как разработать стратегию?

Составьте план действий. Договоритесь, кто что делает и в какие сроки

Превратите вашу стратегию в план действий! Для этого выделите основные направления работы, задачи в каждом направлении, ответственных и сроки выполнения. Не забудьте позаботиться о взаимодействии между направлениями, чтобы не превратиться в героев басни «Лебедь, рак и щука».

Как сделать план?

Убедитесь, что в группе есть чёткая структура и прозрачная система принятия решений

Выбранные вами направления работы подскажут структуру группы, а честное и открытое обсуждение системы принятия решений позволит избежать разночтений и недовольства в дальнейшем.

Внесите ясность

Наладьте коммуникацию в группе

Хорошо настроенная коммуникация позволит действовать согласованно, решать вопросы вовремя, а также будет помогать группе сплачиваться.

Подробнее о выборе каналов коммуникации

Проведите дополнительный набор людей, организуйте постоянный приток людей в команду

Скорее всего, вы быстро обнаружите, что вам не хватает людей, чтобы реализовать все задуманное. По каждому делу сформулируйте конкретный запрос и нарисуйте портрет человека, которому будет интересно делать это дело. Используйте доступные вам и подходящие к случаю методы рекрутинга. Подготовьте все для включения в команду новых участников.

Как это сделать?

Чтобы вы ни делали, мы призываем вас использовать только ненасильственные методы. Берегите своих людей, берегите репутацию команды. Позаботьтесь об информационной безопасности и защите персональных данных. Будьте готовы к провокациям и «засланным казачкам», в сложных ситуациях старайтесь действовать спокойно и максимально конструктивно.

Что нужно знать о безопасности?

Поддерживайте вашу группу

Вы думали, уже полдела в кармане? А тут как раз начинается самое интересное! Как превращать планы в выполненные задачи, как двигаться вперёд без проволочек, и как понять, что пора взять паузу? Координация команды, поддержка друг друга, усиление боевого духа и сплочение - могут быть задачами одного человека, а могут стать естественной частью жизни каждого участника.

Как к этому прийти?

12345Следующая ⇒

Методические рекомендации

Г.Екатеринбург

Общественная организация не нужна, если вы собираетесь просто провести одно массовое мероприятие или сходить всей компанией на дискотеку. Но она становится необходимой, когда вы планируете провести не одно и не два, а гораздо большее количество мероприятий, причем соединенных по смыслу и характеру в несколько программ, нацеленных на решение тех или иных проблем, помогающих сделать студенческую жизнь интересней. Общественная организация становится явно необходимой при совместной деятельности достаточно большой группы людей с разными интересами, навыками, взглядами.

Инициативная группа защиты прав инвалидов

12345Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Глава 2.
Создание инициативной группы граждан

2.1. Формирование инициативной группы граждан осуществляется на добровольной основе.

2.2. Минимальная численность инициативной группы граждан составляет не менее 1 процента населения Ангарского муниципального образования, обладающего активным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления Ангарского муниципального образования.

2.3. Инициативная группа граждан считается созданной со дня принятия решения о ее создании. Указанное решение оформляется протоколом первого заседания инициативной группы граждан, который подписывается всеми членами инициативной группы граждан.

2.4. Члены инициативной группы граждан на первом заседании инициативной группы граждан:

2.4.1. избирают из своего состава председателя, секретаря и уполномоченных представителей инициативной группы граждан;

2.4.2. формулируют содержание проекта муниципального правового акта или иного вопроса, выносимого на слушания.

инициативная группа

Текст указанного проекта или иного вопроса прилагается к протоколу первого заседания инициативной группы граждан и является его неотъемлемой частью, каждая страница текста указанного проекта или иного вопроса заверяется подписями председателя и секретаря инициативной группы граждан.

2.5. Список членов инициативной группы граждан прилагается к протоколу первого заседания инициативной группы граждан и является его неотъемлемой частью, каждая страница указанного списка заверяется подписями председателя и секретаря инициативной группы граждан.

2.6. Решения инициативной группы граждан принимаются большинством голосов от общего числа членов инициативной группы граждан.

2.7. Решения, принимаемые инициативной группой граждан, оформляются протоколами заседания инициативной группы граждан. Указанные протоколы подписываются председателем и секретарем инициативной группы граждан, если иное не предусмотрено настоящим Положением.

2.8. Инициативная группа граждан вносит в Думу Ангарского муниципального образования либо мэру Ангарского муниципального образования с учетом их компетенции следующие документы:

2.8.1. текст проекта муниципального правового акта или иного вопроса, выносимого на слушания, каждая страница которого должны быть заверена подписями председателя и секретаря инициативной группы граждан;

2.8.2. пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости обсуждения на слушаниях муниципального правового акта или иного вопроса, его цели и основные положения, подписанную председателем инициативной группы граждан;

2.8.3. финансово-экономическое обоснование (в случае вынесения на слушания проекта муниципального правового акта или иного вопроса, реализация которого повлечет или может повлечь снижение доходов или увеличение расходов местного бюджета, либо отчуждение муниципального имущества), подписанное председателем инициативной группы граждан;

2.8.4. список членов инициативной группы граждан с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения (в возрасте 18 лет на день создания инициативной группы граждан — дополнительно день и месяц рождения), адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа. Каждая страница указанного списка должна быть заверена председателем и секретарем инициативной группы граждан;

2.8.5. протокол первого заседания инициативной группы граждан.

2.9. Дума Ангарского муниципального образования (на заседании, проводимом в установленном порядке) либо мэр Ангарского муниципального образования в случае нарушения требований настоящего Положения, предъявляемых к численности и порядку формирования инициативной группы, к перечню документов, указанных в пункте 1.7 настоящего Положения, имеют право отказать в принятии указанных документов.

2.10. В случае отказа в принятии документов председателю либо уполномоченному представителю инициативной группы граждан выдается письменный мотивированный ответ.

12345Следующая ⇒

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Методические рекомендации

Г.Екатеринбург

Общественная организация не нужна, если вы собираетесь просто провести одно массовое мероприятие или сходить всей компанией на дискотеку. Но она становится необходимой, когда вы планируете провести не одно и не два, а гораздо большее количество мероприятий, причем соединенных по смыслу и характеру в несколько программ, нацеленных на решение тех или иных проблем, помогающих сделать студенческую жизнь интересней.

Создание совета МКД (Пошаговая инструкция для инициативной группы)

Общественная организация становится явно необходимой при совместной деятельности достаточно большой группы людей с разными интересами, навыками, взглядами.

Создание общественной организации может идти двумя путями: создание «самостоятельной» организации или создание организации, входящей в состав уже действующей (например, первичной организации Российского Союза Молодежи (РСМ) в составе территориальной организации РСМ).

Этапы создания объединения и в первом и во втором случае одинаковы, но деятельность на каждом из них будет отличаться.

Семь шагов создания общественной организации:

1. Создание инициативной группы (команды).

2. Предварительная работа инициативной группы на этапе подготовки учредительного собрания.

3. Проведение учредительного собрания.

4. Планирование работы организации.

5. Организация работы руководящего органа.

6. Проведение переговоров с администрацией образовательного учреждения.

7. Регистрация устава общественной организации в территориальных органах Федеральной регистрационной службы (при принятии такого решения общественным объединением).

Особенности создания общественной организации как отделения уже действующей молодежной общественной организации.

Положительной стороной создания организации, входящего в состав уже действующей молодежной организации, является, то, что, не имея пока своего наработанного опыта, связей со сверстниками из других организаций, регионов, вновь созданное объединение подключается к системе интересных дел и программ, проводимых не только в рамках одного вуза, одного города, а на территории области, других регионов и всей России. Организация может получить от вышестоящей организации пакет технологий, методические разработки, символику; члены организации смогут стать участниками интересных дел регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровня.

Специфика этапов создания общественной организации как отделения уже действующей молодежной организации.

Инициатором создания сети структурных подразделений может быть действующая организация, расширяющая свою деятельность по территориальному либо субъектному признакам.

На этапе подготовки инициативная группа:

— Изучает устав общественной организации.

— Определяет статус создаваемого объединения.

— Определяет возможность и порядок создания структурного подразделения.

— Разрабатывает учредительные документы.

— Готовит учредительное собрание.

— После проведения учредительного собрания подается заявление о наделении своей организации статусом структурного подразделения молодежной общественной организации.

Рассмотрим более подробно каждый из семи шагов создания общественной организации, при описании каждого шага мы будем выделять те моменты, где речь может идти о создании структурного подразделения уже существующего общественного объединения (здесь и далее мы приводим пример создания местной организации РСМ).

Создание инициативной группы (команды).

«Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц…» (Статья 18 Закона «Об общественных объединениях»).

Итак, мы подошли к тому моменту, когда в образовательном учреждении обозначилась инициативная группа — команда единомышленников, которая:

а) желает создать студенческую общественную организацию;

б) в своем составе имеет лидера (или лидеров);

в) готова предложить своим сверстникам ряд интересных дел.

Наличие команды единомышленников — это первый шаг на пути к созданию общественной организации. Следующий шаг — это организационное оформление данной команды. Группа людей, задумавшая проводить совместную деятельность, должна договориться о правилах работы, о распределении обязанностей, о механизме координации общей работы.

В инициативную группу может войти любой желающий студент или аспирант образовательного учреждения, но на практике это бывает именно та небольшая команда единомышленников, которая еще до проведения собрания загорелась идеей создать студенческую организацию, имеет примерный план дальнейшей деятельности.

Инициативная группа ведет всю подготовительную работу по созданию организации.

12345Следующая ⇒

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Создание инициативной группы (команды)

12345Следующая ⇒

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Методические рекомендации

Г.Екатеринбург

Общественная организация не нужна, если вы собираетесь просто провести одно массовое мероприятие или сходить всей компанией на дискотеку.

Но она становится необходимой, когда вы планируете провести не одно и не два, а гораздо большее количество мероприятий, причем соединенных по смыслу и характеру в несколько программ, нацеленных на решение тех или иных проблем, помогающих сделать студенческую жизнь интересней. Общественная организация становится явно необходимой при совместной деятельности достаточно большой группы людей с разными интересами, навыками, взглядами.

Создание общественной организации может идти двумя путями: создание «самостоятельной» организации или создание организации, входящей в состав уже действующей (например, первичной организации Российского Союза Молодежи (РСМ) в составе территориальной организации РСМ). Этапы создания объединения и в первом и во втором случае одинаковы, но деятельность на каждом из них будет отличаться.

Семь шагов создания общественной организации:

1. Создание инициативной группы (команды).

2. Предварительная работа инициативной группы на этапе подготовки учредительного собрания.

3. Проведение учредительного собрания.

4. Планирование работы организации.

5. Организация работы руководящего органа.

6. Проведение переговоров с администрацией образовательного учреждения.

Регистрация устава общественной организации в территориальных органах Федеральной регистрационной службы (при принятии такого решения общественным объединением).

Особенности создания общественной организации как отделения уже действующей молодежной общественной организации.

Положительной стороной создания организации, входящего в состав уже действующей молодежной организации, является, то, что, не имея пока своего наработанного опыта, связей со сверстниками из других организаций, регионов, вновь созданное объединение подключается к системе интересных дел и программ, проводимых не только в рамках одного вуза, одного города, а на территории области, других регионов и всей России. Организация может получить от вышестоящей организации пакет технологий, методические разработки, символику; члены организации смогут стать участниками интересных дел регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровня.

Специфика этапов создания общественной организации как отделения уже действующей молодежной организации.

Инициатором создания сети структурных подразделений может быть действующая организация, расширяющая свою деятельность по территориальному либо субъектному признакам.

На этапе подготовки инициативная группа:

— Изучает устав общественной организации.

— Определяет статус создаваемого объединения.

— Определяет возможность и порядок создания структурного подразделения.

— Разрабатывает учредительные документы.

— Готовит учредительное собрание.

— После проведения учредительного собрания подается заявление о наделении своей организации статусом структурного подразделения молодежной общественной организации.

Рассмотрим более подробно каждый из семи шагов создания общественной организации, при описании каждого шага мы будем выделять те моменты, где речь может идти о создании структурного подразделения уже существующего общественного объединения (здесь и далее мы приводим пример создания местной организации РСМ).

Создание инициативной группы (команды).

«Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц…» (Статья 18 Закона «Об общественных объединениях»).

Итак, мы подошли к тому моменту, когда в образовательном учреждении обозначилась инициативная группа — команда единомышленников, которая:

а) желает создать студенческую общественную организацию;

б) в своем составе имеет лидера (или лидеров);

в) готова предложить своим сверстникам ряд интересных дел.

Наличие команды единомышленников — это первый шаг на пути к созданию общественной организации. Следующий шаг — это организационное оформление данной команды. Группа людей, задумавшая проводить совместную деятельность, должна договориться о правилах работы, о распределении обязанностей, о механизме координации общей работы.

В инициативную группу может войти любой желающий студент или аспирант образовательного учреждения, но на практике это бывает именно та небольшая команда единомышленников, которая еще до проведения собрания загорелась идеей создать студенческую организацию, имеет примерный план дальнейшей деятельности.

Инициативная группа ведет всю подготовительную работу по созданию организации.

Урок по истории России в 9 классе.Разработан учителем истории ГБОУ школа № 1056 Тихонов А.С.

Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

Цель урока: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.

Учащиеся развивают умения формировать собственное мнение, вырабатывают личностное отношение к культурному наследию.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, диск со слайдами к уроку, фрагменты литературных произведений, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Понятия: ренессанс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

Ход урока:

Эпиграф

Культура – это совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных

человеческим обществом и характеризующих

Определенный уровень развития общества.

Организационный момент: приветствие учащихся, знакомство.

Внимание на доску, прочитайте тему урока.

Что такое духовная жизнь?

(Ответы учащихся. Это все, что связано с культурой, т. е. все ценное, созданное обществом. В данном случае - это система основных нравственных, эстетических, духовных, научных ценностей, включая менталитет людей данной эпохи, которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, и т.д.)

Эпиграфом к уроку нам служит определение слова культура. Сегодня на уроке мы познакомимся с культурой начала XX века.

Проблема: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

План урока:

  1. Духовное состояние общества.
  2. Просвещение.
  3. Наука.
  4. Литература.
  5. Живопись.
  6. Скульптура. Архитектура.
  7. Музыка, балет, театр, кинематограф.

(1 вопрос освещает учитель).

Внимательно выслушайте и ответьте на вопрос:

Какие слова передают духовное состояние общества в этот период?

В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Грани веков позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофичности бытия. Начался пересмотр прежних устоявшихся человеческих ценностей. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала удивительный расцвет, охвативший все виды творческой деятельности. Появились новые имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Возвращение к проблеме: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(2 вопрос учитель раскрывает методом беседы). Учащиеся читают раздел учебника (стр. 57) и отвечают на вопросы:

В чем причина подъема образования в России в начале XX века?

(модернизация требовала образованных людей)

Докажите, что в начале XX века в России отмечается подъем образования.

(расходы на образование с 1990 по 1915 гг увеличились более чем в 5 раз; городские и сельские начальные школы вытесняли церковно-приходские; росло число гимназий и реальных училищ; увеличение количества часов на изучение естественно-математических предметов; возросло количество средних специальных учебных заведений;

Расширилась сеть высших учебных заведений; открылись педагогические институты в Москве и Петербурге (карта), свыше 30 женских курсов.).

Несмотря на подъем образования,сохранялось много нерешенных проблем. Так, более ¾ крестьянских детей не учились даже в начальной школе. Только 3 % детей среднего школьного возраста учились в школе.

Как вы думаете, почему основная масса крестьянских детей не имела доступа к обучению? (обучение было платным и не все имели возможность его оплатить)

(3 вопрос о русской науке начала XX века изучается путем сочетания рассказа учителя с заполнением учащимися таблицы)

« Достижения русской науки в начале XX века». (рабочий лист №1))

Фамилия ученого

Над какой проблемой работал?

П.Н. Лебедев

В.И. Вернадский

И.П. Павлов

И.И. Мечников

Н.Е. Жуковский

К.Э. Циолковский

В.О.Ключевский

Физиология

Иммунология

История России

Физика волн

Ракетостроение

Аэродинамика, самолетостроение

Учение о биосфере и ноосфере

В начале XX века в российской науке появляется целое созвездие имен. Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

Физик П.Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим).

Выдающийся ученый В.И. Вернадский работал на стыке химии, биологии и геологии. Его труды способствовали появлению новых научных направлений в биохимии, геохимии, радиологии. Учение Вернадского о биосфере (т.е. области распространении жизни на земле) и ноосфере (сфере разума) заложили основу современной экологии.

Русский физиолог И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И.И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Выдающиеся открытия в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е. Жуковский

Мировую известность получил учитель калужской гимназии, самородок К.Э. Циолковский, обосновавший в своих трудах возможность космических полетов. Его именем назван один из крупнейших кратеров на Луне.

В этот период работают известные историки В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле и др.

Проверка выполнения задания (1- 2 ученика).

(4 вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя с методом беседы, а также выполнением учащимися заданий).

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм.

В чем главный принцип этого направления? (реальное отражение окружающего мира)

В традициях реализма творили Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн.

С какими произведениями Л.Н.Толстого вы знакомы?

Какие произведения А.П. Чехова вы знаете?

Кто знаком с произведениями А.И. Куприна?

Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы можете назвать? (И.А. Бунин, В.Г. Короленко, М. Горький).

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н.Клюев, С.Клычков.

Это время появления в русской поэзии ярких творческих индивидуальностей, придерживающихся различных взглядов, принадлежавших к разным направлениям (символизм, акмеизм, футуризм).

Работа с терминами

Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Акмеизм – (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

Футуризм – (от лат. – будущее) - авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

Ребята, вам необходимо внимательно прочитать новые понятия, заполнить таблицу « Направления в русской поэзии начала XX века» и определить используя текст учебника (стр.59-60), кто из русских поэтов представлял эти направления. (рабочий лист №2)

« Направления в русской поэзии начала XX века»

символизм

акмеизм

футуризм

Сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Направление в литературе, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств;

Главное внимание художественному слову

Авангардистское течение в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру

К. Бальмонт, А.Блок, В. Брюсов, А. Белый

Н. Гумилев,

А. Ахматова,

О. Мандельштам

В. Маяковский В, Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин

Проверка выполнения задания (3 ученика).

В чем сущность акмеизма? Кто представлял это направление?

Учитель раздает отрывки из стихотворений

Ученик читает отрывок из стихотворения А.Ахматовой.

Вечером.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюдце устрицы во льду.

Он мне казал: «Я верный друг!»

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят тройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц.

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым». (1913)

В чем сущность символизма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения А.Блока.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

В чем сущность футуризма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения В. Маяковского.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

(5, 6 вопросы изучаются путем сочетания рассказа учителя с выполнением учащимися заданий.)

В живописи этого периода также было много направлений. Внимание на схему.

Направления в живописи начала XX века.

Работа с терминами . Внимание на экран, перед вами новые слова.

Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Авангардизм - (от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

Ребята, вам необходимо внимательно прослушать материал, прочитать новые понятия, заполнить таблицу « Направления в русской живописи начала XX века» и определить, используя текст учебника (стр. 60) кто из русских художников представлял эти направления. (рабочий лист №3)

« Направления в русской живописи начала XX века»

реализм

модерн

символизм

авангардизм

1. В чем сущность этих направлений?

Направление в литературе и искусстве, характеризующееся наиболее полным, правдивым отражением реальности .

Направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму .

Направление, характеризующееся сосредоточенностью на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Ряд художественных течений XX века, характеризующихся стремлением к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию, принижением значения культурно-исторического наследия человечества .

2.Перечислите представителей этих направлений.

И. Репин, В. Суриков, М. Нестеров

К. Коровин, В. Серов, А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов

П. Кузнецов,

Н. Сапунов,

М. Сарьян,

М. Врубель, К. Петров-Водкин

В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов

Проверка выполнения задания (4 ученика).

Скульптура была связана с импрессионизмом.

Внимание на экран, работа с термином.

Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Архитектура этого периода связана с модерном.

Вспомните, в чем сущность этого стиля?

Задание классу: 1 вариант выясняет, кто прославился в скульптуре?

2 вариант – Кто прославился в архитектуре? (2 мин )

Проверка выполнения задания (2 ученика)

В скульптуре этого времени прославились П.П. Трубецкой (скульптурные портреты Л.Н. Толстого, С.Ю. Витте, Ф.И. Шаляпина, памятник Александру III.); С.М. Волнухин (памятник первопечатнику Ивану Федорову);

А.С. Голубкина (скульптуры «Старость», «Волна», «Спящие»).

Облик русского модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля (особняк З.Г. Морозовой, дом А.Н. Рябушинского, здание Ярославского вокзала в Москве и др.); И.В. Жолтовский (гостиница «Метрополь» в Москве).

(7 вопрос излагается учителем.)

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. (рабочий лист № 4)

(звучит отрывок из произведения С.В. Рахманинова).

В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев,

С.В. Рахманинов. Они пытались найти новые музыкальные формы и образы.

Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, Л.В. Собинова.

Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей.

(фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина).

Большим событием в мировом искусстве стал русский балет. Имена русских танцовщиков: Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского не сходили со страниц русских и мировых газет.

Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов оказывал огромное влияние на формирование

общественного мнения, на духовную жизнь людей. С большим успехом в МХАТе шли пьесы А.П. Чехова: «Чайка», «Дядя Ваня» и др.

В 1908-1913 гг. Сергей Дягилев организовал в Париже, Риме, Лондоне и других европейских городах Русские сезоны, предоставив восхищенной публике балет, оперу, театральную живопись и музыку.

В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце.

Проверка выполнения задания (1 ученик).

Закрепление.

Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(ответы учащихся).

Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

3. Выберите лишнее:

А) Н.А.Бердяев

Б) П.Н.Лебедев

В0 В.С.Соловьев

А) реализм

Б) романтизм

В) сентиментализм

5. А.П. Чехов написал пьесу:

А) «Враги»

Б) «Вишневый сад»

В) «Петербург»

А) Н.К.Рерих

Б) Л.Н. Толстой

В) И.А.. Попов

7. Скульптура Серебряного века была связана с направлением:

А) акмеизм

Б) символизм

В) импрессионизм

8. Область распространения жизни на земле называется:

А) биосфера

Б) ноосфера

В) импрессионизм

9. Выберите лишнее:

А) М. З. Шагал

Б) А.Н. Скрябин

В) И.Ф. Стравинский

А) К.С. Станиславский

Б) А.Т.Павлов

А.Н.Бенуа

Духовная жизнь Серебряного века

2 вариант

1. Область распространения жизни на Земле называют

А) биосфера

Б) ноосфера

В) импрессионизм

2. Учение о высшей нервной системе, об условных рефлексах разработал:

А) И.И. Мечников

Б) И.П.Павлов

В) В.О.Ключевский

3. Выберите лишнее:

А) К.А.Коровин

Б) В.О. Ключевский

В)А.Н. Бенуа

4. Господствующее направление в литературе Серебряного века

А) реализм

Б) романтизм

В) сентиментализм

5. С.В. Рахманинов:

А) поэт- акмеист

Б) художник-импрессионист

В) композитор

6. Из вышеперечисленного выберите художника Серебряного века:

А) Н.К.Рерих

Б) Л.Н. Толстой

В) И.А.. Попов

7.Акмеизм - это:

А) направление в живописи

Б) направление в литературе

В) направление в музыке

8. Серебряным веком называют:

А) начало XXв

Б) XIX в

В) конец XXв

9. Премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук:

А) Нобелевская

Б) за достижения

В) тринадцатая

10. Основатель психологической актерской школы:

А) К.С. Станиславский

Б) А.Т.Павлов

Вопрос 01. Почему начало XX в. называют Серебряным веком?

Ответ. Потому что тогда наблюдался подъём культуры, появление там большого количества талантов, однако по признанию современников талантов не столь крупных, как в начале XIX века. Потому в противоположность Золотому веку (началу XIX века), начало ХХ назвали Серебряным веком.

Вопрос 02. Какие изменения произошли в области образования и просвещения? Чем они были обусловлены?

Ответ. Промышленный переворот требовал больше рабочих с квалификацией, получить которую было не возможно без определённого уровня образования, а также больше исследователей естественных научных дисциплин. Потому были предприняты следующие меры:

1) начальные школы постепенно вытеснили церковно-приходские;

2) росло число гимназий и реальных училищ;

3) в гимназиях увеличилось число часов на изучение математики и естественно-научных дисциплин;

4) выпускники реальных училищ получили право становиться студентами ВУЗов;

5) по инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища;

6) возросло число средних специальных учебных заведений;

7) появились новые ВУЗы (к 1914 году их было 100).

Вопрос 03. Каковы достижения русской науки начала XX в.?

Ответ. Достижения:

1) П.Н. Лебедев открыл закономерности волновых процессов;

2) Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин делали открытия в теории и практике самолётостроения;

3) К.Э. Циолковский сделал теоретические расчёты достижения и освоения космоса;

4) В.И. Вернадский разработал учение о биосфере и ноосфере;

5) И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за исследования физиологии пищеварения;

6) И.И. Мечников получил Нобелевскую премию за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний;

7) быстрыми темпами развивалась историческая наука;

8) мировую известность получила русская школа востоковедения;

9) философы разрабатывали теорию так называемой русской идеи.

Вопрос 04. Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века. Какие художественные стили были в ней представлены?

Ответ. Литература характеризовалась существованием одновременно нескольких стилей. Содержание произведений далеко не всех этих стилей было обусловлено жизнью общества, многие стремились к искусству ради искусства. Произведения других творцов наоборот были остро социальными. Основными стилями в то время были следующие:

1) реализм;

2) символизм;

3) акмеизм;

4) футуризм.

Вопрос 05. Какие особенности отличали русскую живопись?

Ответ. Особенности:

1) значительное место в живописи продолжал занимать реализм, часто остросоциальный;

2) расцвела историческая живопись, основанная на вполне достоверных даже с современной точки зрения реконструкциях;

3) большое влияние на русскую живопись оказал модерн;

4) члены объединения «Мир искусства» (куда входили практически все крупные художники того времени) пропагандировали искусство ради искусства;

5) в искусстве расцвёл символизм, однако в России он никогда не был единым направлением;

6) у многих художников родившихся и учившихся на территории Российской империи авангардные тенденции соединялись с русскими традициями.

Вопрос 06. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры?

Ответ. Главным достижением архитектуры того периода была выработка канонов новых видов зданий (вокзалов, ресторанов, магазинов, рынков, банков), а также нового облика значительно выросшего города в целом вместе со всей инфраструктурой.

Вопрос 07. Какие новые явления были характерны для русского балетного и театрального искусства?

Ответ. Новые явления

1) в опере и балете создаются новые музыкальные формы и образы;

2) в то время живут самые знаменитые за всю русскую историю певцы, среди них Ф.И. Шаляпин;

3) в балете в противовес академизму выдвигается принцип живописности, уделяющий большое внимание декорациям, костюмам и т. п.;

4) К.С. Станиславский создал русский психологический театр;

5) всеевропейскую известность получили «Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже.

Тема урока: «Духовная жизнь Серебряного века».

Цель урока: п ознакомить учащихся с достижениями русской культуры начала XX века.

Задачи урока

  • Раскрыть основные направления художественной культуры(литературы, музыки, живописи) Серебряного века. Выделить особенности каждого направления.
  • Повысить интерес учащихся к идеалам Серебряного века.
  • Расширить кругозор, способствовать развитию эстетических качеств детей.

Оборудование: «солнце», «лучи», записи Рахманинова, свеча, портрет А.Блока, плакат «Представители художественного слова», энциклопедия «Русская живопись», картина «Девочка с персиками»В.Серова, портреты З.Н. Юсуповой(В.Серов), портрет княгини О.К.Орловой(Серов), Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня», Картина Врубеля «Царевна-лебедь», «особняк С.П.Рябушинского», « Ярославский вокзал В Москве», надписи «22 июня 1897 г., Ресторан «Славянский базар»,технологическая таблица, «чемодан», ватман.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

II. Изучение новой темы

1. Работа по технологической таблице (Приложение 1 )

2. Вводная беседа о значении и месте культуры в историческом процессе.

Учитель: Культура во многом обусловливает психологию и характер не только отдельного человека, но и целого народа. Чтобы понять механизм влияния культуры на человека, попробуем прежде всего разобраться, «что такое культура». Что оно обозначает?
В Японии, услышав слово «культура» люди подумывают в первую очередь об оранжировке цветов. В США оно связано с понятием «культурное разнообразие». А вы о чем подумали, услышав слово «культура»? (Ответы детей.)
В России это понятие связывают с театром, музыкой или манерой поведения. Ныне существует более 250 определений культуры. Самое распространенное принадлежит американскому культур-антропологу Херсковицу, чьи слова мы взяли эпиграфом нашего урока:
«Культура…часть человеческого окружения, созданная самими людьми».
Как вы понимаете его слова? (Ответы детей)
В этом смысле к культуре принадлежит любой, даже простейший предмет, сделанный человеком, каждая мысль, зародившаяся в нашем сознании.
Культура всегда находиться в процессе изменения. Интересно, что изменения в поведении людей обязательно означают изменения в культуре. К резкому изменению культуры приводят войны, революции, экономические и общественные потрясения, переживаемые народом. Какие потрясения и изменения были в жизни россиян в начале XX века? Почему после таких потрясений происходит расцвет культуры? (Ответы детей)
Проведя исследования, такой процесс, взрыв накопленных эмоций, британский антрополог Джефри Горер образно связал с некоторыми чертами русского национального характера. По его мнению: «Многим русским свойственны сильные душевные порывы и всплески социальной активности между долгими периодами депрессии и «самокопания».
В русском искусстве такая депрессия и кризис были после «Золотого века» русской культуры (это эпоха Пушкина, Некрасова), а в начале XX века после долгой депрессии снова происходит расцвет русской культуры, названный Серебряным веком.

3. Раскрытие сути социокультурного феномена Серебряного века и создание проблемной ситуации.

Вступая XX век Россия менялась. Менялся мир. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни. Под их натиском рушились традиционные ценности и представления людей. У всех возникают растерянность, чувство надвигающей катастрофы. Представления о добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном, которыми жили предки стали несостоятельными.
В развитии культуры в начале XX века сыграл и социокультурный феномен. Понятие «социокультурный» рассматривает культуру как широкий комплекс социальных явлений. Это не только искусство, наука, но и весь комплекс материальной культуры, социальных и политических отношений. Почему период развития русской культуры в начале XX века назван Серебряным веком?

4. Решение проблемной ситуации. Анализ основных направлений культуры

Философские поиски

Философия, наука, литература, искусство искали ответ на не имевшие очевидных решений вопросы.
Ситуация в России в начале XX века стимулировала философские поиски, целью которых являлась выработка общероссийской идеи, т.к. идеи «Официальной теория народности» утратила свою ценность, поиски возглавила группа выдающихся философов и правоведов, объединившиеся вокруг сборника «Вехи». В составе этой группы выделялись П.Б.Струве, С.А.Булгаков, А.И.Изгоев. в своих исканиях эти мыслители исходили из признания следующих положений: (Приложение 2 . Слайд)
Идеи «веховцев встретили дружную критику, как со стороны правительства, так и со стороны представителей интеллигенции всех направлений. Они считали, что левая и леворадикальная интеллигенция не может стать во главе государства, т.к. леворадикализм по своей сути не может решить поставленные задачи, т.к. в нем было очень много утопического, и разрушительного начала. Таким образом, общенациональная идея в первые десятилетия XX века так и не была найдена.

Наука и образование

В начале века наблюдался подъем образования: увеличилось число средних учебных заведений (гимназий, реальные училищ), выросло количество грамотных, были ликвидированы сословные перегородки. В 1913 году прошел первый Всероссийский съезд учителей, на котором, в частности, был поставлен вопрос о введении на национальных окраинах обязательного преподавания на родном языке. Развивается и высшее образование.

Конец XIX–начало XX века отмечены новыми достижениями в науке:

  • проводились исследования в области физиологии растений (К.А.Тимирязев);
  • в области высшей нервной деятельности (И.П.Павлов, И.М.Сеченов);
  • была создана теория иммунитета (И.И.Мечников);
  • заложены теоретические основы воздухоплавания и самолетостроения (Н.И.Жуковский);
  • разработана теория реактивного двигателя (К.Э.Циолковский);
  • изобретено радио (А.С.Попов)

Плодотворно развивалась исследовательская деятельность в области металлургии, военного дела, географии, геологии, истории.

Литература

Выступает литературовед.

Новая культура проявляется прежде всего в новом поэтическом слове.
В 20-е годы были величайшей приливной волной русской поэзии, такого «девятого вала» 20 век больше не знал. (Плакат «Представители художественного слова».)
Невероятным кажется, что одновременно писали Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Николай Клюев, Андрей Белый, Борис Пастернак, Максимилиан Волошин, Вячеслав Иванов, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Николай Рерих, Сергей Есенин и другие. Этот короткий литературный период просто неповторим. Николай Клюев назвал поэзию той поры «человеческим садом»
Поэзия начала XX века – это множество литературных школ, групп, течений. В чем же их суть? Давайте попробуем понять это, открыть для себя некоторые тайны.
Явлением в русской поэзии на рубеже веков был символизм. Символизм это движение романтиков, воодушевляемых философией идеализма, утверждающих, что вера, религия – краеугольный камень человеческого бытия и искусства.
Символисты жаждали обновления всего человечества. Это преображение рисовалось им в космических масштабах. У них была огромная вера в искусство, в его верховную роль, преображающую земное бытие.

Звучит музыка Рахманинова. Гаснет свет. Зажигается свеча на столике с портретом А.Блока.Чтение стиха «Вхожу я в темные храмы». Звучит романс на стихи Марины Цветаевой.

Историческое значение русского символизма велико. Символисты чутко уловили и выразили тревожные трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала прошлого столетия. Представители символизма: Бальмонт, Белый, Блок, Брюсов, Анненский, М.Цветаева, Добролюбов, Волошин, М.Горький, Замятин.
Мистические устремления символистов отрицали акмеисты. Акмеисты хотели воспеть земной мир во всей его многоцветности и силе. Представители акмеизма: Сергей Городецкий, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Мандельштам, Зенкевич, Нарбут.

Чтение стиха А.Ахматовой «Молитва».

Футуристы вошли на литературную арену несколько раньше, чем акмеисты. Они объявили классику и всю старую литературу нечто мертвое, отжившее, не соответствующее современности. Футуристы утверждали свое право на произвольное слово, слово-новшество.

Стих Крученых: (на листе крупным планом)

Дыр бун щин
Уоещур
Окум
Р, л, зз

Музыка

В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно-художественных направлений, и прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. На небосклоне загораются две звезды – Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Их творчество трудно отнести к какому-либо определенному течению, и это доказательство зрелости русской музыкальной культуры.
(Звучит музыка Рахманинова.)
Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова – художественный символ России. На творческий почерк композитора серьезное влияние оказал фольклор. После 1917 года он был вынужден жить за границей – США и Швейцарии. Россия для Рахманинова – идеальный образ, воспоминания о котором и питают душу и причиняют боль. Давайте вслушаемся в звуки рахманиновской музыки. Это – исповедь бесконечно одинокой души, ищущей понимания, мечущейся в жизненном хаосе. Музыкальный гений конца XIX – начала XX века – Сергей Рахманинов – один из немногих, остался верен классическим, реалистическим тенденциям.

Изобразительное искусство.

Выступают искусствоведы

1-й: На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза». Законодателем моды в живописи стал модерн. Он повлиял на творчество Константина Коровина, Валентина Серова. Сторонники нового стиля (Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере) объединились в творческом обществе «Мир искусства». Задача «мирискуссников» – привносить красоту в жизнь людей.

2-й: Искусство Валентина Александровича Серова трудно отнести к какому-нибудь одному художественному направлению. В нем слышны отголоски многих живописных традиций: от реализма до импрессионизма и модерна. Сам же художник в юности довольно просто и ясно сформулировал одну их своих главных творческих задач: «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное».Больше всего Серов прославился как портретист. В 1887 году в Абрамцеве он создал свой шедевр «Девочка с персиками». Это был портрет дочери С.И.Мамонтова Веры. Знаток человеческих характеров, Серов помещал модели в удобную, естественную для них обстановку: светских барышень и дам писал в гостиных, деловых людей – в конторах и кабинетах, друзей-живописцев – в мастерских (портреты З.Н. Юсуповой, портрет княгини О.К.Орловой). В 1899 году Серов принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». Под их влиянием он заинтересовался исторической темой и написал картину «Петр I».

1-й: В 1907 году в Москве открылась выставка под названием «Голубая роза», в ней приняли участие 16 художников, тесно связанных с поэтами-символистами.

2-й: Картина Петрова-Водкина «Купание красного коня». В этой картине, одной из замечательных, художник только с помощью символического понимания цвета выразил предчувствие больших перемен.

1-й: В начале XX века художественная жизнь стала захватывающе интересной: одна за другой следовали выставки, вызывающие, как правило, бурные дискуссии в прессе. Основные течения европейского искусства – фовизм, кубизм, футуризм, и другие – получили в России блестящее развитие. Почти все они пришли на российскую почву с некоторым опозданием, поэтому художники сочетали черты разных стилей, создавая собственные, совершенно новые уникальные варианты.

2-й: «Царевна-лебедь» один из наиболее поэтических женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству. Главной особенностью творческого метода Врубеля является слить в нерасторжимом единстве реального и фантастического.

Архитектура и скульптура

В начале XXвека на смену аклетизма в архитектуре и скульптуре пришел модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образом в скульптуре. С именем Шехтеля связан расцвет архитектуры стиля модерн в России. За свою творческую жизнь он построил необычайно много: городские особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, здания, банки и даже бани. Классическим образцом русского модерна считается особняк С.П.Рябушинского, построенный Шехтелем. В том же стиле в 1902–1904 годах перестроен Ярославский вокзал В Москве. В прошлом году я была в Москве. Через этот вокзал поехали в Пушкино. Постройка этого вокзала очень удивила меня и напоминала сказочный терем с башенками, украшенными резьбой по мотивам древнерусских былин.

Кинематография

Просмотр фильма «Иллюзион», созданного ученикам этого класса.

Историческая задача

22 июня 1897 г. Ресторан «Славянский базар».Выходят артисты и разыграют встречу в ресторане.
Что за встречу они разыграли? (Встреча драматурга и театрального критика Владимира Немирович Данченко и Константина Сергеевича Алексеева(псевдоним Станиславский)
Никто даже не мог предположить, что эта встреча откроет новую эру в искусстве сцены. После долгого разговора решено было организовать новый театр – художественный общедоступный театр. Современное название этого театра МХТ (Московский художественный театр). МХТ открыл для России А.П.Чехова. многие из вас слышали о системе Станиславского.

Вывод

– В начале XX века происходит небывалый расцвет русской культуры, появляются новые направления художественной культуры(литературы, музыки, живописи) Серебряного века и новые произведения искусства.

Ответ на проблемный вопрос урока

– Почему период развития культуры в начале XX века назван Серебряным веком?(в этом периоде рождаются новые жанры и тематика, происходит отказ от старого. Созидание нового, споры, бурления, великие тексты, удивительные тайны, сломанные судьбы, интригующие события – вот из чего состояла русская культура минувшего века.

III. Закрепление темы урока

– Как мы с вами видим, сегодня, культура Серебряного века прошла большой путь в очень короткий срок. Само понятие «Серебряный век» появилось в 60-х прошлого столетия, когда все крупнейшие представители культуры ушли из жизни. Авторами этого понятия являются Маковский и Николай Бердяев, которые в своих воспоминаниях «На Парнасе Серебряного века» назвали так этот период. Полотно «Серебряного века» получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Не зря тему и план урока отобразили на доске «солнцем», так как искусство Серебряного века излучает свою энергию, свой свет и поныне.
И хотя мы называем это «Серебряным», а не «золотым веком», может быть именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.
И мы открываем эго для себя, удивляемся, восхищаемся, начинаем понимать и любить. И я вам всем желаю этого – счастья открытия и познания культуры «Серебряного век»
Какие достижения искусства и науки русской культуры начала XX века вы для себя открыли?

IV. Подведение итогов урока

Рефлексия

«Багаж» (Представьте, что до этого урока ваш чемодан был пуст. А что же в нем появилось после урока? Какой багаж вы собрали?)

– Спасибо всем за урок. Обратите внимание, на двери ватман, при выходе из класса оставьте свои пожелания, свою оценку занятий.

Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

Цель урока: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.

Учащиеся развивают умения формировать собственное мнение, вырабатывают личностное отношение к культурному наследию.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, диск со слайдами к уроку, фрагменты литературных произведений, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Понятия: ренессанс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

Ход урока:

Культура – это совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных

человеческим обществом и характеризующих

определенный уровень развития общества.

Организационный момент: приветствие учащихся, знакомство.

Внимание на доску, прочитайте тему урока.

Что такое духовная жизнь?

(Ответы учащихся. Это все, что связано с культурой, т. е. все ценное, созданное обществом. В данном случае - это система основных нравственных, эстетических, духовных, научных ценностей, включая менталитет людей данной эпохи, которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, и т. д.)

Эпиграфом к уроку нам служит определение слова культура. Сегодня на уроке мы познакомимся с культурой начала XX века.

Проблема: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

План урока:

1. Духовное состояние общества.

2. Просвещение.

4. Литература.

5. Живопись.

6. Скульптура. Архитектура.

7. Музыка, балет, театр, кинематограф.

(1 вопрос освещает учитель).

Внимательно выслушайте и ответьте на вопрос:

-Какие слова передают духовное состояние общества в этот период?

В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Грани веков позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофичности бытия . Начался пересмотр прежних устоявшихся человеческих ценностей. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала удивительный расцвет, охвативший все виды творческой деятельности. Появились новые имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Возвращение к проблеме: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(2 вопрос учитель раскрывает методом беседы). Учащиеся читают раздел учебника (стр. 57) и отвечают на вопросы:

В чем причина подъема образования в России в начале XX века?

(модернизация требовала образованных людей)

Докажите, что в начале XX века в России отмечается подъем образования.

(расходы на образование с 1990 по 1915 гг увеличились более чем в 5 раз; городские и сельские начальные школы вытесняли церковно-приходские; росло число гимназий и реальных училищ; увеличение количества часов на изучение естественно-математических предметов; возросло количество средних специальных учебных заведений;

расширилась сеть высших учебных заведений; открылись педагогические институты в Москве и Петербурге (карта), свыше 30 женских курсов.).

Несмотря на подъем образования, сохранялось много нерешенных проблем. Так, более ¾ крестьянских детей не учились даже в начальной школе. Только 3 % детей среднего школьного возраста учились в школе.

Как вы думаете, почему основная масса крестьянских детей не имела доступа к обучению? (обучение было платным и не все имели возможность его оплатить)

(3 вопрос о русской науке начала XX века изучается путем сочетания рассказа учителя с заполнением учащимися таблицы)

« Достижения русской науки в начале XX века». (рабочий лист №1))

Фамилия ученого

Над какой проблемой работал?

Физиология

Иммунология

История России

Физика волн

Ракетостроение

Аэродинамика, самолетостроение

В начале XX века в российской науке появляется целое созвездие имен. Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

Физик впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим).

Выдающийся ученый работал на стыке химии, биологии и геологии. Его труды способствовали появлению новых научных направлений в биохимии , геохимии , радиологии. Учение Вернадского о биосфере (т. е. области распространении жизни на земле) и ноосфере (сфере разума) заложили основу современной экологии.

Русский физиолог создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Выдающиеся открытия в теории и практике самолетостроения сделал

Мировую известность получил учитель калужской гимназии, самородок, обосновавший в своих трудах возможность космических полетов. Его именем назван один из крупнейших кратеров на Луне.

В этот период работают известные историки, и др.

Проверка выполнения задания (1- 2 ученика).

(4 вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя с методом беседы, а также выполнением учащимися заданий).

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм.

В чем главный принцип этого направления? (реальное отражение окружающего мира)

В традициях реализма творили, .

С какими произведениями вы знакомы?

Какие произведения вы знаете?

Кто знаком с произведениями?

Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы можете назвать? (, М. Горький).

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков.

Это время появления в русской поэзии ярких творческих индивидуальностей, придерживающихся различных взглядов, принадлежавших к разным направлениям (символизм, акмеизм, футуризм).

Работа с терминами

Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Акмеизм – (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

Футуризм – (от лат. – будущее) - авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

« Направления в русской поэзии начала XX века»

символизм

футуризм

Сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Направление в литературе, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств;

Главное внимание художественному слову

Авангардистское течение в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру

К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов, А. Белый

Н. Гумилев,

А. Ахматова,

О. Мандельштам

В. Маяковский В, Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин

Проверка выполнения задания (3 ученика).

В чем сущность акмеизма? Кто представлял это направление?

Учитель раздает отрывки из стихотворений

Ученик читает отрывок из стихотворения А. Ахматовой.

Вечером.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюдце устрицы во льду.

Он мне казал: «Я верный друг!»

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят тройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц.

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым». (1913)

В чем сущность символизма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения А. Блока.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

В чем сущность футуризма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения В. Маяковского.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

(5, 6 вопросы изучаются путем сочетания рассказа учителя с выполнением учащимися заданий.)

В живописи этого периода также было много направлений. Внимание на схему.

Направления в живописи начала XX века..gif" width="612" height="168">

Работа с терминами . Внимание на экран, перед вами новые слова.

Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Авангардизм - (от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

Ребята, вам необходимо внимательно прослушать материал, прочитать новые понятия, заполнить таблицу « Направления в русской живописи начала XX века» и определить, используя текст учебника (стр. 60) кто из русских художников представлял эти направления. (рабочий лист №3)

« Направления в русской живописи начала XX века»

символизм

авангардизм

1. В чем сущность этих направлений?

Направление в литературе и искусстве, характеризующееся наиболее полным, правдивым отражением реальности.

Направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Направление, характеризующееся сосредоточенностью на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Ряд художественных течений XX века, характеризующихся стремлением к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию, принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

2.Перечислите представителей этих направлений.

И. Репин, В. Суриков, М. Нестеров

К. Коровин, В. Серов, А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов

П. Кузнецов,

Н. Сапунов,

М. Сарьян,

М. Врубель, К. Петров-Водкин

В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов

Проверка выполнения задания (4 ученика).

Скульптура была связана с импрессионизмом.

Внимание на экран, работа с термином.

Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Архитектура этого периода связана с модерном.

-Вспомните, в чем сущность этого стиля?

Задание классу: 1 вариант выясняет, кто прославился в скульптуре?

2 вариант – Кто прославился в архитектуре? (2 мин )

Проверка выполнения задания (2 ученика)

В скульптуре этого времени прославились (скульптурные портреты, памятник Александру III.); (памятник первопечатнику Ивану Федорову);

(скульптуры «Старость», «Волна», «Спящие»).

Облик русского модерна определило творчество (особняк, дом, здание Ярославского вокзала в Москве и др.); (гостиница «Метрополь» в Москве).

(7 вопрос излагается учителем.)

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. (рабочий лист № 4)

(звучит отрывок из произведения).

В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы,

Они пытались найти новые музыкальные формы и образы.

Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: , .

(фрагмент записи в исполнении).

Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей.

(фрагмент записи в исполнении).

Большим событием в мировом искусстве стал русский балет. Имена русских танцовщиков: Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского не сходили со страниц русских и мировых газет.

Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как, оказывал огромное влияние на формирование

общественного мнения, на духовную жизнь людей. С большим успехом в МХАТе шли пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня» и др.

В гг. Сергей Дягилев организовал в Париже, Риме, Лондоне и других европейских городах Русские сезоны, предоставив восхищенной публике балет, оперу, театральную живопись и музыку.

В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце.

Фамилия деятелей искусства

В какой области прославились?

Проверка выполнения задания (1 ученик).

Закрепление.

Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(ответы учащихся).

Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

Домашнее задание: § 8, подготовить сообщения о деятелях

русской культуры начала XX (по выбору); рисунки к

произведениям поэтов, писателей; составить кроссворд по теме

« Деятели русской культуры начала XX века».


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник