24.09.2019

Доминирование на рынке. Доминирующее и монопольное положение хозяйствующего субъекта на рынке


ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ;

Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках » от 22.03.1991 №948-1 (в редакции от 26.07.2006);

Хозяйствующий субъект – ИП, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) (нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц)) на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на это рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующее положение на товарном рынке – исключительное положение хозяйствующего субъекта (нескольких хозяйствующих субъектов) на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

    доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта не является доминирующим;

    доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50%, если его доминирующее положение установлено антимонопольным органом исходя из неизменной доли на рынке, относительно размера долей на этом рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов, либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности условия:

    совокупная доля не более чем трех субъектов, доля каждого из которых больше долей других субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти аналогичных субъектов превышает 70% (положение не применяется, если доля хотя бы одного из субъектов менее 8%);

    в течение длительного периода (не менее года или срока существования рынка, если он меньше года) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также затруднен доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов;

    реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что его положение на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ФЗ могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта , доля которого на товарном рынке составляет менее 35%.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством РФ (доминирующее положение финансовой организации устанавливается ФАС РФ в порядке, установленном Правительством РФ).

Финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг;

Рынок финансовых услуг – сфера деятельности финансовых организаций на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.

Доля финансовой организации на рынке финансовых услуг определяется исходя из отношения суммы ее оборота по определенному виду финансовых услуг к общей сумме оборота финансовых организаций в установленных границах ранка финансовых услуг.

Доминирующее положение на рынке финансовых услуг – объем финансовых услуг, предоставленных финансовой организацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям.

Доминирующее положение на финансовом рынке характеризуется как объем финансовых услуг, предоставляемых финансовой организацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке финансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднять доступ на этот рынок другим финансовым организациям. Конкретная доля рынка в Законе о конкуренции не определена, а устанавливается подзаконными актами. В частности, доминирующим признается положение страховщика, лизинговой организации и негосударственного пенсионного фонда на соответствующем рынке, если доля каждой из этих организаций превышает на федеральном рынке 10% или на региональном – 25%.

Доминирующее положение финансовых организаций может быть установлено на федеральном и региональном рынках . При этом положение финансовой организации признается доминирующим, если ее доля за отчетный период превышает на федеральном рынке 10% (для кредитных организаций – 10% и более), на региональном – 25% (для кредитных организаций – 20% и более).

Условия признания доминирующим положения кредитной организации устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ (порядок установления доминирующего положение кредитной организации утверждается Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ).

Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации , доля которой не превышает 10% на единственном в РФ товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках РФ.

Доминирующее положение на товарном рынке - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Признаки доминирующего положения:

1. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, т.е российских и иностранных коммерческих организаций, их объединений, некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальных предпринимателей.

2. Доминирующее положение устанавливается в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство товаров. Товар - это продукт деятельности, включая работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена.

3. Доминирующее положение субъекта устанавливается на товарном рын-" ке. С учетом различных характеристик для каждого товара определяется свой товарный рынок, именуемый рынком определенного товара, в границах которого и устанавливается доминирующее положение хозяйствующего субъекта.

4. Качественным признаком доминирующего положения является исключительность положения субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара.

5. Количественный признак доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке определенного товара:

  • а) если доля хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, то его положение признается доминирующим. При этом субъекту предоставляется право доказать, что несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим, то есть не соответствует качественному признаку доминирующего положения;
  • б) если доля субъекта на рынке более 35 процентов, но менее 65 процентов, то его положение может быть признано доминирующим. Такое положение не презюмируется, а должно быть установлено антимонопольным органом. Антимонопольный орган руководствуется при этом стабильностью доли субъекта на рынке, соотношением его доли с долями конкурентов, возможностью доступа на рынок других конкурентов и иными критериями;
  • в) если доля субъекта на рынке не превышает 35 процентов, то его положение не может быть признано доминирующим.

6. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке должно быть установлено федеральным антимонопольным органом (его территориальным подразделением) с соблюдением процедуры, определенной законодательством.

МОНОПОЛИИ.

С точки зрения правового регулирования, это некое благо, которое предоставляется одному субъекту и не предоставляется больше никому.

Истоки монополизма шли от государства, когда оно давало привилегию какому-то придворному субъекту на поставку или реализацию какого-то товара.

Термин «монополия» в его правовом толковании не всегда соотносится с экономическим содержанием. Экономическое содержание – «продаю один». Это структура рынка, характеризующаяся преобладанием единоличного хозяйствующего субъекта (продавца или покупателя), который продает или приобретает товар, на который не имеется близких заменителей. Такая структура рынка характеризуется как абсолютная монополия .

Джоан Робинсон – термин «несовершенная конкуренция ». Она складывается между монополизированными субъектами. Она несовершенна, так как совершенная – это идеальная модель, являющаяся антиподом чистой монополии. Хотя, обе крайние ситуации тоже существуют.

Несовершенная конкуренция – это все, что начинается с олигополии и заканчивается совершенной конкуренцией.

С точки зрения права виды монополий (олигополия, монополия, монопсония и т.п.) не имеют большого значения. Потому что в праве существует термин «доминирующее положение » - сюда включаются и абсолютные монополии, и другие ее виды.

Типология монополий. Правовые классификации с экономическими не очень соотносятся.

С точки зрения права, есть две классификации. 1) По степени участия государства: государственные и рыночные.

2) Закрытые и открытые монополии. Закрытые – защищенные от конкуренции на законном основании. Их существование не является противоправным, в данной сфере конкуренция невозможна либо ограниченна по причинам ее экономической нецелесообразности. Сюда относятся монополии государственные, естественные и монополии обладателей исключительных прав.

Открытые – все остальные. Создание препятствий для конкуренции является противоправным.



Гос. монополии . Монополия, которая создается государством. Государство разрешает государственному унитарному предприятию осуществлять деятельность. Вот это предприятие, являясь хозяйствующим субъектом, является субъектом гос. монополии. Государство предоставляет право одному субъекту осуществлять какую-то деятельность. Как правило, это продукция, изъятая из оборота или ограниченная в обороте.

Естественные монополии . Можно обнаружить разные цели: установление баланса интересов между производителями продукции и потребителями, например. Плюс есть естественные причины: например, невзаимозаменяемые товары; спрос не изменится от установления цены; один субъект будет лучше снабжать рынок и издержек будет меньше. Определение – экономический характер, ст. 3 ФЗ «О естественных монополиях». Это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции. Само государство определяет приоритеты на то, что естественная монополия – это закрытая монополия, она защищена от конкуренции. Перечень естественных монополий ограничен (ст. 4 ФЗ). Органы регулирования естественных монополий – ФАС РФ, а в части ценообразования – Федеральная Служба по тарифам.

Два метода регулирования: ценовой и определение потребителей, подлежащих обязательному обеспечению услугами естественных монополий в случае невозможности удовлетворения в полном объеме (т.е. кого нельзя отключить от услуг естественных монополий).

Новеллы 3-его антимонопольного пакета в отношении предостережения.

Введение института предостережения . ст. 23 п. 4.1 – антимонопольный орган направляет предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного зак-ва. Содержание предостережения содержится в ст. 25.7. Делается это в целях превенции. Основание для направления предостережения – публичное заявление должностного лица хоз. субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного зак-ва. Но если такое заявление дает основания для возбуждения дела, то, конечно же, возбуждается дело, а не направляется предостережение. Механизм еще не сформирован – не утверждена форма предостережения.

Доминирующее положение.

Учитываются все типы рынка от монополии до монополистической конкуренции.

Доминирующее положение - положение хоз. субъекта или группы лиц на определенном рынке, дающее такому хоз. субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, либо устранять с этого товарного рынка иных хоз. субъектов, либо затруднять доступ на этот рынок другим хоз. субъектам (ст. 5 ФЗ).

Общие условия – цена и иные условия заключения сделок.

Два критерия определения доминирующего положения. 1) Качественный (сущностный) – самый важный критерий. Позволяет установить то, что является доминирующим положением.

2) Количественный – вспомогательный. Позволяет установить долю рынка, которую необходимо занимать, чтобы обладать доминирующим положением. Существует подход к индивидуальному доминированию и к коллективному доминированию. Индивидуальное предполагает доминирование одного субъекта или группы лиц. Доминирующим признается (и презюмируется) положение субъекта, когда он занимает 50%. Если менее 50%, то доказывать должен антимонопольный орган. Субъект не может быть признан доминирующим, если он занимает менее 35%, если иное не предусмотрено ФЗ. Коллективное – устанавливается доминирующее положение каждого субъекта из нескольких субъектов. Коллективное доминирование есть, если 1) совокупная доля не более чем 3 субъектов превышает 50%, совокупная доля не более чем 5 субъектов превышает 70%, но если доля хотя бы одного из данных субъектов не превышает 8%, то данная норма не применяется (мы его исключаем, а значит не выделяем коллективное).

2) В течение не менее 1 года относительные размеры долей хоз. субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, и доступ на соответствующий товарный рынок конкурентам затруднен. 3) Реализуемый или приобретаемый хоз. субъектами товар не может быть заменен другими, рост цены товара не обуславливает снижения спроса на этот товар, но при этом информация о цене и условиях реализации товара доступна неопределенному кругу лиц.

Бурный рост некоторых компаний зачастую приводит к тому, что они начинают доминировать на рынке. Доминирующее положение -- это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ другим хозяйствующим субъектам.

Характеризуют доминирующее положение хозяйствующего субъекта следующие признаки:

хозяйствующий субъект -- это российская или иностранная коммерческая организация, их объединения, некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальный предприниматель;

производство товаров, т.е. продуктов жизнедеятельности, включая работы и услуги, предназначенные для продажи или обмена. Следовательно, не может быть товаром продукт, предназначенный для личных нужд субъекта;

исключительность положения хозяйствующего субъекта, которая дает ему возможность оказывать влияние на состояние конкурентной среды на рынке определенного товара. Исключительность доминирующего положения определяется той долей, которую хозяйствующий субъект занимает на рынке этого товара.

Если доля хозяйствующего субъекта составляет до 35% на рынке определенного товара, его положение не может быть признано доминирующим.

Если доля хозяйствующего субъекта составляет более 35%, но менее 65% на рынке определенного товара, его положение может быть признано доминирующим. Но такое положение не презюмируется, а должно быть установлено антимонопольным органом, причем хозяйствующий субъект заносится в Реестр. Статус Реестра определен как информационно-наблюдательный, т.е. в случае злоупотребления хозяйствующего субъекта будет устанавливаться факт правонарушения.

Если доля хозяйствующего субъекта составляет 65% и более, то такое положение признается доминирующим.

Представление доказательств, подтверждающих долю хозяйствующего субъекта на рынке, является обязанностью антимонопольного органа. Если антимонопольный орган устанавливает факт доминирующего положения, то ему следует определить вид рынка, состав участвующих в нем продавцов и покупателей, исследовать структуру рынка и его открытость для межрегиональной и международной торговли. Кроме того, исследуется возможность поставки аналогичных товаров из других регионов. При этом субъекту предоставляется возможность опровергать данные антимонопольного органа, что такое положение не является доминирующим, т.е. не соответствует качественному определению доминирующего положения. При несогласии организации с признанием ее положения доминирующим арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольным органом правил установления данного факта.

Итак, с учетом вышеприведенных характеристик для каждого хозяйствующего субъекта и его бизнес-продуктов определяется рынок его участия, в границах которого субъект может занимать доминирующее положение.

Примером действий компании в целях предотвращения доминирующего положения служит "Норильский никель", который укреплял свои позиции на рынке золотодобычи путем приобретения акций золотодобывающих компаний дочерними структурами.

Доминирующий на рынке участник может вести коллективные и (или) индивидуальные монополистические действия.

Коллективная деятельность чаще всего проявляется в соглашениях между хозяйствующими субъектами (например, создание картелей, синдикатов, консорциумов, концернов и иных монополистических объединений, ограничивающих конкуренцию).

В зависимости от субъектного состава различают:

1) соглашения (согласованные действия) конкурирующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара

более 35%. Эти соглашения (согласованные действия) могут быть направлены на:

раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок, процентных ставок (так называемое фиксирование цен);

повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;

ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров и их покупателей;

отказ от заключения договора с определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

2) соглашения (согласованные действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее

положение, а другой является его поставщиком или покупателем (заказчиком).

Индивидуальная монополистическая деятельность является злоупотреблением хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением. Проявление этого может быть в виде:

изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;

навязывания контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, включения в договор дискриминирующих условий;

создания препятствий доступу на рынок других хозяйствующих субъектов;

нарушения установленного нормативными актами порядка ценообразования, установления монопольно высоких или монопольно низких цен;

сокращения или прекращения производства товаров, на которые имеется спрос, или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства и т.д.

Данный перечень в законодательстве является открытым, т.е. антимонопольный орган вправе применить к хозяйствующему субъекту меры воздействия и в случаях, прямо не названных в законе.

Например, в 2005 г. Федеральная антимонопольная служба официально подтвердила, что концерну Siemens отказано в приобретении пакета акций "Силовые машины".

Ходатайство отклонено в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку реализация этой сделки приведет к ограничению конкуренции на рынках энергетического оборудования. Как пояснила антимонопольная служба свое решение: обе компании производят энергетическое оборудование всех типов и масштабов и являются конкурентами на российском и мировом рынках энергетического машиностроения.

Борьба с монополистами в западном бизнесе имеет долгую историю. Многие ее эпизоды можно считать хрестоматийными. Вошла в историю бизнеса схватка Virgin Atlantic и British Airways (BA) на рынке авиаперевозок.

Авиакомпания Virgin Atlantic была основана в 80-е г. прошлого века владельцем звукозаписывающего лейбла Virgin Ричардом Брэнсоном. Авиакомпания быстро развивалась и вскоре стопа серьезным конкурентом для лидера -- British Airways(BA). BA не захотела с этим мириться и попыталась вытеснить Virgin с рынка. В частности, ВА в 5 раз увеличила плату за обслуживание самолетов Virgin. А затем, пользуясь своими связями с руководством аэропорта Heathrow, добилась того, чтобы все рейсы Virgin выполнялись в самое неудобное для пассажиров время, а в альтернативу им предлагалось воспользоваться услугами ВА.

В 1992 г. Virgin обратилась с иском в суд, требуя компенсации от ВА за дискредитацию. Брэнсону удалось собрать исчерпывающие доказательства незаконной деятельности ВА по вытеснению Virgin с рынка. Собранные свидетельства были настолько весомы, что British Airways перед началом процесса признала свою вину и согласилась выплатить компенсацию в размере 600 тыс. фунтов стерлингов.

Заметим, что Virgin конкурировала с British Airways, имея на случай проигрыша "запасной аэродром" -- звукозаписывающую компанию.

Интересен пример конкурентной борьбы между мелкой аптекой и большой розничной сетью.

Владелец аптеки Дуэйн Гуд подал иск на Wal-Mart, где указал, что магазины Wal-Mart нарушают законы штата Арканзас, устанавливая цены на фармацевтические товары и косметику ниже закупочных. Иск Гуда и примкнувших к нему других владельцев небольших аптек пресса окрестила "самым страшным кошмаром Wal-Mart". В течение нескольких лет Гуд собирал доказательства и пришел к выводу: Wal-Mart занижал цены только в тех регионах, где у компании имелись серьезные конкуренты. В других местах наценка была обычной. Таким образом. Гуд установил, что свои товары по бросовым ценам Wal-Mart продает избирательно -- и вовсе не из желания угодить потребителям. Доводы Гуда были одобрены местным судом, признавшим его правоту, однако отвергнуты высшим судом штата Арканзас. Впрочем, пресса сочла, что Дуэйн Гуд все равно победил: на взаимоотношения с малым и средним бизнесом компания Wal-Mart была вынуждена с тех пор обращать больше внимания.

Есть замечательный пример из истории американского бизнеса, как конкуренты находят экономически оправданные способы решения своих проблем.

На рынке железнодорожных перевозок конкурировали фирмы Джея Гулда и Корнелиуса Вандербилта. Ценовая конкуренция привела к тому, что Вандербилт с его огромными ресурсами решил "задавить" своего более молодого конкурента и назначил минимальную цену перевозок -- 1 цент за голову скота. Перевозки на его дороге выросли в разы. А у Гулда сошли на нет. Наконец Вандербилт узнал, что это Гулд скупил на рынке весь скот и возит его на продажу по конкурирующей дороге, пользуясь щедростью конкурента.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник