14.10.2021

Доклад: Правовые проблемы виртуальной среды Интернет


Решение правовых проблем, связанных с классификацией виртуальных субъектов, с определением специфики связей между взаимодействующими субъектами для выявления возникающих отношений, роли и влияния сообществ виртуальных лиц на функционирование государства, становится крайне интересной и актуальной задачей с точки зрения права.

Взаимодействие субъектов в глобальной среде имеет свои особенности, свойства, характеризующие отношения виртуального сообщества. Например, разные авторы к основным особенностям отношений субъектов виртуального сообщества относят: открытость, спонтанность (Ю. Хабермас); неформальность, мобильность, дискретность (А.И. Неклесса).

Кроме того:
1) независимость членов Сети (свобода выбора задач);
2) множественность лидеров (лидер - субъект, связанный с информацией или информационным ресурсом, актуальных для работы Сети, или сетевого взаимодействия);
3) объединяющая цель (индивидуальный интерес каждого члена Сети, недостижимый вне Сети);
4) добровольность связей, предоставляет возможность гибкого изменения структуры и состава Сети, быстрого изменения объема ресурсов в Сети;
5) множественность уровней взаимодействия (каждый может взаимодействовать с каждым напрямую) (М.М. Чучкевич).
Субъекты создают виртуальные сообщества, или сообщества в Сети, которые играют роль своеобразной надстройки над объективными реалиями, выступают как качественно иная форма организации коммуникации между различными социально-экономическими институтами, создавая иное, параллельное виртуальное пространство.

В Сети функционируют виртуальные сообщества, которые своей деятельностью нарушают закон: это - и неправомерное использование интеллектуальной собственности, распространение вредной информации, затрагивающей интересы различных лиц и государства. Для решения вопроса об ответственности за такие действия необходимо определить территорию совершения юридического факта. Связь с территорией нужна как способ определения юрисдикции. Данный термин применяется в Конвенции о компьютерных преступлениях, подписанной в 2001 г. в Будапеште. В Конвенции определено, что "каждая Сторона принимает законодательные и иные меры, необходимые для установления юрисдикции в отношении любого правонарушения".

Но при определении юрисдикции необходимо учитывать, что такие сообщества имеют транстерриториальный характер, так как его участники могут иметь привязку к различным государствам либо не иметь ее вообще.
Например, к положениям, определяющим связь юрисдикции со структурой доменного имени можно отнести ст. 8 Закона Республики Узбекистан "О телекоммуникациях", в которой указывается, что все отношения лиц, деятельность которых связана с регистрацией и пользованием доменными именами в домене "UZ", подчиняются законодательству Узбекистана.
В Российской Федерации также реализуется запрет на анонимность. Например, принцип открытости предполагает запрет на выдвижение анонимного предложения, сделанного посредством государственных информационных систем (п/п. "б" п. 2. ч. 2 Концепции формирования механизма публичного представления….

Обеспечение идентификации инициатора предложения предполагается осуществлять с использованием единой системы идентификации личности в рамках федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Существуют и другое мнение. Так, М.С. Дашян считает, что к Интернету больше всего подходит понятие международной территории, т.е. пространства, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства. Связано это с тем, что Интернет достаточно сложно причислить к какой-либо из известных территорий (международной, государственной или территории со смешанным статусом), больше всего к ним подходит понятие международной территории.

В практике решения споров учитывается как первая, так и вторая позиция. С одной стороны, доменная зона верхнего уровня действительно определяет территориальную принадлежность, с другой - сервер с программным обеспечением, с которого происходят информационные правонарушения, может находиться в другом государстве. Во втором случае определить место юридического факта может быть достаточно тяжело. Именно по этой причине Республика Беларусь в 2010 г. приняла Указ о переводе всех участников интернет-отношений в белорусскую зону. Так, Указом определено, что с 1 июля 2010 г. деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь, с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке.

С учетом разного рода технологических особенностей, описанных выше, единственно подходящим вариантом для идентификации субъектов - участников интернет-отношений, является выработка дифференцированного подхода с учетом тех особенностей, которые Сеть накладывает на данных субъектов. Итак, можно привести обобщение тех признаков и характеристик лиц, деятельность которых связана с использованием Сети. Совокупность этих признаков позволит сформулировать возможные правовые механизмы регулирования. Приведем отличительные особенности таких субъектов и их сообществ.
1. Организационная структура сообщества лиц трансформирована в глобальную Сеть.
2. Управление функционированием сообщества в Сети осуществляется посредством технологии, на которой это сообщество функционирует. Управление может осуществляться посредством облачных технологий, технологий больших данных, анонимных сетей, протоколов и многих других.
3. Возможность анонимности в действиях субъектов.
4. Территориальная распределенность участников сообщества.
5. Невозможность точного определения территориальной принадлежности.
6. Отсутствие учредителей при наличии участников деятельности сообщества.
7. Неограниченное количество участников деятельности сообщества.
В этой связи наличие таких характеристик позволяет сообществам виртуальных субъектов осуществлять как легальную, так и незаконную деятельность, а также быть распознаваемыми или не распознаваемыми правом определенного государства.
Для наиболее полной классификации виртуальных лиц необходимо рассмотреть их деятельность в Сети с различных точек зрения. Так, объединения субъектов по способу взаимодействия можно разделить на горизонтальные и вертикальные. Так, А.М. Slaughter считает, что горизонтальные сетевые объединения спонтанны, гибки, возникли в результате взаимодействия государственных институтов или неправительственных организаций различных стран.

Вертикальные - иерархичны, жестки, централизованы и в некоторых аспектах своей деятельности напоминают традиционные государства, представляют собой "супернациональные" организации, существующие на транснациональном уровне и выступающие фактической альтернативой традиционным государствам.

В то же время вертикальные и горизонтальные связи лиц могут строиться на базе тех технологий, которые ими используются для формирования отношений. Так, примером горизонтального взаимодействия субъектов является торрент сети, так как топология данной сети разработана в виде горизонтальных связей. Название данной сети берет начало от английского peer-to-peer, которое переводится, как равный к равному.

Соответственно, взаимодействие участников данной сети строится на уровне горизонтальных связей технологически равных субъектов.
Рассматривая объединение физических лиц в сети Интернет как сообщество физических лиц, правоприменитель может столкнуться с ситуацией, когда идентификация физических лиц в таких объединениях затруднена. Люди могут реализовать свою деятельность под вымышленным именем, возрастом, гражданством. В этом случае мы можем обратиться к технологическим способам идентификации. Но, учитывая технологическую специфику и определенные навыки человека, такая идентификация может быть неудачной.

В случае если рассмотреть объединение физических лиц в сети Интернет с точки зрения организационной структуры, на базе которой это объединение функционирует, то необходимо рассмотреть данную деятельность на соответствие требованиям законодательства о регистрации лица. Так, если данное объединение не зарегистрировано ни в одном государстве, то и отнести его к любой существующей в мире организационно-правовой форме невозможно. Кроме того, нужно учитывать технологические характеристики такой платформы взаимодействия, которая позволит определить структуру связей участников объединения.

Примерами технологий, применяемых для обхода требований закона об идентификации, могут быть анонимные сети или анонимные протоколы - tor. К анонимным сетям относятся компьютерные сети, созданные для достижения анонимности в Интернете и работающие поверх глобальной Сети. Первой такой сетью была Freedom, функционировавшая с 1998 до 2001 г. Данная сеть использовала криптографический протокол, в связи с чем приходящие сообщения для пользователей данной сети идентифицироваться не могли. В это же время начали активно развиваться другие проекты, называемые луковичными, по таким технологическим моделям был разработан tor-протокол. В настоящее время tor-сети активно используются для реализации анонимной деятельности.

Причем большинство государств пытается бороться с данными сетями, блокируя их деятельность. Связано это с тем, что данные сети из-за их сложности почти недоступны органам охраны порядка. Российская Федерация в лице Федерального казенного учреждения "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" Министерства внутренних дел РФ в целях противодействия терроризму в июле 2014 г. запустила проект по анализу деятельности tor-сетей.

А.В. Манойло полагает, что "виртуальные социальные сообщества обладают теми же качествами, что и наднациональные информационные сверхкорпорации, что делает их опасным субъектом конкурентной борьбы и естественным противником информационных сверхкорпораций в борьбе за сферы влияния. Единственная разница, отличающая два этих типа социальных структур информационного общества, заключается в том, что в конкурентной борьбе сверхкорпорации в основном используют собственный информационный потенциал и интеллектуальные ресурсы, а виртуальные сообщества включают в свою структуру, объединяют идеологию и привлекают к собственной конкурентной борьбе чужие, не принадлежащие им материальные и интеллектуальные ресурсы, целиком заимствуя структурные элементы других социальных систем".

Публичная деятельность подобных сообществ является значимым фактом, так как эта деятельность затрагивает интересы членов общества, участников информационного обращения и обмена информации в ИТ-среде.

Совершенно определенно можно утверждать, что именно технологии определяют возможные варианты построения отношений и возможность правового регулирования данных отношений. С точки зрения права сообщества виртуальных лиц невозможно однозначно отнести ни к одной из существующих классификаций лиц. Однако, несмотря на правовые сложности, такие сообщества являются участниками правоотношений.
Н.В. Власова, С.А. Грачева, М.А. Мещерякова также считают, что "необходима надежная система идентификации пользователей социальных сетей, в том числе по IP-адресу, … как это предусмотрено американской Национальной стратегией надежной идентификации в киберпространстве (National Strategy for Trusted Identities in Cyberspace). Кроме того, может быть предложено внедрение минимального набора требований по идентификации пользователей, с тем чтобы сократить число анонимных пользователей и обеспечить идентификацию реальной личности пользователя социальной сети.

Таким образом, можно заключить, что для идентификации участников отношений в сети Интернет необходимо сформулировать понятие "виртуальное лицо". Виртуальное анонимное лицо - это лицо, совершающее определенные действия в сети Интернет. Определение места деятельности данного лица осуществляется посредством технологических процедур определения IP-адреса, доменного имени данного лица и др.

На современном этапе общественного развития особую актуальность приобрели вопросы правового регулирования информационнокоммуникационных технологий, и в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Современные технологии связи и обработки информации, мобильная телефония и т. д. послужили основой того, что Интернет стал необходимым инструментом в повседневной жизни большинства людей в мире. Его воздействие распространяется практически на все социальные сферы и процессы, что, в свою очередь, требует четкой нормативной регламентации отношений в виртуальном пространстве.

Проблемой законодательного регулирования интернет-отношений в первую очередь является отсутствие точного законодательного определения Интернета, которое отражало бы его современную сущность. Наиболее часто для описания данного явления используются технические признаки глобальных информационных сетей, об Интернете говорят как «о всемирной системе объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации» 1 . Такое понимание не в полной мере отражает правовую сущность Интернета и не может быть использовано юридической наукой и практикой.

П. У. Кузнецов отмечает, что одной из актуальных задач юридической науки в настоящее время является мобилизация теоретических и методологических исследований, направленных на осмысление новых информационных феноменов и на разработку соответствующих им правовых инструментов (понятий, конструкций и т. д.) . Наука информационного права призвана решать конкретные проблемы, среди которых выделяется проблема формирования понятийного аппарата информационного права, в том числе и разработка юридического понятия «Интернет».

В Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» была предпринята попытка ликвидировать пробел и дать определение Интернета. Законодатель пошел по уже проторенной дороге определения Интернета через его техническую составляющую и даже не выработал легальное определение для включения его в ст. 2, содержащую определения основных понятий, используемых в Законе, а охарактеризовал Интернет через понятие «информационно-телекоммуникационная сеть». Анализ текста Закона дает понимание сети Интернет как информационно-телекоммуникационной сети, которая является технологической системой, предназначенной для передачи по линиям связи информации с доступом к ней средствами вычислительной техники.

Такое определение, на наш взгляд, является довольно неудачным, поскольку согласно нормативно технической документации информационно-технологическая система представляет собой набор информационно-технологических ресурсов, обеспечивающих услуги по одному или нескольким интерфейсам 1 . При этом понятие технологической системы еще более ограничено: конечная совокупность предметов производства и исполнителей для выполнения в регламентированных условиях производства. Таким образом, нормативно закреплено, что Интернет - это конечное количество компьютеров, участвующих в каком-либо технологическом процессе. В настоящее время все понимают, что это далеко не так и основными характеристиками Интернета являются его безграничность и мультисистемность.

В Модельном законе об основах регулирования Интернета, принятом 16 мая 2011 г. на 36-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, дано более удачное определение: Интернет - это глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанная на использовании комплексов интернет-протоколов (Internet Protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP) и предоставляющая возможность реализации различных форм коммуникации, в том числе размещения информации для неограниченного круга лиц .

Здесь об Интернете говорится не только как о технической системе, но и как о глобальном информационном пространстве. Несмотря на некоторые шероховатости данной формулировки, ее все же можно принять за основу, но, к сожалению, этот положительный международный опыт не был учтен российским законодателем.

Представляется, что понимание Интернета как информационного пространства решило бы проблему описания его правовой сущности. В то же время такая точка зрения не была закреплена в отечественном законодательстве, хотя уже используется в нем. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 годы», в котором говорится о правилах безопасного поведения в интернет-пространстве, и еще ряд документов, в том числе концепции развития международной информационной безопасности, подготовленные Советом Безопасности РФ .

И. М. Рассолов выделил круг специфических проблем, которые необходимо решить юридической науке в свете информатизации и глобального распространения Интернета. Среди них - разработка понятийного аппарата; проблема идентификации лиц, повышения уровня правосознания пользователей, проблема профессиональной этики и качества поведения субъектов права; проблема более четкого определения источников права; уточнения характера действия права в пространстве и по кругу лиц; проблема сбора доказательств и подтверждения так называемых сетевых юридических фактов, которые перестают существовать в доступной форме к моменту рассмотрения дела в суде; допустимость таких доказательств, их достоверность; проблема противодействия киберпреступности и др. 1

Обратимся к международному опыту определения понятия сети Интернет. Так, в Декларации принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», принятой на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в Женеве (2003 г.) и в Тунисе (2005 г.), сказано, что Интернет превратился в публичный ресурс глобального масштаба и его регулирование должно осуществляться государствами с учетом данной его особенности .

Проходивший со 2 по 5 сентября 2014 г. в Стамбуле Девятый Всемирный форум ООН по управлению Интернетом (Internet Governance Forum, IGF) в своих решениях полностью подтвердил выработанный международным сообществом курс .

В Российской Федерации ведется работа по созданию современного определения сети Интернет. Так, в проекте Концепции правоотношений, возникающих при использовании сети Интернет в Российской Федерации (2013 г.), предложенном Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, четко указано на необходимость выработки современного юридического определения понятия «Интернет» .

Большинство российских ученых-юристов пришли к выводу, что при определении понятия «Интернет» необходимо отойти от его технической первоосновы.

И. М. Рассолов говорит об Интернете как о кибернетическом пространстве; И. Л. Бачило - как о сфере непрерывного информационно-коммуникационного процесса обработки информации (сведений) в цифровой форме; А. В. Минбалеев - как о виртуальной сфере, в которой массовые коммуникации находят свое реальное отображение и развитие в самых различных формах и проявлениях, и в узком смысле как о совокупности информационных технологий, с помощью которых происходит создание, размещение и распространение информации для неограниченного круга лиц 1 .

Существуют и другие мнения. Так, Е. С. Андрющенко предлагает рассматривать Интернет как глобальную децентрализованную систему информационно-телекоммуникационных сетей, соединяющих на основе единых протоколов различные типы компьютеров, а С. В. Петровский - как международную сеть электросвязи общего пользования, предназначенную для обмена машиночитаемыми сообщениями (данными), т. е. сведениями об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их непосредственную машинную обработку .

Таким образом, на основе анализа различных подходов к сети Интернет, закономерностей ее построения и управления можно сделать вывод, что юридическое определение понятия «Интернет» как информационного пространства могло бы решить проблему описания его правовой сущности.

Однако в российской юридической науке доминирует мнение о том, что Интернет - явление неправовое и он не может быть субъектом или объектом права. С этой точкой зрения нельзя согласиться, так как налицо специфика отношений, связанных с работой в сети Интернет. Его появление и развитие вносит много принципиально нового в характер взаимоотношений между людьми и организациями, связывающимися между собой через сеть. При этом главной целью текущего периода является законодательное закрепление основ регулирования отношений в сети Интернет, а также регулирования определенных областей, сторон, вопросов .

В то же время упоминание о сети Интернет как о пространстве можно встретить в качестве отдельных новелл в отечественном законодательстве, например в Концепции развития международной информационной безопасности, подготовленной Советом Безопасности РФ . В Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» говорится о правилах безопасного поведения в интернет-пространстве.

  • ШНл https://ru.wikipcdia.org/wiki/HHTepHeT.
  • См.: Кузнецов П. У. Социальная миссия электронного государства: ценности и терминологические проблемы // Информационное общество и социальное государство: сб. науч. работ. М., 2011. С. 16.

Правовые проблемы виртуальной среды Интернет


1. История развития сети Интернет

Термин "Интернет" происходит от Interconnected Networks (объединённые сети). Прообразом современной сети Интернет принято считать американскую военно-промышленную территориальную сеть ARPANet (от английского Advanced Research Projects Agency Network). Разрабатывали систему ученые Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, Стэндфордского исследовательского центра, Университета штата Юта, Университета штата Калифорния в Санта-Барбаре. В 1969 году в рамках проекта сеть объединила четыре указанных научных учреждения, все работы финансировались за счёт Министерства обороны США. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться.

2 января 1969 года было принято решение о начале работы над проектом по созданию сети компьютеров оборонных организаций. Сеть должна сохранять работоспособность в условиях ядерной атаки. К 1972 году 40 компьютерных центров могли обмениваться электронной почтой, осуществлять сеансы работы с удаленными на несколько сотен и тысяч километров электронно-вычислительными машинами и передавать файлы с данными. Идеологической основой проекта послужило отсутствие общего центра управления, полная самостоятельность каждого сегмента. Это решение было обусловлено необходимостью обеспечить работу каналов передачи информации при выходе из строя отдельных узлов. При иерархическом построении сети выход из строя центрального элемента приводил к потере работоспособности всей сети.

В 1984 году была разработана система доменных имен. В 1988 году был изобретен протокол Internet Relay Chat (IRC), который позволил общаться в реальном масштабе времени. Устанавливается единое глобальное информационное взаимодействие. В 1998 году папа римский Иоанн Павел II учредил всемирный День Интернета – 30 сентября. Число пользователей сетью Интернет приближается к 1,5 миллиардам человек.

Интернет это организационно упорядоченная совокупность документов и информационные технологии.

2. Правовое регулирование в сети Интернет

интернет сеть право проблема

Правовое регулирование в Интернете, как и в любой другой отрасли социальных отношений, необходимо, однако, применение норм в этой среде сталкивается с большими проблемами. Действие национальных нормативных актов распространяется на всю территорию того или иного государства. В странах организованы государственные органы, призванные принимать, реализовывать, а в случае необходимости понуждать к выполнению тех или иных правовых норм. Оборот информации в сети Интернет происходит свободно, границы государств ею легко преодолеваются. Информация может храниться на территории одного государства, а пользователи этой информации могут находиться в другом, причем это могут быть страны с разными политическим устройством, уровнем влияния религии на жизнь общества, степенью свободы слова, культурными традициями. Отсутствие для информации географических границ государства ведет к столкновению национальных законодательств стран, пересмотру их положений. Следовательно, стоит проблема формирования нового международного информационного законодательства. Разработка указанной отрасли права должна учитывать юридические свойства информации. В Интернете информация предоставляется в электронном виде, не имеет твердого носителя. Это осложняет, например, процедуру доказывания в суде. Как доказать, что информация располагалась в определенное время именно на этом сайте?

В научной среде существует две группы, представляющие противоположные точки зрение на возможность регулирования социальных отношений в среде Интернет. Одна точка зрения состоит в том, что Интернет – это такая среда, в которой право принципиально неприменимо. Другая группа ученых отстаивает точку зрения, что право в Интернете должно существовать, для этого необходимо учесть особенности и юридические свойства объектов, по поводу которых субъекты этой среды вступают в отношения, ведущие к юридическим последствиям.

Для выработки своей, личной точки зрения, сначала следует определить, является ли Интернет объектом или субъектом права? Объект права – это некие материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения. Например, объектами гражданских прав являются имущество, имущественные права, работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности. У Интернета нет одного конкретного собственника, владельца, Интернет в целом никому не принадлежит, следовательно, Интернет не является объектом права.

Субъект права – в праве лицо (физическое и юридическое), государство, государственное или муниципальное образование, обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридической обязанности39. Интернет не является ни

международной организацией, ни государственным образованием, ни общественным объединением, ни юридическим лицом, которая вступала бы в правоотношения с какой-либо другой структурой. Следовательно, Интернет не является субъектом права.

Однако отдельных объектов, входящих в состав Интернета и принадлежащих конкретным лицам на праве собственности – великое множество. Существует также и большое количество субъектов, которые вступают между собой в правоотношения в связи с этими отдельными объектами.

Можно выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернете:

Лица, создающие программно-техническую часть инфраструктуры Интернета;

Лица, производящие и распространяющие информацию в Интернете;

Лица, потребляющие информацию из Интернета.

Основными объектами, по поводу которых возникают информационные отношения в Интернете, являются следующие:

Программно-технические комплексы, информационные системы, информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций, обеспечивающие осуществление информационных процессов;

Информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;

Доменные имена (они должны быть уникальными. Существуют ограничения на получение того или иного доменного имени, например, имя не должно быть созвучно наименованию государственного органа, известного товарного знака);

Информационные права и свободы;

Интересы личности, общества, государства в информационной сфере;

Информационная целостность и информационный суверенитет государства;

Информационная безопасность.

В основном отношения между субъектами Интернета регулируются традиционными нормами гражданского права, например, заключается договор между физическим лицом и интернет-провайдером на получение доступа к сети, то есть предоставляется информационная услуга.

За основу правового регулирования отношений в Интернете могут быть приняты нормы актов информационного законодательства, основные направления которого составляют:

Законодательство о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в области оборота информации;

Законодательство об управлении в сфере информации и информатизации на федеральном уровне, уровнях субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;

Законодательство об информационных ресурсах, архивных фондах, документированной информации, делопроизводстве;

Законодательство об информации ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, ноу-хау, служебная тайна, профессиональная тайна, персональные данные);

Законодательство об обороте интеллектуальной собственности (авторские право, права, смежные с авторскими, патентное право, право на фирменное наименование, право на коммерческое обозначение, право на товарный знак, право на наименование места происхождения товара);

Законодательство о СМИ;

Законодательство о создании и применении информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

Законодательство о защите информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации;

Административное и уголовное законодательство об ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Рассмотрим на примерах правовое регулирование оборота объектов, свойственных только Интернету.

Доменное имя. Каждый компьютер имеет уникальный IP-адрес, состоящий из четырех чисел, разделенных точками. Чтобы адреса было легче запоминать, каждому числовому адресу было присвоено символьное имя, то есть была создана доменная система имен. Например, числовому адресу 62.76.92.203 соответствует символьное имя – bsu.edu.ru.

В качестве наименования домена используются словосочетания, имеющие непосредственное отношение к владельцу, например, наименование юридического лица, его товарный знак, фамилия или псевдоним для физического лица. Однако есть целая группа лиц, которая основала свой бизнес на регистрации доменов (киберсквоттеры). Наименования зарегистрированных доменов не имеют к зарегистрировавшим их лицам никакого отношения. Целью таких действий является их дальнейшая перепродажа владельцу сходного средства индивидуализации или иному заинтересованному лицу доменного имени. Поэтому выросло количество разбирательств о принадлежности того или иного доменного имени.

В октябре 1999 года Международной корпорацией по распределению адресного пространства сети Интернет (ICANN) были приняты два важных для сети Интернет нормативных документа, установивших новую процедуру международного третейского разбирательства в отношении прав на использование доменных имен: Единая политика рассмотрения споров о доменных именах (Uniform Domain Name Dispute Resolution Policy или UDRP) и Правила для единой политики рассмотрения споров о доменных именах. С принятием этих документов создана принципиально новая система внесудебного урегулирования споров для рассмотрения случаев регистрации доменов со спекулятивными намерениями. Используя эту систему, сформированные в рамках специальных Арбитражных центров трибуналы выносят решения по спору владельца товарного знака и обладателя сходного доменного имени. Российские компании и граждане уже стали участниками разбирательств доменных споров по установленным правилам.

Количество зарегистрированных доменных имен в зоне.ru в 2008 году увеличилось на 64% и превысило 1,8 миллиона, говорится в пресс-релизе "Регионального сетевого информационного центра", крупнейшего регистратора российских доменов40. Всего же в мире насчитывается порядка 160 миллионов зарегистрированных доменных имен. Так что правовое регулирование в этой области информационного права весьма значимо.

Второй пример касается сайтов. Сайт – это совокупность гипертекстовых документов и программного обеспечения, которое позволяет работать с этими документами. К разработке и работе сайта имеет отношение большое количество специалистов в разных областях профессиональной деятельности, это и дизайнеры, и программисты, и авторы документов, и операторы, предоставляющие услуги по передаче информации. Их сложные взаимоотношения должны регулироваться правовыми нормами различных отраслей права, в том числе, но не только, информационного права.

Специалистами Всемирного экономического форума представлен очередной годовой доклад о развитии информационных технологий в мире (Global Information Technology Report 2007-2008)41. Такие доклады публикуются, начиная с 2001 года, и являются официальными показателями достижений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В докладах отражается индекс готовности экономик ведущих стран к функционированию в условиях информационного общества. Россия, начиная с 2002 года, когда впервые была включена в рейтинг, последовательно занимала шестидесятые места. В последнем представленном докладе Российская Федерация опустилась на 72 место в общем зачете.

Анализ показывает, что отрицательный вклад в рейтинг России вносит, прежде всего, правительственная политика управления сферой ИКТ. По качеству правительственного регулирования оборота информации Россия занимает 115 место из 127 стран-участниц рейтинга; по качеству законодательной базы, относящейся к информационной отрасли права – 82;

по степени защиты интеллектуальной собственности – 113. Не способствуют повышению общего рейтинга и низкие места по следующим показателям: независимость судебной системы – 102 место, эффективность работы правоприменительных органов – 103. За все перечисленные направления, на основе которых формировались критерии оценки, прямую ответственность несет государственный аппарат, который очевидно все слабее справляется со своими задачами.

До недавнего времени в законодательстве Соединенных Штатов Америки в области Интернета действовали две основные правовые нормы, принятые в 1996 году ("Теlecommunications Act of 1996" как дополнения к федеральному закону "Communications Act of 1934" в виде нового параграфа 230 "Охрана личного блокирования и защита от оскорбительных материалов") и касающиеся содержания информационных ресурсов в Интернете.

Первая норма определяет, что ни провайдер, ни пользователь интерактивной компьютерной услуги не несут ответственности за содержание информации, публикуемой другим провайдером. Вторая норма снимает с провайдера всякую ответственность за действия по ограничению доступа к информации, которую он расценивает как оскорбительную, лживую, пропагандирующую насилие и т.п., а также за действия по распространению средств, предназначенных для осуществления этих действий. Несмотря на то, что подобные подходы были весьма либеральными, общественная реакция оказалась неоднозначной и эти нормы поначалу были расценены как вмешательство в "суверенитет" пользователей Интернета.

Существенным комплексом нормативных документов, оказывающих решающее влияние на правовые нормы европейских стран в области Интернета, являются нормативные документы Европарламента и Совета Европы. Среди этих документов необходимо выделить Директиву "Об обработке персональных данных и защите частных интересов в области телекоммуникации", проект Директивы "О ряде правовых аспектов электронной коммерции на внутреннем рынке". Эти документы составляют основу европейской законодательной базы в области Интернета с позиций обмена информацией и электронной коммерции. Первая директива посвящена отношениям между поставщиками услуг в общедоступной телекоммуникационной сети и конечными пользователями этих услуг. Основные вопросы, рассмотренные в ней, это:

Безопасность. На поставщика услуги возлагается обязанность по обеспечению информационной безопасности своих услуг, если требуется, во взаимодействии с владельцем общедоступной телекоммуникационной сети.

Конфиденциальность телекоммуникационной связи.

Перечень данных, относящихся к потребителю и оказываемой ему услуге (номер и идентификатор его компьютерной станции, адрес, номер контракта, информация о контактах с поставщиком услуги, платежах и т.п.), условия их использования и хранения поставщиком услуг, а также обязанности поставщика услуг по уничтожению данных.



Права потребителя (пользователя общедоступной телекоммуникационной сети) по отношению к своим персональным данным, которые размещаются в электронных или печатных справочниках, предназначенных для общего пользования.

Вторым наиболее значимым прецедентом в иностранном законодательстве, регулирующем область Интернета, явился германский "Мультимедийный закон". В отличие от американского подхода германские законодатели возлагают на провайдеров услуг ответственность за содержание, предоставляемое третьей стороной, если они осведомлены об этом содержании и блокирование его технически возможно и обоснованно. Здесь в императивной форме провайдеру предписывается обязанность по блокировке "незаконной" информации. Закон также возлагает на провайдера услуг ответственность за содержание "собственной" информации, которую они предоставляют для использования. Закон освобождает провайдеров услуг от ответственности за содержание, предоставляемое третьей стороной, только в том случае, если они обеспечивают только доступ к информации.

Кроме США и Германии, вопросы регулирования Интернета решаются во многих национальных законодательствах. Аргентина, Канада, Колумбия, Дания, Италия, Люксембург, Малайзия, Южная Корея, Австралия, Сингапур приняли соответствующие законы или подготовили свои законопроекты в этой области.

Подобно законодательным системам других государств российское законодательство в области Интернета находится на самом начальном этапе развития.

Отсутствие законодательных актов о развитии в России Интернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (например, в области реализации прав граждан на информацию, предотвращения распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны объектов интеллектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни). Более того, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано.



К числу основных проблем, нуждающихся в скорейшем нормативном урегулировании для предотвращения отставания российского сегмента Интернета от общемировых тенденций и обеспечения защиты государственных интересов Российской Федерации в данной области, многие специалисты относят*(125):

определение государственной политики Российской Федерации в отношении развития российского сегмента глобальной информационной сети Интернет; решение на международном уровне вопросов государственной юрисдикции применительно к различным сегментам Интернета;

обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Интернет и соответствующим сетевым информационным ресурсам, а также беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного;

определение порядка и условий подключения к Интернету государственных органов (в том числе с целью обеспечения граждан информацией о деятельности этих органов), а также учреждений библиотек, школ и иных учреждений социально-культурной сферы;

определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена;

предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете (в частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения;

защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в Интернете;

создание нормативных условий для электронного документооборота в Интернете; установление принципов и порядка использования адресного пространства Интернета; подтверждение подлинности и авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;

обеспечение нормативной базы для электронной коммерции; признание юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определение порядка производства электронных платежей;

обеспечение информационной безопасности (в частности, предотвращение распространения по Интернету компьютерных вирусов, недопущение

несанкционированного доступа к информации); установление порядка применения средств криптозащиты применительно к использованию Интернета.

Системы правовой информации

Особый вид информационных систем представляют системы, ориентированные на решение общегосударственных задач. Примером таких информационных систем являются системы правовой информации.

В результате осуществления программы по правовой информатизации в стране сформировано несколько негосударственных информационно-поисковых систем по правовой информации. Среди них такие компании, как научно-производственное предприятие "Гарант-Сервис", "КонсультантПлюс", "Кодекс", "Инвента", "Intralex". Общее число компьютерных правовых систем, включая и локальные сети, основанные на распределенных справочных указанных выше системах, составляет сотни тысяч. Каждая из них имеет свой профиль. Например, "КонсультантПлюс" включает такие системы, как: "Версия Проф", которая содержит федеральное законодательство; "Эксперт-приложение", содержащее все акты Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ, нс вошедшие в информационный банк "Версия Проф", а также другие документы, касающиеся отдельных отраслей экономики, конкретных территорий и организаций; "Российское законодательство", где собраны нормативные и иные правовые акты общего характера, регулирующие наиболее значимые общественные отношения по всем отраслям хозяйственной деятельности; а также другие информационные банки. Регулярно, на условиях договора, обновляются системы коллективных и частных пользователей. В Интернете осуществляется ежедневное обновление данных системы.

Компания "КонсультантПлюс" выпускает ежемесячный информационный Бюллетень "КонсультантПлюс", в котором публикуется информация об изменениях законодательства, интервью со специалистами и их консультации по отдельным отраслям законодательства и нормативным актам. Публикуются и обзоры работы различных судов РФ. Еженедельно, на условиях договора, обновляются системы коллективных и частных пользователей. В Интернете осуществляется ежедневное обновление данных системы.

В справочной правовой системе "Гарант" осуществлена более строгая ориентация на отрасли законодательства. Ее структура включает четыре блока, или группы, информации: правовые базы; электронный архив; библиотека (документы на бумажных носителях); справочники и программы по правовой тематике, которые распространяются пользователям. Российское законодательство этой справочной системы представлено в Интернете. Например, агентство "Рейтер" транслирует новости российского законодательства на основе данных, поступающих из сети "Гарант".

Все справочные правовые системы ведут большую консультационную работу, выбирая свой определенный профиль. Например, система фирмы Inventa ведет курс обучения по принятию решений с использованием ресурсов Интернета. Эта же фирма осуществляет услуги по слежению за внешним миром правовой информации, которая включает: следящую корпоративную информационную систему, следящую персональную информационную систему, следящий иynернет-каталог.

Другая задача решается юридическим информационным агентством Intralex на основе системы ЮСИС. Здесь положено начало решению экспертно-аналитических проблем по интересам пользователя при использовании базы данных по законодательству РФ.

Психические вирусы

Психический вирус - явление, которое может инфицировать людей мемами. (Мем (англ. meme) - единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.). В свою очередь мемы воздействуют на поведение зараженных людей с целью продления своей жизни и распространения вируса.

Сознание, ноосфера и информационное поле для психических вирусов - питательная среда, необходимая для их жизнедеятельности. Контакт вирусов с сознанием часто приводит к возникновению виртуального чудовища: инфицированного сознания.

Наиболее простым способом распространения многих вирусов сознания являются непристойные шутки, слухи, сплетни. Они с ужасающей скоростью распространяются средствами массовой информации. Примитивный скабрезный юмор поощряет распространение опасной инфекции сознания, вызывая низменные эмоции. Бесчисленные пошлые истории из жизни «звезд» шоу-бизнеса и политиков, тиражируемые желтой прессой - мощное транспортное средство распространения психических вирусов. Они демонстрируют все основные свойства вируса: способность к копированию, взывание к низменным пластам сознания, размывание естественных защитных барьеров организма, противостоящих ментальной инфекции.

Вирусы, проникающие в сознание, вызывают сбой в работе организма, перенаправляя и распыляя энергетические потоки.

Вот схема действия психических вирусов:

адсорбция - проникновение вирусов в сознание (каждый вид вирусов характеризуется своим индивидуальным способом проникновения);

транскрипция (начало реализации вирусной информации) - трансляция (процесс перевода вирусной информации непосредственно в сознание);

репликация (умножение) - сборка вирусных частиц - выход из сознания новой популяции вирусов с целью дальнейшего распространения.

41) Среди национальных интересов России, как, впрочем, и других государств, особое место занимает реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере. Она основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции Российской Федерации и ряде других законов. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ В Конституции Российской Федерации (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) также закреплены эти права и свободы: -право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени - ч. 1 ст. 23;

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - ч. 2 ст. 23;

Свобода мысли и слова - ч. 1 ст. 29;

Свобода массовой информации - ч. 5 ст. 29;

Право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) - ч. 3 ст. 29;

Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ч. 4 ст. 29;

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст. 33;

Свобода всех видов творчества - ч. 1 ст. 44;

Право на доступ к культурным ценностям - ч. 2 ст. 44.

42) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) 1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов; Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

Электронная подпись

Электронная подпись (ЭП) – это особый реквизит документа, который позволяет установить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования ЭП и подтвердить принадлежность ЭП владельцу. Значение реквизита получается в результате криптографического преобразования информации.

Сертификат электронной подписи – документ, который подтверждает принадлежность открытого ключа (ключа проверки) ЭП владельцу сертификата. Выдаются сертификаты удостоверяющими центрами (УЦ) или их доверенными представителями.

Владелец сертификата ЭП – физическое лицо, на чье имя выдан сертификат ЭП в удостоверяющем центре. У каждого владельца сертификата на руках два ключа ЭП: закрытый и открытый.

Закрытый ключ электронной подписи (ключ ЭП) позволяет генерировать электронную подпись и подписывать электронный документ. Владелец сертификат обязан в тайне хранить свой закрытый ключ.

Открытый ключ электронной подписи (ключ проверки ЭП) однозначно связан с закрытым ключом ЭП и предназначен для проверки подлинности ЭП.

Принципы использования электронной подписи

Принципами использования электронной подписи являются:

1) право участников электронного взаимодействия использовать электронную подпись любого вида по своему усмотрению, если требование об использовании конкретного вида электронной подписи в соответствии с целями ее использования не предусмотрено федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами либо соглашением между участниками электронного взаимодействия;

2) возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Федерального

закона применительно к использованию конкретных видов электронных подписей;

3) недопустимость признания электронной подписи и (или) подписанного ею электронного документа не имеющими юридической силы только на основании того, что такая электронная подпись создана не собственноручно, а с использованием средств электронной подписи для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе.

Согласно Федеральному закону №63-ФЗ «Об электронной подписи», имеет место деление на:

· простую электронную подпись;

· усиленную неквалифицированную электронную подпись;

· усиленную квалифицированную электронную подпись.

Простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая: получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа подписи; позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ; позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания; создается с использованием средств электронной подписи.

Квалифицированная электронная подпись соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи. Кроме того, ключ проверки такой подписи указан в квалифицированном сертификате, а для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим федеральным законом.

Использование простой электронной подписи

1. Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении в том числе одного из следующих условий:

1) простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;

2) ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.

2. Нормативные правовые акты и (или) соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны предусматривать, в частности:

1) правила определения лица, подписывающего электронный документ, по его простой электронной подписи;

2) обязанность лица, создающего и (или) использующего ключ простой электронной подписи, соблюдать его конфиденциальность.

3. К отношениям, связанным с использованием простой электронной подписи, в том числе с созданием и использованием ключа простой электронной подписи, не применяются правила, установленные статьями 10 - 18 настоящего Федерального закона.

4. Использование простой электронной подписи для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, не допускается.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ

1. Электронный документооборот. Технология ЭП широко используется в системах электронного документооборота различного назначения: внешнего и внутреннего обмена, организационно-распорядительного, кадрового, законотворческого, торгово-промышленного и прочего

2. Электронная отчетность для контролирующих органов.

3. Государственные услуги. Каждый гражданин Российской Федерации может получить электронную подпись для получения госуслуг. С помощью ЭП гражданин может заверять документы и заявления, отправляемые в ведомства в электронном

виде, а так же получать подписанные письма и уведомления о том, что обращение принято на рассмотрение от соответствующих органов власти. 4.Электронные торги. Электронные торги проходят на специальных площадках (сайтах). Электронная подпись необходима поставщикам на государственных и коммерческих площадках. ЭП поставщиков и заказчиков гарантируют участникам, что они имеют дело с реальными предложениями. Кроме того, заключенные контракты приобретают юридическую силу только при его подписании обеими сторонами.

5. Арбитражный суд. При возникновении каких-либо споров между организациями в качестве доказательства в суде могут использоваться электронные документы. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, подписанные электронной подписью или другим аналогом собственноручной подписи, относятся к письменным доказательствам.

6. Документооборот с физическими лицами. Надо признать, данная сфера применения ЭП весьма специфична и пока редко используема, тем не менее, возможна. С помощью ЭП заверять различные документы могут физические лица. Благодаря этой возможности удаленные работники на основании договоров оказания услуг, например, могут выставлять акты приемки-сдачи работ в электронном виде.

Отсутствие законодательных актов о развитии в России Интернета, равно как и возможности их эффективного применения, уже сейчас отрицательно сказывается на развитии общественных отношений (например, в области реализации прав граждан на информацию, предотвращения распространения сведений, затрагивающих честь и достоинство граждан, охраны объектов интел-лектуальной собственности, в других сферах общественно-политической жизни). Более того, по мере вовлечения в хозяйственный оборот отношений, связанных с Интернетом, отсутствие правовых рамок для такой деятельности способно не только стать тормозом для экономического развития, но и вынудить российских пользователей Интернета обращаться за соответствующими услугами к специализированным организациям за пределами России, что с учетом специфики Интернета может быть легко реализовано.

К числу основных проблем, нуждающихся в скорейшем нормативном урегулировании для предотвращения отставания российского сегмента Интернета от общемировых тенденций и обес-печения защиты государственных интересов Российской Федерации в данной области, многие специалисты относят:

определение государственной политики Российской Федерации в отношении развития российского сегмента глобальной ин-формационной сети Интернет; решение на международном уров-не вопросов государственной юрисдикции применительно к раз-личным сегментам Интернета;

обеспечение свободного доступа российских пользователей к сети Интернет и соответствующим сетевым информационным ресурсам, а также беспрепятственного информационного обмена, в том числе международного;

определение порядка и условий подключения к Интернету государственных органов (в том числе с целью обеспечения граждан информацией о деятельности этих органов), а также учреждений библиотек, школ и иных учреждений социально-культурной сферы;

определение правового режима информации, размещаемой в Интернете или передаваемой через предоставляемые в Интернете средства обмена;

предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых в Интернете (в частности, распространения оскорбительной и непристойной информации, антиобщественных призывов), а также создание нормативных условий для эффективного выявления и наказания лиц, совершающих такие правонарушения;

защита персональных данных, в частности тех данных о пользователях Интернета, которые собираются в процессе их взаимодействия между собой и с операторами услуг в Интернете;

создание нормативных условий для электронного документооборота в Интернете; установление принципов и порядка использования адресного пространства Интернета; подтверждение подлинности и авторства информации в информационных продуктах, средствах просмотра и передачи информации;


обеспечение нормативной базы для электронной коммерции; признание юридической силы за сделками, совершенными в Интернете; определение порядка производства электронных платежей;

обеспечение информационной безопасности (в частности, предотвращение распространения по Интернету компьютерных вирусов, недопущение несанкционированного доступа к информации); установление порядка применения средств криптозащиты применительно к использованию Интернета.

В последнее время предприняты попытки законодательно урегулировать некоторые из названных проблем.

9. Нормативная правовая информация и ее классификация.

составляет ядро всей правовой информации и представляет собой совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами, т.е. соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, их издавшего, в системе органов государства и от их компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт Действующие информационные системы включают так­же значительное число ведомственных правовых актов, про­шедших регистрацию в Министерстве юстиции РФ". 3. Уровень субъекта Российской Федерации (региональный уровень). В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ республи­ки (государства) в составе РФ имеют свое законодательство и конституцию. Край, область, город федерального значения имеют устав и законодательство. В настоящее время активно формируется региональное законодательство, которое можно подразделить на акты: представительной и законодательной власти; органов исполнительной власти; судебной власти. 4. Акты, местного самоуправления. В соответствии со ст. 131 Конституции РФ местное управление не входит в систему го­сударственных органов, а осуществляется в городах, сельских поселениях и других территориях с целью обеспечить самосто­ятельное решение населением местных вопросов. Нормотворче-ство органов местного самоуправления представлено актами: местных представительных органов; местной администрации; органов территориального общественного самоуправления Нормативная правовая информация Этот вид информации касается сведений (сообщений, дан­ных) о нормах права, правовых институтах, правоположени-ях, санкциях, видах и формах юридической ответственности и т. д. Нормативная правовая информация может быть представ­лена в виде четырех уровней: 1. Международно-правовая информация - это сведения, которые содержатся в международных договорах, соглашени­ях, конвенциях, выражающая взаимосвязи народов, между­народных организаций, а также отношения по поводу прав и свобод человека. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнан­ные принципы и нормы международного права и международ­ные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Тем самым существенно расширяется число актов и норм, подлежащих обработке в автоматизированных инфор­мационно-поисковых системах (АИПС) правовой информации 2 . 2. Правовая информация федерального уровня содержит­ся в Конституции РФ, в федеральных конституционных за­конах, в федеральных законах, в нормативных указах Пре­зидента РФ, постановлениях Правительства РФ и других нор­мативных актах 3 . В информационный массив входят и акты судебной практики: решения Конституционного Суда Российской Федерации; разъяснения по вопросам применения законодательства; обзоры судебной практики; официально опубликованные решения по наиболее слож­ным делам.

13. Справочные правовые системы: основные направления их использования в юридической деятельности. Под справочной правовой системой (СПС) будем понимать автомати­зированную систему, предназначенную для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации по запросам пользователей. Принципиальную особенность справочных систем составляет понятие «информационный поиск». Информационный поиск - это процесс отыска­ния в некотором множестве тех сведений, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету). Сегодня можно выделить следующие основные сферы применения этих систем: - правотворчество, систематизация и исследование проблем зако­нодательства; - правоприменительная практика; - правовое образование. В правотворческой деятельности справочные правовые системы играют роль незаменимого помощника для учета ранее разрабатывавшихся норма­тивных актов на этапе разработки новых нормативных актов. Обеспечение увязки всех вновь создаваемых нормативных актов с уже действующими, исключение возможности повторений одних и тех же норм в различных пра­вовых актах, признание определенных нормативных актов утратившими силу - работа очень трудоемкая. Ручной отбор необходимых правовых до­кументов может не только занять достаточно длительное время, но и привес­ти к тому, что многие нормативные акты останутся вне поля зрения специа­листов. Машинный поиск существенно повышает оперативность подготовки новых нормативных актов и перечней нормативных актов, утративших силу.«Система» - эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации; «Эталон» - база данных по законодательству (разработана НЦПИ при Министерстве юстиции РФ; «КонсультантПлюс» - справочная правовая система (создана специалистами АО «КонсультантПлюс»; «Гарант» -справочная правовая система (разработана научно–производственным объединением «Гарант–Сервис» (МГУ); «Кодекс» - информационно-справочная правовая система (создана в «Центре компьютерных разработок» (Санкт–Петербург); АРМ «Юрист» -разработкаагентства «Intralex».Велико значение справочных правовых систем при проведении основных видов систематизации правового материала: инкорпорации, кодификации и консолидации. Наличие специальных хронологических, предметных клас­сификаторов и классификаторов правотворческих органов существенно уп­рощают проведение хронологической или предметной инкорпорации. Об­легчается работа по внесению официальных изменений в текст нормативно-правовых актов и подготовки новых редакций документов. Кодификация законодательства может быть организована на оптимальном уровне с исользованием развитого инструмента гипертекстовых ссылок между доку­ментами информационного массива. Наибольшее применение справочные правовые системы находят в пра­воприменительной деятельности. Систематизация законодательства всегда необходима в правоприменительной деятельности, так как логически после­довательное, внутренне согласованное изложение правовой информации обеспечивает более полный и быстрый поиск нужной правовой информации. Систематизированное законодательство позволит достигнуть высокого уровня правовой культуры населения и профессионально-юридической культуры работников правоприменительной области". Значительно выросло число специалистов, в процессе работы сталки­вающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой ин­формации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С ис­пользованием справочных правовых систем задача быстрого подбора необ­ходимых документов существенно упрощаетсяНаконец, неоспорима роль справочных правовых систем в процессе юри­дического образования. Этот факт нашел свое отражение в учебных про­граммах многих ведущих юридических вузов по дисциплине «Правовая ин­форматика», в которых присутствуют разделы по изучению возможностей современных справочных правовых систем. Особенности СПС, Неофициальный характер правовой информации. Следует заметить, что информация, полученная в результате работы автоматизированной сис­темы, хранящей и обрабатывающей официальную правовую информацию, не будет являться официальной. Возможность реализации поиска в системе законодательства. При реализации автоматизированного поиска нормативной правовой информа­ции и структурирования информационного массива необходимо принимать во внимание все основные подструктуры системы российского законода­тельства: иерархическую (вертикальную), отраслевую (горизонтальную) и федеративную. Для отражения горизонтальной структуры законодательства в автомати­зированных системах правовой информации служат тематические классифи­каторы двух видов - тематический классификатор документов и классифи­катор ключевых понятий, встречающихся в текстах документов информаци­онного массива. Отражение иерархической (вертикальной) структуры законодательства практически во всех существующих справочных правовых системах основа­но на двух взаимодополняющих классификаторах типа «Орган, принявший нормативный акт» и «Вид нормативного акта». Первый, как правило, содер­жит список правотворческих органов в алфавитном порядке, второй - спи­сок всех форм нормативных актов (конституция, федеральный закон, указ, постановление и т.д.). Для решения задачи разделения федерального законодательства и зако­нодательного массива субъекта Федерации или местного самоуправления в большинстве современных справочных правовых систем предусмотрены специальные процедуры (выбор соответствующего раздела информационно­го массива, задание специального фильтра по территории действия и т.п.).

20. Правовые проблемы информатики.

Конституция Российской Федерации подняла уровень пра­вового регулирования информационных отношений. В ней впер­вые применены термин "информация" и производные от него понятия (право на информацию, тайна информации, распрос­транение информации и др.). Нормы о праве на информацию приведены в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права. Впервые в Конституцию РФ включено положе­ние, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Подчеркивая фундаментальный характер права на инфор­мацию, Конституция РФ включила его в число основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 право на информацию входит в категорию "высшие ценности", ибо его режим подчиняется всему конституционному механизму, установленному в гл. 1, 2 Конституции РФ". Право на информацию относится к категории личных, т. е. таких прав и свобод, которые обеспечивают автономию лично­сти, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров ее развития, принципы самоопределения 2 . Это право является естественным и прирожденным. Анализ конституционных норм позволяет говорить о глав­ном принципе информационных отношений - свободе инфор­мации. Принцип свободы в более широком контексте является центральным принципом всего конституционного регулирова­ния. Из принципа свободы информации непосредственно выте­кают два следствия: 1) открытость и доступность основной "^(ассы информации; 2) презумпция доступности информации, в соответствии с которой доказывание ее особого режима (закрытости, кон­фиденциальности) лежит на владельце ("держателе") инфор­мации. Доля информационных норм в общем массиве междуна­родно-правовых норм постоянно возрастает. Только за после­дние три года было заключено 18 международных договоров, затрагивающих проблему обмена информационными ресурса­ми. Специалисты в области международного информационного обмена и коммуникаций выдвигают идею международного ин­формационного права. Отношение к данной концепции долж­но быть положительным. Однако в настоящее время говорить о международном информационном праве как сложившейся отрасли преждевременно. Информационное право должно рас­сматриваться как подотрасль такой отрасли международного права, как "права человека". Международное информационное право имеет свой объект регулирования. Это международные информационные отно­шения. Они возникают в ходе: трансграничной деятельности СМИ различных государств; реализации права государств и народов на информацию; международного обмена научной, на­учно-технической, экономической и иными видами специали­зированной информации; определения правового статуса меж­дународных баз и банков данных, компьютерных систем воен­ного и космического характера; международно-правового ре­гулирования статуса журналистов; определения правового ста­туса информации как международного ресурса и общего дос­тояния человечества. Перед международным информационным правом стоят такие задачи, как определение понятия международной ин­формации, ее классификация. Виды международно-правовой информации должны быть классифицированы по отраслям международного права. Так, есть основания говорить об ин­формации в сфере права окружающей среды, космического, воздушного, морского, экономического, уголовного права и др. Необходима выработка документа, охватывающего все основ­ные проблемы международного информационного права. Федеральное информационное право - это совокупность норм и институтов, регулирующих информационные отноше­ния, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе производства и потребления информации. Эти нормы должны соответствовать основным принципам законодательства в сфере информации и информатизации, всем его требованиям. В состав информационного права входят следующие воп­росы (объект регулирования): права граждан и других субъектов права на информацию; правовой режим информации и информационных ресурсов; государственная политика и управление в сфере инфор­мации и информатизации; правовое положение информационных центров и автома­тизированных систем; вопросы собственности, владения и распоряжения; правовые вопросы, возникающие при оказания информа­ционных услуг; информация в условиях рынка и развития предпринима­тельства; индустрия информатизации, информационные ресурсы; международно-правовое сотрудничество в сфере инфор­мации и информатизации. Особенная часть данного законодательства регулирует ин­формационные отношения, которые складываются в различ­ных сферах и направлениях общественного развития. Каждое направление представлено одним или несколькими законами и другими нормативными правовыми актами (например, зако­нодательство о средствах массовой информации). Основной целью развития законодательства России об ин­формации и информатизации является: создание полной системы нормативных правовых актов; повышение эффективности действующих информацион­ных норм; создание новых направлений правового регулирования (информатизация политической сферы).

22. Информационные проблемы права Проблемы взаимоотношений граждан и государства в связи с доступом к правовой информации Государство не может управлять, не устанавливая правила и не информируя об этом всех,
кто их должен соблюдать. Государство объективно заинтересовано в распространении правовой информации и доведении ее до каждого гражданина - органы власти и работники аппарата не любят гласность.- проще управлять незнающими людьми. Они менее требовательны;- информирование не такая простая вещь: она требует и средств, и немалых усилий;- открытость мешает реализации частных интересов людей, использующих государственные ресурсы в своих целях. Гражданам самим следует заботиться о получении нужной информации. Помощниками граждан выступают: - законодательство, закрепляющее права граждан на информацию; - негосударственные издательства и информационные фирмы; - информационные технологии, облегчающие распространение правовой информации. Опубликование правовой информации. Знание законов, доступность законов для всех граждан является неотъемлемым условием функционирования правового государства. Конституция РФ статья 15 п. . Законы подлежат обязательному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 1) непременным условием вступления в силу нормативного документа является его официальное опубликование в средствах массовой информации. 2) Запрет на установление обратной силы законодательных актов. 3) Доступ к правовым актам должен быть бесплатным или осуществляться за небольшую ограниченную плату. Нельзя требовать выполнения правил, если гражданин не имел возможности ознакомиться с ними. Осуществление опубликования:Опубликование в газетах, журналах Рассылка правовых актов в организации и гражданам Опубликование в сборниках, отдельных изданиях Размещение текстов правовых актов в компьютерных правовых базах данных Выпуск бераторов (папки с разъемными листами) Размещение на WWW-сайтах в Интернете Сообщение о принятии правовых актов по телевидению, радиоЗначение опубликования нормативных актов Для того чтобы обеспечить соблюдение норм права, обязательно нужно добиться их известности. Это необходимо не только для зако­нов, но и для подзаконных актов, которые также затрагивают значи­тельное число граждан или групп населения. В основе этого правила лежит презумпция, согласно которой ективная невозможность узнать содержание нормативных актов ло­гически должна освобождать от обязанности их выполнения. на информацию о новых законах и иных нормативных ак­тах - это одно из признанных международным сообществом прав че­ловека. Государство обязано уважать данное право и содействовать его реализации. Проблема доступности, открытости законодательства приобрета­ет особое значение еще и потому, что в качестве «информаторов» по законодательству сегодня все чаще выступают различного рода ком­мерческие структуры, которые далеко не всегда способны обеспечить полную и достоверную информацию о законах. Более того, нередко под видом законов они воспроизводят даже не самые последние их проекты. В их публикациях встречаются неточности и ошибки. Главное же значение опубликования состоит в том, что оно явля­ется необходимым условием вступления нормативных актов в силу, их применения, действенности, следовательно, обязательной силы правовых норм. Для того чтобы все нормативные акты были доведены до сведения граждан, которых они непосредственно или косвенно касаются, в за­конодательстве предусматриваются нормы по опубликованию юри­дических актов. Опубликование - это действие, заключающееся в доведении нормативных актов до сведения всех граждан, кому они адресованы. Официальные источники опубликования Здесь тоже не наблюдается единообразия. Законы публикуются в Парламентской газете, Российской газете или в Собрании законодательства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации подлежат официаль­ному опубликованию в Российской газете и Собрании законодатель­ства Российской Федерации. Постановления Правительства Российской Федерации имеют Ведомственные нормативные акты подлежат официальному опубликованию в Российской газете, в Бюллетене нормативных ак­тов федеральных органов исполнительной власти. Сохранилась и та­кая форма официального оглашения, как ведомственная рассылка. Она осуществляется в целях доведения ведомственных актов до их исполнителей и обычно нормативно регламентируется самими ве­домствами.

Справочные правовые системы


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник