18.09.2019

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест? Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда


До июня 2016 г. у нас действует аттестация работников. Поэтому, мы на данный момент исчисляем страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу за вредные условия по ставке 2%. В июне, наша аттестация по срокам уже будет недействующая. Спецоценку в этом году мы провести не сможем. В данном случае, нам с месяца, когда наша аттестация будет недействующая надо будет начислять страховые взносы по дополнительному тарифу за вредные условия уже по повышенному тарифу? И что грозит предприятию, если мы не сможем своевременно провести спецоценку?

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для исчисления страховых взносов по доптарифу по работникам-вредникам. При условии, что аттестация проведена в соответствии с требованиями законодательства до 01.01.2014 и срок ее действия не истек.

Т.о. компания вправе применять дифференцированный тариф допвзносов до даты истечения срока действия аттестации рабочих мест. Если до этого момента организация не проведет спецоценку, то со дня истечения сроков действия аттестации взносы нужно уплачивать согласно ч.1-2 ст.58.3 Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Если организация не проведет спецоценку в установленные Законом сроки, это будет являться нарушением требований охраны труда. За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде (ст.5.27.1 КоАП РФ):



– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организаций.

Дополнительные тарифы

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ , список № 1 , утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10);
  • на определенных видах работ , указанных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Если какие-то из этих работ включены в списки профессий, должностей и организаций , дающих право на досрочную пенсию, начислять страховые взносы по дополнительным тарифам нужно только с доходов сотрудников, указанных в них.

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации или аттестация рабочих мест . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н .

Если на выплаты некоторым сотрудникам организация обязана начислять дополнительные пенсионные взносы , то такие взносы рассчитывайте без учета предельной величины выплат. То есть со всех начисленных этим сотрудникам выплат, которые облагают страховыми взносами.

Такой порядок следует из положений части 3

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда , ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены частями и статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов , установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. Например, если отчет о специальной оценке был утвержден 15 июня, применять дифференцированную шкалу тоже нужно с 15 июня. С выплат, начисленных c 1 по 14 июня включительно, взносы начисляйте на прежних условиях. Об этом сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113 .

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест . До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

  • аттестация рабочих мест проведена, и ее результаты оформлены по правилам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н или от 31 августа 2007 г. № 569 ;
  • результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113);
  • по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными;
  • срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Внимание: начиная с 1 января 2014 года определять степень безопасности рабочих мест можно исключительно в форме специальной оценки условий труда согласно . Документы, которые регулируют порядок аттестации рабочих мест, когда проводят специальную оценку условий труда, не применяют (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест, определяя размеры дополнительных тарифов, разрешено потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не менялась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагают дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Внимание: если условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации прошлых лет, дополнительные пенсионные взносы начисляйте по фиксированным тарифам 6 или 9 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ . Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ и подтверждено в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г. и в письме Пенсионного фонда РФ от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707 .

Как провести специальную оценку условий труда

Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи , когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в пункте 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Ответственность

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:

– предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
– штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организаций.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
– штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

Такая ответственность предусмотрена Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения оценки определены Федеральным законом , который вступил в силу с 1 января 2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной , который вступил в силу 8 апреля 2014 года. Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников. Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России ).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении ():

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям ().

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; и письмо Минтруда России ).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)


Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий ():

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России ).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России или .

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).
Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. , можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки ();
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года ( , утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н). Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов ().
По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах ()

Кто должен проводить специальную оценку?

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера ()

Какие рабочие места подлежат специальной оценке?

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда ():
— надомных работников;
— дистанционных работников;
— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями

Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?

Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки ( «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?

Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб.
При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить .
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по .

Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?

Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. Ф.
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены ()

Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?

Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога ().
При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН ().
Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу ()

Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?

Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет ФСС

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены . Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.
    О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте .
  • Расходы на спецоценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм, но не более 20 % от суммы взносов. Это предусмотрено , который зарегистрирован в Минюсте России 15.05.2014 под № 32284 и вступил в силу.
    О том, как за счет ФСС оплатить спецоценку условий труда и другие мероприятия по технике безопасности, читайте .

В организации в ноябре 2015 года закончился срок действия аттестации рабочих мест. На основании завершения срока действия аттестации рабочих мест организация перестала начислять компенсации работникам, работающим на рабочих местах, условия труда на которых были признаны вредными. 28 июля 2016 года была проведена специальная оценка условий труда, которая установила вредные условия труда на рабочих местах.
С какого времени работодателю следует предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Включить в трудовой договор условия о гарантиях и компенсациях, связанных с работой во вредных условиях труда, и предоставлять соответствующим работникам такие гарантии и компенсации работодатель должен со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда.

Обоснование вывода:
Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы ( , ТК РФ).
Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) ( , Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)).
Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда (решение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-1/В-298, п. 12 Информации Минтруда России от 29.10.2014 "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда"), либо результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до 1 января 2014 года порядком ( Закона N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, к которому прилагаются в том числе карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах ( Закона N 426-ФЗ, п. 95 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н). Эти документы содержат обезличенную информацию о том, на каких конкретно рабочих местах занятость должна сопровождаться предоставлением гарантий и компенсаций. На основании именно этих документов у работодателя возникает обязанность по предоставлению этих льгот и гарантий любому сотруднику, занятому на соответствующем рабочем месте.
Характеристика условий труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, являются обязательными для включения в трудовой договор (часть вторая ТК РФ). Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия из числа предусмотренных частью второй ТК РФ, трудовой договор должен быть дополнен недостающими условиями. Для этого заключается письменное соглашение сторон, которое становится неотъемлемой частью трудового договора (часть третья ТК РФ). Во исполнение указанных норм трудовые договоры всех сотрудников, которые на основании карт специальной оценки условий труда имеют право на гарантии и компенсации, необходимо дополнить информацией об этом.
Согласно , Закона N 426-ФЗ отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается работодателем. Как следует из этих норм, датой завершения специальной оценки условий труда является день утверждения работодателем отчета о её проведении. Условия труда признаются вредными с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда, содержащего соответствующие выводы.
Следовательно, трудовые договоры должны быть дополнены условиями о предоставлении гарантий и компенсаций после утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки. Однако независимо от того, когда были внесены соответствующие изменения в трудовые договоры с работниками, последние имеют право на предоставление льгот и компенсаций именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки, по результатам которой условия их труда признаны вредными.
Таким образом, обязанность предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда появляется у работодателя именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда. Поскольку обязанность работодателя на работах с вредными условиями труда предоставлять гарантии и компенсации установлена РФ, отказ в их предоставлении по причинам отсутствия в трудовом договоре соответствующих условий, если условия труда работников являются вредными, не допустим.

К сведению:
Обращаем Ваше внимание, если по результатам проведенной аттестации рабочих мест работникам были установлены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, то работодатель вправе изменить уровень предоставляемых работникам таких гарантий и компенсаций в рамках установленных действующим трудовым законодательством пределов или отменить их, если по результатам специальной оценки зафиксировано улучшение условий труда. В этом случае соответствующие условия трудового договора могут быть изменены либо по соглашению сторон ( ТК РФ), либо по инициативе работодателя ( ТК РФ) (смотрите, например, ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ на Вопрос: "Согласно аттестации рабочих мест 2011 года сотрудник получал доплату за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску (условия труда на рабочем месте сотрудника считались вредными - подкласс 3.1). Согласно проведенной спецоценке условий труда в 2015 году класс вредности изменился, условия труда признаны допустимыми (2 класс), доплата за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску больше сотруднику не полагаются (хотя сотрудник выполняет ту же работу в тех же условиях). Как следует произвести отмену компенсаций работникам?").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Мы частное учреждение дополнительного профессионального образования учебный центр (УСН доходы минус расходы), закончился срок аттестации рабочих мест, как заполнять таблицу 10 формы 4-ФСС?

Ответ

Из текста вопроса следует, что спецоценку рабочих мест Вы не проводили, в таком случае таблицу 10 все равно нужно заполнить. В графе 3 укажите общее количество рабочих мест, а в графах 4, 5 и 6 проставьте прочерки.

Отметим, что, начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда, но в отношении некоторых рабочих мест её можно проводить поэтапно. Это рабочие места:

Как составить и сдать расчет взносов на обязательное социальное страхование и страхование от несчастных случаев (форма 4-ФСС)

Сведения о специальной оценке условий труда

Для установления скидки (надбавки) к тарифу взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний организация обязана информировать ФСС России о результатах специальной оценки условий труда и проведении обязательных медосмотров сотрудников (). Необходимые сведения отражаются в раздела II , утвержденной .

Таблица 10 является обязательной в форме 4-ФСС. Ее должны заполнять все страхователи. Если страхователь еще не проводил специальную оценку условий труда, указывайте в таблице данные о действующих результатах аттестации рабочих мест, проведенной в предыдущие годы. Об этом сказано в Порядка, утвержденного .

Если организация не проводила ни специальную оценку условий труда, ни аттестацию рабочих мест, таблицу 10 все равно нужно заполнить. В таком случае в графе 3 укажите общее количество рабочих мест, а в графах 4, 5 и 6 проставьте прочерки.

Как провести специальную оценку условий труда

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда ().

Порядок для данной процедуры прописан в . проведения специальной оценки условий труда утверждена .

Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным . В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, в течение пяти лет со дня ее завершения.

Исключение - случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно . Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно .

Поэтапная специальная оценка условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в , с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет .

Аттестация рабочих мест по новому

Итак, как следует из Приказа от 26.04.2011 № 342н Минздравсоцразвития России, вводится новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок). Этот документ вступил в силу 01.09.2011. Новый Порядок содержит существенные изменения, которые касаются как работодателя, так и работника. В нем более детально описаны подготовка к аттестации, распределение обязанностей по ее организации и проведению, оформление результатов. Кроме того, появился целый ряд нововведений.

И что же нового теперь нам предстоит:

Теперь результаты аттестации, согласно п. 3 Порядка, используются и в новых целях:

  • для разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установления работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными факторами, льгот - сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, оплаты труда в повышенном размере;
  • приведения наименований должностей в соответствие с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
  • сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

Новый Порядок распространяется не только на работодателей, но и на специализированные организации, которые будут оказывать услуги по проведению аттестации рабочих мест. Таким образом, работодатель и аттестующая организация участвуют в этом процессе вместе, причем с последней должен быть заключен гражданско-правовой договор. Важное условие: аттестующая организация должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, т.е. не должна оказывать влияние на его деятельность. Кроме того, для нее необходимо наличие аккредитации. В соответствии с п. 6 Порядка, работодатель имеет право привлекать не одну, а несколько таких организаций. Теперь они могут работать независимо друг от друга, аттестуя не только различные подразделения, но и различные виды работ. А вот обязанность и ответственность за проведение аттестации возлагаются исключительно на работодателя.

Обратите внимание: пункт 6 Порядка вводит определение аттестующей организации. Это юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с Порядком, оформление и подготовку отчета об аттестации.

В соответствии с абзацем 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест. В п. 7 Порядка содержится перечень соответствующих прав и обязанностей как работодателя, так и аттестующей организации. От последней работодатель вправе требовать документального подтверждения аккредитации - уведомления о включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда или хотя бы его копии. При проведении аттестации работодатель должен предоставлять необходимую документацию, давать разъяснения и оказывать содействие аттестующей организации. Та, в свою очередь, самостоятельно определяет методы, с помощью которых будут проводиться измерения и оценка на основе Порядка и нормативных правовых актов, определяет состав специалистов, которые будут проводить измерения и оценку, и может отказаться от проведения аттестации, если работодатель не обеспечит необходимые условия. Кроме того, аттестующая организация обязана по требованию работодателя предоставить об-основания выводов, полученных по результатам аттестации. Работодатель теперь сам может устанавливать сроки проведения аттестации, учитывая, что она должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, что указано в п. 8 Порядка. Для этого он, согласно п. 11 Порядка, издает приказ, которым утверждаются состав аттестационной комиссии и график проведения аттестации (приложения 1 и 2). А вот аттестация новых рабочих мест должна начаться не позднее чем через 60 рабочих дней после их ввода в эксплуатацию и будет внеплановой (п. 8 Порядка). Внеплановая аттестация проводится также и по результатам госэкспертизы условий труда, при замене производственного оборудования, средств коллективной защиты или модификации технологического процесса.

Все особенности проведения аттестации работодатель может установить в локальном нормативном акте, разработанном на основе Правил, - этот документ обязательно надо согласовать с профсоюзной организацией.

Изменен и процесс подготовки к проведению аттестации рабочих мест. Если предыдущий Порядок (был утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 и действовал до 01.09.2011) рекомендовал включать в состав аттестационной комиссии представителей профсоюзных организаций, то по п. 10 нового Порядка в состав комиссии обязательно должны войти представители выборного органа профсоюза и специалист по охране труда, а возглавить ее должен представитель работодателя. Определена оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которая должна содержать: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации в соответствии с п. 14-19 Порядка. Она должна затронуть все факторы производственной среды и трудового процесса. Перечень факторов формируется из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, а также предложений работников. Оценка должна выполняться на основе инструментальных измерений и определения уровней факторов производственной среды в ходе типичных для организации производственных процессов. Средства измерения следует проверить в установленном порядке. Все измерения и оценка, как и раньше, оформляются протоколом. Однако форма протокола и требования к его оформлению изменились. Сама форма протокола приводится в приложение № 4 Порядка. Теперь в протоколе, согласно п. 18 Порядка, надо обязательно указать полное и сокращенное наименование организации, фактический адрес местонахождения организации. Помимо наименования рабочего места необходимо привести должности работников, занятых на аттестуемых рабочих местах, в соответствии с ОКПДТР, а также сведения об аккредитации как самой аттестующей организации, так и ее испытательной лаборатории. Завершают протокол заключение о фактическом уровне фактора на всех местах, где проводились измерения, и итоговом классе условий труда по этому фактору. Подписать протокол должны всего два лица - ответственное должностное лицо и специалист аттестующей организации, который проводил измерения. Но если измерения и оценку выполняли несколько специалис-тов, то в протоколе должны быть указаны все, кто принимал в этом участие. Протокол обязательно заверяется печатью аттестующей организации (приложение 3).

Специалисты аттестующей организации также оценивают травмоопасность рабочих мест и обеспечение работников СИЗ. Сначала следует определить соответствие условий труда гигиеническим нормативам и степень травмоопасности рабочего места, а уже затем - проверить, предоставлены ли работникам СИЗ. Теперь, согласно п. 31 Порядка, процедуры оценки обеспечения СИЗ должны осуществляться последовательно, а не одновременно, как раньше. Порядок следующий: номенклатуру фактически выданных работникам СИЗ необходимо сопоставить с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи, затем убедиться в наличии сертификатов соответствия СИЗ и уже в заключение проверить порядок обеспечения работников СИЗ и оценить фактическое состояние выданных средств. Кроме того, дополнительно может выявляться эффективность уже выданных сотрудникам средств.

Вместо оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах в новом Порядке появляется комплексная оценка. В соответствии с п. 36 Порядка она включает результаты оценок класса или подкласса условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам, класса условий труда по травмоопасности и обеспеченности работников СИЗ.

Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета

Согласно п. 44 Порядка, после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (плановой или внеплановой) ее результаты необходимо оформить, но не в виде пакета документов, а в виде отчета. К такому отчету должны прилагаться те же документы, которые входили раньше в состав пакета, но вместо приказа о проведении аттестации должен быть приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации. Так как в аттестации теперь обязательно задействована аттестующая организация, то к отчету прилагается новый документ - «Сведения об аттестующей организации». Его форма приведена в приложении № 10 Порядка. В этом документе детально излагаются данные аттестующей организации: ее полное наименование, адрес, данные о руководителе, ИНН, сведения об аккредитации испытательной лаборатории и о ее работниках, участвовавших в проведении аттестации, а также информация о приборах, с помощью которых проводились измерения. Если по окончании аттестации выдается заключение по итогам госэкспертизы и предписание о выявленных нарушениях Порядка, то они также должны прилагаться к отчету. В новом Порядке определен срок рассмотрения отчета аттестационной комиссией. Согласно подпункту 12 п. 44 Порядка, он не должен превышать 10 календарных дней с даты поступления документа. В этот же срок аттестационная комиссия подписывает протокол заседания и передает его вместе с отчетом работодателю. А работодатель в свою очередь в течение следующих 10 рабочих дней должен подписать приказ о завершении аттестации и утверждении отчета и в обязательном порядке ознакомить работника под роспись с результатами аттестации.

Сводную ведомость результатов аттестации и сведения об аттестующей организации в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации работодатель передает в государственную инспекцию труда - причем не только в бумажном виде, но и на электронном носителе. Эти требования содержатся в п. 45 Порядка. Те же документы аттестующая организация должна направить в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных. При этом работодатель несет ответственность не только за проведение аттестации, но и за достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда, а ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается как на работодателя, так и на аттестующую организацию.

Новый Порядок также дает преимущества и работникам, занятым на тяжелых работах, а также работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В ходе аттестации фиксируются вредные факторы, влияющие на здоровье человека, а сотрудники обязательно знакомятся с результатами проверки. Это является дополнительной гарантией льгот, предоставленных таким работникам Трудовым кодексом Российской Федерации, - сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Приложение 3

Пример протокола оценки травмоопасности рабочего места

Информация предоставлена по материалам журнала Кадровик.ру


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник