19.08.2019

Что осталось от домонгольской руси. Свинцовые вислые печати древней руси


Кроме киевских князей право пользоваться печатями имели высшие светские должностные лица – посадники, т.е. наместники князя в городах.

Наиболее известны две печати посадников киевских князей:

1) Печать тмутараканского посадника Ратибора;

2) Печать новгородского посадника Завида.

В настоящее время известны семь печатей Ратибора в пяти вариантах. Они были обнаружены во время археологических раскопок в Крыму, под Киевом и в Полтавской области. Печати Ратибора вислые, свинцовые, разных размеров, 22-27 мм и более. На них изображен с одной стороны Климент, папа римский, в святительном облачении с благословляющей правой рукой и евангелием в левой. По обеим сторонам изображения надпись, которую Н.П.Лихачев читает: "О Климент", на обороте печати надпись "От Ратибора". Имя Ратибор языческое. Возможно, что посадник Ратибор имел христианское имя Климент, поэтому изображение Климента – папы римского попало на его печать. Это только предположение. Однако, то обстоятельство, что часть печатей найдена на территории Крыма, а также характер работы по выполнению печати позволяют отнести их в 11 веку и приписать тмутараканскому посаднику, боярину и тысяцкому Ратибору. Палеографический анализ надписи, изучение начертания букв, тоже не вызывает сомнения, что эти печати относятся к 11 – началу 12 века. В.Л.Янин обращает внимание на форму надписи печати "От Ратибора". Она не только определяет принадлежность печати, но и указывает, что документ с этой печатью содержит "рукописание владельца печати, его распоряжение, письмо, донесение". Вероятно, Ратибор пользовался печатью для заверения своей корреспонденции.

Печать Завида датируется 80-90-ми годами 11 века. Существует 14 экземпляров печати Завида в 2 вариантах. Иконография печати – условное схематическое изображение фигуры святого Федора, помещенное на одной стороне. На другой стороне печати – благопожелательная надпись: "Воззри на меня, протопроедра Евстафия". Греческий титул "протопроедр" означает "советник князя". Христианское имя Федор носил киевский князь Мстислав Великий, посадником которого в Новгороде был Завид. Евстафий – это христианское имя, полученное самим Завидом в крещении.

3. Печати духовенства

Все известные к настоящему времени древнейшие печати киевских митрополитов относятся к 11 – началу 12 века. Их обнаружено 18 экземпляров в 13 вариантах. Печати высшего русского духовенства отражают зависимость главы русской церкви от Византии. Русская церковь стала автокефальной, т.е. самостоятельной, только в 1589 году при царе Федоре Ивановиче, когда было учреждено патриаршество в России. С 988 до 1589 года русская церковь существовала на правах митрополии, подчинялась Константинопольскому патриарху, глава русской церкви имел титул митрополита и назначался Константинополем. Зависимость русской церкви от Константинополя проявлялась в иконографии печатях высшего киевского духовенства. На печатях помещалась личная эмблема константинопольского патриарха. Зависимость отражалась и в надписях на печатях: киевский митрополит именовался в этих надписях синкеллом. Синкелл – греческий титул, означавший члена совета константинопольского партриарха. Киевский митрополит признавался всего лишь советником константинопольского патриарха.

Наиболее известные печати этого типа – печать митрополита Феопемпта (30-40-е годы 11 века), печати митрополитов Николая и Никифора (конец 11 – начало 12 века).

Делопроизводство в Древнерусском государстве X - XIV вв.

На ранних стадиях развития Древнерусского государства и в период феодальной раздробленности (до середины XV в.) государственных учреждений еще не существовало. В этих условиях единая система делопроизводства не была востребована самой системой управления. Ее функции выполняли чаще всего отдельные должностные лица или органы, осуществлявшие свою деятельность либо вообще без штата чиновников, либо с очень ограниченным штатом. Не существовало и системы профессионального обучения лиц, ведущих делопроизводство. В период правления Владимира Святославовича в Киеве - столице Древнерусского государства (978-1015 гг.) - существовало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы и отбирались претенденты на должности «печатников» - хранителей княжеской печати, «металников» - судейских секретарей, писцов и дьяков при князьях и крупных феодалах.

Письменные документы, дошедшие до нашего времени, данные, полученные археологами и лингвистами, показывают, что уже в X в. в Древнерусском государстве была культура написания документов. Это договоры с Византией 911 г. и 945 г. Примечательно, что в обоих договорах упоминается о практике составления документов. В первом случае - письменных завещаний, во втором - подорожных грамот для купеческих кораблей.

В этот период в основном документируются правовые отношения: создаются жалованные и вкладные грамоты, завещания. Археологические раскопки сначала в Новгороде, а потом и в Пскове, Смоленске, Витебске, Старой Руссе и других городах позволили обнаружить частную переписку рядовых жителей северо-западных областей Древнерусского государства X-XV вв. (как мужчин, так и женщин). Возникают и достаточно крупные собрания письменных материалов, еще не разделенных на документные архивы и книжные библиотеки. С развитием законодательных основ государства наряду с объемными многостраничными правовыми актами («Русская Правда», Новгородская и Псковская судные грамоты, Двинская уставная грамота) создаются документы, фиксирующие конкретные частные правоотношения. Это многочисленные разновидности уставных, жалованных, вкладных, купчих грамот; заемные, закладные кабалы, фиксирующие заем денег; житийные записи - при срочном найме работников; полные грамоты - при продаже в рабство; отпускные грамоты и т.д. 1

_____________________________________________________________________________

1 Уставные грамоты - акты, определявшие административное управление той или другой области. Различают два вида уставных грамот: 1) грамоты, определявшие порядок местного правительственного управления, и 2) грамоты, определявшие порядок местного самоуправления. Жалованные грамоты - название правовых актов, предоставлявших церквям, монастырям и различным учреждениям. а также и частным лицам определённые льготы и преимущества. Вкладные грамоты - акты, фиксировавшие передачу (вклад, дачу) имущества (земли) в собственность монастырей и церковных учреждений.

С увеличением числа создаваемых документов обозначились и места для наиболее безопасного их хранения. Место хранения документов называлось ларем , а лицо, ответственное за хранение документов, - ларником . В городах это, как правило, центральные храмы, посвященные святым, выбранным в покровители конкретного города. Поскольку правом выдачи документов, закрепляющих за горожанами земли и другое имущество, пользовались и «концы» (районы) Новгорода, то хранилищами и местом создания документов стали храмы, посвященные покровителям (патронам) цеховых ремесел - рыбаков, торговцев различным товаром, шорников, оружейников и т.д. В таких патрональных храмах велись судебные дела и книги записи торговых операций. Часто само хранение документов в храме придавало им требуемую юридическую силу. В Пскове, например, документы хранились при Троицком соборе в ларях – сундуках. Государственные и церковные акты, которые утверждались на вече, помещали в «Ларь Святой Троицы», придавая им тем самым свойство официального документа. По существу, псковский ларь был и архивом, и канцелярией. В Новгородской республике решения вече оформлялись в «вечевой избе» - особой канцелярии, возглавляемой вечевым дьяком. Здесь же хранилась и печать «Великого Новгорода».

Центрами ведения документации и ее хранения были также гостиные дворы (смоленские, немецкие и др.) и монастыри , так как церковь обладала широкой юридической компетенцией. Сам монастырь - достаточно крупное экономическое предприятие - документировал свою судебную и хозяйственную деятельность, иногда используя для этого и свободное место в духовных книгах.

Накопление традиций в сфере документирования вело к формированию круга профессиональных специалистов в области создания и обработки документов. Первоначально их состав пополнялся за счет церковных псаломщиков и диаконов (дьяконов). Не случайно с XIV в. термин «дьяк» как обобщающий закрепился за всеми лицами, ведущими делопроизводство. Параллельно стали вырабатываться устойчивые образцы обращений и завершений в документах, формуляры, т.е. типовые унифицированные формы отдельных, наиболее распространенных документов, из которых составлялись своеобразные пособия по делопроизводству - «формулярники» . Устанавливаются приемы засвидетельствования документов, их составления (документы начинают проходить стадии написания - чернописи , редакции и беловика ) и такие элементы, как скрепы, печати, мосты (подписи на склейках). Появляются также элементы защиты информации от несанкционированного доступа на стадии хранения и использования. Зафиксированы и первые случаи подделки документов в политических и лично-корыстных целях.

Объем документов определить не представляется возможным, однако характерно, что в Городище под Новгородом и в самом Новгороде найдено около 350 свинцовых печатей - булл, употребляющихся для скрепления документов. Примерно столько же их найдено позднее при проведении раскопок в Пскове.

В Древнерусском государстве выработалась и процедура отмены юридической силы документов. Материалы вынимались «ларником» и уничтожались в присутствии свидетелей. Особо важные документы уничтожались специально выбранной городским вече комиссией, часто публично, в торжественной обстановке. Менее значительные документы возвращались авторам или просто смывались с пергамента, на котором были написаны, а

зачищенные листы снова шли в дело. Достаточно распространенная практика подделки и подчистки текстов потребовала внесения в судные грамоты указаний об аннулировании подложных документов.



Практически до конца XIV в. основным материалом для письма на Руси служил пергамент (особым образом выделанная телячья, баранья или козлиная кожа), называемый в документах и «хартией» и просто «телятиной». Лучший пергамент привозили из Греции или ганзейских городов.

Самой древней формой документа на Руси была грамота. Этим термином, заимствованным из Византии (греч. grammata - письмо, писчая бумага), обозначали все виды письменных документов: от царских указов, актов и постановлений до деловых писем (официальных и частных). На Руси грамота представляла собой отдельный лист пергамента шириной около 3,5 вершков (15-17 см). Размеры документа могли быть различными за счет подклейки следующих листов. Документы, формировавшиеся в одну единицу хранения по какому-либо признаку, подклеивались друг за другом и образовывали длинную ленту, которая затем сворачивалась в свиток или рулон - «столбец». Места соединения листов носили название «склеек» или «составов». Составные части столпа назывались «поставами» . Подписи подьячих, скреплявших дела или документы, состоящие из нескольких листов, делались на оборотной стороне по склейкам. В тех случаях, когда в состав одного столбца входило несколько обособленных дел, каждое из них называлось «столбиком» . Отсюда и название данной технологии работы с документами – «столбцовое делопроизводство». Потерявшие ценность документы счищали, а дорогостоящий материал подравнивали, обрезали обтрепанные места и снова использовали для записи информации.

В этот же период получила расширение практики удостоверения документов печатями. История печатей начинается в глубокой древности. Считают, что само слово «печать « в славянских языках происходит от слова «пеку» и связано оно с обозначением орудия для выжигания знака. С конца IX – начала Х века, с установлением определенного порядка оформления письменного документа, печать стала основной формой заверения; она заменяла подпись и подтверждала подлинность документа. С Х II - XIII века грамоты обязательно скрепляли печатью.

Появление на Руси актовых печатей предположительно можно относить к последним годам княжения князя Игоря. Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удостоверения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии. Именно поэтому на Руси утвердился византийский облик печатей, хотя изображения на них (тип) были вполне самобытны и независимы от влияния Византии. Вполне вероятно, что первоначально печати употреблялись лишь в практике международных дипломатических отношений. На протяжении почти пяти столетий на Руси употреблялись вислые печати из металла – серебра, золота, свинца. У таких печатей изображения были с обеих сторон – матрица вырезалась и для лицевой стороны – аверса (фр. avers от лат. adversus – обращенный лицом к чему-либо, кому-либо) и для оборотной стороны – реверса (лат. re­vers – обратный) печати. Они привешивались на шнурах к документу.

Древнейшей известной в настоящее время печатью является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (ок. 945-972), на обоих сторонах которой помещено изображение княжеского знака, так называемого «знака Рюриковичей». Печати князей Х - 1-й половины ХI века получили название «булл архаической традиции». На них, кроме изображения княжеского знака и круговой надписи, встречаются изображения святых. Происходят они из южных и новгородских находок. В печатях архаической традиции ярко отразилась связь с древнейшими русскими монетами.

Но не только князья имели право владения печати. Кроме них, право скрепления документов печатями имели митрополиты и епископы. До настоящего времени дошли буллы епископов Новгорода, Смоленска, Полоцка и Галича. Все они по существу однотипны – их обязательным атрибутом является изображение Богоматери «Знамение».

Процесс государственной централизации нашел яркое отражение в истории государственных учреждений, как центральных, так и местных. Возросшее значение различных органов власти, расширение сферы их деятельности выразилось в значительном увеличении числа учреждений, использующих печати. В этот период продолжают пользоваться печатями и различные должностные лица – воеводы, дьяки и другие. На смену металлическим приходят воскомастичные печати , подавляющее большинство которых сохранилось при документах. Воск был дешевле по сравнению с металлом, а число документов, которые надо было удостоверять печатью, увеличилось. Кроме того, в XV веке для изготовления документов стали применять бумагу, которая не могла выдержать вес свинца. В XIV веке на Руси появляется другая традиция – печать оттискивали на самом документе или предмете. Такую печать называют прикладной.

С увеличением объемов делопроизводства менялась графика письменности: первоначально документы составлялись уставной манерой письма, характерной для книжного дела с выписыванием букв с прямыми очертаниями. В XIV в. стал использоваться полуустав, позволивший ускорить процесс письма за счет выносных букв и сокращений отдельных слов. Документы писались сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. Из знаков препинания к XIV в. стала использоваться точка в конце предложения.

Несмотря на постоянное расширение практики документирования управленческих действий и юридических фактов, говорить о делопроизводстве в период Древнерусского государства и феодальной раздробленности как о системе определенных норм и правил еще преждевременно. Это период постепенного складывания традиций русской системы делопроизводства, накопления опыта документирования, обработки и хранения документов, обеспечения их сохранности, в том числе защиты от несанкционированного доступа и подделки.

Появление на Руси актовых печатей предположительно можно относить к дохристианскому времени, скорее всего, к последним годам княжения Игоря (912–945). Основной причиной зарождения обычая скрепления документов печатями следует считать необходимость удовлетворения дипломатических и торговых нужд многочисленных и постоянных контактов Руси и Византии.

Именно поэтому на Руси утвердился византийский облик печатей, хотя изображения на них (тип) в основном были вполне самобытны и независимы от византийского влияния. Вполне вероятно, что первоначально печати употреблялись только в практике международных дипломатических отношений. Не случайно, что в письменных источниках печати впервые упоминаются в Повести временных лет именно в тексте договора князя Игоря с греками 945 г. – «ношаху посли печати злати, а гостье сребрени».

В настоящее время фонд древнерусских печатей Х–ХV вв. составляет более 2 тыс. экземпляров. Из них только около 7 % (163 экземпляра) сохранилось при различных актах, при этом из более чем 700 булл домонгольского времени ни одна не дошла при документе. Основная масса печатей найдена на Новгородском городище. Самая значительная находка была сделана в 1961–1962 гг. в Пскове при археологических раскопках Довмонтова города Псковского кремля. Здесь было найдено более 500 печатей, представляющих собой остатки какого-то архива начала ХVI в.

Княжеские печати. Древнейшей известной в настоящее время печатью является свинцовая булла князя Святослава Игоревича (945–972), найденная в 1912 г. в Киеве при раскопках на территории Десятинной церкви. К сожалению, она была утеряна и пока не разыскана. На обеих сторонах этой печати помещено изображение княжеского знака в виде двузубца, окруженное непрочитанной надписью.

Печати князей Х – первой половины ХI в. имеют название «булл архаической традиции». На них, кроме княжеского знака, встречаются изображения розеток и святых. Все 16 печатей этой группы получили персональную атрибуцию. Кроме Святослава, они принадлежали князьям Изяславу Владимировичу (ум. 1001 г.), Изяславу Ярославичу, Святославу Ярославичу. На печатях Святослава Ярославича изображен его святой патрон Николай Мирликийский, а на другой стороне сам князь в княжеской шапке и с большим крестом в руке. На всех буллах Изяслава Ярославича на одной стороне изображен св. Дмитрий, а на другой – розетка, или княжеский знак. Розетка в древнерусских и византийских изображениях являлась знаком солнца. Княжеский знак окружен греческой надписью: «Господи, помоги рабу своему Димитрию». В.Л. Янин доказал, что печати архаической традиции восходят не к византийской сфрагистике, как считал Н.П. Лихачев, а к древнерусскому монетному типу.

В середине ХI в. – на смену печатям архаической традиции приходят печати «греко-русского типа». Какое-то короткое время (около двух десятилетий) печати этих типов сосуществуют. На одной стороне печати помещалось изображение святого тезоименитого владельцу буллы, а на другой – греческая благопожелательная надпись устойчивой формулы: «Господи, помоги рабу своему…». Этот тип печатей бытовал на Руси сравнительно недолго – до начала XII в. Среди этих печатей – буллы таких князей, как Всеволод Ярославич, его брат – смоленский князь Вячеслав Ярославич, Владимир Всеволодович Мономах и другие. Печати Владимира Мономаха (их известно более 25 экземпляров). На одной из булл, относимых к раннему периоду деятельности Владимира, помещена греческая надпись: «Печать Василия, благороднейшего архонта России, Мономаха», а на другой стороне – изображение св. Василия Кесарийского.

На буллах киевского периода деятельности Мономаха (1113–1125) также изображен св. Василий Кесарийский, но греческая надпись уступает место русской: «Господи, помоги рабу своему Василию, князя русского» (другой вариант – «Господи, помоги рабу своему Василию).

С этого времени (после 1113 г.) В.Л. Яниным установлен важный факт деградации печатей киевских великих князей в 1130-х гг., а также практически одновременный расцвет княжеской сфрагистики в Новгороде.

Церковные печати домонгольского времени. Древнейшей церковной печатью является булла митрополита Феопемпта (1037 – ок.

1043), присланного в Киев из Византии. На одной ее стороне изображен св. Иоанн Предтеча, а на другой строчная греческая надпись: «Господи, помоги Феопемпту, митрополиту России». На ранних печатях зависимость русской церкви от Константинополя выражается присутствием личной эмблемы патриарха. Однако уже на печатях митрополита Георгия (1068–1073) изображен его личный патрон – св. Георгий, но при сохранении греческой надписи. На рубеже XI–ХII вв. ярко проявилось стремление к унификации церковной буллы. Характер обязательной эмблемы церковных печатей приобретает изображение Богоматери типа «Знамение» впервые встречаемое на печатях митрополита Николая (руб. ХI–ХII вв.).

Значительная часть известных домонгольских церковных печатей найдена за пределами древнерусского государства, главным образом в Константинополе. Это отражает международный характер некогда скрепленных ими документов. Следует заметить, что размеры печатей могут способствовать их датировке. Например, небольшие печати (диаметром до 25 мм) характерны в основном для XI–ХII вв., а более крупные (до 35–40 мм) – для ХIII–ХV вв.

Печати Ратибора. В княжение Всеволода Ярославича (1054–1093) расширяется круг лиц, имевших право пользоваться собственными печатями. Известно 7 печатей, от пяти пар матриц. На лицевой стороне этих печатей помещено погрудное изображение св. Климента, папы римского, а на оборотной – надпись «От Ратибора». Ратибор – тмутараканский наместник великого киевского князя (с 1079 г.), затем киевский тысяцкий.

Печати протопроедра Евстафия. Существовало 14 печатей с изображением св. Феодора и надписью на греческом языке: «Воззри на меня, протопроедра Евстафия». За исключением одной, все они найдены в Новгородской земле. Титул «протопроедр» можно дословно пере вести как «помощник», «советник» посадника.

Печати с русской благопожелательной формулой. Древнерусские буллы с изображением святых на одной и надписью «Господи, помоги рабу своему...» (ок. 50 экз.). Часть этих печатей, несомненно, являются княжескими. В частности, к этому типу относится большинство известных печатей Владимира-Василия Мономаха. Однако не все. В.Л. Янин убедительно связал их с новгородскими посадниками времени княжения Всеволода Мстиславовича (1117–1136), при котором произошло оформление посадничьей буллы. Специально следует отметить, что данный тип печатей употреблялся посадниками только до 1136 г., когда в Новгороде произошло новое принципиальное разграничение юрисдикции между князьями и посадниками.

Печати с надписью «ДЬНЬСЛОВО». Оригинальную группу древнерусских свинцовых печатей образуют буллы, на одной стороне которых изображен какой-либо святой, или Богоматерь, или шестикрылый Серафим, а на другой двух- или трехстрочная надпись «ДЬНЬСЛОВО» (ок. 35 экз., от 23 пар матриц). Б.А. Рыбаков предложил видеть в этих буллах печати тайной переписки. Этим самым допускается существование у каждого лица, имеющего право на пользование печатями, нескольких буллотириев для документов различного назначения. В.Л. Янин присоединился к истолкованию надписи, предложенному Н.П. Лихачевым, – «внутри слово».

Печати с патрональными изображениями двух святых. Самая большая группа (423 булл, от 151 пары матриц). Это более половины фонда русских домонгольских печатей. Один из изображенных святых был тезоименит владельцу буллы, другой – его отцу. Таким образом, печать, казалось бы, сама называет своего владельца по имени и отчеству. Однако конкретная атрибуция этих печатей затруднена несколькими обстоятельствами. Предположим, что на печати изображены святые, Иоанн Предтеча и Федор Стратилат. Следовательно, владельца печати звали или Иван Федорович, или Федор Иванович, что уже предполагает два возможных решения. Главная же трудность заключается в том, что нам не известны христианские имена многих русских князей.

Печати с изображением княжеского знака и святого. Одну из самых сложных для атрибуции групп печатей составляют буллы, на одной стороне которых изображен княжеский знак Рюриковичей (тамга) в различных вариантах, а на другой – святой. Таких печатей известно 59 экз., от 30 различных пар матриц.

Вислая свинцовая печать – моливдовул (от греч. «моливдос» - свинец) наиболее известный способ визирования средневековых договоров и грамот.

Моливдовулы получили распространение в Средние века в государствах Западной Европы, Византии и на Руси (с 11 до конца 15 вв.). Они оттискивались специальными матрицами по горячему свинцу, к которому был приложен продетый в документ шнурок.

Помимо моливдовулов так же существовали печати на золоте (хрисовул), серебре (аргировул), воске, сургуче и т. д.

Администрация сайт предполагает что вислые печати могли использоваться для заверения ценных посылок и грузов. Потому что с 11 века находятся в не малых количествах, в самых неожиданных местах, и сомнительно что все они использовались для документов, которые были потеряны по дороге.

Да и русско-византийский договор говолрит о человеке царя, который должен «запечатывать» купленную дорогую ткань. Мало вероятно, что он приходил её упаковывать. Скорее всего на шнурке, от мешка или ящика с тканью, он при помощи матричного инструмента, напоминающего щипцы, ставил свинцовую печать. Вопрос что нагревали: матрицу или свинец, остаётся открытым, но на многих печатях четко видны (на остальных не четко, но видны) следы от вплаленного в свинец шнурка.

Цитата: Русско-византийский договор 944 года

Великый князь рускый и боярѣ его да посылають на то въ Грѣкы к великымъ цесаремъ грѣцкым корабля, елико хотять, съ послы своими и гостьми, якоже имъ уставлено есть. Ношаху слы печати златы , а гостие серебряны . Нынѣ же увѣдалъ есть князь вашь посылати грамоту къ царству нашему...
Входя же русь в городъ, да не творят пакости и не имѣють власти купити паволокъ лише по пятидесятъ золотникъ; и от тѣхъ паволокъ аще кто купить, да показаеть цесареву мужеви, и тъ я запечатаеть и дасть имъ. пруфhttps://goo.gl/no3Boz

Пример случайной находки вислых печатей в неожиданном месте

Цитата: Hemp

Приветствую Всех. Вырвался покопать на эти выходные с приятелями. Один из них пригласил к нему в село покопать. Он очень хотел покопать "по войне", но несколько часов поисков по предполагаемым позициям, результатов так и не принесли. Если гору осколков да пару гильз можно назвать результатом. Решено было поехать по хуторам. Проездив и пробегав с приборами до заката солнца, мы отправились домой. Хутора тоже нас не наградили ничем кроме бытового мусора и водочных пробок. Даже единственной монетки в тот день так никому и не удалось выкопать. Вечером были шашлыки и поднесения богам:))) На следующий день, встав и позавтракав мы решили пробежаться по огороду. Немного мусора и вот мой товарищ кричит что есть первая находка. Он сначала обрадовался что наконец-то сбылась его мечта и он нашёл серебряник Владимира. Но как оказалось это не монета. Потом уже я вытащил из земли ещё одну. Потом ещё одну, и снова товарищ позвал показав следующую печать (если они конечно таковыми являются) ... Все находки были сделаны в пределах 15-20 кв.м. Ну вот как-то так мы провели выходные. :) Подскажите что за зелёная деталька, от чего может быть? П.С. Под "занавес" нашей поездки товарищ выкопал пряжку...
Забыл написать. Находки были найдены на берегу р. Десна, Черниговская обл.

Цитата: Hemp

Вот дополнительные фото печатей. На других ресурсах подсказали что первая печать принадлежит Святославу Ярославичу, третьему сыну Ярослава Мудрого. А вот та что с копьём и пятистрочной надписью может принадлежать самому Ярославу Владимировичу Мудрому (тип 3а). Но на 100% за второй вариант я не ручаюсь. Озвучил то что мне самому написали.

Через неделю на том месте были обнаружено еще несколько свинцрвых печатей, серебрянное кольцо (по словам нашедшего), монеты царской эпохи и СССР, кокарда и часы СССР.

1

Мнение сайт сфомировалось только по печати где изображен мужчина в большой шапке с копьём. Наконечник копья имеет отчетливо видные «крылья». Крылатые копья стали активно применяться с VIII века н. э. франками, в «эпоху викингов» 9 - первая половина 11 века применялись викингами. Так сказать возрождение «крылатых» наконечников копий произошло в 15 веке в Германии, для охоничьих копий. Учитывая что на тыльной стороне печати древнерусская благожелательная надпись, совпадающая свислыми печатями князя Ярослава Мудрого типа 3а , можно предположить что датировка этой печати: конец 10 - пер. пол. 11 века. И принадлежность печати самому Ярославу или его ближайшим родственикам не исключена. Ярослав Мудрый тесно сотрудничал со скандинавской знатью, активно использовал варягов в своём войске – так что копьё с «рожками», не характерное для Дреней Руси в его руках вероятно.

Ссылки:

Р. Шартран, К.Дюрам, М.Харрисон, И. Хит.

В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков " ."

В древней Руси иметь печати было разрешено узкому кругу представителей власти, а так же церковного духовенства. Их имели в своем пользовании: Киевский великий князь, приближенные к нему князья - сидевшие на отдельных столах, княжеские посадники, исполняющие волю Великого князя Киевского и управлявшие частями государства Киевского, и вместе с тем патриарх и митрополиты.

Печати князей . Доподлинно не выяснено, с какого времени точно начали входить в употребление печати на Руси, когда великие князья стали заверять своими печатями грамоты. Имеются свидетельства об употреблениях печатей еще до крещения Руси в ХI веке, во времена язычества. Печати были обязательным атрибутом власти, князь имевший печать был уважаем и почитаем.

На самых древних печатях принадлежавших князьям, имелся знака Рюриковичей- изображения княжеской тамги. Это было древнейшее гербовое изображение, так же по кругу печати были начертаны литеры. Такого типа печати существовали XI века. Полоцкий князь Изяслав Владимирович Великий русский князь Святослав Игоревич уже пользовались печатями с изображением двузубца и трезубца- знака Рюриковичей. А Сыновья великого русского князя Ярослава Мудрого - Изяслав и Святослав уже пользовались другими печатями, на которых был изображен человеческий силуэт в полный рост, и у него на голове была княжеская шапка или венец императора. То есть печать была более персонализирована, и указывала на княжеский титул владельца печати.

В середине ХI века на Руси распространился так называемый греко-русский тип печатей. Они были позаимствованы у Великой Византийской империи, это были изделия с греческими литерами, идущими не по кругу, а строками. Как правило, с одной стороны на таких печатях указывалось имя владельца печати с греческими литерами «Господи помоги рабу своему» или же языческое - « имя княжее». А с обратной стороны был изображен христианский святой, того же имени что и князь, владелец печати. Такие печати были в ходу у сыновей Ярослава Мудрого - Всеволода и Вячеслава.

Уже в начале XII века у князей в использовании появляется новый тип печатей. С одной стороны сделана русская надпись: «Господи, помози рабу своему», после нее, как правило, писали христианское имя князя. С другой стороны христианский святой, с именем, соответствовавшим названному в надписи. Печати такого образца использовали князь Владимир Мономаха, а так же и его сын Мстислав Владимирович.

Печати должностных лиц. Из далекой истории Древней Руси до наших дней дошли свидетельства использования печати княжеского посадника Ратибора Тмутараканского. На его печатях изображения Климента - папы римского, в сутане, одной рукою благословляющий и держащий другою священное писание, а так же на печати имеется надпись: «О Климент». C противоположной стороны есть надпись: «От Ратибора».Может быть, княжеский посадник Ратибор в христианстве имел имя Климент, от этого и стояло на печати изображение папы римского. В то время как имя Ратибор является языческим. Надпись на печати «От Ратибора» свидетельствует о том, что грамота с этой печатью содержит, письмо или иную информацию, написанную Ратибором, т.е. он использовал эту печатью для идентификации своей корреспонденции.

Печати духовенства . Использовавшиеся у Киевских митрополитов в XI -XII веке печати очень сильно и недвусмысленно отражают зависимость патриарха Русской церкви от Константинопольского. Это выражалось в изображении персональной патриаршей эмблемы на печатях, а так же в именовании митрополита синкеллом. Это означало, что митрополит является членом Совета Цареградского патриархата. Сохранились печати с изображением лика святого, имя которого носил митрополит. Так же на печатях помещалась благопожелательная надпись на греческом языке, идентичная княжеским печатям.

В конце XI века все личные эмблемы на печатях используемых митрополитами пропадают. Их замещает новый общецерковный символ- изображением Богоматери. Принадлежность печати теперь становится очевидной. В конце XI, начале XII века печати с изображением Богоматери были входу у Киевских митрополитов Никифора и Николая. Сохранившаяся до наших дней печать митрополита Никифора с одной стороны имеет изображение Богоматери, а с другой- надпись на греческом языке: «Пресвятая, воззри на меня, Никифора России». Таким образом сложился не только новый вид церковной печати но и изображение Богоматери стало использоваться как эмблема церкви.









© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник