06.09.2019

Что больше эсминец или сторожевой корабль. Разница между фрегатом и корветом


Соединений. По наиболее распространенной классификации водоизмещению занимает промежуточное положение между корветами и эскадренными миноносцами .

Происхождение названия

Возникновение термина фрегат относится к эпохе Средневековья. Основными военными кораблями того времени были галеры (греч. galea ) - гребные суда с парусами в качестве дополнительного движителя. Помимо иных классификаций использовалась деление галер в зависимости от парусного вооружения. Трехмачтовые галеры с фок-мачтой , несущей прямые паруса, получила название саета . Быстроходные облегченные модификации сает стали называть фрегатами . Позже этот термин распространился на все парусные военные двухдечные суда, несущие прямые паруса на трех мачтах и косой парус на бизани .

В русском языке слово "фрегат" появилось при Петре I и использовалось до 90-х годов XIX века для обозначения всех военных кораблей, выполняющих крейсерские функции, независимо от наличия парусного вооружения.

Фрегат в парусном флоте

Реплика фрегата «Штандарт» - первого корабля Балтийского флота, заложеного по указу Петра I 24 апреля 1703 года.

Выделение фрегатов в самостоятельный тип кораблей связано с появлением в XVII веке лёгких и быстроходных судов, используемых дюнкеркскими приватирами для рейдов в проливе Ла-Манш во время англо-голландских войн. В составе английского флота того времени практически не осталось быстроходных судов, так как основной упор был на тяжеловооруженные и тихоходные галеоны , неспособные противостоять атакам на английские коммерческие суда. Дюнкеркские фрегаты положили началу строительства маневренных и быстрых кораблей, несущих пушечное вооружение , но не предназначенных для ведения линейного морского боя. Фрегаты выполняли задачи по дальней разведке, охране конвоев, доставки сообщений и уничтожению судоходства противника вдали от его метрополии, то есть в тех случаях, когда использование линейных кораблей было избыточным, а шлюпов - недостаточным.

В последние годы в состав Военно-Морского Флота России вошло много новейших кораблей. В основном это фрегаты и корветы, построенные с применением стелс-технологий.

Фрегаты проекта 22350

Новейшие российские фрегаты проекта 22350 способны выполнять широкий спектр задач. Фрегаты несут мощное ударное вооружение, представленное 16 ракетами П-800 «Оникс» и «Калибр». Также корабли имеют сильную ПВО, по крайней мере для данного класса кораблей.

Фрегат проекта 22350

Корабли относится к первому рангу — высшему рангу боевых кораблей во флоте России. Корпус фрегата длиной 135 м и шириной 16 м сделан по стелс-технологии с длинным полубаком (для невидимости на чужих радарах). Осадка 4,5 м. Малая осадка позволяет кораблю действовать в мелководных заливах и устьях крупных рек. В теории, корабли проекта способны проходить по речным судоходным каналам западной части России (по судоходным стандартам минимальная глубина российских каналов и речных путей в целом, 4,5 метра).

Полное водоизмещение 4500 т. Скорость до 30 узлов, при 14-ти узлах корабль проходит 4850 миль. Автономность по продуктам питания 30 дней, рассчитанный на экипаж 180 человек и 20 морских десантников (охраны корабля от диверсантов и штурмовых групп боевых пловцов).

Главная силовая установка ДГТ 2х30 450 л.с. ГТА М7Н1: маршевая ГТУ 8 450 л.с., форсажная ГТУ 22 000 л.с. Боевой корабль имеет транцевую корму. Форштевень острый. Дно двойное.

Электронная «начинка» фрегата и вооружение

Противовоздушное вооружение

Вооружены зенитно-ракетной системой «Полимент-Редут». Система является морской версией , большинство компонентов морской системы схожи с сухопутной.

Ракеты размещаются в установках вертикального пуска, состоящих из модулей по четыре или восемь ячеек каждый. Стелс-фрегаты проекта 22350 имеет восемь ячеек. В ячейке располагается один транспортно-пусковой контейнер с ракетой большой или средней дальности (9М96Е, 9М96Е2) или четыре ракеты малой дальности (9М100).
Для ракет 9М96Е, 9М96Е2 на маршевом участке траектории используется инерционно-командное наведение, на конечном участке - активное радиолокационное самонаведение. Ракета 9М100 малой дальности оснащена инфракрасной головкой самонаведения. Захват цели осуществляется сразу после пуска ракеты.

Скорость перехватываемых целей от 750 м/с до 2800 м/с, что позволяет комплексу эффективно перехватывать сверхзвуковые цели. Комплекс «Полимент-Редут» способен эффективно перехватывать стандартные американские противокорабельные ракеты «Harpoon» на всей траектории полёта.

Также фрегаты имеют зенитно-артиллерийский комплекс «Палаш». предназначен для создания эшелонированной обороны от вражеских противокорабельных ракет. Комплекс устанавливается на корабли водоизмещением более 500 тонн и предназначен для перехвата дозвуковых крылатых ракет, вертолетов, низколетящих самолетов и обстрела малоразмерных морских целей. Также «Палаш» способен вести огонь по береговым целям, поддерживая десант.

Пусковые контейнеры ЗРС «Полимент-Редут»

ЗРС «Полимент-Редут» способен обеспечивать ПВО эскадрам кораблей, портам и объектам, находящимся на побережье. Также комплекс способен выполнять задачи противоракетной обороны.

Максимальная дальность пуска зенитных ракет в 150 км позволяет держать на расстоянии тактическую авиацию противника. Также важным фактором является, что зенитно-ракетная система способна эффективно перехватывать цели на высотах до 10 метров. Такая малая высота перехвата позволяет эффективно перехватывать низколетящие цели, в том числе и ракеты (что очень важно в современной войне, так как в наше время активно используются низколетящие ракеты).

Фрегаты проекта 11356

Российские вооружены зенитно-ракетным комплексом «Штиль-1». Комплекс предназначен для обороны от всех средств воздушного нападения (самолеты, крылатые ракеты и др.). Комплекс включает в себя трехкоординатную радиолокационную станцию. Радар комплекса является общим для всех систем вооружения корабля. Ракеты размещаются в пусковых установках и взлетают при помощи вертикального старта. Вертикальный старт позволяет ракетам атаковать цель на 360 градусов (круговая оборона).

Фрегат проекта 11356

Зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1» использует ракету 9М317МЭ. Зенитная управляемая ракета 9М317МЭ является модификацией ракеты 9М317, входящую в состав зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Комплекс способен поражать цели от 2,5 км до 50 км по дальности. Минимальная высота поражения ЗРК «Штиль-1» составляет 5 метров. Такая малая высота позволяет комплексу поражать низколетящие противокорабельные ракеты, атакующие корабль или эскадру, в состав которой входит корабль.

Фрегат также способен прикрывать порты и береговые ракетные установки от атак с воздуха. Максимальная высота поражения составляет 15 км. Большинство современных многоцелевых истребителей и тактических бомбардировщиков имеют практический потолок в пределах 15-19 км. Таким образом, для ЗРК «Штиль-1» по высоте досягаемы почти все воздушные цели.

Также фрегаты имеют две шестиствольные автоматические зенитные пушки , которые предназначены для уничтожения атакующих дозвуковых противокорабельных ракет. При необходимости, АК-630М способны уничтожать низколетящие самолеты и вертолеты.

Корветы проекта 20380

Новейшие российские стелс- имеют широкий спектр вооружения: противокорабельные ракеты Х-35 «Уран», зенитно-ракетная система «Полимент-Редут», зенитно-ракетный артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик», 2 зенитные артустановки АК-630М, малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК», универсальная автоматическая пушка А-190.

Корвет проекта 22380

Перечисленная номенклатура вооружения содержит много зенитных систем. Кроме «Кортика» все системы уже описаны выше. Единственное отличие ЗРС «Полимент-Редут» в том, что на данных корветах четыре ячейки, вместо восьми на фрегатах проекта 22350. Всего построено шесть и строится ещё восемь корветов данного проекта.

Вывод

Морской противовоздушной обороне уделяется большое внимание. Так, даже небольшие корабли, такие как фрегаты и корветы имеют возможность обеспечить достаточную противовоздушную оборону сопровождаемым кораблям в море или обеспечить защиту в пункте базирования. Ракетные крейсера и эсминцы (проектов 1144 «Орлан», 1164 «Атлант», проектов 956 «Сарыч») имеют гораздо большие возможности по ПВО, однако имеют значительно больший тоннаж и стоимость.

/Александр Растегин /

На вооружении морского флота есть много разновидностей военных кораблей. Они различаются своим назначением, конструкционными особенностями, мореходными качествами. Рассмотрим подробней два образца военно-морской техники, а точнее, поговорим о том, чем отличается фрегат от корвета.

Определение

Фрегат – военный корабль среднего водоизмещения, выполняющий задачи оборонительного и ударного характера. В парусном флоте он был трехмачтовым, с парусным оснащением и орудийной палубой (двумя орудийными палубами) судном. Во время военных операций фрегаты, как правило, не участвовали в линейных боевых действиях, а выступали в качестве самостоятельных боевых единиц или флагманов эскадр. По размеру фрегаты были меньше линейных кораблей.

Фрегат

Корвет также относится к военным кораблям. Он имеет свои технические характеристики, оборудование и назначение. Будучи парусником, корвет имел схожее с фрегатом парусное вооружение.


Корвет

Сравнение

Оба корабля являются надводными, многоцелевыми. У них на борту есть военное снаряжение, необходимое для борьбы с воздушным и водным противником. Главное же отличие фрегата от корвета заключается в их размерах. Корвет – сравнительно небольшой корабль, меньше фрегата, и, соответственно, имеет меньшее водоизмещение. Разница в размерах, в свою очередь, влияет на степень могущества корабельных боеприпасов, дальность их действия. Она же определяет дальность плавания судов и возлагаемые на них функции.

Так, фрегаты, обладая прекрасной мореходностью, действуют в дальней морской зоне, а также, в отличие от корветов, предназначены для выхода в океан. Используются фрегаты для эскортирования, патрулирования и разведки. Они могут нести бомбометы, тяжелые ракеты, ракето-торпеды, пушки. На кораблях такого типа нередко базируются боевые вертолеты. Фрегаты оборудованы мощными гидроакустическими станциями и радарами.

Корветы, как правило, несут службу вблизи, в прибрежных морях. Они оснащены небольшими противокорабельными ракетами и ракетами ПВО, противолодочными бомбометами, пушками меньшей величины. Гидроакустические станции на корветах не такие крупные, радары обнаружения целей менее сильны. В число их задач входят патрулирование и обеспечение связи.

Это основные моменты, объясняющие, в чем разница между фрегатом и корветом.

Корабли бывают разными. И у каждого имеется свое название. Часто можно услышать вопрос: что такое фрегат? Чем отличается эта модель от остальных? Каково ее предназначение? Обо всем этом расскажет данная статья.

Определение

Что значит «фрегат»? Таким термином называют класс кораблей военно-морского типа, которые предназначены для того, чтобы отыскивать и уничтожать в морях атомные подводные лодки. Также фрегат служат для разрушения противоракетной и противовоздушной обороны на авианосцах. Этим же словом называли в старые времена парусные корабли.

Из истории

Итак, что такое фрегат? Раньше это был военный корабль с тремя мачтами и полным парусным вооружением. На нем находилась одна или две закрытых либо открытых палубы с орудиями. Отличие фрегата от линейных заключалось в меньших размерах, а также артиллерийском вооружении. Предназначались эти судна для крейсерской службы либо разведки дальнего типа. Таким образом, применялись они как в интересах линейного флота, так и в боевых действиях для уничтожения или захвата торговых кораблей. Можно рассматривать фрегаты как предков современных крейсеров.

Новое время

Что такое фрегат в настоящее время? Это боевое судно водоизмещением от трех до шести тысяч тонн, которое оснащено ракетным управляемым оружием. Основным назначением кораблей является борьба с подводным и воздушным противником в моменты сопровождения основных сил либо важных конвоев. Фрегат - это универсальное эскортное судно, которое способно действовать на любом расстоянии от берега. Такое определение было дано в 1975 году классификацией НАТО.

На практике число задач корабля данного класса значительно больше: от выполнения патрулирования в открытых районах и прибрежной зоне до участия в войнах в качестве огневой поддержки наземных войск. Сюда же следует добавить демонстрацию флага, боевые походы, участие в поисковых и спасательных операциях, а также учениях.

Особенности кораблей

Значение слова «фрегат» в военно-морской технике подразумевает компромисс. Ведь это скромное боевое судно может стать и этаким «супергероем». Смыслом появления фрегатов является экономия взамен массовости. Специфика задач дозора и сопровождения подразумевает разброс сил. Это требует снижения стоимости кораблей. Поэтому их боевые способности приносятся в жертву экономии. Для того чтобы не выйти за рамки сметы, инженерам приходится сокращать комплекс оружия, отказываться от многих систем радиоэлектроники. Они заменяют полноценные гидроакустические комплексы и радары на аналоги со значительно ухудшенными характеристиками.

Слишком плотная компоновка и небольшие размеры плохо сказываются на живучести судна. Давно стало понятно, что современные фрегаты - это небоеспособные судна, которые только прикидываются боевыми кораблями. Военные США смогли в этом убедиться, когда их фрегат не смог отбить нападение одного самолета иракских военных. Он получил две ракеты в борт и едва не затонул. Пострадало 37 моряков. Таким образом, американцы наотрез отказались от дальнейшего производства кораблей класса «фрегат». Отзывы, так сказать, не очень хорошие.

В таком небольшом корпусе оказалось нереально разместить все необходимое вооружение и системы. Для того чтобы все характеристики были на приемлемом уровне, необходим эсминец с водоизмещением как минимум 8 тысяч тонн.

Фрегаты и научный прогресс

Но время не стоит на месте. А вместе с ним и технический прогресс. Достижения в области микроэлектроники позволили значительно уменьшить размеры систем радиотехники. Теперь малые размеры стали преимуществом. Фрегат нового века стал универсальным боевым кораблем, который способен участвовать в военных столкновениях малой интенсивности, а также выполнять почти все задачи, стоящие перед военно-морским флотом в современных реалиях.

Бесспорно, фрегат уступает эсминцу. Но безлимитными финансами обладает только Пентагон, а кораблестроители остальных стран вынуждены искать компромиссы и строить эффективные судна без сумасшедших трат и с минимальным количеством необходимого оборудования.

Давайте рассмотрим некоторые современные модели.

«Турецкий гамбит»

Водоизмещение этого корабля составляет более четырех тысяч тонн. В экипаж входит 220 человек. Разгоняется корабль до 30 узлов за счет двух газовых турбин. При скорости в 18 узлов запаса топлива хватает на пять тысяч миль.

Система вооружения включает достаточно обширный арсенал. Здесь и пусковые установки с зенитными ракетами, и артиллерийская система, и торпеды. Имеется и противолодочный вертолет.

Турецкие фрегаты типа G на самом деле сделаны в США, но потом переданы Турции после 15 лет службы. Внешне они почти не изменились, но вооружение и системы были модернизированы.

Преимуществами турецких фрегатов являются очень хороший зенитный боекомплект и высокая автономность.

К недостаткам стоит отнести устаревшую конструкцию и одновальную схему.

Корабли «Тальвар»

Что такое фрегат «Тальвар»? Это судно с водоизмещением в 4 тысячи тонн и экипажем 180 человек. Скорость полного хода - также 30 узлов. Стоимость одного судна составляет 500 миллионов долларов. Немало, но и не очень много для такой техники. Система вооружения включает крылатые ракеты, пусковую и ракетно-артиллерийскую установку, бомбомет, торпедочные аппараты. Также на борту имеется вертолет.

Это серия из шести фрегатов, которые были построены в России, но принадлежат Индии. Базой послужили советские наработки в области кораблестроения. Таким образом, «Тальвар», приобретя новую современную электронику и вооружение, превратился в один из самых интересных кораблей нового века. Он относительно недорогой, эффективный и несложный.

Достоинства:

  • Сильное вооружение.
  • Универсальность.

Недостатки:

  • Ограниченные возможности противовоздушной обороны.
  • Малый запас топлива.

Нельзя сказать, что после Первой мировой войны англичане вообще не задумывались о проблемах войны будущей, однако их разумные идеи воплощались в металл на удивление неспешно. Например, Адмиралтейство выдало заказ на новые сторожевые и конвойные суда лишь после того, как их предшественники пришли почти в полный упадок, исчерпав свой ресурс. В итоге к моменту нападения Гитлера на Польшу «владычица морей» располагала всего шестью небольшими патрульными кораблями типа «Кингфишер», и еще три аналогичных находились в постройке.

И снова война обрушилась на британский флот, как снег на голову. Вновь, как и в Первую мировую, главной проблемой стали германские подводные лодки. Немногочисленные шлюпы и патрульные корабли никак не могли прикрыть все моря и маршруты в водах великой империи. К тому же для массового производства они не подходили. Шлюпы оказались слишком дорогими, а 102-мм спаренных зенитных установок катастрофически не хватало для других, более крупных кораблей. «Кингфишер» же был слишком мал для океанской службы, а производство турбинных механизмов для него требовало хорошо оборудованных заводов и весьма квалифицированных рабочих. И опять ситуация четвертьвековой давности повторилась почти в точности. На сцене снова появились универсальные эскортные суденышки, носящие названия цветов и оттого опять именуемые типом «Флаузр».

Однако за прошедшие 25 лет возможности Британии заметно снизились. Быстро начать массовую постройку противолодочных судов с мало-мальски современными характеристиками уже не удавалось. Пришлось снизить амбиции и использовать в качестве основы для проекта скромный китобоец «Саузерн Прайд», построенный фирмой «Смите Док». Прочный, но неуклюжий корпус (отношение длины к ширине лишь немногим превышало 5:1) удлинили на 10 м, продлили в корму полубак и расширили мостики и рубки, снабдив их легким противопульным бронированием. Для того чтобы военные моряки могли сохранить силы для боя, внутренние помещения снабдили искусственной вентиляцией и нормальным электрическим освещением, чего были лишены их гражданские коллеги. Это странное создание стало родоначальником нового класса кораблей, ностальгически названных корветами по аналогии со вспомогательными парусниками, «мастерами на все руки» времен Нельсона, Джервиса и Худа.

Несмотря на все попытки сделать из гражданского судна военный корабль, его китобойная родословная проглядывала в огромной для столь небольшого корпуса осадке, делавшей «флауэр» уязвимой целью для торпед (недаром практически все погибшие во время войны стали жертвами именно этого оружия). При аварии или повреждении единственной паровой машины охотник превращался в беспомощную мишень, которая была по зубам даже для артиллерии подводной лодки. Короткий широкий корпус предопределил невысокую скорость корвета, из-за чего он плохо подходил для погони за субмаринами, особенно в открытой Атлантике.

17.Корвет «Кенилворт Квел», Англия, 1943 г.

Построен фирмой «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1060 т, полное 1610 т. Длина наибольшая 76,81 м, ширина 11,19 м, осадка 4,15 м. Мощность одновальной паровой установки тройного расширения 2750 л.с., скорость 16,5 узла. Вооружение: одно 102-мм орудие, шесть 20-мм автоматов, реактивный бомбомет «Сквид». Всего в 1943-1945 гг. построено 44 единицы.

18.Патрульный корабль «Кингфишер», Англия, 1936 г.

Построен фирмой «Фзйрфилд». Водоизмещение стандартное 520 т, полное 745 т. Длина наибольшая 74,14 м, ширина 8,08 м, осадка 2,44 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 3600 л.с., скорость 20 узлов. Вооружение: одно 102-мм орудие, 50 глубинных бомб. Всего в 1935-1939 гг. построено девять единиц.

19.Корвет «Анчуза», Англия, 1941 г.

Один из серии кораблей типа «Фпауэр». Построен фирмой «Харленд энд Вопьф». Водоизмещение стандартное 950 т, нормальное 1170 т, полное 1320 т. Длина наибольшая 63,5 м, ширина 10,11 м, осадка 4,35 м. Мощность одновальной паровой установки 2750 л.с., скорость 5 узлов. Вооружение: одно 102-мм орудие, 40 глубинных бомб. Всего в 1940-1944 гг. в Англии и Канаде построено 247 единиц.

20.Фрегат «Фал», Англия, 1943 г.

Один из серии кораблей типа «Ривер». Построен фирмой «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1360 т, полное 2080 т. Длина наибольшая 91,84 м, ширина 11,18м, осадка 3,73 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 2750 п.с., скорость 16,5 узла. Вооружение: два 102-мм орудия, четыре 20-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1943-1945 гг. в Англии, Канаде и Австралии построена 131 единица.

Правда, при этом «цветы» обладали такими несомненными достоинствами, как дешевизна, простота в производстве, хорошая маневренность и достаточный запас глубинных бомб. Однако места для установки дополнительного вооружения явно недоставало. Максимум того, что удалось сделать, - с 1942 года устанавливать один 40-мм «пом-пом» и пару-другую легких 20-мм «зрликонов», а также «Хеджехог»- первый реактивный противолодочный бомбомет. Последний оказался не слишком эффективным, но в начале и середине войны считался весьма перспективным видом оружия.

Тем временем все более становилось очевидным, что чисто «китобойный» проект исчерпал свои возможности. И тогда главный инженер все той же фирмы «Смите Док» Уильям Рид разработал новый проект. Предложенный им удлиненный еще на 13 м (при сохранении ширины) корпус с протяженным полубаком и заметно приподнятым форштевнем значительно лучше подходил для действий при сильном волнении. Корветы серии «Касл», получившие названия английских, шотландских и ирландских замков, куда больше напоминали военные корабли, чем их предшественники. Главным их достоинством стала установка новейшего противолодочного оружия - реактивного бомбомета «Сквид».

Залп из трех тяжелых глубинных бомб, взрывавшихся на разной глубине, при накрытии оставлял субмарине немного шансов, в отличие от россыпи мелких бомбочек «Хеджехога», к тому же срабатывавших только при прямом попадании. Недаром «Сквид» оставался основным противолодочным оружием англичан еще довольно долго после окончания войны. И чисто внешне «Касл» имел намного более солидный вид - в основном за счет внушительной решетчатой мачты, несущей поисковый радар и пеленгатор.

Однако при всех своих положительных качествах корветы имели лишь ограниченное применение. Для сопровождения трансатлантических конвоев им недоставало дальности, а продолжительная служба в открытом океане сильно изматывала команду. Не зря практически одновременно с созданием «цветочной» серии Адмиралтейство заказало проект более крупного эскортного судна.

Главными условиями стали максимальная дешевизна и унификация с корветами. Последнее достигалось за счет использования тех же паровых машин тройного расширения, но в удвоенном числе. Также вдвое увеличилось и число 102-миллиметровок. В качестве главного противолодочного оружия установили лучшее, что имелось в 1941 году, - все тот же «Хеджехог». Заметно возрос запас обычных глубинных бомб, достигший полутора сотен.

Так появился еще один класс эскортных кораблей, название которого также возвратилось из эпохи парусного флота, - фрегаты. Первая серия получила обозначение «Ривер» («Река»): все ее единицы несли названия рек Великобритании - страны, в общем-то, реками не богатой. Поскольку число судов приближалось к сотне, «овеществленными» в металле оказались даже совсем небольшие речушки.

Весьма удачные первые фрегаты тем не менее все же не полностью удовлетворяли требованиям моряков. Запас топлива оказался недостаточным, и конструкторам пришлось отказаться от трального оборудования, а также перепроектировать кубрики и кладовки. В результате удалось увеличить вместимость нефтяных танков в 1,5 раза- до 650 т, что позволяло не только пересекать Атлантику без дозаправки, но и вести активный поиск и преследование подводных лодок на большой скорости.

К британским «речкам» вскоре прибавились канадские. Простые в производстве, корабли десятками закладывались на верфях заокеанского доминиона. Канадцы не только добросовестно воспроизвели проект, но и усилили вооружение, заменив одноствольную четырехдюймовку на двухорудийную установку, в дополнение к которой на некоторых фрегатах смонтировали еще и 76-мм зенитку. До конца войны в Канаде построили столько же «риверов», что и в самой Великобритании, а заказ на еще 20 пришлось отменить в связи с окончанием военных действий. Всего же доминион сумел поставить почти половину эскортных кораблей, произведенных за войну в Британской империи, причем зачастую с более сильным вооружением и лучшим оборудованием.

Построен фирмой «Каледон». Водоизмещение стандартное 1435 т, полное 2260 т. Длина наибольшая 93,57 м, ширина 11,76 м, осадка 3,76 м. Мощность двухвальной паровой установки тронного расширении 5500 л.с., скорость 19,5 узла. Вооружение: одно 102-мм орудие, четыре 40-мм автомата, два реактивных бомбомета «Сквид». Всего в 1944-1945 гг. построено 28 единиц.

Построен фирмой «Харленд энд Вольф». Водоизмещение стандартное 1585 т, полное 2420 т. Длина наибольшая 93,7 м, ширина 11,76 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 5500 л.с., скорость 19,5 узла. Вооружение: четыре 102-мм орудия, четыре 40-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1944-1948 гг. построена 21 единица.

Относился к серии «Хант-4», построен фирмой «Торннкрофт». Водоизмещение стандартное 1180 т, полное 1590 т. Длина наибольшая 90,2 м, ширина 10,15 м, осадка 2,43 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19 000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: шесть 102-мм универсальных орудий, четыре 40-мм и два 20-мм автомата, два бомбомета и бомбосбрасыватель для глубинных бомб. Всего в 1942 г. построено две единицы: «Брекон» и «Бриссеиден».

Надо сказать, что канадцы не слишком строго следовали английским традициям присвоения названий, давая своим кораблям имена и рек, и гор, и городов, и заливов. А вот в Австралии, стране практически лишенной больших рек, нашелся-таки десяток надлежащих названий. Австралийский «Гаскойн» и его систершипы также несли по паре 102-мм зениток, но, в отличие от канадских фрегатов, не в виде спарки, а в двух одиночных установках на носу и в корме.

Вполне удовлетворительным по конструкции «риверам» все же не хватало главного - более мощного противолодочного вооружения. В то время его просто еще не было. Но к концу 1943 года подоспел перспективный «Сквид», и конструкторам пришлось вновь перерабатывать чертежи.

В немного увеличенном корпусе удалось разместить сразу два реактивных бомбомета. Заодно инженеры сумели еще больше упростить саму конструкцию, так что секции корпусов теперь можно было изготавливать на заводах, а затем уже собирать на верфи.

Эта методика, перенятая у американцев, позволяла строить эскортные корабли еще быстрее. Именно благодаря ей большая часть новой серии «Лох», получившей названия озер Великобритании (в силу географии - исключительно шотландских), успела вступить в строй до окончания войны.

Относительно слабым местом новых конвойников оставалась противовоздушная оборона. Их вооружение увеличилось на четырехствольный «пом-пом», уже не слишком котировавшийся в конце войны и недостаточно дальнобойный для прикрытия эскортируемых кораблей. Более полезные для заградительного огня четырехдюймовки все еще были в большом дефиците.

Только к самому концу войны, когда англичане собирались совместно со «старшим партнером» штурмовать острова Японии, было решено создать конвойный корабль с более ярко выраженным «противосамолетным» назначением. В качестве платформы вполне подходил универсальный «озерный» корпус. На нем установили две 102-мм зенитные спарки и такое же количество современных 40-мм двухствольных «бофорсов», дополненных еще двумя или четырьмя одноствольными и несколькими 20-мм «зрликонами». Получился своего рода корабль ПВО (размером с довоенный эсминец!), потерявший большую часть своей противолодочной мощи, представленной теперь только одиночным «Хедже-хогом».

В принципе, состояние дел на океанах в 1945 году вполне позволяло принять такое решение. Главным противником теперь виделись не германские подводники, а японские «камикадзе». Трудно сказать, насколько тип «Бэй» («Залив») смог бы соответствовать ожиданиям: война закончилась, и половина из двух дюжин бывших «озерных» корпусов достраивалась по новому проекту уже после окончания военных действий. Часть из них перестроили в посыльные и спасательные суда еще на стапелях.

На такой, в общем-то, мажорной ноте завершилось развитие английских конвойных сил во время Второй мировой войны. Пусть и не сразу, но удалось создать вполне дееспособные типы специализированных эскортных кораблей и наладить их массовое производство. Однако по сравнению с американцами и усилия, и результаты выглядели достаточно скромными.

Завершая описание военной истории все еще великого тогда имперского флота, следует отметить, что британцы не отказались и от идеи создания эскортных миноносцев. Интересно, что прототипом для проекта стали именно чистые сторожевики - шлюпы типа «Блэк Суон».

Очень амбициозный первоначальный вариант оказался слишком перегруженным для своих 800 т, и из вооружения исключили единственное, что позволило бы будущему кораблю называться миноносцем,- четырехтрубный торпедный аппарат.

Уже в ходе постройки «Хант» первой серии лишился трети артиллерийского вооружения - одной из трех 102-мм зенитных спарок.

На второй серии эскортных миноносцев удалось восстановить статус-кво с артиллерией, увеличив ширину корпуса (и, соответственно, остойчивость) перегруженного корабля. Напротив, на третьей серии вернули в состав вооружения торпедный аппарат, оставив только две артустановки.

Такие шатания от артиллерии к торпедам и обратно весьма характерны для кораблестроительной политики Англии в начале Второй мировой войны. В какой-то степени это объясняется достаточно объективными причинами: в этот период еще не вполне было ясно, как именно будут развиваться дальнейшие события на морях.

Столь же характерно, что наиболее удачный и соответствующий практически всем требованиям эскортный миноносец типа «Хант-4» удалось построить только к середине войны. Здесь необходимо отметить, что в его основу лег проект, разработанный еще в 1938 году и тогда же отвергнутый как недостаточно быстроходный.

Длинный полубак (как у всех фрегатов) обеспечивал хорошую мореходность и большой полезный объем помещений, а вооружение включало и три 102-мм спаренные зенитки, и трехтрубный торпедный аппарат. Однако неизбежной платой за все улучшения стало уменьшение скорости до 25 узлов - она убавилась примерно на два узла по сравнению с предыдущими сериями.

Впрочем, гораздо дороже стоил тот факт, что ко времени вступления в строй двух первых (и единственных) «хантов» острая надобность в них уже отпала.

Почти все проблемы войны на море, в том числе и связанные с эскортированием конвоев и прикрытием десантов, уже удалось решить в основном за счет США - «младшего брата», неожиданно ставшего «старшим».

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник