27.09.2019

Чьи бомбы самые умные и самые мощные? Авиационные боеприпасы


ГНПП «Базальт» с начала 2000-х годов идет полномасштабная разработка специального унифицированного набора модулей планирования и коррекции (МПК) для дооснащения ими свободнопадающих авиационных бомбардировочных средств поражения - фугасных авиабомб и разовых бомбовых кассет. Подобный подход к модернизации авиабомб уже применяют в США, где по программе JDAM на базе серийных свободнопадающих бомб Mk-82, Mk-83, Mk-84 и некоторых других калибра 500, 1000 и 2000 фунтов создаются управляемые бомбы серии GBU-31, GBU-32,. GBU-38 и т.д. с совершенно новыми боевыми возможностями, придавая бомбам XX века, свойства высокоточного оружия XXI века. Отечественный разработчик - ГНПП «Базальт» - обещает значительно меньшую стоимость модернизации авиационных боеприпасов чем американских. В зависимости от решаемой задачи доработка будет заключаться в «навешивании» на корпус обычной свободнопадающей бомбы одного или нескольких специальных функциональных модулей, включающих систему раскладывающихся крыльев, блоки системы управления, инерциальной навигации и спутниковой коррекции. Такими комплектами можно будет оснащать как имеющиеся на вооружении ВВС свободнопадающие авиабомбы, так и все новые и модернизированные. Программа позволит повысить точность и функциональность свободнопадающих бомб и, в зависимости от полноты комплектации, получить высокоточное оружие, применяемое с малых высот вне зоны действия объектовой ПВО ...

Преимущества авиабомб с МПК в том, что масса боевой нагрузки в бомбе достигает примерно 70% от стартовой массы, в то время как в аналогичной ракете - всего 15-20%. Что же касается стоимости, то она по данным ГНПП «Базальт» составит не более 5-10 стоимостей самой бомбы, что значительно ниже стоимости новых корректируемых бомб и управляемых ракет. Впервые ГНПП «Базальт» продемонстрировало свою новую разработку модуль планирования и коррекции (МПК) на авиационно-космическом салоне «Аэро Индия 2003», который проходил в Бангалоре. В России на МАКС-2009 в Жуковском ГНПП «Базальт» представило модель и информацию по фугасной авиационной бомбе ФАБ-500М62 с модулем планирования и коррекции (МПК). Авиабомба ФАБ-500М62 является одной из самых массовых отечественных авиабомб, которая до сих пор находится на вооружении ВВС многих стран мира. Модуль планирования и коррекции (МПК) это сугубо аэромеханическая система, в которой нет никаких двигателей и даже электрических систем. Идея состоит в том, чтобы сделать очень дешевое устройство, которое можно было бы в зависимости от тактической ситуации присоединить к бомбе свободного падения непосредственно в аэродромных условиях. Модуль включает в себя специальные крылья, раскладывающиеся в полете и систему коррекции от ветрового сноса. Для применения авиационных бомб оснащенных модулем планирования и коррекции используется штатный прицельный комплекс. ОАО «558 Авиационный завод» на том же международном салоне МАКС-2009 представил аналогичный по назначению носитель автономных средств поражения «Модуль-А» для свободнопадающей бомбы OFAB-250. На ГНПП «Базальт» подготовлено четыре различных по уровню комплектации базовых варианта модернизации авиабомб по оснащению их МПК:

. Первый вариант предусматривает оснащение бомбы так называемым «простым» МПК - для этого предусматривается установка только простого модуля планирования и коррекции, который прикрепляется к корпусу бомбы, а введение электронных модулей управления не производится. В такой комплектации можно применять авиационные бомбы на тех же дальностях до 6-8 км, но с предельно малых высот 50-100 м, а не с привычных для использования обычных ФАБ 3-4 км, где самолет весьма уязвим для поражения средствами ПВО.

. Второй вариант предусматривает кроме установки МПК из стандартного набора еще и оснащение навесным малоразмерным управляющим блоком с инерциальной системой наведения (блок ИНС), позволяющим стабилизировать бомбу в полете и выводить в заданный район применения. Такой вариант при сохранении заданной точности обеспечит дальность сброса 12-15 км.

. Третий вариант предусматривает значительное повышение точности поражения цели. По нему МПК с блоками ИНС дополнительно оборудуются приводами и приемником спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС. Этот вариант оснащения повысит эффективную дальность пуска до 40-60 км в зависимости от режима и скорости носителя. Точность АБСП с МПК в такой комплектации составит не хуже 10 м.

. В четвертом варианте предусмотрено увеличение дальности применения боеприпаса. На бомбе кроме МПК и полноценного модуля управления планируется размещение блока двигательной установки с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, что повысит эффективную дальность применения до 80-100 км.


Оснащение авиабомб МПК значительно расширяет зону поражения этих средств, придает им новые боевые возможности и в сочетании бомбы с МПК - носитель повышает боевую эффективность последнего. Авиационный боеприпас ФАБ-500М62 с модулем планирования и коррекции (МПК) предназначен для поражения военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, лекгобронированной и легкоуязвимой техники, живой силы, военно-полевых сооружений. Наличие на типовой свободно падающей бомбе модуля планирования и коррекции (МПК) позволяет применять боеприпас вне зоны действия огневых средств объектовой ПВО потенциального противника. Модернизированные АБСП в комплектации «МПК+ИНС/GPS» и «МПК+ИНС/GPS+двигатель» приобретают совершенно новые качества, фактически перемещающие их в категорию полноценного высокоточного оружия, применяемого вне зоны действия ПВО противника, но обладающего большей эффективностью при значительно меньшей цене. В дальнейшем эти модули могут наращиваться различными системами, превращая обычную авиабомбу свободного падения в полноценную планирующую и корректируемую бомбу. Модуль МПК предлагается применять и на модернизированной фугасно-зажигательной авиабомбе калибра 500кг ФЗАБ-500М, которая имеет удобообтекаемую форму и по массо-габаритным характеристикам близка ФАБ-500 М-62. Толщина пробиваемой железобетонной плиты бомбой ФЗАБ-500М - 200мм, при взрыве создаёт до 100 очагов горения, горящие куски огнесмеси разбрасываются в радиусе до 70-80 м Взрыватель - АВТ-Э. Применение модуля планирования и коррекции (МПК) позволяет обеспечить решение тех же задач, которые стоят перед бомбами свободного падения, только с существенно меньших высот, чем обычно применяются эти бомбы. Например, вместо 3-5 км авиабомбы, оснащенные модулем, можно будет применять с высот 100-200 метров, не теряя при этом ни в дальности, ни в точности поражения целей. После завершения испытаний новый модуль планирования и коррекции будет предложен для принятия на вооружение Российской армии.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Эффективная дальность пуска, км:
- по точечным целям 6…16
- по площадным целям до 40
Высота применения, м 200 - 10000
Скорость носителя, км/ч 900 - 1100
Масса, кг: - бомбы с крыльями не более 540
ВВ в тротиловом эквиваленте 300
Тип взрывателя - универсальный, термостойкий, инерционно-реакционного действия, с электрическим и механическим запуском
Максимальный радиус поражения, м:
- для лекгоуязвимой техники 110 - 190
- для легкобронированной техники 55
Приведенный радиус «сплошной» зоны поражения, м:
- для лекгоуязвимой техники 31-54
- для легкобронированной техники 5
Длина, мм 2470
Диаметр, мм 400
Размах крыльев, мм 2000

Источник -


Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67(*) в начале 1930-х гг. В 1931-1932 гг. были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг. В 1934 г. была принята на вооружение ВВС разработанная в НИО-67 фугасная авиабомба ФАБ-2000.

Фугасные авиабомбы ФАБ-50 и ФАБ-70 представляли собой 152-мм и 203-мм фугасные снаряды от устаревших орудий с приваренными стабилизаторами.

Перед войной в целях экономии дефицитного металла по предложению профессора Н.И. Гальперина в руководимом им КБ N° 35 НКБ разработали серию фугасных авиабомб в корпусах из тонкостенного железобетона (ФАБ-100НГ, ФАБ-250НГ, ФАБ-500НГ и ФАБ-1000НГ). Испытания этих изделий удачно завершились в июне 1941 г. Еще до начала войны фугасные авиабомбы в железобетонных корпусах приняли на вооружение ВВС. В первь е годы войны также железобетонные корпуса изготовляли на Павшинском заводе под Москвой.

В ходе войны было развернуто массовое производство фугасных бомб упрощенной конструкции, созданных в 1942-1943 гг. в ГСКБ-47.

В основу новых конструкций была положена отливка корпусов из сталистого чугуна На станках нарезали резьбу только под взрыватель, а в остальных резьбовых соединениях применяли резьбу Эдиссона, получаемую в процессе отливки корпусов. Стабилизаторы делали разъем- нь ми.

Одновременно с целью сокращения объемов механической обработки пересмотрели также и чертежи сварных вариантов корпусов фугасных авиабомб

Фугасным авиабомбам упрощенной конструкции и технологии изготовления присвоили индекс М-43. В течение года было создано 9 новых конструкций ФАБ-50 М-43, ФАБ-100 М-43, ФАБ- 250 М-43, ФАБ-500 М-43, ФАБ-2000 М-43, ФАБ-50сч (серого чугуна), ФАБ-100сч, ФАБ-250сч и ФАБ-1000сл (стального литья).

К концу войны были приняты на вооружение мощные осколочно-фугасные авиабомбы ОФАБ-100 Эту бомбу снаряжали 26 кг амматола 50/50 и тротиловой пробкой весом 4,7 кг.

При бомбометании с высоты 2000 м и взрыве бомбы ОФАБ-100 в обыкновенном грунте образовывалась воронка диаметром 4,8 м, глубиной 1,7 м и объемом 10 м3 . Осколки при разрыве ОФАБ-100 обеспечивали сплошное поражение открытой живой силы в радиусе 50 м, пробивали броню толщиной 40 мм на расстоянии 3 м, 30 мм – на расстоянии 10ми15мм – в15мот места взрыва.

В годы войны фугасные бомбы снаряжали путем заливки в корпус одного из следующих взрывчатых веществ чистого тротила, французской смеси (80% пикриновой кислоты + 20% динитронафталина), амматола 50/50, сплава ТСА (50% тротила + 38% аммонийной селитры + 10% алюминиевой пудры) и сплава ТГА-12 (50% тротила + 40% гексогена + 10% алюминиевои пудры) Большое количество фугасных авиабомб снаряжали ам- матолом 80/20 путем шнекования на горизонтальных шнек-аппаратах.

В 1941 г на вооружение ВВС была принята (для военного времени) фугасная авиабомба ФАБ-100 КД, разработанная С.Г. Добрышем (НИИ-6) Эта бомба снаряжалась жидкой взрывчатой смесью КД состоящей из азотной кислоты, дихлорэтана и олеума (соотношение 60: 40: 30). По взрывчатым характеристикам эта смесь равноценна тротилу. Фугасный эффект ФАБ-100 КД был такой же, как и ФАБ-100 снаряженной тротилом.

* НИО-67 – научно-исследовательский отдел завода № 76; создан в 1930 г.


Фугасная бомба: 1 – взрыватель; 2 – переходная втулка; 3 -детонаторная шашка; 4 – корпус; 5 – бугель; 6 – врывчатое вещество; 7 – дно; в – стабилизатор




Осколочная бомба: 1 – взрыватель; 2 – головка; 3 -дополнительный детонатор;

4 – гильза; 5 – заряд; 6 -корпус; 7 – стабилизатор




Фугасные авиабомбы

1 – ФАБ-100 2, 3 – ФАБ-250 4 – ОФАБ-250 5, 6, 7 – ФАБ-500 8 – ФАБ-5000



Девятитонная фугасная авиабомба


Технология снаряжения ФАБ-100 КД была предельно проста (поочередная заливка компонентов в корпус авиабомбы), поэтому для организации производства требовалось не более одного-двух месяцев.

С начала 1942 г ВВС начали применять ФАБ-100 КД В то время это было очень важно, так как снаряжательные заводы были эвакуированы, а тротила и других взрывчатых веществ для снаряжения авиабомб не хватало. Производство ФАБ-100 КД прекратили в 1944 г. в связи с тем, что был полностью израсходован мобилизационный запас цельнокованных корпусов. Попытки применить сварные корпуса оказались безуспешными: заполненные смесью КД, они протекали по сварным швам.

В начале войны, когда немецкие войска подошли к Москве, были предприняты попытки применить на Западном фронте оксиликвитные бомбы, разработанные в НИИ-6 Для этой цели были использованы железобетонные корпуса ФАБ-100 НГ и ФАБ-250 НГ Их набивали смесью мха (сфагнума) и древесного угля, отличающейся высокой поглотительной способностью Жидким кислород, доставляемый из Москвы, заливали в бомбы на прифронтовых аэродромах Снаряженные таким образом авиабомбы сохраняли взрывчатые свойства на уровне бомб, снаряженных тротилом и амматолом 50/50, в течение 3-4 ч для ФАБ-100 и ФАБ-250.

Было снаряжено и сброшено на аэродромы, танковые колонны, мосты и другие объекты противника около 500 оксиликвитных авиабомб, главным образом калибра 100 кг. Их прекратили применять, когда немецкие войска были отброшены от столицы и доставка жидкого кислорода на прифронтовые аэродромы стала невозможной.

Суммарная доля фугасных авиабомб ФАБ-500, ФАБ-100 и ФАБ-250 в годы войны составляла от 97 до 99,6%. Номенклатура фугасных авиабомб изменялась в сторону преобладания более крупных калибров Удельный вес ФАБ-250 с каждым годом увеличивался, к концу войны их доля по сравнению с 1941 г. увеличилась в шесть раз и достигла 17 2%. Доля ФАБ-500 значительно уменьшилась, а производство ФАБ-100 все годы войны держалось на уровне 50- 70% общего количества выпускаемых фугасных авиабомб.

В послевоенное время было принято на вооружение несколько типов фугасных авиационных бомб калибра 100, 250, 500, 1500, 3000, 5000 и 9000 кг.

Фугасные бомбы больших калибров, принятые на вооружение в конце 1940-х – начале 1950-х гг., в основном предназначались для действия по крупным морским кораблям. Лишь ФАБ-1500 считались приемлемыми для ударов по промышленным объектам, плотинам и подземным сооружениям.



Девятитонная фугасная (слева) и бронебойная авиабомбы


Обычная бомба ФАБ-1500 имела стенки толщиной 18 мм и содержала 675 кг взрывчатого вещества. Кроме того, на вооружении состояла толстостенная бомба ФАБ-1500- 2600ТС. Несмотря на название (калибр), ее действительный вес составлял 2,5 т. Боевая часть литая, с толщиной стенок около 100 мм.

ФАБ-3000М-46 и ФАБ- 3000М-54 содержали по 1400 и 1387 кг тротила, а ФАБ- 9000М-54 – 4297 кг тротила.

Тяжелые фугасные бомбы довольно интенсивно применялись в афганской войне. Так, только за три месяца 1988 г. бомбардировщики Ту-16 сбросили 289 бомб ФАБ-9000М-54. Тем не менее реальный эффект применения тяжелых фугасных авиабомб был невелик.


Таблица 13 Данные фугасных бомб свободного падения 1940-1950-х гг.

Таблица 14 Радиусы зон повреждений


Девятитонная фугасная (справа) и бронебойная авиабомбы


Радиус летального поражения ударной волной ФАБ-3000 не превышал 39 м, а для ФАБ-9000 соответственно 57 м. Выводящие из строя контузии с кровотечением из носа и ушей противник получал, соответственно, в радиусе до 158 и 225 м. Более успешно показали себя при действии в горах толстостенные ФАБ-1500-2600ТС.

Примечание Под зоной сильных повреждений следует понимать повреждения кирпичной кладки, под зоной средних повреждений – повреждения деревянных стен и частей зданий, под зоной легких повреждений – разбитие стекол, смещение черепиц и т д




Бетонобойные бомбы

1 – БеТАБ-250 2 – БеТАБ-500 3 – БеТАБ-500ШП (активно-реактивная)



Бетонобойная бомба БеТАБ-500ШП

13 октября 2017

Фугасные авиабомбы являются универсальным видом бомб, широко используемым в авиации. Их применяют для поражения различных объектов: от техники и живой силы, до сооружений, транспортных узлов, фортификационных укреплений. Наибольшее распространение получили 250-килограммовые бомбы среднего калибра ФАБ-250 различных модификаций.

Разработка

С развитием авиации ее значение на поле боя значительно возросло. Увеличение скорости и грузоподъемности аэропланов позволило использовать бомбы гораздо большей мощности (в сравнении с планерами Первой мировой войны) и в достаточном количестве. Самолеты превратились в значимую силу, с которой приходилось считаться.

В 1930 году НИО-67 провело серьезную работу по унификации отечественных авиабомб. На основе новых стандартов в последующие два года были разработаны высокоэффективные боеприпасы малого (ФАБ-100, 50), среднего (ФАБ-250) и крупного калибра (ФАБ-1000, 500). В 1934-м на вооружение была принята сверхтяжелая ФАБ-2000. Цифры в названии говорят о весе боеприпаса (либо боевой части).

Модификации

С середины 30-х началось массовое производство фугасных бомб. Однако вскоре заводы столкнулись с острой нехваткой металла. Металлургическая промышленность была недостаточно развита и не могла покрыть дефицит стали и чугуна. В целях экономии в КБ №35 предложили корпуса изготавливать из так называемого тонкостенного железобетона. Таким образом, появились модификации ФАБ-1000 НГ, ФАБ-500 НГ, ФАБ-250 НГ и ФАБ-100 НГ. Испытания показали их достаточную эффективность, и в 1941-м их приняли на вооружение.

В 1942-1943 годах с целью увеличения объемов выпускаемой продукции начали производить авиабомбы упрощенной конструкции, получившие обозначение ФАБ-250 М43. Корпус отливали из дешевого сталистого чугуна, а механообработку сократили до минимума. Из-за нехватки станков и квалифицированного персонала резьбовые соединения нарезали только для взрывателей, а на менее ответственных позициях грубую резьбу формировали методом литья.

Незадолго до завершения войны с Германией была завершена разработка более мощных и эффективных осколочно-фугасных авиационных бомб. Им был присвоен индекс ОФАБ. При падении с 2 км ОФАБ-100 формировала воронку шириной 4,3-4,8 м, а разлетающиеся осколки поражали людей в радиусе 50 м, при этом они даже прошивали 30-40-миллиметровую броню рядом стоящей техники.

Данные типы бомб и сегодня широко распространены. Применяются различные типы ФАБ калибром от 100 до 9000 кг.

Видео по теме

Принцип действия

Фугасные бомбы в действие приводят взрыватели контактного мгновенного либо замедленного действия. Контактные авиабомбы ФАБ-250 применяются при нанесении ущерба объектам, находящимся на поверхности земли. Система замедленного действия используется, если требуется поразить некую цель изнутри (например, внутри зданий) или заглубленный в почву объект (бункер, блиндаж, склад боеприпасов и т. д.). Если боезаряд взрывается под землей, к поражающим факторам добавляется сейсмический удар, усиливающий энергию взрыва.

Кстати, ФАБ можно замедлить не только на минуты, но даже на часы и дни. В этом случае они выполняют роль мин замедленного действия. Если установить специальные датчики, то бомбы будут детонировать только после определенных событий. Например, вибродатчики следят за силой вибрации. Если она достигает порогового значения при приближении поезда либо бронетехники, произойдет детонация, и боеприпас взорвется. Чтобы ФАБ было труднее обезвредить, их снабжают противосъемными устройствами.

Эффективность

Фугасные авиабомбы не зря считаются универсальными. Они обладают несколькими факторами поражения:

  • Действие продуктов взрыва (взрывчатки).
  • Поражение осколками корпуса.
  • Ударная волна (воздушная, тектоническая, водяная).

Этих факторов достаточно для повреждения и уничтожения техники, зданий и сооружений, мостов, железнодорожных путей, живой силы, ДОТов, укреплений, блиндажей и т. д.

Как правило, обычные авиационные бомбы не оснащаются управляющей частью. Они движутся по принципу свободного падения, постепенно набирая скорость. Поэтому точность ФАБ-250 и других типов определяется опытом летного состава, погодными факторами и эффективностью системы прицеливания. Современные российские прицельные комплексы нового поколения обеспечивают очень высокую точность, порою сравнимую с управляемыми авиабомбами.

Технические характеристики ФАБ-250

Данный тип бомб имеет следующие характеристики:

  • Общий вес - 250 кг.
  • Вес взрывчатки - 99 кг.
  • Длина- 1589 мм.
  • Диаметр - 285 мм.
  • Зона повреждений - 28 м (сильные), 56 м (слабые) и 112 м (легкие).

Перспективы

Последняя модификация ФАБ была внедрена в 1962 году. С тех пор разработаны гораздо более эффективные типы авиабомб. Современная бронетехника выдерживает попадание легких и средних фугасных боеприпасов. Однако на складах находится большое их количество.

ФАБы больших калибров активно применяются в локальных конфликтах. Например, СССР широко использовал в Афганистане модификацию ФАБ-9000, которые сбрасывали с бомбардировщиков Ту-16. Впрочем, как показал анализ применения, эффективность их была не очень высокой. Несмотря на эффектный взрыв, гарантированная зона поражения противника не превышала 60 м, контузии ранения получала живая сила в радиусе до 225 м. Намного больший урон причиняли толстостенные боеприпасы ФАБ-1500ТС и ФАБ-2600ТС.

Сегодня актуальными остаются толстостенные ФАБ-250ТС. Их цельнолитой корпус изготавливается из легированных сталей высокой плотности. У них массивная головная часть, а гнездо под взрыватель отсутствует, что делает их невероятно прочными. Благодаря этим характеристикам их используют для подрыва фортификационных оборонительных конструкций, забетонированных объектов (например, взлетно-посадочных полос), железобетонных укрытий и т. д. Они с легкостью пробивают метровые бетонные перекрытия.

Каким получился асимметричный ответ американцам

22 декабря 1976 года была принята на вооружение фугасная термостойкая авиабомба ФАБ-500Т. На НПО «Базальт» она создавалась специально для бомбардировщика МиГ-25РБ. Бомбы другого типа для этой сверхскоростной машины не подходили.

Борьба со сверхзвуковым разогревом

Разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ, пришедший в авиацию в 1971 году, стал модификацией перехватчика МиГ-25. Он был способен развивать скорость в 3000 км/ч и подниматься на высоту 20700 м. В связи с тем, что на скорости, приближающейся к 3М, обшивка самолета разогревается до 300 и более градусов, лишь 11% массы машины были сделаны из алюминия. Основными материалами стали сталь и титан.

Точно так же в полете разогревались и бомбы, располагавшиеся на внешней подвеске. Более того, при сбрасывании их на скорости 2М с большой высоты они получали еще большую термическую нагрузку. В связи с чем могли не только изменяться их параметры, но и становилась возможной полная потеря эффективности авиаудара.

Именно с МиГ-25РБ впервые в истории было произведено бомбометание на сверхзвуковой скорости. Произошло это в Белоруссии на полигоне «Полесский». Бомба, развив при падении с высоты 20 км громадную скорость, пролетает по инерции 40 км и оставляет в земле воронку глубиной 2,5 м и диаметром 4,5 м. При этом осколки разлетаются в радиусе 870 м. В случае замедления подрыва воронка имеет глубину 13 м, диаметр - 22,5 м. Радиус разлета осколков - 430 м. Такой эффект возможен благодаря тому, что бомба на огромной скорости закапывается в почву и уже потом взрывается.

Характеристики ФАБ-500Т таковы:

Общий вес - 530 кг;
- ВВ в тротиловом эквиваленте - 256 кг;
- длина - 247 см;
- диаметр - 40 см;
- максимальный радиус поражения для легкоуязвимой техники - 200 м;
- максимальный радиус поражения для легкобронированной техники - 75 м.

В настоящий момент в ВВС России используются и более мощные термостойкие бомбы - ФАБ-1500Т.

Самые мощные «у нас» и «у них»

Самая мощная современная российская фугасная бомба - ФАБ-9000 М54. Она была создана еще 50-е годы для «супертяжеловеса» Ту-95. Вес бомбы - 9407 кг, ВВ - 4297 кг. Применяются при бомбометании с высоты 16000 м при скорости 1200 км/ч.

Они активно использовались во время войны в Афганистане, где на укрепленные позиции душманов было сброшено около пятисот ФАБ-9000 М54. Авиаудары выполняли бомбардировщики Ту-16. Однако как показала практика, ожидаемой эффективности бомбардировки не дали. Что было связано как с не слишком высокой точностью попадания, так и с прочностью пещер, в которых наши противники укрывали свои базы и заводы по производству боеприпасов. Куда эффективнее оказались ракеты Х-25, имевшие отклонение от цели в 2 метра. Запущенные с Су-25 они залетали в пещеры, уничтожая и живую силу, и технику.

Тяжелые же бомбы использовались в значительной степени для оказания психологического давления на врага. Пилоты вскоре отработали тактику бомбометания в узких ущельях, которые буквально «складывались».
Еще одна из причин применения супер-бомб - естественно, неглавных - заключалась в том, что подходил к концу срок их хранения. И это был наиболее дешевый способ «утилизации».

Американцы действовали в Афганистане в начале нулевых годов примерно так же, как и советские войска. И с тем же успехом. Они использовали свободно падающие бомбы BLU-82/B Daisy Cutter, получившие название «Большая голубая - 2». Вес ее ВВ составляет 5715 кг.

Также в Афганистане проходили испытания вакуумной бомбы следующего поколения GBU-43 с массой ВВ, равной 8480 кг. Причем, как утверждают ее создатели, мощность этого ВВ больше, чем у тротила, в 1,35 раза.


На снимке: авиабомба ФАБ-9000 М-54 в музее боевых самолетов на аэродроме «Дягилево»/ Фото: Алексей Куденко/ РИА Новости

Наш асимметричный ответ

До некоторых пор GBU-43 была самой мощной неядерной бомбой. Однако в 2007 году в России состоялись испытания бомбы громадной мощности. Она тоже основана на эффекте объемного вакуумного взрыва и имеет условное название Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности (АВБПМ).

Бомбы с таким эффектом американцы начали применять еще во Вьетнаме. Принцип их действиях состоит в распылении ВВ в значительном объеме. При этом образуется облако, способное проникать в помещения и убежища. После поджигания облака в значительном объеме выгорает воздух, образуется вакуум, в который врывается внешний воздух, производя тотальные разрушения.

АВБПМ обладает мощностью, эквивалентной 44 тоннам тротила. Чего в военном деле прежде не было.
Между существующей у американцев GBU-43 и нашей вакуумной бомбами дистанция громадного размера. Ее удалось достичь за счет использование нового вида ВВ, состав которого строго засекречен. «У них» 8200 кг ВВ развивает мощность, эквивалентную 11 тоннам тротила. «У нас» 7100 кг ВВ равносильны 44 тоннам.

При этом между мощностью бомбы и площадью поражения существует нелинейная зависимость. У российской бомбы площадь в 20 больше, а температура горения в 2 раза выше.

Картина разрушений от взрыва АВБПМ такова:

90 м от эпицентра - полное разрушение даже самых укрепленных конструкций.
200 м от эпицентра — полное разрушение неукреплённых конструкций и практически полное разрушение железобетонных конструкций.
300 м от эпицентра — практически полное разрушение неукреплённых конструкций (жилые дома). Укрепленные конструкции разрушаются частично.
450 м от эпицентра — частичное разрушение неукреплённых конструкций.
1100 м от эпицентра — ударная волна разбивает стекла.
2300 м от эпицентра — ударная волна способна сбить человека с ног.

Эпоха умных бомб

Необходимо сказать, что в новом тысячелетии никто свободно падающие бомбы уже не создает. Им на смену пришли корректируемые или же планирующие бомбы, способные наводиться на цель при помощи тех или иных физических принципов. Еще их называют «умными бомбами». К этому типу бомб относятся и рассмотренная нами GBU-43. Несомненно, после проведения необходимого объема испытаний по подрыву АВБПМ и она также обретет способность самостоятельно выходить на цель.

Этот тип бомб совсем не нов. Впервые их применили немцы в 1943 году, с высочайшей точностью отбомбив с дистанции 8 км британские корабли. Спустя год «умные бомбы» использовали против японцев американские ВВС.

С появлением ядерного оружия, которое довольно долго считалось необходимым и достаточным условием военной победы, этот тип боеприпасов был предан забвению. Конструкторы вернулись к нему лишь в середине 60-х годов.
Первые корректируемые авиабомбы (КАБ) были несовершенны. Прежде всего потому, что они наводились на цель при помощи радиосигнала. И совсем скоро обороняющаяся сторона начала бороться с ними при помощи радиоглушилок.
На настоящий момент существует несколько способов наведения КАБ на цель: радиолокационный, лазерный, инфракрасный, телевизионный, радиокомандный, спутниковый (GPS и ГЛОНАСС). При этом круговое вероятное отклонение лежит в пределах от нескольких десятков метров до 2-3 метров.

Существенное преимущество КАБ перед свободнопадающими бомбами заключается не только в резком повышении точности бомбометания. Преодолевая в режиме планирования расстояния до 60 км, они позволяют бомбардировщикам не входить в зону действия ПВО противника. Правда, в случае использования в качестве средства ПВО ЗРС-400 «Триумф», способного поражать любые воздушные цели на расстоянии до 400 км, это достоинство «умных бомб» будет сведено к нулю.

Что же касается принципа, при помощи которого бомба преодолевает значительные расстояния, то он довольно прост. Не имея никаких двигателей, она планирует за счет выпущенных крыльев и маневрирует за счет рулей.
Надо сказать, что бурное развитие информационных технологий постоянно повышает качество «умных бомб». Существует информация, что через некоторое время они будут наводиться не только на неподвижные, но и на маневрирующие цели.

Арсеналы России и НАТО

В США на вооружении находятся чуть ли ни два десятка марок КАБ. В них используется преимущественно лазерная система наведения. В последних моделях она дополнена GPS-коррекцией. Наибольший вес ВВ, «упакованного» в бомбу - 830 кг.

Наиболее «ходовой» полезный груз - до 100 кг ВВ. (Из этого ряда сильно выбивается бомба объемного взрыва GBU-43, о которой мы рассказали выше).

Несмотря на то, что в СМИ сплошь и рядом говорится об американских КАБ, способных улетать за 100-километровый рубеж, их реальные показатели скромнее. Максимальную дальность имеет GBU-43, она равна 65 км. У всех остальных этот показатель лежит в пределах от 12 км до 24 км. Что же касается КВО «американцев», то его средняя величина равна 7 метрам.
На вооружении ВВС России находятся две «умные бомбы»: КАБ-500 и КАБ-1500. Каждая из них имеет несколько модификаций в зависимости от боевой части. Она может быть фугасной, осколочно-фугасной, бронебойной, бетонобойной... Уникальна противолодочная бомба, способная взрываться на глубине до 150 метров при волнении моря в 6 баллов.

Их дальность немного скромнее, чем у американских КАБ, - до 12 км. Точность выше: КВО лежит в пределах от 3 до 7 метров. В них используются три системы наведения - лазерная, телевизионная и спутниковая.

В 2011 году на авиасалоне МАКС-2011 производитель боеприпасов ГНПП «Регион» представил свою последнюю разработку - авиабомбу КАБ-250. Ее характеристики не разглашались. Однако по ряду признаков можно предположить, что она предназначена прежде всего для перспективного истребителя пятого поколения ОКБ Сухого Т-50. Из чего следует, что это оружие будет обладать и качественно новым интеллектом.

Бетонобойные авиационные бомбы (БетАБ) предназначены для эффективного уничтожения железобетонных покрытий и взлетно-посадочных полос аэродромов. Конструктивно представлены двумя основными видами бомб: свободного падения и с реактивными ускорителями. Бетонобойные авиабомбы свободного падения предназначены для бомбометания с больших высот и конструктивно очень близки к стандартным толстостенным фугасным авиабомбам. Бетонобойные бомбы с парашютом и реактивным ускорителем используются для бомбометания с любых высот (в том числе и малых). За счет парашюта угол падения бомбы увеличивается до 60 градусов, после чего парашют отстреливается и запускается реактивный ускоритель.

Чаще всего масса бетонобойных бомб составляет 500-1000 кг., при этом могут встречаться авиабомбы и большего калибра. Такого вида предназначено для поражения объектов с прочной бетонной или железобетонной защитой или сильно бронированных объектов. К примеру, фортификационных сооружений (таких как ДОТ), бункеров, береговых батарей, ВПП или крупных боевых кораблей.


Американская бетонобойная бомба GBU-28 (BLU-113)

В настоящее время наиболее массовой американской бетонобойной бомбой, которая известна в мире, является GBU-28 (BLU-113), которая была создана перед операцией «Буря в пустыне» и была предназначена для уничтожения бункеров Саддама Хусейна. Задание на разработку подобных бомб в октябре 1990 года было выдано конструкторскому подразделению ASD Development Planning group, находящемуся на базе ВВС США Эглин во Флориде. К работе над данным проектом были также подключены специалисты компаний Space Company и Lockheed Missile.

Для того чтобы успешно пробивать грунт, бетонные перекрытия и броню, бомба должна быть достаточно тяжелой, а также обладать малым сечением (для того чтобы не «размазывать» свою кинетическую энергию по большой площади), помимо этого она должна состоять из твердого сплава. Это необходимо для того, чтобы при соприкосновении с препятствием боевая часть не срабатывала на твердой поверхности, а пронизывала ее. В свое время в США поломали голову над тем, чтобы найти и создать подходящий корпус для бетонобойной бомбы. Выход из ситуации подсказал бывший армейский офицер, работавший в компании Lockheed. Он вспомнил, что на артиллерийских складах хранится большое число стволов от 203-мм гаубиц M201 SP.

Данные стволы были выполнены из подходящего сплава и нашлись в достаточных количествах на артиллерийских арсеналах, в частности на арсенале Watervliet, расположенном в штате Нью-Йорк. Именно в мастерских данного арсенала артиллерийские стволы были доведены до необходимых размеров. Для изготовления бомб их обрезали под заданные размеры, после чего удалили все выступающие элементы, находящиеся с внешней стороны. Изнутри стволы были специально рассверлены, их диаметр был доведен до 10 дюймов (245 мм). Это было сделано для того, чтобы к новому «телу» бомбы можно было применить наконечник от старой БетАБ BLU-109.

С территории арсенала Watervliet собранные корпуса для бомб были доставлены на базу Эглин, где их предстояло начинить взрывчатым веществом. При этом, специального оборудования для бомбы таких размеров на авиабазе просто не было, и работать военным приходилось практически кустарными методами. Так в частности, изолирующий слой, который наносился на внутреннюю поверхность бомб, должен был пройти процедуру термообработки в специальной печи, но вместо этого инженеры на военной базе вынуждены были применить самодельный внешний электронагреватель. Вкопав корпус бомбы в землю, вручную ведрами в нее заливался горячий расплавленный тритонал. Для системы наведения бомбы было использовано лазерное прицельное устройство от GBU-24. Итогом всех работ стала боевая часть, получившая название BLU-113, а вся бомба целиком получила обозначение GBU-28.

Поскольку время поджимало создателей, они не стали проводить серию из 30 положенных испытательных пусков, ограничившись лишь двумя. 24 февраля 1991 года первая бомба GBU-28 была сброшена с самолета F-111 на пустынном полигоне в США. Бетонобойная бомба ушла в грунт на глубину в 30 метров – с этой глубины ее даже решили не выкапывать. Еще 2 дня спустя бомбу разогнали на реактивной рельсовой тележке и выстрелили по вертикально стоящей стопке из железобетонных плит. В итоге бомба пробила все плиты и пролетела еще 400 метров.

Еще 2 корпуса, которые были подготовлены на авиабазе Эглин, были заряжены взрывчатым веществом, оборудованы и отправлены для боевых испытаний в Ирак. Пользуясь полным превосходством в воздухе, 23 февраля 1991 года 2 тактических истребителя F-111 без каких-либо трудностей добрались до своей цели – одного из подземных бункеров, принадлежащего иракской армии. Пока один из F-111 подсвечивал цель, другой заходил на бомбометание. В итоге одна из бомб прошла мимо, а другая попала точно в цель, не оставив на поверхности никаких видимых следов повреждения. Лишь через 7 секунд из вентиляционной шахты бункера пошел густой черный дым, что могло означать только одно – бункер был поражен и уничтожен. От постановки задачи до боевых испытаний новой авиабомбы GBU-28 прошло всего 4 месяца.

Сброс GBU-28 с F-15


Иностранные разработки в этой области

Еще в начале 90-х годов министерствами обороны ряда стран НАТО: США, Германии, Великобритании, Франции были сформированы требования к боеприпасам с повышенной проникающей способностью. Такого рода бомбы планировалось применять против хорошо защищенных подземных объектов противника (толщина перекрытий до 6 метров). В настоящее время в достаточном количестве производятся лишь авиабомбы одного типа, которые в состоянии разрушить такие объекты. Это американская авиабомба BLU-113, которая входит в состав управляемых авиационных бомб (УАБ) GBU-28 и GBU-37 (общая масса 2300 кг). Такие бетонобойные бомбы могут размещаться в отсеке вооружения стратегического бомбардировщика В-2А или на подфюзеляжной точке подвески тактического истребителя F-15E. Исходя из этого, военные задумываются о создании более легких боеприпасов данного типа, что позволило бы использовать их с других самолетов-носителей, которые имеют ограничения на размеры и массу бомб, размещаемых на пилонах.

Американские и европейские специалисты выдвинули 2 концепции по созданию новых бетонобойных боеприпасов массой не более 1 000 кг. Согласно созданной в Европе концепции предлагается создание тандемных бетонобойных боевых частей нового типа (ТББЧ). В настоящее время на вооружении ВВС Великобритании уже состоят бетонобойные суббоеприпасы с тандемным расположением кумулятивного и фугасного зарядов – SG-357, которые входят в состав снаряжения несбрасываемой авиационной кассеты JP-233 и предназначается для уничтожения ВПП аэродромов.

Но в связи с небольшими размерами и малой мощностью заряды SG-357 не в состоянии уничтожать объекты, расположенные глубоко под землей. Предлагаемая новая ТББЧ состоит из оптического неконтактного взрывательного устройства (ОНВУ), а также одного или нескольких кумулятивных зарядов, которые находятся непосредственно перед основной боевой частью бомбы (ОБЧ). При этом корпус основной боевой части авиабомбы выполняется из высокопрочных материалов на основе вольфрамовой стали с применением других тяжелых металлов, обладающих сходными свойствами. Внутри находится заряд взрывчатого вещества, а в донной части бомбы программируемое взрывательное устройство.

По словам разработчиков, потеря ОБЧ кинетической энергии в результате взаимодействия с продуктами детонации не будет превышать 10% от начального значения. Подрыв кумулятивного заряда происходит на оптимальном расстоянии от цели по информации поступающей от ОНВУ. В появившееся в результате взаимодействия кумулятивной струи бомбы с преградой свободное пространство направляется ОБЧ, которая после поражения оставшейся части преграды взрывается уже внутри объекта. Проведенные лабораторные исследования продемонстрировали, что глубина проникновения бетонобойных бомб в преграду зависит в основном от скорости соударения, а также физических параметров взаимодействующих тел (таких как твердость, плотность, предел прочности и т.д.), а также соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, а для бомб с ТББЧ еще и от диаметра кумулятивного заряда.

Поражение бомбой бетонного укрытия для самолетов

В ходе испытаний бомб с ТББЧ массой до 500 кг (скорость соударения с объектом 260-335 м/с) было выявлено, что они могут проникать в грунт средней плотности на глубины в 6-9 метров, после чего пробивать бетонную плиту общей толщиной в 3-6 метров. Помимо этого, такие боеприпасы могут успешно поражать цели при меньших, чем у обычных бетонобойных бомб, значениях кинетической энергии, а также при менее острых углах атаки и более острых углах подхода к цели.

В свою очередь американские специалисты пошли по пути улучшения существующих унитарных бетонобойных боевых частей (УББЧ). Особенностью применения таких бомб является то, что им необходимо придать перед столкновением с целью большую кинетическую энергию, в результате чего существенно возрастают требования к их корпусу. При создании новых боеприпасов американцы провели серию научных исследований по разработке особо прочных сплавов для производства корпуса, а также нахождению оптимальных геометрических размеров (к примеру, носовой части бомбы).

Для увеличения соотношения массы БЧ и площади поперечного сечения, что обеспечивает большую проникающую способность, было предложено при сохранении прежних габаритных размеров существующих боеприпасов, нарастить толщину их оболочки за счет сокращения количества взрывчатого вещества в боевой части бомб. К достоинствам новых УББЧ можно с уверенностью отнести простоту их конструкции и более низкую цену, особенно в сравнении с тандемными боеприпасами. В результате серии испытаний было установлено, что УББЧ нового типа (массой до 1 000 кг. и скоростью равной 300 м/с) могут проникать в грунт средней плотности на глубину от 18 до 36 метров и пробивать при этом железобетонные перекрытия толщиной 1,8-3,6 метра. Работы по улучшению данных показателей все еще продолжаются.

Российские бетонобойные бомбы

В настоящее время на вооружении российской армии находится 2 типа бетонобойных бомбы массой в 500 кг. Бетонобойная свободнопадающая авиационная бомба БЕТАБ-500У предназначена для уничтожения подземных складов боеприпасов, ГСМ, ядерного оружия, узлов связи, командных пунктов управления, железобетонных укрытий (в том числе для самолетов), автострад, рулежных дорожек и т.д. Данная бомба способна пробить 1,2 метра железобетона или до 3 метров грунта. Может использоваться с высот от 150 метров до 20 000 метров при скоростях от 500 до 2 300 км/ч. Для обеспечения угла падения 90 градусов бомба снабжена парашютом.

Российская бетонобойная бомба БетАБ 500ШП в разрезе


БетАБ 500У

Диаметр: 450 мм.
Длина: 2480 мм.
Масса бомбы: 510 кг.
Масса ВВ: 45 кг. в тротиловом эквиваленте

Второй бетонобойной авиабомбой является БЕТАБ-500ШП – штурмовая с реактивным ускорителем. Данная бомба предназначена для уничтожения ВПП аэродромов и рулежных дорожек, железобетонных укрытий самолетов, автострад. Данный боеприпас способен пробить броню толщиной до 550 мм. В грунте средней плотности бомба способна образовать воронку диаметром в 4,5 метра. При попадании бомбы в ВПП бетонное покрытие повреждается на площади до 50 кв. метров. Данная бомба применяется с самолетов на скорости 700 – 1150 км/ч и на высотах от 170 до 1 000 метров (при горизонтальном полете). При бомбометании с пикирования под углом не более 30 градусов и при высоте не менее 500 метров.

БетАБ 500ШП

Диаметр: 325 мм.
Длина: 2509 мм.
Масса бомбы: 424 кг.
Масса ВВ: 77 кг.

Источники информации:
-http://commi.narod.ru/txt/2001/0209.htm
-http://www.popmech.ru/article/10759-s-nebes-v-preispodnyuyu/
-http://www.airwar.ru/weapon/ab/betab-500u.html
-http://www.airwar.ru/weapon/ab/betab-500shp.html


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник