11.09.2019

Атомные подводные лодки России: количество. Многоцелевые атомные подводные лодки России. Лодка Мишель Обамы


Подводная лодка (подлодка, субмарина) — класс военных кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство и преимущество подводной лодки — скрытность. Подлодки предназначались для разрушения важных объектов на территории противника, уничтожения боевых надводных кораблей, торговых и транспортных судов, проведения разведки, высадки диверсионных групп и выполнения других специальных задач. На лодках в зависимости от их назначения использовались следующие виды вооружения: минное; торпедное; артиллерийское, включая зенитные и стрелковые пулеметы. Кроме того, подводные лодки различались размерами, двигательными установками, конструкцией корпусов, оснащением.

Активное применение субмарин уже наблюдалось в годы Первой мировой войны, когда 600 подводных лодок (372 из них были немецкими) воюющих государств потопили 237 боевых кораблей общим водоизмещением 1 млн. т., в т.ч. 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 подлодки. Общая грузоподъёмность потопленных торговых судов составила около 19 млн. регистровых т. из которых 13,2 млн. т. было потоплено немецкими лодками. В период военных действий было потеряно 265 подводных лодок.

Изучая опыт применения подводных лодок, ведущие морские державы не имели единого взгляда на их предназначение. Так, англичане видели в подводных лодках оружие противолодочной обороны и морской блокады, американцы считали главной их целью боевые корабли противника — линко­ры, авианосцы, крейсеры, эсминцы. Японцы старались создать лодки, способные действовать в составе эскадр, господствующих на море. Наконец, немцы, считали, что главным будет вражеский торговый флот. К началу Второй Мировой войны в состав флотов ведущих морских стран входило почти 800 подводных лодок.

Ориентировочное количество подводных лодок на 01.09.1939 г. в разрезе стран

Страна Количество

подлодок

Страна

Количество

подлодок

Аргентина 3 Португалия 4
Бразилия 4 Румыния 1
Великобритания 69 СССР 165
Германия 57 США 112
Греция 6 Таиланд (Сиам) 4
Дания 11 Турция 9
Испания 9 Финляндия 5
Италия 115 Франция 77
Латвия 2 Чили 9
Нидерланды 24 Швеция 24
Норвегия 9 Эстония 2
Перу 4 Югославия 4
Польша 5 Япония 63

Подводные лодки по степени влияния военного флота на ход Второй Мировой войны занимают второе место после эсминцев. Если в Первой Мировой войне подлодки выполняли роль вспомогательных судов в некоторых операциях, то в нынешней они образовывали отдельные флоты, играли самостоятельную роль. Если в начале ХХ века подводные лодки имели несколько стран, то во Второй Мировой десятки. И это при том, что строительство подводной лодки было в несколько раз сложнее и дороже большинства надводных кораблей. А управление субмариной требовало высоко профессиональных экипажей. Только на подготовку рядового состава лодки уходило 6-12 месяцев, а подготовка офицеров занимала несколько лет. Необходимо отметить, что лодки, построенные в начале века по своей конструкции и оснащению не шли ни в какое сравнение со следующим поколением по всем параметрам: автономность и дальность плавания, силовые установки, вооружение, навигационное оборудование, средства связи и обнаружения противника.

Стремительное развитие подводного флота повлекло и изменение тактики применения подводных лодок. Вместо одиночных атак лодок — стали применяться массированные, вместо базирования в портах — возникли многочисленные плавбазы за тысячи миль от берегов. Появились лодки различного функционального назначения. Так в период войны лодки различались по размерам и водоизмещению: крейсерские (океанские), большие подводные лодки, средние (морские), малые (прибрежные), сверхмалые (мини лодки) и специальные лодки. Также лодки классифицировались по назначению: монофункциональные, многофунционльные, специальные. Различались подлодки и по вооружению, и по конструкции корпуса.

За годы войны судостроительная промышленность ведущих морских стран поставила военным флотам немногим более 1700 под­водных лодок (без учета сверхмалых), в т.ч. 1089 лодок построила Германия, 205 – США, 154 – Великобритания, 145 – Япония, 92 – СССР, 27 — Италия.

В связи с существенными различиями в типах лодок, для полной характеристики качественного состава подводных флотов стран, количество подводных лодок приведем по классификации водоизмещения. При этом в категорию специальные включены лодки по функциональному назначению, независимо от размеров.

Ориентировочное количество подводных лодок использовавшихся в войне в разрезе стран и видов лодок (без трофейных и переданных/полученных)

Страна

Общее количество подводных лодок /погибшие

Кр. и большие 1)

Средние Малые Спец. и сверхмалые 2)

Всего

Аргентина 3 3
Бразилия 1 3 4
Англия 72/29 136/41 9/5 137/5 354/80
Германия 313/164 695/439 110/20 936/24 2054/647
Греция 6/5 6/5
Дания 11/11 11/11
Испания 6/1 4/3 10/4
Италия 60/41 69/54 5/1 24/4 158/100
Латвия 2/2 2/2
Нидерланды 15/10 14/14 1/1 30/25
Норвегия 9/9 9/9
Перу 4 4
Польша 2/1 3 5/1
Португалия 3 3
Румыния 2 1/1 3/1
СССР 38/14 115/50 99/31 5/2 257/97
США 288/53 28/1 1/1 317/55
Таиланд 4 4
Турция 3/1 5/1 1 9/2
Финляндия 3 2 5
Франция 39/32 33/23 6/5 78/60
Швеция 18/8 9 6/1 33/9
Эстония 2/1 2/1
Югославия 4/1 4/1
Япония 130/111 28/28 455/43 613/182
Итого 967/457 1175/669 261/80 1575/86 3978/1292

1) Крейсерские и большие

2) Специальные и сверхмалые

В таблице не учтены погибшие сверхмалые подводные лодки.

В период войны страны-союзницы передавали друг другу подводные лодки, как во временное пользование, так и насовсем. Так Великобритания передала Греции и Нидерландам по 5 лодок, Норвегии –3, Польше – 3, СССР – 4, Франции – 7. США передали Великобритании – 15, Турции – 2, Польше -1. Германия – 9 подлодок передала Италии.

Некоторые страны использовали и трофейные лодки. Так в Англии служили 6 трофейных лодок, в Италии – 11, в СССР –7, в Японии – 8. В состав Германского военно-морского флота входило 4 лодки, построенные на иностранных верфях и 16 трофейных лодок. Около 20 лодок Германией было захвачено в Италии, Франции и других оккупированных странах в недостроенном виде. Большинство из них было достроено с применением немецкого вооружения и оборудования, с последующим введением в строй, как судов собственной постройки.

В связи с тем, что подводные лодки одного вида строились нескольких типов (модификаций), а иногда и несколько подтипов (серий), они отличались между собой по тактико-техническим характеристикам (иногда по многим, иногда по нескольких позициях). Ниже приведены ТТХ лучших образцов лодок в своем виде.

Следует отметить, что при сравнении основных ТТХ подводных лодок, которые имеют приблизительно одинаковые параметры (обычно фиксируются в справочниках), необходимо оценивать ряд других обеспечивающих показателей.

К ним относятся: мореходность, непотопляемость, скорость погружения, шумность двигателей, оснащение радарным, гидроакустическим, навигационным оборудованием и его качество, ударостойкость приборов и механизмов, качество торпедного оружия и средств связи, объем запасов и состав аварийно-спасательного имущества. Эти параметры подлодок, а также степень подготовки экипажей непосредственно влияли на эффективность действий субмарин.

Крейсерская (океанская, эскадренная) подводная лодка – лодка с мощным артиллерийским и/или торпедным вооружением, с большой дальностью и автономностью плавания. Она имела длину корпуса – 80 и более метров, подводное водоизмещением – 2-5 тыс. т. и дальность плавания при средней скорости хода 12-30 тыс. миль, глубину погружения – до 300 м. Как правило, лодка предназначались для автономного ведения действий в океане и отличалась лучшими условиями обитания экипажа. Также лодка должна была действовать в составе эскадры крупных надводных кораблей. Крейсерские лодки строили 5 стран: Великобритания (3 лодки), СССР (11 лодок), США (222 лодки 8 типов), Франция (1 лодка), Япония (88 лодок 22 типов + 5 подводных авианосцев).

ТТХ лучших образцов крейсерских подводных лодок

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

Англия

тип Thames

СССР тип К США

тип Balao

Япония

Otsu Gata

Водоизмещение надводное, т. 1 830 1 487 1 526 2 200
Водоизмещение подводное, т. 2723 2 100 2 424 3 700
Длина, м. 105,2 97,8 92,2 102,4
Ширина, м. 8,6 7,4 8,3 9,3
2 3 4 2
Количество электродвигателей, шт. 2 2 2 2
10 9,2 5,4 12,4
Мощность электродвигателей, тыс. л.с. 2,5 2,4 2,7 2
Число винтов, шт. 2 2 2 2
Запас топлива, т. 202 263 472 220
25 22,5 20 23,6
Подводная скорость хода, узл 10 10,5 9 8
6,2 15 11 14
60 80 120 100
95 100 187 н/д
Время погружения, сек. н/д 50 н/д н/д
6 10 10 5
Количество торпед, шт. 12 24 24 17
1/102 2/100 1/102 1/140
н/д 100/400 н/д н/д
н/д 2/12,7 2/20 2/25
Автономность плавания, сут. н/д 50 75 90
Численность экипажа, чел. 61 66 62 100

Большая подводная лодка – лодка со средним артиллерийским и усиленным зенитным вооружением, а также увеличенной дальностью плавания. Она имела длину корпуса до 80 метров, подводное водоизмещением – до 2 тыс. т., дальность плавания при средней скорости хода до 12 тыс. миль, глубину погружения – до 200 м. Лодка могла действовать как в море, так и в океане. Большие лодки строили 12 стран: Великобритания (69 лодок 9 типов), Германия (313 лодок 3 видов), Италия (60 лодок 14 видов), США (66 лодок 3 видов), Япония (42 лодки 4 видов). Причем США и Япония устаревшие лодки довоенной постройки.

ТТХ лучших образцов больших подводных лодок

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

Англия

типа Tudor

Германия

XXI серия

СССР

серия

Франция

серия

Водоизмещение надводное, т. 1 090 1 621 1 120 1 384
Водоизмещение подводное, т. 1 571 1819 1 424 2 084
Длина, м. 83,5 76,7 85,3 92
Ширина, м. 8,1 8,0 7 8,1
2 2 2 2
2 4 2 2
Мощность диз. двигателей, тыс. л.с. 2,5 4,0 2,2 8,2
М-сть электродвигателей, тыс. л.с. 1,5 4,6 1,3 2,3
Число винтов, шт. 2 2 2 2
Запас топлива, т. 215 253 143 108
Надводная скорость хода, узл. 15,3 15,6 15 20
9 17,5 9 10
Макс. дальность плавания, тыс.миль 11 15,5 10 10
Рабочая глубина погружения, м 106 135 80 75
Предельная глубина погружения, м н/д 270 100 100
Время погружения, сек. н/д 18 60 50
10 6 8 11
Количество торпед, шт. 16 23 12 13
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/102 1/100 1/100
2/20 20/4 2/12,7 2/20
Автономность плавания, сут. н/д 100 28 н/д
Численность экипажа, чел. 61 57 56 61

Средняя подводная лодка – универсальная морская лодка с увеличенной глубиной погружения. Она имела длину корпуса до 70 метров, подводное водоизмещением – до 1 тыс. т. и дальность плавания при средней скорости хода до 9 тыс. миль, предельную глубину погружения – 200 м. Лодки этого вида были самыми многочисленными и наиболее эффективными в боевых действиях. Лодки строили 20 стран.

ТТХ лучших образцов средних подводных лодок

ТТХ лодки / Страна

и обозначение лодки

Англия

типа S

Германия

серия VII С

СССР

серия IX-бис

Япония

типа Kai

Водоизмещение надводное, т. 715 769 840 525
Водоизмещение подводное, т. 990 1070 1 070 782
Длина, м. 66 67,1 77,8 57,4
Ширина, м. 7,2 6,2 6,4 6
К-во дизельных двигателей, шт. 2 2 2 2
К-во электрических двигателей, шт. 2 2 2 2
Мощность диз. двигателей, л.с. 1 900 3 200 4 000 1 100
1 300 750 1 100 760
Запас топлива, т. 92 105,3 110 35
Надводная скорость хода, узл. 15 17,7 19,5 14,2
Подводная скорость хода, узл. 9 7,6 8,8 8
Макс. дальность плавания, тыс.миль 6 8,5 8,2 3,5
Рабочая глубина погружения, м. 77 100 80 75
Предельная глубина погружения, м 250 200 100 н/д
К-во торпедных аппаратов, шт. 6 5 6 4
Количество торпед, шт. 12 11 12 8
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/102 1/88 1/100 1/76
Боезапас снарядов (калибр/шт) н/д 88/200 100/200 н/д
Зенит. вооружение/калибр (шт/мм) 1/20 1/20 1/12,7
Автономность плавания, сут. н/д 35 30 21
Численность экипажа, чел. 49 56 46 38

Малая подводная лодка – предназначаясь для ближней защиты берегов и морских баз. Она имела длину корпуса до 50 метров, подводное водоизмещением – до 500 т. и дальность плавания при средней скорости хода до 5 тыс. миль, предельную глубину погружения – 150 м. Малые лодки строили 5 стран: Великобритания (9 лодок), Германия (110 лодок 5 типов), СССР (104 лодки 5 типов), Швеция (9 лодок) и Япония (18 транспортных лодок 3 типов). Кроме того, 78 лодок было построено Великобританией, которые были меньше средних подлодок, но больше малых. Малые лодки всех стран оказались неудачными, представляя собой скорее технический отголосок Первой мировой войны. Из-за малого размера они оказались слабо вооруженными с низкой мореходностью. В тоже время, сравнительно большой размер и низкая скорость делали их легко выявляемыми противником. В итоге каких либо существенных результатов подлодками этого класса в войне не было достигнуто.

ТТХ лучших образцов малых подводных лодок

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

Германия

серия XXIII

СССР

серия ХV

Швец ия

тип U

Япония тип Sen Yuso

Водоизмещение надводное, т. 234 280 367 370
Водоизмещение подводное, т. 278 351 450 493
Длина, м. 34,7 49,5 49,6 42,2
Ширина, м. 3 4,4 4,7 6
Количество дизельных двигателей, шт. 1 2 1 1
2 2 1 1
630 1 200 1 300 400
Мощность электродвигателей, л.с. 615 436 500 150
Запас топлива, т. 20 30 н/д 45
Надводная скорость хода, узл. 9,7 15.5 13,8 10
Подводная скорость хода, узл. 12,5 7,9 7,5 н/д
Максимальная дальность плавания, тыс.миль 4,5 4,5 н/д 3,0
Рабочая глубина погружения, м. 80 60 60 н/д
160 70 100 95
Время погружения, сек. 14 35 н/д н/д
Количество торпедных аппаратов, шт 2 2 4
Количество торпед, шт. 2 4 8
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/45
Боезапас снарядов (калибр/шт) 45/200
Зенитное вооружение/калибр (шт/мм) 20/1 25/1
Автономность плавания, сут. 10 15 н/д н/д
Численность экипажа, чел. 14 23 23 21


Сверхмалая (мини-субмарина) – лодка с водоизмещением до 60 т. и экипажем 1-5 человек. Она предназначалась для проникновения в бухты, базы и порты противника с целью разведки, проведения диверсий или доставки взрывчатых веществ для дистанционного подрыва. Лодка имела ограниченную автономность плавания и в район действий доставлялась, как правило, с помощью носителя. Взрывная волна от глубинных бомб не наносила ущерба подлодкам, а отбрасывала их в сторону. В отличие от больших подлодок, мгновенно пеленгуемых и уничтожаемых авиацией и флотом противника, мини-субмаринам благодаря малым размерам, удавалось оставаться незамеченными и успешно выполнять задачи в условиях полного господства противника на море и в воздухе. Сверхмалые лодки строили 4 страны: Великобритания (131 лодка 3 типов), Германия (908 лодок 4 типов), Италия (16 лодок 3 типов) и Япония (405 лодки 4 типов). Несмотря на значительное количество построенных лодок, причиненный ими ущерб не покрыл расходы на их производство и не оказал какого-либо влияния на ход войны.

ТТХ лучших образцов сверхмалых подводных лодок

ТТХ лодки / Страна

и обозначение лодки

Англия

серия Х

Германия

серия XXVII

Италия

серия СВ

Япония

тип D

Водоизмещение надводное, т. 27 14,9 25 н/д
Водоизмещение подводное, т. 30 17 44 59,3
Длина, м. 15,6 12 15 26,3
Ширина, м. 1.8 1,7 3 2
Количество дизельных двигателей, шт. 1 1 1 1
Количество электрических двигателей, шт. 1 1 1 1
Мощность дизельных двигателей, л.с. 42 60 80 150
Мощность электродвигателей, л.с. 30 25 50 500
Число винтов, шт. 1 1 1 1
Запас топлива, т. 11 0,5 н/д 4,5
Надводная скорость хода, узл. 6,5 7,7 7,5 8
Подводная скорость хода, узл. 5,5 3,5 7 16
Максимальная дальность плавания, мили 500 300 1 400 1 000
Предельная глубина погружения, м. 92 50 н/д 100
Количество торпедных аппаратов, шт. 2 2 2
Количество торпед, шт. 2 2 2
Количество зарядов/вес (шт/т) 2/4 1/0,6
Численность экипажа, чел. 4 2 4 5

Специальные подводные лодки в классификацию по размерам и водоизмещению не попадают, однако в силу специфичности выполняемых функций их следует рассмотреть отдельно. К таким лодкам относились: подводные авианосцы и авиатранспорты, подводные минные заградители, транспортные лодки, топливозаправщики. Такие лодки выполняли или специфическую, узкую боевую задачу, или обеспечивали ее выполнение другими подразделениями. Среди эффективных действий следует отметить постановку минных полей германскими минными заградителями в прибрежных морских фарватерах и снабжение грузами и топливом японскими транспортными лодками своих экспедиционных войск и кораблей.

Безусловно, что кроме технических параметров подводных лодок на эффективность их действий влияла и тактика их применения. Экипажи подводных лодок США и Германии интенсивно занимались боевой и тактической подготовкой в течение всей войны и имели сравнительно высокую подготовленность в отличие от итальянских, советских и японских моряков. Подводными лодками Германии и США управляли командующие подводными силами флотов, как правило, бывшие подводники. Они же руководили боевой и тактической подготовкой подлодок. Немецкие и американские лодки могли слажено действовать большими группами на большом удалении от баз и противостоять конвоях или соединениям надводных кораблей.

Тактика действий лодок определялась задачами, которые они решали, географическим положением района в которым они действовали, состоянием материальной части и уровнем подготовленности к боевым действиям их самих и объектов их действий. Поэтому в разных флотах тактика лодок была разной. Но было много и общего.

Например, почти все лодки в начале войны действовали в надводном положении и днем и ночью. Погружались лишь при атаке боевых надводных кораблей, сильно охраняемых конвоев и при уклонении от атак противолодочных сил. Атаки конвоев обычно проводились ночью по несколько суток подряд.

Для решения противолодочных задач лодки днем маневрировали на перископной глубине, а ночью надводном положении, заряжая аккумуляторные батареи. Наблюдение вели в перископ и с помощью гидроакустических станций. В большинстве случаев боевые столкновения под водой были безрезультатными, так как торпеды имели глубину хода не более 14 метров, а гидроакустические станции – малые дальности действия и точность пеленгования. Для повышения успешности атак практиковалась стрельба залпом из нескольких торпед. Кроме торпед для борьбы с подлодками применялись мины.

Свои особенности тактики применялись, практически, каждым флотом. Так Германией использовалась тактика «волчьих стай» состоящая в преследовании подводными лодками кораблей противника с целью дождаться превосходства в позиции или числе. Атака происходила одновременно максимально возможным количеством подводных лодок. При этом противолодочные силы конвоя, вынуждены были реагировать сразу на несколько лодок, рассредоточиться, тем самым не угрожая совместно какой-либо одной из них, что позволяло большинству лодок выходить в атаку неоднократно. Атаке подвергалось большое количество судов, что впоследствии требовало организации большого объёма спасательных работ и отчасти отвлекало корабли эскорта от преследования субмарин.

На практике данная тактика осуществлялась следующим образом. Подводные лодки выстраивались в завесу (300-500 миль) так, чтобы хотя бы одна из них могла обнаружить проходящий конвой противника. Обнаружившая конвой подводная лодка передавала сообщение об этом в центр и следовала в надводном положении параллельно конвою на значительном от него удалении (за горизонтом), следя за дымами. Центр же наводил на цель остальные подлодки. «Стая» могла состоять из 20 — 60 лодок. Как правило, атаки проводились в ночное время и из надводного положения. Лодки погружались лишь в случае ухода от преследования. Днем «стая» обгоняла суда конвоя, пользуясь преимуществом в скорости надводного хода, и занимала позицию для новой атаки ночью.

Действие «волчьих стай» в прибрежных, тесных и сильно охраняемых районах оказались весьма затруднительными. Поэтому немцы использовали одиночные лодки, днем лежали на грунте на глубине 50-100 метров в нескольких милях от маршрутов транспортов, в сумерки шли к берегу под водой, а ночью всплывали в надводное положение для атак.

В английском флоте единого командования подводными силами не было. С началом войны подводные лодки широко использовались для противолодочных действий у своих портов и баз. Кроме того, они вели противолодочные действия на путях переходов немецких подлодок. Однако главной задачей в начале войны считалась борьба с немецкими надводными рейдерами, которые казались англичанам главной угрозой их судоходству. В ходе войны лодки Великобритании привлекались для прикрытия конвоев и соединений надводных кораблей от ударов сил противника. Случаев потопления ими лодок противника при этом не было. Боевые столкновения под водой чаще всего были безрезультатными из-за несовершенства гидроакустических станций и отсутствия противолодочных торпед.

Итальянские подлодки решали те же задачи, что и немецкие. Однако действовали иначе. В атаку выходили одиночно и только в подводном положении, конвои не преследовали. Командиры подводных лодок не умели действовать в группах и завесах, атаковать противника, находясь в надводном положении, прорывать охранение конвоя, идущего переменными курсами, и длительно преследовать обнаруженного противника.

Основными задачами подводного флота СССР было определено: уничтожение транспортов и боевых кораблей противника и стеснение их плавания; ведение разведки с целью выявления напряженности и характера коммуникаций противника, системы и организации его противолодочной обороны, дозора, навигационных ограждений и фарватеров. В боевой деятельности лодки применяли позиционный метод, затем стали применять крейсерство в ограниченных районах. В ходе войны подводные лодки перешли к групповым действиям. От стрельбы одиночными торпедами подводники перешли к стрельбе несколькими торпедами с временными интервалами, а впоследствии - к стрельбе залпом «веером». Нередко подводные лодки, не имея возможности использовать торпеды, всплывали в надводное положение и вступали в артиллерийский бой с кораблями противника.

Подводные лодки с атомной энергетикой по-прежнему остаются в арсеналах лишь наиболее сильных в военном отношении государствРодившиеся как класс боевых кораблей в XIX веке, получившие признание в ходе двух мировых войн в качестве полноценного средства морской войны, в послевоенный период подлодки совершили, пожалуй, самый больший прорыв по наращиванию характеристик по сравнению с любыми другими военными кораблями. Современные субмарины предназначены для решения широчайшего спектра задач - от тактических до стратегических. Это делает их одним из важнейших средств ведения вооруженной борьбы в целом.
Сегодня подводные лодки различных классов находятся в составе ВМС более чем 30 стран мира. При этом компетенциями по строительству, а тем паче разработке новых типов субмарин, по-прежнему обладает довольно небольшое число государств - мировых лидеров в области создания и производства высокотехнологичной военной техники.

ДОРОГОСТОЯЩИЙ УДЕЛ ВЕЛИКИХ
Подводные лодки с атомной энергетикой, являясь самыми дорогостоящими и сложными боевыми единицами среди всех субмарин, по-прежнему остаются в арсеналах лишь крайне узкого круга наиболее сильных в военном отношении государств. В настоящее время АПЛ находятся в строю пяти стран мира: России, США, Великобритании, Франции и Китая. Кроме того, уже построена и проходит испытания (хотя еще и не введена в состав флота) первая атомная подлодка ВМС Индии, и, наконец, разработку собственных АПЛ ведут Бразилия и Аргентина.

Атомные подводные лодки делятся на несколько основных подклассов. АПЛ - носители стратегических баллистических ракет (РПЛСН, ПЛАРБ) предназначены для нанесения ядерного удара по территории противника. Они являются наиболее крупными и дорогостоящими подлодками. Как правило, эти субмарины несут от 12 до 24 баллистических ракет, а в качестве оборонительного и вспомогательного вооружения используют торпеды и ракето-торпеды. Их отличает повышенная скрытность.
Многоцелевые АПЛ - носители крылатых ракет (МЦАПЛ, ПЛАРК, ПЛА) - наиболее распространенный подкласс подлодок. Они могут решать как тактические, так и оперативно-стратегические задачи. Основное назначение - борьба с надводными кораблями и подлодками противника в море, а также нанесение ударов крылатыми ракетами по береговым целям. Многоцелевые АПЛ получили широкое распространение после создания крылатых ракет, запускаемых из торпедных аппаратов, таких, как Harpoon, Exocet, Tomahawk, "Водопад", "Гранат" и т.д. Отдельно выделяются отечественные АПЛ - носители тяжелых крылатых ракет "Гранит", специально созданные для борьбы с крупными надводными кораблями противника. В настоящее время эта ветвь представлена АПЛ проекта 949А.
Чисто торпедные АПЛ (ПЛА) - "уходящий" подкласс атомных субмарин, предназначенных для борьбы с морскими целями с использованием торпед.
В настоящее время в мире строятся в основном многоцелевые АПЛ. Их имеют в кораблестроительных программах все страны-обладатели АПЛ. Пожалуй, единственное исключение - АПЛ Arihant ВМС Индии. Специалисты продолжают спорить, является ли первая индийская АПЛ и ее планируемые систершипы стратегическими или все же - многоцелевыми подлодками.
Характерными чертами современных АПЛ четвертого поколения являются следующие:
— оснащение интегрированными боевыми информационно-управляющими системами (БИУС), объединяющими многофункциональные цифровые гидроакустические комплексы (ГАК) и посты управления торпедной (ракетной) стрельбой;
— установка на ПЛ антенн ГАК, позволяющих "слышать" противника всем корпусом, повышение энергоемкости ГАК. Как следствие, резкий (в разы по сравнению с третьим, и на порядок по сравнению с первым-вторым поколениями) рост информированности командования АПЛ о тактической обстановке;
— изначальное оснащение всех новых АПЛ крылатыми ракетами, рост номенклатуры вооружения;
— оснащение большинства АПЛ движителями насосного типа, резкое (в два-три раза) падение уровня шумов на скоростях крейсерского хода (15-25 уз.);
— оснащение лодок ядерными реакторами нового поколения с увеличенным до 15-20 лет сроком службы активной зоны.
Эти технические решения позволили нарастить отрыв возможностей АПЛ от их неатомных собратьев, особенно по таким показателям, как продолжительность плавания на крейсерских ходах, огневая мощь, информативность ГАК (за счет неизмеримого превосходства в энерговооруженности) и ряду других характеристик.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ СТРОИТЕЛЬСТВА АПЛ

Россия
Основу атомного подводного флота нашей страны в настоящее время по-прежнему составляют АПЛ советской постройки: РПЛСН проекта 667БДР (4 ед.) и 667БДРМ (6 ед.), ПЛАРК проекта 949А (8 ед.), МЦАПЛ проектов 971 (12 ед.), 945 (3 ед.), 671РТМК (4 ед.).
Во второй половине 2000-х гг. наша страна после долгого перерыва возобновила серийное строительство АПЛ новых проектов. До этого момента велась достройка субмарин, заложенных в СССР. География постройки АПЛ резко сузилась: из четырех центров подводного судостроения (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Северодвинск, Комсомольск-на-Амуре), закладка и строительство новых АПЛ осуществляется только в Северодвинске на ПО "Севмаш". Это положение, судя по всему, сохранится в ближайшее десятилетие.

Многоцелевая АПЛ "Северодвинск" в достроечном доке "Сухона"

Также резко сократилось по сравнению с концом 80-х годов число проектов строящихся АПЛ и их количество. В настоящее время ведется строительство РПЛСН проекта 955 "Борей" и МЦАПЛ проекта 885 шифр "Ясень". По мнению ряда специалистов, современные темпы строительства новых АПЛ угрожают резким ослаблением подплава ВМФ России в течение ближайших 10-15 лет.
Разработка нового проекта РПЛСН началась в СССР в конце 70-х годов. Головной корабль проекта 955, получивший название "Юрий Долгорукий", был заложен в ноябре 1996 г., однако практически сразу строительство осложнилось рядом проблем. Во-первых, отсутствовало достаточное финансирование, во-вторых, не было готово основное вооружение перспективных РПЛСН. Первоначально предполагалось, что эти ракетоносцы получат комплекс Д-19УТТХ с БРПЛ Р-39УТТХ "Барк". Однако после того, как в 1998 г. разработка "Барка" была прекращена, проект переработали под оснащение ракетным комплексом Д-19М с БРПЛ Р-30 "Булава".
В настоящее время головная лодка "Юрий Долгорукий" и первая серийная "Александр Невский" спущены на воду. Ведется строительство третьей РПЛСН "Владимир Мономах". Сами подлодки оцениваются как современные, обладающие мощной гидроакустикой и высокой скрытностью. По некоторой информации, проекты 955 и 885 созданы в соответствии с концепцией "базовой модели", когда основные конструктивные элементы ПЛ, главная энергетическая установка и общекорабельные системы выполнены практически одинаковыми, а отличия заключаются в целевых модулях главного оружия. Такой подход ставит перед конструкторами ряд сложных задач, в то же время позволяя существенно упростить инфраструктуру базирования подводных лодок, сократить номенклатуру комплексов технического обслуживания и ремонта, удешевить строительство АПЛ и облегчить их освоение экипажами.
Головной корабль проекта 885 "Ясень", разработка которого так же, как и нового РПЛСН, началась в конце 70-х гг., планировалось заложить еще на рубеже 80-90-х гг., но финансовые ограничения и распад СССР отодвинули начало строительства до 1993 г. Затем потянулась длительная эпопея его постройки. В 1996 г. работы на "Северодвинске" - такое имя получила перспективная МЦАПЛ - были фактически остановлены из-за нехватки финансирования.
Изначально предполагалось, что головной корабль войдет в строй в 1998 г. Но в 1998-м сроки сдвинулись на начало 2000-х, затем на 2005-й, 2007-й… Работы на корабле возобновились, по некоторой информации, лишь в 2004-2005 гг. В итоге головной атомный подводный ракетный крейсер "Северодвинск" был спущен на воду в 2010 г., а его ввода в строй следует ожидать не раньше 2011 г. В отличие от "Юрия Долгорукого", который пока только планирует принять ракеты "Булава", "Северодвинск" не останется безоружным - все его крылатые ракеты и торпеды уже освоены промышленностью.
В ходе достройки в проект были внесены значительные изменения. Оборудование, закладывавшееся проектировщиками в конце 80-х, устарело, и достраивать крейсер с ним было бессмысленно.
"Ясень" объединяет в себе возможности "противоавианосных" ПЛАРК проекта 949А и "противолодочных" МЦАПЛ проекта 971, что позволяет оптимизировать программу переоснащения подводных сил ВМФ. Вместе с тем, новая лодка получилась довольно дорогой. Ряд специалистов полагает, что разумно было бы ограничиться двумя-тремя лодками проекта 885 и развернуть строительство более дешевых и меньших по габаритам АПЛ, подобно тому, как в США вместо дорогостоящей Seawolf в качестве основной лодки на перспективу была выбрана более компактная и не столь выдающаяся по ТТХ лодка Virginia. Впрочем, последняя по стоимости почти догнала "Морского волка".
США
Соединенные Штаты в настоящее время продолжают поддерживать свои подводные силы на весьма высоком уровне. В составе флота находятся 14 ПЛАРБ типа Ohio (4 первые субмарины этого проекта переоборудованы в носители крылатых ракет), 3 ПЛА типа Seawolf, 44 АПЛ типа Los Angeles и 7 новейших АПЛ типа Virginia. ПЛАРБ типа Ohio, как предполагается, должны остаться в составе флота до 2040-х гг., когда предполагается их замена на новые субмарины, разработка которых уже началась. АПЛ типа Los Angeles постепенно выводятся из состава флота, уступая место более современным субмаринам типа Virginia. Предполагается, что до 2030 г. все лодки типа Los Angeles будут выведены из состава ВМС, и число многоцелевых АПЛ уменьшится до 30 единиц.

ПЛАРБ Maryland типа Ohio ВМС США
Многоцелевая АПЛ North Caroline типа Virginia ВМС США
Проектирование и строительство ПЛ ВМС США в настоящее время сосредоточено в подразделении Electric Boat корпорации General Dynamics и на верфи Newport News Shipbuilding корпорации Northrop Grumman. В постройке для ВМС США сегодня находится всего один тип атомных подводных лодок - типа Virginia.
Разработка этих многоцелевых АПЛ началась в конце 80-х годов, когда стало ясно, что перспективные лодки типа Seawolf обходятся слишком дорого даже по меркам ВМС США. Их стоимость, изначально заявленная в пределах $2,8 млрд., в итоге выросла почти до $4 млрд. Сэкономить, впрочем, не удалось - первые субмарины типа Virginia обошлись налогоплательщикам в те же $2,8 млрд. за единицу.
Уже в ходе проектирования Virginia стало ясно, что прежняя концепция, ориентированная в первую очередь на противостояние ВМФ СССР, более не имеет смысла. Поэтому лодки с самого начала были предназначены для выполнения широкого круга задач, включая обеспечение спецопераций. Для этой цели АПЛ типа Virginia имеют соответствующее оборудование: необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой ПЛ.
Как и усовершенствованные АПЛ типа Los Angeles, эти лодки оснащены вертикальными пусковыми установками для пуска крылатых ракет Tomahawk. Основным вариантом КР Tomahawk для новой субмарины рассматривается новейшая модификация этой ракеты BGM-109 Tomahawk Block IV, позволяющая перенацеливать КР в полете. Ракета способна барражировать в ожидании приказа на атаку, что резко повышает гибкость этой системы вооружения.ПЛАРБ Vanguard Королевских ВМС Великобритании
Великобритания
Программа строительства подводного флота Великобритании на сегодня вызывает множество вопросов, в том числе и в самой этой стране. Прежде всего, обсуждается возможность сокращения числа боеготовых ПЛАРБ в связи с общим курсом Великобритании на уменьшение собственного ядерного арсенала. В то же время, сами ПЛАРБ остаются единственным элементом британской системы ядерного сдерживания. В настоящее время в постройке для флота Ее Величества находится только одна серия многоцелевых субмарин - Astute. Их необходимость ясна: многоцелевые подлодки предполагается использовать для выполнения множества задач, включая поддержку специальных операций. Британские АПЛ достаточно "консервативны" по вооружению: в отличие от российских или американских, они не несут вертикальных пусковых установок для КР. Для запуска ракет при необходимости используются торпедные аппараты.
Проектирование лодок в Великобритании сосредоточено в одном центре - компании BAE Systems Submarine Solutions. После объединения c Vickers Shipbuilding and Engineering новый центр стал единственным в Великобритании разработчиком и строителем АПЛ. В ближайшее время эта монополия останется неизменной.

Новейшая многоцелевая АПЛ Astute Королевских ВМС Великобритании
Франция
Среди европейских стран-членов НАТО Франция обладает наиболее сильным флотом, превосходящим в том числе и ВМС традиционного соседа-соперника - Великобритании. Подводный флот Франции в настоящее время состоит из 10 атомных подлодок, четыре из которых - это новейшие ПЛАРБ типа Le Triomphant, а еще шесть - АПЛ типа Rubis, знаменитых тем, что являются самыми маленькими атомоходами в мире - 2600 т водоизмещения. Так же, как и в Великобритании, во Франции ПЛАРБ составляют основу сил ядерного сдерживания. Строительство лодок типа Le Triomphant велось последние 20 лет и явилось одной из главных и самых дорогостоящих французских военных программ. С завершением постройки новых ПЛАРБ, Франция переключилась на обновление парка нестратегических ПЛ, заложив серию АПЛ типа Barracuda.
Из числа ведущих ядерных держав Франция начала строительство АПЛ нового поколения последней: головная субмарина типа Barracuda, получившая имя Suffren, была заложена в 2007 г. Будучи вдвое крупнее Rubis (5300 т), она, тем не менее, является самой маленькой АПЛ в своем поколении, уступая по размерениям и водоизмещению и Virginia, и Astute, и "Северодвинску". Небольшие размеры лодки позволяют удешевить постройку.
От Rubis новая лодка наследует конструкцию главной энергетической установки с полным электродвижением, что значительно уменьшает шумность на средних скоростях (10-20 узлов) по сравнению с аналогами, оснащенными классическими турбозубчатыми агрегатами.
Suffren, как и остальные ее "ровесники", является многоцелевой лодкой, ориентированной на выполнение широкого круга задач, включая проведение специальных операций. Для этой цели предусматривается помещение для группы легководолазов и стыковочный узел для подводных аппаратов. Французская субмарина, как и английская, не будет оснащена вертикальными пусковыми установками для крылатых ракет. Все виды средств поражения, включая и крылатые ракеты, будет запускаться через торпедные аппараты АПЛ.

ПЛАРБ Le Triomphant ВМС Франции
Для новой программы строительства характерен весьма длительный срок реализации: шесть лодок планируется ввести в строй за 10 лет. При этом головная лодка, заложенная в 2007 г., должна войти в строй в 2017 г.
Проектирование и строительство атомных подлодок во Франции так же, как и в других ведущих странах, монополизировано: этой работой занимается корпорация DCNS - главная судостроительная компания страны, предлагающая проекты кораблей всех основных классов.Атомная подводная лодка Perle типа Rubis ВМС Франции
Китай
Китай обзавелся собственным атомным подводным флотом позже всех остальных великих держав. Становление атомного подплава в этой стране проходило довольно трудно. Так, разработка и строительство первых китайских АПЛ проекта 091 (тип "Хань") сопровождались значительными трудностями как инженерными - создание субмарин с атомной энергетикой для Китая 70-х годов прошлого века было очень трудной задачей, так и политическими - среди конструкторов активно искали "врагов народа". По этим причинам первые китайские АПЛ так и не стали полноценными боевыми единицами. Они отличаются высокими уровнями шумности, плохими характеристиками гидроакустического оборудования и недостаточным уровнем биозащиты. То же относится и к ПЛАРБ проекта 092 (тип "Ся"). Единственная находящаяся в строю лодка этого типа за 30 лет совершила только один выход на боевую службу, проведя значительную часть карьеры в ремонтах. Второй ракетоносец типа "Ся", по некоторым сведениям, был потерян в результате аварии в 1987 г.
Строительство ПЛАРБ нового проекта, известного также как тип "Цзинь", началось в 1999 г. Сведений о нем немного - Китай засекречивает свои разработки в этой сфере едва ли не круче СССР. Это довольно компактная лодка с подводным водоизмещением менее 10000 т, вооруженная двенадцатью баллистическими ракетами с дальностью стрельбы более 8000 км. Таким образом, лодки типа "Цзинь" стали первыми ПЛАРБ Китая, способными нанести удар по территории США, находясь в западной части Тихого океана под защитой собственного флота и ВВС. Специалисты полагают, что Китай планирует получить 5 ПЛАРБ типа "Цзинь" с тем, чтобы в следующем десятилетии перейти к постройке перспективных ПЛАРБ типа "Тан" (проект 096), имеющих на борту по 24 ракеты. Таким образом, можно констатировать устойчивую тенденцию роста значимости МСЯС в ядерной триаде Китая.ПЛАРБ типа 094 ВМС НОАК
Проблемы с эксплуатацией лодок типа "Хань" побудили Китай к разработке более совершенного проекта, получившего индекс 093 (тип "Шань"). Строительство головной лодки нового типа началось в 2001 г. Субмарины проекта 093, хоть и крупнее лодок типа "Хань", также довольно компактны, и отличаются более совершенным оборудованием. С 2006 по 2010 гг. были введены в строй две новых подлодки, но, как и у предшественников, в ходе эксплуатации этих субмарин возникли проблемы. По имеющейся скудной информации, они также связаны с шумностью энергетической установки и возможностями оборудования. В результате в Китае немедленно началась разработка модифицированного проекта, обозначенного как 095, который, сохраняя основные размерения и ТТХ проекта 093, стал бы значительно тише и надежнее. Строительство новых субмарин должно начаться уже в ближайшие годы.
Как и в ведущих атомных державах, разработка и производство АПЛ в Китае сосредоточены в одних руках: главным строителем кораблей этого класса является судоверфь Бохай в Желтом море.
Сложно сказать, насколько быстро Китай способен преодолеть свое отставание в создании полноценных АПЛ, измеряемое десятками лет, но, во всяком случае, разработка новых и новых проектов субмарин демонстрирует настойчивое стремление преодолеть этот разрыв.Многоцелевая АПЛ типа 093 ВМС НОАК
Индия
Индия давно проявляла интерес к строительству АПЛ. Первой атомной субмариной в составе ВМС этой страны стала арендованная у СССР лодка К-43, получившая наименование Chakra. Ходившая под флагом Индии четыре года - с декабря 1984 г. по март 1989 г., лодка стала не только кузницей кадров для ВМС этой страны - несколько человек из экипажа лодки дослужились до адмиральских званий, но и источником ценной технической информации.
Эта информация была использована Индией при создании первой АПЛ собственного проекта, получившего имя Arihant ("Убийца врагов"). О новом приобретении индийского флота неизвестно почти ничего кроме того, что головная лодка Arihant была спущен на воду в июле 2009 г., а ее основное вооружение составляют оперативно-тактические ракеты Sagarika с дальностью стрельбы 700 км. В целом лодка объединяет в себе черты многоцелевой АПЛ и ПЛАРБ, что логично в условиях ограниченных возможностей страны. При этом Индия не отказывается и от зарубежной помощи - например, от аренды российской АПЛ "Нерпа" проекта 971.Атомная подводная лодка Arihant ВМС Индии
Бразилия и другие
Бразилия еще не вошла в круг стран, располагающих атомными подводными лодками. Но в этой стране ведется разработка собственной АПЛ. Местные корабелы опираются на франко-испанский проект дизель-электрической субмарины Scorpene, в котором использован ряд технологий, позаимствованных у перспективной АПЛ Barracuda. Сроки реализации проекта пока не называются, но вряд ли Бразилия получит первую АПЛ раньше 2020 г.
Недавно появились сообщения, что и Аргентина планирует обзавестись атомными субмаринами. В качестве АПЛ предполагается достроить дизель-электрическую подлодку немецкой разработки.НАПЛ U31 типа 212А ВМС ФРГ
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПО СКРОМНОЙ ЦЕНЕ
Атомный подводный флот был и остается дорогостоящей игрушкой. Политические ограничения практически исключают возможность свободной продажи АПЛ на международном рынке оружия. Субмарины с дизельными энергетическими установками, таким образом, остаются единственным вариантом укомплектования подводных сил для большинства флотов мира.
В разгар "холодной войны" дизельные подлодки считались "оружием бедных". Они были значительно дешевле АПЛ и столь же значительно уступали им по боевым возможностям. Малая дальность плавания "в бесшумном режиме" на электромоторах, высокая шумность при движении в режиме РДП (работа дизеля под водой) и другие недостатки делали дизельные лодки "субмаринами второго сорта".
Наиболее характерными представителями нового поколения ДЭПЛ, которые теперь чаще называют неатомными подводными лодками (НАПЛ), являются российские субмарины проектов 877, 636 и 677, немецкие типов 212 и 214, франко-испанские типа Scorpene.
От статуса лодок "второго сорта" неатомные субмарины избавились после окончания "холодной войны". Для них характерны малошумные двигатели, аккумуляторные батареи повышенной емкости, вспомогательные воздухонезависимые энергетические установки, автоматические системы боевого управления и другие усовершенствования.НАПЛ Papanikolis типа 214 ВМС Греции
По ряду параметров неатомные подводные лодки приблизились и даже превзошли субмарины с ядерными реакторами. Прежде всего, это касается скрытности - современные НАПЛ на электромоторах способны двигаться под водой намного тише, чем ядерные подлодки с турбинными установками, которые, впрочем, сохраняют подавляющее превосходство по длительности подводного плавания, особенно на высоких скоростях.
НАПЛ третьего поколения оснащаются автоматизированными системами боевого управления, объединяющими средства обнаружения и системы управления вооружением субмарин. В отличие от атомных многоцелевых подводных лодок, средства обнаружения которых ориентированы, в первую очередь, на подводные цели, перед НАПЛ ставятся в основном противокорабельные задачи.
Одной из особенностей современного рынка неатомных подлодок является широкая международная кооперация по проектированию и строительству субмарин. Собственное строительство неатомных подлодок без привлечения зарубежных комплектующих ведут в настоящий момент только Россия и Германия. Остальные страны, строящие подводные лодки, привлекают помощь из-за рубежа в виде покупки лицензий, оборудования или совместной разработки проектов.
Неатомные подводные лодки являются дешевым и вместе с тем чрезвычайно эффективным средством вооруженной борьбы. Стоимость одной НАПЛ составляет в зависимости от проекта и комплектации $150-300 млн. (цена современной атомной многоцелевой субмарины находится в диапазоне $1,2-2,5 млрд.). Их вооружение позволяет бороться с боевыми надводными кораблями и подводными лодками, противодействовать транспортным перевозкам и десантным операциям противника, осуществлять минные постановки и специальные операции. Вооруженная торпедами и противокорабельными ракетами субмарина, имеющая необходимый запас продовольствия и воды, способна действовать в одиночку против превосходящих сил противника.
В результате, спрос на подводные лодки, новые и подержанные, продолжает оставаться высоким. Наиболее активно приобретают подводные лодки ВМС стран Азиатско-Тихоокеанского региона. После сокращения в конце прошлого века, вновь активизировали постройку субмарин страны Европы. Новейшие подводные лодки являются не только оружием, но и символом престижа, таким же, каким в надводном флоте являются авианесущие корабли.ДЭПЛ Carrera типа Scorpene ВМС Чили
Круг экспортеров дизельных ПЛ в настоящее время крайне ограничен и фактически исчерпывается тремя странами: Россией, Германией и Францией. Россия предлагает на рынке, главным образом, проверенный временем проект 636 - развитие известной "Варшавянки", Германия - проект 214, экспортную версию ПЛ U-212, строящихся для ВМС ФРГ и Италии, Франция - созданный совместно с Испанией проект Scorpene.
Германия, чьи НАПЛ считаются лучшими субмаринами нового поколения, сохраняет лидерство на международном рынке ПЛ. По данным ЦАМТО, в 2006-2009 гг. на экспорт было поставлено 11 НАПЛ немецкой постройки стоимостью более $3 млрд., портфель заказов на 2010-2013 гг. составляет девять новых НАПЛ на сумму $3,826 млрд.
Россия занимает вторую позицию: в 2006-2009 гг. две ПЛ поставлены Алжиру, в ближайшие три года еще шесть лодок должны быть переданы ВМС Вьетнама. Готовится контракт на поставку российских субмарин в Индонезию. Тройку мировых лидеров, по данным ЦАМТО, замыкает Франция. В 2006-2009 гг. за рубеж было поставлено три НАПЛ стоимостью $937 млн., в 2010-2013 гг. должны быть проданы четыре новые лодки на сумму почти $2 млрд.
Следует отметить, что экспортный вариант новейшей российской субмарины проекта 677 пока не вышел на рынок. Во многом это объяснятся техническими проблемами, с которыми Россия столкнулась при строительстве и испытаниях головной подлодки "Санкт-Петербург". В результате, проект 636 продвигается не только на внешний, но и на внутренний рынок: три лодки этого типа заказаны для ВМФ России.
В перспективе спрос на подлодки будет расти, равно как и значение морского сектора рынка вооружений в целом. Одной из главных причин такого роста является увеличение экономического значения Мирового океана. Рост населения Земли, постепенное истощение природных ресурсов на континентах и развитие технологий приводят к более активному освоению биологических и минеральных ресурсов шельфа. Свое влияние оказывает и рост объема международных морских перевозок. Следствием становятся политические споры за те или иные участки морской поверхности и дна, за ключевые острова и проливы. В этих условиях государства, стремящиеся защитить свои интересы на море, опираются на военно-морской флот, за века существования доказавший свою эффективность в качестве боевой силы и инструмента политического влияния.

В прошлом году подводный флот, по сути, отметил свой столетний юбилей. Первый глубинный крейсер появился в Германии в начале XX века - как мирное исследовательское судно, которое спроектировал зоолог Шоттлендер. Но его планам по научному изучению морского дна не суждено было сбыться – грянула Первая мировая. А уже в январе 1915-го года Германия отправила к побережью Франции первый в мире военный подводный корабль, шокировав всех этим новым видом оружия, с которым никто еще не знал, как бороться.

За сто лет человечество сумело превратить глубоководные лодки в настоящий атомный кошмар. ОХРАНА.ru предлагает вспомнить о самых крутых субмаринах в мире.

5 - "Рубис" и "Барракуда" (Франция)

Первые АПЛ Франции были спущены на воду в 1979 году и – подумать только! – до сих пор в деле! Название Rubis ("Рубин") отражает нестандартную историю создания данных субмарин – опытным образцом здесь послужила не многоцелевая подлодка, а настоящая атомная с баллистическими ракетами. С нее "срезали" ракетный отсек и получился многофункциональный крейсер "Рубис". Драгоценные камни требуют огранки, или, как в старом анекдоте про русскую подводку, - "а теперь обработать напильником"! Несмотря на красивое название, самые маленькие габариты в мире и небольшую цену, эти машины не стали популярными – в 90-е с ними приключались аварии, приведшие к гибели 10 человек. Поэтому на смену им плывут более совершенные "Барракуды" – сегодня эта программа по строительству многоцелевых субмарин считается приоритетной для французского флота. Новые "рыбки" будут очень длинными – 99 метров! Но при этом более незаметными, чем "Рубины" (74 метра). Максимальное погружение – 350 метров, скорость – 25 узлов, экипаж – 60 человек, и стоимость на 30% ниже предшественниц.

4 - "Астьют" (Великобритания)

Чопорные в своем пафосе британцы пытаются не отставать от мировых тенденций в строительстве подводных великанов. Вот и субмарины класса "Астьют" ("Проницательный") – правда, по утверждению самих британцев – утроены внутри гораздо сложней, чем космический звездолет "Шатл"! Но что есть, то есть: на сегодня это действительно самые большие и мощные подлодки на страже островов Британии. С одним НО – и здесь пафос кончается – говорить во множественном числе об "Астьюте" не приходится – выпущен был всего один экземпляр! Остальные шесть, видимо, так и застряли на стадии неторопливого викторианского мышления их производителя. Тем не менее, единственная машина вооружена 38 ракетами типа "Тамагавк", имеет водометный двигатель и атомный реактор "под капотом", обеспечивающий автономность плавания 90 дней. Скорость под водой – 54 км/час, глубина погружения – 300 метров, экипаж – 98 человек. Таким образом, "Проныра-англичанин" вполне соответствует по основным параметрам иных "хищников морского дна".

3 - "Вирджиния" (США)

Эти атомные крейсеры пришли на смену малочисленным, но считавшимися совершенными подлодками "Сивулф", главное достоинство которых состояло в способности погружаться на 600 метров. "Морских волков" было построено всего три единицы - они пока все на ходу, но серия снята с производства, просто потому, что Штаты в корне поменяли концепцию применения своих АПЛ. Естественно, из-за выключения СССР из Холодной войны. "Волки" должны были в первую очередь проникать в "бастионы" – то есть воды, контролируемые флотом СССР и следить за нашими кораблями и лодками, но не предназначались для их открытого сдерживания. Новые реалии потребовали создать что-то более многофункциональное – так появились "Вирджинии", которые считаются субмаринами "четвертого поколения". Они способны наносить удары как по морским соперникам, так и по объектам на суше, закладывать мины, вести радиоэлектронную разведку, прямо поддерживать надводные крейсеры и скрытно высаживать диверсантов на берег противников. "Глазами" американских лодок являются выдвижные мачты с камерами высокого разрешения вместо стандартного перископа. Этих АПЛ тоже немного – семь, но все они в строю. Над водой развивают скорость 46 км/час, под водой – 65, глубина погружения – 500 метров, экипаж – 120 человек, запас хода и автономность плавания – не ограничены.

2 - "Борей" (Россия)

Если вам говорят, что Холодная война окончена, и мы в ней проиграли – знайте, что это риторические ошметки западной пропаганды. По крайней мере, в эскалации совершенствования подводного флота Россия и США по-прежнему ориентируются друг на друга, а иные государства робко стоят в сторонке и не вмешиваются в этот спор. То же самое происходит с лучшими атомоходами в мире – у них "Вирджиния", у нас – "Борей" и "Ясень". Субмарина проекта 955 ("Борей") выполняет стратегическую задачу – нести новейшие баллистические ракеты огромной дальности "Булава". Чтобы произвести запуск этого богатырского снаряда, подлодке даже не обязательно отходить от пирса! А дальше - как сказал один из экспертов документального фильма об этих чудо-ракетах: "А куда ты, американец, денешься? Ты на острове живешь!" Дальность полета "Булавы" – 8000 тысяч километров, экипаж крейсера может изменить направление ракеты 10 раз, никакая ПВО в мире не может ее сбить, в том числе – из космоса. Что же касается самой АПЛ, то она способна погружаться на 480 метров, благодаря реактору работать в автономном режиме три месяца, на данный момент она является самой "тихой" субмариной под водой.

Не ошибетесь, если скажете, что многоцелевая субмарина проекта 885 ("Ясень") почти не имеет недостатков. Именно на ее базе будет развиваться наш глубинный флот "пятого поколения". Она должна в перспективе заменить устаревающие единицы, спроектированные еще в СССР. Первая АПЛ этого проекта – "Северодвинск" была передана Северному морскому флоту в 2014 году, и сегодня проходит этап так называемого опытного использования. Энергетическая ядерная установка позволяет "Ясеню" оставлять далеко позади всех предшественников, она может погружаться на 600 метров. Здесь установлена, как и у американских машин, сферическая антенна гидроакустического комплекса, которая занимает весь нос. В средней части атомохода размещены 10 торпедных отсеков и 8 ракетных шахт с боекомплектом из 32 крылатых ракет типа "Калибр".

Что такое "Калибр" мы видели собственными глазами, когда Каспийский флот точечно отработал по объектам террористов в Сирии, находясь в 3000 километров от них. "Ясень" также оснащен электродвигателем малого хода, который позволяет бесшумно "подкрадываться" к противнику. Стандартный перископ здесь заменен видеомачтами, собранная ими информация транслируется на центрпост по оптоволокну. При этом специалисты утверждают, что сравнивать "Ясень" и "Вирджинию" не совсем корректно: у них разные задачи. Но в открытом море нашей субмарине по оснащению, характеристикам и мощи пока аналогов нет.

P.S. Будущее уже наступило

Не так давно стало известно, что ВМФ нашей страны решил вернуть в строй титановые подлодки проекта 945 ("Барракуда"), которые создавались в 1980-е годы. Тогда они являлись самыми совершенными крейсерами в мире – более прочными, чем аналоги, они были абсолютно "бесшумны" в морской тиши... но – стоили очень дорого, поэтому проект закрыли. Сегодня же новые начальники главкомата флота заново пересчитали затраты и приняли решение, что проще восстановить российские "Барракуды", чем утилизировать. Но не просто восстановить, а модернизировать до уровня тех же "Ясеней", "обучив" не обнаруживать себя на глубине до 600 метров и обнаруживать противника с помощью новейшей гидроакустики, а также бить по морским и наземным целям ракетами "Калибр". Срок службы "титанов" – 100 лет, а прочность невероятная – в 1992 году в Баренцевом море одна из наших АПЛ столкнулась с американской: субмарина РФ отделалась легкими повреждениями рубки, а вот наши заокеанские друзья свою машину списали. Сегодня существуют четыре подлодки данного типа - «Карп» и «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А - «Псков» и «Нижний Новгород».

Но по-настоящему прорывным может стать российский проект атомной подводной лодки "пятого поколения", сделанной из многослойных композитных материалов.


ТОП - 10 атомных подводных лодок стран мира (вторая часть) ()

4. Атомные подводные лодки типа «Астьют» (Astute Class) (Великобритания)


Параметры
Данные

Единиц построено

7 запланировано

В эксплуатации

Скорость

29 узлов под водой

Автономность плавания

90 дней

Запас хода

неограниченный

Вооружение

6 носовых 533-мм торпедных аппаратов,
48 торпед или ракет,
могут быть мины вместо торпед
Ракетное вооружение - КР «Томагавк»,
ПКР - «Sub-Harpoon»
Экипаж
98 человек
Глубина погружения
300 метров

Самые большие и самые мощные ядерные субмарины Королевского флота. Лодка вооружена 38 торпедами, имеет водометный движитель и современный атомный реактор.
По заявлениям разработчиков – данный класс лодок технически более сложен, чем космический аппарат Шатл.

3. Атомные подводные лодки типа «Сивулф» (США)



Параметры
Данные

Единиц построено

Находится в эксплуатации

Скорость хода

18 узлов в надводном положении, 35 узлов - в подводном положении

Автономность плавания

Запас хода

неограниченный

Вооружение

8 торпедных аппарата калибра 660 мм,
50 торпед, или 50 ракет, или 100 мин
до 50 ракет «Гарпун», «Томагавк» с запуском из торпедных аппаратов

600 метров
Экипаж
126 человек

Seawolf - это подводные лодки, пришедшие на замену АПЛ класса Лос-Анджелес. Они быстрее по ходу и более современные по оснащению и вооружению. После распада CCCP - производство данных АПЛ было прекращено.

2. Атомные подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (Akula II Class)



Параметры
Данные
Единиц построено 15
В эксплуатации
9
Скорость хода
12 узлов – узлов в надводном положении, 33 узла в подводном положении
Автономность плавания
100 дней
Запас хода
Эффективно неограниченный
Вооружение
Торпедные аппараты: 4 x 650 мм, 12 торпед,
4 x 533 мм, 28 торпед
ракето-торпеды, крылатые ракеты РК-55 «Гранат»,
подводные ракеты вместо части торпед
ПЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет
Экипаж
73 человека
Предельная глубина погружения
600 метров
Щука Б, существенно отличалась от подводных лодок проекта Щука. Она имела меньшую шумность на малом ходу и более современную электронику и вооружение. По параметрам скрытности на скорости 4-6 узлов, подводная лодка соответствует четвертому поколению.

1. Подводные лодки класса «Вирджиния» (Virginia Class) США

Параметры
Данные

Единиц построено

В эксплуатации

Скорость

25 узлов в надводном положении, до 35 узлов в подводном положении

Запас хода

неограничен

Автономность плавания

не ограничено

Вооружение

4 торпедных аппарата, 26 торпед
12 вертикальных пусковых установок ракет «Томагавк»
Предельная глубина погружения
488 метров
Экипаж
100 - 120 человек
Атомные подводные лодки класса Виржиния, были, созданы для полной замены устаревших подводных лодок класса Лос-Анджелес. Лодка имеет ряд новшеств, например, вместо традиционного перископа используется несколько выдвижных мачт с камерами высокого разрешения с системой Electronic Support Measures (ESM).

Самая большая подводная лодка (видео):

Самые первые лодки на земле были долбленками: в некоторых странах на таких суденышках успешно разъезжают и по сей день. Потом стали появляться другие - более усовершенствованные модели: драккары, гондолы, сампаны. Они раскрасились в яркие цвета, обзавелись нарисованными лицами или резными фигурами на носу или корме, некоторые даже мотором. В летний сезон, когда лодка превращается в самый приятный вид транспорта, мы пересмотрели фотографии традиционных лодок всех разновидностей и выбрали самые интересные из них.

(Всего 34 фото)

1. Венеция, Италия. В XVIII веке по каналам города плавало несколько тысяч гондол. Тогда же были законодательно закреплены форма и размеры лодок. С тех пор они не менялись.

2. Гонконг. Каждое лето в Гонконге проводят традиционный фестиваль лодок-драконов.

3. Эс-Сувейра, Марокко. Единственные, кто трудятся в городке, - рыбаки, которые на своих ярко-синих лодках (их у причала - сотни!) уходят в море уже в пять утра.

4. Озеро Титикака, Боливия. Тростниковые лодки, на которых аборигены плавают по озеру, стали прототипом знаменитого тростникового плота Тура Хейердала.

5. Таиланд. Тайские длиннохвостые лодки «лонгтейл» очень маневренны.

6. Крит, Греция.

7. Мьянма. Жители деревень близ озера Инле управляют веслом ногой, а не руками.

8. Джакарта, Индонезия. Местные рыбаки весь улов сдают на рынок Сунда Келапа, расположенный в старейшем одноименном порту столицы.

9. Штат Гоа, Индия. Традиционная индийская лодка на пляже Гоа.

11. Штат Гоа, Индия. Для устойчивости узкие лодки снабжают «поплавком».

12. Мехико, Мексика. Прогулочные лодки, на которых сегодня катают туристов по древним каналам, прорытым еще ацтеками.

13. Япония. Нагаторо - небольшие речные лодки, предназначенные для перевозки грузов и людей.

14. Мальдивы. Лодки «дхони» используются для небольших прогулок. Местные уже давно усовершенствовали их, поставив дизельный двигатель.

15. Эквадор. Такие лодки-долбленки изготавливают из цельного дерева. Работа занимает примерно 3-4 недели.

16. Бали, Индонезия.

17. Бали, Индонезия. Традиционные узкие балийские лодки снабжены по бокам полыми бамбуковыми стволами для устойчивости.

18. Порту, Португалия. Эти лодки используют для транспортировки молодого вина вниз по реке Доро к Порту и району Вилла-Нова-де-гайя.

19. Остров Камигин, Филиппины. Лодка, используемая на островах, называется «дхони».

20. Китай. Китайская лодка сампан - плоскодонка, чье название в переводе означает «три доски».

21. Мальта. В любой гавани острова можно увидеть лодки, раскрашенные определенным образом.

22. Мальта. На носу лодок всегда рисуют глаза, которые призваны оградить рыбаков от различных опасностей. Считается, что это глаза Осириса.

23. Мальта.

24. Варанаси, Индия. Многие лодки выкрашены в голубой и синий цвет. В индуизме они считаются божественными.

25. Гонконг. Aqua Luna - старинная пиратская лодка с сотканными вручную парусами.


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник