11.01.2024

Адаптация руководителя в новой должности. Адаптация новых руководителей: изменение подхода. распространенных ошибок адаптации


Что касается «топов», то работодатель зачастую ожидает, что они по своему уровню и компетенциям должны самостоятельно справиться со сложностями адаптационного периода. Но все ли зависит только от самого топ-менеджера?

В адаптации новых работников, помимо их профессионального уровня и личностных особенностей, конечно, играют роль такие факторы, как стадия развития компании, корпоративная культура, наличие специальных механизмов и инструментов введения в должность. Однако все эти аспекты существенны для адаптации рядовых сотрудников и руководителей низшего и среднего звена. Что касается «топов», то работодатель зачастую ожидает, что они по своему уровню и компетенциям должны самостоятельно справиться со сложностями адаптационного периода. Но все ли зависит только от самого топ-менеджера?

Адаптация нового работника в компании – только одна сторона медали. Другая, не менее (а может, и более) важная – испытательный период, предусмотренный ТК РФ. Работодатель заинтересован в том, чтобы максимально быстро убедиться: отобранный кандидат действительно способен справиться с обязанностями и принесет компании ожидаемую отдачу. Сложность в том, что результаты труда нового топ-менеджера обычно проявляются через достаточно долгое время – от полугода до года, тогда как в его способностях надо убедиться за 1-2 месяца. Поэтому во многих организациях принято разделять «испытательный срок» и «адаптационный период», тем более когда речь идет о руководителе высшего звена.

В чем же заключаются особенности адаптации новых для компании топ-управленцев? Но для начала разберемся, кто эти люди, и чем они отличаются от прочих сотрудников.

Новая планета в системе

Интуитивно понятно, что топ-менеджеры – это «большое начальство». Но если в случае с генеральным директором все очевидно, то, например, главный механик на заводе – «топ» или нет? А кем является главный инженер или главный архитектор проекта девелопмента, либо же главный бухгалтер на любом предприятии?

В российском бизнесе так сложилось, что одни и те же должности в разных компаниях могут иметь неодинаковый статус и «вес»: в некоторых – безусловно, относятся к высшему эшелону корпоративной иерархии, а в иных – скорее к среднему звену. Например, в одних организациях глава HR-подразделения занимает пост директора по персоналу и по табелю о рангах он на уровне заместителя генерального, в других – в лучшем случае функционер в чине начальника отдела. Понятно, что при таких отличиях вопрос об адаптации будет решаться по-разному.

Чтобы устранить неопределенность, под топовыми должностями будем понимать такие, на которых работники, их занимающие, отвечают следующим характеристикам:

  • прямо и непосредственно подчиняются первому лицу компании, получают от него задания и отчитываются перед ним;
  • входят в местную команду «топов» (совет директоров или иной орган) на равных с прочими правах, а не просто вызываются для отчетов;
  • несут полную ответственность за участок (направление) работы, заметный на общекорпоративном уровне;
  • их труд оплачивается по высшему разряду, также они имеют специальные льготы и привилегии.

Обратим внимание, что такие люди не обязательно являются именно руководителями: они могут и вовсе не иметь подчиненных.

На промышленном предприятии начальник цеха численностью в несколько сотен человек может считаться управленцем среднего звена и встречаться со своим директором раз в месяц. Зато у этого директора может быть главный юрисконсульт, работающий с ним в постоянном контакте и входящий в правление, но не имеющий никого в прямом подчинении.

Топ-менеджеры отличаются от остальных сотрудников прежде всего тем, что их деятельность заключается в определении корпоративной политики, выработке и принятии ключевых решений. Появление такой крупной фигуры в компании подобно вторжению нового небесного тела в Солнечную систему или возникновению нового государства на политической карте мира: с его приходом меняется весь расклад. Отсюда – и специфика адаптации топ-менеджеров. Они прямо и непосредственно влияют на внутреннюю расстановку сил, позиции и взаимоотношения остальных участников команды. Ведь не только новому руководителю нужно адаптироваться в организации, но и, наоборот, сотрудникам приходится привыкать к пришедшему управленцу.

Первое лицо, управляющий владелец бизнеса, озабочен растущими расходами предприятия. Он вводит ранее не существовавшую должность финансового директора. Теперь все высшие руководители обязаны утверждать у него свои бюджеты и отчитываться в их исполнении.
Нанятый на эту должность специалист уже в первые дни обнаруживает серьезные финансовые «черные дыры» в деятельности нескольких основных подразделений, что ставит вопрос о компетентности возглавляющих их директоров (каждый из которых работает в компании с момента ее основания).
Легко предположить, какие коллизии неизбежно возникнут в команде «топов».

Поэтому успех или неудача «интродукции» нового управленца высшего звена, а также линия поведения HR-менеджера во многом определяются конкретной ситуацией в компании и причинами появления «топа».

Сценарии развития событий

Наем нового менеджера высшего эшелона – событие неординарное. Некоторые компании переживают его лишь 2-3 раза за время своего существования. Тем не менее, есть всего четыре типовых сценария развития событий. Рассмотрим их в порядке возрастания сложности:

  1. «Новая метла»: смена состава. Приходит новый владелец организации или первое лицо, и происходит замена всей «верхушки». Ситуация для HR-специалиста не слишком приятная, зато довольно простая. Выбор невелик: сразу искать новую работу или подождать.
  2. Замена выбывшего топ-менеджера. По тем или иным причинам высвобождается топовая должность, и на нее подыскивается новый человек. Ситуация также не вызывает особых затруднений, поскольку функционал должности, ее позиция и взаимосвязи с другими уже сложились: новичку надо лишь перехватить «эстафетную палочку». Но могут возникнуть и сложности. Сильный менеджер, пришедший из другой компании, неизбежно попытается воспроизвести на новом месте привычные для него схемы поведения, а они могут оказаться неадекватными корпоративной культуре.
  3. Создание новой топовой должности. В этом случае автоматически появляется необходимость реформирования организационной структуры (см. выше пример с наймом финансового директора). Подобная ситуация может сложиться, скажем, при создании дирекции по маркетингу в компании, где до этого царили коммерсанты. При этом сценарии сохраняются все сложности предыдущего, но прибавляется еще такой мощный фактор, как изменение политической расстановки сил в верхнем эшелоне предприятия, а также неизбежные при этом конфликты. Даже при благоприятном развитии отношений новичка и первого лица другие члены команды руководителей могут создать множество проблем.
  4. «Перестройка». Серьезные изменения в организационной структуре и системе менеджмента (например, переход от «ручного» управления к электронному или внедрение новых управленческих технологий, таких как бюджетирование) по инициативе владельцев бизнеса и/или первых лиц. В данном случае от HR-специалиста требуется компетентность уже не только в области адаптации «топов», но и в инновационном менеджменте.

Крупные нововведения, затрагивающие все или почти все структуры компании, неизбежно вызывают серьезное сопротивление сотрудников, в том числе, в верхних эшелонах. Одни менеджеры не готовы менять устоявшиеся привычки и стиль работы, другие – ощущают серьезный ущерб для себя (повышение ответственности, снижение власти и влияния), третьи – просто не могут приспособиться к новым условиям. Нередко это приводит к необходимости замены даже не одного, а нескольких высших управленцев, причем бывает, что они покидают компанию по собственной инициативе.

Случается и так, что первое лицо, затеявшее «перестройку», специально нанимает для этого команду «менеджеров-новаторов», владеющих современными технологиями и готовых внедрять их. Это вызывает серьезные конфликты «ветеранов» и «новичков».

Может показаться парадоксальным, но четвертый сценарий по диалектической спирали возвращается к проблемам первого, только толчком к развитию событий служит не замена собственников и первых лиц, а совершенствование системы управления компанией.

Суммируя, можно сказать, что главные условия успеха HR-специалиста в адаптации нового топ-менеджера – правильная оценка сценария развития событий и их последствий, определение круга лиц, на которых так или иначе повлияет приход новой мощной фигуры, прогнозирование их реакции (позитивной или негативной).

Типичные проблемы адаптации топ-менеджеров, возникающие при разных сценариях, приведены в Таблице 1.

Сложности корпоративной культуры
Корпоративная, или (в более широком значении) организационная, культура включает:

  • признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения сотрудников;
  • философию компании;
  • стиль лидерства и руководства;
  • формы и способы управления;
  • осознание работниками себя и своего места в организации;
  • трудовую этику и мотивацию;
  • способы и язык общения на предприятии;
  • отношение ко времени;
  • внешний вид работников, их поведение, верования;
  • характер отношений между людьми разного ранга, интеллекта, опыта и т.п.

В научно-деловой литературе часто подчеркивается значение корпоративной культуры для успешного развития компании и внедрения инноваций. Одни культуры не приемлют новшеств, создают практически непреодолимое сопротивление. Другие, напротив, направлены на непрерывное совершенствование и самообучение.

Это относится и к адаптации топ-менеджеров. Ведь корпоративная культура представляет собой свод неписанных законов и правил, норм поведения, следование которым поощряется, а их нарушение – карается. То, что естественно для одной компании, может быть табу для другой. Сложность в том, что эти нормы обычно действуют неформально, проявляясь во взглядах и поведении людей; более того, в ряде случаев они противоречат утвержденным правилам. Успех адаптации новичков зависит от нескольких факторов:

  • насколько культура компании соответствует той, в которой прежде работал новый топ-менеджер;
  • насколько он в своих взглядах и стереотипах поведения зависим от привычной для него культурной среды;
  • насколько он лабилен, способен воспринять новую для него культуру и адаптироваться к ней.

Отметим, что в некоторых ситуациях (сценарии 1 и 4) от команды новых «топов» как раз и ожидается не столько привыкание к традиционной для компании культуре, сколько, наоборот, ее изменение.

В современных организациях, работающих на территории России, выделяется три базовых типа корпоративных культур, определяемых, прежде всего, историей возникновения и развития компании:

  1. Постсоветские – как правило, крупные организации, являющиеся прямыми наследниками предприятий советского периода. Особенности культуры: консерватизм, неповоротливость, жесткая иерархия управления и распределения обязанностей, ностальгия по «золотому прошлому» как одна из главных ценностей. От сотрудников ожидается приверженность, стабильность, послушание вышестоящим.
  2. Неороссийские – мелкие или средние компании, созданные своими владельцами в начале 1990-х годов. Культура отличается эклектичностью, неравномерностью развития разных элементов системы управления, высокой зависимостью от взглядов и поведения собственников, которые, как правило, играют роль первых лиц. Главная ценность – краткосрочный коммерческий результат (прибыль). От работников ожидается энергичность, предприимчивость, инициатива.
  3. Международные – крупные компании, где существует десятилетиями развитая система управления, в частности, HR-менеджмента, предусматривающая целенаправленное развитие и поддержание сильной корпоративной культуры. От сотрудников ожидается, прежде всего, лояльность организации, разделение ее миссии и ценностей, командный дух. Особенно важно наличие хорошо отлаженной системы адаптации новых работников, в том числе на топовые должности.

Заметим, что миграция отечественных топ-менеджеров из постсоветских и неороссийских компаний в международные встречается крайне редко. Там предпочитают либо «выращивать» кадры внутри корпорации, либо, в крайнем случае, брать их из других транснациональных организаций. Это неудивительно, поскольку общие принципы менеджмента схожи, и от новичков требуется минимальная адаптация.

Случаи прихода топ-менеджеров из международных корпораций в отечественные обоих типов встречаются чаще: руководители полагают, что специалисты с таким опытом могут привнести в организацию современный стиль и методы управления. Однако подобные затеи зачастую не дают результата. Топ-менеджеру, выросшему в иностранной компании, бывает крайне сложно адаптироваться как к постсоветской, так и (в большинстве случаев) к неороссийской корпоративным культурам.

Переходы управленцев топового уровня между организациями с постсоветской культурой вызывают минимальные издержки, т.к. данные предприятия в целом похожи одно на другое. Но миграция этих руководителей в неороссийские компании вызывает сложности: они с трудом приспосабливаются к напряженному ритму, быстро меняющимся условиям и необходимости принимать собственные управленческие решения. Попав в организацию с неороссийской культурой, такой менеджер поражается отсутствию строгих правил и необходимых (с его точки зрения) документов: положений, инструкций, процедур. Своим долгом он считает, прежде всего, восполнение этого дефицита. В итоге через несколько месяцев напряженной работы появляется набор подготовленных бумаг, что вызывает всеобщее раздражение в управленческой команде: ведь ранее они прекрасно обходились без «всей этой бюрократии», а значимых, т.е. коммерческих, результатов новичок так и не дал.

В целом, очевидно, что переход топ-менеджера в компанию с принципиально иной, непривычной для него культурой всегда сложен как для самого управленца, так и для его нового работодателя. Можно было бы предположить, что перемещения между предприятиями с близкими культурами не создают особых проблем. Однако это так лишь в отношении компаний с постсоветской и международной культурами. Их отличают от неороссийской две важные особенности: приоритет организационных факторов над личностными и роль корпоративных стандартов.

Предприятия с этими культурами выстроены как большие механизмы, агрегаты, и отдельные детали в них должны действовать по строгим правилам. Отсюда – и роль корпоративных стандартов, касающихся всей системы управления: от стратегического и оперативного менеджмента до коммуникаций. Это непосредственно относится и к управлению персоналом: первична должность, а человек по своим характеристикам обязан подойти к ней как ключ к замку. Такой подход выстроен за многие десятилетия.

Неороссийские компании развивались быстро и в значительной мере стихийно. Система управления и корпоративная культура всегда плелись в хвосте развивающегося бизнеса и его интересов. Стандарты возникают, только если руководство ощущает значительный дефицит порядка, мешающий делу, и приживаются с трудом. Кроме того, в таких организациях всегда чрезвычайно силен субъективный фактор: личностные особенности, стиль работы и мнение высшего начальства. Поэтому на сегодняшний день среди предприятий с неороссийской культурой, в том числе крупных, можно встретить широкое разнообразие систем менеджмента, в большей или меньшей степени развитых управленческих инструментов. Это касается практически всех моментов, ключевых для деятельности любого руководителя высшего звена:

  • способов планирования и контроля;
  • выбора акцента на коллегиальность или единоначалие в управлении;
  • свободы в принятии решений и поведении;
  • определения зон ответственности менеджмента;
  • каналов и форм коммуникаций;
  • ориентации на кооперацию или конкуренцию во взаимоотношениях руководителей и департаментов;
  • культуры разрешения конфликтов;
  • деловой этики и т.п.

Неудивительно, что топ-менеджер, мигрировавший из одной неороссийской компании в другую, даже в рамках одной отрасли, может неожиданно для себя столкнуться с совершенно непривычными управленческими реалиями, где ранее наработанные им модели поведения окажутся неэффективными.

Сложности адаптации топ-менеджеров, связанные с различием корпоративных культур, приведены в Таблице 2.

Проблемы и решения

Из сказанного выше понятно, что степень проблемности процесса адаптации топ-менеджера в организации задается, прежде всего, сочетанием двух факторов: сценария образования вакансии и соответствия привычной для новичка и бытующей в компании-работодателе корпоративных культур.

Самый простой вариант – замещение существовавшей ранее, но освободившейся позиции (сценарий 2) при схожих корпоративных культурах. Если же добавить к этому различия в культурах, то дело значительно усложнится: новый топ-менеджер будет вести себя не так, как ожидает от него руководство.

Наиболее сложный, но часто встречающийся вариант – «перестройка» (сценарий 4) в сочетании с различием корпоративных культур.

Приглашение в постсоветскую компанию руководителя из международной организации, как правило, влечет весьма сомнительный успех, особенно, когда от нового топ-менеджера ожидается, что он справится со своими задачами самостоятельно, без поддержки. Следует принять за аксиому, что в подобных случаях он неизбежно столкнется с серьезным сопротивлением своим начинаниям со стороны действующей управленческой команды.

Единственный рецепт преодоления этих проблем – проектирование вакансии и требований к кандидату с учетом всех перечисленных обстоятельств. Уже на этапе поиска и переговоров с претендентом необходимо осознать возможные трудности и оценить реальную (не провозглашаемую!) готовность и способность новичка справиться в предлагаемых условиях.

Адаптация топ-менеджера – это работа целой команды, куда входят: первое лицо компании как заказчик вакансии и главный клиент процесса, HR-специалист как основной исполнитель и эксперт по «человеческому фактору» и, разумеется, сам новичок. В процессе неизбежно примут участие и другие топ-управленцы, с которыми так или иначе будет взаимодействовать работник. Их роль может варьироваться от поддержки до активного сопротивления.

Условие успеха – сознательное сотрудничество трех главных действующих лиц, а также формирование максимально благоприятных отношений с другими «стейкхолдерами».
HR-менеджеру, ответственному за поиск и приглашение в компанию нового управленца, следует учитывать и не скрывать от первых лиц обозначенные выше проблемы. Даже если на него оказывает давление руководство, требующее как можно быстрее закрыть вакансию, не стоит торопиться. Ведь если нанятый впопыхах топ-менеджер не состоится в своей должности, всю работу придется повторить, еще и с определенными негативными последствиями для репутации самого HR-специалиста.

Сам процесс адаптации необходимо спланировать. Не следует ждать от нового топ-руководителя немедленных великих свершений. В попытках проявить себя он может устроить такую революцию, последствия которой придется потом исправлять всем коллективом. Однако можно наметить несколько небольших, но существенных «малых побед», которые позволят новичку продемонстрировать свои личностные и деловые качества.

ВНИМАНИЕ: Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать

Характеристика профессиональной адаптации нового сотрудника в коллективе.

Период психологической адаптации, при вхождении новых сотрудников в жизнь организации, у каждого человека индивидуален и зависит от множества причин. Для любой организации экономически выгодно, чтобы сотрудники быстрее адаптировались на своих должностях.

Психологическая адаптация играет большую роль в ситуации вхождения в организацию специалистов разного возраста и наличия или отсутствия у них предыдущего опыта работы.

Социально-психологическая адаптация – приспособление к новой социальной среде, включение в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с профессиональной группой. Наибольшую сложность у новых специалистов вызывает усвоение групповых норм и включение в уже сложившуюся систему межличностных связей. Групповые нормы даже в строго регламентированных деловых отношениях выступают как их основа, выполняя регулятивные, оценочные, санкционирующие и стабилизирующие функции. Уровни групповых норм зависят от степени обязательности их соблюдения. Наибольшую важность для нового сотрудника представляет информация относительно групповых норм, соблюдение которых является обязательным, а нарушение совершенно недопустимо.

Известно, что эффективность работы нового сотрудника в организации на начальном этапе зачастую бывает несколько ниже ожидаемой. Это определяется рядом причин. Любому человеку нужно понять специфику должностных обязанностей, изучить организационные процессы, понять личностные особенности коллег. Процесс адаптации требует определенных временных инвестиций со стороны организации. Под адаптацией понимается процесс знакомства сотрудника с деятельностью организации и выработки собственного поведения в соответствии с требованиями среды, другими словами, установление взаимоотношений между сотрудником и организацией на первом этапе совместной службы. Основу такого взаимодействия, как правило, составляет то, что, становясь сотрудником конкретного подразделения, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования (режим труда и отдыха, ряд положений, должностные инструкции, приказы, распоряжения и многое другое). С другой стороны, сотрудник имеет целый комплекс ожиданий, реализацию которых он связывает с конкретной организацией. Если эти ожидания (или их часть) не оправдываются, то может возникать неудовлетворенность работой в целом, либо ее отдельными сторонами.

Таким образом, адаптация в данном контексте – это процесс приспособления индивида к социальной среде организации, эффективность которого определяется соотношением его профессиональных качеств с уровнем потребности организации в них.

Поступая на службу, новый сотрудник включается в систему внутриорганизационных отношений. В любой организации существует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в группе как сотрудника, коллеги, подчиненного или руководителя. От человека, занимающего одну, две или несколько таких позиций, ожидается соответствующее поведение. Процесс адаптации будет идти тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника. Заметим, что адаптация является продолжением процедуры подбора персонала.

Управление процессом адаптации подразумевает: выделение факторов, влияющих на успешность адаптации; разработку показателей эффективности процесса; определение круга адаптационных мероприятий, а также круга лиц, которые будут реализовывать такие программы, и контролировать их реализацию; разграничение сферы ответственности подразделений, включенных в процесс.

Процессом адаптации невозможно управлять без его планирования. Планирование адаптации – это перечень целенаправленных мероприятий, связанных с постепенным погружением новичка в рабочий процесс в новых или изменившихся условиях службы. По сути, это начальный этап реализации системы адаптации в организации, который начинается еще до появления нового сотрудника на рабочем месте. На данном этапе необходимо составить программу адаптации в соответствии с предлагаемой должностью кандидата, его личностными особенностями, а также с учетом наличия или отсутствия у него практического опыта работы. Это положение лежит в основе первого шага реализации программы – определения типа необходимой адаптации – первичной или вторичной. Кроме этого, уже на начальном этапе необходимо составить программу обучения – как первоначального, так и профессионального (в дальнейшем).

Критерии успешной адаптации – ее нормальная продолжительность, удовлетворенность сотрудника службой, выполнение требований, предъявляемых к должности, а также признание коллективом социальной роли нового сотрудника.

Виды профессиональной адаптации.

Итак, адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь пришедшего в подразделение сотрудника свои сложности, затруднения, проблемы.

Основными, наиболее характерными причинами адаптационных затруднений молодых сотрудников, как правило, выступают:

  1. Недостаток или несвоевременность получения необходимой служебной информации, позволяющей сориентироваться в новой обстановке и найти правильное решение и стиль поведения;
  2. Отсутствие необходимого опыта и знаний в выполнении обязанностей по служебной специальности;
  3. Необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать обстановку и принимать решения, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить свое поведение со старшими начальниками;
  4. Недостаточное представление о нормах поведения в силовых структурах и неумение презентовать себя как добросовестного их исполнителя;
  5. Необходимость формировать позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания и контроля, иногда необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе.

Психофизиологическая адаптация – это вид адаптации, который означает привыкание к новым для организма физическим и психофизиологическим нагрузкам, режиму, темпу и ритму труда, санитарно-гигиеническим факторам среды, особенностям организации режима питания и отдыха. Адаптационные реакции на неблагоприятные психофизиологические состояния сотрудника вызывают психическое напряжение, которое может приобретать характер стресса и указывать на возможность профессиональной непригодности в будущем. Критериями успешного преодоления психофизиологического адаптационного синдрома являются комфортное эмоциональное состояние сотрудника, привыкание его к рабочему ритму и режиму труда, установление оптимальной служебной нагрузки.

Социально-психологическая адаптация – это вид адаптации, который состоит в приспособлении молодых сотрудников к новой социальной среде, включении их в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоении новых социальных ролей, норм поведения, групповых традиций и ценностей, идентификации себя с группой. Наибольшую сложность у молодых сотрудников вызывает усвоение групповых традиций и ценностей, включение в сложившуюся систему межличностных отношений.

Групповые нормы даже в строго регламентированных деловых отношениях выступают как их основа, выполняя регулятивные, оценочные, санкционирующие и стабилизирующие функции. Уровни групповых норм зависят от степени обязательности их соблюдения.

Наибольшую важность для молодого сотрудника представляет информация относительно групповых норм и правил, соблюдение которых является обязательным, а нарушение совершенно недопустимо.

Психологическое сопровождение в данном случае заключается в том, что сотруднику помогают освоить нормы профессионального поведения, предупредив о возможных последствиях их нарушения. В некоторых случаях могут возникнуть конфликтные ситуации, обусловленные несоблюдением групповых норм поведения. Тогда необходима оперативная помощь старшего начальника в разрешении конфликта.

Важными для эффективной адаптации сотрудников и установления хороших отношений в коллективах являются:

– удовлетворенность выбранной профессией и местом службы;

– увлеченность работой и приверженность подразделению.

То, насколько увлечены и удовлетворены службой сотрудники, существенно определяет результаты их труда, инициативу в решении поставленных задач, дисциплинированность и т.п.

Удовлетворенность выбранной профессией оказывает очень сильное влияние на чувства сотрудника по отношению к непосредственному выполнению им должностных обязанностей. Степень удовлетворенности работой зависит от множества факторов. Однако при их большом разнообразии выделяются несколько характеристик, от которых достаточно устойчиво зависит степень удовлетворенности любой работой:

  1. Характер и содержание работы, выполняемой сотрудником;
  2. Объем выполняемой работы;
  3. Состояние рабочего места и его окружение (шум, освещенность, комфортность, температура воздуха и т.п.);
  4. Сослуживцы;
  5. Старшие начальники (стиль руководства, участие в управлении);
  6. Оплата труда (все формы компенсаций и надбавок);
  7. Возможности продвижения по службе в будущем;
  8. Распорядок, правила поведения и т.п., принятые в подразделении.

Приверженность подразделению складывается из следующих составляющих.

Во-первых, сотрудник должен разделять и делать своими собственными цели подразделения и его ценности.

Во-вторых, сотрудник должен стремиться оставаться в подразделении и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно.

В-третьих, сотрудник должен быть готов не только стараться для подразделения, но и, если это надо, принести в жертву коллективным интересам свои личные.

Приверженность подразделению – личная особенность каждого конкретного сотрудника. Однако это не означает, что нельзя влиять на степень увлеченности сотрудниками работой. Существует ряд приемов, способствующих этому. В подразделениях, где серьезно заботятся о гармонии ценностей человека и ценностей подразделения, вопросам сочетания этих двух систем ценностей уделяется серьезное внимание.

В частности, проводится большая работа по четкому формулированию, разъяснению и доведению до всего личного состава системы ценностей, которым следует подразделение. Значительное внимание уделяется также и уяснению того, какие ценности разделяют сотрудники подразделения.

Перечисленные характеристики носят достаточно общий характер. Применительно к каждой отдельной реальной работе они могут быть уточнены либо же дополнены в зависимости от характера деятельности, особенностей коллектива и т.п.

Профессиональная адаптация – это вид адаптации, который заключается в личностно ориентированном обучении и развитии молодых сотрудников в процессе профессиональной подготовки с учетом их предшествующего опыта, личностных особенностей, специфики служебной деятельности и конкретной оперативной обстановки.

Становление личности специалиста имеет два аспекта:

  1. профессионально-ролевую социализацию личности;
  2. профессионализацию как определённую степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью.

Становление личности профессионала осуществляется через его:

  1. профессиональную социализацию,
  2. профессионализацию.

Одним из механизмов такого становления личности является её профессиональная адаптация.

Профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой.

Профессиональная адаптация специалиста обусловлена обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.

Внешние обстоятельства и факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации специалиста, включают в себя:

– особенности целей, организации, содержания, технологий, средств профессиональной деятельности;

– своеобразие социальных и других условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность.

Внутренние обстоятельства и факторы профессиональной адаптации специалиста – это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости и адаптивности как качеств личности и организма, адекватность мотивации профессиональной адаптации её требованиям.

В профессиональной адаптации специалиста базовую, определяющую роль играют внешние обстоятельства, предметные области и сферы профессиональной адаптации человека. Именно они выступают своеобразным профессиональным полем, в которое попадает специалист.

Профессиональная адаптация специалиста осуществляется в основных предметных областях его профессионального взаимодействия со средой:

  1. в профессионально-деятельностной области – адаптация к профессиональной деятельности (к её целям, содержанию, технологиям, средствам осуществления, режиму и интенсивности деятельности);
  2. в организационно-нормативной области – адаптация к требованиям служебной дисциплины, к организационным нормам и правилам и др.;
  3. в социально-профессиональной области – адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям и социально-профессиональному статусу (инспектор ГПП, пожарный, врач, инженер и др.);
  4. в социально-психологической области – адаптация к социально-психологическим ролевым функциям, неофициальным нормам, правилам, ценностям, отношениям в трудовом коллективе, организации;
  5. в социальной области в широком смысле – адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная деятельность специалиста (в социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой среде).

Каждая из этих предметных областей профессиональной адаптации специалиста предполагает наличие определённого уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. При адаптации личности в тех или иных предметных областях появляются соответственно доминирующие тенденции. Адаптация к профессионально-деятельностным и организационно-нормативным обстоятельствам осуществляется как процесс овладения их требованиями. Это связано с тем, что данные предметные области профессиональной адаптации не подлежат коррекции и поэтому адаптация к ним происходит как приспособление и овладение ими.

Успешность или неуспешность адаптации молодого специалиста в этих сферах носит относительно автономный характер. Однако эти процессы взаимосвязаны особенно в профессионально-деятельностной и социально-психологической и других сферах. Социально-психологическая адаптация специалиста существенно влияет на успешность профессионально-деятельностной адаптации и в целом профессиональной адаптации специалиста.

В профессиональной адаптации молодых специалистов ведущую роль играет успешность их профессионально-деятельностной адаптации. Поэтому трудности и противоречия, возникающие у специалиста в этой сфере, выступают источником его активности при осуществлении процесса профессиональной адаптации. Следовательно, в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности. При этом значение его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном (в широком смысле) не уменьшается (Профессиональная адаптация молодого специалиста – это перманентно идущий процесс и имеющий свою динамику, содержательные и другие особенности).

Успешность профессиональной адаптации специалиста зависит от ряда ведущих факторов:

  1. наличие у специалиста необходимых внутренних предпосылок:

– соответствующей подготовленности,

– достаточного уровня адаптивности,

– мотивации профессиональной деятельности,

– чётких представлений о содержании и условиях этой деятельности.

  1. особое внимание самого специалиста, руководителей и коллектива подразделения в целом к процессу профессиональной адаптации;
  2. осуществление процесса адаптации с учётом особенностей специалиста, закономерностей, как самого этого процесса, так и развития социальной среды;

Эти условия с позиций системного подхода взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста:

– в организационно-нормативной сфере,

– в профессионально-деятельностной сфере,

– в сферах социальных и психологических ролевых отношений.

Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста в первую очередь зависит от его личностных и других психологических особенностей. Одной из особенностей выступает соответствие представлений специалиста об условиях жизни и деятельности при осуществлении профессиональной деятельности.

Этапы формирования профессиональной адаптации личности

Процесс адаптации в любой организации включает в себя несколько аспектов:

– социально-психологический;

– профессиональный;

– организационный;

– психофизиологический;

– экономический.

Социально-психологическая адаптация – это приведение собственных ценностей и норм конкретного человека в соответствие нормам и ценностям людей, проходящих службу в подразделении, а также организационной культуре. Другими словами, это принятие корпоративных норм. Степень готовности работника “пожертвовать” своими ценностями в пользу организационных в первую очередь зависит от принадлежности человека к той или иной культурной группе. В этом случае в действие вступает система мотивации, которая может служить набором стимулов к принятию организационных норм и готовности поставить их выше своих личных убеждений и ценностей.

Социально-психологическая адаптация тесно связана с социализацией, т. е. непрерывным процессом передачи ключевых элементов культуры организации ее сотрудникам, включающим в себя как официальные (ознакомление новых сотрудников с основными ценностями), так и неформальные методы (ролевое моделирование с помощью наставников), направленные на формирование определенных установок и поведения работников. Социализация представляет собой процесс “ориентации”, призванный способствовать эффективной деятельности организации.

Важный аспект – профессиональная адаптация: процесс освоения особенностей деятельности, приобретения практических знаний и навыков, овладения необходимыми знаниями для выполнения должностных обязанностей на высоком профессиональном уровне. Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков и приемов, способов принятия решений. В другом случае профессиональная адаптация подразумевает изменение или “подгонку” знаний и навыков сотрудников к организационным требованиям. В обоих случаях речь идет о сопровождении профессиональной адаптации соответствующей программой обучения.

В рамках профессиональной адаптации традиционно выделяют два направления – первичная и вторичная. Первичная адаптация представляет собой приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности, к новым функциям (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений различного уровня, не имеющих опыта работы). Вторичная адаптация необходима сотрудникам, имеющим опыт профессиональной деятельности, тем, кто меняет объект труда или профессиональную роль, например, при переходе на руководящую должность.

Организационная адаптация основана на понимании и принятии сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления (знакомство с историей подразделения и ее структурой). Понятие сотрудником своей роли и статуса в организации, а также механизма подчинения являются немаловажными сторонами организационной составляющей. Игнорирование данного вида адаптации может привести к нежелательным последствиям.

Предположим, новый сотрудник не знаком с четкой иерархической структурой подразделения. Это может вызвать проблемы в коммуникациях, когда человек не будет знать каналы прохождения информации, и, как следствие, могут быть искажены информационные потоки, как по вертикали, так и по горизонтали.

На уровне организационной адаптации следует объяснить сотруднику его роль в достижении целей подразделения, что в определенной степени будет являться показателем причастности человека к организации с конкретным определением его места в ней.

Психофизиологическая адаптация представляет собой приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда. Сотрудник испытывает действие всех условий, оказывающих на него различное влияние, в совокупности, приспосабливается к действию разного рода нагрузок, уровню монотонности труда, санитарно-гигиеническим факторам производства, степени удобства рабочего места. Иногда в рамках психофизиологической адаптации рассматривают не только физические нагрузки, но и психологические, например стресс и моральное давление.

Несмотря на то, что зачастую экономическая адаптация не рассматривается как самостоятельный аспект, это направление не менее важно. Подразумевается, что работник приспосабливается к системе экономических условий, действующих в организации, например материальному стимулированию (уровню оплаты труда, временным рамкам выплаты заработной платы, существующим бонусам и поощрениям).

Все аспекты адаптации должны находиться в постоянном взаимодействии, и поэтому процесс управления требует единой системы инструментов воздействия, обеспечивающей его быстроту и успешность. Правильное распределение всех уровней адаптации может стать залогом успешного процесса адаптации в целом. Выбор составляющей, которой необходимо уделить наибольшее внимание в каждой определенной ситуации, зависит, главным образом, от конкретной должности, личностных свойств человека, претендующего на ту или иную должность, его культурных ценностей, норм поведения, опыта работы, социальных характеристик.

В некоторых ситуациях больше внимания стоит уделить организационной адаптации – как правило, для работников, которые проходят процесс первичной адаптации и для которых данное место работы является первым, в особенности, если это крупная компания с большой численностью персонала. Обычно люди, не получившие опыта работы, не имеют и опыта организационного поведения. У них отсутствуют навыки коммуникации, нет опыта работы с документами. Незнание внутренних правил общения между сотрудниками, например способа обращения друг к другу (по имени или по имени и отчеству), может в первый же рабочий день поставить человека в затруднительную ситуацию, что вызовет у него дискомфорт, а у его будущих коллег в лучшем случае непонимание, а в худшем – негативный настрой.

Если говорить об адаптации как о целостном процессе в организации, то все ее составляющие – организационная, психофизиологическая, экономическая, социально-психологическая и профессиональная – должны осуществляться в одно и то же время параллельно друг другу. Другими словами, эффективная модель управления адаптацией должна содержать такие механизмы, которые позволят включить в работу все пять аспектов адаптации одновременно.

Важная характеристика процесса адаптации – ее длительность. Она зависит от многих факторов. Минимальный срок, в течение которого руководство убеждается в профессиональной квалификации нового сотрудника, а он – в соответствии содержания социально-психологических, психофизиологических и организационных условий своим ожиданиям, для разных категорий сотрудников составляет от шести месяцев до одного года. И все же критическим периодом адаптации являются первые полтора года работы.

Если в результате процесса адаптации организация в короткие сроки получает мотивированных сотрудников, проходящих службу в соответствии не только со своими личными целями (например, денежным фактором), но и с задачами подразделения, то можно говорить, что механизм адаптации правильно разработан, внедрен, управляем и, следовательно, эффективен. Таким образом, новый сотрудник включается в трудовой ресурс уже на начальном этапе работы, и его деятельность начинает позитивно сказываться на конкурентоспособности подразделения.

РОЛИ НАСТАВНИКОВ

В зависимости от того, проблемы какого свойства сопутствуют профессиональной деятельности молодого сотрудника, осуществляется подбор опытного наставника. Ошибка в выборе роли может привести к тому, что цель наставнической помощи не будет достигнута.

С учетом профессиональных потребностей молодого сотрудника можно выделить следующие роли наставников.

  1. 1. «ПРОВОДНИК». Обеспечит подшефному знакомство с системой организации «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений подразделения. Наставник поможет молодому сотруднику осознать свое место в системе организации, будет осуществлять пошаговое руководство его служебной деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого сотрудника составляет более 80 %.
  2. «ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ». Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе служебной деятельности молодого сотрудника; организует вокруг служебной деятельности молодого сотрудника атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подшефному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет подшефного от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого сотрудника о его участии в различных мероприятиях в масштабе управления. Вклад наставника в профессиональное становление молодого сотрудника составляет 60–80 %.
  3. «КУМИР». Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого сотрудника. Подшефный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации профессиональной деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого сотрудника составляет 40–60 %.
  4. «КОНСУЛЬТАНТ». За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого сотрудника. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подшефный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо, и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого сотрудника составляет 30–40 %.

СТИЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

В зависимости от уровня подготовки нового сотрудника и сложности задачи наставник выбирает стиль взаимодействия с ним.

■ Инструктаж - это стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания обучаемому или предлагает ему копировать свои собственные действия. При этом он не объясняет, почему необходимо делать именно так, а не иначе - у наставника есть готовый правильный ответ. Минусы этого метода налицо: часто слепое следование инструкциям приводит к результату, противоположному желаемому.

Объяснение - стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям. У него есть объяснение того, какой алгоритм работы правилен и почему. Осознанность и обоснованность действий гарантируют наставнику успех.

■ Развитие - это стиль, при котором наставник просто ставит перед обучаемым вопросы и предлагает ему объяснить, что, как и почему он будет делать.

Таблица 1. Преимущества и ограничения методов наставничества

Метод Преимущества Ограничения
Инструктаж - четкие указания, предоставление алгоритма действий. Используется в стандартных ситуациях и при форс-мажоре, когда медлить нельзя. ■ Четкость, ясность инструкций.

■ Предсказуемость результата.

■ Быстрота передачи информации.

■ Возможность легко проверить по пунктам, как понял задачу обучаемый.

■ Давление на обучаемого.

■ Низкая мотивация обучаемого, т.к. его мнения не спрашивают.

■ Невозможность для обучаемого правильно действовать в нестандартных ситуациях.

■ Необходимость составлять алгоритм на каждую ситуацию.

■ Вероятность того, что в случае неудачи обучаемый переложит ответственность на наставника.

Объяснение - обоснование каждого шага алгоритма. ■ Обоснования каждого шага, повышение осознанности деятельности.

■ Повышение мотивации обучаемого.

■ Разделение ответственности между наставником и обучаемым.

■ Увеличение времени, проведенного наставником с обучаемым.

■ Вероятность того, что обучаемый может уйти от темы, задавать лишние вопросы.

■ Проявление нетерпения обучаемым с завышенной самооценкой.

Развитие - «высший пилотаж». Наставник не дает готовых ответов, он только подталкивает к решению задач, предлагает обучаемому самому додуматься до него.

Обучаемый должен иметь высокий уровень развития и достаточную мотивацию.

■ Повышение мотивации благодаря осознанию равноправности общения.

■ Понимание обучаемым смысла выполняемых операций.

■ Более высокое качество обучения.

■ Большая вероятность появления новых способов действий, новых решений.

■ Лучшее взаимопонимание обучаемого и наставника в дальнейшем.

■ Увеличение времени работы наставника.

■ Вероятность возникновения стресса из-за ответственности, испуга у обучаемого.

■ Возможный отказ обучаемого от решения задач в случае неудачи, переход на уровень инструктажа.

■ Повышение ответственности и риска для наставника.

Опасно заблуждаться, думая, что если с одним обучаемым был эффективен один прием, то он будет эффективен и с другим.

Стиль общения с обучаемым наставник определяет индивидуально. Профессиональная позиция наставника зависит от уровня обучаемого и ситуации.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

В зависимости от выбранного стиля наставничества, могут быть выделены следующие этапы обучения:

  1. «Я расскажу, а ты послушай, я покажу, а ты посмотри». Наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям. У него есть объяснение того, какой алгоритм работы правилен и почему.
  2. «Сделаем вместе», «сделай сам, а я посмотрю». Наставник дает четкие пошаговые указания обучаемому или предлагает ему копировать свои собственные действия. Это практические занятия, отработка на практике полученных навыков.
  3. «Сделай сам и расскажи, что ты сделал». Наставник ставит перед обучаемым задачи и предлагает ему объяснить, что, как и почему он будет делать. Так он подталкивает его к творчеству, постоянному развитию. Наиглавнейшая задача наставника – сформировать у ученика постоянную потребность развиваться.

ГОТОВНОСТЬ МОЛОДОГО СОТРУДНИКА К РАБОТЕ

1 ситуация: «Не могу - не хочу». Человек не обладает навыками, и более того не мотивирован. Для того, чтобы включить его в деятельность, необходимо сначала замотивировать его. Иначе, вы столкнетесь с непреодолимым барьером защиты.

2 ситуация: «Не могу – хочу». Человек мотивирован, поэтому открыт к получению новых знаний, он находится в состоянии обучения. Здесь важно поэтапно построить схему работы с сотрудником. Как и чему вы будете его обучать.

3 ситуация: «Могу – хочу». Ситуация, в которой разумно развивать горизонтальную карьеру сотрудника. Он уже обладает необходимыми знаниями и умениями. Ему нужно поднимать «планку цели» и расширять зоны мастерства.

4 ситуация: «Могу – не хочу». Человек находится в состоянии протеста, некоего саботажа. Необходимо выяснить в чем причина демотивации. Возможно, необходимо наделить работу новым смыслом.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С МОЛОДЫМ СОТРУДНИКОМ

Чтобы взаимодействие с молодыми сотрудниками было конструктивным и приносило желаемый эффект, наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.

  1. Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми сотрудниками следует отказаться от фраз типа «ты должен», «тебе необходимо», «тебе нужно» и т. п.
  2. Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак несостоятельности и некомпетентности со стороны наставника. Угрозы или ультиматум со стороны наставника провоцируют конфликт. «Если ты не будешь выполнять мои требования, то…» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии необходимых навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подшефным.
  3. Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Ты должен сменить место службы», «У тебя ничего не получается» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых сотрудников, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.
  4. Не ставить «диагноз». «Тебе нельзя служить в МЧС России, ты слишком эмоционален» – такая фраза наставника непременно насторожит молодого сотрудника и настроит его против наставника.

Адаптация менеджеров среднего звена

Адаптация рабочих

Адаптационный период рабочих самый продолжительный по времени и совпадает с периодом испытательного срока (3 мес.)

Профессиональная адаптация выражается в овладении рабочим специальностью, профессиональными навыками, в появлении чувства удовлетворенности данным видом деятельности.

Адаптация рабочего начинается с того, что после оценки его опыта и знаний, составления карты личностных и профессиональных характеристик для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, прикрепляют наставника – сотрудника, имеющего возможность оказать реальную поддержку и помощь, работающего, как правило, в одном подразделении с новичком.

Нового человека коллегам представляет руководитель того подразделения, где будет работать принятый работник, или сотрудник службы управления персоналом.

Лучше, если первое задание для новичка будет таким, с которым он справится наверняка, что поможет ему почувствовать уверенность в своих силах, получить удовлетворение от работы.

В процесс адаптации менеджеров среднего звена включается этап ознакомления с соответствующей документацией.

Принятому работнику предоставляются следующие печатные документы:

· краткое описание структуры предприятия;

· схема организационной структуры предприятия;

· план цехов, подразделений предприятия;

· список служебных телефонов;

· «философия фирмы»;

· обязательство о неразглашении коммерческой тайны;

· правила внутреннего трудового распорядка;

· бланк адаптации.

Представление другим сотрудникам, ознакомление с рабочим процессом происходит при обязательном участии сотрудника службы управления персоналом.

Внимание к процессу адаптации менеджеров повышается, т.к. эта позиция требует мобильного выполнения значительного количества разнообразных, достаточно сложных функций. Если человек плохо ориентируется в тонкостях своих разносторонних обязанностей, от этого страдает рабочий процесс, а сам он разочаровывается в новой работе раньше, чем сумеет осознать, что при соответствующей подготовке и помощи может справиться с трудностями.

Процесс адаптации менеджеров высшего звена начинается с того, что принятому руководителю вручаются печатные документы (перечень их такой же, как и для менеджеров среднего звена).

Ø Происходит осмотр подразделения, знакомство с сотрудниками и ознакомление с предприятием в целом.

Ø Служба управления персоналом стремится помочь новому руководителю влиться в коллектив, предоставляя необходимую информацию о традициях организации, потенциале каждого сотрудника, об особенностях социально-психологического климата в коллективе.



Даже если с профессиональной стороны руководитель соответствует занимаемой должности, в процессе социально-психологической адаптации, как показывает практика, наиболее часто приходится сталкиваться с проблемами, которые заключаются в следующем:

· 1.С подчиненными поначалу не всегда можно найти общий язык вследствие их настороженности. Коллектив не знает, чего можно ожидать от нового руководителя, т.к. в начале работы человек, как правило, демонстрирует свои положительные стороны и тщательно скрывает отрицательные, и должно пройти достаточно времени, прежде чем коллективу удастся составить правильное мнение о руководителе.

· 2.Существует опасность несоответствия уровня руководителя уровню подчиненных. Если руководитель будет на голову выше коллектива, подчиненные не смогут адекватно воспринимать его требования или распоряжения, основанные, например, на нестандартном подходе, и руководитель окажется в положении генерала без войска. Если происходит наоборот, то коллектив оказывается «стадом без пастуха» – этот вариант может привести к эмоциональной напряженности, особенно в случае, когда прежний начальник имел более высокий профессиональный уровень.

· 3.Принятие коллективом нового руководителя связано с сопоставлением его с предшественником и отсутствием эмоциональной связи с ним.

Опыт деятельности предприятия показал, что использование комплекса профессиональной и психологической адаптации нового специалиста оказывается более эффективным и экономичным, чем неудачное завершение испытательного срока и поиск новых и новых кандидатов на освободившуюся вакансию.

Проблема: Каждый руководитель или сотрудник отдела адаптации время от времени задается вопросом, почему происходят такие разительные перемены с менеджерами среднего звена после прохождения адаптационного периода, как будто вы принимали на работу одного человека, а работает у вас другой. Каковы же причины таких изменений?

Можно выделить следующие факторы, влияющие на выбор стратегии поведения:

· внешние факторы: организационная и корпоративная культура, система адаптации персонала, система поощрений и наказаний, влияние неформальных лидеров на новичка;

· внутренние факторы: мотивация сотрудника и его направленность, ценности, личностная проблемная загруженность, семейная ситуация, опыт предыдущей работы, жизненный и руководящий опыт.

Таким образом, работник, придя в компанию со своими представлениями о том, «как должно быть», сталкивается с действительностью и начинает понимать, как на самом деле обстоят дела в компании: насколько замечается и оценивается вклад нового сотрудника, как относятся к инициативам и рвению, как смотрят на новичка руководители и сотрудники-старожилы. Таким образом, любой после периода адаптации в компании улавливает разницу между декларируемыми и реальными правилами. И на основании своих ценностей, стереотипов и внутреннего климата в компании начинает адаптироваться к организации, формируя свою стратегию поведения.

Именно поэтому на этапе адаптации важно говорить о реальных правилах поведения в компании, и тогда вы получите реально адаптированного сотрудника .

Кроме того, в компаниях с четкой корпоративной культурой важно донести до нового сотрудника нормы поведения, принятые в компании, предупредить обо всех существующих табу (запрет на личные звонки с рабочих телефонов и т. д.). Существенно упрощает адаптацию корпоративный кодекс или стандарты работы .

К показателям социально-психологической адаптированности личности относят следующие ее особенности :

Уверенность в себе; адекватный уровень самооценки, отсутствие «эффекта неадекватности» как проявления внутриличностного конфликта;

Ясность самосознания; ответственность; наличие «своей линии» поведения;

Умение преодолевать неудачно сложившиеся обстоятельства; продуктивное поведение, демонстрируемое в условиях психической напряженности и стрессовых состояний;

Ощущение духовного комфорта; удовлетворительное самочувствие;

Высокая степень интеграции индивида в первичных группах (семья, рабочий коллектив) ; положительные отношения с товарищами; высокий уровень удовлетворенности этими отношениями;

Наличие удовлетворяющего личность статуса в значимых группах и коллективах.

Наиболее часто упоминающиеся показатели адаптации, можно разделить на объективные и субъективные. К объективным показателям относят:

Продуктивность деятельности, рассматриваемую в соответствии с реальными и потенциальными способностями личности;

Реальное положение в коллективе, в том числе профессионально-квалификационный рост, стаж работы;

Субъективными критериями адаптации являются:

Удовлетворенность индивида своим трудом в данной организации;

Отношение к различным аспектам и условиям деятельности и общения;

Отношение к себе как субъекту деятельности.

Таким образом, при диагностике адаптации работников, перечень ее показателей может быть полезен для разработки опросников.

На курсе "Организационное поведение" поставили задачу написать эссе и еще пару эссе отрецензировать. Выбрал тему - "Адаптация нового руководителя в коллективе". Вот что получилось

Адаптация нового руководителя в коллективе

Адаптация – процесс приспособления живого организма к новым условиям среды в процессе эволюции.
Руководитель – член организованной группы, принявший на себя ответственность за жизнедеятельность группы.

Каждый руководитель независимо от того по какой причине он принял на себя ответственность за дальнейшее существование и жизнедеятельность группы строит эту группу «под себя». Старая народная мудрость гласит «Новая метла, по новому метёт» И именно это отражает сущность отношений коллектива и нового руководителя.
Как встречает нового руководителя коллектив? Есть только два варианта – страх и любопытство. Любопытство связано с не реализованными планами отельных субъектов, у которых возникает шанс на новое развитие событий. И страх – всегда идущий рука об руку с неизвестностью. Человек панически боится темноты только потому, что когда-то в прошлом он натыкался в темноте на угол, табуретку, или другой предмет причинивший ему боль. И каждый раз, стоя на пороге темного чулана, он бессознательно вспоминает тот день, когда он впервые встретился с темнотой. Так же и коллектив встречает нового руководителя. Все понимают, что руководитель олицетворяет собой власть и не могут залезть в голову человеку, которого впервые видят перед собой.
Но руководитель уже принял ответственость за коллектив. И ему нельзя отвлекаться на чужие страхи. Единственное, чем он может помочь коллективу - это внести ясность в их отношения. Задача нового руководителя как можно быстрее довести до коллектива свое видение дальнейшего развития организации. А то, что это видение будет отличаться от видения предыдущего руководителя это несомненно.
Как особый случай необходимо рассматривать организации с сильной корпоративной культурой. Руководитель встраивается в существующую иерархию с установленными правилами и принципами. Но при этом он остаётся человеком, наделенным властью, и теперь уже на его настроение и предпочтения будут оглядываться остальные работники.
Но я в этой работе хочу говорить не о адаптации коллектива к новому руководителю, а об адаптации именно руководителя к новому коллективу.
Адаптация как процесс состоит из трех последовательных стадий:
1. Реакция на стресс (раздражитель). Характеризуется многочисленными новыми специфическими вводными данными, объем, степень и сила которых формируют нагрузку на психику человека.
2. Торможение (приспособление). Характеризуется степенью изменения поведения человека находящегося в состоянии стресса.
3. Ассимиляция (встраивание или подчинение). Характеризуется способностью человека с помощью собственных волевых качеств приспособится к системе или подчинить систему под свои интересы.
Руководитель, проходя последовательно каждую из стадий, должен проявлять специфические черты характера и обладать определенными навыками.
На первом этапе от руководителя требуется: терпимость, внимательность, спокойствие, наблюдательность, открытость, гибкость. Задача – закрепить всё лучшее, что есть в коллективе и четко определить проблемные точки, с которыми ему придётся столкнуться в оперативной деятельности.
На втором этапе от руководителя требуется: «стержень» (способность не потерять себя как личность), коммуникабельность, компетентность, настойчивость. Задача – построить план реорганизации, не вступая в открытый конфликт, закрепиться в коллективе, позиционировать себя как полноценного лидера.
На третьем этапе от руководителя требуется: жесткость, последовательность, дальновидность, целеустремленность, убедительность. Задача – на эмоциональном, психологическом и правовом поле однозначно закрепить лидерство и единоначалие в коллективе для проведения эволюционных преобразований в зависимости от текущих потребностей организации.
Очень важной характеристикой руководителя, позволяющей судить о его компетенции в указанной ситуации, будет время, в течение которого руководитель пройдет все три этапа. Чем короче будет этот срок, при условии выполнения поставленных задач, тем более компетентным можно считать руководителя.
Собственник бизнеса, принимающий решение о назначении руководителя или самостоятельного управления вновь создаваемым коллективом, должен быть готовым к перечисленным ситуациям и обладать знаниями и навыками по действиям внутри них.
Более того, руководитель, который смотрит далеко вперёд, должен подготовить коллектив к возможной своей замене, для облегчения адаптации следующего руководителя. А собственник бизнеса должен строить отношения с действующим руководителем, таким образом, чтобы управляемость команды не падала с заменой одного на другого ни на одну минуту. Для таких случаев в коллективе необходимо проводить учебы, тренинги по изучению функциональных обязанностей и должностных инструкций смежных сотрудников. Для того чтобы каждый член коллектива понимал функцию, выполняемую каждой должностью, а не конкретным человеком.
От себя каждому будущему «новому» руководителю желаю – душевного спокойствия, ясности поставленных целей, и философского отношения к грядущим изменениям. Всё, что ни делается – всё к лучшему. Просто мы про это еще не знаем.

Чтобы полностью влиться в рабочий процесс, коммерческому директору обычно требуется около шести месяцев. Оценить же его эффективность руководство сможет не ранее чем через год, ведь у нового сотрудника на первых порах недостаточно информации и возможностей для работы в полную силу. Как сократить период адаптации и быстро стать частью команды?

В этой статье вы прочитаете:

  • Как проходит процесс адаптации руководителя в новой компании
  • Что учесть во время адаптации менеджера в новом коллективе
  • Как собрать информацию о компании и менеджерах при переходе на новую работу

Адаптация руководителей в новой компании проходит гораздо сложнее, чем у рядового сотрудника. Как новый работник, вы можете со стороны увидеть ситуацию в компании, оценить ее и предложить руководству свежее решение - это большое преимущество. Однако нужно учитывать, что организация работы, к которой вы привыкли на прежнем месте, может кардинально отличаться от того, с чем вам придется столкнуться. Уточните ожидания руководства относительно вашей работы, изучите бизнес-процессы новой компании, узнайте, как организована жизнь в офисе. Выясните, как принято отмечать праздники, где обедать, задерживаться или нет после рабочего дня, - это тоже важно. Осведомленность даже о таких, казалось бы, мелочах может значительно облегчить взаимодействие с новым коллективом.

Выясняем ожидания руководства

Очень важно с самого начала понять, чего от вас ждут. В идеале же у коммерческого директора должен быть очень четкий и понятный план испытательного срока, со всеми требованиями к вашей работе. Если такой план вам не предоставил директор по персоналу или другой HR-специалист, вы можете составить его самостоятельно. Рекомендую заранее подготовить чек-лист, включив в него все свои вопросы.

  • Система продаж в условиях кризиса: как выстоять и приумножить выручку

Прямо спросите у генерального директора: «Чего вы ждете от меня как от руководителя?». Выясните у него все подробности: круг ваших полномочий, каких показателей ждут от коммерческого отдела, в какой форме представлять отчетность, как часто отчитываться. И самое главное - обязательно уточните, по каким критериям будет определяться, прошли вы испытательный срок или нет.

На основании этой информации вы сможете определить свои функции, цели и задачи и выстроить личный план действий. Однако потребуются и дополнительные сведения.

Изучаем бизнес-процессы

Часто в компаниях даже в рамках одной сферы деятельности - разные системы ценностей и управления, CRM-системы, способы работы с клиентами. Очень важно эту информацию быстро собрать и проанализировать. Каковы официальные и негласные правила, как принято взаимодействовать с сотрудниками и с клиентами, отвечать на звонки, работать с почтой, ставить задачи? Это огромный поток данных, касающихся как оперативной, повседневной работы, так и стратегических вопросов, и эти сведения надо систематизировать.

1. Собирайте информацию. В качестве инструмента сбора данных рекомендую использовать информационную карту. В одном месте (на одном носителе) вы собираете всю доступную информацию о компании, которую впоследствии нужно структурировать и проанализировать. Вначале же создается своего рода «хаос идей» - собираются все вопросы о компании, на которые вы хотите получить ответ, и задачи, которые вы видите перед собой (рисунок 1). Занесите в список все аспекты деятельности компании, которые вы хотели бы прояснить. Делать это можно и нужно в любое время. Едете в метро, пришла в голову идея: «О! Надо узнать, как в компании устроен процесс оповещения клиента о том, что срок действия счета заканчивается» - сразу запишите ее. Так надо фиксировать все мысли, которые приходят в голову, и все сведения, которые вы получаете о новом месте работы. Сюда же вы заносите и задачи, поставленные перед вами руководителем компании.

Конечно, можно заносить все идеи в блокнот, но существует много программных инструментов для сбора информации, например заметки в Microsoft Outlook, Еvernote, карты в ConceptDraw, MindJet, задачи в Trello, Papirus. Выберите самый удобный. Рекомендую использовать мобильную версию, которую можно синхронизировать со стационарным компьютером. Если вы привыкли использовать смартфон или планшет, гораздо удобнее всю информацию собирать на нем.

2. Структурируйте данные. По мере того как сведения накапливаются, группируйте их по различным областям, таким как работа с клиентами, постановка задач, контроль выполнения задач. Вы самостоятельно можете определить, какие аспекты вашей работы ключевые, для каждого завести отдельную папку и перераспределять полученную информацию. На стационарном компьютере туда же можно складывать внутренние регламенты или, например, видеоинструкции по работе с клиентами.

Что это дает? Во-первых, всегда понятно, где и что искать. Если появляется вопрос, можно быстро найти ответ. Во-вторых, голова не перегружена информацией и вы можете не отвлекаясь решать текущие задачи. Вы будете чувствовать себя спокойно и уверенно, зная, что всегда можете свериться с зафиксированными данными.

4. Составьте план действий. План вашей работы на период адаптации должен быть наглядным, понятным, простым. Лучше всего воспринимать его как полноценный проект со своими целями, задачами, приоритетами, сроками. На мой взгляд, линейный план, составленный в Word, абсолютно непонятен. Советую сделать его в ConceptDraw (приложение к программе Microsoft Project Manager). Удобнее, если план будет иметь вид календарного графика, чтобы вы понимали, что надо сделать в первую неделю, во вторую и так далее (рисунок 2). То есть мы распределяем задачи по дням в расписании. В него надо включить все задачи, которые сформулировали в процессе сбора информации: какую документацию и регламенты нужно изучить, какие сведения о компании получить (например, на корпоративном сайте), с какими программными продуктами научиться работать, с какими внутренними документами знакомиться. Возможно, в компании есть видеотренинги, корпоративная библиотека - эти ресурсы будут хорошим подспорьем. В результате у вас сложится четкое понимание того, что от вас ждут и какие ежедневные действия вы должны совершать для скорейшей адаптации на новом месте.

В нашей практике были случаи, когда, используя эту методику структурирования информации и постановки задач, коммерческий директор уже через три месяца полностью адаптировался на новом месте и подконтрольный ему отдел продаж вышел на результаты, которых ждали только через полгода.

Работа с персоналом

Если коммерческий директор пришел со стороны, он может очень быстро ознакомиться с регламентами и правилами внутреннего трудового распорядка в компании. Однако есть еще и множество негласных правил - они нигде не записаны, но все знают, что «так принято». Правила эти могут касаться самых разных областей. Например, «к нашему генеральному директору нужно приходить по вторникам. По понедельникам у него всегда плохое настроение - к нему лучше не соваться». Как же узнать о таких тонкостях? Способ очень простой - общаться с коллегами.

Встреча с ключевыми сотрудниками коммерческой службы. Очень хорошо провести небольшую встречу с руководителями отделов продаж, линейными руководителями других подразделений и сотрудниками, которые давно работают в компании и являются неформальными лидерами. Они обычно быстро проявляют себя - сами приходят знакомиться к новому руководителю. Эти работники очень активны, их мнение значимо для других, на них часто ссылаются.

Заранее уведомите сотрудников, приглашенных на встречу, сколько она продлится и какие вопросы будут обсуждаться. Если, например, совещание было запланировано с 11 до 12, началось без задержки, не затянулось и вы обсудили все, что было намечено, то уровень уважения к вам сразу возрастет. Подчиненные поймут, что вы цените их время.

В ходе встречи нужно представиться и показать, что вы открыты к диалогу: «Добрый день, я новый коммерческий директор, меня зовут… Очень рад присоединиться к вашей команде. Мне хотелось бы лучше узнать вас, понять, как вы привыкли работать».

Далее расскажите, какой вам видится организация работы в компании, и задайте сотрудникам несколько простых вопросов (рисунок 3), ответы на которые вам пригодятся в дальнейшем. Если сотрудники неохотно идут на разговор, опрос можно провести и анонимно, в письменной форме - например, с помощью стикеров. Каждый излагает в письменном виде ожидания относительно нового руководителя и приклеивает стикер на доску.

Анализ полученной информации позволит вам ознакомиться с пожеланиями и намерениями подчиненных, узнать, в чем они сильны, какие успешные проекты реализовали в последнее время. Кроме того, вы поймете, в чем, по мнению сотрудников, уникальность компании и в чем ее слабые стороны. Исходя из ответов, вы поймете, какие ценности культивируются в компании, принято ли анализировать достижения и просчеты и насколько в ней понимают свои слабые стороны. Такой разговор даст вам серьезное преимущество: если вы быстро выявите и устраните недостатки, то зарекомендуете себя как хороший управленец.

Вопрос о возможном улучшении обычно вызывает замешательство. Часто сотрудники и руководители отделов продаж говорят о том, что в компании устроено плохо. Однако о том, что делается для изменения ситуации, молчат. А для вас очень важно понять, какие меры принимают, чтобы улучшить положение дел, и принимают ли вообще.

  • Оценка персонала: эффективные методы, идеи, критерии

В ходе встречи в течение часа-полутора вы узнаете, чем следует заняться в первую очередь, что происходит в компании, с кем вы будете работать. Сразу выявятся активные и пассивные члены команды, скептики, оптимисты и пессимисты. В кратчайший срок вы проведете диагностику своего подразделения. И самое главное: люди чувствуют благодарность к тем, кто их выслушал. Ведь всегда существует страх перед новым руководителем. Неизвестно, каким он будет. Когда подчиненные видят, что вы задаете вопросы и вам важно их мнение, они успокаиваются, и, как правило, уровень лояльности повышается.

Боритесь с иллюзиями . В новой компании вы с большой вероятностью столкнетесь с тем, что ваши ожидания не совпадут с реальностью. Например, на вашем прежнем месте работы задачи менеджерам по продажам ставились через программу Microsoft Outlook, была настроена система контроля поручений и выставлялся процент выполнения задач. Опыт заставляет вас думать, что везде работают так же.

Однако в другой компании так не принято. Задачи здесь ставятся в устной форме, и даже если работник говорит «я сделаю» - это не всегда означает, что он выполнит поручение в срок. Иногда реальный срок выполнения задачи может сдвигатся на два-три дня от установленного, и это считается нормой. О таких порядках нигде не расскажут, в регламенте это не написано. Поэтому нужно выяснить, как в новой компании сотрудники взаимодействуют и как контролируется выполнение задач. Сделать это можно только опытным путем, общаясь с подчиненными в ходе формальных и неформальных встреч.

Виктория Бехтерева,

старший партнер, «Правила игры»

Виктория Бехтерева окончила юридический факультет Московского гуманитарно-экономического института и Высшую школу психологии. Работает тренером-консультантом более 10 лет. Специализация - динамичные сессии, на которых участники не только договариваются между собой, но и достигают поставленных результатов.

«Правила игры» - консалтинговая компания. Оказывает консультационные услуги, направленные на повышение управляемости и результативности компании. Среди клиентов - «Ведомости», «Мегафон», Сбербанк, «СПЛАТ», администрация Ульяновской области. Официальный сайт -www.rulesplay.ru


© 2024
reaestate.ru - Недвижимость - юридический справочник